Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / цифровая среда / когнитивное мышление / интернет / информационное пространство / личность / виртуальный мир / реальность / socialization / digital environment / cognitive thinking / internet / information space / personality / virtual world / reality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В В. Пекарева

В статье рассмотрено влияние смешанной реальности (сочетание объективной и виртуальной) на интеграцию индивида в социальные процессы. Описанное поможет сложить представление о том, каким образом человек в современное время «приходит» к сомнительным когнитивным способностям, например, транзактивная память, переключаемость, клиповое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIALIZATION UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article considers the influence of mixed reality (a combination of objective and virtual reality) on the integration of an individual into social processes. The described will help to form an idea of how a person in modern times «comes» to questionable cognitive abilities, e.g., transactive memory, switchability, clip thinking.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В.В. Пекарева, студент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-72-74

Аннотация. В статье рассмотрено влияние смешанной реальности (сочетание объективной и виртуальной) на интеграцию индивида в социальные процессы. Описанное поможет сложить представление о том, каким образом человек в современное время «приходит» к сомнительным когнитивным способностям, например, транзактивная память, переключаемость, клиповое мышление.

Ключевые слова: социализация, цифровая среда, когнитивное мышление, интернет, информационное пространство, личность, виртуальный мир, реальность.

Информационно-телекоммуникационные технологии интенсивно эволюционируют в ходе общественных отношений и в сознании взаимодействующих субъектов. По мере их развития появился безусловный виртуальный мир - воспроизводящий электронные сигналы в объективную форму информацию искусственный, созданный компьютерными программами и 1Т-специалистами. Он оказывает значительное влияние на индивида, побуждая его исследовать новые области реальности и пользоваться ими. Парадокс заключается в том, что человек -создатель виртуального мира - сам становится не просто его участником, а заложником. Погружение в виртуальную среду оказывает влияние, изменяя мышление, поведение и идентичность, что лежит в основе процесса социализации. Она включает в себя не только традиционное обучение, но и усвоение образцов поведения, социальных ролей и формирование ценностей.

Снижение качества и скорости когнитивных способностей, в особенности их части - критического мышления, у молодого поколения сочетается с проявлением одарённых личностей в разных творческих и технических направлениях из-за инновационных тенденций, предоставляющих шанс развиваться и быть замеченным со своим потенциалом благодаря огромному количеству ресурсов и их легкой доступности. Цифровой мир предоставляет молодежи беспрецедентные возможности для

обучения, формирования уникальных качеств, но также ставит перед ними новые вызовы. Условия свободного доступа к безграничному потоку информации порождают необходимость формировать цифровую культуру, придавая значение ответственности, самостоятельности, мобильности и стрессоустойчивости, то есть те свойства личности, которые необходимы не только для такой категории как молодёжь.

Положительным аспектом можно считать, трансформацию сознания в сторону индивидуального процесса под обязательным влиянием общего пространства взаимодействия, где коллективные идеи и мнения начинают влиять на личные убеждения. Это происходит за счёт того, что виртуальные платформы предоставляют возможность мгновенно делиться своими мыслями и получать обратную связь. Однако такой тип общения затрудняет передачу эмоций и понимания чувств других, что может повлиять на сочувствие и эмпа-тию. В последнее время чем больше мы взаимодействуем с внешним миром через технологии, тем более важно становится наше внутреннее, беззвучное мышление. Оно служит фильтром, через который проходят сведения, позволяя нам осмысленно воспринимать информацию и адаптироваться к окружающей действительности. Мышление внутри нас гораздо прогрессивнее нежели внешняя презентация своих мыслей. Техногенное общество и его участники конструируют своё мировоззре-

ния посредством включения сети «Интернет» в привычную модель восприятия окружающих предметов и людей.

В обстоятельствах, насыщенных информацией и визуальными впечатлениями, все больше набирает обороты клиповое мышление. Оно отличается от традиционных методов мышления своей динамичностью, эмоциональным воздействием и интерактивностью. Можно воспринимать подобную разновидность механизма мысленной абстракции отражения множества разнообразных свойств объектов в сознании человека, без видимого вмешательства человека, характеризующегося дискретностью информационной полярной ретрансляции, алогичностью, имеющей в наличии разновекторность поступающей информации, динамичной вариативностью переключения между частями, мозаичной формой оценки, утерей связной смысловой очередности, допустимости свободного альтруизма в выборе ответа [3]. Клиповое мышление - это собирательная категория, которую семантически можно обрисовать как последствие чрезмерного скроллинга в сети «Интернет», так и удобное оправдание не решения проблем с концентрацией внимания, последнее является следствием не существования социальных сетей и отдачи предпочтения Интернету, а способу получения и обработки информации у человека, которые выбирает он сам.

При таком раскладе негативной стороной выступает вариант развития события, при котором каждый «обитатель» информационного пространства на цифровых площадках подсаживается на «дофаминовую иглу». Это лишь возможный исход, однако вполне достижимый в данных обстоятельствах, так как это происходит повсеместно и затянуты в «болото эмоций от информационных ресурсов» не только молодое поколение, но и иные возрастные группы. Зависимость базируется не от использования гаджета на постоянной основе, а именно на контенте и возможностях, которые могут предоставить современные технологии и цифровые площадки.

Под эгидой инновационных изменений размываются границы между реальной и цифровой личностью. Адаптация к инно-

вациям требует от людей гибкости и способности к саморефлексии. Необходимо уметь различать личную и публичную идентичность, поскольку каждое действие в сети «Интернет» может повлечь за собой последствия в реальной жизни. Два направления концептуализации, которые преобладают в дискурсе переопределения идентичности: во-первых, направленные на изучение расщепления виртуальной и реальной идентичностей личности; во-вторых, рассматривающие перспективы замены человека как сущего постчеловеком [1]. В этом свете развитие здоровых онлайн-привычек, контролировать реализацию приобретенных ролей и умение устанавливать границы становятся основополагающими факторами для успешной социальной интеграции. А.Н. Рабчевский с соавторами предлагают следующие типы ролей в интернет-сообществах: постер (генератор идей); репортер (распространитель); комментатор - участник социальной сети, который не создает и не репостит контент, но часто комментирует публикации других пользователей, участвует в спорах и обсуждениях; пассивный участник - не очень активный участник социальной сети с точки зрения создания контента, комментариев и репостов, тем не менее регулярно посещающий страницы других пользователей [2].

Многие начинают испытывать трудности с идентификацией себя в этих двух мирах, что может приводить к недовольству собой и своим достижениям, способствовать формированию нереалистичных представлений о действительности. Ме-диасфера создает определенные стандарты красоты, поведения и успеха, такие тренды, которые искажают представление о том, что такое «нормальное» поведение, и формируют иные ожидания от его социальной роли в ходе коммуникаций. Одними из последствий можно считать развитие синдромов самозванца или главного героя. Любое из состояний является причиной стресса, депрессии и искаженного восприятия реальности. Цифровая эпоха оказывает значительное влияние, становясь важным фактором в социализации личности.

Библиографический список

1. Персидская, О.А. Феномен цифровой личности: в поиске оснований концептуа-лизции / О.А. Персидская // Человек^. - 2022. - № 17. - С. 114-136. -DOI 10.32691/2410-0935-2022-17-114-136. - EDN GSJJKL.

2. Rabchevsky A.N., Yasnitsky L.N., Zayakin V.S. Comparison of methods for identifying user roles in online social networks // Прикладная математика и вопросы управления. - 2021. -№ 2. - С. 93-111. - DOI: 10.15593/2499-9873/2021.2.06.

3. Щупленков Н.О. Клиповое мышление - продукт цифровой культуры / Н.О. Щупленков, Е.Л. Рябова // Культура Мира. - 2022. - Т. 10, № 27(2). - С. 96-112. - EDN TAJQPD.

SPECIFICS OF SOCIALIZATION UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION V.V. Pekareva, Student

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service (Russia, Ryazan)

Abstract. The article considers the influence of mixed reality (a combination of objective and virtual reality) on the integration of an individual into social processes. The described will help to form an idea of how a person in modern times «comes» to questionable cognitive abilities, e.g., transactive memory, switchability, clip thinking.

Keywords: socialization, digital environment, cognitive thinking, internet, information space, personality, virtual world, reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.