Научная статья на тему 'Керамика поселения Толоконное-1 (технико-технологический анализ)'

Керамика поселения Толоконное-1 (технико-технологический анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / ТОЛОКОННОЕ / ЭПОХА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ / ИРМЕНСКАЯ КУЛЬТУРА / КЕРАМИКА / ALTAI / TOLOKONNOE / LATE BRONZE AGE / IRMEN CULTURE / CERAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папин Дмитрий Валентинович, Степанова Надежда Федоровна, Федорук Ольга Александровна

Рассмотрен керамический комплекс поселения Толоконное-1. Установлено, что керамика соответствует традициям ирменской культуры Западной Сибири. В основе керамического комплекса лежит ирменский компонент, что выражается прежде всего в геометризме, но вместе с этим он сочетается с разнообразными вариантами налепного валика, в том числе и донгальского типа, по краю венчика. Используются и традиционные мотивы переходного времени: двойной ряд жемчужника с разделителем, особую оригинальность декору придает использование более четырех рядов жемчужника по тулову. Для проведения технико-технологического анализа керамики поселения было отобрано 18 образцов (фрагментов венчиков) от разных сосудов, исследованных с помощью бинокулярного микроскопа МБС-10. Основная задача в работе сводилась к выявлению специфики культурных традиций на двух ступенях производственного процесса. Изучались навыки отбора исходного сырья и подготовки формовочных масс, относящихся к подготовительной стадии изготовления керамики. Зафиксировано две традиции в использовании дресвы, связанных с ее размерностью и концентрацией. Материалы поселения Толоконное-1 показывают оригинальную эволюцию ирменской традиции, связанную с влиянием степных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Папин Дмитрий Валентинович, Степанова Надежда Федоровна, Федорук Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pottery of the Tolokonnoe-1 Settlement (Technical and Technological Analysis)

The work is devoted to the ceramic complex of the Tolokonnoe-1 setttlement. It is established that the pottery corresponds to the traditions of Irmen culture of Western Siberia. The ceramic set is based on Irmen component which is expressed primarily in geome-trism, but at the same time it is combined with various kinds of the roller including the one of the Dongalsk type, on the edge of the corolla. Traditional motifs of the transition period are also commonly used: a double row of mother of pearl with a border line. The use of more than four rows along the body of mother of pearl gives the decor its special originality. To carry out technical and technological analysis of pottery of the settlement, selection was made of 18 samples (fragments of the corolla) from different vessels examined with a binocular microscope MBS-10. The main objective of the work was to identify the specificity of the cultural traditions of the two stages of the production process. The research was made of the raw materials selection and preparation of molding compositions relating to the preparatory stage of the manufacture of ceramics. The authors distinguish two traditions in the use of gravel, related to its dimension and concentration. Materials settlement Tolokonov-1 shows the evolution of the original Irmen tradition associated with the influence of steppe cultures.

Текст научной работы на тему «Керамика поселения Толоконное-1 (технико-технологический анализ)»

УДК 902(571.150) ББК 63.48(2Рос-4Алт)

Керамика поселения Толоконное-1 (технико- технологический анализ)*

Д.В. Папин12, Н.Ф. Степанова12, О.А. Федорук1

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Барнаульская лаборатория археологии и этнографии Южной Сибири Института археологии и этнографии СО РАН (Барнаул, Россия)

Pottery of the Tolokonnoe-1 Settlement (Technical and Technological Analysis)

D.V. Papin1,2, N.F. Stepanova1'2, O.A. Fedoruk1

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

2 Barnaul Laboratory of Archaeology and Ethnography of South Siberia

of the Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of the RAS (Barnaul, Russia)

Рассмотрен керамический комплекс поселения Толоконное-1. Установлено, что керамика соответствует традициям ирменской культуры Западной Сибири. В основе керамического комплекса лежит ирменский компонент, что выражается прежде всего в геометризме, но вместе с этим он сочетается с разнообразными вариантами налепного валика, в том числе и донгальского типа, по краю венчика. Используются и традиционные мотивы переходного времени: двойной ряд жемчужника с разделителем, особую оригинальность декору придает использование более четырех рядов жемчужника по тулову. Для проведения технико-технологического анализа керамики поселения было отобрано 18 образцов (фрагментов венчиков) от разных сосудов, исследованных с помощью бинокулярного микроскопа МБС-10. Основная задача в работе сводилась к выявлению специфики культурных традиций на двух ступенях производственного процесса. Изучались навыки отбора исходного сырья и подготовки формовочных масс, относящихся к подготовительной стадии изготовления керамики. Зафиксировано две традиции в использовании дресвы, связанных с ее размерностью и концентрацией. Материалы поселения Толоконное-1 показывают оригинальную эволюцию ирменской традиции, связанную с влиянием степных культур.

Ключевые слова Алтай, Толоконное, эпоха поздней

бронзы, ирменская культура, керамика.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2016)2-42

The work is devoted to the ceramic complex of the Tolokonnoe-1 settlement. It is established that the pottery corresponds to the traditions of Irmen culture of Western Siberia. The ceramic set is based on Irmen component which is expressed primarily in geome-trism, but at the same time it is combined with various kinds of the roller including the one of the Dongalsk type, on the edge of the corolla. Traditional motifs of the transition period are also commonly used: a double row of mother of pearl with a border line. The use of more than four rows along the body of mother of pearl gives the décor its special originality. To carry out technical and technological analysis of pottery of the settlement, selection was made of 18 samples (fragments of the corolla) from different vessels examined with a binocular microscope MBS-10. The main objective of the work was to identify the specificity of the cultural traditions of the two stages of the production process. The research was made of the raw materials selection and preparation of molding compositions relating to the preparatory stage of the manufacture of ceramics. The authors distinguish two traditions in the use of gravel, related to its dimension and concentration. Materials settlement Tolokonov-1 shows the evolution of the original Irmen tradition associated with the influence of steppe cultures.

Key words: Altai, Tolokonnoe, Late Bronze Age, Irmen culture, ceramics.

* Работа выполнена в рамках гранта Правительства РФ (Постановление № 220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», договор № 14.250.31.0010, проект «Древнейшее заселение Сибири: формирование и динамика культур на территории Северной Азии», а также госзадания Алтайского государственного университета, проект № 1006: «Использование естественно-научных методов в реконструкциях историко-культурных процессов на Алтае в древности».

Традиционно археологический источник рассматривается как объект получения информации для разного рода историко-культурных реконструкций. Но вместе с тем он является и отражением определенного уровня производственной культуры. Тех навыков и новаций, носителями которых были конкретные люди. В этом плане перспективна проблематика керамического производства в древних обществах. Технология производства керамики отражает определенный уровень адаптации гончаров к местным источникам сырья и соответственно маркирует перемещения групп населения. Данное направление разрабатывается в рамках историко-культурного подхода А.А. Бобринского [1; 2], методика которого и легла в основу данного исследования.

Материалы переходного времени от бронзы к железу и ирменской археологической культуры достаточно хорошо представлены в специальной литературе, но предметом технико-технологического анализа стали сравнительно недавно. Тут нельзя не отметить работы Л.Н. Мыльниковой, сделавшей большой обзор памятников юга Западной Сибири [3-12]. Региональная алтайская проблематика до последнего времени не становилась предметом отдельного рассмотрения, только в 2015 г. были опубликованы материалы поселения Цыганкова Сопка и могильника МГК 1/5 [13; 14], на ликвидацию данного пробела и направленна публикация материалов поселения Толоконное-1.

Поселение Толоконное-1 (Усть-Чарыш IV) расположено в Усть-Пристанском районе Алтайского края, в пойме Оби, на правобережье приустьевой зоны р. Чарыш. На раздуваемых дюнах Д.В. Папиным и Я.В. Фроловым была собрана керамика поздне-бронзового и переходного облика [15]. Скорее всего, из этого места происходит керамика, опубликованная Н.Л. Членовой как Усть-Чарыш IV. Памятник обследовался Д.В. Папиным в 2001 и 2003 гг. За это время сформировалась представительная коллекция, состоящая как из отдельных фрагментов, так археологических целых сосудов, датируемых в рамках финальной бронзы — переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку.

В основе керамического комплекса лежит ирмен-ский компонент, что выражается прежде всего в гео-метризме, но вместе с тем он сочетается с разнообразными вариантами налепного валика, в том числе и донгальского типа, по краю венчика. Используются и традиционные мотивы переходного времени: двойной ряд жемчужника с разделителем, особую оригинальность декору придает использование более четырех рядов жемчужника по тулову (рис. 1, 2).

Для проведения технико-технологического анализа керамики поселения было отобрано 18 образцов (фрагментов венчиков) от разных сосудов. С помощью бинокулярного микроскопа МБС-10 изучались свежие

изломы и поверхности образцов в рамках по методике, разработанной А.А. Бобринским [1; 2]. Основная задача в работе сводилась к выявлению специфики культурных традиций на двух ступенях производственного процесса. Изучались навыки отбора исходного сырья и подготовки формовочных масс, относящихся к подготовительной стадии изготовления керамики [1, с. 15]. В рамках этого рассматривались вопросы: 1) выделение культурных традиций в навыках отбора исходного сырья и подготовки формовочных масс; 2) признаки смешения традиций. При исследовании особенностей исходного сырья устанавливалась степень ожелезненности глин, характер содержащихся в них грубых примесей, случаи использования одной или двух глин. Для определения степени ожелезненности глин они дополнительно нагревались в окислительной среде в муфельной печи при температуре 850 °С.

Все изученные образцы, за исключением одного, орнаментированы. Толщина стенок фрагментов сосудов варьирует о 0,3 до 1 см. Большинство сосудов (66,6%) в изломе однородного черного цвета. В шести случаях (33,4%) образцы в изломе имели по краям красный, в центре — черный цвет.

Исходное сырье. Исходное сырье на памятнике представлено средне- и слабоожелезненными глинами. В качестве естественной примеси в большинстве образцов (87,8%) зафиксирован бурый железняк оолитовой формы, различных размеров (от 0,5 до 2 мм), в 50% образцов выявлены округлые охристые комочки. Количество их различно, в отдельных случаях концентрация достигает 1:5 (рис. 1.-7). В целом население памятника использовало несколько источников сырья. Особенностью глин с данного памятника является наличие естественной примеси охры, на территории Алтая в исходном сырье и формовочных массах пока практически неизвестной [16].

Формовочные массы. На поселении Толоконное зафиксировано три рецепта составления формовочных масс (ФМ):

1) исходное сырье (ИС) + дресва (Д) + органика (О) — 66,8%

2) исходное сырье (ИС) + шамот (Ш) + дресва (Д) + органика (О) — 27,7% (рис. 1.-2, 9, 13, 17; рис. 2.-2)

3) исходное сырье (ИС) + шамот (Ш) + органика (О) — 5,5% (рис. 1.-7)

В 66,6% случаев органика была определена как искусственная (органический раствор), в остальных случаях характер органики (искусственная или естественная) определить не удалось из-за малого содержания ее в формовочной массе. В трех (16,6%) образцах присутствовали также нерастворившиеся комочки сухой глины (ок. 1 мм) в незначительной концентрации.

Зафиксировано две традиции в использовании дресвы, связанных с ее размерностью и концентрацией.

20

Рис. 1. Материалы Поселения Толоконное-1 (керамика)

Отмечено использование крупной дресвы, размером до 5 мм (38,8%), в концентрации до 1:4-5 (орнаментирован ирменскими ромбами) и мелкой и средней, размером 0,5-2 мм, в концентрации до 1:2 и 1:3 (рис. 1.-5-7, рис. 2.-1, 2, 8, 9). Крупная дресва исполь-

зовалась в основном в рецептах ИС + Д + О, и только в одном случае зафиксирована в сосуде, изготовленном по рецепту ИС + Ш + Д + О. Наибольшее распространение получила традиция применения мелкой дресвы в большой концентрации.

Рис. 2. Материалы Поселения Толоконное-1 (керамика)

Подводя итог, отметим, что в целом на памятнике выявлено две традиции в использовании минеральных примесей — добавление дресвы или шамота, отмечено и смешение этих традиций. Доминирующими были навыки введения в формовочную массу дресвы, зафиксированные в большинстве сосудов. Внутри данной традиции выделяются два направления: использование крупной дресвы в концентрации, не превышающей 1:4-5, и мелкой и средней в концентрации до 1:2-3. Больше других по ИС и ФМ на поселении выделяется образец №2 2 (рис. 1.-7). Особенностью данного керамического комплекса является как наличие

охры в исходном сырье, так и использование мелкой дресвы. Наличие нескольких культурных традиций в подготовке формовочных масс связано с разными группами населения, смешение культурных традиций свидетельствует о процессах смешения этих групп населения. Население с гончарной традицией добавления дресвы являлось преобладающим, так как смешанные рецепты (с дресвой и шамотом), а также рецепт с использованием только шамота представлены в меньшем количестве. Наиболее яркие примеры смешения традиций эпохи поздней бронзы демонстрируют материалы поселения Рублево-6 [17].

Четкой корреляции между выделенными рецептами формовочных масс и типами орнамента не наблюдается, но можно отметить, что в целом традиция добавления шамота и смешанные рецепты фиксируются в образцах с ирменской схемой. Таким образом, ма-

териалы поселения Толоконное-1 показывают оригинальную эволюцию ирменской традиции, связанную с влиянием степных культур [18]. В данном случае нами зафиксирован факт проникновения мигрантов с запада, уже на финальном этапе ее существования.

Библиографический список

1. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. — М., 1978.

2. Бобринский А.А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: коллективная монография. — Самара, 1999.

3. Мыльникова Л.Н. Керамика переходного времени от бронзового к железному веку лесостепной зоны Западной Сибири: диалог культур : автореферат дис. ... д-ра ист. наук. — Новосибирск, 2015.

4. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н. Теория и практика исследования древней керамики: традиционные и новейшие методы // Самарский научный вестник. — 2015. — № 3(12)

5. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Иванова Д.П. Морфологический анализ сосудов эпохи развитой бронзы (первая половина II тыс. до н.э.) лесостепного Прииртышья (по материалам погребальных комплексов Венгеровского микрорайона) // Археология, этнография и антропология. — 2014. — № 2 (58).

6. Мыльникова Л.Н. Изучение форм древних керамических сосудов. Теоретический и практический аспекты // Археология, этнография и антропология. — 2014. — № 2 (58).

7. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Дураков И.А., Кобелева Л.С. Статистико-планиграфическое исследование керамических комплексов базовых памятников переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку (Юго-восточная зона лесостепной части Западной Сибири) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2012. — № 3 (51).

8. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н. Северные традиции в керамическом производстве культур переходного от бронзы к железу времени лесостепного пояса Западной Сибири (как показатель миграционных потоков) // Экология древних и традиционных обществ. — Тюмень, 2011. — Вып. 4.

9. Мыльникова Л.Н., Дураков И.А. Линево-1 — поселение переходного времени от бронзового к железному веку лесостепной зоны Западной Сибири. — Археологические изыскания в Западной Сибири: прошлое, настоящее, будущее (к юбилею проф. Т.Н. Троицкой) : сб. науч. тр. — Новосибирск, 2010.

10. Молодин В.И., Парцингер Г., Кривоногов С.К., Казанский А.Ю., Чемякина М.А., Матасова Г.Г., Василевский А.Н., Овчаренко А.С., Гришин А.Е., Ермакова Н.В.,

Дергачёва М.И., Феденёва И.Н., Некрасова О.А., Мыльникова Л.Н., Дураков И.А., Кобелева Л.С., Зубова А.В., Чи-кишева Т.А., Поздняков Д.В., Пилипенко А.С., Ромащен-ко А.Г., Куликов И.В., Кобзев В.Ф., Новикова О.И., Васильев С.К., Шнеевайс Й., Приват К., Болдырев В.В., Дре-бущак В.А., Дребущак Т.Н., Деревянко Е.И., Бородов-ский А.П., Боургарит Д., Реихе И., Кузьминых С.В., Марченко Ж.В. Чича — городище переходного от бронзы к железу времени в Барабинской лесостепи. — Новосибирск, 2009. — Т. 3.

11. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Дураков И.А., Кобелева Л.С. Культурная принадлежность городища Чича-1 (по данным статистико-планиграфического изучения керамических комплексов) // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. — М., 2008. — Т. 1.

12. Мыльникова Л.Н. Методы изучения археологической керамики : учеб.-метод. пособие. — Новосибирск, 2007.

13. Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Федорук О.А. Технико-технологический анализ керамического комплекса поселений Цыганкова сопка I, III // Изв. Алт. гос. ун-та. — 2015. — № 4/2 (88). Ш! 10.14258/izvasu(2015)4.2-15.

14. Папин Д.В., Ломан В.Г. Позднеирменская керамика Барнаульского Приобья (технико-технологический аспект) // Изв. Алт. гос. ун-та. — 2015. — № 4/2 (88). ШГ 10.14258/ izvasu(2015)4.2-24.

15. Фролов Я.В., Папин Д.В. Поселение Толоконное-! — новый памятник эпохи финальной бронзы в Барнаульско-Бийском Приобье // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — Барнаул, 1996. — Вып. VII.

16. Степанова Н.Ф. Культурные традиции в выборе исходного сырья и минеральных примесей при изготовлении керамики по материалам горных, предгорных, степных и лесостепных районов Алтая // Самарский научный вестник. — 2015. — № 4 (13).

17. Папин Д.В., Ломан В.Г., Степанова Н.Ф., Федорук А.С. Результаты технико-технологического анализа керамического комплекса поселения эпохи поздней бронзы Рублево VI // Теория и практика археологических исследований. — 2015. — № 2 (12). DOI: 10.14258/ 1ра1(2015)2(12).-09.

18. Папин Д.В. Культура населения лесостепного Алтайского Приобья в переходное время от эпохи бронзы к раннему железному веку : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Барнаул, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.