Научная статья на тему 'Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века'

Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века»

общественного, запрет на естественные эмоции, постоянный самоконтроль - всё это заставляло создавать для себя жизненное пространство, хотя бы иллюзорно предоставлявшее человека самому себе. «Уход» от реальности, будь то картина, роман, мир снов, страсть к путешествиям - все это свидетельствует о неосознанном желании оградить свои естественные эмоции от внешнего мира, о своеобразной психологической защите. Это говорит о подсознательном желании перехода к новой морали, где будет место как общественному, так и частному.

А.А.Козин

Иркутск

Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века

Трудовая культура крестьянства в конце XIX - 30-е гг. XX в. переживала серьёзные изменения. Под влиянием социально-экономических, политических и идеологических факторов менялся не только материально-технический компонент трудовой культуры традиционного общества, но также её ментальная сторона - трудовая этика. Специфичность же Восточной Сибири в этом процессе объяснялась влиянием переселенческого и конфессионального факторов, неравномерностью колонизации региона, характером и способами ведения хозяйства.

Ценным источником в изучении эволюции трудовой этики является народный фольклор (предания, пословицы, поговорки, частушки, песни и т.п.), позволяющий определить жизненные ориентиры крестьянина, проследить изменения, происходившие в трудовой деятельности населения. В частности, на его основе можно увидеть отношения крестьян к труду, земле, орудиям труда, выявить нравственные ценности сельского труженика. Однако следует заметить, что если пословицы и поговорки традиционного общества являлись отражением трудовой мудрости и опыта предшествующих поколений, то народные высказывания 20-30-х гг. базировались скорее всего на сочетании политической идеологии, ориентируемой на социалистические ценности, с традиционными основами деревни. Хотя вопрос о степени этого сочетания остаётся открытым до сих пор.

Трудолюбие как основное качество крестьянской среды всегда ценилось как в традиционном обществе,так и в деревне периода коллективизации. К примеру, в дореволюционном фольклоре говорилось: «Кто работать любит, голодным не будет», «Тот человек ценный, кто смолоду работать привык» или«Лень мужика не кормит», « Пролениться - и хлеба лишиться» и т.д. В деревне периода коллективизации трудолюбие также было незаменимо - «Трудодень и кормит и поит», «Губит лень, спасает трудодень», «У нас человек трудолюбивый - самый счастливый», «На печи заседать, трудодней не видать» и т.п. Таким образом, основной путь к благосостоянию крестьянина в разных политических системах лежал через труд. Однако, если в традиционном обществе мотивом к труду служило удовлетворение частнособственнических интересов, ориентированных на индивидуальные возможности и потребности семьи (т.е. хозяйство моё и работаю тоже на себя), то в деревне колхозного периода акцент делался на соединение индивидуальных интересов крестьянина с интересами коллектива, при котором достаток крестьянина зависел от трудовых успехов коллективного хозяйства в целом (т.е. хозяйство общее, но, работая в нём, я также работаю на себя). Отсюда распространение таких выражений, как: « В колхозном труде сила, а без колхоза могила», «Там счастье не диво, где трудятся в коллективе» или «Хороша нива только у коллектива» и т.д. Таким образом, если основные трудовые качества крестьянской среды практически не претерпели серьёзных изменений при переходе к другой политико-экономической системе, то отношение крестьянина к орудиям труда, как и их характер, напротив, постепенно меняется.

Господство в дореволюционной деревне ручных и конных орудий труда - «Соха кормит, веретено одевает», «Иглой да бороной деревня стоит» или «Плуг хлебопашцу верный друг», «Держись за сошеньку, за кривую ноженьку» - обуславливалось традиционным взглядом крестьян на жизнь. Смена приоритетов в развитии деревни способствовала распространению механизированных орудий труда - «Мощный комбайн в поле хозяин», «Где трактор ходит, там золотая пшеница», «Раньше серпами жали, а теперь комбайны зашагали», «Пошёл

трактор по полям , пустил соху по задам» - как необходимое условие дальнейшего развития хозяйства. Однако дедовские «примитивные» орудия труда и методы ещё воспринимались в сибирской деревне 20-х гг. как неотъемлемый элемент нового хозяйства - «Соха-матушка тракторова бабушка», «На трактора надейся, а от коней не отрекайся», «С автомашиной дружи, да последовай на гужи», «На трактор нажимай, да про коня не забывай» и т.д.

Неизбежным следствием натуральной замкнутости сибирской традиционной деревни, недостатка и примитивности техники, преобладания ручного труда являлся низкий уровень агротехнических знаний, передававшихся преимущественно в рамках семьи и общества, то есть традиционного мировоззрения. Потому не редки были в деревне с традиционным укладом высказывания типа: «По-старому пашню паши - будут хлеба хороши», «Покуда цеп в руках, по туда и хлеб в зубах», «Держись сохи плотнее, так будешь сытнее» и т.п. Самым важным фактором в трудовом воспитании была атмосфера труда и всеобщей занятости взрослых членов семьи, где успех передачи трудовых традиций основывался на авторитете старших членов семьи как умелых хозяйственников.

В отличие от дореволюционной деревни, в советской деревне 20-30-х гг. движущей силой и распространителями новых трудовых традиций становится молодёжь как наиболее мобильная часть деревенского общества. Эта часть общества, вышедшая в своём трудовом воспитании за пределы традиционных норм, под влиянием агитационно-пропагандистской работы, созвучной со стремлениями и желаниями деревенской молодёжи, формировала своё отношение к труду. В трудовую практику сибирских крестьян входят формы работы, первоначально распространённые в городско-индустриальной сфере: стахановские методы, социалистическое соревнование, ударничество. Авторитетом становятся стахановцы, ударники, чья работа, как правило, была основана на совершенствовании трудового процесса, использовании агрономических достижений и знании сельскохозяйственной техники. В подтверждение этого факта говорят народные выражения: «В соревновании за урожай друг друга опережай», «Лодырю ударник в работе не напарник», «Ударнику - уваженье , лодырю - презренье», «Агротехнику уважай - будет выше урожай», «Не пеняй на непогоду, а работай умело» и т.п.

Таким образом, народное творчество свидетельствует о том, что взаимовлияние двух мировоззрений способствовало появлению трудовой культуры, ориентированной на социалистические ценности при сохранении традиционных элементов трудовой этики.

М.Е.Койшин

Актобе

Специфика среды обитания населения городов Оренбургского края

в 1-й половине XIX века

XIX в. стал временем расцвета городов Оренбургского края, получивших законченные экономические функции и новый политический статус. Их специфическая черта - торговая и меновая роль, ставшая ведущей на фоне общего низкого уровня развития городской промышленности и консервативности инфраструктуры. Изначально большинство городов было задумано в качестве линейных крепостей и опорных пунктов, необходимых для закрепления на осваиваемых территориях Приуралья и Северо-Западного Казахстана, Развитие полифункциональности бывших военных поселений позволило им в итоге достигнуть статуса офицальных городов. По новой классификации городов, выработанной специальными комитетами во главе с кн. Львовым и сенатором Н.Дубенским, такие города, как Оренбург и Уральск (с 1846 г.) попали в число «больших» (с населением свыше 25 тыс. человек).

Особенно значительна в развитии края была роль Оренбурга. Он с самого начала задумывался в качестве «южных ворот» Российской империи, центра торговых и дипломатических сношений России с Востоком, с XVIII в. имел ряд льгот для привлечения населения С1797 г Оренбург стал губернским городом, с 1802 г. - уездным и крепостью 2 класса, с 1865 г. - вновь губернским. Облик города как нельзя лучше соответствовал специфике занятий населения и его составу. Пожалуй, наиболее выдающимися сооружениями в Оренбурге являлись гостиные и меновой дворы, востребованные в связи с торговой ролью города Еще по описаниям П.И.Рычкова, Гостиный двор включал в себя более 150 лавок, таможню i склады. Еще более значительным сооружением был меновой двор, имевший свою систем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.