Научная статья на тему 'Специфика ценностных ориентаций населения монопромышленного города (на примере г. Нижнекамска): опыт социологического исследования'

Специфика ценностных ориентаций населения монопромышленного города (на примере г. Нижнекамска): опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Н. И.

Представлены резуньтаты социологического исследования ценност­ных ориентации населения монопромышленного города. В результате анализа выявляются интегрирующие и дифференцирующие городское сообщество ценностные ориентации, определяется характер ценност­ных ориентации в зависимости от социальных и индивидуально-лич­ностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика ценностных ориентаций населения монопромышленного города (на примере г. Нижнекамска): опыт социологического исследования»

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНЕКАМСКА): ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Никифорова Н.И.*

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского государственного технологического университета, г. Нижнекамск

Представлены резуньтаты социологического исследования ценностных ориентации населения монопромышленного города. В результате анализа выявляются интегрирующие и дифференцирующие городское сообщество ценностные ориентации, определяется характер ценностных ориентации в зависимости от социальных и индивидуально-личностных характеристик.

В условиях современного российского общества, которое характеризуется интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, аксиологическая проблематика становится особенно актуальной. Ставшее на сегодняшний день ключевой проблемой изменение ценностей, связано с идеологической дезориентацией, аномией в общественном сознании, кризисом идентичностей, с проникновением или принятием элементов чужой культуры.

Роль ценностей в этом состоянии общественной системы особенно велика, так как они выступают в качестве стандартов при выборе целей, а также становятся сильными мотиваторами поведения индивидов и широких масс, которые соответствуют определённой культуре и обществу.

Глобальные изменения во всех сферах жизни современного общества заставляют по-новому взглянуть на многие явления и процессы, являющиеся неотъемлемыми компонентами и важнейшими составляющими мирового исторического процесса. Среди них одно из важных мест занимает городская социокультурная среда, которая играет значительную роль в формировании ценностных ориентаций. Взаимодействие города как среды и людей, как субъектов данной среды - это широкий пласт различных вопросов, решаемых не одним поколением, преемственно передающих друг другу различные навыки и ценности.

В этом контексте представляет интерес монопромышленный город, являющийся своеобразной социокультурной и социотерриториальной общностью.

* Руководитель Центра лицензирования, аккредитации и менеджмента качества, кандидат социологических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента.

В отечественной практике к понятию «монопрофильный», «монопромышленный» город, «моногород» близок термин «город-завод», что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения с градообразующим предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города.

Для таких городов характерны в основном те же проблемы, что и для других категорий городов, однако в условиях односторонней направленности хозяйства эти проблемы приобретают наибольшую остроту. Сложность заключается в том, что на градообразующем предприятии лежит социальная нагрузка, тем самым градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от города, в котором оно расположено и без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. В результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения, в том числе социальных, психологических и др. проблем.

Система ценностных ориентаций городского населения - это ориентация массы жителей города на определённые идеалы и оценки. Она по определению должна обеспечивать интеграцию городского сообщества, помогать каждому жителю, осуществлять одобряемый обществом выбор собственного поведения в жизненно значимых ситуациях. Однако особенности социокультурной среды монопромышленного города оказывают значительное влияние на структуру ценностных ориентаций. Так, новоиспеченный горожанин ориентируется уже не на традиции, а на новые «городские авторитеты». Таким авторитетом в монопромышленном городе является градообразующее предприятие, которое пропагандирует свои корпоративные ценности через СМИ, телевидение. Многостороннее общение все более заменяется односторонним информативным потоком «городского монополиста». Система ценностей населения монопромышленного города становится неустойчивой, направленной извне, а не изнутри. То есть поведенческие установки во все возрастающей степени определяются односторонними потоками информации. Появляется возможность формирования в нужном направлении ценностных ориентаций множества людей, которые становятся их носителями и проводниками. Такое сообщество все больше унифицирует личность, делает её податливой внешним влияниям.

Таким образом, понимание проблемы возникновения социальных противоречий городского сообщества ставит на повестку дня вопрос изучения ценностных ориентаций населения монопромышленного города и выявления ценностной совместимости городского сообщества и городской социокультурной среды.

В связи с этим, целями исследования, которое было проведено автором, являются, во-первых, выявление степени актуализации ценностей в общественном сознании горожан; во-вторых, определение групп ценно-

стей, обладающих интегрирующими и дифференцирующими характеристиками; в-третьих, характеристика ценностных «портретов» различных социальных групп и городского сообщества в целом в зависимости от социально-демографических признаков.

В качестве объекта исследования выступило население г. Нижнекамска. Выборочная совокупность составила 926 человек. В соответствии с генеральной совокупностью в ходе опроса сохранялись пропорции полов (47 % - мужчин; 53 % - женщин). Были выделены 6 возрастных групп: до 20 лет, 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, 60 лет и старше. Также выделены следующие социальные группы: рабочие, служащие, техническая интеллигенция, непроизводственная интеллигенция, руководители и работники аппарата городского управления, муниципальные служащие, предприниматели, учащиеся и студенты, пенсионеры, безработные.

В качестве метода сбора первичной социологической информации применялся адаптированный В.А. Ддовым вариант методики М. Рокича [1]. С учетом задач исследования единицы списка терминальных и инструментальных ценностей были укрупнены. В результате респондентам предъявлялось 9 терминальных и 9 инструментальных ценностей, которые предлагалось проранжировать.

Исследование ценностных ориентаций населения г. Нижнекамска показало, что наиболее актуальными являются терминальные ценности: здоровье (80 %), дети (69 %), семья (67 %), безопасность (59 %), материальное обеспечение (57 %); инструментальные ценности: ответственность (53 %), трудолюбие (52 %). В этом смысле, ценностные ориентации жителей г. Нижнекамска не значительно отличаются от базовых ценностей россиян.

Классификационный анализ позволил выявить интегрирующие и дифференцирующие городское сообщество ценностные ориентации. В состав ценностного единства вошли такие ценности, как материальное обеспечение, семья, дети, безопасность, трудолюбие, ответственность.

Анализ ценностных ориентаций представителей различных социальных групп г. Нижнекамска, показал, что такие наиболее многочисленные социальные группы, как: рабочие, учащиеся и студенты, служащие - обладают сходным набором актуальных ценностей и составляют ядро городского сообщества.

Корреляционный анализ ранговых значений ценностей выявил значимую связь между следующими ценностями:

1. выраженная ориентация на работу, карьеру положительно связана с ориентациями на трудолюбие (0,9), материальное обеспечение (0,7), любовь (0,5), образованность (0,5), ответственность (0,5) и смелость (0,4);

2. стремление к безопасности сочетается с материальным обеспечением (0,5), здоровьем (0,7), семьёй (0,7), детьми (0,8) и честностью (0,6);

3. ориентация на честность коррелирует с выраженными ориента-циями на независимость (0,8), исполнительность (0,8), детей (0,7), семью (0,5);

4. трудолюбие положительно связано с материальным обеспечением (0,6), карьерой (0,9), образованностью (0,7), ответственностью (0,8) и смелостью (0,6). При этом связь с такими ценностями, как здоровье (-0,1), исполнительность (-0,2), независимость (-0,3), терпимость (-0,4) обратная. То есть, чем важнее будет ценность трудолюбия, тем менее значимыми будут перечисленные ценности.

Таким образом, не все ценности из предложенного списка актуализировались у населения г. Нижнекамска. Кроме того, выделились ценности, которые имеют функцию интегрирования и дифференцирования городского сообщества.

В целом можно сделать вывод, что характеристика ценностных «портретов» различных социальных групп и городского сообщества г. Нижнекамска зависит от таких социально-демографических признаков, как пол, возраст, социальный статус, денежный доход, образование.

Далее, приступая к качественному этапу исследования, использовалось нарративное интервью как метод сбора информации в этой исследовательской стратегии. На наш взгляд, именно нарративное интервью, когда информант сам выстраивает в рассказе последовательность событий своей жизни, оценивает их, дает исследователю возможность описать смыслы, которыми люди наделяют своё прошлое, настоящее и будущее, расставляет акценты на ценности, позволяет понять их приоритетность. Нарративное интервью дает возможность понять, какие именно черты индивидуального опыта представляют собой капиталы личности, способные выработать те или иные ценностные ориентации.

В нашем исследовании методом нарративного интервью было опрошено 30 человек. По 3 человека из каждой социальной группы (10 групп), выделенной в социальной структуре г. Нижнекамска. Анализ текстов показал, что вся совокупность делится на неравные по численности группы тех, кто успешно адаптировался в городской среде, сюда вошли в основном работники градообразующих предприятий, и полярную группу, куда вошли, прежде всего, пенсионеры, работники социальной сферы и безработные.

Анализ показал, что характер ценностных ориентаций зависит от социальных и индивидуально-личностных характеристик, которые формируются в детстве, юности, во взрослой (дореформенной) жизни. В эпоху перемен эти качества оказались востребованными, нашли применение в социально-экономической сфере. Такие индивидуальные качества, как готовность к риску, высокая планка притязаний, сочетающиеся с работой, как важнейшей ценностью реализуются в благоприятной личностной почве, которая позволяет более успешно «вписаться» в меняющуюся соци-

ально-экономическую реальность. Другие же жизненно важные ценности как здоровье, семья, дети, если не сочетаются с такими ценностями как трудолюбие, смелость, высокие запросы, как правило, не приводят к экономическому успеху, что, соответственно, не способствует успешной включенности в адаптационный процесс.

Специфика монопромышленного города поставила в ассоциативный ряд названия градообразующих предприятий, что доказало выдвинутый ранее тезис о прикреплении населения к территории как к месту приложения своего труда. А огородно-сельское видение понятия «отдых, досуг» подтвердило специфику г. Нижнекамска, которая заключается в большой доле бывших жителей села и ещё формирующейся городской культуре.

По данным проведенного социологического исследования могут быть определены задачи городского управления, которые составят основу стратегического плана развития г. Нижнекамска.

Управление монопромышленным городом будет более эффективным, если ценностные ориентации горожан не только будут учитываться, но и станут основой реализации общих социальных целей, с одной стороны, а с другой - формированием системы управления на ближайшую и дальнюю перспективу. Именно здесь кроется основная идея инновационного управления городом, тем более монопромышленным, где во главу угла зачастую ставятся интересы градообразующего предприятия, а не интересы горожан.

Список литературы:

1. Борзикова Л.В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л.В. Борзикова, В.В. Водзинская, В.Н. Каюрова; под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЕ ДИАСПОРЫ СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСТАНА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ М. МИД О ПОСТФИГУРАТИВНОМ ТИПЕ КУЛЬТУРЫ

© Оморова H.H.*

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

В данной статье рассматриваются процессы сохранения национальных куньтур центрально-азиатских народов современного Татарстана в условиях диаспор на основе анализа данных интервью.

* Ассистент кафедры Истории, культурологии и архивоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.