Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СМИ'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
763
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / MASS MEDIA / SOCIAL INSTITUTION / PUBLIC SPHERE / PUBLIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Собачкин А.Ю.

В статье рассматривается специфика СМИ как социального института, современные особенности его функционирования. Приводятся ключевые подходы к пониманию взаимодействия СМИ и властных структур. Рассматриваются мнения авторов относительно современных форм существования публичной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE SOCIAL INSTITUTION OF THE MASS MEDIA

The article discusses the specifics of the social institution of the mass media. The key approaches to the understanding the interaction of the media and power structures are given. Examines the viewpoints of the authors regarding the modern forms of the public sphere.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СМИ»

УДК 316.286

Собачкин А.Ю. студент магистратуры 1 курса факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СМИ

Аннотация:

В статье рассматривается специфика СМИ как социального института,

современные особенности его функционирования. Приводятся ключевые подходы к пониманию взаимодействия СМИ и властных структур. Рассматриваются мнения авторов относительно современных форм существования публичной сферы.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальный институт, публичная сфера, общественность.

Sobachkin A. Y.

1st year undergraduate student the faculty of mass communications, philology and political science

Altai State University Barnaul, Russia

THE SPECIFICS OF THE SOCIAL INSTITUTION OF THE MASS

MEDIA

Annotation:

The article discusses the specifics of the social institution of the mass media. The key approaches to the understanding the interaction of the media and power structures are given. Examines the viewpoints of the authors regarding the modern forms of the public sphere.

Keywords: mass media, social institution, public sphere, public.

Ускорение темпов научно-технического прогресса оказывает всё большее влияние на социальный институт средств массовой коммуникации. СМИ приобретают новые функции, адаптируясь к новым условиям существования общества, видоизменяя тем самым мировое информационное пространство и оказывая влияние на все прочие социальные институты.

Исследователь А. Черных определяет СМИ как совокупность форм коммуникации, ориентированных на массовую аудиторию, включающую в себя разнообразные «каналы», то есть конкретные виды существования коммуникации: пресса, радио, телевидение, кинематограф, популярная литература, аудио и видео продукция в сети интернет и прочее [5, с. 23].

В определении раскрывается первая присущая социальным институтам характеристика - институционально-организационное единство. СМИ как социальный институт интегрирует разнообразные виды средств массовой

коммуникации и обеспечивает движение информационных потоков в обществе, удовлетворяет естественную потребность общества в информации.

Так как обмен информацией разных порядков составляет основу взаимодействия всех общественных структур, все социальные институты обеспечивают институциональный принцип доверия путем коммуникации с другими институтами, при этом осуществляя иные общественно -важные задачи. Следует отметить, что институт средств массовой информации имеет своей основной целью создание условий, при которых реализуется принцип доверия, что является главной особенностью СМИ.

Однако ряд исследователей отмечают, что в современном мире институциональные функции СМИ расширяются. Д. Баррат говорит о том, что под влиянием глобализации СМИ создают информационный или виртуальный аналог общества. Под информационным аналогом общества понимается целостный образ мира, представленный через освещение международного взаимодействия социальных институтов как глобальной системы. То есть СМИ не позиционируется в информационном пространстве как все прочие институты, но создает это пространство [1, с. 201].

Так же средства массовой информации в состоянии значительно влиять на аудиторию, контролировать исполнительную власть. Многие авторы проводят аналогию между СМИ и властью, так как относительное меньшинство производителей информационного продукта оказывает влияние на потребляющее этот продукт большинство. Следует отметить, что СМИ получили аналог властных полномочий в период мировой истории, для которого характерен отказ от насильственного подчинения в пользу добровольного убеждения [1, с. 39].

Социологи говорят, что политическая власть осуществляется через целенаправленную деятельность всех членов общества, то есть предполагает мобилизацию населения путем трансляции на аудиторию необходимой информации. Соответственно, СМИ выступают единственным механизмом консолидации народных масс на современном этапе развития общества, что, в купе с функцией создания информационного аналога общества, делает институт СМИ значимым участником политического процесса.

Немаловажным отличительным фактором СМИ как социального института является специфика его сферы деятельности. Институт средств массовой информации функционирует в публичной сфере, в которой обсуждаются проблемы всеобщей значимости. Ю. Хабермас под публичной сферой понимал совокупность автономных общественных образований, поле формирования общественного мнения. Суть публичной сферы во взаимодействии членов общества, в открытом характере этого взаимодействия [4, с. 97].

На современном этапе существования института СМИ наблюдаются две тенденции развития взаимодействия СМИ и власти:

- публичная, зафиксированная в конституциях демократических стран,

- технократическая, превращающая СМИ в инструмент управления

государством.

Р. Конецкая отмечает, что в обществах, подверженных технократическим тенденциям, средства массовой информации выступают инструментом реализации властных полномочий, отодвигая естественную роль публичной сферы в проведении критических дискуссий на второй план. СМИ во многом управляют общественным мнением, подготавливая отвечающие запросам власти варианты освещения событий, при этом общественности достается роль стороннего наблюдателя или субъекта управления. [2, с. 116].

При поддержании публичной идеологии, в обществе формируется «натуральное» общественное мнение, отражающее реальное положение дел и способное сигнализировать рынку о потребностях аудитории.

Одним из факторов, поддерживающим идеи публичной идеологии является постоянное увеличение социальной мобильности масс, и, как следствие, быстрая адаптация индивида в изменяющемся обществе.

Соглашаясь с такими авторами как Т. Петерсон и У. Шрамм, исследователь массовых коммуникаций Ф. Шарков фиксирует достаточно сильную зависимость населения от средств массовой информации, весомую роль института средств массовой информации в обеспечении функционирования мировой системы социальных институтов, а также зависимость отношений средств массовой коммуникации и власти в зависимости принятой идеологии [6, с. 237].

Использованные источники:

1. Баррат Д. Медиа-социология. М.: Альпина, 1994. 310с.

2. Конецкая Р. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304с.

3. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998. 403 с.

4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1995. 360с.

5. Черных. А. Социология массовых коммуникаций. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. 452 с.

6. Шарков Ф. И. Коммуникология : основы теории коммуникации: учебник. М.: Дашков и Ко, 2013. 488с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.