Учитывая специфику кадастровых и геодезических работ, можно создать соединения по гарнитурам, чтобы геодезисты размещали точки и получали данные, а кадастровый инженер получал бы данные для карт с расчётами от геодезистов в реальном времени. Расчёт данными по формуле занимался бы Искусственный Интеллект при помощи автоматического поступления данных в свою базу информации. Такой свод данных и результатов позволил бы упростить ведение землеустроительных работ.
Список литературы
1. Visualizing cadastral parcels for surveyors using handheld Augmented Reality from Malmo University, Faculty of Technology and Society (https://www.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1480790&dswid=-7779).
2. The Future for Cadastral Surveyors: Augmented Reality (https://sitevi-sion.trimble.com/blog/the-future-for-cadastral-surveyors-augmented-reality/).
3. GNSS software-defined receiver (https://en.m.wikipe-dia.org/wiki/GNSS_software-defined_receiver).
УДК 338.436.46 (470.13) DOI 10.24412/cl-37231-2024-1-55-65
Иванов В.А., доктор экономических наук, профессор [email protected]
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ
Коми НЦ УрО РАН
г. Сыктывкар, Российская Федерация
СПЕЦИФИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ
СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Аннотация. Показана актуальность цифровизации аграрной сферы. Дан анализ нормативно-правовой базы цифровизации. Выявлена специфика цифровизации сельского хозяйства северного региона. Рассмотрен опыт цифровизации АПК в ряде регионов России. Предложены основные направления развития цифровизации аграрного сектора в Республике Коми.
Ключевые слова: цифровизация, аграрный сектор, нормативные документы цифровизации, особенности, направления цифровизации, Республика Коми.
В настоящее время цифровизации АПК России уделяется все большее влияние, что связано с необходимостью преодоления технологической отсталости его отраслей, обеспечения продовольственной безопасности. Применение современных цифровых технологий в сельском хозяйстве и сельской местности позволяет сформировать оптимальные почвенно-агротехнические и организационно-территориальные условия, обеспечивающие повышение урожайности и производительности труда, снижение материальных и трудовых затрат и сохранение плодородия почв и защиту окружающей среды, увеличение доходов сельского населения за счет повышения эффективности производства и логистической поддержки.
Центр цифровой трансформации в сфере АПК выделили три уровня готовности субъектов Российской Федерации к цифровой трансформации. Первый уровень - регионы с высоким технологическим, кадровым, инновационным потенциалом. К ним отнесены Краснодарский край, Новосибирская обл., Башкирия, Воронежская, Тамбовская, Челябинская, Нижегородская, Белгородская. Второй - регионы, уступающие лидерам по наличию программ поддержки или по количеству предприятий, работающих с цифровыми технологиями: Омская, Архангельская, Липецкая, Волгоградская, Ленинградская, Свердловская, Московская, Вологодская, Тюменская, Томская, Ростовская, Удмуртская Республика, Республика Татарстан и Алтайский край. Третий уровень - остальные регионы, в которых работа в сфере трансформации аграрного сектора только начала свою работу [1]. К данному уровню готовности к цифровой трансформации относится и Республики Коми. Это обуславливает необходимость активизации формирования и реализации направлений цифровизации отрасли.
Нормативно-правовую основу цифровизации экономики России, включая АПК, определяют: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [2], программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [4].
Стратегические направления предусматривают применение цифровых технологий с следующих областях:
- моделирование местности и рельефа;
- точное земледелие;
- внедрение систем мониторинга погодных условий;
- развитие систем автоматического орошения и полива:
- роботизированный уход за урожаем;
- эффективные удобрения с заданными свойствами;
- прогнозирование урожайности;
- беспилотный транспорт для обработки полей;
- мониторинг перемещения сельскохозяйственной техники и животных:
- мониторинг рыбопромысловой деятельности пользователей водных биологических ресурсов в режиме реального времени;
- развитие сбыта продукции посредством цифровых каналов;
- обеспечение органов власти и предприятий квалифицированными кадрами с цифровыми компетенциями;
- внедрение цифровых технологий для управления процессами;
- разработка систем анализа данных для улучшения качества продукции и повышения эффективности производства;
- использование спутниковых технологий для исследования состояния почвы и для сбора информации о позиционировании судов и промысловой деятельности, состоянии запасов водных биологических ресурсов;
- развитие цифровых рынков реализации продукции;
- повышение открытости сведений о деятельности органов власти;
- перевод государственных услуг в электронный вид;
- оптимизация контрольно-надзорной деятельности;
- снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения;
- увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации.
Цифровая трансформация направлена на создание и развитие единой цифровой платформы с унифицированным подходом к сбору, верификации и хранению данных, позволяющих организовать принятие качественных управленческих решений. Она позволяет обеспечить рост урожайности сельскохозяйственных культур и производительности труда, а также оптимизацию затрат, в том числе благодаря повышению качества прогнозирования, планирования и контроля бизнес-процессов.
Министерством сельского хозяйства РФ разработан ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [5]. Цифровая трансформация рассматривается на нескольких уровнях: национальный уровень, региональный уровень, уровень аграрного предпринимательства.
Для расчета целевых значений показателей для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [6], приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 №600 утверждена методика расчета показателя «Достижение «Цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» [7].
Выделяют семь основных направлений цифровой трансформации сельского хозяйства и научно-технологического развития в области «Цифрового сельского хозяйства», что предполагает внедрение в субъектах Российской Федерации не менее шести проектов полного инновационного комплексного научно-технического цикла сквозных цифровых систем: «Цифровые технологии в управлении АПК», «Цифровое землепользование», «Умное поле», «Умный сад», «Умная теплица», «Умная ферма», основанных на современных конкурентоспособных отечественных технологиях, методах, алгоритмах [8, с. 11].
Научное обоснование направлений цифровизации аграрного сектора региона обуславливает необходимость учета особенностей сельскохозяйственной сферы. Эта отрасль является наиболее сложной с точки зрения управления, так как зависит от природных, почвенных, биологических и социально-экономических факторов. В сельском хозяйстве технологические и организационно-экономические процессы тесно переплетаются с естественно-биологическими законами природы. Отрасль имеет многосторонние связи с предприятиями АПК, с заготовительными, транспортными, обслуживающими организациями и торговлей. Для аграрного сектора характерны многочисленность форм хозяйствования, рассредоточенность их на огромных пространствах. Площадь территории Коми составляет 416,8 тыс. км2. Отличительные особенности сельского хозяйства обуславливают различные подходы и направления его цифровизации.
Аграрная отрасль республики представлена коллективным, крестьянско-фер-мерским и личным подсобным экономическими укладами. По данным Сельскохозяйственной микропереписи 2021 г. на 1 августа 2021 г. функционировало 54 сельскохозяйственных организаций, 246 крестьянско-фермерских хозяйств, 71,8 тыс. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан (табл. 1).
Как видно из приведенных данных, основная доля посевов кормовых культур и поголовья сельскохозяйственных животных сконцентрирована в сельскохозяйственных организациях, а картофеля и овощных культур, поголовья овец и коз - в хозяйствах населения.
Итоги переписей свидетельствуют, что в сельскохозяйственных организациях, личных подсобных хозяйствах граждан произошло сокращение площади сельхозугодий, посевов культур и поголовья скота и птицы. В крестьянско-фер-мерских хозяйствах наблюдалось наращивание аграрного потенциала.
Таблица 1 - Число сельхозпроизводителей, площадь сельхозугодий, посевов, поголовье животных в Республике Коми по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 гг. и микропереписи 2021 г.
Показатель Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан
2006 2016 2021 2006 2016 2021 2006 2016 2021
Число организаций (хозяйств) - всего, ед. 208 74 54 481 395 246 104463 106390 71836
осуществлявшие сельскохозяйственную деятельность 103 71 52 206 301 235 92417 77059 49778
в% от общего числа соответствующей категории организаций 78,4 95,9 96,3 42,8 76,2 95,5 88,5 72,4 69,3
Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 165,3 56,0 44,4 9,6 17,0 15,5 32,8 17,1 8,7
из нее фактически использовались 85,2 51,3 39,5 5,9 15,4 15,0 29,9 12,2 5,1
в% от общей площади сельскохозяйственных угодий 51,5 91,7 89,0 61,2 90,6 96,7 91,2 71,1 58,6
Посевная площадь - всего, тыс. га 38,0 28,8 26,0 1,3 3,9 3,3 5,5 3,0 1,5
Картофель 0,9 0,3 0,1 0,2 0,2 0,1 5,2 2,6 1,4
Овощные культуры 0,05 0,04 0,003 0,04 0,04 0,0 0,3 0,3 0,1
Кормовые культуры 36,5 28,4 25,9 1,0 3,6 3,2 0,0 - 0,0
Поголовье сельскохозяйственных животных, тыс. голов Крупный рогатый скот 26,1 20,0 16,5 2,3 7,3 8,1 27,2 10,4 4,8
В том числе коровы 11,7 8,9 7,6 0,9 2,7 3,1 11,2 3,8 1,8
Свиньи 18,6 27,9 37,5 3,0 2,5 0,3 8,4 1,9 0,6
Овцы и козы 0,2 0,05 0,03 0,5 2,3 1,6 29,1 13,1 7,4
Птица всех видов 1806,1 1513,7 1529,7 1,8 19,5 25,3 27,2 47,0 26,7
Источник: составлено автором по данным сельскохозяйственных переписей.
Цифровизация затрагивает интересы всех социальных типов хозяйств, а также жителей сельской местности. Участие аграрных структур в формировании продовольственного фонда неодинаково. В структуре аграрной продукции Республики Коми за 2000-2022 гг. наблюдается увеличение доли сельскохозяйственных организаций на 23,2 проц. п. (с 48,5 до 71,7%), в том числе мяса - на 39,7 проц. п. (с 54,2 до 93,9%). Возросли темпы роста валовой продукции кресть-янско-фермерских хозяйств. Произошло снижение доли хозяйств населения в производстве продукции на 26,8 проц. п. (табл. 2).
Цифровизация сельского хозяйства в Коми республике происходит при серьезном дефиците квалифицированных кадров, сокращение аграрного потенциала, падение производства картофеля, говядины, молока и яиц. Меры, предпринятые в рамках разрозненных программ развития сельских территорий, не привели к обустройству села. Продолжаются процессы обезлюдивания сельской местности, старения населения, деградации объектов сельской инфраструктуры.
Таблица 2 - Динамика соотношения доли различных аграрных структур в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Коми, %
Показатель 2000 2005 2010 2015 2020 2021 2022
Картофель Сельхозорганизации 12,0 9,6 4,0 4,7 3,1 3,5 10,0
Хозяйства населения 87,0 89,0 94,6 92,4 94,2 94,4 86,9
Фермерские хозяйства 1,0 1,4 1,4 2,9 2,7 2,1 3,1
Овощи
Сельхозорганизации 35,3 22,4 22,5 21,2 45,8 44,6 46,8
Хозяйства населения 63,8 75,3 77,0 76,1 53,5 55,0 52,0
Фермерские хозяйства 0,9 2,3 1,5 2,7 0,6 0,4 1,2
Мясо (в убойном весе) Сельхозорганизации 54,2 69,7 81,6 89,5 93,8 93,9 93,9
Хозяйства населения 44,8 28,0 16,2 8,0 4,7 4,2 4,2
Фермерские хозяйства 1,0 2,3 2,2 2,5 1,5 1,9 1,9
Молоко
Сельхозорганизации 50,0 45,6 53,4 64,0 69,9 70,7 70,6
Хозяйства населения 48,8 52,0 39,8 22,9 15,2 13,0 13,2
Фермерские хозяйства 1,2 2,4 6,8 13,1 14,9 16,3 16,2
Яйцо
Сельхозорганизации 98,7 99,2 98,7 96,5 96,1 95,9 95,2
Хозяйства населения 1,3 0,8 1,2 2,5 3,1 3,1 3,8
Фермерские хозяйства 0,0 0,0 0,1 1,0 0,8 1,0 1,0
Валовая продукция Сельхозорганизации 48,5 45,6 53,8 60,8 70,3 71,1 71,7
Хозяйства населения 50,7 52,7 42,4 34,4 25,6 23,8 23,9
Фермерские хозяйства 0,8 1,7 3,8 4,8 4,1 5,1 4,4
Источник: рассчитано автором по данным Комистата.
Свои особенности имеет цифровизация сельских территорий. Для сельского расселения Коми характерны мелкие населенные пункты. По данным переписи населения 2020 г. почти две трети (62,8%) сельских населенных пунктов
составляют малые сельские населенные пункты - менее 200 жителей. Из 718 сельских населенных пунктов в 269 (37,5%) проживало 50 и менее чел. Концентрация сельского населения в поселениях людностью свыше 50 чел. составляет 10,2% (табл. 3).
Малые населенные пункты, расположенные в удаленной сельской местности, испытывают трудности с мобильной связью. Наибольшая доля населенных пунктов, в которых нет никакого доступа в Интернет, включая мобильный Интернет, находится в ГО Усинск (55%), МР Троицко-Печорский (39,4), ГО Вуктыл (36,4), МР Прилузский (32,2), МР Удорский (31,2), МР Усть-Вымский (28,9). МР Корткеросский (25,5), МР Княжпогостский (22,2), МР Койгородский и МР Усть-Куломский (20), МР Сысольский (18,4%). В среднем по Республике Коми 18,3% населенных пунктов не имеют связи с внешним миром.
Таблица 3 - Группировка сельских населенных пунктов Республики Коми по числу жителей (данные переписи)
Число сельских Численность населения,
Показатель населенных пунктов тыс. чел.
1979 г. 2010 г. 2020 1979 г. 2010 г. 2020
Всего 780 684 718 323,8 207,8 166,3
Из них с числом жителей
До 6 13 54 67 0,0 0,2 0,2
6-11 23 44 55 0,2 0,3 0,4
11-25 48 79 85 0,8 1,4 1,5
26-50 72 73 62 2,3 2,5 2,3
51-100 110 91 92 8,2 6,7 6,7
101-200 129 91 90 20,1 13,3 13,1
201-500 178 153 127 60,6 50,3 30,8
501-1000 129 62 47 9,8 42,7 30,5
1001 и более 78 37 26 140,8 90,1 71,7
Кроме того сельские населенные пункты без 8 36 67 -
населения
Источник: составлено автором по данным источника [9].
Доля населенных пунктов республики, в которых имеются одновременно 4G и волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), составляет 10,7%, а в МР Тро-ицко-Печорский - 6,1, МР Прилузский - 9,2, ГО Инта - 10, МР Удорский -10,4%. Заметим, что в ГО Сыктывкар уровень данной информационно-коммуникационной инфраструктуры достигал 71,4%, ГО Ухта - 47,1, в ГО Воркута -36,4%. Доля населения муниципалитета, проживающего в населенных пунктах с 4G и ВОЛС, в целом по региону составляет 74,1%, в ГО Сыктывкар - 99,7, ГО Ухта - 99,1, ГО Воркута - 98,1, ГО Инта - 90,4, ГО Усинск -90%. Тогда как в МР Троицко-Печорский этот показатель был равен 53,9%, МР Усть-Куломский -57,8, в МР Сысольский - 58,9% [10, с. 166].
Несмотря на увеличение объем рынка информационных технологий в сельском хозяйстве за последние годы, сохраняется неравномерность использования цифровых технологий по категориям хозяйств. По итогам Всероссийской
сельскохозяйственной переписи 2016 г. доля сельскохозяйственных организаций, подключенных к сети Интернет, в Республике Коми составила 73,7%. Охват интернетом крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей достиг лишь 17,7% [10].
Сельскохозяйственные производители Республики Коми, особенно малые формы хозяйствования, крайне незначительно используют в производстве инновационные технологии. Так, капельную систему орошения применили лишь 1,9% сельхозорганизаций и 0,3% фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, биологические методы защиты растений от вредителей и болезней - соответственно 3,7 и 1,0%, систему индивидуального кормления скота -13 и 9,6%, метод бесклеточного содержания птицы - 1,9 и 4,7%, очистные сооружения на фермах имелись у 20,4% аграрных предприятий и 4,7% крестьянско -фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, система водоотве-дения и очистки производственных стоков - у 26 и 5% (табл. 4).
В сельском хозяйстве России более активно идет процесс освоения инноваций. Так, капельную систему орошения применяют 5,9% крупных и средних организаций, 4,3% малых предприятий, 3,2% фермерских хозяйств, биологические методы защиты растений от вредителей и болезней - соответственно 12,9; 9,3; 7,6%, систему индивидуального кормления скота - 11,5; 7; 7,6%, метод бесклеточного содержания птицы - 3,4; 0,9; 1,6%, очистные сооружения на животноводческих фермах - 10,1; 3,1; 1,3%, возобновляемые источники энергосбережения - 2; 1,8; 2,1%.
Таблица 4 - Доля сельхозорганизаций и хозяйств Республики Коми, применявших инновационные технологии на 1 июля 2016 г., в % от общего числа субъектов хозяйствования
Виды инноваций Сельхоз-организации В том числе Крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели В том числе
крупные и средние малые предприятия крестьян-ские(фермерские) хозяйства индивидуальные пред-прини-ма-тели
Капельная система орошения 1 5,0 - 0,3 0,3 -
Биологические методы защиты растений от вредителей и болезней 3,7 10,0 - 1,0 1,0 -
Система индивидуального кормления скота 13,0 20,0 8,8 9,6 10,0 -
Метод бесклеточного содержания птицы 1,9 5,0 - 4,7 4,5 10,0
Очистные сооружения на животноводческих фермах 20,4 30,0 14,7 4,7 4,8 -
Система водоотведения и очистки производственных стоков 25,9 25,0 26,5 5,0 5,2 -
Источник: составлено автором по данным источника [11].
Современный уровень цифровизаций сельского хозяйства в Республике Коми крайне недостаточен и вызывает серьезную озабоченность. Основными ограничениями цифровизации аграрной сферы и сельских территорий являются: высокий уровень дефицита специалистов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями; медленное удовлетворение потребности в подготовке специалистов по информационным технологиям; недостаточное использование цифровых технологий малыми формами хозяйствования; низкий уровень развития отечественного рынка цифровых технологий; неразвитость цифровой инфраструктуры; низкая обеспеченность крестьянско-фермер-ских хозяйств и сельского населения персональными компьютерами; неполное покрытие сельской местности мобильной связью; отсутствие Интернета в удаленных сельских поселениях; территориальная рассредоточенность аграрных хозяйствующих субъектов, что осложняет внедрение цифровых технологий и цифровых продуктов; нехватка у сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно у малых форм хозяйствования, финансовых средств для закупки ИТ-оборудования и платформ; отсутствие мер государственной поддержки цифровой трансформации аграрного сектора и сельских территорий; отсутствие национальных информационных систем и цифровых платформ, обеспечивающих производителей сельскохозяйственной продукцией и региональные государственные органы власти, муниципальные образования набором пространственных данных и картографических материалов.
В настоящее время лидерами по количеству хозяйств, использующих элементы точного земледелия, являются Липецкая, Орловская и Самарская обл., точного животноводства - Липецкая, Ленинградская, Костромская обл. Всего точное земледелие и животноводство применяется более чем в 40 регионах России [8, с. 48].
Активно осуществляется цифровизация АПК Республики Башкортостан. Минсельхозом совместно с Минцифразвития республики была разработана и реализована система для оперативного сбора, анализа, обработки и графического оформления данных по всем направлениям деятельности АПК - государственная Информационно-аналитическая система «Респак АПК РБ». Система «Респак АПК» интегрирована в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для взаимодействия с налоговыми органами, Росре-естром и статистикой (ЕМИСС единая межведомственная информационно-статистическая система), что позволяет вести оперативный сбор, анализ, обработка и графическое оформление данных по ключевым направлениям деятельности АПК.
В ходе реализации ведомственного проекта: «Цифровое сельское хозяйство» в ГИС «ИАС Респак» АПК РБ был создан модуль «Земельный паспорт», предназначенный для мониторинга земель на основе сбора, обработки, анализа и отображения данных о землях сельскохозяйственного назначения в регионе с использованием геоинформационных технологий. Сведения передаются в ЕФИС ЗСН (Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения). Сейчас в республике оцифровано 4,3 млн га сельскохозяйственных угодий или 60% площадей.
На муниципальном уровне активно используется основной функционал системы «Отчетность» и «Земельный паспорт». В районной отчетности загружаются данные по ключевым показателям отраслевых групп: «Животноводство», «Растениеводство», «Племенное животноводство», «Пищевое производство», «Экономика», «Кадры», «Малые формы хозяйствования». Сводную информацию по всем районам отраслевой отдел видит в системе, тем самым получая оперативные данные АПК в режиме реального времени [12].
В Республике Татарстан в рамках цифровизации аграрного производства разработаны следующие инструменты:
• «Программа поддержки автоматизации для агробизнеса»;
• «Программа повышения квалификации для руководителей хозяйств»;
• Государственная система агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия (МСХиП) РТ;
• аренда и аттестация серверов;
• техническое оснащение МСХиП РТ.
Республика регулярно занимает лидирующие позиции в формируемых на федеральном уровне рейтингах цифровой зрелости региона. Это открывает перед аграрным сектором экономики Татарстана возможности для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения инвесторов, привлечения дополнительных инвестиций в регион, продвижения не новые рынки сбыта [13].
Основные направления развития цифровых технологий сельского хозяйства в Республике Коми;
• ликвидация цифрового неравенства между аграрными формами хозяйствования, сельской местностью и городом;
• обеспечение сельхозорганизаций, крестьянско-фермерских хозяйств и сельских жителей компьютерами и мобильными устройствами с выходом в Интернет;
• консультационные и информационные услуги сельхозпроизводителям, позволяющими получать информацию об инновациях в растениеводстве и животноводстве, в управлении, о методах борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных, прогноз погоды, динамике рыночных цен и др.;
• создание и внедрение интеллектуальной системы управления, планирования и использования земель сельскохозяйственного назначения, функционирующей на основе цифровых, дистанционных, геоинформационных технологий и методов компьютерного моделирования;
• развитие и освоение технологий точного земледелия;
• цифровое развитие оленеводство;
• использование цифровых технологий в области управления цепочек поставок;
• развитие цифровых технологий, облегчающим доступ к финансовым услугам;
• цифровая логистика, помогающая оптимизировать цепочки поставок агропродовольственной продукции;
• использование БПЛА в растениеводстве для мониторинга почв, посева сельскохозяйственных культур, точечного распыления гербицидов, внесения удобрений, картографирования местности;
• замещение ручного труда роботизированными комплексами на фермах молочного скотоводства, птицефабриках, свинокомплексе и в тепличном хозяйстве;
• разработка программы господдержки цифровизации аграрной сферы (целевые субсидии и льготные кредиты на приобретение цифровых технологий и оборудования).
Изучение особенностей цифровизации сельского хозяйства в Республике Коми позволяет сделать следующие выводы.
1. Специфика цифровизации сельского хозяйства обусловлена природными, социально-экономическими факторами, многоукладностью аграрной экономики, огромной территориальной рассредоточенностью форм хозяйствования.
2. Осуществление цифровизации отрасли в республике происходит при сокращении производства продукции скотоводства, картофеля и яйца. Это показывает особую важность, наряду с цифровизацией, осуществления инновационной модернизации этих подотраслей.
3. Цифровое сельское хозяйство в регионе находится на стадии становления. По уровню использования цифровых технологий выделяются Ленинградская и Вологодская обл. Применяют цифровые технологии в основном крупные и средние сельхозорганизации. В малых формах хозяйствования такая возможность отсутствует.
4. Ограничения цифровой трансформации связаны с высоким уровнем дефицита специалистов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями, отсутствием компьютеров и устройств для выхода в Интернет, неразвитостью цифровой инфраструктуры, цифровым неравенством между сельхозорганизациями, крестьянско-фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, городскими и сельскими населенными пунктами, недостатком финансовых ресурсов.
5. Развитие цифровизации потребует создания современных компьютерных и мобильных технологий, основанных на сплошной цифровизации сельхозтоваропроизводителей, обеспечения специалистами, способными эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями, обучения и повышения квалификации кадров, преодоления цифрового неравенства между аграрными субъектами, сельской местностью и городом, усиления господдержки цифровой трансформации.
Работа выполнена по НИР «Цифровая биоэкономика северного региона: подходы и направления» (№ 124012700509-1).
Список литературы
1. Центр цифровой трансформации в сфере АПК: [сайт]. URL: https://cctmcx.ru/otsentre/novosti/168 (дата обращения: 27.03.2024).
2. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Указ: Президента РФ №3 от 9 мая 2017. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 27.03.2024).
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р. URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVu-Pgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
4. Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. №3309-р. URL: http://government.ru/docs/50302/ (дата обращения: 27.03.2024).
5. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 48 с.
6. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 27.03.2024 г.).
7. Методика расчета показателя достижение «Цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»: Утв. приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 №600. URL: https://a-cso.ru/media/prikaz-600-ot-18.11.2020.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
8. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. М.: ФГБНУ «Ро-синформагротех», 2019. 80 с.
9. Итоги переписей населения 1979, 2010, 2020 гг. URL: https://www. statmuseum.ru/ru/results/ (дата обращения: 21.03.2024).
10. Куратова Л.А. Конфигурация цифрового пространства региона (на примере Республики Коми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. №1. С. 159-175.
11. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: В 8 т. Т. 1. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Кн. 2. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по субъектам Российской Федерации / Федеральная служба гос. Статистики. М.: ИНЦ «Статистика России», 2018. 711 с.
12. Давлетбаева Л.Р., Никитина А.А., Шилкина О.В. Цифровизация агропромышленного комплекса Республики Башкортостан // АПК: экономика, управление. 2023. №5. С. 21-27.
13. Шарипов С.А., Титов Н.Л., Харисов Г.А. Цифровая экономика как определяющий фактор развития и эффективного функционирования регионального агропромышленного комплекса //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2024. №1. С. 2-20.