Научная статья на тему 'Трансформация культурных ценностей в пореформенный период и проблемы семьи в дворянской среде'

Трансформация культурных ценностей в пореформенный период и проблемы семьи в дворянской среде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация культурных ценностей в пореформенный период и проблемы семьи в дворянской среде»

укреплений. Население Оренбурга включало в себя большое число татар, башкир, казахов и других представителей тюркских народов Поволжья, Приуралья, Казахской степи. С 1744 г. они проживали в основном в Сеитовском посаде (Каргалинской слободе) на реке Сакмаре и были приписаны к башкирским кантонам или городскому мещанскому обществу.

Другой специфичной чертой Оренбурга было наличие значительной доли казахов в составе населения, служивших, главным образом, на охране линейных укреплений. Казахи проживали в городском предместье (форштадте) и Бердской слободе.

Менее крупные линейные укрепления, утратив свои военные значения, превращались в станицы, поселки. В таких населенных пунктах разрушались укрепленные сооружения, а с ростом торговых контактов с казахским населением возникали меновые дворы. В ходе расширения взаимосвязей с близлежащими аулами казахов менялись даже быт, образ жизни и психология гарнизонного населения.

Появившиеся к концу первой половины XIX в. степные укрепления еще ряд лет сохраняли свое военное значение, являясь опорными перевалочными пунктами царской администрации и армии в Оренбургской степи. Создание таких укреплений в степи, их количественное и качественное развитие привели к серьезным изменениям историко-географической карты региона. Будучи торговыми пунктами и одновременно базами утверждения царской власти, они влияли на хозяйство и расселение казахских аулов. В ходе описанного процесса, а также под влиянием развития торговых отношений региона определенные изменения происходили и в структуре хозяйственных занятий степного населения. Перечисленные моменты повлияли на историческую карту западного Казахстана и южного Приуралья, создав ее интенсивную хозяйственную загруженность. Детальное рассмотрение хозяйственной, политической, культурной наполненности этих земель дает базу для изучения взаимовлия-ющих факторов, сформировавших среду обитания населения Оренбургского края в 1-й половине XIX в. В их число входят, в частности, размещение населения, развитие хозяйства, торговых путей, населенных пунктов и т.д., взаимовлияние природного, хозяйственного и социального факторов развития общества. Материалы источников, исторические, георга-фические и статистические исследования позволяют сделать вывод о высокой степени хозяйственного природопользования региона, обладавшего собственной спецификой среды обитания городского населения, быстро изменявшейся в середине XIX в.

Е.А.Пашкова

Челябинск

Трансформация культурных ценностей в пореформенный период и проблемы семьи в дворянской среде

Вторая половина XIX века в России традиционно связывается с периодом модернизации, охватившей практически все сферы жизни общества. Для дворянства эта эпоха оказалась временем размывания сословных перегородок. Пополняя, главным образом, ряды интеллигенции, привилегированный слой терял традиционные элементы своей культуры. Соприкасаясь с ценностями других сословий, она, трансформируясь, приобретала новые формы, под влиянием которых менялась частная жизнь, Внутри дворянства начинают развиваться черты эгалитарного индивидуализма, формируются представления о новом характере межличностных отношений, в том числе и внутрисемейных.

Семью, выполнявшую в традиционном обществе функцию репродуцирования и сохранения существующего строя, не следует рассматривать как что-то статичное; являясь мобильной системой, она эволюционировала параллельно изменениям, происходившим в обществе. Тенденция развития внутрисемейных отношений была связана с постепенным вытеснением таких консервативных элементов в семейных ценностях дворян, как иерархия внутри семьи: неравноправие супругов, родителей и детей. Однако степень трансформации семьи зависела от социальной ниши, которую занимало дворянство в условиях размывания сословных перегородок, от стремления сохранить в рамках частной жизни «осколки» прежней дворянской культуры. Авторитаризм, матримониальные связи, приоритет интересов семьи над индивидуальными сохранились преимущественно в высшей элитарной прослойке аристократического сословия. Однако общее направление, в котором происходило развитие дворянской семьи в пореформенный период, шло в сторону либерализма и гуманизации внутрисемейных отношений.

Перемены затронули, в первую очередь, само понятие супружеской пары, отношение внутри которой строились на основе аффективных ценностей и глубокой эмоциональной привязанности. Эгалитаризм стал основой взаимоотношений между супругами в дворянской семье. В рамках подобных представлений высоко оценивались чувства, не зависящие от «законов общества», лежащие вне всякой религиозной и юридической регламентации. Критерием подлинного брака становится искренность и глубина чувств с опорой на индивидуализм и общность супругов. И, напротив, всякий официальный брак без любви, заключенный под принуждением родителей или по расчету, рассматривался как аморальный, как скрытый разврат.

В мемуарной литературе второй половины XIX века фиксируется появление «свободных» браков в дворянской среде, которые определялись как «нелегальный брак» или «гражданское сожительство». Их существование было санкционировано обществом и оценивалось такими мемуаристами, как ЕАШтакеншнейдер, Н.В.Шелгунов и др. с большим пафосом. Такой тип брака был обусловлен объективными причинами: он позволял преодолеть запрет православной религии на официальный развод. В рамках заключения официальных браков имела место тенденция к нестандартным формам в виде фиктивных браков. Мотивацией к вступлению в него служило стремление избавиться от традиционных ценностей: патернализма и домостроя. Инициаторами «формальных» браков выступали, как правило, молодые женщины и девушки. Свобода через брак открывала им дорогу для самореализации не только в рамках семьи, но и в общественной деятельности.

Семья в любом своем типологическом варианте выступает как социальная система, выполняющая определенные функции. Важнейшей является функция социализации нового поколения путем воспитания и передачи культурного наследия. Известно, что в традиционной дворянской семье существовала прямая зависимость прав и обязанностей ее членов от возраста и пола. Идеи просвещения и романтизма, господствовавшие в начале XIX века в русском образованном обществе, возвысили значение личности, женщины и ребенка в жизни человека, дети стали центром семьи, их физическое и нравственное воспитание стало предметом самой главной семейной заботы.

Демократический импульс во взаимоотношениях «отцов и детей» внесли новые формы обращения, которые еще более отражали степень раскрепощённости и утверждение индивидуализма в пореформенной дворянской семье. Эволюция произошла в нивелировке обращения детей к родителям через почтительное обращение на «Вы» и таких мягких форм, как «маменька» и «папенька», к более простым и менее официальным формам «папа», «мама», но при сохранении вежливого «Вы».

Эгалитаризм, ставший основой взаимоотношений между членами семьи, привел, таким образом, к ее модификации, появлению новых брачно-семейных союзов, более адекватно отвечающих зарождающимся индустриальным ценностям. Являясь мобильной системой, семья видоизменилась, соответствуя потребностям времени, и принимала различные формы - от традиционных до наиболее радикальных.

Культурные идентификации и конфликты

Т.В.Аносова

Новосибирск

К вопросу о самоидентификации французской нации в годы Великой французской революции (1789-1791)

По мнению французского историка Ф.Фюре, Франция Старого порядка была «королевством подданных, соединенных между собой фигурой короля». К концу средних веков сформировалось представление о короле как отце французского народа, и был введен ритуал свадьбы суверена со своей Нацией. Психологическое объяснение этого ритуала напоминает идею философа П.Рикера, изложенную в книге «Герменевтика и психоанализ». Анализируя образ отца и полемизируя с 3. Фрейдом, Рикер отмечает, что для понимания символа отца через жизнь семейного сообщества, последний «должен быть признан исключительно состоящим в браке». Можно предположить, что для самоидентификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.