Научная статья на тему 'МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2680
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / МЕДИААКТИВНОСТЬ / МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурзина Е. В.

Цель статьи - выявление основных тенденций и особенностей развития медиапотребления населения в современном обществе, в том числе аудитории сети Интернет. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявлены основные тенденции развития медиапотребления, определены факторы, влияющие на его параметры и особенности, проявляющиеся в медиаповедении населения. Обозначены характерные отличия медиапредпочтений различных социальных групп и медиаактивности по основным медиаканалам. Проведён сравнительный анализ наиболее распространенных социальных практик в медиапространстве на общероссийском и региональном уровнях, очерчены перспективы развития медиасреды современного общества. Новизной авторского исследования является конкретизация и углубление понимания сущности медиаобразования в контексте его связи с медиапотреблением на фоне трансформационных процессов в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIACONSUMPTION IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MODERN SOCIETY

The purpose of the article is to identify the main trends and features of the development of mediaconsumption of the population in modern society, including the audience of the Internet. On the basis of theoretical analysis and empirical research, the main trends in the development of mediaconsumption are identified; factors influencing its parameters and featuresБ that are manifested in the mediabehavior of the population, are identified. The characteristic differences of mediapreferences of various social groups and mediaactivity on the main media channels are indicated. A comparative analysis of the most common social practices in the mediaspace at the national and regional levels is carried out; the prospects for the development of the mediaenvironment of modern society are outlined. The novelty of the author's research is the concretization and deepening of understanding of the essence of mediaeducation in the context of its connection with mediaconsumption against the background of transformation processes in Russian society.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.018 УДК 316.772.5 ББК 60.524.224.56

Е.В. МУРЗИНА

E.V. MURZINA

МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

MEDIACONSUMPTION IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MODERN SOCIETY

Цель статьи - выявление основных тенденций и особенностей развития медиапотре-бления населения в современном обществе, в том числе аудитории сети Интернет. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявлены основные тенденции развития медиапотребления, определены факторы, влияющие на его параметры и особенности, проявляющиеся в медиаповедении населения. Обозначены характерные отличия медиапредпочтений различных социальных групп и медиаактивности по основным медиаканалам. Проведён сравнительный анализ наиболее распространенных социальных практик в медиапространстве на общероссийском и региональном уровнях, очерчены перспективы развития медиасреды современного общества. Новизной авторского исследования является конкретизация и углубление понимания сущности медиаобразования в контексте его связи с медиапотреблением на фоне трансформационных процессов в российском обществе.

The purpose of the article is to identify the main trends and features of the development of mediaconsumption of the population in modern society, including the audience of the Internet. On the basis of theoretical analysis and empirical research, the main trends in the development of mediaconsumption are identified; factors influencing its parameters and featuresБ that are manifested in the mediabehavior of the population, are identified. The characteristic differences of mediapreferences of various social groups and mediaactivity on the main media channels are indicated. A comparative analysis of the most common social practices in the mediaspace at the national and regional levels is carried out; the prospects for the development of the mediaenvironment of modern society are outlined. The novelty of the author's research is the concretization and deepening of understanding of the essence of mediaeducation in the context of its connection with mediaconsumption against the background of transformation processes in Russian society.

Ключевые слова: медиапотребление, медиаактивность, медиапредпочтения, медиао-бразование, Интернет-коммуникации, общество.

Key words: mediaconsumption, mediaactivity, mediapreferences, mediaeducation, Internet -communications, society.

Введение. Современное общество претерпевает масштабные трансформации во всех его сферах - меняются экономические, политические, социальные условия жизнедеятельности. Стремительно изменяющаяся реальность свидетельствует о небывалом прогрессе человеческой цивилизации, проявляясь в происходящих революционных достижениях в науке, технике, технологиях. При этом временной разрыв между открытием и претворением инновации в жизнь продолжает существенно сокращаться, а информационный поток - увеличиваться. На фоне происходящих изменений бурный рост медиаиндустрии способствует развитию информационных потребностей общества как ответ на вызовы нового времени. Разнообразие видов и форм медиа, которые все глубже проникают в жизнь каждого человека, рождает еще больший спрос на медипродукцию, формируя определенные тенденции медиапотребления. Для регулирования процесса важно постоянно отслеживать происходящие изменения и стимулировать создание благоприятных условий для реализации открывающихся возможностей для развития общества. Вместе с тем необходимо также способствовать

снижению рисков, которые могут существенно тормозить позитивную динамику эволюционных преобразований.

Активизация присутствия практически всех социальных категорий населения в сети Интернет позволяет изучить направление и динамику происходящих перемен в медиапотреблении. Полученная информация дает возможность лучшего понимания особенностей медиапотребления современных пользователей сети, в том числе наиболее активных представителей сетевого сообщества.

Материалы и методы. Исследование проводилось с использованием таких научных методов как теоретический анализ и социологический опрос.

Цель: выявление основных тенденций и особенностей развития медиапотребления населения в современном обществе, в том числе аудитории сети Интернет.

Результаты и обсуждение. Изучаемая в статье проблема медиапотребления актуализируется в современном социальном пространстве, представляя большой интерес как для науки, так и практики. С научной точки зрения термин «медиапотре-бление» означает совокупность повседневных практик потребления символического содержания продуктов медиа и относится к разделу медиасоциологии [4].

Соглашаясь с мнением В.П. Коломийца [5], что медиапотребление является одной из форм социального поведения и активной социальной практикой, важно подчеркнуть следующее. Реалии нового времени требуют новых подходов и четкого понимания природы и основных принципов функционирования медиа. Социальное пространство в современном мире формируется в условиях бурного развития цифровой среды, которая предъявляет все больше требований к вопросу безопасности информационного пространства. Преобладание скорости технологического прогресса над темпом осознания медиасообществом рисков и негативных последствий происходящих изменений выдвигает на первый план проблему личной безопасности. В связи с этим сегодня становится чрезвычайно важным решение проблемы медиао-бразования населения.

Медиаобразование позволяет не только эффективнее получать и применять информацию в повседневной жизни, в том числе в работе и учебе, увеличивая производительность труда, но и существенно обезопасить личное пространство пребывания в социуме. Кроме того, оно способствует стимулированию раскрытия интеллектуального и культурного потенциала человека. Специалисты в области медиаобразо-вания актуализируют прежде всего следующие три важные задачи:

- создание информационной безопасности человека;

- воспитание медиакультуры;

- развитие медиаграмотности [7].

Особенно актуальной проблема медиаобразования становится для цифрового поколения, которое сформировалось за последние годы нынешнего столетия. Поскольку психика молодых людей еще недостаточно стабильна в силу их возрастных особенностей, аудитория цифрового поколения является наиболее уязвимой с точки зрения информационного воздействия и вместе с тем включает в себя наиболее активных пользователей Интернета [3]. Опираясь на выводы исследований социальной интернет-активности молодежи, можно заключить, что пребывание в глобальной сети является одной из базовых потребностей цифрового поколения. Результаты исследования, проведенные ВЦИОМ в марте 2019 года, показали, что 98% молодых людей подросткового возраста пользуются Интернетом ежедневно, 89% из них заходят в социальные сети по несколько раз в день [8].

Каковы же основные характеристики медиапотребления современного общества?

- Рутинизация. Среднестатистический житель нынешнего общества является потребителем медиапродукции на регулярной основе, используя различные каналы информации, включая традиционные (телевидение, радио, пресса, книги, кино, театр и др.), а также Интернет. По данным экспертов Mediascope за 2017 г. ежедневное время телесмотрения в среднем составляло 256 мин., в сети Интернет - 143 мин. [6].

А к концу 2018 г. соотношение параметров уже меняется в сторону усиления меди-активности пользователей Интернет. Так, средняя продолжительность пользования медиаисточником составила: Интернет - 3 ч. 53 мин. в будни и 4 ч. 07 мин. в выходные; телевидение - в рабочий день 2 ч. 32 мин. и в выходные - 3 ч. 30 мин. [4]. При этом вовлеченность людей в медийное пространство растет постоянно.

- Активность. В частности, для пользования ресурсами Интернета требуется приложить определенные усилия: включить телевизор, компьютер или смартфон, выбрать нужный канал и программу, ввести в поисковую строку запрос и т.д.

- Ситуативность. В зависимости от ситуации есть возможность применять различные носители медиа. Например, в транспорте можно слушать аудио или смотреть видео, используя мобильный Интернет, дома или в библиотеке - десктоп.

- Техническая обусловленность. Для получения информации требуется посредник - техническое устройство (телевизор, радио, компьютер, смартфон и др.)

- Квалифицированность. Требуется минимальный набор технических навыков, необходимых для получения и отправления информации, а также для регулирования процесса.

Как показывает обзор научных источников по проблематике медиапотребления, исследования проводят психологи, философы, экономисты, социологи. Социологический подход нам представляется наиболее оптимальным с точки зрения проведения комплексного анализа проблемы. Анализируя работы в области медиаис-следований, можно заметить характерные черты медиапотребления современных потребителей. Прежде всего, следует отметить мультимедийность потребления медиа, что характерно для подавляющего большинства аудитории. Запуская несколько различных медиаканалов одновременно, пользователи стараются быстрее найти и просмотреть наиболее актуальные для них источники информации по интересующей тематике.

Как показывает практика, распределение медиапотребления происходит в основном между девятью каналами: Интернет, телевидение, радио, видеоигры, чтение печатных СМИ, чтение печатных изданий, чтений электронных книг, посещение кинотеатра и посещение театра/концерта. При этом наблюдаются определенные отличия в предпочтениях медианосителей в различных социально-демографических группах. Так, группы моложе 45 лет отдают предпочтение Интернет, а более старшее поколение по привычке использует телеканалы.

Важно отметить растущую силу медиасообщений в современном обществе, под влиянием которой формируются представления о реальности, о происходящем в мире, о тенденциях в различных областях жизни (искусство, литература, музыка, кино, мода, спорт и пр.), а также о потреблении. При этом реклама играет весьма значимую роль в выборе медиаконтента.

Характерно, что объем потребления медиапродукции населением растет из года в год, а структура медиапотребления меняется. Растущие технологические возможности в сфере медиа стимулируют развитие спроса на различные виды контента, создание и получение которого прежде было ограничено для большинства участников рынка. Так, например, сегодня процесс изготовления видео контента становится все более простым и доступным не только для специалистов, но и для любого пользователя сети, - было бы желание. Научиться создавать видео можно с помощью бесплатных обучающих программ, которые предлагают многочисленные онлайн -школы, а персонализация сервисов делает возможным получение видеоуслуги по запросу. Общий рост медиактивности только за 2018 г. составил 6% [2].

Происходящие перемены требуют своевременного реагирования со стороны всех участников процесса. Аудитория, с одной стороны, должна успевать за новшествами в технологиях, а производители медиаконтента, в частности, рекламного, с другой стороны, должны постоянно изобретать что-либо новое, чтобы привлекать аудиторию и удерживать ее интерес на требуемом уровне.

Итак, медиапотребление является неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека, занимая важное место в структуре его потребностей. При этом происходит постепенный переход от пассивного потребления контента к активной настройке медиасреды под собственные вкусы и интересы.

Динамично меняющиеся параметры медиапотребления проявляются в меди-аповедении представителей различных социально-демографических групп, отражая особенности их предпочтений и привычек, связанных с потреблением медиа. При этом, отметим, проблематика данного аспекта еще мало изучена. При этом слишком динамично происходящие изменения социальных практик, связанных с медиапотре-блением, свидетельствуют о все увеличивающемся разрыве между теорией и практикой. И это одна из характерных особенностей нынешнего времени.

Каковы же факторы, определяющие динамику происходящих преобразований в медиапространстве?

1. Существенное ускорение темпа жизни. Соответственно происходит интенсификация роста ежедневного потока информации, которую требуется «переварить» современному человеку, чтобы быть в курсе происходящих событий в окружении. Сегодня все больше людей отдают предпочтение мессенджерам и социальным сетям, поскольку это удобно в использовании.

2. Растет потребность в актуальной и точной информации, которую можно получить быстро. Современный человек уже привык к тому, что новости поступают мгновенно со всех уголков земного шара и обрабатываются в режиме реального времени, а расстояние перестало быть преградой. Сегодня просмотр и общение через Интернет доступно практически каждому.

3. Разнообразие информационных потоков. «Пассивный» приемник информации вынужденно превращается в активного потребителя современных медиа. Пользователь сетей имеет возможность с помощью простых действий производить настройку системы «под себя», самостоятельно делая выбор информационного контента и формируя избирательные потоки информации.

4. Возможность и необходимость выполнения целого ряда действий одновременно. Растущий темп жизни заставляет людей привыкать к этому, иначе неизбежно можно отстать и выпасть из текущего ритма жизни, оказавшись на периферии реальности. Одновременность выполнения различных операций характерна уже не только для молодежи, но и всех групп активной части трудоспособного населения. Сегодня, чтобы оставаться «на плаву», необходимо успевать не только работать и учиться, но и отдыхать, делать домашние дела, выполнять семейные обязанности, заниматься хобби, при этом оставаясь активным в сети.

5. Усиление диалогичности на разных уровнях социальной системы. Популярность различных чатов в сети растет, где люди делятся актуальной текстовой и графической информацией, видеоконтентом, поддерживая постоянную связь с родственниками, друзьями, коллегами, мировым сообществом. Казалось бы, такое общение удобно и не требует непосредственного взаимодействия лично, сокращая время и дистанцию. Однако, было бы неверным считать, что это не требует времени и усилий, напротив, - приходится нередко стараться, чтобы своевременно отреагировать на приходящие сообщения, что важно для поддержания контактов.

Рассмотренные факторы стимулируют вовлеченность аудитории в общение с помощью технических устройств, что приводит к перераспределению медиапотре-бления между различными средствами коммуникации.

Определим основные тенденции медиапотребления в современном обществе. Как показывают данные 2017-2019 гг., данный период зафиксировал тенденцию роста аудитории Интернета. Так, если в 2017 г. объем аудитории Интернет составлял 71% от населения России (87 млн человек), то в 2019 г. уже 78% (93 млн человек). Достигнутое увеличение технического охвата свидетельствует о расширении реальных возможностей подключения к сети Интернет жителей не только мегаполисов и больших городов, но и поселков, деревень, дачных товариществ. Таким образом,

аудитория выросла на 7% за три года. Однако, по прогнозам экспертов в ближайшем будущем динамика развития аудитории Интернет будет поддерживаться не за счет увеличения охвата, а в основном за счет усиления вовлеченности пользователей сети посредством мобайла [1, 6].

Характерно, что основным типом устройств для выхода в Интернет на сегодня являются смартфоны. По данным Mediascore в России за последние три года их проникновение увеличилось на 22% и составило 61% населения возраст 12+ лет [1, 2]. Среди пользователей всех возрастов время присутствия в онлайн через мобильные средства имеет тенденцию к росту, а через стационарные (компьютер и ноутбук) постепенно уменьшается или остается на прежнем уровне. Около 52% населения продолжают пользоваться декстопами при снижении охвата на 3%, а 16% - планшетами (снижение на 4%). Зато проникновение на SmartTV растет (прирост 5%) - хотя бы однажды в месяц пользователи выходили в Интернет через «умные» телевизоры. При этом большинство для доступа к Интернету используют Wi-fi сети (67% всего входящего трафика на смартфонах и планшетах в 2019 г.) [1].

В целом структура медиапотребления постепенно стабилизируется, популярными в Рунете остаются социальные сети, мессенджеры, поисковые и видеосервисы, а также интернет-магазины и банки. Постепенно снижается количество пользующихся видеоиграми и читающих печатные издания. При этом число посещающих кино и театры/концерты увеличивается, правда незначительно и в основном в мегаполисах и крупных городах.

По данным исследовательского центра компании «Делойт», в СНГ в 2018 г. средний охват аудитории по основным девяти медиаканалам сохранился с 2015 г. на уровне 53%. Использование Интернета является и сегодня основной медиаактивно-стью населения страны. К топ - 3 ключевым интернет-ресурсам в 2018 г. относились: « ВКонтакте» (70%), YouTube (62%) и «Одноклассники» (42%). Топ - 3 ключевых источника новостей составляли: Интернет (новостные, аналитические, официальные сайты) - 79%, телевидение - 67% и Интернет (социальные сети и блоги) - 30% [2].

Тематика предпочтений россиян различна территориально: жители крупных городов (население более 700 тыс. человек) склонны применять геолокационные сервисы, гиды, путеводители, афиши и сервисы бронирования билетов. В небольших городах (от 100 до 700 тыс. человек) чаще пользуются сервисами купонов и скидок в Интернете. Жители мегаполисов больше пользуются сервисами, связанных с путешествиями, а также с государственными и финансовыми услугами, что заметно особенно в Москве, а среди питерцев большей популярностью пользуются сервисы с путеводителями, гидами и афишами, а также справочные, энциклопедические и образовательные ресурсы [6]. В целом, все больше людей на всех территориях проявляют интерес к чтению электронных книг: только за 2018 г. мобильный трафик за счет этого увеличился на 26%, а видеоигры продолжают оставаться одним из популярных видов досуга для почти половины россиян (44%) [2].

Самыми востребованными ресурсами по общей аудитории в Рунете в 2018 г., по данным экспертов, являлись Google - 62% на мобильных устройствах и 63% пользователей десктопов, а также Яндекс - 49% и 54% соответственно [2]. При этом охват населения от 12 до 64 лет, проживающего в городах более 100 тыс. человек, составлял около половины всего населения страны (47%). На мобайле наибольший охват зафиксирован в «ВКонтакте» - 70% (социальные сети) и Whatsapp 58% (мессенджеры). В социальных сетях за лидером следуют Одноклассники, постепенно снижая позиции, а Instagram, напротив, набирает рост на 6% [1, 2].

Люди используют мобильные устройства для того, чтобы:

- постоянно быть на связи с другими (54%);

- общаться с друзьями (50%);

- быть в курсе событий (42%);

- развлекаться и проводить свободное время (41%);

- делиться фото и видео (36%);

- искать товары и услуги (29%) [4].

Что касается использования традиционных медианосителей, то здесь медиак-тивность продолжает снижаться. Так, только за 2018 г. просмотр телевидения сократился на 7%, причем в основном за счет снижения уровня доверия, чтение печатных изданий книг - на 12%, а печатных СМИ еще больше - на 26%. А вот прослушивание радио после падения в среднем на 4,5% за период 2015-2018 гг. остается востребованным с тенденцией к росту [1, 2]. При этом основным ресурсом является музыка, как и прежде.

Таким образом, данные исследований медиапотребления в России свидетельствуют, что медиаактивность потребителей растет за счет усиления вовлеченности пользователей в мобайл. Так, потребление теле- и радиоконтента для многих групп населения осуществляется уже только через интернет-ресурсы через мобильные устройства. Такая тенденция создает вызовы и новые возможности для медиаком-паний. Расширяется масштаб деятельности компаний в онлайн-среде с учетом растущих потребностей в использовании смартфонов, особенно это заметно в области рекламы и SMM. Однако негативный эффект воздействия рекламы остается ощутимым: пользователи продолжают отмечать агрессивный характер рекламного контента. Вместе с тем, благодаря определенным усилиям компании постепенно добиваются повышения лояльности пользователей к рекламе, применяя различные приемы для снижения отрицательного ее воздействия на пользователей сети. Хотя большинство из них продолжают применять программы для блокирования рекламных сообщений.

Выводы. Итак, основные ключевые выводы по проведенному анализу результатов исследований медиапотребления следующие.

Медиапотребление в современном обществе актуализируется, становясь все более интенсивным процессом, а доступ к Интернету становится одной из основных потребностей для большинства представителей всех поколений. Появление новых технологий способствует облегчению взаимодействия пользователей с различными сервисами, применение которых становится все более простым и доступным. Глобальная сеть для большинства представителей трудоустроенного населения уже стала привычной практикой взаимодействия с социумом. Возможность моментального взаимообмена сообщениями на различных платформах для взаимодействия с другими людьми, использования персонализированного режима в соответствии с интересами пользователя, а также производства и публикации собственного контента значительно стимулирует развитие медиаактивности населения, способствуя активизации поиска и потребления разнообразных ресурсов в сети.

Распределение медиапотребления происходит между девятью основными каналами: Интернет, телевидение, радио, видеоигры, чтение печатных СМИ, чтение печатных изданий, чтений электронных книг, посещение кинотеатра и посещение театра/концерта. Общий рост медиактивности в стране только за 2018 г. составил 6% [2]. Использование Интернета является сегодня основной медиаактивностью россиян как в рабочее время, так и в выходные. Это подтверждается и средней продолжительностью его использования, которая значительно выше, чем у других медиаканалов. Наблюдается заметный рост использования смартфонов для подключения к сети, а мессенджеры являются наиболее востребованным функционалом на смартфоне среди россиян. При этом время присутствия в социальных сетях и Интернете увеличивается именно через мобайл. Набирает рост тенденция падения «телесмотрения» и чтения с бумажных носителей, а значительная часть аудитории радио трансформировалась в пользователей онлайн-радиостанций. Подавляющее большинство пользователей сети предпочитают делать покупки в интернет-магазинах (75%), при этом наиболее популярными являются покупки программного обеспечения, фильмов и игр (37%), электроники (19%), а также бытовых приборов (14%) [1].

В целом тенденции медиапотребления в России соответствуют мировым трендам, что проявляется в растущем сегменте Интернета, а также снижении востребованности традиционных медиаканалов, которые постепенно теряют свои позиции с неизбежностью. С определенной долей уверенности можно прогнозировать дальней-

шее развитие основных тенденций медиапотребления в современном мире. Однако, учитывая растущую неопределенность в глобальном социальном пространстве, можно предположить возникновение новых вызовов, за которым последует формирование и новых трендов в мире информации и коммуникаций. Несомненно, интернет-коммуникации все глубже встраиваются в реалии нашей жизни, привнося изменения в повседневную деятельность, с неизбежностью меняя привычки и способы социального взаимодействия людей.

Такова объективная реальность, в которой мы живем сегодня. Выявленные тенденции и особенности медиапотребления важно учитывать при разработке стратегий регулирования развития сферы медиа, а также социального пространства, в котором ежедневно пребывает человек современного общества. При этом подразумевается, что сегодня каждый должен быть готовым принять личную ответственность за свою информационную безопасность, что в свою очередь предполагает обладание как минимум базовыми навыками медиаграмотности. В связи с этим вопросы доступности медиаобразования в нашей стране для всех категорий населения актуализируются.

Литература

1. Аудитория российского сегмента Интернета в 2019 г. URL:https://www. shopolog.ru/metodichka/analytics/auditoriya-rossiyskogo-segmenta-interneta-v-2019-godu/ (дата обращения: 11.10.2020).

2. Восстановление уровня лояльности к рекламе в Интернете. Медиапотребле-ние в России-2018. URL:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/research-center/media-consumption-in-russia-2018-ru.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

3. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете. Монография. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. 140 с.

4. Комарова А.А. Основные тенденции медиапотребления в России в условиях динамически меняющейся реальности // Вестник университета. 2018. № 5. С. 162-166.

5. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58-66.

6. Медиапотребление в России. Ключевые тенденции. URL: https://www.current-time.tv/a/29239823.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 11.10.2020).

7. Медиаграмотность «цифровой молодежи» обсудили в РАО. URL: http://rusaca-demedu.ru/news/mediagramotnost-cifrovoj-molodezhi-obsudili-v-rao/ (дата обращения: 11.10.2020).

8. Подросток в социальной сети: норма жизни - или сигнал опасности? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (дата обращения: 11.10.2020).

References

1. The audience of the Russian segment of the Internet in 2019. URL: https://www. shopolog.ru/metodichka/analytics/auditoriya-rossiyskogo-segmenta-interneta-v-2019-godu/ (data obrashheniya: 11.10.2020). (In Russian).

2. Restoring the level of loyalty to advertising on the Internet. Media consumption in Russia-2018. URL:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Docu-ments/research-center/media-consumption-in-russia-2018-ru.pdf (data obrashheniya: 11.10.2020). (In Russian).

3. Internet and children: social behavior of young Russians on the Internet. Internet i deti: social'noe povedenie molodyh rossiyan v Internete. Monografiya. Samara: Publishing house of Samar. state Econ. Un-ta, 2013. 140 s. (In Russian).

4. Komarova A.A. Osnovnye tendencii mediapotreblenij'a v Rossii v uslovij'ah dinamicheski menjajushhejsja real'nosti [The main trends in media consumption in Russia in a dynamically changing reality] // Vestnik universiteta. 2018. № 5. S. 162-166. (In Russian).

5. Kolomiets V.P. Mediasreda i mediapotreblenie v sovremennom rossijskom obshhestve [Media environment and media consumption in modern Russian society] // Socio-logicheskie issledovanija. 2010. № 1. S. 58-66. (In Russian).

6. Media consumption in Russia. Key trends. URL: https://www.currenttime. tv/a/29239823.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com(data ob-rashheniya: 11.10.2020). (In Russian).

7. Media literacy of "digital youth" was discussed at RAO. URL: http://rusacademedu. ru/news/mediagramotnost-cifrovoj-molodezhi-obsudili-v-rao/ (data obrashheniya: 11.10.2020). (In Russian).

8. Teen in a social network: the norm of life - or a danger signal? URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=9587 (data obrashheniya: 11.10.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.