m
Вестник «Qp.fiey»-kst
H. Б. Новодворская,
председатель ОЮЛ «Ассоциация детских и молодежных организаций Костанайской области»
//cv/i>v7 свздер: коммерци-ялыц емес угшмдар, менеджер, менеджмент, волонтер, элеу-меттт цауым, ацыл-oti ецбегi, басцару, ацпарат.
s
£ Ключевые слова: некоммер-
g ческие организации, менеджер, ^ менеджмент, волонтёр, социум, g умственны!! труд, управление, 3 информация.
Keywords: поп- commercial
w
о organizations, manager,
с management, volunteer, society, s brainwork, governance,
^ information.
¡T1
СПЕЦИФИКА ТРУДА МЕНЕДЖЕРА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ацдатпа
Когамда коммерцияльщ емес ^йымдардыц релшщ артуына жэне ушшш1 сектордьщ ж^мысы мен кызмеи-не сапа бойынша койылатын талаптардьщ жогарылауы-на байланысты, КЕ¥-да баскару ерекшелштерше жэне ушшип сектор менеджерлершщ аткдратын ецбегшщ 63ШД1К ерекшел1пне байланысты мэселен1 караетыру кокейтест1 болып коршед1, ce6e6i менеджердщ децгеш гана ТИШД1 жумыстын езект1 факторы бола алады.
Аннотация
В связи с повышением роли некоммерческих организаций в обществе и увеличением требований по качеству, предъявляемых к деятельности и услугам третьего сектора представляется актуальным рассмотрение вопроса, связанного с особенностями управления в НКО и спецификой труда менеджеров третьего сектора, ведь именно уровень менеджмента является ключевым фактором эффективной работы.
Annotation
Due to increasing role of non-profit organizations in the community and increase the quality requirements to the activities and services of the third sector it seems urgent to consider the issue associated with the management of NPOs in specificity of managers works in the third sector, because the level of management is the key factor of effective work.
Еще Питер Друкер в «Энциклопедии менеджмента» посвящает целый раздел НКО и говорит, что «некоммерческие организации — скауты, Красный Крест, сельские приходы — постепенно превращаются в лидеров менеджмента. В стратегии и эффективности руководства они уже сейчас используют на практике принципы, которые большинство коммерческих предприятий лишь декларируют. А в самой сложной сфере — мотивации и производительности работников интеллектуального труда — они подлинные первопроходцы, вырабатывая правила и методы, которым коммерческим предприятиям еще долго придется учиться» [7].
Следует признать, что уровень НКО России и Казахстана еще далек от того, на котором находятся ведущие организации третьего сектора США и Европы: «Менеджмент и стратегическое планирование оста-
ется одной из самых серьезных проблем для ОГО. Стратегическое планирование встречается только у самого продвинутого авангарда, преимущественно, столичного», говорится в 15-ом выпуске «Индекс устойчивости организаций гражданского общества» (118АШ)[10]. Но, не смотря на эти и другие трудности внутреннего характера, мы являемся свидетелями роста интереса граждан к НКО: «По оценке большинства экспертов, наличие влияния некоммерческого сектора на общественные, социальные и политические процессы в российском обществе - состоявшийся факт», говорится в аналитическом отчете по результатам экспертного опроса «Третий сектор» России: оценка влиятельности» [15].
Вопросы менеджмента в третьем секторе долгое время оставались в тени. И лишь с предъявлением новых требований со стороны потребителей услуг и самих грантода-телей и заказчиков со стороны различных государственных органов и организаций.
Это вызвано изменением социально-экономической ситуацией в странах СНГ, с появлением различных законодательных актов в социальной сфере, с улучшением качества жизни граждан, с возросшей конкуренцией среди самих НКО.
В связи с этим наблюдается всплеск интереса к менеджменту в НКО, все больше авторов обращают внимания на данную тематику: Гордин В.Э., Дымникова А.И., Юрьева Т.В., Шекова Е.Л. Также вопросы эффективности управления НКО мы находим в аналитических отчетах, выполненных в рамках крупных проектов.
Для понимания природы НКО необходимо признать тот факт, что некоммерческая организация по своей природе является открытой системой и подчиняется общим правилам систем и для того, чтобы существовать, она должна знать микро и макро среду и приспосабливаться к их изменениям (рис.1).
макросреда
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА
микросреда
Организации государственного и коммерческого сектора
Организация
Другие организации некоммерческого сектора
РЕСУРСНАЯ СРЕДА
Население
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
Рис. 1. Некоммерческая организация, как открытая система
Специфическая роль менеджера НКО заключается в том, чтобы согласовать, увязать в единое целое интересы государства, НКО (как организации), её членов, волонтеров, потребности целевой группы, лидеров общественного мнения, социума, отдель-
ных сотрудников, свои личные. Это требует специфических знаний содержательного и технологического порядка, понимания основ менеджмента применительно к специфике некоммерческой организации.
Питер Друкер писал, что «еще 20 лет
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
тому назад некоммерческие организации воспринимали слово «менеджмент» чуть ли не как ругательство. «Менеджмент» ассоциировался с бизнесом, тогда как члены некоммерческих организаций гордились своей непричастностью к торгашеству и независимостью от таких «низменных материй», как прибыль. Сейчас большинство уже усвоило, что для некоммерческих организаций твердое следование принципам менеджмента, возможно, даже важнее, чем для бизнес-предприятий, поскольку людей, работающих без оглядки на «конечный результат», сложнее организовать» [7].
Это высказывание является наиболее актуальным в нынешней ситуации, ведь устойчивость НКО, как и любой другой организации, зависит от уровня компетентности её управленцев. В настоящее время среди менеджеров НКО наблюдается значительное расслоение по уровню овладе-
ния управленческими знаниями и технологиями. Это обусловлено тем, что часть менеджеров проходили специализированное обучение по линии ресурсных центров, созданных по инициативе зарубежных фондов (Каунтерпарт консорциум, иЗАГО) и наблюдается большая когорта менеджеров, которые практически не получали системных знаний в области управления. Это является препятствием на пути повышения статуса НКО в обществе и качества оказания социальных услуг населению, также это негативно сказывается на отношении к третьему сектору населения, Заказчиков в лице государственных структур, партнеров из коммерческого сектора.
Чтобы понять спектр требований к деятельности менеджера НКО, приведем описание видов менеджмента НКО (по содержанию):
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Разработка стратегии НКО, определение ключевых факторов успеха, обеспечение контроля за их реализацией
Разработка и реализация философии организации, определения ценностного поля, определение позиции организации во внешней среде
Разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Исследования показывают, что лишь самые крупные НКО уделяют достаточное внимание на стратегический и нормативный менеджмент, поэтому небольшие организации страдают в ситуации неопределенности и изменчивости внешней среды и не способны завоевать авторитет у населения из-за излишней гибкости и частой смене приоритетов, отсутствия четко выстроенной стратегии.
Сложность задач, стоящих перед ме-
неджерами НКО, увеличивается каждый день: необходимость понимания социальных и политических процессов в обществе, умению выявлять противоречия и несоответствия, определять нишу востребованности услуг, оперативно реагировать на изменения и принимать обоснованные взвешенные управленческие решения.
Остановимся на рассмотрении специфических особенностей труда управленцев третьего сектора.
1. В основе деятельности менеджера находится умственный труд, который предполагает понимание менеджером процессов, обусловленных работой мозга, также важным является умение проводить самоанализ, концентрироваться на своих сильных сторонах и нивелировать слабые стороны. Также занятие умственным трудом предполагает умение управлять своим ресурсным состоянием.
2. Менеджер участвует в создании материальных благ косвенно, а не прямо, через труд других лиц, поэтому на первый план выходит вопрос управления главным ресурсом - людьми, что требует знания психологии, понимания движущих мотивов и потребностей, знания технологий влияния на поведение людей.
3. Предметом труда менеджеров является информация. Связи с этим менеджер должен обладать знаниями и технологиями, позволяющими обрабатывать большие потоки информации, выделять главное и передавать информацию адресату таким образом, чтобы она была воспринята и интериоризирована. В сфере НКО в силу специфики работы с социумом на первый план выходит идеологический менеджмент, что требует понимания процесса принятия человеком ценностей, ассимиляции его с идеологемами организации.
4. Средством труда выступают разнообразные ресурсы организации. В связи с тем, что НКО можно отнести по специфике
деятельности к сфере социальных услуг, то перечень ресурсов будет аналогичен коммерческой организации из данной сферы. Из этого вытекает необходимость овладения менеджером НКО знаниями и навыками эффективного управления ресурсами при предоставления услуг населению.
5. Результатом труда являются управленческие решения. Они по своей природе ничем не отличаются от решений менеджера коммерческой организации. Также как и в коммерции, в НКО действует принцип оптимальности управления, что требует поиска наиболее рациональных взвешенных решений достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.
Сама деятельность управленцев НКО подчиняется общим требованиям менеджмента.
Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов [14].
Соответственно, функции менеджера определяются на основе тех ресурсов, которыми обладает организация. При этом мы наблюдаем, что базовые функции аналогичны в любой организации, не зависимо от формы собственности.
Файоль, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
Планирование
Мотивация
Координация
Другие авторы разработали иные перечни функций: распорядительство (или командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, пере-
говоры, заключение сделок и т. д. [14].
Рассмотрим весь спектр управленческих функций, взяв за основу ресурсы, которыми обладает НКО.
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
1т1
[—I
О ч
о «
о н м
3
м
и ©
О и о
4 ^
©
№ Ресурс Управленческая функция
1. Люди: Подбор и расстановка кадров
члены организа- Распределение задач, полномочий, ответственности
ции и сотрудники Делегирование полномочий Организация рабочих мест Обучение и развитие Мотивация, поддержание инициативы Оценка Контроль Выстраивание внутренних коммуникаций Формирование корпоративного духа Поддержание благоприятной морально-психологической атмосферы Ведение кадровой документации
2. Люди: Привлечение
волонтеры Удержание Вовлечение в деятельность по продвижению идей организации во внешней среде Мотивирование
3. Потребители Исследование потребностей существующих и потенциальных
услуг Маркетинг услуг Исследование удовлетворенности оказываемыми услугами
4. Лидеры обще- Выявление людей, чье мнение, чьи высказывания способны
ственного мнения поднимать статус НКО Согласование взаимных интересов
5. Культура Определение ценностного поля организации Формирование корпоративной культуры Закрепление организационных моделей поведения
6. Технологии Выбор наиболее оптимальных и эффективных технологий Совершенствование технологий
7. Время Выделение приоритетов Определение временных затрат на выполнение каждого этапа Планирование
8. Финансы Привлечение финансов в организацию Управление финансами
9. Информация Кодирование Декодирование Организация каналов распространения информации Формализация информации, составляющей базу знаний организации, и организация её хранения
10. Партнеры Поддержание долговременных взаимовыгодных отношений Переговоры
11. Материалы и тех- Планирование
ника Сохранность Рациональное использование
Чтобы обеспечить себе устойчивую позицию организация должна определить, какие из её ресурсов являются уникальными и могут обеспечить конкурентное преимущество. Эти выводы базируются на ресурсном подходе, описанном Коллис и Монтгомери в своем работе «Корпоративная стратегия. Ресурсный подход». Знание данного подхода позволяет создавать конкурентное преимущество при участии в конкурсах проектов, а также при выборе направлений деятельности. И чем более уникальным ресурсом обладает организация, тем на больший успех она может рассчитывать. Поэтому одной из основных задач менеджера является развитие конкурентно выгодного ресурса. Именно понимание менеджерами НКО специфики своего труда, умение учитывать многофакторность управленческих функций позволяет организации быть устойчивой и результативной.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аврорина, Л.В. Фонды местных сообществ в России [Текст]/Л.В. Аврорина, В.Ю. Самородов // Благотворительность в России. - 2002. СПб.,- 2003 г.
2. Александрова, И. А. Менеджмент качества как средство повышения конкурентоспособности компании. [Текст]/И. А. Александрова. Jet Info №3, - 2006.
3. Брайс, X. Десять принципов управления некоммерческими организациями[-Текст]/ X. Брайс //Современный менеджмент /Пер. с англ. М.,- 1997 .
4. Гордин, В.Э. Неприбыльный сектор - элемент новой социальной парадигмы [Текст]/В.Э. Гордин // Известия СПБУЭФ -№ 1,- 1996 г.
5. Гросс, В. Инструмент самооценки НКО [Текст]:методическое пособие/В.Гросс. КРОО «Южный Региональный Ресурсный Центр». - Краснодар,- 2000.
6. Друкер, П.Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и прак-тика[Текст] /П.Ф. Друкер. Пер. с англ. М.,-2007.
7. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менед-жмента[Текст]/ П.Ф. Друкер. Пер. с англ.
— М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
- 432 с.
8. Дымникова, А.И. Деятельность некоммерческих организаций культуры по установлению партнерских отношений с бизнесом [Текст]/А.И. Дымникова // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. СПб ,- 2003.
9. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика[Текст]: учебное пособие/ А.Т. Зуб,- М.,- 2002.
10. Индекс устойчивости организаций гражданского общества» [Текст], USAID. Выпуск 15, -2012.
11. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере [Текст]/ под ред. ИМ. Шеймана и др. М.-1995.
12. Методические материалы для профессиональной подготовки некоммерческих организаций [Текст] РБОО «Ростовский ресурсный центр» Ростов-на-Дону, -2002 .
13. Непомнящий, Е.Г. Экономика и управление предприятием [Текст]: конспект лекций /Е.Г. Непомнящий. Таганрог: Изд-во ТРТУ, - 1997.
14. Чернышев, М.А. Основы менеджмента [Текст] / М.А.Чернышов, Э.М. Короткое, И.Ю. Солдатова. Изд.: ИТК «Дашков и К», Наука-Пресс,- 2006 .
15. «Третий сектор» России: оценка влиятельности [Текст]: аналитический отчет по результатам экспертного опроса AHO «Социологическая мастерская Задорина» ЦИРКОН,- 2007, 2008.
16. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций [Текст]: учебное пособие./Е.Л. Шекова. СПб., - 2003.
17. Юрьева, Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление [Текст] :у-чебное пособие/ Т.В. Юрьева. М.,- 2001.
18. Янг, Д. Руководство некоммерческими организациями[Текст]/Д. Янг. // Современный менеджмент /Пер. с англ. М., -1997.
ö? S
к с
m О
го £
« О
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©