Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации въездного туризма в России'

Инновационные подходы к организации въездного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1035
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГОСТИНИЦЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / INBOUND TOURISM / INTERNAL TOURISM / HOTELS / REGIONAL PROGRAMS / PUBLICITY ACTIVITY / STATE SUPPORT / TRAINING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уткин Алексей Алексеевич

Автор рассматривает тенденции развития мирового и въездного туризма в России, разработку и использование региональных программ развития туризма, проблемы строительства новых гостиниц, в частности семейных гостиниц. Подчеркивается необходимость расширения использования инновационных решений в развитии туристической отрасли, подчеркивается высокая роль информационно-рекламной деятельности, а также важность государственной поддержки туристической индустрии, способствующей притоку иностранной валюты в страну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to the organization of inbound tourism in Russia

The article considers development trends in the world and inbound tourism in Russia, elaboration and realization of regional tourism development programs, and the problem of construction of new hotels, in particular family hotels. The author stresses the need to expand the use of innovative solutions for tourism industry development, the essential role of publicity activity, and emphasizes the importance of state support for the tourism industry promoting foreign exchange inflows to the country.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации въездного туризма в России»

Инновационные подходы к организации въездного туризма в России

А.А. Уткин

УДК338.48(470+571) ББК 65.433 У-847

Международный туризм - одна из крупнейших отраслей мировой экономики. Потоки туристов во всем мире постоянно растут. Это связано с повышением уровня жизни в ряде промышленно развитых государств, повышением удельного веса населения старшего возраста, вышедших на пенсию и ростом рекламы интересных мест за рубежом. Доходы от туризма весьма значительны. Туризм в мире по доходности занимает 3-е место - после торговли энергоресурсами и оружием. На туристическом рынке 90% объема всех услуг оказывают предприятия малого и среднего бизнеса. Каждый год в мире происходят события, иногда печальные (Египет, Греция), которые могут привести к перераспределению людских и финансовых потоков в мировой индустрии туризма.

В этих условиях Россия может воспользоваться данной ситуацией. Тем более что в течение прошедшего десятилетия нашу страну захлестнула волна выездного туризма. Огромные потоки денег уходят за границу. Для того, чтобы исправить положение, необходимо практически заново создавать инфраструктуру и повысить уровень предоставления услуг туризма.1

Россия переживает настоящий туристический бум. Многие туристические компании вовсе не рады такому наплыву гостей, ибо размещать их просто-напросто негде. Даже в Москве спрос на места в 2-3 раза превышает возможности. Городам же «Золотого кольца» недостает около 200 тысяч гостиничных номеров средней руки.

Государственные организации пытаются привлекать иностранных туристов, однако, успехи в этом направлении достаточно скромные. Несмотря на по-

1 Левченко Н. Москва ждет туристов среднего достатка// http://businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=303010

пытки властей изменить ситуацию, пока Россия привлекает иностранцев намного меньше, чем другие государства - самих россиян. По итогам 2012 года, за рубеж выехало 15,3 млн российских туристов. Рост составил 5,8%. Самые популярные направления - это Турция (2,7 миллиона человек), Китай (1,5 миллиона) и Египет (1,4 млн). Некоторое количество россиян отдыхает за рубежом несколько раз за год. При этом всего за границу выехало 47,8 млн граждан России, что на 9,3% больше, чем в 2011 году. В Россию же с туристическими целями приехало всего 2,5 млн человек. По сравнению с 2011 г. рост составил 10%. В середине 1990-х страну в среднем посетили около 1,8 млн туристов.

Если перейти от абсолютных цифр к процентному соотношению, то, по данным Российского союза туриндустрии, за рубежом отдыхают лишь 5% россиян. Для сравнения, только в Краснодарский край, по подсчетам того же РСТ, поехало около 7%, а 70% вообще никогда не бывали за границей. Стабильно в России отдыхает 30% российских туристов, или 22% населения всей страны. Хотя в целом численность внутренних туристов в России намного больше, чем тех, кто отдыхает за рубежом, из-за отрицательного сальдо пассажирского потока российская экономика теряет существенные деньги. По оценке Министерства культуры, среднестатистический россиянин при выезде за рубеж тратит две тысячи долларов (более 60 тыс. рублей). В то же время на родине его расходы, по данным ВЦИОМ, составляют 19,5 тыс. рублей на члена семьи. 2

Иностранные туристы расходуют в России несколько более высокую сумму. В Москве, например, в среднем каждый иностранный турист приносит доход в среднем около 1 тыс. долл. Это сравнительно небольшая сумма и могла бы быть увеличена, если бы сумма и могла бы быть увеличена, если бы уделялось больше внимания развитию индустрии туристических услуг. Правительство Москвы определило туризм как приоритетное направление. Ежегодно туристическая деятельность дает до 7% всех доходов бюджета Москвы.

Требуется поддержка на муниципальном уровне предпринимателей, готовых открыть туристический бизнес, поскольку подобная деятельность может стать инструментом устойчивого развития территории, обеспечит её жителей рабочими местами, а саму территорию - доходами в бюджет. Ресурсные возможности многих российских регионов позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз. Прежде всего, необходимо развивать транспортную и туристическую инфраструктуры. Из-за нерешенности этой проблемы сегодня большую часть стоимости турпутевки на Север составляет транспортные расходы. Также необходима эффективная маркетинговая и реклам-

2 Сугробов К. Приезжай в отечественное. Чиновники придумывают новые способы привлечь туристов в Россию // http://lenta.ru/articles/2013/07/12/check/

но-информационная политика продвижения туристических ресурсов и готовых туристических продуктов, способных идентифицировать регионы России на туристской карте России и за ее пределами.

Существенные трудности встречаются и при организации туристических потоков, не хватает подготовки квалифицированных кадров. Назрела необходимость создания факультетов в образовательных учреждениях по подготовке управленческого и обеспечивающего персонала для сферы туризма и гостеприимства. Нуждается в активизации работа по межрегиональному международному сотрудничеству, нацеленному на решение актуальных задач развития туризма в регионах, в частности в Поморье. Для привлечения иностранных туристов в регионах проводят мероприятия, которые можно разделить на две группы: мероприятия по расширению туристической инфраструктуры и мероприятия, направленные на привлечение внимания иностранных туристов.

Для разработки плана мероприятий по развитию инфраструктуры и ее реализации во многих регионах разработаны специальные региональные программы.

В ряде регионов разработаны региональные программы по развитию туризма, в том числе и на основе кластеров. Одна из наиболее совершенных программ разработана в Приморском крае - «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2017 годы». Она направлена на развитие туристско-рекреационного комплекса, повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта Приморского края на мировом и российском туристских рынках. В результате ее реализации предполагается, что в 2017 году численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями, возрастет в несколько раз, количество мест в гостиницах достигнет почти 25 тысяч.3 Объем привлеченных инвестиций в основной капитал гостиниц возрастет в 3 раза и составит к 2017 году 7110,9 млн руб. Эти позитивные изменения приведут к увеличению числа работников, занятых в туристической сфере Приморья. К концу 2017 года в этой сфере будут трудиться почти 62 тыс. чел.

В рамках региональных программ по развитию инфраструктуры туризма разрабатываются кластеры. Такой кластер создается, например, в Поморье.Его концепция была обсуждена в ходе работы международной научно-практической конференции «Кластерная политика как инструмент повышения инновационности и конкурентоспособности Северо-Арктического региона». В данном регионе есть все предпосылки для продвижения различных видов туризма, в том числе морского, речного, промышленного, культурно-познавательного, сельского, детско-юношеского, делового. Есть развитая сеть предприятий сферы туризма и го-

3 Приморский край: увеличится число работников, занятых в туристической сфере // http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=315789

степриимства, туристических объединений, учебных заведений туристической направленности. Растет интерес иностранных и российских туристов, а также самих северян к историко-культурному наследию Севера, его природным богатствам. Появляется все больше любителей активного отдыха. Однако существует и немало факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе. Среди них - малая узнаваемость Архангельской области на туристической карте России; слабо развитая туристическая и сопутствующая инфраструктура; невысокое качество предоставляемых туруслуг; несбалансированность въездного и внутреннего турпотоков по сезонам; низкая предпринимательская активность в сфере туризма в

В Поморье разработаны конкретные мероприятия, нацеленные на развитие туризма в ближайшие годы. Во-первых, начата работа по разработке системы электронного сбора и обработки статистики в сфере туризма, которая станет базой для оценки вклада отрасли в экономику региона и обеспечит принятие правильных управленческих решений, нацеленных на её развитие. Во-вторых, прорабатывается вопрос создания центра подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства. Планируется создание сети электронных туристиче-ско-информационных центров на территории региона, разработка и продвижение круглогодичного пакета турпродуктов, запуск ключевых межрегиональных международных проектов с учетом привлечения грантовых средств, дополняющих направления развития региональной сферы туризма и гостеприимства.

В Поморье, например, разработан целый ряд информационно-рекламных мероприятий, способствующих повышению туристической привлекательности региона: выставки, пресс-туры для ведущих российских и зарубежных журналистов, изготовление фильмов и печатной продукции, запуск специализированных Интернет-ресурсов. Принято решение организовать конкурс среди муниципальных образований на право получения субсидий из областного бюджета на развитие регионального туризма. Благодаря выделению 3,9 млн рублей из областного бюджета и 1,2 млн из местных бюджетов, удалось поддержать девять проектов. В области появятся новые гостевые дома и туробъекты, в Устьянском районе откроется образовательный туристический центр, поддержаны рекламно-информационные кампании по продвижению туризма в Архангельске, Вельском, Приморском и Холмогорском районах.4 В регионах проводятся различные семинары и курсы повышения квалификации для представителей туристической отрасли. В 2012 году в Архангельской области удалось возродить областной детско-юношеский туристический слет, в котором приняли участие молодые северяне из девяти районов области. В последнее время агентством ведется активная работа по развитию въездного морского круизного туризма. Был решен вопрос обеспечения доступа туристических

4 Архангельская область: совет по туризму подвел итоги работы в 2012 году // http:// vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=315828

автобусов на набережные Архангельска. Планируется продвижение примечательных мест региона на крупных туристических выставках, налаживание контактов с коллегами из других субъектов РФ и стран Баренцева региона, развитие туристической инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства, разработка совместно с предпринимателями круглогодичных пакетов туруслуг, включение Архангельской области в федеральные программы по развитию туризма.

В Приморском крае организован ежегодный региональный конкурс «Лидеры туриндустрии Приморья», а также разработка новых или инновационное обновление действующих туристских маршрутов на территории Приморского края. Этот конкурс проводится 19-й год подряд. Инновацией 2013 г. стала разработка новых и инновационное обновление действующих туристских маршрутов на территории Приморского края. Мероприятия призваны содействовать развитию въездного и внутреннего туризма, повышению эффективности работы предприятий туристского комплекса Приморского края и качества обслуживания туристов, росту профессионализма и творческой инициативы работников туриндустрии.5

Активная работа по привлечению туристов ведется в Москве. Городская целевая программа развития туризма в Москве выделяет одну важную область усилий по развитию туризма - рекламно-информационную деятельность. Администрация Парижа, например, тратит на нее около 70 млн долл. в год, в то время как Москва выделяет на эти цели примерно 1 млн долл. Между тем, нужно активно развивать народные промыслы, выпускающие различные сувениры. Любой турист, привлеченный достопримечательностями Центральной России, следуя к ним через Москву, неизбежно сделает определенные траты и в российской столице. Россия представляет для туристов еще малоосвоенную территорию, где остаются громадные резервы для развития регионального туризма. Отмечается низкий уровень рекламы туристических потенциалов регионов.6 Для решения этих проблем представляется необходимым создание фирменного стиля каждого региона; развитие круглогодичного туризма; использование механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере.

Общим направлением решения проблем развития туризма в регионах страны является строительство новых гостиниц. Во всех регионах отмечается нехватка гостиничных мест. Учитывая высокий спрос на туристические услуги, в регионах разработаны специальные инновационные программы. Так, например, уделяется внимание новому направлению в гостиничном бизнесе - организации сети семейных гостиниц.

Например, в Ярославской области из-за нехватки мест в гостиницах подавляющая часть туристов (около 90%) не останавливается на ночь в гостиницах области,

5 Приморский край: стартовал конкурс «Лидеры туриндустрии» // http://vneshmarket.ru/NewsAM/ NewsAMShow.asp?ID=316378

6 Архангельская область: определены перспективы развития туристического кластера/ http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=315700

предпочитая транзитный способ передвижения. Ряд гостиниц области (в Рыбинске, например, и в Угличе) до сих пор не имеют официальных лицензий на прием иностранных туристов. Выход из создавшейся ситуации один-единственный: активно продвигать инвестиционные проекты типа «Сеть малых гостиниц», предполагающий строительство трехзвездочных гостиниц в четырех городах области - Ярославле, Переславле, Угличе и Ростове. Примерный срок окупаемости - 8 лет. А если снизить стоимость проекта на 2-3 млн, то и через 4-5 лет.

В Москве созданию семейных гостиниц начали уделять серьезное внимание. В городе появилось немало дорогих 5-звездных гостиниц. Но при этом ощущается недостаток гостиниц среднего ценового уровня с качественным обслуживанием. Между тем, во всем мире большое значение придается семейным гостиницам, которых у нас крайне мало. За рубежом такую роль часто играют обычные крестьянские фермы. В нашей стране уже наметилась практика, когда обыкновенные дома крестьян, расположенные вблизи городов Суздаля и Владимира, силами своих хозяев перестраиваются в достаточно комфортные и уютные малые гостиницы. Но одного этого мало, нужна инфраструктура обслуживания туристов, то есть сеть небольших ресторанов, кафе, баров. Мировой опыт показывает, что малый бизнес в данной сфере может обеспечить качественное обслуживание туристов в сочетании с доступными ценами.

Существенную роль в ускорении реализации региональных программ может дать международное сотрудничество. Так, в 2012 г. китайские провинции Гуандун и Цзянси и правительство Ярославской области подписали протокол о сотрудничестве в сфере туризма в рамках российско-китайского форума по сотрудничеству в сфере туризма. Документ предполагает установление долгосрочного сотрудничества между туристическими организациями, страховыми компаниями, поощрение совместных российско-китайских проектов, создание новых видов услуг, профессиональное обучения кадров в сфере туризма и многое другое.7 Развитие туристического потенциала страны в существенной степени зависит от инвестиций в эту отрасль. Чтобы туризм стал в России развитой индустрией, необходимы серьезные вложения. Высказываются мнения, что в реализации инвестиционных программ должно быть разделение усилий: предлагается, чтобы в оздоровительные объекты (санатории и дома отдыха) деньги должно вкладывать государство, а строительство туристических гостиниц - частного капитала.

По нашему мнению, сеть оздоровительных объектов в регионах обширна и многообразна и может потребовать на федеральном уровне существенных инвестиций. Вряд ли можно надеяться, что государство пойдет на затраты миллиардных объемов. Необходимо стимулировать частный бизнес к инвестициям в туристиче-

7 Китайская и ярославская стороны договорились о сотрудничестве в сфере туризма // http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=315723

ский сегмент экономики. Но для того, чтобы бизнесмены захотели инвестировать капитал, они должны видеть возможную отдачу своих вложений в перспективе. Никто не рискнет строить объекты, если регион в целом остается мало интересным для туристов. Нужны слаженные действия бизнесменов и государства по созданию всей инфраструктуры: одновременно возводить комфортные гостиницы и реставрировать те памятники, на которые поедут смотреть гости. В регионах есть много различных оздоровительных комплексов, и россияне охотно едут отдыхать и лечиться в наши здравницы. Нужна реклама, прежде всего за рубежом, чтобы иностранные туристы прибывали не единицами, а широким потоком. Доходы от прибытия туристов получают на местах, в регионах, поэтому целесообразно развивать сеть санаториев, строить новые, а существующие сделать комфортабельнее. 8

В целом, учитывая важность отрасли на период до 2018 г. в рамках государственной программы предполагается выделение регионам финансовых средств безвозмездно на развитие инфраструктуры из федерального бюджета. Это поможет решению многих проблем по организации внутреннего туризма. Однако следует отметить, что создание и развитие инфраструктуры туризма - дело относительно дорогостоящее и потому стоимость качественных услуг туризма возрастает. Именно это, а также отсутствие бюджетных авиаперевозчиков и высокие цены на билеты, тормозят развитие внутреннего туризма в стране.

Еще одно важное направление развития туризма - организация водных круизов. Например, Волжские круизы пользуются популярностью и у наших граждан, и у интуристов. К сожалению, в Россию туристы едут менее охотно, чем в другие страны, хотя у нас множество интересных мест, красивая природа. Беда в отставании развития инфраструктуры: не хватает маленьких, уютных гостиниц. Старые гостиницы ветшают, а новые комплексы, которые сейчас строятся, видимо, будут не дешевы. Дороги тоже оставляют «желать лучшего». Объекты показа - исторические памятники - требуют серьезной реставрации. Некоторые пришли в такое плачевное состояние, что их уже стыдно демонстрировать иностранцам.

В организации туризма необходим инновационный подход - российские турфирмы должны искать новые формы работы с туристами, поскольку многие программы уже устарели. Большинство людей устало от привычных и скучных экскурсий, им хочется новых впечатлений, динамичного отдыха. Многие готовы пожертвовать комфортом ради интересных путешествий. Конечно, хорошо, если сочетается все: и удобства, и развлечения. Сегодня возрастает интерес и ко всякого рода экстремальным видам отдыха. Большой спрос на горные походы, охоту, подводное плавание.

8 Володько А. Как привлечь в страну туристов?// http://businesspress.ru/newspaper/article. asp?aid=303718 25.05.04

Необходимо отметить, что реализация программ развития туризма зависит во многом от кадров: экскурсионные программы должны быть очень хорошо организованы и интересно преподнесены, но, к сожалению, старые кадры уходят, а притока новых нет. Эта профессия трудная и физически, и морально, не привлекательна для молодежи. Продолжают работать одни энтузиасты. Необходимо расширить подготовку кадров со знанием иностранных языков, особенно в регионах.

В экономических дискуссиях часто отмечается, что в решении проблем внутреннего туризма существенную роль могло бы сыграть государство, федеральные органы власти. Одним из интересных инновационных решений стало объявление о внедрении новой программы финансовой поддержки внутреннего туризма, прежде всего, среди россиян, а затем, возможно и среди иностранных граждан. В частности, намечено поддержать внутренний туризм с помощью внедрения в оборот специальных чеков, которые позволят гражданам страны поехать на курорт со скидкой. Это уже не первая попытка властей сделать отдых на родине более привлекательным для граждан по сравнению с Турцией или Египтом. Пока объемы внутреннего туризма в стране все еще больше выездного, но в будущем ситуация может поменяться.

Существенную роль в развитии туризма внутри страны может сыграть введение в стране туристических чеков. Для этого планируется создать специальный эмиссионный центр. Чеки, выпущенные этим центром, будут покупать предприятия, причем средства, направленные на закупку чеков, не будут облагаться налогом на прибыль. Потом, по планам Ростуризма, компании должны продавать чеки своим сотрудникам со скидками в 30-70%, а те смогут оплачивать ими различные туристические услуги: санатории, рестораны, гостиницы.

Предполагается, что туристические чеки позволят государству «загрузить» здравницы и санатории в низкий сезон. Таким образом, потребление туристических услуг в России станет круглогодичным. Такой механизм эффективно используется во Франции, Италии, Швейцарии и других европейских странах. Более того, в Швейцарии внутренний туризм начал развиваться исключительно благодаря этим чекам. То есть, на практике перед россиянином стоит выбор: поправить здоровье, условно, за 15-20 тысяч рублей на Алтае или в 3 раза дороже отдохнуть в Таиланде.

Для расширения въездного туризма весьма эффективным может стать открытие зарубежных представительств. В ближайшее время планируется открыть офисы в Китае, Турции и еще ряде стран. По нашему мнению, эти представительства действительно могут решать поставленные задачи при условии, если они будут финансово самостоятельны, то есть не будут финансироваться из госбюджета.

Развитие туризма в стране в значительной степени сдерживается высоким ростом цен и тарифов на туристические услуги. Одна из причин дороговизны отдыха в России связана с налогом на имущество, и для туристических организаций его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.