Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
443
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НОВЫЕ МЕДИА / ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКИЕ ФУНКЦИИ СМИ / ЖУРНАЛИСТ-АНАЛИТИК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каманина В.Е.

По результатам эмпирического исследования выполнен анализ социально-профессиональной роли современных журналистов в условиях радикальных экономических и социокультурных изменений и противоречивости системы институциональных ценностей в обществе. Выводы базируются на анкетном опросе жителей разных населенных пунктов Ульяновской области и глубинном интервью журналистов, работающих как в федеральных и региональных традиционных СМИ, так и новых медиа. Методология исследования, основанная на институциональном, аксиологическом подходах, позволяет изучить функционирование современных СМИ и степень влияния журналистов на социально-политические процессы как участников массовых коммуникаций на макро- и микроуровнях. К объективным факторам проявления социально-профессиональной роли журналистов автор относит признание правил и норм, реализуемых через социальные функции СМИ, доверие к социальному институту СМИ, потребность гражданской солидарности и мобилизации населения; к субъективным - знания, опыт взаимодействия с аудиторией, способность выбирать варианты решения поставленных задач, решение проблем социализации в профессиональной деятельности. Было установлено, что современные журналисты связывают социально-профессиональную роль с усилением роли посредника между органами власти и населением и активностью в решении проблем мобилизации. Определение института СМИ в качестве «четвертой власти» является признанием населением значимости профессиональной деятельности журналистов. Наряду с этим анализ полученных данных позволил сделать вывод о ряде ограничений, снижающих эффективность института СМИ и не способствующих формированию общественного мнения; у общественности формируется запрос не просто на демократическое участие журналистов в политических процессах, но и на изменение самого характера взаимодействий, в том числе с активным применением возможностей новых медиа. Наиболее перспективной профессиональной практикой современных журналистов представляется ориентированность на новые инструменты цифровых технологий с когнитивными и коммуникативными аспектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PROFESSIONAL ROLE OF JOURNALISTS IN CIVIL SOCIETY

Based on the results of the empirical study, the author carries out an analysis of the socio-professional role of modern journalists in the time of radical economic and socio-cultural changes and the contradictory system of institutional values in society. The conclusions are based on a questionnaire survey of residents of different settlements in the Ulyanovsk oblast and comprehensive interviews with journalists working both in the federal and regional traditional media and new media. The research methodology based on institutional, axiological approaches allows us to study the functioning of modern media and the degree of journalists' influence on socio-political processes as participants in mass communications at the macro- and micro-levels. Among objective factors of manifestation of socio-professional role of journalists the author names the recognition of rules and norms implemented through the social functions of the media, trust in the social institution of the media, the need for civic solidarity and mobilization of the population; among subjective ones: knowledge, experience of interaction with the audience, the ability to choose options to solve the problems set, the solution of socialization problems in professional activities. It was found that modern journalists link the socio-professional role with the strengthening of the role of intermediary between the authorities and the population and activity in solving the problems of mobilization. The definition of the media institution as the “fourth power” is an acknowledgement by the population of the importance of the professional activity of journalists. At the same time, the analysis of the data obtained led to the conclusion about a number of limitations that reduce the effectiveness of the media institution and do not contribute to the formation of public opinion; the public is forming a demand not just for the democratic participation of journalists in political processes but also for a change in the very nature of interactions, including with the active use of the capabilities of new media. The most promising professional practice of today's journalists seems to be a focus on new tools of digital technology with cognitive and communicative aspects.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.4.12 УДК 316.4.06

В.Е. Каманина

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

По результатам эмпирического исследования выполнен анализ социально-профессиональной роли современных журналистов в условиях радикальных экономических и социокультурных изменений и противоречивости системы институциональных ценностей в обществе. Выводы базируются на анкетном опросе жителей разных населенных пунктов Ульяновской области и глубинном интервью журналистов, работающих как в федеральных и региональных традиционных СМИ, так и новых медиа. Методология исследования, основанная на институциональном, аксиологическом подходах, позволяет изучить функционирование современных СМИ и степень влияния журналистов на социально-политические процессы как участников массовых коммуникаций на макро- и микроуровнях. К объективным факторам проявления социально-профессиональной роли журналистов автор относит признание правил и норм, реализуемых через социальные функции сМи, доверие к социальному институту СМИ, потребность гражданской солидарности и мобилизации населения; к субъективным - знания, опыт взаимодействия с аудиторией, способность выбирать варианты решения поставленных задач, решение проблем социализации в профессиональной деятельности. Было установлено, что современные журналисты связывают социально-профессиональную роль с усилением роли посредника между органами власти и населением и активностью в решении проблем мобилизации. Определение института СМИ в качестве «четвертой власти» является признанием населением значимости профессиональной деятельности журналистов. Наряду с этим анализ полученных данных позволил сделать вывод о ряде ограничений, снижающих эффективность института СМИ и не способствующих формированию общественного мнения; у общественности формируется запрос не просто на демократическое участие журналистов в политических процессах, но и на изменение самого характера взаимодействий, в том числе с активным применением возможностей новых медиа. Наиболее перспективной профессиональной практикой современных журналистов представляется ориентированность на новые инструменты цифровых технологий с когнитивными и коммуникативными аспектами.

Ключевые слова: гражданское общество, новые медиа, этика ответственности, гражданские функции СМИ, журналист-аналитик.

Введение. В контексте функционирования гражданского общества и в условиях масштабной модернизации медиапространства возрастают требования к журналистам. «В современном обществе уровень социальной ответственности журналистов прямо пропорционален сложности профессионального инструментария и современных технологий, которые они используют в своей деятельности» [1, с. 40].

Актуальность темы обусловлена значительным ростом интереса к исследованию модернизационных процессов в системе массовых коммуникаций и профессионального поведения представителей института СМИ и слабой раз-

© Каманина В.Е., 2021

Каманина Валентина Евгеньевна - аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», e-mail: kamanina_valentina@mail.ru.

работанностью концепции социально-профессиональной ответственности журналистов как социальных акторов.

Внимание к социально-профессиональной роли журналистов обусловливается следующей проблемой: с одной стороны, участие журналистов в социально-политических процессах представляет собой ключевой компонент демократический системы, способствующий полноценному функционированию гражданского общества и появлению новых форм взаимодействия органов власти с обществом; с другой стороны, реализация этих задач проходит в противоречивых условиях двойственной природы современных СМИ - как самостоятельного института формирования демократических традиций и как рыночного производителя информации, реализующего заказы заинтересованных сторон.

Целью статьи является установление того, насколько эффективно выполняют социально-профессиональную роль журналисты в условиях функционирования гражданского общества с позиций процессуально-коммуникативных и содержательных характеристик.

Для достижения цели мы осуществили теоретический и эмпирический анализ социально-профессиональной роли журналистов и их социальной ответственности в контексте функционирования гражданского общества; определили уровень влияния новых медиа на общественное мнение; исследовали степень выполнения журналистами роли лидеров мнений.

Методология и методы. Более глубоко осмыслить социально-профессиональную роль журналистов позволяет категория «ответственность»; в социологических концепциях ответственность рассматривается как характер взаимодействий между индивидуумом, коллективом и обществом в контексте сознательного осуществления взаимных условий и требований.

В контексте понимающей социологии М. Вебер обособляет этику убеждения и этику ответственности, разграничивая таким образом два типа ответственности. Этикой убеждения руководствуется действующий индивид, она сосредоточена на «идеальном» - самодостаточности мотивов поведения -и абстрагируется от последствий. Этика ответственности связана с «реальным» или «внешним» результатом; именно этику ответственности можно рассматривать в качестве социальной ответственности [2]. Проблема соотнесенности двух этик или двух типов социальной ответственности приобретает особенное значение для исследований аспектов деятельности публичных профессий, к числу которых относятся журналисты; журналисты должны ориентироваться не только на реализацию личного призвания, но и на осуществление профессиональной деятельности в интересах гражданского общества и выполнение общественной миссии.

Родоначальник теории структурации Э. Гидденс исследует социальную ответственность с позиции качественной характеристики поддержания соци-

ального устройства общества [3]. Ключевая роль отводится общественным институтам, таким как СМИ, способным соотнести личный и социальный интересы.

Анализ социальной ответственности через призму теории социального действия Ю. Хабермаса позволяет рассматривать ее как основу социального партнерства; социальная ответственность проявляется через буферное общественное пространство и способствует своевременной минимизациисоциальных рисков [4]. Действия вовлеченных агентов координируются не эгоцентрическим пониманием успеха, а посредством актов достижения понимания [5]. Идеи Ю. Хабермаса являются актуальными при изучении социально-профессиональной ответственности журналистов в контексте реализации гражданских функций СМИ.

То, какие роли и обязанности выполняет институт СМИ, очерчивает одна из нормативных теорий массовой коммуникации - теория социальной ответственности СМИ; понятие социальной ответственности ввели Ф.С. Сиберт, Т. Питерсон, У. Шрамм. В теории социальной ответственности транслируется идеальная модель, соединяющая обязательства и свободы представителей медиа; принципиальны для исследования концепции добровольного самоограничения, самоцензуры со стороны журналистов и собственников СМИ в интересах общественности. Деятельность массмедиа регулируется публичным способом при помощи кодексов этики и при минимизации вмешательства государственной власти [6].

Теория социальной ответственности имеет истоки в технологической и промышленной революции прошлого столетия; социальная ответственность является стержнем социально-профессиональной роли журналиста, основой формирования конструктивной социальной позиции журналистов в условиях активной цифровизации, изменения структуры медиасубъектов. «XX век уже не раз демонстрировал нам, что происходит, когда журналистика теряет свою самостоятельную роль и превращается в орудие тоталитарного режима: пресса становится средством манипулирования общественным сознанием» [7, с. 83]. Обслуживание только экономической системы или сферы развлечений не должно иметь приоритет над функциями СМИ, способствующими демократическим процессам; мнение журналистов должно стать ориентиром для многих членов общества, в противном случае журналист становится невольным рупором предвзятых, аффилированных новостей.

Основные принципы социальной направленности деятельности журналистов: солидарность, согласие, свобода, социальный и культурный порядок, качество и значимость информации, которая рассматривается не как предмет потребления, а как общественное благо, декларируется в комплексе профессионально-нравственных норм, заявленных в Законе РФ «О средствах массовой информации», «Декларации Московской хартии журналистов», «Кодексе

профессиональной этики российского журналиста», «Хартии телерадиовещателей» и других общественных документах [8-11]. Профессиональная этика становится направлением профессиональной подготовки, она включена в качестве дисциплины в образовательный стандарт профильной специальности 42.03.02. «Журналистика».

Сегодня профессиональный статус журналиста связан с выполнением информационной, коммуникативной, социально ориентирующей, рекреативной, социально-организаторской функциями, функциями выражения и формирования общественного мнения [12-15]. Поэтому в контексте выполнения гражданских функций социально-профессиональная роль журналистов трактуется как качественное условие поддержания и развития гражданского общества. Социально-профессиональная роль журналистов в нашем исследовании интерпретируется как многоуровневая система взаимодействия социального актора с обществом и своей аудиторией. На объективном уровне социально-профессиональная роль выступает в виде правил и норм, реализуемых через гражданские функции СМИ, доверие к социальному институту СМИ, выполнение роли лидера мнений; на субъективном - в виде знаний, опыта взаимодействия с аудиторией, способности выбирать варианты решения поставленных задач, воплощать нравственные ценности в профессиональной деятельности.

Приведенные положения легли в основу исследования социально-профессиональной роли журналистов в условиях развития гражданского общества. Эмпирическую базу составили авторские социологические исследования: 1) анкетный опрос населения; выборка репрезентативна по типу поселения -большой, средний и малый города, поселки городского типа; возрасту (от 18 до 65 лет), уровню образованию, сфере занятости (2021 г., п = 1050); 2) глубинные интервью представителей медиасферы; выборка целевая, квоты по видам СМИ, должностному статусу журналистов (2021 г., п = 34). Респондентами глубинных интервью выступили журналисты, работающие в традиционных федеральных и региональных СМИ, новых медиа. Методология исследования, основанная на многоуровневой модели вовлечения населения в социально-политические процессы, позволит обобщить представления граждан и журналистов как участников массовых коммуникаций на макро- и микроуровнях.

Научные результаты. Одним из ключевых является вопрос о том, способствует ли деятельность журналистов активизации граждан для участия в решении общественно-политических вопросов. Выполняют ли они роль одной из движущих сил общественных преобразований - роль лидеров мнений?

По данным проведенного автором анкетного опроса населения, для почти половины от числа всех респондентов (49 %) журналисты не являются лидерами мнений. Результаты нашего опроса совпадают с оценками, полученными по результатам исследования Фонда «Медиастандарт» «Образ журналиста в массовом сознании россиян». Общественность признает институт СМИ

в качестве важнейшего института гражданского общества, однако при этом половина респондентов не верит большинству сообщений в СМИ [16]. «Такое развитие событий в перспективе может способствовать росту протестных настроений или гражданского абсентеизма и даже привести к дестабилизации социально-политической обстановки в государстве» [17].

Обращает на себя внимание склонность респондентов с высоким уровнем жизни рассматривать журналистов в большей степени лидерами мнений (40 %), в то время как люди с меньшим уровнем жизни таковыми представителей медиа определенно не считают или затрудняются ответить. Социально-экономические условия, несомненно, являются детерминантом уровня доверия к важным социальным институтам. В большей степени не считают журналистов лидерами мнений также молодые люди в возрасте 18-35 лет (54 %) (табл. 1).

Таблица 1

Выполнение журналистами роли лидеров мнений, %

Возрас т Уровень жизни

Вариант ответа Всего 18-35 лет 36-50 лет 51-65 лет Высокий Средний Базовый Малообеспеченные Бедные

Да, являются 23 24 29 15 40 24 30 16 14

Нет, не являются 49 54 48 44 37 53 47 44 54

Затрудняюсь ответить 28 22 22 40 24 23 23 40 32

Выяснение среди населения зависимости предпочтений в выборе журналиста от признания его лидером мнения позволило сделать однозначный вывод о наиболее перспективной роли журналиста-аналитика (рис. 1). В условиях функционирования гражданского общества аудитории важно не только получать разные экспертные мнения и их осмысление журналистами для принятия дальнейших решений; общественности нужны журналисты, которые бы гарантировали, что органы власти и правительственные элиты не пытаются воспользоваться ими тогда, когда общественность с большей вероятностью поверит сказанному.

В ходе глубинных интервью представители массмедиа демонстрируют установку социально активной журналистики, связывая с ней высокую степень ответственности перед обществом. «Журналисты могут профессионально сказать то, что не могут другие» (мужчина 28 лет, специальный корреспондент печатного СМИ). «Любой нормальный журналист несет ответственность за распространение недостоверной информации и дорожит своей репутацией (мужчина, 43 года, редактор телепередачи). «В период пандемии коронавируса, который для всех стал, в том числе, коммуникационным кризисом, журнали-

сты, думаю, как и врачи, почувствовали больше всех груз ответственности за сохранение физического, психического и социального здоровья нации» (женщина 39 лет, специальный корреспондент интернет-портала). Кризисная ситуация обострила значимость оперативной и достоверной информации и доказала нежизнеспособность функционирования только одного рыночного подхода к институту СМИ в условиях развития гражданского общества; к врагу номер один - пандемии - присоединился не менее опасный враг - инфоде-мия, включающая в себя информационное противодействие и информационную войну.

Пропагандист Шоумен Эксперт Информационщик Аналитик

Рис. 1. Предпочтительные роли журналистов-лидеров мнений для населения

Особые возможности для огласки наиболее острым вопросам журналисты придают категории «известность». С известностью тесно связаны понятия «символический капитал» и «социальный капитал»; «символический» придает вес, «социальный» - приводит в действие механизмы накопления известности [18, 19]. «Известные журналисты, конечно, могут влиять на общественное мнение» (женщина 47 лет, ведущий электронного СМИ). «К определенным, в том числе известным журналистам люди прислушиваются» (женщина 27 лет, специальный корреспондент печатного СМИ). Среди реальных лидеров общественного мнения представители и традиционных и новых медиа в глубинном интервью чаще всего называли журналистов с всероссийским именем: Владимира Познера, Юрия Дудя, Владимира Соловьева, Ольгу Скобееву, Ксению Собчак, Алексея Пивоварова, Станислава Белковского. Образ журналиста складывается во многом под влиянием его окружения; практически все региональные журналисты воспринимают федеральных коллег как эталон. «Региональные и местные СМИ функционируют непосредственно на территории, в отличие от федеральных, они близко знакомы с особенностями местности, и в этом их главное преимущество» [20, с. 118]. Ориентация, в первую очередь, на публичность приводят к тому, что региональные журналисты частично уклоняются от социально-профессиональной ответственности; практика делегирования ответственности приводит к подрыву авторитета региональных журналистов.

22

29

35 35

40

На вопрос «С кем или с чем лично Вы соотносите себя в жизни?» каждый второй респондент ответил, что с «гражданином» и «профессиональным», «активным» «журналистом»; большинство журналистов нацелено на «внешний», «реальный результат», а не на индивидуальную самореализацию.

Готовность к активному участию в общественно-политических процессах журналистов становится основной гарантией сохранения и развития гражданского общества. Результаты исследования показывают согласованность между традиционными ролями журналистов и ожиданиями той части аудитории, которая видит в журналисте надежный источник информации. Закономерно возникает дискуссионный вопрос: почему существует значительный разрыв между общественностью и представителями СМИ, если они фундаментально верят в одно и то же? Общество, опираясь на традиции, предписывает журналистам, высокие социально-ролевые требования, но низкий уровень доверия свидетельствует о наличии существенного социального противоречия, обусловливающего снижение социального статуса и престижа профессии журналиста.

В ходе опроса населения респондентам был задан вопрос: «Какими, по Вашему мнению, качествами должен обладать журналист, чтобы быть авторитетным среди населения?». Журналист должен обязательно уметь поднимать темы, которые вызывают отклик у аудитории (51 %) и создавать интересный материал (51 %). А вот настойчивость и умение достать информацию как важные качества для журналистов выбрали меньше респондентов (38 %) (табл. 2).

Таблица 2

Качества авторитетного журналиста в оценках населения, %

Вариант ответа Всего Возраст Уровень жизни

18-35 лет 36-50 лет 51-65 лет Высокий Средние Базовые Малообеспеченные Бедные

Стремление распространять полезную информацию 48 45 41 57 47 48 42 47 56

Умение поднимать темы, которые вызывают отклик 51 51 47 53 42 52 52 42 63

Активная жизненная позиция 42 51 32 42 42 42 53 31 47

Грамотность, эрудиция, широкий кругозор 48 53 53 37 55 51 52 41 39

Настойчивость, умение достать информацию 38 46 33 34 47 34 37 48 32

Умения и навыки создания интересного материала 51 46 49 58 40 50 43 57 58

Соответствие ценностей журналиста установкам его аудитории 39 39 46 34 47 37 33 33 53

Поскольку в меньшей степени журналистов лидерами мнений считают респонденты в возрасте 18-35 лет, нам было важно выявить качества для повышения авторитетности журналистов среди этой возрастной группы. Молодежь, прежде всего, ценит грамотность, эрудированность и широкий кругозор (53 %), а также умение поднимать темы, которые вызывают отклик (51 %) и активную жизненную позицию (51 %).

Соответствие этим качествам означает следование принципу прозрачности журналистских решений, стимулирующих позитивные изменения в обществе; институт СМИ только тогда способствует развитию гражданского общества, когда поднимает волнующие общественность вопросы. «Личное мнение и неравнодушие - залог успешного материала» (женщина, 28 лет, корреспондент печатного СМИ). «Журналистом может считаться только тот, кому по силам воспроизвести в его читателях или зрителях то, о чем он думает и что он чувствует сам...» (мужчина, 54 года, продюсер электронного СМИ). «То, что тебе нравится, должно иметь общественно полезную цель, только тогда она может стать достоянием отдельной публикации» (женщина, 51 год, редактор интернет-портала).

Журналисты претендуют на усиление социально-политической значимости СМИ, однако реализация этих задач проходит в условиях возрастания общественной и политической роли социальных сетей как новых медиа, отдельных интернет-сообществ и блогеров. В глубинных интервью нашла свое подтверждение идея о том, что социальные сети являются эффективным коммуникативным инструментом для журналистов, способствующих повышению эффективности взаимодействия власти и общества. С этим утверждением согласны все группы респондентов. «Соцсети по сути изменили саму суть журналистики, способы поиска и скорость донесения информации» (женщина, 40 лет, заместитель главного редактора печатного СМИ). «Современные журналисты становятся, если можно так сказать, продюсерами и РЯ-менеджерами своих материалов. Потому что создание журналистского продукта сейчас это не только поиск информации, ее обработка, редактирование и т.д., но и продвижение ее в социальных сетях, модерирование обратной связи» (мужчина, 24 года, спец. корреспондент печатного СМИ). «Раньше это были редакционный телефон и почта. Сейчас мессенджеры, соцсети. Есть масса профильных групп, где можно размещать свои тексты и получать отклик» (женщина, 60 лет, корреспондент печатного СМИ). Сфокусированность журналистов на построении обратной связи с аудиторией, направление значительных ресурсов для полноценного и тесного взаимодействия определяет персонализацию и публичный капитал журналистов, который в конечном итоге трансформируется в доверие со стороны населения.

Вместе с тем результаты опроса населения не подтвердили предположение о том, что функционирование интернет-сообществ и блогов способствует

формированию общественного мнения в сфере социально-политических процессов. Большинство респондентов «смотрят, читают» блоги (70 %), особой популярностью пользуются блоги культурно-развлекательного (42 %) и общетематического (38 %) характера. Политические блоги, в свою очередь, привлекают меньше всего внимания респондентов (18 %) (рис. 2).

Рис. 2. Тематические предпочтения населения в выборе блогов, %

Наряду с развлекательной информацией (40 %) в СМИ население традиционно получает новости (59 %); СМИ удовлетворяют потребности граждан в получении информации о социальной сфере (49 %) и политике (39 %) больше, чем блогосфера (рис. 3).

59 24 1 49 39 18 20 В 28 28 40

/ с/ У / * ' 4 А сг * /

Рис. 3. Тематические предпочтения населения в содержании СМИ, %

Выводы. Социально-профессиональная роль журналистов отражается в субъективной мотивации реализации гражданских функций института СМИ; социальная ответственность объективно фиксирует их зависимость от общества. Каждый третий журналист ориентирован на «внешний», «реальный» результат и соотносит понятие социально-профессиональной роли с понятиями «гражданин», «профессионал», «активный журналист».

Комплекс социокультурных представлений журналистов и населения о социально-профессиональной роли выявил общее ядро модели эффективной работы журналиста: респонденты воспринимают СМИ как институт гражданского общества и в качестве перспективной считают роль журналиста-аналитика.

Журналисты относятся к себе благосклоннее, чем общественность; разрыв между социальными ожиданиями гражданского общества и реальными оценками социально-профессиональной ответственности журналистов не может не вызывать обеспокоенность. Результаты исследования фиксируют устойчивую зависимость между падением уровня доверия среди населения к журналистам и снижением социального престижа данной профессии. Данная тенденция обусловлена двойственной природой современных СМИ. Социально-профессиональная роль журналистов трактуется общественностью с позиций необходимости не только демократического участия и адекватного представительства интересов гражданского общества, но и изменения самого характера взаимоотношений в коммуникативном поле с властью и обществом.

Повышение устойчивости функционирования института СМИ в качестве «четвертой власти» зависит от осознания полноты социально-профессиональной роли журналистами. Добиться желаемого статуса - авторитетного профессионала, способного влиять на решение общественно значимых вопросов, журналисты могут посредством открытого разговора с аудиторией, с учетом того, что общественность ожидает от них ориентированности на новые инструменты цифровых технологий с когнитивными и коммуникативными аспектами.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №21-011-32131 «Роль региональных и федеральных СМИ в развитии гражданского общества: „ четвертая власть " или сторонний наблюдатель».

Список литературы

1. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Технологические аспекты социальной ответственности журналиста // Медиаальманах. - 2014. - № 2. -С.32-41.

2. Давыдов Ю.Н. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой // Этическая мысль. - 2006. - № 7. - С. 83-109.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проспект, 2005. - 528 с.

4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: Наука, 2006. - 380 с.

5. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1993. - № 4. - С. 43-63.

6. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Ваг-риус, 1998. - 224 с.

7. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 207 с.

8. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Закон Рос. Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).

9. Декларация Московской хартии журналистов. 1994 [Электронный ресурс]. - URL: https://presscouncil.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).

10. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. 1994 [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).

11. Хартия телерадиовещателей. 1999 [Электронный ресурс]. - URL: https://presscouncil.ru/ (дата обращения: 30.07.2021).

12. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. - М.: Аванти плюс, 2003. - 428 с.

13. Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. - 2015. - № 3-4 (19-20). - С. 81-102.

14. Ширяева А. А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2016. - № 1. - С. 142-154.

15. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 255 с.

16. Образ журналиста в массовом сознании россиян. Аналитический отчет исследовательской группы «Циркон». 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http:www.msindex.ru/ (дата обращения: 21.07.2021).

17. Ермакова С.С. Доверие российского общества к СМИ: современное состояние и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. -2016. - № 12. - С. 43-46.

18. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Прагматика культуры, 2002. - 160 с.

19. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. -№ 5. - С. 60-74.

20. Мирзоян Л.Г., Коробкова Н.В. К вопросу о роли региональных средств массовой информации в формировании имиджа региона (на примере местных СМИ Курской области) // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Курск, 2020. - С. 115-121.

References

1. Dzialoshinskii I.M., Dzialoshinskaia M.I. Tekhnologicheskie aspekty sotsial'noi otvetstvennosti zhurnalista [Technological aspects of journalists' social responsibility]. Mediaal'manakh, 2014, no. 2, pp. 32-41.

2. Davydov Iu.N. Etika ubezhdeniia i etika otvetstvennosti: Maks Veber i Lev Tolstoi [The ethics of persuasion and the ethics of responsibility: Max Weber and Leo Tolstoy]. Eticheskaia mysl', 2006, no. 7, pp. 83-109.

3. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration (Russ. ed.: Giddens E. Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii. Moscow, Akademicheskii Prospekt, 2005, 528 p.).

4. Khabermas Iu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deistvie [Moral ransciousness and сommunicative action]. St. Petersburg, Nauka, 2006, 380 р.

5. Khabermas Iu. Teoriia kommunikativnogo deistviia [The theory of communicative action]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 7: Filosofiia, 1993, no. 4, pp.43-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Siebert F.S., Peterson T., Schramm W. Four theories of the press (Russ. ed.: Sibert F.S., Shramm U., Piterson T. Chetyre teorii pressy. Moscow, Vagrius, 1998, 224 p.).

7. Lazutina G.V. Professional'naia etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow, Aspekt-Press, 1999, 207 p.

8. O sredstvakh massovoi informatsii [On mass media]. Law of the Russian Federation dated 27.12.1991, No. 2124-1 (rev. 01.07.2021), available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 30.07.2021).

9. Deklaratsiia Moskovskoi khartii zhurnalistov 1994 [Declaration of the Moscow Charter of Journalists 1994]. Available at: https://presscouncil.ru/ (accessed 30.07.2021).

10. Kodeks professional'noi etiki rossiiskogo zhurnalista 1994 [Professional ethics code of Russian journalists 1994]. Available at: https://docs.cntd.ru/ (accessed 30.07.2021).

11. Khartiia teleradioveshchatelei 1999 [Charter of broadcasters 1999]. Available at: https://presscouncil.ru/ (accessed 30.07.2021).

12. Nazarov M.M. Massovaia kommunikatsiia i obshchestvo [Mass communication and society]. Moscow, Avanti plius, 2003, 428 p.

13. Dugin E.Ia. Metodologicheskii povorot issledovanii informatsionno-kommunikativnykh sistem i zhurnalistika [The methodological turn in research on information and communication systems and journalism]. Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii, 2015, no. 3-4 (19-20), pp. 81-102.

14. Shiriaeva A.A. Uchastie SMI i zhurnalistov v stanovlenii grazhdanskogo obshchestva [Media journalists' contribution to formation of civil society]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, 2016, no. 1, pp. 142-154.

15. Svitich L.G. Vvedenie v spetsial'nost'. Professiia: zhurnalist [Introducing specialty. Profession: Journalist]. Moscow, Aspekt Press, 2010, 255 p.

16. Obraz zhurnalista v massovom soznanii rossiian [The image of a journalist in the Russian mass consciousness]. Analytical and research group Tsircon, available at: http:www.msindex.ru/ (accessed 21.07.2021).

17. Ermakova S.S. Doverie rossiiskogo obshchestva k SMI: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Russian society's trust in the mass media: Current state and development prospects]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2016, no. 12, pp. 43-46.

18. Bourdieu P. Sur la télévision (Russ. ed.: Burd'e P. O televidenii i zhurnalistike. Moscow, Pragmatika kul'tury, 2002, 160 p.).

19. Bourdieu P. Les formes de capital (Russ. ed.: Burd'e P. Formy kapitala. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2002, no. 5, pp. 60-74).

20. Mirzoian L.G., Korobkova N.V. K voprosu o roli regional'nykh sredstv massovoi informatsii v formirovanii imidzha regiona (na primere mestnykh SMI Kurskoi oblasti) [On the role of regional media in shaping the image of a region]. Strategiia razvitiia regional'nykh SMI: problemy i perspektivy. Proc. All-Russ. Acad. Conf. Kursk, 2020, pp. 115-121.

Оригинальность 81 %

Получено 03.08.2021 Принято 30.08.2021 Опубликовано 28.12.2021

V.E. Kamanina

THE SOCIO-PROFESSIONAL ROLE OF JOURNALISTS IN CIVIL SOCIETY

Based on the results of the empirical study, the author carries out an analysis of the socio-professional role of modern journalists in the time of radical economic and socio-cultural changes and the contradictory system of institutional values in society. The conclusions are based on a questionnaire survey of residents of different settlements in the Ulyanovsk oblast and comprehensive interviews with journalists working both in the federal and regional traditional media and new media. The research methodology based on institutional, axiological approaches allows us to study the functioning of modern media and

the degree of journalists' influence on socio-political processes as participants in mass communications at the macro- and micro-levels. Among objective factors of manifestation of socio-professional role of journalists the author names the recognition of rules and norms implemented through the social functions of the media, trust in the social institution of the media, the need for civic solidarity and mobilization of the population; among subjective ones: knowledge, experience of interaction with the audience, the ability to choose options to solve the problems set, the solution of socialization problems in professional activities. It was found that modern journalists link the socio-professional role with the strengthening of the role of intermediary between the authorities and the population and activity in solving the problems of mobilization. The definition of the media institution as the "fourth power" is an acknowledgement by the population of the importance of the professional activity of journalists. At the same time, the analysis of the data obtained led to the conclusion about a number of limitations that reduce the effectiveness of the media institution and do not contribute to the formation of public opinion; the public is forming a demand not just for the democratic participation of journalists in political processes but also for a change in the very nature of interactions, including with the active use of the capabilities of new media. The most promising professional practice of today's journalists seems to be a focus on new tools of digital technology with cognitive and communicative aspects.

Keywords: civil society, new media, ethics of responsibility, media civic functions, journalist-analyst.

Valentina E. Kamanina - PhD Student, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, e-mail: kamanina_valentina@mail.ru.

Received 03.08.2021 Accepted 30.08.2021 Published 28.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.