Научная статья на тему 'Специфика составления формовочных масс сосудов шепилевской культуры позднего бронзового века по материалам поселения Заостровка-2'

Специфика составления формовочных масс сосудов шепилевской культуры позднего бронзового века по материалам поселения Заостровка-2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ГОНЧАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ШЕПИЛЕВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМОВОЧНАЯ МАССА / ДРЕСВА / ШАМОТ / ОРГАНИКА / CERAMICS / HISTORICAL AND CULTURAL APPROACH / POTTERY TECHNOLOGY / SHEPILEVSK ARCHAEOLOGICAL CULTURE / MOULDING COMPOSITION / GRUSS / FIRE CLAY / ORGANICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Ю. А.

В статье представлены результаты изучения гончарной технологии древнего населения Сибири, обитавшего на берегах р. Енисей в позднем бронзовом веке. Исследование керамики выполнено в рамках историко-культурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of studying the pottery technology of the Siberia ancient population which lived on the Yenisei river coast in the late Bronze Age are given in the article. Ceramics research is conducted within the limits of the historical and cultural approach.

Текст научной работы на тему «Специфика составления формовочных масс сосудов шепилевской культуры позднего бронзового века по материалам поселения Заостровка-2»

механического и термического воздействия на пластичное сырье, многократное воспроизведение одних и тех же гончарных операций, т.е. любая гончарная технология - это системное образование, обладающее устойчивостью [Бобринский, 1999, с. 8]. Весь процесс изготовления керамики А.А. Бобринский разделяет на три последовательные стадии: подготовительную, созидательную и закрепительную, внутри которых выделяются отдельные ступени, т.е. узкие технологические задачи, возникающие при производстве керамики и напрямую связанные с навыками труда гончара. В совокупности это все образует естественную структуру любого гончарного производства, с продуктами или остатками которого приходится иметь дело археологам и этнографам. Устойчивые навыки труда при изготовлении керамики, которые передаются из поколения в поколение через непосредственное обучения ученика мастером, принято называть культурными традициями в гончарстве. По мнению А.А. Бобринского, именно устойчивые навыки труда, которые автор называет субстратными, и позволяют производить историко-культурную реконструкцию на основе изучения древней гончарной технологии. А.А. Бобринский создал методику изучения археологической керамики, которая позволяет произвести технико-технологический анализ керамики и применить полученные данные для реконструкции историко-культурных процессов [Бобринский, 1987, 1999].

Данная статья представляет результаты изучения керамической коллекции с поселения Заостровка-2, полученной в результате археологических раскопок 2006 г. Памятник находится в створе Казачинского порога, в 230 км севернее г. Красноярска на 14-17-метровой террасе правого берега р. Енисей, в 150 м северо-восточнее правого берега протоки Заостровка, и относится к Усть-Шилкинскому археологическому микрорайону. Поселение состоит из четырех рядов жилищных котлованов. В июле 2006 г. раскопом 90 м2 было изучено 6-е жилище из второго ряда. По совокупности всех признаков это жилище относится к шепилевской археологической культуре позднего бронзового - раннего железного века, выделяемой П.В. Мандрыкой [Мандрыка, 2008].

Целью исследований. Изучение материалов поселения одной из ступеней первой подготовительной стадии керамического производства - подготовки формовочных масс. Именно эту ступень представляется возможным достоверно определить в силу плохой сохранности археологической керамики (ее фрагментарности).

Задачи исследований: анализ керамического комплекса поселения с выделением вариантов орнаментации; изучение состава формовочных масс сосудов; соотнесение состава формовочных масс с выделяемыми типами.

Материалы и методы исследований. Исследование гончарной технологии осуществлялось по методике, разработанной А.А. Бобринским, и включало в себя:

1) изучение свежих сколов керамических сосудов с использованием микроскопа МБС-10;

2) сравнение изученных образцов керамики с поселения с эталонной коллекцией, созданной автором статьи по программе изучения рецептуры формовочных масс.

Всего в керамической коллекции 2006 года представлены фрагменты венчиков от 47 сосудов, а также ушки и стенки с валиками от 13 горшков-дымокуров [Абдулина, Мандрыка, 2007]. В коллекции представлены сосуды баночной формы (40), горшковидной (5) и чашевидной (2) форм. По имеющимся донышкам можно предположить, что посуда была с округлым, слегка уплощенным днищем. Размеры частично реконструированных сосудов баночной формы от 16 до 34 см в диаметре устья, диаметр горла горшков от 14 до 32 см, толщина стенок сосудов составляет 0,3-0,8 см, венчиков у обреза - 0,5-1,2 см.

Для декора посуды характерно размещение орнамента только в верхней трети зоны сосуда с украшением обреза венчика и использованием только горизонтальных мотивов. По композиционному построению орнамента на сосудах выделяются три основных варианта в рамках одного керамического типа:

1) к краю венчика прикреплен жгутиковый налепной валик, который рассечен пальцевыми защипами. Композиция может быть дополнена рядом ногтевых вдавлений под валиком (рис. 1-4, 6);

2) венчик прямой, плавно утолщен, по нему нанесены один-четыре ряда пальцевых защипов или вдавлений, иногда прямой обрез венчика также рассечен пальцевыми защипами (рис., 7-10);

3) венчик в сечении каплевидный, с внешнего борта нанесены два тонких налепных валика, рассеченных пальцевыми наколами (рис., 11, 12).

Кроме посуды, украшенной различными оттисками пальцев, в керамической коллекции представлены и другие единичные варианты орнаментации:

1 ) сосуд закрытой формы, на котором по утолщенному широкой лентой края венчика нанесен орнамент в виде трех горизонтальных рядов треугольных насечек гладкого орнаментира. Лента подчеркивается продавленным горизонтальным гладким желобком (рис., 13);

2) горшочек с орнаментом в виде тонких прочерченных линий, образующих ромбовидную сетку на профилированной шейке сосуда (рис., 14);

3) сосуд баночной формы, прямой обрез венчика рассечен оттисками прямого гладкого орнаментира, под ним проходят два горизонтальных ряда ямочных вдавлений, ниже располагается ряд наклонных ногтевых вдавлений (рис., 21).

В коллекции имеются и сосуды без орнамента (рис., 5). Иногда обрез венчика заглажен и от этого образовались наплывы на внутреннюю и внешнюю стороны.

О наличии в коллекции сосудов-дымокуров свидетельствуют керамические налепные ушки (рис., 1620) от разных сосудов (всего 13 шт.). Типологически ушки делятся на три группы: прямоугольной формы (рис., 16-19) с двумя отверстиями (8 экз.), языковидные (рис., 20) с одним отверстием (2 экз.) и трубчатое ушко с округлым отверстием (1 экз.). Некоторые прямоугольные ушки орнаментированы тремя рядами тройных прочерченных линий или двумя-тремя валиками по верхнему краю. Некоторые черепки стенок сосудов-дымокуров украшены налепными валиками разного сечения (6 экз.).

Керамическая коллекция поселения

Результаты исследований и их обсуждение. Для увеличения огнеупорности керамических сосудов, а также уменьшения их усадки в процессе сушки, в исходное сырье добавляются различные виды отощителей. Очень важно отделить искусственно вводимую добавку от естественных примесей. Сделать это помогают экспериментальные эталонные образцы исходного сырья (обнаруженных в изучаемом районе образцов глин и суглинков) и эталоны с разными видами отощителей (дресва, шамот, органика). Концентрация примесей определяется подсчетом включений на площади 1 см2 произвольно выбранного участка излома керамики.

По рецептуре составления формовочных масс отмечается наличие в сосудах следующих искусственно вводимых компонентов (отощителей):

1. Дресва - минеральные материалы искусственной формы. Данный отощитель, увеличивающий огнестойкость изделий, в керамике поселения представлен дресвой гранито-гнейсовой - отмечаются остроугольные кристаллы кварца, полевого шпата и чешуйки слюды (36 сосудов). Для всех сосудов с дресвой характерно добавление некалиброванной дресвы, размеры включений варьируются от самых маленьких 0,2 мм до крупных обломков породы до 3,0 мм. Концентрация дресвы в шепилевских сосудах обычно весьма внушительная, в основном от 1:2 до 1:5.

2. Шамот - дробленые обломки посуды из глинистого сырья (26 сосудов). Этот отощитель также увеличивает огнестойкость сосудов. В основном шамот представлен небольшими включениями до 1 мм, в которых также может отмечаться наличие гранито-гнейсовой дресвы и в некоторых случаях шамота.

3. Органика и органические растворы (44 сосуда) являются наиболее сложными с точки зрения их идентификации отощителями. Твердая органика добавлена только в один сосуд. Это достаточно плотное и вместе с тем пластичное вещество, которое после выгорания оставило пустоты диаметром до 3 мм, правильных форм, но с округлыми краями, покрытые изнутри матовым бежевым налетом, без выраженного блеска. Подобные поры могли появиться после выгорания дробленого ореха, косточек ягоды. Однако изготовленные эталоны с этими наполнителями не оставляют после себя подобных пустот. Наиболее близкими по форме и виду пор оказались пустоты, оставшиеся в эталоне, изготовленном с добавлением в глину осеннего навоза медведя, в основном состоящего из полупереваренных кедровых орехов. Вполне возможно, что добавление в керамику медвежьего навоза имело какое-то тотемическое значение, поскольку ни в одном другом сосуде поселения не отмечается применение навоза в качестве отощителя. Если твердое органическое вещество использовалось шепилевцами только при изготовлении одного сосуда, то практика применения всевозможных органических растворов с включением твердой составляющей была широко распространена. После обжига от органических растворов в составе формовочной массы остается характерная слоистость, пористость; белый, бежевый, желтоватый или коричневый налет; небольшие пустоты с жирным блеском, черная жирная пропитанность; остатки невыгоревшей до конца органики в виде серых и коричневых нитей, скоплений маленьких серых «икринок», рыхлых порошкообразных оранжевых включений и т.д. В некоторых случаях отмечаются рифленые отпечатки какой-то сильно измельченной растительности.

А.А. Бобринский выделяет два варианта навыков составления формовочных масс: обособленное, характеризующееся применением только одного вида добавки, и смешанное [Бобринский, 1987, с. 93]. Следует отметить, что в коллекции с поселения практически не представлены сосуды с так называемыми чистыми рецептами формовочных масс, демонстрирующими обособленные навыки. Только у двух сосудов отмечается присутствие в формовочной массе исключительно органического сметанообразного раствора. Вместе с этим проведенное изучение сосудов позволят выделить достаточно устойчивые смешанные рецепты формовочных масс:

1) дресва + органика / органический раствор (18 сосудов). При этом дресва гранито-гнейсовая отмечается в основном в высокой концентрации 1:3 - 1:4;

2) шамот + органический раствор (8 сосудов). В 5 сосудах, где наличествует шамот с добавлением органики, характерным становится присутствие шамота в шамоте и его достаточно высокая концентрация, до 1:6, что может свидетельствовать о проявлении достаточно устойчивой шамотной традиции в шепилевской культуре. В некоторые сосуды (3 экз.) добавлялся мелкий шамот без добавок и в гораздо меньшей концентрации до 1:9;

3) отмечается для шепилевской керамики и наличие значительного количества смешанных рецептов, в которых присутствуют и дресва, и шамот, и органические растворы (19 сосудов). Подобные навыки составления формовочных масс выступают свидетельством смешения в рамках единой шепилевской культуры позднего бронзового века носителей двух традиций изготовления керамики: традиции добавления в формовочную массу некалиброванной дресвы, которая является преобладающей, и традиция добавления шамота, т.е. добавок, функции которых в керамике одинаковы, - они увеличивают огнеупорность посуды.

Заключение. Соотнеся полученные рецепты с тремя вариантами орнаментации, можно отметить, что для первых двух вариантов отмечается использование всех трех рецептов формовочных масс с

Литература

1. Блищенко И.П., Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера // Советское государство и право. - 1981. - № 8. - С. 81-85.

2. Вахрамеев А. Россия и негативные последствия глобализации. Международный терроризм // Власть. - 2004. - № 9. - С. 69.

3. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: История и современнность. - М.: Наука, 1987.

4. Витюк В.В. Терроризм постперестроечной эпохи // Социологические исследования. - 1993. - № 7. -С. 42-50.

5. Жаринов К.В. Терроризм и террористы / под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест, 1999. - С. 22-23.

6. Замкова В.И., Ильчиков М.З. Терроризм - глобальная проблема современности. - М.: Прогресс, 1996.

7. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла. - М.: Вече, 2005. - С. 200.

8. Куликов А.С. Как не попасть в криминальный капкан // Международная жизнь. - 2001. - № 12. - С. 53-54.

9. Лакер У. Новый терроризм: фанатизм и оружие массового уничтожения // Международный терроризм и право. - М.: ИНИОН РАН, 2002.

10. Овчинникова Г.В. Терроризм. - СПб.: Питер, 1998. - С. 9.

11. Смиринский М. Преступность не одолеть только силовыми мерами // Парламентская газета. - 2005. -10 февраля. - № 25. - С. 21.

12. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. - Минск: Харвест, 2004. - С. 146.

13. Успенский Н.И., Вдовиченко Л.Н. Угроза каждой стране, всему мировому сообществу //

Международная жизнь. - 2001. - № 12. - С. 52.

УДК 930.26 Ю.А. Титова

СПЕЦИФИКА СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМОВОЧНЫХ МАСС СОСУДОВ ШЕПИЛЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСЕЛЕНИЯ ЗАОСТРОВКА-2

В статье представлены результаты изучения гончарной технологии древнего населения Сибири, обитавшего на берегах р. Енисей в позднем бронзовом веке. Исследование керамики выполнено в рамках историко-культурного подхода.

Ключевые слова: керамика, историко-культурный подход, гончарная технология, шепилевская археологическая культура, формовочная масса, дресва, шамот, органика.

Yu.A. Titova SPECIFICITY OF MAKING THE CONTAINER MOULDING COMPOSITIONS OF THE SHEPILEVSK CULTURE OF THE LATE BRONZE AGE ON THE ZAOSTROVKA-2 SETTLEMENT MATERIALS

The results of studying the pottery technology of the Siberia ancient population which lived on the Yenisei river coast in the late Bronze Age are given in the article. Ceramics research is conducted within the limits of the historical and cultural approach.

Key words: ceramics, historical and cultural approach, pottery technology, shepilevsk archaeological culture, moulding composition, gruss, fire clay, organics.

Введение. В рамках историко-культурного подхода изучение технологии керамического производства открывает для археологов широкие перспективы исследования взаимодействия древнего населения Сибири на основе изучения такого массового археологического источника, как керамика. Технология изготовления керамических изделий складывается исторически и включает в себя как опыт предшествующих поколений, так и ныне живущих, представляет собой строго последовательное воспроизведение различных навыков

преобладанием смешанного, при котором в качестве отощителя выступает как дресва, так и шамот. Для третьего варианта орнаментации характерным является использование дресвы в высокой концентрации и плотного органического раствора. В одном случае установлено, что это осенний навоз медведя. Что касается сосудов с индивидуальной орнаментацией, то все они демонстрируют достаточно простые рецепты: шамот + органика (сосуд, декорированный двумя горизонтальными рядами округлых ямок); дресва + органика (сосуд с двумя горизонтальными рядами треугольных насечек прямого орнаментира); дресва + шамот + органика (горшочек с прочерченной сеткой).

Таким образом, преобладание смешанных рецептов формовочных масс в рамках историкокультурного подхода изучения древнего гончарства может выступать достаточным критерием для характеристики шепилевского населения позднего бронзового века, обитавшего на берегах Енисея в районе Казачинского порога, как культурно неоднородного и смешанного.

Литература

1. Абдулина ЮЛ, Мандрыка П.В. Новое поселение позднего бронзового века в южной тайге Среднего Енисея // Известия лаборатории древних технологий. - Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2007. - Вып. 5. - С. 168-175.

2. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. - М.: Наука, 1987. -272 с.

3. Бобринский АЛ. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: коллективная моногр. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - С. 5-109.

4. Мандрыка П.В. К вопросу о выделении новой культуры бронзового века в тайге Приенисейской Сибири // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции: мат-лы ЗападноСибирской археолого-географической конференции. - Томск: Аграф-Пресс, 2008. - С. 140-145.

---------♦------------

УДК 94 (571.51) М.А. Гилько

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО

КРАСНОЯРСКА

В статье рассматривается влияние железнодорожного пути на землеустройство, торговлю и транспорт дореволюционного города Красноярска. Выявляются основные аспекты процесса экономической модернизации Сибири в конце XIX - начале ХХ вв.

Ключевые слова: Транссибирская магистраль, Красноярск, землеустройство, торговля, транспорт, модернизация.

M.A. Gilko THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY AND THE MUNICIPAL ECONOMY PROBLEMS IN PRE-REVOLUTIONARY KRASNOYARSK

The railway influence on land management, trade and transport of the pre-revolutionary Krasnoyarsk city is considered in the article. The basic aspects of the Siberia economic modernization process in the end of XIXth -beginning of XXth centuries are revealed.

Key words: the Trans-Siberian railway, Krasnoyarsk, land management, trade, transport, modernization.

В наши дни железная дорога является неотъемлемой частью транспортной системы и экономики в целом. Она давно воспринимается как обыденное явление. Строительство железной дороги стало для Красноярска символом модернизации и существенных изменений, которые затрагивали разные области жизни города. Неизбежный процесс модернизации, т.е. перехода от аграрного общества к индустриальному, зачастую оказывался болезненным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.