Выводы. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о росте актуальности и социальной значимости недостатка двигательной активности студентов вузов как устоявшегося отрицательного явления профессиографической структуры любого образовательного учреждения, а также показывает общность мнений большинства специалистов, неэффективности существующей системы физкультурно-спортивного образования учащейся молодежи, особенно студентов. Ни у кого не вызывает сомнений, что современные условия развития общества требуют и новых подходов в образовательной парадигме, способствующей компенсации дефицита двигательной активности студентов и формированию личностной валеологической культуры в системе вуза. По мнению большинства специалистов, доминирующей является задача формирования здорового образа жизни и физической культуры человека, а также развитие и совершенствование его определенных физических качеств, умений и навыков.
Литература
1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Здоровье. 1989. - С. 84.
2. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 22-25.
3. Волков Н.И. Взаимосвязь некоторых физиологических параметров в процессе мышечной работы // Материалы X Всесоюзной научн. конф. по физиологии, биомеханике и мышечной деятельности. — М., 1968. - С. 39.
4. Воробьева Э.И., Ивлев В.И., Засмунович Ф.Н., Валеология: учебное пособие. - Курган, 1998. - 56 с.
5. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. - С. 57.
6. Соколова И. В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни : дис. на соиск. уч. ст. к. п. н. - СПб., 2000. - С. 34.
7. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3.,
- С. 261-264.
8. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Физическая культура, физическая активность и здоровый образ жизни молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 315-318.
9. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 55-10. - С. 218-224.
10. D. Grapentina: Zu einigen Beziehungen von Motin und Verhalten in der Sporthehen Tätigkeit Studienden. TUP der K.K., 1982, № 7- S.523-533.
11. D. Schmidt: Gesundheit und Korperhche seistungtatig-kit in Abhargigkeit vom sportHchen Verhalten pei JugendHchen.
12. V.N. Biesstedt: Zur gesellschafthcher Bedeutung derFrauen imd Famihen sport. TUP der K.K., 1984, № 1 -S. 7-11.
Педагогика
УДК:378:016:802.0
кандидат филологических наук Белорукова Мария Валерьевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Золотова Марина Вианоровна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности самостоятельной работы над чтением текста по юридической тематике в неязыковом вузе. Определяется роль самостоятельной работы в учебном процессе, дается описание понятия самостоятельность студентов, на материале опроса первокурсников юридического факультета ННГУ замеряется сформированность умения самостоятельно работать с текстом в начале и конце учебного года, проводится сопоставление результатов. Обосновывается значимость преподавателя в организации эффективного самообучения. Даются рекомендации преподавателям юридического английского по организации самостоятельной работы студентов над учебным текстом.
Ключевые слова: самостоятельная работа, работа над текстом, английский язык, английский язык для юристов, первокурсник, неязыковой вуз, профессиональный английский.
Annotation. The article centers around some aspects of non-linguistic university students' independent work on reading a Law related text. The share of independent learning in university education is defined. The notion of Student independence is termed, followed by first-year law students' survey results, which measure students' independence degree while working on a coursebook text, both at the beginning of the academic year and at the end. The acquired data are compared and certain conclusions are drawn. The teacher's part in creating an effective independent-learning environment is highlighted. University Law English teachers are given practical advice on arranging students' independent work on reading, pronunciation and intonation skills.
Keywords: independent learning, teaching autonomous reading, learning English, English for Lawyers, first-year student, English at university, English for specific purposes, ESP.
Введение. В последнее десятилетие в неязыковых вузах возросло количество часов, отводящихся на самостоятельную работу студентов при освоении дисциплины «Иностранный язык». При этом наблюдается тенденция к сокращению доли аудиторных занятий до половины от общего количества учебных часов, иногда даже меньше.
Следует понимать, что подобные изменения в учебном плане спровоцированы новыми требованиями общества к специалисту и направлены в первую очередь на формирование у современного студента необходимой профессионалу способности к непрерывному самообучению. Самостоятельная работа студентов рассматривается как стимул к дальнейшему повышению квалификации после окончания высшего учебного заведения [1, c. 22], высшая форма учебной деятельности, которая граничит с понятием «самообразование» [2, c. 1141].
Способность к самообучению не может быть сформирована только путем передачи готовых знаний от преподавателя к студенту. Необходимо как можно раньше вовлечь студента в процесс получения знаний, чтобы к окончанию курса дисциплины он был способен успешно самообучаться. Однако, при изобилии заданий для автономной работы над чтением, грамматикой, лексикой и письмом эффект от их выполнения часто остается незначительным. Преподаватель, работающий в группах первого курса юридических специальностей ННГУ им. Н.И. Лобачевского, сталкивается с проблемой: первокурсники недостаточно самостоятельны, чтобы самостоятельно работать.
Изложение основного материала статьи. Самостоятельность свойственна высокоразвитой личности и включает в себя умение организовать свою деятельность в разных обстоятельствах, ставить перед собой цели и проявлять настойчивость в их достижении, сотрудничать с другими людьми, применять ранее полученные знания, умения, а также нести личную ответственность за результативность своей самостоятельной работы [3].
И.И. Скнарина под самостоятельностью студента понимает его готовность без посторонней помощи, полагаясь на свой ранее приобретенный опыт, ставить задачи, искать оптимальные средства для их решения, осуществлять самоконтроль и делать выводы о своей деятельности [3, c. 210]. К сожалению, большая часть первокурсников неязыкового вуза не обладают данными умениями. Прием, осмысление, переработка, интерпретация, фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них затруднение [4, c. 49]. Поэтому преподавателю приходится не только регулярно контролировать автономную деятельность студентов, но и формировать у них необходимое качество личности — самостоятельность, чтобы сделать самостоятельную работу студента более эффективной.
Характеризуя самостоятельную работу в неязыковом вузе, нужно отметить следующие особенности. С одной стороны, она является одним из приоритетных направлений учебной деятельности ввиду непрофилирующего положения предмета «иностранный язык» и незначительного количества аудиторных часов. Предполагается, что самостоятельная работа должна способствовать освоению студентами значительной части учебной программы, повышать качество обучения иностранному языку в вузе, развивать профессионально значимые качества личности, творческие способности, познавательную активность [2].
С другой стороны, студенты неязыковых специальностей зачастую не видят возможности и необходимости применения знания иностранного языка в своей дальнейшей практической деятельности [1, c. 22], считают дисциплину «Иностранный язык» слишком сложной, а учебные материалы — изобилующими лишней терминологий и ненужными фактами [4, c. 48-49], имеют низкий уровень сформированности умения читать и понимать информацию на иностранном языке [5, c. 141], обладают недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком, лишены мотивации к усвоению иностранного языка, у них практически полностью отсутствует навык самостоятельной работы [6].
Целью данного исследования стало определение сформированности у первокурсников умения самостоятельно работать с учебным текстом по юридической тематике в начале учебного года и в конце, а также практические рекомендации преподавателю и студентам для повышения эффективности указанного вида работы.
Для достижения цели был проведен письменный анонимный опрос 30 студентов-первокурсников юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского из разных групп, разных специальностей и направлений, с различными показателями успеваемости по дисциплине. Опрос проводился в два этапа: через месяц после начала занятий в первом семестре и в конце второго семестра. Студентам предлагалось в свободной форме, но максимально подробно ответить на вопрос, как они будут самостоятельно работать над текстом из учебного пособия, выполняя домашнее задание «прочитайте текст».
Исследование намеренно не затрагивало этап самостоятельного выполнения лексико-грамматических заданий, содержащихся в учебном пособии после текста. Основной интерес представляло умение первокурсника без посторонней помощи разобрать, освоить и быть готовым в дальнейшем применить новый текстовый материал как начальная стадия умения находить, извлекать и использовать нужную информацию в профессиональных целях.
Задачей первого этапа опроса было определить, какими навыками самостоятельной работы над текстом обладают вчерашние школьники на момент начала обучения в вузе, на втором этапе стояла задача выяснить, какими навыками самостоятельной работы над учебным текстом студенты овладели в течение двух семестров.
На первом этапе опроса были получены следующие результаты. 100% респондентов намеревались прочитать текст про себя и перевести. При этом 94% опрошенных собирались читать текст один раз, 6% — повторно, после перевода. 60% опрошенных предпочли записать перевод в тетрадь целиком, 34% — подписать незнакомые слова между строк текста в учебном пособии, 6% — выписать незнакомые слова и выражения с переводом в рабочую тетрадь.
На втором этапе результаты опроса значительно отличаются от предыдущих. Ответы первокурсников стали заметно более развернутыми, появился некий алгоритм для выполнения типовых заданий.
90% респондентов намеревались прочитать текст вслух несколько раз. Для этого 70% студентов сперва хотели поместить текст в интернет-ресурс From Text to Speech для получения аудиоверсии, сгенерировать аудиофайл, несколько раз его прослушать, следя за диктором по тексту, подчеркнуть сложные слова, подписать их произношение, наконец, несколько раз прочитать вслух самостоятельно. 20% опрошенных сперва намеревались прочитать текст вслух самостоятельно для выявления слов, вызывающих затруднение при произнесении, отметить эти слова, уточнить произношение, воспроизведя их в электронном словаре, затем сгенерировать аудиофайл в ресурсе From Text to Speech для самоконтроля. 40% опрошенных намеревались сохранить полученный аудиофайл в телефоне, носить с собой и прослушивать при удобной возможности, например, по пути домой или в вуз.
На следующей стадии работы с текстом 100% респондентов собирались отметить в тексте новые слова и
выражения, выписать их с переводом в рабочую тетрадь (80%) или тетрадь-словарь (20%).
Перевод текста намеревались записать в тетрадь целиком 40% опрошенных, 40% собирались подписать новые слова и выражения прямо в тексте и оставшиеся 20% хотели при устном переводе опираться на записи в тетради.
Как следует из приведенных выше результатов опроса, в начале учебного года первокурсники юридического факультета не способны грамотно и эффективно организовать самостоятельную работу над текстом из учебного пособия. Это означает, что на аудиторном занятии они не будут в желаемой мере владеть полученной информацией, как следствие, будут испытывать затруднения при выполнении упражнений на контроль понимания прочитанного, а учитывая невысокий уровень владения языком, предложение обсудить прочитанное скорее всего вызовет панику. Также важно отметить, что студенты не видят необходимости отрабатывать чтение текста вслух, так как, вероятно, на занятиях в школе мало внимания уделялось произношению, и, как следствие, эта область языка признается несущественной.
К концу второго семестра у первокурсников вырабатывается определенная стратегия работы с текстом при выполнении домашних заданий. Используются технические средства и новые приемы для работы над произношением, для осуществления самоконтроля при чтении вслух; студенты более сознательно и системно подходят к работе над незнакомой лексикой, многие начинают вести тетрадь-словарь. Умение студентов последовательно описать свои действия при работе над домашним текстом свидетельствует о том, что эта работа осуществляется регулярно.
Таким образом, самостоятельная работа студентов над текстом становится более организованной и, как следствие, более результативной. Осознаются цели этой работы, выполняются поставленные задачи, студенты мотивируют, организуют себя и осуществляют самоконтроль.
Как отмечает Н.В. Соловова, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем [7, c. 10].
На базисном уровне первого семестра должны быть заложены основы для автономной работы на всех последующих уровнях, а именно, алгоритмы действий для ознакомления с новым текстовым материалом, его отработки и усвоения. Первокурсники в основной массе слабо владеют приемами учебной работы: методикой работы со справочными интернет-ресурсами и литературой, технологиями использования аудиоматериала, стратегиями запоминания и поиска информации, обладают невысокой культурой чтения в целом, поэтому для продуктивной деятельности им необходим наставник.
Для того, чтобы сформировать у первокурсников самостоятельность, преподаватель должен ознакомить их с необходимыми стратегиями и инструментами самообучения, продемонстрировать преимущества их использования, последовательно обучить студентов пользоваться ими, продуманно направляя и контролируя их деятельность.
Одним из важных компонентов эффективной самостоятельной работы студента является мотивация. Для повышения психологической готовности первокурсника к автономности следует ориентировать его на конечный результат деятельности. Трудности, возникающие при самостоятельной работе, делают ее скучной, утомительной, вызывают потерю интереса, так как не все первокурсники готовы проявлять упорство и настойчивость при отсутствии непосредственного контроля. Замотивировать студента на рутинную учебную деятельность, например, на отработку произношения отдельных слов, фраз, правильного интонирования и паузирования всего текста помогут современные технологии.
На смену аудиолабораториям для тренировки произношения пришли разнообразные приложения и интернет-ресурсы для озвучивания отдельных слов и преобразования печатных текстов в звучащую речь. Они обеспечивают нестандартный подход к решению стандартных учебных задач, вносят в самостоятельную работу элемент игры и творчества, привлекают дополнительные навыки из других сфер интересов студентов.
На юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского уровень владения английским языком у первокурсников при поступлении в основном варьируется от нулевого до начального (А2) [4, с. 49]. Таким студентам особенно необходима поддержка наставника и регулярный контроль при освоении дисциплины. Количество аудиторных занятий в объеме два часа в неделю не позволяет уделять достаточно внимания работе над произношением, чтению вслух, правильной интонации и паузации звучащего текста. Поэтому использование мобильных технических средств, программных продуктов и интернет-ресурсов крайне востребовано в самостоятельной работе первокурсников.
Для отработки произношения отдельных слов и простых словосочетаний студентам рекомендуется применять такие интернет-ресурсы, как Longman Dictionary of Contemporary English Online, Cambridge Dictionary Online и т. д. Преподавателю следует объяснить первокурсникам, что профессиональные зарубежные лингвистические ресурсы предоставляют достоверную информацию и озвучены носителями языка, поэтому они более предпочтительны для самостоятельной работы, чем популярные среди студентов непрофессиональные отечественные ресурсы.
Для работы над предложениями и текстами наибольшую популярность у студентов-юристов получил ресурс fromtexttospeech.com. Он позволяет поместить в окно ввода целый текст, сгенерировать и сохранить для дальнейшего использования аудиофайл, максимально имитирующий речь носителя языка, включая логические паузы и интонационный рисунок. Также ресурс предусматривает возможность воспроизведения аудиофайла с обычной, средней и замедленной скоростью. Это особенно удобно для студентов с низким уровнем владения языком, для которых распознавание иноязычной речи на слух представляет серьезную проблему.
Также полезно объяснить первокурсникам, что использование аудиоресурсов при самостоятельной работе над произношением и интонацией способствует тренировке звуковой памяти. Поэтому студентам следует все учебные тексты помещать в From Text to Speech и прослушивать получившиеся аудиофайлы на мобильных устройствах при любой удобной возможности — в перемену, во время прогулки, в общественном транспорте. Как показывает практика, это заметно облегчает запоминание лексики.
Еще один существенный компонент продуктивной самостоятельной работы студента — регулярность и систематичность. Не все первокурсники осознают необходимость заниматься иностранным языком постоянно, а не один раз в неделю непосредственно перед аудиторным занятием. Многие не умеют распределять свое свободное время или не подозревают, что его нужно планировать, распределять. Необходимо объяснить студентам, что самостоятельная работа эффективна при условии, что обучаемый регулярно выделяет время для выполнения заданий, осознания и исправления ошибок.
Выводы. Современные образовательные стандарты реализуют компетентностный подход к обучению иностранному языку в неязыковом вузе, как следствие, автономность и мобильность студентов получают приоритетную роль. Навыки самостоятельной работы, полученные на практике при освоении дисциплины «иностранный язык», совершенствуют такое качество личности студента, как самостоятельность, а также способствуют формированию навыков самодостаточного, активного, способного к самообучению и саморазвитию профессионала.
Эффективная самостоятельная работа, с одной стороны, является результатом учебных действий, организованных самим студентом, и характеризуется регулярностью и высокой мотивацией. С другой стороны, самостоятельное обучение невозможно без помощи и непрерывного контроля преподавателя, чьей задачей является помочь студенту овладеть стратегиями самообучения. В условиях недостаточного количества аудиторных часов значение самостоятельной работы существенно возрастает. Можно сделать заключение, что лишь научив студента учиться, преподаватель сумеет обеспечить успешное освоение им учебной программы.
Литература:
1. Бажалкина Н.С. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 21-29.
2. Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рыбушкина С.В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1141-1143.
3. Скнарина И.И., Беляева Н.А. Организция самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 1. С. 208-211.
4. Белорукова М.В., Золотова М.В. К вопросу об изучении юридического английского языка в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60 (3). С. 47-50.
5. Ломохова С.А. Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности внеязыковом вузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2010. №16 (20). С. 141-142.
6. Серобаба Н.Н. Организация самостояетельной работы студентов в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Н.Н. Серобаба. - URL: https://infourok.ru/organizaciya_samostoyatelnoy_raboty_studentov_v_neyazykovom_vuze.-556777.htm (дата обращения 05.12.2018)
7. Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации. Самара. 2006. 15 с.
Педагогика
УДК 377.8
кандидат философских наук, доцент Беляева Евгения Александровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чумарова Любовь Григорьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В условиях современного информационного общества и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) происходит и информатизация лингвистического образования в высшей школе. Доступ к информации на различных языках и широкие дидактические возможности ИКТ способствуют эффективному развитию профессионально-иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей. Вместе с тем специалисты, исследующие вопросы формирования профессиональной иноязычной компетенции с использованием информационных ресурсов, справедливо отмечают недостаточное внимание к данной проблематике в российских вузах и отечественной педагогике.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатизация лингвистического образования, профессионально-иноязычная компетентность в высшей школе, ИКТ-компетентность преподавателя иностранного языка.
Annotation. In the conditions of modern information society and active use of information and communication technologies (ICT) we also face informatization of linguistic education at universities. Access to information in different languages and wide didactic potential of ICT contribute to the effective development of professional and foreign language competence of students of non-linguistic specialties. At the same time, researchers who study the formation of professional foreign language competence with information resources note the lack of attention to this issue in Russian universities and national pedagogy.
Keywords: information and communication technologies (ICT), informatization of linguistic education, professional and foreign language competence at universities, ICT competence of a foreign language teacher.
Введение. Развитие современного общества невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Доступность, широкое использование ИКТ в различных сферах жизни превращает их в неотъемлемую часть социума. С помощью новых технологий осуществляется коммуникация, они оказывают непосредственное воздействие на формирование трудового и человеческого капитала. ИКТ для большинства населения, особенно для молодежи, - неотделимая часть социальной и профессиональной деятельности.
Во многом это происходит благодаря важному свойству ИКТ - их универсальности. Это означает, что их можно использовать в любой деятельности, связанной с информационным обменом [4, c. 108]. Универсальность ИКТ в сфере образования проявляется в возможности их применения в подготовке