ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛА
Ю.А. Абдулина, П.В. Мандрыка
Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия
E-mail: [email protected]
НОВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА В ЮЖНОЙ ТАЙГЕ СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ
Целенаправленные исследования археологических памятников на берегах Енисея в южнотаежной подзоне начались 20 лет назад. За это время здесь были открыты и стационарно изучены десятки археологических комплексов от мезолита до этнографической современности. Вместе с расширением фронта работ выявляются новые интересные объекты, которые пополняют нашу источниковедческую базу по древней истории района. Один из таких объектов был изучен археологической экспедицией Сибирского федерального университета в 2006 году.
Поселение Заостровка-2 находится в створе Казачинского порога в 230 км севернее г.Красноярска на 14-17-метровой террасе правого берега р.Енисей в 2,2 км северо-северо-восточнее п. Порог. Поселение расположено в 150 м от русла реки на покатом западном склоне террасы. С южной стороны площадь поселения ограничивается глубоким логом, с восточной - поднимается к склону коренной енисейской террасы, а с западной и северной - плавно понижается на уровень высокой поймы. Поселение включает четыре ряда жилищных котлованов, которые расположены по разным направлениям. Один ряд проходит по гребню 18-19-метровой мысовидной гривы в направлении юго-запад - северо-восток. В него входят четыре котлована подквадратной формы размерами от 3x3 до 5x5 м, отстоящих друг от друга на расстоянии до 7 м. Второй ряд котлованов размещается в центральной части поселения с юго-юго-запада на северо-северо-восток на уровне 18-метровой террасы, где читаются три котлована прямоугольной формы размерами от 3x4 до 4x5 м. Третий ряд располагается перпендикулярно предыдущему, также состоит из трех жилищных котлованов и проходит в направлении запад-восток. Здесь котлованы имеют округ-
лую форму размером от 3x3 до 4x4 м и размещены в линию вдоль склона террасы. Последний ряд представлен четырьмя округлыми котлованами размерами до 4x4 м, которые располагаются по линии юг-запад - север-восток вдоль восточного склона террасы. На восточной периферии площади памятника располагаются три ямы русского времени для выжигания угля размерами 4x6 м и глубиной до 3 м (рис. 1).
Памятник был открыт СМ. Фокиным в 1999 г. В 2003 году АЭ Красноярского госуниверситета под руководством П.В. Мандрыки для изучения стратиграфии террасы вне зоны жилищных объектов был заложен раскоп площадью 20 кв.м. на южной окраине поселения. В 2003 году П.В. Ман-дрыкой было изучено крайнее жилище первого ряда. Общая площадь раскопа составила 39 кв.м. В 2006 году исследование поселения было продолжено Ю.А. Абдулиной. Раскопом площадью 90 кв.м. был изучен шестой котлован жилища из второго ряда. Материалы этих работ и представляются в настоящей статье.
Культурный слой приурочен к поддерновому слою серой супеси, залегает на глубине 8-30 см и его мощность составляет от 19 до 23 см. Слой относительно ровный, подстилается серо-коричневой плотной супесью. Отмечается два нарушения слоя, связанные с древними выворотами. Современных нарушений нет. Насыщенность культурного слоя артефактами достаточно высокая: на вскрытой площади найдено 1023 артефакта, большая часть которых - фрагменты керамики. Здесь же отмечаются каменные орудия и отходы производства, а также один обломок бронзового изделия. В большом количестве фиксируются колотые температурным воздействием камни разных размеров. Иногда они образуют крупные скопления, до 12 камней, которые лежали за пре-
168
Рис.1. Топографический план памятника (с планом находок в жилище №6 и его разрезом)
169
делами котлована и каким-то образом связаны с деятельность людей в жилище, например, использовались при варке пищи.
Жилище № 6 (сохраняется нумерация всех визуально читаемых объектов на поселении) представляет собой остатки углубленного котлована подквадратной формы размерами 4,7x4,5 м, что соответствует площади жилища около 21 кв. м. Стенки ориентированы в направлении северо-восток и северо-запад, отклонение от азимута 35о. Земляной пол был углублен в среднем на 2035 см и имел небольшой наклон в сторону юго-востока, где находился предполагаемый выход. В центральной части жилища дно котлована слегка углубляется, здесь размещался очаг открытого типа, состоящий из двух прокалов. Первый про-кал округлой формы размерами 38x42 см мощностью 20 см. Второй прокал размещался в 0,2 м восточнее первого, и размеры его овальной формы составляли 95x40 см при мощности до 33 см. В разрезе оба прокала представляют собой бугры прокаленной земли линзовидного сечения красно-оранжевого цвета, с тонкими прожилками светло-коричневого песка. В заполнении очага отмечаются в большом количестве мелкие жженые неопределимые кости.
С устройством кровли жилища, возможно, связаны фрагменты обугленных плах, отмечаемые в виде углистых вытянутых прямоугольных пятен в центральной части в заполнении перекрытия котлована, а также два округлых углистых пятна, зафиксированных на плечиках котлована с северной и южной сторон. Углистые пятна были заполнены темно-серой песчаной почвой с включением древесных угольков (рис. 1).
На полу котлована жилища найдено 177 фрагментов керамики, из которых 14 фрагментов венчиков от четырех сосудов. Среди гладкостен-ных фрагментов имеются один обломок налеп-ного ушка и один фрагмент стенки с налепным валиком. Кроме этого, найдено 33 фрагмента с «вафельными» оттисками и 12 фрагментов с оттисками витого шнура на внешней поверхности. Каменный инвентарь из жилища представлен двумя обломками дисковидных скребел, одним грузилом-скребком, двумя отбойниками овальной и округлой формы, сколом клина и отщепом. Также в жилище отмечаются крупные и мелкие обломки камней, колотых с помощью емператур-ного воздействия.
Поскольку артефакты из жилища и внежи-лищного пространства типологически сопоставляются между собой, мы проводим их типологическую характеристику суммарно.
В слое был найден обломок бронзового острия - предположительно от клинка двулезвийно-го ножа (кинжала) размерами 1,1x2,1x0,2 см (рис. 2-1).
Каменный инвентарь представлен несколькими орудиями и отходами производства:
Наконечник стрелы (1 экз.) подтреугольной формы с вогнутым насадом, верхняя часть отломана, изделие оформлено двусторонней покрывающей чешуйчатой ретушью. Размеры 1,6x3,4x0,4 см (рис. 2 - 2).
Скребок (1 экз.) концевой на пластинчатом отщепе подпрямоугольной формы, с высокой спинкой и слегка выпуклым, почти прямым лезвием, оформленным притупляющей крутой пластинчатой ретушью (рис. 2 - 3).
Отщепы с ретушью (2 экз.) на прямоугольных уплощенных отщепах с прямым или скошенным, слегка выпуклыми лезвиями, которые имеют четко фиксируемую рабочую ретушь, вероятно, использовались в качестве скребков. Размеры 3,5x2,7x0,6 см и 2,7x3,2x0,8 см (рис. 2 - 4).
Скребки (8 экз.) дисковидные округлой и овальной формы, уплощенные, с двумя выемками по бокам и двусторонней ретушью по всему периметру (3 целых и 5 обломков). Размеры целых форм от 6,8x10,4x0,4 см до 8,1x7,3x0,7 см (рис. 2-13).
Тесло (1 экз.) представлено обломком лезвия. Орудие было подпрямоугольной формы с трапециевидным сечением и прямым асимметричным, односторонне скошенным к брюшку лезвием, грани оформлены сколами и зашлифованы. Размеры обломка 5,1x4,8x2,0 см (рис. 2 - 5).
Тесловидное орудие? (1 экз.) вытянутой овальной формы, с двух сторон имеет небольшие выемки для фиксации, лезвие округлое, асимметричное, оформлено с одной стороны сколами, с другой - сохраняет желвачную корку со следами сработанности. Размеры 2,7x5,9x1,5 см.
Галечное орудие (1 экз.) массивное, подпря-моугольной формы с прямоугольным сечением, со следами двусторонних крупных сколов по краю, которые образуют расширяющееся слегка выпуклое лезвие, вся остальная поверхность сохраняет галечную корку. Размеры 7,6x8,7x3,5 см.
170
Рис.2. Бронзовое изделие (1) и каменный инвентарь(2 - 15) с поселения Заостровка-2
Отбойники (10 экз.) двух типов. Первые - шаровидной формы (5 экз.) на окатанных гальках, со следами забитости и затертости по окружности, могли использоваться в качестве молоточков при расковке металлических изделий. Размеры от 4,5x4,7x2,7 см до 6,6x7,9x4,6см (рис. 2-14). Вторые - удлиненной овальной формы (5 экз.), округлые или подтреугольные в сечении, со следами забитости и сколами на торцевых концах и боковых гранях. Размеры от 3,5x12,3x2,7 см до 7,7x16,9x4,8 см (рис. 2-15).
Универсальное изделие - грузило и скребок для работы по шкурам (1 экз.) уплощенной овальной формы, с двумя выемками по краям, местами сохраняет галечную корку, рабочий край сильно залощен от работы. Размеры 3,7x6,0x0,7 см (рис. 2-6).
Лощило или точильный камень (1 экз.) для заточки острий металлических орудий, прямо-
угольное по форме, овальное в сечении. Размеры 4,0x4,2x1,3 см (рис. 2 - 7).
Отходы производства: сколы клина (2 экз.) с призматических нуклеусов с ребром, размеры 1,3x4,8x1,1 см и 1,1x2,5x0,9 см; пластина (1 экз.) призматическая трехгранная размером 0,9x2,9x0,2 см и отщепы и сколы (13 экз.) размерами от 1,4x2,3x0,4 до 2,4x3,9x0,5 см (рис. 2 - 8-12).
Самыми многочисленными находками на раскопе являются фрагменты керамики. Из 977 найденных черепков - 102 фрагмента венчика. Они представляют 40 сосудов, которые формировались вручную, предположительно техникой ленточного кольцевого налепа, с последующим костровым обжигом. В составе формовочной массы отмечаются в разном соотношении: дресва и слюдянистый песок (диагностируются в составе формовочной массы 8 сосудов); дресва, слюдянистый и кварцевый песок (12 сосудов). Помимо
171
Рис.3. Керамика поселения Заостровка-2
этого в качестве отощителей в формовочную мае-су добавлялись шамот - диагностируется в тесте 3 сосудов - и органика, которая по характерной пористости теста в качестве примеси к глине отмечается только в одном сосуде. На внешней поверхности сосудов отмечается два варианта технического декора: оттиски витого шнура (5 сосудов) или затертые ромбовидные отпечатки
«вафельных» оттисков (7 сосудов). Поверхность остальных сосудов - гладкостенная.
В коллекцию входят сосуды баночной (34), горшковидной (5) и чашевидной (1) формы. По имеющимся донышкам можно предположить, что посуда была с округлым, слегка уплощенным днищем. Размеры частично реконструированных банок от 16 до 34 см в диаметре устья, диаметр горла горшков от 14 до 32 см, и размеры чашки
172
- диаметр 9 см, высота 7 см. Толщина стенок посуды 0,3-0,8 см, венчиков у обреза - 0,5-1,2 см.
Для орнаментации посуды характерно размещение орнамента только в зоне венчика с украшением обреза и использование только горизонтальных мотивов. По композиционному построению орнамента на сосудах выделяется 3 основных варианта в рамках одного керамического типа:
1) к краю венчика прилеплен жгутиковый налепной валик, который рассечен пальцевыми защипами. Композиция может быть дополнена рядом ногтевых вдавлений под валиком (9 банок и 3 горшка) (рис. 3 - 1-5);
2) венчик прямой, плавно утолщен, по нему нанесены один - четыре ряда пальцевых защипов или вдавлений, иногда прямой обрез венчика также рассечен пальцевыми защипами (17 банок) (рис. 3 - 6-9);
3) венчик в сечении каплевидный, с внешнего борта нанесены два тонких налепных валика, рассеченных пальцевыми наколами (2 банки) (рис.3- 10,11).
Кроме посуды, украшенной различными оттисками пальцев, в керамической коллекции отмечаются и другие единичные варианты орнаментации.
4. Сосуд закрытой формы, на котором по утолщенному широкой лентой краю венчика нанесен орнамент в виде трех горизонтальных рядов треугольных насечек гладкого орнамен-тира. Лента подчеркивается выдавленным горизонтальным гладким желобком (1 банка) (рис. 3 -12);
5. Горшочек с орнаментом в виде тонких прочерченных линий, образующих ромбовидную сетку на профилированной шейке сосуда (рис. 3 -13,14);
6. Сосуд закрытой баночной формы, украшенный под венчиком двумя рядами ямочных вдавлений, прямой обрез украшен оттисками прямого гладкого орнаментира. С внешнего борта орнамент дополняется одним наклонным рядом ногтевых вдавлений (рис. 3 - 15);
В коллекции имеются и сосуды без орнамента. Иногда обрез венчика заглажен и от этого были образованы наплывы на внутреннюю и внешнюю стороны (5 банок и чашка).
О наличии в коллекции сосудов-дымокуров свидетельствуют керамические ушки (всего 10
шт.). Типологически они делятся на два типа: прямоугольной формы с двумя отверстиями (8 экз.) (рис. 3 - 16-19) и языковидные с одним отверстием (2 экз.) (рис. 3 - 20). Некоторые прямоугольные ушки орнаментированы тремя рядами тройных прочерченных линий или двумя-тремя валиками по одной плоскости. Формовались ушки, так же как и сам сосуд, в одном случае заметны оттиски витого шнура на поверхности. Ушки крепились через «шип», вставлявшийся в прорезанное в стенке сосуда отверстие. Некоторые черепки стенок сосудов-дымокуров украшены налепными валиками разного сечения (6 экз.).
Остеологический материал представлен 51 фрагментом неопределимых колотых трубчатых костей, обломками черепов и нижними челюстями и зубами от двух особей бобров, фрагментом правого астрагала и обломком метаподия косули и крупного копытного (определение сделано Н.Д. Оводовым ).
Сопоставляя полученные материалы с находками из других памятников Енисейского При-ангарья, а именно поселений Шепилево (2 к.с), Бобровка (5 к.с), Шилка-9 (5 к.с), Шилка-12/2 (3 к.с.) и селищ Шилка-11 (1 к.с), Шилка-8 (1 к.с.) и Шилка-12/1 (1 к.с.) (Абдулина, Мандрыка: 2003; Мандрыка: 2004; 2005; Мандрыка и др.: 2003), следует отметить их сходство. Оно проявляется не только в наличии однотипных орудий из камня, но и близких по формам, способах изготовления и орнаментации керамических сосудов. Сравнительно-типологическая характеристика керамики этих памятников позволяет отметить, что они представляют генезис развития одной археологической культуры, существовавшей на берегах Енисея и сопредельных восточных таежных и лесостепных районах. Эта культура характеризуется шепилевским керамическим комплексом (Мандрыка, 2006), который сложился на местной основе под влиянием ымыяхтахских традиций с севера (выколотка колотушкой с ромбическими нарезками) и традиций, которые формировались в среде населения таежных и лесостепных районов восточной Сибири (утолщение края венчика лентой, украшение обреза, рассечение налепного валика и др.).
Датировка этих комплексов поздним бронзовым веком на территории Енисейского Прианга-рья определяется не только их стратиграфическим размещением на многослойных памятниках,
173
но и серией радиоуглеродных дат из закрытых комплексов, которые укладываются в интервале между XI и VIII вв. до н.э. Место жилища № 6 поселения Заостровка-2 в этой схеме может определиться после получения результатов из естественнонаучных лабораторий и детального анализа полученного археологического материала.
Литература
Абдулина Ю.А., Мандрыка П.В. Керамика бронзового века комплекса Усть-Шилка-2 на Среднем Енисее // Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем: Материалы Всероссийской (с международным участием) 43-й археолого-этнографической конференции молодых ученых. - Томск: Изд-во ТГУ, 2003.-С. 152-153.
Мандрыка П.В. Жилище конца бронзового века селища Шилка-12 // Этносы Сибири. Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы международной научно-практической конференции.
- Красноярск: Изд-во КККМ, 2004. - Ч. 1. - С. 115121.
Мандрыка П.В. Материалы многослойного поселения Шилка-9 на Среднем Енисее и их значение для древней истории южной тайги Средней Сибири // Известия Лаборатории древних технологий. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. - Вып. 3. -С. 172-185.
Мандрыка П.В. Керамические комплексы бронзового века Енисейского Приангарья // Современные проблемы археологии России. - Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2006. - T.I. - С. 414-417.
Мандрыка П.В., Ямских А.А., Орлова Л.А., Ямских Г.Ю., Гольева А.А. Археология и палеоэкология многослойного поселения Бобровка на Среднем Енисее. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2003.
- 138 с.
Summary
This article is devoted to publishing and brief analysis of the data of site Zaostrovka-2 which is located near the Kazachinsky rapids, in 230 km to the north from Krasnoyarsk, on the 14-17-m terrace of the right bench of Yenisey river, in 2,2 km to north-north-east from village Porog.
Looking on the data of Zaostrovka-2 and findings from other sites of Yenisey Cisangaria, namely settlements Shepilevo (2 cultural level), Bobrovka (5 cultural level), Shilka-9 (5 cultural level), Shilka-12/3 (3 cultural level) and Shilka-11(1 cultural level), Shil-ka-8 (1 cultural level), Shilka-12/l(l cultural level) it should be noted some similarities among them. The last ones are not only the tools and vessel ornaments of the same type, form and technology. Typological comparative analysis of the pottery from these sites allows to say that these artifacts indicate the genesis of development of the single archaeological culture existed on the Yenisey valley and neighboring eastern taiga and steppe-forest regions. This culture is characterized by Shepilevsky Ceramic Complex which is formed on the local background under the influence of Ymyiakhtakh Tradition from north (using the beetle with rhombic ornament) and traditions which appeared formed by the population of taiga and steppe-forest regions of Eastern Siberia (thickening of the rim of vessels, decoration of the their edges, cutting (engraving of the moulded rim).
Dating of these complexes to Bronze Age on the region of Yenisey Cisangaria is based not only on stratigraphic position in the multilayered sites but also on the number of radiocarbon data of closed complexes which are in the span between XI and VIII centuries ВС.
174