Научная статья на тему 'Классические модели взаимодействия СМИ и государства'

Классические модели взаимодействия СМИ и государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1817
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовые коммуникации / информационный рынок / модель взаимодействия / авторитарная теория / либертарианская теория. / mass communications / information market / interaction model / authoritarian theo- ry / libertarian theory

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. Ю. Собачкин

В статье рассматриваются классические теоретические модели взаимодействия средств массовой информации и государства, история их формирования, тенденции развития и основные принципы. Рассматривается мнение авторов относительно состоятельности этих моделей и возможности экстраполяции опыта их использования для нахождения решений естественных проблем взаимодействия СМИ и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIC MODELS OF INTERACTIONS OF THE MEDIA AND THE STATE

The article discusses classical theoretical models of interaction between the media and the state, the history of their formation, development trends and basic principles. The authors' opinions on the consistency of these models and the possibility of extrapolating the experience of using them to find solutions to natural problems of interaction between the media and the state are considered.

Текст научной работы на тему «Классические модели взаимодействия СМИ и государства»

КЛАССИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ГОСУДАРСТВА

А.Ю. Собачкин, магистран Алтайский государственный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10201

Аннотация. В статье рассматриваются классические теоретические модели взаимодействия средств массовой информации и государства, история их формирования, тенденции развития и основные принципы. Рассматривается мнение авторов относительно состоятельности этих моделей и возможности экстраполяции опыта их использования для нахождения решений естественных проблем взаимодействия СМИ и государства.

Ключевые слова: массовые коммуникации, информационный рынок, модель взаимодействия, авторитарная теория, либертарианская теория.

Сложившиеся условия функционирования средств массовой коммуникации позволяют накапливать эмпирические данные, необходимые для усовершенствования моделей, создаваемых с целью нахождения путей преодоления естественных проблем взаимодействия СМИ и государственных структур. Понимание основных тенденций современных теоретических исследований по данной теме требует ретроспективного анализа существующих моделей подобного взаимодействия.

Первыми авторами, сформулировавшими общие принципы взаимодействия СМИ и государства, являются американские теоретики печати С. Сиберт, Т. Петерсон и У. Шрамм. Они пришли к выводу, что уровень общественного сознания, основанный на социально-политической структуре общества, определяет основные тенденции развития массовой коммуникации в данном обществе. Авторы выделяют следующие модели функционирования СМК, каждая из которых соотносится с некоторой социальной системой: авторитарная и либертарианская модели, теория социальной ответственности и Советская коммунистическая теория [1].

Многие авторы выделяют только две модели, включая Советскую коммунистическую модель в авторитарную и теорию социальной ответственности - в либертарианскую.

Авторитарная модель считается наиболее ранней формой взаимодействия СМИ и государства, ставшая ответом на появле-

ние печатной прессы. Временные рамки становления первых газет относятся к началу XVII века, когда преобладающим способом правления была абсолютная монархия.

Авторы определяют основные принципы функционирования авторитарной модели прессы следующим образом:

- государство является высшей ценностью, групповые ценности превалируют над индивидуальными,

- знания доступны только привилегированному меньшинству,

- деятельность СМИ жестко контролируется властными структурами, путем лицензирования деятельности СМИ, цензуры, введения государственной монополии на распространение массовой информации, преследовании публикаций запрещенных сведений [1].

На ранних стадиях развития института СМИ подобные методы были эффективны, позднее властям пришлось использовать косвенные экономические методы воздействия на средства массовой информации.

Особым проявлением авторитарной модели стала Советская коммунистическая система массовой коммуникации, однако, с её обособлением некоторые авторы не согласны.

В противовес авторитарным моделям, демократическое общество формировало иные формы взаимодействия СМИ и властей.

Наиболее свободной от внешних вмешательств является либертарианская тео-

рия или теория независимой прессы, основанная на философии рационализма и естественных прав. Модель формировалась параллельно с идеями о невмешательстве государства в экономику, и, аналогично экономической политике свободного рынка, не могла существовать в чистом виде под воздействием «провалов рынка» [2].

Функционирование модели основывалось на принципах свободного размещения любой информации на открытом рынке информации, в том числе и международном. Также, сбор информации для последующей публикации не может быть остановлен извне, если таковой ведется законными способами. В рамках данной модели все конфронтации подлежат разрешению в суде.

В подобных условиях пресса могла осуществлять контроль над государственной властью. Главной функцией СМИ становится поиск истины. Вместе с тем, в период превалирования либертарианской модели, материалы СМИ часто могли содержать угрозу нравственности населения.

В современных условиях либертарианская модель получила развитие как основа теории социальной ответственности, возникшей в 1950-е, провозглашавшей, что СМИ обязаны нести социальную ответственность, в противном случае допускается внешнее вмешательство в их деятельность.

Новая теория стала ответом на претензии к СМИ со стороны общественности, связанные со злоупотреблением возможностями СМИ в частных интересах «олигополии новостей». Отмечалась экономическая подконтрольность СМИ крупным инвесторам и рекламодателям, что приводило к искажению информации, доходящей до конечного потребителя.

Реализация идей социально-ответственных СМИ проявилась в создании множества государственных организаций, регулирующих деятельность СМИ. Позднее, регулирование также происходило внутренними механизмами журналистского сообщества, этическими кодексами и различными профессиональными комиссиями.

Согласно этой модели, плюралистичные СМИ должны руководствоваться моральными обязательствами перед общественностью, публикуя только высокопрофессиональные материалы. При этом деятельность СМИ остается саморегулирующейся, если нет необходимости во вмешательстве для обеспечения безопасности общества.

Позднее, теоретическое осмысление моделей функционирования СМИ продолжили в середине 1990-х исследователи из Иллинойского университета.

В их работе внимание заострялось на влиянии экономических зависимостей на развитие современных СМИ, то есть на первый план вышли косвенные рычаги воздействия на средства массовой информации со стороны государственных структур [3].

Наряду с вышеупомянутыми теориями, популярностью в ученом сообществе пользуется модель развивающихся стран или модель развития, а также модель демократического представительства.

В основе первой лежат идеи движения за «новый мировой информационный порядок», как оппозиция культурному империализму 1970-х годов. В рамках данной модели СМИ должны способствовать уникальному развитию стран «третьего мира», отстаивая национальную идентичность.

Теория демократического представительства заключается в обеспечении возможности индивида или меньшинства защищать свои интересы, выражая собственную позицию. Предпочтение отдается относительно небольшим организациям, диверсифицирующим деятельность СМИ

[3].

Следует отметить, что все теоретические модели, о которых говорилось выше, многие авторы находят слишком общими для их универсализации, так как они опираются на обобщенные «злободневные» идеи. Современные исследователи обращают внимание на тот факт, что институциональные условия функционирования СМИ в различных общественных системах значительно разнятся. При этом опыт преодоления естественных проблем взаимодействия СМИ и государства практически

не поддается экстраполяции на данном ляет правила игры для производителей и этапе развития коммуникативистики [4]. распространителей массовой информации.

Таким образом, особенности осуществ- При этом роль СМИ как образующего ления деятельности СМИ в конкретном фактора информационного пространства обществе отражают специфику институ- постоянно увеличивается, превращая СМИ ционального устройства этого общества, в действенный механизм изменения тем-так как институциональная среда опреде- пов общественного развития.

Библиографический список

1. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Фонд Карнеги, 1998. - 403 с.

2. Черных. А. Социология массовых коммуникаций. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 452 с.

3. Конецкая Р. Социология коммуникации. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

4. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 488 с.

CLASSIC MODELS OF INTERACTIONS OF THE MEDIA AND THE STATE

A.Y. Sobachkin, graduate student Altai state university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article discusses classical theoretical models of interaction between the media and the state, the history of their formation, development trends and basic principles. The authors' opinions on the consistency of these models and the possibility of extrapolating the experience of using them to find solutions to natural problems of interaction between the media and the state are considered.

Keywords: mass communications, information market, interaction model, authoritarian theory, libertarian theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.