трактор по полям , пустил соху по задам» - как необходимое условие дальнейшего развития хозяйства. Однако дедовские «примитивные» орудия труда и методы ещё воспринимались в сибирской деревне 20-х гг. как неотъемлемый элемент нового хозяйства - «Соха-матушка тракторова бабушка», «На трактора надейся, а от коней не отрекайся», «С автомашиной дружи, да последовай на гужи», «На трактор нажимай, да про коня не забывай» и т.д.
Неизбежным следствием натуральной замкнутости сибирской традиционной деревни, недостатка и примитивности техники, преобладания ручного труда являлся низкий уровень агротехнических знаний, передававшихся преимущественно в рамках семьи и общества, то есть традиционного мировоззрения. Потому не редки были в деревне с традиционным укладом высказывания типа: «По-старому пашню паши - будут хлеба хороши», «Покуда цеп в руках, по туда и хлеб в зубах», «Держись сохи плотнее, так будешь сытнее» и т.п. Самым важным фактором в трудовом воспитании была атмосфера труда и всеобщей занятости взрослых членов семьи, где успех передачи трудовых традиций основывался на авторитете старших членов семьи как умелых хозяйственников.
В отличие от дореволюционной деревни, в советской деревне 20-30-х гг. движущей силой и распространителями новых трудовых традиций становится молодёжь как наиболее мобильная часть деревенского общества. Эта часть общества, вышедшая в своём трудовом воспитании за пределы традиционных норм, под влиянием агитационно-пропагандистской работы, созвучной со стремлениями и желаниями деревенской молодёжи, формировала своё отношение к труду. В трудовую практику сибирских крестьян входят формы работы, первоначально распространённые в городско-индустриальной сфере: стахановские методы, социалистическое соревнование, ударничество. Авторитетом становятся стахановцы, ударники, чья работа, как правило, была основана на совершенствовании трудового процесса, использовании агрономических достижений и знании сельскохозяйственной техники. В подтверждение этого факта говорят народные выражения: «В соревновании за урожай друг друга опережай», «Лодырю ударник в работе не напарник», «Ударнику - уваженье , лодырю - презренье», «Агротехнику уважай - будет выше урожай», «Не пеняй на непогоду, а работай умело» и т.п.
Таким образом, народное творчество свидетельствует о том, что взаимовлияние двух мировоззрений способствовало появлению трудовой культуры, ориентированной на социалистические ценности при сохранении традиционных элементов трудовой этики.
М.Е.Койшин
Актобе
Специфика среды обитания населения городов Оренбургского края
в 1-й половине XIX века
XIX в. стал временем расцвета городов Оренбургского края, получивших законченные экономические функции и новый политический статус. Их специфическая черта - торговая и меновая роль, ставшая ведущей на фоне общего низкого уровня развития городской промышленности и консервативности инфраструктуры. Изначально большинство городов было задумано в качестве линейных крепостей и опорных пунктов, необходимых для закрепления на осваиваемых территориях Приуралья и Северо-Западного Казахстана, Развитие полифункциональности бывших военных поселений позволило им в итоге достигнуть статуса офицальных городов. По новой классификации городов, выработанной специальными комитетами во главе с кн. Львовым и сенатором Н.Дубенским, такие города, как Оренбург и Уральск (с 1846 г.) попали в число «больших» (с населением свыше 25 тыс. человек).
Особенно значительна в развитии края была роль Оренбурга. Он с самого начала задумывался в качестве «южных ворот» Российской империи, центра торговых и дипломатических сношений России с Востоком, с XVIII в. имел ряд льгот для привлечения населения С1797 г Оренбург стал губернским городом, с 1802 г. - уездным и крепостью 2 класса, с 1865 г. - вновь губернским. Облик города как нельзя лучше соответствовал специфике занятий населения и его составу. Пожалуй, наиболее выдающимися сооружениями в Оренбурге являлись гостиные и меновой дворы, востребованные в связи с торговой ролью города Еще по описаниям П.И.Рычкова, Гостиный двор включал в себя более 150 лавок, таможню i склады. Еще более значительным сооружением был меновой двор, имевший свою систем:
укреплений. Население Оренбурга включало в себя большое число татар, башкир, казахов и других представителей тюркских народов Поволжья, Приуралья, Казахской степи. С 1744 г. они проживали в основном в Сеитовском посаде (Каргалинской слободе) на реке Сакмаре и были приписаны к башкирским кантонам или городскому мещанскому обществу.
Другой специфичной чертой Оренбурга было наличие значительной доли казахов в составе населения, служивших, главным образом, на охране линейных укреплений. Казахи проживали в городском предместье (форштадте) и Бердской слободе.
Менее крупные линейные укрепления, утратив свои военные значения, превращались в станицы, поселки. В таких населенных пунктах разрушались укрепленные сооружения, а с ростом торговых контактов с казахским населением возникали меновые дворы. В ходе расширения взаимосвязей с близлежащими аулами казахов менялись даже быт, образ жизни и психология гарнизонного населения.
Появившиеся к концу первой половины XIX в. степные укрепления еще ряд лет сохраняли свое военное значение, являясь опорными перевалочными пунктами царской администрации и армии в Оренбургской степи. Создание таких укреплений в степи, их количественное и качественное развитие привели к серьезным изменениям историко-географической карты региона. Будучи торговыми пунктами и одновременно базами утверждения царской власти, они влияли на хозяйство и расселение казахских аулов. В ходе описанного процесса, а также под влиянием развития торговых отношений региона определенные изменения происходили и в структуре хозяйственных занятий степного населения. Перечисленные моменты повлияли на историческую карту западного Казахстана и южного Приуралья, создав ее интенсивную хозяйственную загруженность. Детальное рассмотрение хозяйственной, политической, культурной наполненности этих земель дает базу для изучения взаимовлия-ющих факторов, сформировавших среду обитания населения Оренбургского края в 1-й половине XIX в. В их число входят, в частности, размещение населения, развитие хозяйства, торговых путей, населенных пунктов и т.д., взаимовлияние природного, хозяйственного и социального факторов развития общества. Материалы источников, исторические, георга-фические и статистические исследования позволяют сделать вывод о высокой степени хозяйственного природопользования региона, обладавшего собственной спецификой среды обитания городского населения, быстро изменявшейся в середине XIX в.
Е.А.Пашкова
Челябинск
Трансформация культурных ценностей в пореформенный период и проблемы семьи в дворянской среде
Вторая половина XIX века в России традиционно связывается с периодом модернизации, охватившей практически все сферы жизни общества. Для дворянства эта эпоха оказалась временем размывания сословных перегородок. Пополняя, главным образом, ряды интеллигенции, привилегированный слой терял традиционные элементы своей культуры. Соприкасаясь с ценностями других сословий, она, трансформируясь, приобретала новые формы, под влиянием которых менялась частная жизнь, Внутри дворянства начинают развиваться черты эгалитарного индивидуализма, формируются представления о новом характере межличностных отношений, в том числе и внутрисемейных.
Семью, выполнявшую в традиционном обществе функцию репродуцирования и сохранения существующего строя, не следует рассматривать как что-то статичное; являясь мобильной системой, она эволюционировала параллельно изменениям, происходившим в обществе. Тенденция развития внутрисемейных отношений была связана с постепенным вытеснением таких консервативных элементов в семейных ценностях дворян, как иерархия внутри семьи: неравноправие супругов, родителей и детей. Однако степень трансформации семьи зависела от социальной ниши, которую занимало дворянство в условиях размывания сословных перегородок, от стремления сохранить в рамках частной жизни «осколки» прежней дворянской культуры. Авторитаризм, матримониальные связи, приоритет интересов семьи над индивидуальными сохранились преимущественно в высшей элитарной прослойке аристократического сословия. Однако общее направление, в котором происходило развитие дворянской семьи в пореформенный период, шло в сторону либерализма и гуманизации внутрисемейных отношений.