Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ОСНОВАНИИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Г. ХОФСТЕДЕ)'

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ОСНОВАНИИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Г. ХОФСТЕДЕ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайская деловая культура / китайская философия / конфуцианство / Герт Хофстеде / кросскультурные исследования / Chinese business culture / Chinese philosophy / Confucianism / Geert Hofstede / cross-cultural research

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оксана Анатольевна Скальная

Китай во многом имеет свою специфику, и это объясняется его многообразным историческим и философским наследием. Китайская культура и философия неотделимы друг от друга, и именно по этой причине деловая культура в данной статье будет рассматриваться с позиции традиционных философских оснований. Пони-мание культурного феномена на философско-теоретическом уровне представляется императивным для исследования и моделирования социокультурной и межкультурной динамики. Ядром деловой культуры является национальная культура, и в связи с этим для определения специфичных черт делового пространства Китая мы будем базироваться на типологии культурных измерений Г. Хофстеде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITY OF MODERN CHINESE BUSINESS CULTURE THROUGH THE PRISM OF TRADITIONAL CHINESE PHILOSOPHY (BASED ON THE TYPOLOGY OF CULTURAL DIMENSIONS OF HOFSTEDE)

In a globalized world, an understanding of the national specifics of the business culture of another country, especially a culturally contrasting one, is paramount for successful joint business activities. However, this requires a deeper understanding of the socio-cultural patterns and cultural heritage of a country. In view of the ever-growing importance of the Chinese economy on the world stage, the modern business culture of mainland China deserves a particular cultural and philosophical reflection. China has a lot of its own specific characteristics, which is explained by its diverse historical and philosophical heritage, and in this article, business culture is discussed from the perspective of traditional philosophical foundations. The purpose of this article is to reveal the features of the business culture of China in the modern sociocultural space of Chinese society through the prism of ancient Chinese philosophy based on the typology of cultural dimensions of Hofstede. The Geert Hofstede’s six cultural dimensions theory was chosen as a methodology for this cross-cultural analysis as the most researched and discussed. China has a rich philosophical heritage and in the patterns of business communication in China we can notice the influence of such teachings as Taoism, Buddhism, Legism and, of course, Confucianism. It is worth emphasizing that Confucianism comes to the fore when interpreting the traditions and practices of business interaction common in the modern business world of China. Based on the results of the last major study by Hofstede and Minkov, conducted in 2010, the following characteristics of Chinese business culture were identified: a pronounced distance of power (80 points out of 100), a prevailing orientation on collectivism (individualism level – 20 out of 100), an ambiguous attitude to avoid uncertainty (30 out of 100), masculinity of society (66 out of 100), focus on long-term (87 out of 100), and restraint in the pursuit of pleasures (level of indulgence – 24 out of 100). By a series of examples, it was shown that these features are connected with the philosophical worldview of the Chinese and allow us to form a common understanding of the functioning of the business environment of China. Special characteristics of business culture are deeply rooted in the cultural memory of Chinese society. According to the opinion of the author of the article, the relationship between philosophical heritage, especially Confucian, and Chinese business culture can be traced through the norms and patterns of business behavior. However, under the influence of modern sociocultural transformations, both domestic and transferred from the West, some of the foundations of Chinese business culture undergo a series of changes, and this requires a further analysis.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ОСНОВАНИИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Г. ХОФСТЕДЕ)»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 50. С. 121-129. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 50. pp. 121-129.

Научная статья УДК 130.2

doi: 10.17223/22220836/50/10

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ОСНОВАНИИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Г. ХОФСТЕДЕ)

Оксана Анатольевна Скальная

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

phdlife2030@gmail. com

Аннотация. Китай во многом имеет свою специфику, и это объясняется его многообразным историческим и философским наследием. Китайская культура и философия неотделимы друг от друга, и именно по этой причине деловая культура в данной статье будет рассматриваться с позиции традиционных философских оснований. Понимание культурного феномена на философско-теоретическом уровне представляется императивным для исследования и моделирования социокультурной и межкультурной динамики. Ядром деловой культуры является национальная культура, и в связи с этим для определения специфичных черт делового пространства Китая мы будем базироваться на типологии культурных измерений Г. Хофстеде.

Ключевые слова: китайская деловая культура, китайская философия, конфуцианство, Герт Хофстеде, кросскультурные исследования

Для цитирования: Скальная О.А. Специфика современной китайской деловой культуры через призму традиционной китайской философии (на основании типологии культурных измерений Г. Хофстеде) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 50. С. 121-129. doi: 10.17223/22220836/50/10

Original article

PARTICULARITY OF MODERN CHINESE BUSINESS CULTURE THROUGH THE PRISM OF TRADITIONAL CHINESE PHILOSOPHY (BASED ON THE TYPOLOGY OF CULTURAL DIMENSIONS

OF HOFSTEDE)

Oksana A. Skalnaya

National Research Tomsk State University Tomsk, Russian Federation, phdlife2030@gmail.com

Abstract. In a globalized world, an understanding of the national specifics of the business culture of another country, especially a culturally contrasting one, is paramount for successful joint business activities. However, this requires a deeper understanding of the socio-cultural patterns and cultural heritage of a country. In view of the ever-growing importance of the Chinese economy on the world stage, the modern business culture of mainland China deserves a particular cultural and philosophical reflection. China has a lot of its own specific characteristics, which is explained by its diverse historical and philosophical heritage, and in this article, business culture is discussed from the perspective of traditional philosophical foundations.

The purpose of this article is to reveal the features of the business culture of China in the modern sociocultural space of Chinese society through the prism of ancient Chinese

© О.А. Скальная, 2023

philosophy based on the typology of cultural dimensions of Hofstede. The Geert Hofstede's six cultural dimensions theory was chosen as a methodology for this cross-cultural analysis as the most researched and discussed.

China has a rich philosophical heritage and in the patterns of business communication in China we can notice the influence of such teachings as Taoism, Buddhism, Legism and, of course, Confucianism. It is worth emphasizing that Confucianism comes to the fore when interpreting the traditions and practices of business interaction common in the modern business world of China.

Based on the results of the last major study by Hofstede and Minkov, conducted in 2010, the following characteristics of Chinese business culture were identified: a pronounced distance of power (80 points out of 100), a prevailing orientation on collectivism (individualism level - 20 out of 100), an ambiguous attitude to avoid uncertainty (30 out of 100), masculinity of society (66 out of 100), focus on long-term (87 out of 100), and restraint in the pursuit of pleasures (level of indulgence - 24 out of 100). By a series of examples, it was shown that these features are connected with the philosophical worldview of the Chinese and allow us to form a common understanding of the functioning of the business environment of China.

Special characteristics of business culture are deeply rooted in the cultural memory of Chinese society. According to the opinion of the author of the article, the relationship between philosophical heritage, especially Confucian, and Chinese business culture can be traced through the norms and patterns of business behavior. However, under the influence of modern sociocultural transformations, both domestic and transferred from the West, some of the foundations of Chinese business culture undergo a series of changes, and this requires a further analysis.

Keywords: Chinese business culture; Chinese philosophy; Confucianism; Geert Hofstede; cross-cultural research

For citation: Skalnaya, O.A. (2023) Particularity of modern chinese business culture through the prism of traditional chinese philosophy (based on the typology of cultural dimensions of Hofstede). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 50. pp. 121-129. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/50/10

Между странами активно развиваются деловые коммуникации, и в связи с этим кросскультурные различия в современном международном деловом мире становятся предметом пристального изучения. Современная деловая культура материкового Китая заслуживает отдельного культурно-философского осмысления ввиду всевозрастающей значимости китайской экономики на мировой арене. Следует отметить, что понимание культурных особенностей делового мира Китая - это также ключ к постижению деловых культур и других азиатских стран с конфуцианским наследием или присутствием китайского бизнеса (Тайвань, Корея, Япония, страны Юго-Восточной Азии), а это целый кластер экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, играющих важнейшую роль в современном мироустройстве. Цель данной статьи - раскрыть особенности деловой культуры Китая в современном социокультурном пространстве китайского общества через призму древнекитайской философии на основе типологии культурных измерений Хофстеде.

Деловая культура - это субкультуральный феномен, его изучение началось сравнительно недавно, как, в целом, и исследования в области культурологии - в 50-60-е гг. XX в. По определению С.П. Мясоедова, деловая культура представляет собой совокупность ценностных ориентиров и поведенческих стереотипов, принятых в стране или организации при ведении бизнеса [1]. Деловое взаимодействие присутствует во многих аспектах жизнедеятельности людей, поэтому справедливо утверждать, что деловая культура является неотъемлемой частью социокультурной реальности и непо-

средственно участвует в процессах трансформации общества. Ядром деловой культуры является национальная культура. Она определяет культурную парадигму функционирования общества и выражается в преемственности нормативно-ценностным ориентирам. Типология культур по национальному признаку была предложена в США и Европе начиная с 60-х гг. XX в. такими учеными, как Ф. Клакхон, Ф. Стродтбек, Г. Хофстеде, Э. Холл, Ф. Тром-пенаарс, Г. Триандис, Т. Парсонс, Т. Шварц, Дж. Роттер, Т. Коттел (преимущественно специалистами в области социальной психологии и антропологии).

В качестве методологии для данного кросскультурного анализа была выбрана типология культурных измерений Герта Хофстеде, общепризнанного специалиста в области межкультурных исследований, по степени изученности и проработанности превосходящая другие модели исследования национальной культуры. В 2010 г. Хофстеде совместно с исследователем Майклом Минковым было проведено масштабное исследование с использованием данных крупнейшего социального проекта «Всемирного обзора ценностей» («World Values Survey»), и в настоящее время модель Хофстеде состоит из шести измерений [2, 3]. Кроме того, Хофстеде и коллегами было уделено особое внимание изучению и пониманию ценностей традиционных азиатских обществ. Например, в 1980-х гг. гонконгским исследователем Бондом было проведено отдельное исследование студентов 22 стран пяти континентов на основе «Опросника китайских ценностей» («Chinese Value Survey»), разработанного китайскими социологами, результаты которого подтвердили достоверность результатов Хофстеде и дополнили существующую модель Хофсте-де измерением под названием «конфуцианский динамизм» [4, 5].

Национальная культура Китая зиждется на многообразном философском наследии. В паттернах делового общения прослеживается влияние даосизма, буддизма, легизма и, безусловно, конфуцианства, объединенных общей целью - выстраивание гармонии, баланса с собой и окружающим. Гармоничное состояние достигается путем совершенствования и несопротивления в даосизме, жертвованием личными интересами и движением к высокой цели служения в буддизме, а в легизме - жесткой регламентацией и контролем. Если же мы говорим об «общем языке» деловых культур в Азии и в Китае в особенности, то это конфуцианская школа1. Конфуцианство выходит на первый план при интерпретации традиций и практик делового взаимодействия, а также в целом при изучении национальной модели управления в Китае. Конфуцианство призывает к самосовершенствованию посредством культивирования пяти добродетелей и к соблюдению социальной иерархии на основе пяти основных типов взаимоотношений. По словам И.Г. Минервина, это философия нравственного и общественного поведения для достижения и поддержания гармоничного состояния в обществе и государстве: «Общественный идеал достигается благодаря сочетанию моральных установок и иерархического порядка...» [6. C. 69]. В данной статье мы дадим описание особенностей китайской деловой культуры через призму философского наследия Китая, основываясь на данных культурных измерений последнего крупного исследования Хофстеде и Минкова, проведенного в 2010 г. [7].

1 В данной статье мы будем опираться на общие конфуцианские принципы (без указания определенного течения конфуцианской мысли).

1. Дистанция власти - критерий, измеряющий уровень равенства индивидуумов в обществе. Чем выше значение - тем больше дистанция, неравенство. По данному критерию Китай насчитывает 80 баллов из 100, что говорит о наличии высокого уровня неравенства в китайском обществе. Вспомним, что в трудах легистов подчеркивается важность авторитарности руководителя и приветствуется применение системы поощрений и наказаний, а иерархичность и порядок - центральные концепции конфуцианского учения. Согласно Конфуцию, отношения с окружающими людьми выстраиваются согласно «пяти основным связям»: государь-подданный, родители-дети, муж-жена, старший-младший, друг-друг [8], что подразумевает четкую субординацию согласно возрасту и статусу и тем самым обеспечивает стабильность общества. Также поддержанию порядка служит семейно-клановая система организации китайского общества и делового ландшафта. Например, менеджеры, более старшие по рангу, обладают непререкаемым авторитетом, и их подчиненные не склонны принимать какие-либо решения без получения их одобрения. В целом высокая степень иерархичности присутствует во всех сферах жизни - семейной, общественной и деловой.

2. Индивидуализм, характеризующий отношения индивида и общества. Китайское общество отличается низким уровнем индивидуализма (20 баллов из 100) - индивидуальные достижения поощряются меньше, чем, например, в США или Европе, прежде всего ценится вклад в коллективный труд. Принадлежность группе, поддержание связей, соблюдение гармонии в отношениях - эти признаки характеризуют многие коллективные общества азиатских стран, придерживающихся конфуцианской идеологии. Представители конфуцианства делят людей на «своих» и «чужих» согласно разветвленной сети связей, или «гуаньси» («^Ж» guanxi), что является уникальной характеристикой делового общения. Связи рассматриваются как источник информации, ресурсов, они важны для построения репутации, и от качества и обширности связей зависит успех в деловом мире. Для поддержания же установленных доверительных связей приняты обмен подарками и поздравлениями, а также регулярные встречи. Межличностные связи тесно переплетены с деловыми отношениями, что, однако, в некоторой степени усложняет взаимодействие с китайцами в бизнес-среде [9]. Кроме того, представители китайской культуры очень чувствительны к «потере лица» (означает оказаться в неловком положении, опозориться) в общественном и тем более деловом кругу. Согласно же другому философскому течению, буддизму, в деловых отношениях порицается эгоизм и приветствуются активная поддержка сотрудников, добрые отношения с партнерами. Пропагандируется корпоративная социальная ответственность, филантропия, так как одной из основных задач бизнеса является помощь людям от полученной прибыли. Компании, придерживающиеся буддийской философии, отличаются миролюбивостью, так как понимают, что несут ответственность за окружающих людей и среду и необходимо учитывать интересы всех сторон бизнес-процесса, а лидеры таких компаний руководствуются предназначением служить высокой миссии или идее. Следует подчеркнуть, что государственный строй Китая - социализм с китайской спецификой - играет немаловажную роль в поддержании коллективистских ценностей в обществе.

3. Избегание неопределенности, указывающее на неумение быть гибким в незнакомой или новой ситуации, отходить от правил. Согласно результатам исследования, Китай набрал 30 баллов из 100, т.е. неопределенность приемлема. Обратимся к двум другим ключевым кросскультурным исследователям. Американским антропологом Э. Холлом в 1976 г. в книге «Beyond culture» была предложена относительно простая дуальная модель для понимания межкультурных различий - низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные культуры [10]. Для первых важными представляется открытость и прямолинейность в общении и поведении. Для вторых необходимо понимание контекста ситуации, как-то: невербальных знаков, бэкграунда, жестов и символов, что усложняет процесс кодификации и декодификации информации. Китайская культура относится к высококонтекстуальной - отмечается амбивалентность как в поведении, так и в речи китайцев (китайский язык, как известно, богат метафорами и фразеологизмами). Согласно методологии другого известного ученого в области кросскультурных исследований, Ричарда Льюиса, Китай наряду с Японией, Кореей и Финляндией носит признаки реактивной культуры: при общении принято слушать и следовать за собеседником (так называемые listening cultures), коммуницировать невербально, а люди данного типа культуры пассивны, внимательны, вежливы, неконфликтны и высокоморальны [11]. Как следствие, при общении возрастает уровень неопределенности из-за сложности интерпретации знаков и символов пассивного собеседника. Приведем другой пример проявления неопределенности: китайцы отличаются «неторопливостью» в принятии решений, предпочитая ожидать правильный момент для определенного действия, который «созревает» благодаря внешним обстоятельствам. В этом случае мы говорим о «следовании природе» («ШЙ- Й^» shin qi ziran), что соответствует даосскому принципу естественности и недеяния. К примеру, одна из строк основополагающего трактата даосизма «Дао дэ цзин» гласит: «Для человека образец -Земля. Для Земли образец - Небо. Для Неба образец - Путь. Для Пути образец - самопроизвольная естественность» («Ай№, ШША, АЙЖ, ЖЙЙ^» ren fa di, di fa tian, tian fa dao, dao fa ziran) [12]. Иными словами, все в мире основывается на естественности. С другой стороны, правила, ясность, структурированность имеют важнейшее значение в жизни китайцев, так как базируются на центральной концепции порядка и гармонии, принятой в конфуцианстве. Известная конфуцианская цитата гласит: «Если есть праведность в сердце, будет красота в характере. Если есть красота в характере, будет гармония в доме. Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране. Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире». Например, для многих иметь стабильную должность часто важнее более высокооплачиваемой, но в то же время более рискованной, ответственной позиции в компании. В общем, что касается критерия «избегание неопределенности», то следует отметить сложность его однозначной интерпретации и необходимость более детального изучения.

4. Маскулинность - показатель, определяющий стремление к конкуренции в обществе. По уровню маскулинности Китай имеет значения, идентичные Германии и Великобритании, - 66 баллов. Деловая среда Китая характеризуется высокой конкуренцией и нацеленностью на успех. Ввиду многочисленности населения и ограниченности ресурсов китайцы с самых

ранних лет приучены к трудолюбию, ведь, согласно конфуцианству, упорство и труд - путь к успеху. К примеру, с 605 г., со времен правления династии Суй, в Китае существовала система государственных экзаменов «кэцзюй» («44^» keju), с помощью нее на ключевые позиции отбирались самые способные люди. Интересно, что подобная система тестирования и отбора существует и сейчас. Что касается отношения к деньгам и прибыли -обогащение приветствуется и является признаком стабильности, тем более, что возможности достижения финансового благополучия во второй экономике мира являются реальными как никогда. Только один из примеров бурного развития экономики Китая - Всемирная организация интеллектуальной собственности опубликовала данные, что за 2019 г. Китай занял первое место в мире по количеству заявок на патенты (58 990 заявок), тем самым обогнав США, мирового лидера на протяжении последних 40 лет [13]. Имея огромный потребительский рынок и централизованную власть, Китай по многим параметрам уже занимает первое место в мире и уверенно движется к званию мировой сверхдержавы. Можно предположить, что если бы критерий маскулинности был проанализирован в последние годы, то Китай набрал бы еще более высокие баллы.

5. Ориентация на долгосрочность, или «конфуцианский динамизм», характеризует общество с ориентацией на будущее и означает наличие у людей прагматизма, настойчивости. Китайская деловая культура занимает очень высокую позицию в списке стран по степени ориентации на долгосрочность -87 баллов! Согласно конфуцианскому учению, уважения заслуживают такие деловые качества, как трудолюбие, настойчивость, сдержанность, любовь к самообразованию, скромность. Китайцам свойственно откладывать финансовые средства и ответственно готовиться к будущему, а в китайской деловой культуре трудовая этика превыше всего. Что касается ориентации во времени на долгосрочное будущее, то, к примеру, налаживание, накопление и поддержание связей с различными людьми рассматривается как вклад в будущее, так как в какой-то момент в жизни определенные связи могут быть полезны. Отношения с людьми как в обществе, так и в бизнес-среде выстраиваются с целью установления долгосрочной дружбы на основе гуманного поведения, так называемых «пяти добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость [8], прописанных в «Лунь-Юе», основном конфуцианском каноне. В литературе можно также встретить такое понятие, как «конфуцианский предприниматель» (Confucian entrepreneur) -бизнесмен образцового поведения, проявляющий гуманность к людям (^A^^yi ren wei ben) и стремящийся к гармонии между справедливостью и получением прибыли yi li he yi) [14, 15]. В настоящее время в научном обществе в связи с экономическими успехами Китая критерий «конфуцианский динамизм» широко изучается как на теоретическом, так и практическом уровнях как показатель развития и потенциала страны.

6. Критерий индульгенция, или «потакание слабостям», означает культурно-социальные установки людей в отношении стремления к удовольствию. Общий балл у Китая по данному измерению - 24. Как известно, сред-нестатический китаец умерен в своих желаниях и превыше всего ценит трудолюбие и экономность. В повседневной жизни китайцы проводят большую часть времени на работе и мало отдыхают. Согласно конфуцианской

трактовке, «благородному мужу» jünzi), или человеку с образцовым

поведением, важно быть дисциплинированным и во всем придерживаться принципа умеренности, так называемого «срединного пути» («ФЖ» zhong dáo). Умеренность в жизни достигается поддержанием баланса между желаниями и «ритуалами», или «ли» («*L» li), принятыми в обществе. Несмотря на то, что в последние годы с ростом покупательной способности китайское население, особенно средний класс, позволяет себе больше видов досуга и стремится к роскоши и богатству, привычка откладывать денежные средства и проявлять умеренность в поведении крепко укоренена в большинстве китайских семей.

В последнее время в научных кругах отмечается некоторое ослабление доминирования модели Хофстеде, так как появляются новые данные и методологии исследований, учитывающие меняющуюся социокультурную парадигму современных культур. Важно отметить, что несмотря на желание стандартизировать и унифицировать культурные особенности посредством кросс-культурных исследований, все больше ученых утверждают, что локальные культурные характеристики приобретают все более важное значение по сравнению с универсальными ценностями и требуют более глубокого дескриптивного и онтологического исследования.

Особенности деловой культуры глубоко укоренены в культурной памяти китайского общества. По мнению автора, очевидна взаимосвязь философского наследия, в особенности конфуцианского, и китайской деловой культуры, которая прослеживается через нормы и паттерны делового поведения. Посредством анализа шести измерений модели Хофстеде применительно к Китаю удалось выявить следующие характеристики китайской деловой культуры - выраженная дистанция власти, превалирование ориентации на коллективизм, неоднозначное отношение к избеганию неопределенности, маскулинность общества, нацеленность на долгосрочность, а также сдержанность в стремлении к удовольствиям. Было показано, что данные особенности так или иначе связаны с философским мировоззрением китайцев и позволяют сформировать общее понимание функционирования делового пространства Китая, являющееся залогом успешного взаимодействия с представителями китайской культуры. Однако под влиянием современных социокультурных трансформаций, как внутрикитайских, так и заимствованных с Запада, некоторые основы китайской деловой культуры претерпевают ряд изменений, что требует нового осмысления и дальнейшего детального анализа.

Список источников

1. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. М. : Дело, 2003. 256 с.

2. Hofstede G. Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context // Online readings in psychology and culture. 2011. № 2 (1). 26 p.

3. Hofstede G., Hofstede G. J., MinkovM. Cultures and Organizations: Software of the mind (3rd ed). New York : McGraw-Hill, 2010. 576 p.

4. Fan Y. A classification of Chinese culture // Cross Cultural Management: An International Journal. 2000. № 7 (2). 14 p.

5. Hofstede G., BondM.H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational dynamics. 1988. № 16 (4). P. 5-21.

6. Минервин И.Г. Азиатский менеджмент: конфуцианское наследие и современность // Экономические и социальные проблемы России. 2015. № 1. С. 66-106.

7. Hofstede Insights. URL: https://www.hofstede-insights.com/country/china/ (дата обращения: 15.05.2020).

8. Переломов Л.С. Конфуций «Лунь Юй». М.: Восточная литература, 1998. С. 167-180.

9. Su Hui. A systematic review of the impact of cultural differences on American-Chinese partnerships. Master of Business Administration. Diss. University of Prince Edward Island, 2015. 41 p.

10. HallE.T. Beyond culture. NY.: Garden city: Anchor Press, 1976. 256 p.

11. Lewis R.D. When cultures collide: leading across cultures (3rd ed). Boston : Nicholas Brealey International, 2006. 342 p.

12. Виногродский Б.Б. Трактат о Пути и способах продвижения. Двадцать пятый чжан. URL: http://taopooh.narod.ru/3/vn.html (дата обращения: 10.06.2020).

13. France 24. URL: https://www.france24.com/en/20200407-in-first-china-moves-ahead-of-us-as-world-s-top-patent-filer (дата обращения: 28.05.2020).

14. даш. ад* шшая^^одшщ^ // шшяш. 2007.

№ 501. P. 340-341. [Zhang Lixia, Yan Huizhe, Du Kun. Analysis of the synergetic relationship between Confucianism and corporate culture // Market modernization. 2007. № 501. P. 340-341.]

15. // ЙШШ- 2007. № 491. P. 91-92. [Liu Yuexia. Modern considerations of Confucian businessman and Confucian Businessman's Ethics // Market modernization. 2007. № 491. P. 91-92.]

References

1. Myasoedov, S.P. (2003) Osnovy kross-kul'turnogo menedzhmenta: Kak vesti biznes s predstavitelyami drugikh stran i kul'tur [The basics of cross-cultural management: How to make business with the representatives of different countries and cultures]. Moscow: Delo.

2. Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture. 2(1).

3. Hofstede, G., Hofstede, G.J. & Minkov, M. (2010) Cultures and Organizations: Software of the mind. 3rd ed. New York: McGraw-Hill.

4. Fan, Y. (2000) A classification of Chinese culture. Cross Cultural Management: An International Journal. 7(2).

5. Hofstede G. & Bond, M.H. (1988) The Confucius connection: From cultural roots to economic growth. Organizational Dynamics. 16(4). pp. 5-21.

6. Minervin, I.G. (2015) Aziatsky menedzhment: konfutsianskoe nasledie i sovremennost' [Asian management: Confucius heritage and modernity]. Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii -Economic and Social Problems of Russia. 1. pp. 66-106.

7. Hofstede Insights. [Online] Available from: https://www.hofstede-insights.com/country/china/ (Accessed: 15th May 2020).

8. Perelomov, L.S. (1998) Konfutsiy "Lun' Yuy" [Confucius "Lunyu"]. Moscow: Vostochnaya Literatura. pp. 167-180.

9. Su, Hui. (2015) A systematic review of the impact of cultural differences on American-Chine.se partnerships. Master of Business Administration Diss. University of Prince Edward Island.

10. Hall, E.T. (1976) Beyond Culture. New York: Garden city: Anchor Press.

11. Lewis, R.D. (2006) When Cultures Collide: Leading Across Cultures. 3rd ed. Boston: Nicholas Brealey International.

12. Vinogrodsky, B.B. (n.d.) Traktat o Puti i sposobakh Prodvizheniya. Dvadtsat'pyatyy chzhan [A Treatise on the Way and Methods of Advancement. Twenty-Fifth Zhan]. [Online] Available from: http://taopooh.narod.ru/3/vn.html (Accessed: 10th June 2020).

13. France 24. [Online] In first, China moves ahead of US as world's top patent filer. [Online] Available from: https://www.france24.com/en/20200407-in-first-china-moves-ahead-of-us-as-world-s-top-patent-filer (Accessed: 28th May 2020).

14 Zhang Lixia, Yan Huizhe & Du Kun. (2007)) Щ^^.

fffWMm£[Market Modernization]. 501. pp. 340-341.

15. Liu Yuexia. (2007) ШШЖШШЪШШШЩж. [Market Modernization].

491. pp. 91-92.

Сведения об авторе:

Скальная О.А. - аспирант философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: phdlife2030@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Skalnaya O.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: phdlife2030@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.07.2020; одобрена после рецензирования 09.09.2020; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 01.07.2020; approved after reviewing 09.09.2020; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.