DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.020 УДК 316.772.5 ББК 60.524.224
Е.В. МУРЗИНА
ПРОБЛЕМЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
E.V. MURZINA
PROBLEMS OF MEDIA CONSUMPTION IN THE CONDITIONS OF DYNAMIC CHANGES IN MODERN SOCIETY
ЦЕЛЬ СТАТЬИ — определение проблем в области медиапотребления в современном обществе, а также тенденций и факторов, влияющих на потребление медиа. На основе социологического исследования аудитории потребителей медиапродукции и процессов в сфере медиа проанализированы особенности возникновения существующих проблем в развитии медиапотребления. Обозначены основные факторы, способствующие появлению позитивных и негативных явлений в медиапотреблении, выявлены возможности снижения рисков при взаимодействии пользователей сети Интернет с медиапростран-ством, определены пути решения проблем. С учетом опыта отечественных и зарубежных исследователей проведён краткий обзор наиболее распространенных медиаактивностей пользователей сети и рисков, возникающих в процессе медиапотребления. Новизной авторского исследования является углубление понимания природы медиапотребления в современном обществе, определение роли критического мышления и медиаобразова-ния в снижении рисков при взаимодействии пользователей сети с медиапространством.
The purpose of the article is to identify problems in the field of media consumption in modern society, as well as trends and factors affecting media consumption. On the basis of the sociological study of the audience of consumers of media products and processes in the field of media, the features of the appearance of existing problems in the development of media consumption are analyzed. The main factors contributing to the appearance of positive and negative phenomena in media consumption are identified, opportunities to reduce risks in the interaction of Internet users with the media space are determined, and the ways to solve problems are found. Taking into account the experience of domestic and foreign researchers, a brief overview of the most common media activities of network users and the risks arising in the process of media consumption is carried out. The novelty of the author's research is to deepen the understanding of the nature of media consumption in modern society, to determine the role of critical thinking and media education in reducing risks in the interaction of network users with the media space.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современное общество, медиапотребление, медиапространство, медиаактивность, критическое мышление.
KEY WORDS: modern society, media consumption, media space, media activity, critical thinking.
ВВЕДЕНИЕ. За последние три десятилетия лет человечество сделало мощный технологический рывок в сфере медиа, коммуникаций и всего, что связано с обменом и хранением информации. В условиях стремительных изменений в современном обществе бурный рост медиаиндустрии, свидетельствуя о растущих информационных потребностях общества,
рождает еще больший спрос на медиапродукцию в самых разнообразных видах и формах, проникая в жизнь каждого человека.
Заметное влияние на медиапотребление оказали ограничительные меры в связи с самоизоляцией россиян из-за пандемии в 2020 г. В этот период и после него медиапотребление населения заметно увеличилось, что проявилось в росте медиаактивности и доли пользователей всех видов активностей в Интернете. По данным исследователей аналитической компании «Делойт», средний индекс медиаактивности увеличился на 23%, а доля пользователей, прослушивающих подкасты, выросла до 53%, что на 16 п.п. больше, чем в 2019 г. [5].
Новые технологии значительно расширяют возможности применения медиа с помощью мобайла. Сегодня каждый человек, владеющий минимальными навыками взаимодействия с компьютерной техникой, получает возможность быстрого доступа к данным посредством мобильного Интернета. Используя смартфон, портативный компьютер и прочие устройства, можно быстро найти и сохранить нужную информацию с помощью различных сервисов. Новые технологии довольно быстро распространяются среди пользователей сети, облегчая работу с информацией и взаимообмен сообщениями между участниками процесса. Облачные технологии, технология Zoom, голосовые и smart-помощники и др. уже прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня информация мгновенно попадает к миллионам пользователей, а содержание текста доступно в гаджете карманного размера. И это огромное преимущество для людей.
Вместе с тем, в глобальном мире высоких технологий и скоростей в условиях растущего в геометрической прогрессии информационного потока стремительно изменяющееся ме-диапространство является источником проблем и рисков, таящих угрозы для безопасности жизнедеятельности людей. Прежде всего это касается молодежи как наиболее активной части пользователей сетей. Аудитория молодого поколения — одна из самых уязвимых с точки зрения информационного воздействия, поскольку психика молодых людей еще недостаточно стабильна в силу их возраста. Несмотря на развитые технологические навыки, молодежь в массе своей имеет относительно невысокий уровень медийно-информационной грамотности, способности выявлять и преодолевать риски при взаимодействии с медиа-простанством мало развиты [2].
Целью статьи является определение основных проблем в области медиапотребления в современном обществе, а также тенденций и факторов, способствующих возникновению и снижению рисков при взаимодействии с медиапространством.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основными методом является социологическое исследование с применением анализа вторичной информации, опроса и включенного наблюдения, сравнительный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Масштабные трансформации в современном обществе свидетельствуют о небывалом прогрессе человеческой цивилизации, проявляясь в происходящих революционных достижениях в науке, технике, технологиях. Перемены, происходящие в современном медиапространстве, свидетельствуют о значительном прорыве в истории развития сферы информации и коммуникации. С учетом увеличения медиаактивности населения огромные возможности и преимущества, связанные с технологическим развитием сферы информации и коммуникации, несут с собой определенные риски и целый комплекс проблем, связанных с потреблением контента. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь в большей степени, чем другие социальные группы, восприимчива и уязвима с точки зрения информационного воздействия. Активность присутствия этой социальной категории в медиапространстве позволяет определить основные проблемы в медиапотреблении и риски во взаимодействии с медиа-пространством, которые таят угрозы для безопасности жизнедеятельности.
Как показывает обзор научной литературы и практика, весь комплекс проблем в сфере медиапотребления можно условно поделить на две группы: проблемы, связанные с объемом информации, и проблемы, связанные с доверием к ней.
По данным аналитиков компании МаД.г^гоир«Медиатор», в России в 2017-2018 гг. зафиксировано около 25 000 различных медиа [3]. Основным источником информации потребители медиа отмечают Интернет (72%), при этом 82% из них для поиска нужных сведений используют смартфоны, без которых молодежь не мыслит своего существования. По оценкам аналитиков, в 2020 г. смартфонами владели уже 95% россиян, по сравнению с 91% в 2019 г., и 72% — в 2015 г. Смартфон остается наиболее распространенным устройством для выхода в Интернет, и наиболее высокий прирост пользователей за год достигнут за счет владельцев смартфонов. В 2020 г. 92% россиян подключались к сети с помощью смартфонов, что выше на 4 п.п., чем в 2019 г. При этом выход в Интернет с помощью ноутбука и компьютера составлял соответственно 77% и 70% в 2020 г. [5].
Стратегии выхода в Интернет обладателей смартфонов не меняются на протяжении уже нескольких лет: в 2019 г. больше половины подключались часто и на длительный срок (62%), а в 2020 г.— 64%. По данным аналитиков 96% россиян отмечают рост активности потребления интернет-услуг в 2020 г. (социальные сети, видеофайлы, поисковые запросы), что свидетельствует о сформированной потребности в использовании мобильного Интернета [5].
Медиаактивность молодых людей остается довольно высокой. Как показали исследования ВЦИОМ в марте 2019 года, 98% респондентов пребывали в Интернете регулярно каждый день, просматривая сообщения в социальных сетях многократно за день (89%) [4]. Результаты ВЦИОМ подтверждаются авторским опросом, проведенным среди абитуриентов и студентов Тюменского индустриального университета (ТИУ). Исследование проводилось в период 2019-2020 гг. с применением социологического опроса, выборка включала 217 человек. Согласно полученным результатам, 22,7% респондентов просматривали социальные сети ежечасно; 38, 9% по несколько раз за один час, а 30, 4% выходили в сеть каждые 5-10 минут (рис. 1). Это свидетельствует о регулярном присутствии опрошенных в сети и активном режиме информационного взаимодействия. Можно с уверенностью констатировать факт, что устойчивая привычка молодых людей в сетевом общении сформирована, пребывание в глобальной сети является сегодня одной из базовых потребностей молодого поколения.
Рисунок 1 Частота выхода в Интернет
реже одного раза в день один-два раза в день каждый час несколько раз в день каждые 5-10 минут
Данные отчета исследовательской группы российских ученых во главе с Солдатовой Г.В. об объеме времени, которое молодые люди проводили в Интернетев 2018 г., подтверждает
сделанный вывод. Так, двое из трех респондентов в будние дни находились в сети в среднем 2,5 часа, каждый пятый больше 6 часов, каждый двадцать пятый присутствовал там полдня и больше, а в выходные проводили столько же времени в сети 10% респондентов. И почти все пребывали в сети во время занятий. Половина из числа опрошенных выходили в сеть во время контактов с друзьями и приема еды. Каждый третий опрошенный проверял смартфон даже ночью [7].
Компания «Медиатор» приводит интересные сведения о медиапотреблении мил-лениалов. Они пребывают в соцсетях по 5,5 часов в среднем в день. Характерно, что на просмотр одной темы контента тратится всего лишь 20-30 секунд [2].
Нынешняя ситуация такова, что обновление информации происходит растущими темпами, и человеку приходится постоянно переключать свое внимание с одного на другое. Как свидетельствуют аналитики, каждое средство информации в 2017-2018 гг. выпускало в среднем 38 материалов в день, тексты в среднем включали чуть больше 400 слов, при этом меньше половины пользователей смогли дочитать текст полностью [2].
Очевидно, из-за нехватки времени медиапотребление современного человека сводится в основном к пролистыванию контента и чтению по заголовкам или ключевым словам. Благодаря растущей доступности смартфонов, как технологически, так и экономически, потреблять медиа сегодня можно в любое время суток и в любых условиях. Просматривать ленту новостей можно на ходу, в пути, лежа, сидя вне помещения. Мобильность информации привела к тому, что рост доли пользователей мобильного Интернета ускорился многократно. Так, в 2020 г. их доля увеличилась до 41%, по сравнению с 2015 г. почти на треть (29%). Самой популярной целью сегодня остается поиск определенной информации в сети (98%) [5].
Итак, можно констатировать, что современное общество шагнуло в период непрерывного потребления медиа. Данные обновляются небывалыми темпами, плюс поток сообщений в соцсетях, по электронной почте и др. Все это оказывает влияние на человека, которому становитсявсе труднее осмысливать содержание контента, отсюда сложности с фокусировкой внимания, поверхностное чтение. При этом очевидно, что неумеренное медиапотребление может привести к серьезным недомоганиям и заболеваниям из-за стресса.
По оценкам ученых Университета Британской Колумбии, хаотичное интенсивное потребление медиа приводит к серьезному расстройству психики, которое требует лечения [9].
Изменение объема и природы медиапотребления происходит под влиянием не только распространения смартфонов среди пользователей, другие инновационные технологии также способствуют этому. Сегодня появляется все больше новых сервисов и новинок среди гаджетов, предназначенных для облегчения поиска информации. Например, голосовые помощники все активнее внедряются в повседневную жизнь людей, встраиваясь практически в любое устройство, используемое для поиска информации. А умные часы с цифровым дисплеем способны моментально сигнализировать о новых сведениях с помощью звука и уведомлений. По сути, открылся новый этап взаимодействия человека и информационных технологий.
По оценкам американских экспертов, занимающихся исследованием медиапотребления, сегодня уже каждый пятый запрос пользователей в Google осуществляется с помощью голосовых помощников [11]. Известно, что разработкой технологий развития умных голосовых агентов занимаются и в России. Такие помощники легко встраивать не только в десктоп и смартфон, они работают также в виде портативной колонки, которая способна реагировать на голос человека, находящегося в помещении. Ими можно управлять голосом, отдавая команды, и вести диалог в форме «вопрос-ответ»,
они способны сами уведомлять о срочных и важных делах. Smart-устройства, в частности, «Умный дом», все больше распространяются среди людей, и это реальность новой эпохи в развитии медиапотребления. Можно констатировать, что сделан важный шаг в развитии взаимодействия человека с искусственным интеллектом.
Вместе с тем, новый вид вербального контакта между человеком и техникой ставит перед человечеством важные проблемы этического характера. Оказывается, что если человек регулярно и часто взаимодействует с машиной, наделенной искусственным интеллектом и голосом, у человека может развиться склонность к эффекту Элизы. Такое открытие сделано еще в 1966 г., описанное как склонность индивида наделять технику человеческими характеристиками и на уровне подсознания принимать ее как некую личность [11].
Ученый из Гарварда Дж. Донат, исследуя проблему, заявил о большом риске во взаимодействии с подобными механизмами. Он полагает, что созданы они специально для управления людьми. Как показывает практика, люди, контактируя с инициативными техническими помощниками, нередко пытаются создать о себе хорошее впечатление и способны пойти на поводу у машины, подчиняясь ее командам. По сути, это серьезная опасность, стоящая перед современным обществом.
Еще одна важная проблема в медиапотреблении в нынешнем обществе — проблема доверия к медиаисточникам. Согласно результатам исследований «Делойт», в 2020 г. 39% респондентов считали, что информации доверять можно, если она размещена в Интернет на официальных сайтах и новостных аналитических порталах, а 23% отмечали телевидение, хотя доверие к нему как источнику сведений снизилось на 5 п. п., по сравнению с 2019 г. А вот социальным сетям и блогам доверяли всего лишь 16% россиян, еще меньше — радио (3%). Характерно, что молодые люди имели уровень доверия к новостным и аналитическим сайтам в Интернет меньше взрослых (36%), а социальным сетям больше, по сравнению с возрастными категориями респондентов за 30 (20%) [5].
Одно из направлений в группе проблемы доверия — фейковизация, которая негативно отражается на уровне доверия к массмедиа. Данная проблематика актуализируется с каждым днем и заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь стоит выделить лишь ключевой момент, не останавливаясь на деталях. Очевидно, в современном мире объем информации будет расти с каждым днем, но далеко не каждый человек способен найти время, желание и умение, чтобы приложить определенные усилия на проверку данных и оценить качество контента. Реальность такова, что скорость распространения, большие объемы, яркая упаковка контента, единообразная среда (сообщения от друзей, уведомления от подписных изданий находятся в едином интерфейсе соцсети) создают идеальную основу для возникновения фейков. В последние несколько лет тему фей-ковизации активно обсуждают в крупных медиа, оценивая их воздействие на важные события в общественной жизни. Негативное влияние проблемы фейков очевидно как для медиаизданий, так и для личности потребителей информации.
Одной из характерных тенденций в развитии медиа в современном обществе является снижение уверенности в своей безопасности участников взаимодействия в медиапро-странстве. Манипулятивные действия и мошенничество в Интернете все больше распространяются во всем мире, угрожая благополучию граждан. Поэтому сегодня также активно обсуждается вопрос защиты данных личности. Реальность такова, что ежедневно человеку приходится поглощать не только большой объем информации, но и оставлять при этом следы своего присутствия в сети, которые содержат много ценных сведений о личности пользователя. Так, история поисковых запросов, страницы и сайты, которые просматривал пользователь, его тематические предпочтения свидетельствуют, по сути, о личности человека, помогая создать портрет пользователя сети. Нередко владельцы
серверов, где данные хранятся, могут использовать имеющиеся сведения в корыстных целях, мало заботясь о последствиях.
Так, например, зимой 2018 г. Facebook, одна из крупных социальных сетейв мире, оказалась замешанной в нашумевшем скандале века. Получив личные сведения более полсотни миллионов пользователей сети, корпорация использовала их для рекламы в политических целях [1]. Материалы расследований влиятельных изданий The Guardian в Великобритании и американского The New York Times в США подтверждают, что Facebook, управляя сервисами внутри сети, применял манипуляции поотношению к пользователям сетей. Этот факт буквально взорвал сеть, разрушив уверенность пользователей в собственной информационной безопасности и существенно понизив уровень доверия к площадке. Общественные дискуссии по поводу природы потребления медиа в современном мире продолжаются до сих пор, и дело не только в этом событии — появилась глобальная серьезная опасность для безопасного существования граждан. Современному обществу предстоит еще осмыслить многие последствия масштабной информационно-коммуникативной революции, которые произошли и происходят под влиянием развития технологий.
В современном мире массмедиа применяемые компаниями технологии вовлечения и манипулятивные техники способствует разгону объемов медипотребления, стимулируя желание потребителей медиапродукции заходить в сеть все чаще и оставаться там как можно дольше, просматривая ленту новостей и видео, которые, по сути, мало отвечают информационным запросам пользователей сетей. В условиях растущей конкуренции на ме-диарынке ведется настоящая охота на потребителей, борьба за их внимание. По мнению известного исследователя темы и в прошлом эксперта в области этики дизайна продуктов GoogleТр. Харрис, существует целый комплекс средств, служащих эффективными инструментами для уловок, которые умело расставляются в сети медиакорпорациями [10].
В частности, при просмотре медиа происходит автоматический запуск следующего видео, а система настойчиво рекомендует взглянуть на следующие материалы по схожей тематике. Или медиаиздание предлагает подборку из главных новостных событий дня, демонстрируя «горячие» фрагменты текстов и видео. По сути, создается иллюзия контроля выбора: человеку кажется, что решение смотреть/слушать/читать или нет принял он сам, но в реальности он чаще всего не задумывается, важна ли на самом деле предложенная тема для него и почему издание составило такую подборку.
В качестве еще одного примера уловок можно привести геймификацию элементов интерфейса. Различные значки, сигналы, уведомления служат с той же целью — привлечь, увлечь и удержать внимание пользователя, который воспринимает подобные знаки нередко как игру, где за каждое действие он получает приз. В подобные, ловко используемые медиакомпаниями ловушки попадает человек, если он свои действия совершает неосознанно и импульсивно. По оценкам маркетологов, таких людей среди пользователей больше половины в мире, а в нашей стране еще больше. В нынешней России их доля больше из-за особенностей менталитета граждан и постоянного стресса, в котором пребывает большинство россиян. По мнению известного социолога Б. Шварца, огромный диапазон вариантов выбора утомляет современного человека, ему значительно проще нажать какую-то кнопку, лишь бы облегчить бремя необходимости выбирать [8].
В современном обществе потребления человеку приходится постоянно принимать множество решений: какую модель телефона заказать, какую зубную пасту купить, какой сорт кофе попробовать, как спланировать свою работу и т.п. А как провести свободное время, которого оказалось неожиданно много в период пандемии для многих людей? Круглосуточный Интернет и проектный характер работы создает множество сложных задач для обычного медиапотребителя, и человек неосознанно соглашается с предложениями, которые навязываются системой в соцсетях и прочими агентами медиаиндустрии.
Сегодня с помощью настройки любая площадка в Интернете сама фильтрует контент по принципу релевантности, система решает сама, какие посты из общего потока будут интересны подписчику, предлагая их в быстрой доступности, в то время как поиск остальных потребует определенных усилий и времени.
Если добавить в общую картину широко распространенные среди россиян страхи несоответствия заданным общественным стандартам и невысокий уровень медиа-информационной грамотности населения в массе своей, то можно получить идеальную мишень для ловкачей — манипуляторов от медиабизнеса, зарабатывающих свой хлеб за счет манипуляций по отношению к пользователям сетей. Так, например, для молодых людей страх упустить что-то важное из того, что обсуждают или постят те, кто им важен, нередко становится импульсом для неосознанных действий. Такие характеристики потребителей медиа ограничивают их возможности снизить риск оказаться объектом недобросовестных действий со стороны агентов медиаиндустрии. В медиа работают опытные психологи, которым известно все о своих клиентах или почти все, и они успешно используют эти знания для увеличения прибылей компаний.
Таким образом, в глобальном мире высоких технологий и скоростей стремительно изменяющееся медиапространство становится нередко источником серьезных проблем, таящих угрозы для безопасности жизнедеятельности граждан. В современном обществе можно выделить следующие проблемы в сфере медиапотребления:
1. Проблемы, связанные с ростом объема информации:
— большой объем информации и скорость увеличения информационных потоков, обрушивающихся на потребителей медиа не соответствует их способности осмыслить содержание контента;
— инновационные технологические устройства негативно влияют на состояние человека, заставляя его потреблять все больше информации, которая в реальности не соответствует его информационным потребностям, оставляя его неудовлетворенным;
— манипулятивные технологии и уловки в дизайне медиа и интерфейса стимулируют желание потреблять все больше медиапродукции.
2. Проблемы доверия к медиа:
— фейковизация медиапространства на фоне избыточного информационного потока ведет к снижению уровня доверия потребителей к медиаисточникам;
— угроза безопасности личных сведений пользователей сети подрывает их доверие к медиакомпаниям.
ВЫВОДЫ. В заключение обозначим еще раз кратко ключевые проблемы, выявленные в статье:
— информационная перегрузка: новой информации значительно больше, чем обычный человек способен ее воспринять и осмыслить;
— поверхностное потребление: современный человек обычно не в состоянии дочитывать текст до конца, осознанно включаться в процесс поиска нужного для него контента и углубляться в тему. Во многом по этой причине появляются фейки, возможности для манипуляций и мошенничества в сети;
— отношения к инновационным гаджетам: различные smaгt-помощники способны увеличивать информационную перегрузку, проникая в жизнь людей, и отнимать все больше времени у них;
— доверие к информационным ресурсам: современному человеку все сложнее доверять получаемой информации и технологиям, которые хранят, накапливают и передают личные данные, включая сведения о привычках и предпочтениях пользователей сетей;
— доверие к медиаисточникам: коммуникативные технологии, которые широко применяются для манипуляций и уловок в сетях, заложенные в самой природе их деятельности, направлены на привлечение и вовлечение пользователей для извлечения все больших прибылей медиакорпораций.
Таким образом, объемы информационных потоков, обрушивающихся на сознание человека в современном обществе, увеличиваются небывалыми темпами ежегодно. Российские и зарубежные ученые активизируют внимание на патогенном влиянии неконтролируемого развития массмедиа [6]. Реальность такова, что потребители медиа часто не в состоянии сориентироваться среди огромного массива информации, испытывая трудности с поиском действительно важного для них контента, объективных сведений требуемого качества. Кроме того, сегодня как никогда актуален вопрос о безопасности личных данных для пользователей сети Интернет. Позитивные и негативные последствия воздействия мас-смедиа на жизнь обычных граждан является актуальной темой для дискуссий не только в научном сообществе, но и среди широкой общественности. Невозможность современных потребителей медиа надежно защищаться от их негативного влияния и неспособность удовлетворить свои информационные потребности позволяет сделать вывод о необходимости массового медиаобразования россиян.
Выявленные проблемы актуализируются в условиях развития трансформационных явлений в медиа и требуют незамедлительного решения на фоне растущих опасностей в глобальном мире информационных технологий и скоростей. Решение выявленных проблем в области медиапотребления зависит во многом от способности власти организовать процесс повышения медиа-информационной грамотности населения в массовых масштабах страны. В России вопрос представляется весьма непростой проблемой, подразумевая ограниченность ресурсов (временных, моральных, материальных) в период экономического кризиса в стране.
Как показывает опыт отечественных и зарубежных специалистов [3], восполнить недостаток имеющихся знаний и навыков можно достаточно эффективно. Для этого необходимо организовать процесс обучения людей основам медиа-информационной грамотности на федеральном и региональном уровнях, используя программы дистанционного образования. Данная проблема заслуживает отдельного обсуждения и подразумевает проведение более глубоких исследований в нашем обществе.
Итак, медиапотребление и развитие технологий в сфере информации и коммуникации на сегодня является той сферой, где прогресс намного опережает его осмысление. Поэтому важно понимать, что всевозможные средства управления и контроля процессов в меди-асфере неизбежно сводятся к формированию осознанности. Это касается общественных взаимоотношений на всех уровнях. Речь идет прежде всего об официальном регулировании развития медиаиндустрии, контроле факторов, способствующих возникновению информационных и коммуникационных манипуляций, управлении потоками развития технологий с помощью законодательства (экономически и административно) и формирование этики в вопросах медиапотребления нового типа, причем, что важно, ненавязанное искусственно руководящими структурами.
Чрезвычайно важно также развитие индивидуальной осознанности медиапотребления. Каждому человеку так или иначе необходимо ответственно подходить к выбору медиа, осмысливать и осознавать, что, зачем и каким образом он потребляет и почему это для него важно. Для этого необходимо прежде всего научиться контролировать свои информационные потребности в медиа, развивать критическое мышление и медиакругозор, чтобы своевременно понимать и осуществлять критический анализ своего выбора медиапродук-ции. Важно формировать культуру медиапотребления людей, начиная с малого возраста, включая программы медиаобразования в учебные планы в детсадах, школах, сузах и вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов П. Facebook в полномасштабном кризисе. Что происходит с соцсетью, которая молчит по поводу утечки данных 50 миллионов пользователей. Meduza. URL: https://meduza.io/ feature/2018/03/20/facebook-v-polnomasshtabnom-krizise (дата обращения: 10.02.2021).
2. Жилавская И.В., Рахманина К. П. Опыт тестирования школьников по уровню медийно-информационной грамотности. «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)®. 2019. № 30. С. 14-23. URL: http://mic.org.ru/30-nomer-2019/751-opyt-testirovaniya-shkolnikov-po-urovnyu-medijno-informatsionnoj-gramotnosti(дата обращения: 12.02.2021).
3. Медиатор. Как читают медиа в России 2017-2018. URL: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_ How_People_Read.pdf (дата обращения: 20.02. 2021).
4. Подросток в социальной сети: норма жизни — или сигнал опасности? URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9587 (дата обращения: 11.02.2120).
5. Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России 2019. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/ russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf(дата обращения: 12.02.2021).
6. Халиуллина М.С. Эффективность дисциплины «Основы медиаобразования» в формировании медиаграмотности у студентов-бакалавров педагогических специальностей. «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)®. 2018. № 27. С. 37-42. URL: http://mic.org.ru/vyp/27-nomer-2018/ effektivnost-distsipliny-osnovy-mediaobrazovaniya-v-formirovanii-mediagramotnosti-u-studentov-bakala/ (дата обращения: 12.02.2021).
7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования/ Г.У.Солдатова, Т.А.Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю.Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.144c.
8. Шварц Барри. Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше»/ Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005. 189 с.
9. Jake Kivanc. ResearchersSayThatSmartphonesAreCausingADHD-LikeSymptomsinAdults. TheVine. URL: https://www.vice.com/en_au/article/dp5akx/esearchers-find-that-smartphones-are-causing-adhd-like-sym... (дата обращения: 20.02.2021).
10. Tristan Harris. How Technology is Hijacking Your Mind — from a Magician and Google Design Ethicist. NiemanLab.URL: https://medium.com/thrive-global/how-technology-hijacks-peoples-minds-from-a-magician-and-google-s-d... (дата обращения: 20.02.2021).
11. Trushar Barot. Thefutureof news is humans talking to machines. URL: http://www.niemanlab. org/2017/09/the-future-of-news-is-humans-talking-to-machines/ (дата обращения: 20.02.2021).
REFERENCES
1. Borisov P. Facebook v polnomasshtabnom krizise. Chto proishodit s socset'ju, kotoraja molchit po povodu utechki dannyh 50 millionov pol'zovatelej [Facebook is in full blown crisis. What happens to the social network, which is silent about the data leakage of 50 million users].MeduzaURL: https://meduza.io/feature/2018/03/20/facebook-v-polnomasshtabnom-krizise 2019, № 30, S.14-23) (data obrashheniya10.02.2021). (In Russian).
2. Zhilavskaya I.V., Rachmanina K. P. Opyt testirovanija shkol'nikov po urovnju medijno-informacionnoj gramotnosti [Testing experience for schoolchildren in terms of media and information literacy] «Media. Information. Communication» (MIC) ® [«Media. Information. Communication» (MIC) ®]. URL: http://mic.org.ru/30-nomer-2019/751-opyt-testirovaniya-shkolnikov-po-urovnyu-medijno-informatsionnoj-gramotnosti2019, № 30, S.14-23) (data obrashheniya 12.02.21). (In Russian).
3. Mediator. Kak chitajut media v Rossii 2017-2018 [Mediator. How the media is read in Russia 2017-2018]. URL: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read.pdf (data obrashheniya0.02.2021). (In Russian).
4. Podrostok v social'noj seti: norma zhizni — ili signal opasnosti? [A teenager on a social network: a norm of life — or a signal of danger?]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587) (data obrashheniya11.02.2021). (In Russian).
5. Tendencii monetizacii kontenta v Internete. Mediapotreblenie v Rossii-2019 [Trends in content monetization on the Internet. Media consumption in Russia-2019]. URL: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf (data obrashheniya 12.02.21). (In Russian).
6. Haliullina M.S. Jeffektivnost' discipliny «Osnovy mediaobrazovanija» v formirovanii mediagramotnosti u studentov-bakalavrov pedagogicheskih special'nostej [The effectiveness of the discipline «Fundamentals of Media Education» in the formation of media literacy among bachelor students of pedagogical specialties] «Media. Information. Communication» (MIC) ® [«Media. Information. Communication » (MIC) ®]. URL: http://mic.org.ru/vyp/27-nomer-2018/effektivnost-distsipliny-osnovy-mediaobrazovaniya-v-formirovanii-mediagramotnosti-u-studentov-bakala/(data obrashheniya12.02.2021). (In Russian).
7. Cifrovaja kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovanija [Digital competence of teenagers and parents. Results of the all-Russian study] / G.U. Soldatova, T.A. Nestik, E.I. Rasskazova, E.Ju. Zotova. M.:«Internet Development Fund», 2013. 144 s. (In Russian).
8. Shvarc Barri. Paradoks vybora. Pochemu «bol'she» znachit «men'she». Per. s angl. [The paradox of choice. Why «more» means «less». Per. from English]. M.:«Kind book»,2005.189 s. (In Russian).
9. Jake Kivanc. Researchers Say That Smartphones Are Causing ADHD-Like Symptoms in Adults. The Vine. URL: https://www.vice.com/en_au/article/dp5akx/esearchers-find-that-smartphones-are-causing-adhd-like-sym... (data obrashheniya20.02.2021). (In English).
10. Tristan Harris. How Technology is Hijacking Your Mind — from a Magician and Google Design Ethicist. NiemanLab. URL: https://medium.com/thrive-global/how-technology-hijacks-peoples-minds-from-a-magician-and-google-s-d...(data obrashheniya20.02.2021). (InEnglish).
11. Trushar Barot. The future of news is humans talking to machines.URL: http://www.niemanlab. org/2017/09/the-future-of-news-is-humans-talking-to-machines/ (data obrashheniya 20.02.2021). (InEnglish).