Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиасфера / медиапотребление / медиаактивность / коммуникации / цифровое пространство / постсовременность / media sphere / media consumption / media activity / communications / digital space / postmodernity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борисова Е. Н.

В работе говорится об одном из "движущих" факторов общественных преобразований – процессе медиатизации общества – проникновении электронных коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей. Зависимость от коммуникационных технических средств создает возможности для персонализированного медиапотребления, индивидуального контроля за медиаконтентом. Функционирование технических инноваций определяется социальными факторами: сложившимися властными отношениями в обществе, общественными и индивидуальными ресурсами, уровнем культуры и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF MODERN MEDIA CONSUMPTION

Тhe paper talks about one of the "driving" factors of social transformations – the process of mediatization of society – the penetration of electronic communication technologies into people's daily lives. Dependence on communication technology creates opportunities for personalized media consumption, individual control over media content. The functioning of technical innovations is determined by social factors: the established power relations in society, social and individual resources, the level of culture and education.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ»

УДК 316

Борисова Е.Н.

Техник, студент кафедры философии и социологии Юго-Западный Государственный Университет

г. Курск, Россия

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ Аннотация

В работе говорится об одном из "движущих" факторов общественных преобразований - процессе медиатизации общества - проникновении электронных коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей. Зависимость от коммуникационных технических средств создает возможности для персонализированного медиапотребления, индивидуального контроля за медиаконтентом. Функционирование технических инноваций определяется социальными факторами: сложившимися властными отношениями в обществе, общественными и индивидуальными ресурсами, уровнем культуры и образования.

Ключевые слова:

медиасфера, медиапотребление, медиаактивность, коммуникации, цифровое пространство, постсовременность.

Borisova E.N.

Kursk Southwest State University Kursk, Russia

THE SPECIFICS OF MODERN MEDIA CONSUMPTION Abstract

The paper talks about one of the "driving" factors of social transformations - the process of mediatization of society - the penetration of electronic communication technologies into people's daily lives. Dependence on communication technology creates opportunities for personalized media consumption, individual control over media content. The functioning of technical innovations is determined by social factors: the established power relations in society, social and individual resources, the level of culture and education.

Keywords:

media sphere, media consumption, media activity, communications, digital space, postmodernity.

В начале 21 в. современный мир погрузился в мир медиа, сферу разнообразных коммуникаций. Развитие современных технологий оказывает значительное влияние на ценностный субъективный мир человека, а социальные сети и доступные мультимедийные устройства совершили революцию в сфере медиапотребления. И, хотя развитие социальных сетей продолжается уже довольно давно, вектор развития медиасферы (в контексте феномена потребления) смещается в сторону новых медиа. Трансмедийные коммуникации уже являются неотъемлемой частью нашей жизни в виде разнообразных возможностей, «сообщений» и «проектов».

Медиапространство сегодня перенасыщено информационными потоками, медиапотребление все глубже проникает в жизненные реалии, изменяя повседневную деятельность, образ жизни, привычки и способы социального взаимодействия людей. Такова реальность, в которой приходится жить людям 21 века.

Современное общество трансформируется во всех сферах - меняются экономические, политические, социальные условия жизни. Временной разрыв между открытием и использованием инновации продолжает сокращаться, а информационный поток - увеличиваться. Разнообразие видов и форм медиа, которые все прочнее укореняются в жизни каждого человека, порождает еще больший спрос на медиапродукцию, формируя некоторые тенденции медиапотребления. Для регулирования этого процесса нужно постоянно отслеживать происходящие изменения и стимулировать создание благоприятных условий для реализации новых возможностей для развития общества.

З. Бауман характеризует в обобщенном виде взаимосвязь процесса потребления (а его медиасоставляющая неуклонно растет) с идентичностью современного человека: «В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость - универсальная зависимость от покупок - это обязательное условие всей индивидуальной свободы; главным образом, свободы отличаться, "иметь идентичность"» [1].

Новые СМИ, или новые медиа (англ. new media) - термин, который используется для обозначения интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями, процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций [3].

В мире медиапотребление становится все активнее и интенсивнее. Глобальные сети для большинства населения уже стали привычным средством взаимодействия в информационном и медиапространстве. Развитие интернет технологий способствует значительному росту числа пользователей различных сервисов для получения интересующей информации и услуг.

Мировые события последних двух лет оказали значительное влияние на рост интереса к новостным онлайн ресурсам. Меры по сдерживанию пандемии стали стимулом повышения медиаактивности в 2020 г. Увеличение интереса к новостям в пандемийный год и весной 2022 г. на фоне обострения геополитических противоречий в мире изменил модель медиапотребления, что проявляется в развитии тенденций медиапотребления [2]. Популярность политических новостей, повышение интереса к медиа среди молодежи, распространение чтения в регионах, еще большее расширение тематического интереса молодых и старших целевых аудитории, развитие мультимедийности. Казалось бы, что с большой вероятностью можно будет прогнозировать и дальнейший рост выявленной тенденции медиапотребления современного общества. Однако, с учетом растущей неопределенности в глобальном мире, можно предположить, что возникнут новые вызовы, которые последуют чередой новых событий в информационном мире, будут появляться новые тенденции развития медиапотребления.

Специфические черты современного медиапотребления:

- медиапотребление - это ситуативная деятельность: люди, получающие медиапродукты, всегда находятся в определенных социально-исторических контекстах;

- медиапотребление это обычная деятельность, т. е. неотъемлемая часть упорядоченных действий, которые составляют повседневную жизнь. Медиапотребление соединяется с другими видами деятельности, и одна из причин заключается в том, что специфические приемы, которыми люди пользуются, берут свое начало из других аспектов человеческой жизни;

- медиапотребление - это не только рутинная, но и квалифицированная деятельность, требующая умения и навыков обращения с конкретными техническими средствами;

- медиапотребеление - это в основном интерпретационный процесс - люди, которые получают медиапродукты, вовлечены в процесс интерпретации, через который они понимают эти продукты [4].

Таким образом, медиапотребление в современном обществе актуализируется, становясь все более интенсивным процессом, а доступ к Интернету становится одной из основных потребностей для большинства представителей всех поколений. Появление новых технологий способствует облегчению взаимодействия пользователей с различными сервисами, применение которых становится все более простым и доступным [5]. Глобальная сеть для большинства представителей трудоустроенного населения

уже стала привычной практикой взаимодействия с социумом. Возможность моментального взаимообмена сообщениями на различных платформах для взаимодействия с другими людьми, использования персонализированного режима в соответствии с интересами пользователя, а также производства и публикации собственного контента значительно стимулирует развитие медиаактивности населения, способствуя активизации поиска и потребления разнообразных ресурсов в сети.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00486 «Человек в новой медиаэкосистеме: ресурсы и стратегии взаиморазвития».

Список использованной литературы:

1. Гримов О.А. Социокультурные практики личности в социальных сетях // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Москва, 2015 - 22 с.

2. Евдокимов В. А. Информационное и медиапространство: соотношение понятий. [Электронный ресурс]. URL: http://journal.omga.su/2020/11/03/информационное и медиапространство / (дата обращения: 21.10.2023).

3. Симбирцева Н. А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы // Человек и культура. 2016. № 4. С. 1-8. [Электронный ресурс]. URL: (https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19826) (дата обращения: 20.10.2023).

4. Солдаткина Я. В. Проблемы сегментации контента в СМИ и новые возможности мобильных мессенджеров // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. №3. С. 2-3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-segmentatsii-kontenta-v-smi-i-novye-vozmozhnosti-mobilnyh-messendzherov (дата обращения: 23.10.2023).

5. Цыганова С. 6 медиатрендов потребления информационного контента. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/media/465669-6-mediatrendov-potrebleniya-informacionnogo-kontenta (дата обращения: 22.10.2023).

© Борисова Е.Н., 2023

УДК 36

Грабельных П.И.,

Россия, Иркутск

ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ, ПЕРЕРАСТАЮЩЕГО ВО ВНУТРЕННЕЕ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются различные виды санкций внешнего характера, которые вызывают в социальной системе внутреннее давление и напряжение, в результате чего большая часть негативного составляющего от санкций отражается на простых людях. Применение санкций рассматривается как одна из разновидностей современных системных войн успешных социальных систем над менее успешными. Наблюдается социальный, экономический, территориальный и религиозный геноцид социальных систем и подготовительный этап к переделу мира и большой войны (большого социального взрыва) за права владения активами слабых социальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.