Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР» (1970-1980 ГОДЫ)'

СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР» (1970-1980 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА / СССР / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОПОСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видинеева Н. Ю.

Статья посвящена анализу различных аспектов общественных отношений позднесоветского периода, нашедших выражение на страницах детского журнала «Костер». Новизна исследования заключается в том, что впервые была реконструирована модель общественных отношений, которая опосредована советскими СМИ. Материалом исследования послужили выпуски журнала «Костер» за 1970-1980 годы в количестве 6 штук объемом от 52 до 68 страниц каждый. Исследование проводилось в русле дискурс-анализа с привлечением приемов риторического анализа. В ходе работы были выявлены аспекты общественных отношений, отражающиеся в журнале «Костер» и реализующие их топосы. Предлагается классификация аспектов отношений и их топосов: взаимоотношения ребенка со взрослым (топосы родительского авторитета, воспитания, одобрения ребенка взрослым), взаимоотношения ребенка и ровесников (топос взаимопомощи), взаимоотношения «ребенок-государство» (топосы морали, патриотизма, идеологического воспитания, государственной заботы о детстве), человек и страна (топосы идеологизации, патриотизма, взаимовыручки, труда, индустриализации), взаимодействие человека и природы (топосы освоения, заботы, адмирации), человек в многонациональной стране (топос приязни), страна в мире (топосы высоких достижений, интернационализма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF REPRESENTATION OF PUBLIC RELATIONS IN MAGAZINE “KOSTER” (1970-1980)

The article is devoted to the analysis of various aspects of social relations of the late Soviet period, which found expression on the pages of the children’s magazine “Koster”. The novelty of the study lies in the fact that for the first time a model of social relations mediated by the Soviet media was built. The material of the study was the issues of the magazine “Koster” for 1970-1980 in the amount of 6 copies of 52 to 68 pages each. The study was carried out in line with discourse analysis using the techniques of rhetorical analysis. In the course of the study, aspects of social relations reflected in the magazine “Koster” and the topoi realizing them were identified. A classification of aspects of relations and their topoi is proposed: the relationship of a child with an adult (topoi of parental authority, upbringing, approval of a child by an adult), the relationship of a child and peers (a topos of mutual assistance), the relationship “child-state” (topoi of morality, patriotism, ideological education, state care about childhood), man and country (topoi of ideologization, patriotism, mutual assistance, labor, industrialization), interaction between man and nature (topoi of colonization, care, admiration), a person in a multinational country (topoi of friendliness), a country in the world (topoi of superiority, internationalism).

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР» (1970-1980 ГОДЫ)»



Видинеева Н. Ю. Специфика репрезентации общественных отношений в журнале «Костер» (1970—1980 годы) / Н. Ю. Видинеева // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 5. — С. 195—210. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210.

Vidineeva, N. Yu. (2022). Specificity of Representation of Public Relations in Magazine "Köster" (1970—1980). Nauchnyi dialog, 11(5): 195-210. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5195-210. (In Russ.).

^»science I ERIHJUk

ИВИАИУ.И11

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210

Специфика репрезентации Specificity of Representation

общественных отношений of Public Relations

в журнале «Костер» in Magazine "Koster"

(1970—1980 годы) (1970—1980)

Видинеева Наталья Юрьевна Natalya Yu. Vidineeva

orcid.org/0000-0002-4412-7631 orcid.org/0000-0002-4412-7631

преподаватель teacher

кафедра «Английский язык» Department of English

ya.natashavidineeva@yandex.ru ya.natashavidineeva@yandex.ru

Пензенский Penza State University

государственный университет (Penza, Russia)

(Пенза, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено за счет гранта The study was supported by the grant

Российского научного фонда, of the Russian Science Foundation,

проект № 22-28-00775 the project № 22-28-00775

«Медиатизированная модель "Mediatized model

советского общества в детской of Soviet society

периодике» in children's periodicals"

© Видинеева Н. Ю., 2022

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Статья посвящена анализу различных аспектов общественных отношений позд-несоветского периода, нашедших выражение на страницах детского журнала «Костер». Новизна исследования заключается в том, что впервые была реконструирована модель общественных отношений, которая опосредована советскими СМИ. Материалом исследования послужили выпуски журнала «Костер» за 1970—1980 годы в количестве 6 штук объемом от 52 до 68 страниц каждый. Исследование проводилось в русле дискурс-анализа с привлечением приемов риторического анализа. В ходе работы были выявлены аспекты общественных отношений, отражающиеся в журнале «Костер» и реализующие их топосы. Предлагается классификация аспектов отношений и их топосов: взаимоотношения ребенка со взрослым (топосы родительского авторитета, воспитания, одобрения ребенка взрослым), взаимоотношения ребенка и ровесников (топос взаимопомощи), взаимоотношения «ребенок-государство» (топосы морали, патриотизма, идеологического воспитания, государственной заботы о детстве), человек и страна (топосы идеологизации, патриотизма, взаимовыручки, труда, индустриализации), взаимодействие человека и природы (топосы освоения, заботы, адмирации), человек в многонациональной стране (топос приязни), страна в мире (топосы высоких достижений, интернационализма).

Ключевые слова:

детская периодика; СССР; общественные отношения; топосы.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article is devoted to the analysis of various aspects of social relations of the late Soviet period, which found expression on the pages of the children's magazine "Koster". The novelty of the study lies in the fact that for the first time a model of social relations mediated by the Soviet media was built. The material of the study was the issues of the magazine "Koster" for 1970—1980 in the amount of 6 copies of 52 to 68 pages each. The study was carried out in line with discourse analysis using the techniques of rhetorical analysis. In the course of the study, aspects of social relations reflected in the magazine "Koster" and the topoi realizing them were identified. A classification of aspects of relations and their topoi is proposed: the relationship of a child with an adult (topoi of parental authority, upbringing, approval of a child by an adult), the relationship of a child and peers (a topos of mutual assistance), the relationship "child-state" (topoi of morality, patriotism, ideological education, state care about childhood), man and country (topoi of ideologi-zation, patriotism, mutual assistance, labor, industrialization), interaction between man and nature (topoi of colonization, care, admiration), a person in a multinational country (topoi of friendliness), a country in the world (topoi of superiority, internationalism).

Key words:

children's periodicals; the USSR; public relations; topoi.

EN^i

УДК 070::347.157"197/198"

Специфика репрезентации общественных отношений в журнале «Костер» (1970—1980 годы)

© Видинеева Н. Ю., 2022

1. Введение = Introduction

Исследовательский интерес в сфере гуманитарных наук в последние годы обращается к переосмыслению наследия Советского Союза. В частности, исследователи обращаются к изучению периодических изданий, в том числе детских, как к зеркалу происходивших в те годы общественно-политических процессов. Настоящее исследование своей целью имеет выявление и описание особенностей актуализации общественных отношений в СССР, нашедших отражение в ежемесячном детском журнале «Костер».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были описаны топосы, которые репрезентируют разнообразные аспекты общественных отношений в детских периодических изданиях. Также впервые была разработана модель общественных отношений в поздний период СССР, репрзентируемая в журнале для детей.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью установления прагматических особенностей отношений между советскими гражданами (как школьниками, так и взрослыми) и общественными институтами, нашедших выражение в детских периодических изданиях того времени. Отметим также недостаточную исследованность языка советских детских СМИ и в целом дискурса советской детской периодики.

В ходе обзора трудов предшественников обнаруживается несколько основных подходов к изучению советской детской периодики. Мы выделили педагогические исследования [Головин и др., 2018а, 2018б; Кудряшёв, 2018; Поздняков, 2019], исторические исследования, в том числе историко-педа-гогические и историко-культурологические [Капустина, 2014; Наумова, 2017; Кудряшев, 2019; Ермолова, 2021], филологические исследования, включая текстологические работы, анализ визуального модуса, дискурсивные исследования и в русле журналистики [Суздорф, 2011; Коханая, 2018; Маругина, 2018; Савина и др., 2020; Громова, 2021; Сазоненко, 2021]. Тематическое наполнение журнала «Пионер» рассматривается и в связи с историей формирования пространства для детей в советском городе [Хамитова, 2013].

Тематически проанализированные нами работы посвящены истории развития детских СМИ как в XX веке, так и в более ранние периоды [Суздорф, 2011; Наумова, 2017; Бабкина, 2018; Головин и др., 2018а; Кудря-

8

ACCFS5

шёв, 2019]; функциям детских СМИ в СССР [Капустина, 2014; Кудря-шёв, 2018; Головин и др., 2018а; Головин и др., 20186]. Ряд исследований в центр внимания ставят тематику публикуемого в советских детских СМИ материала и его идеологическую корреляцию с политической ситуацией того времени [Суздорф, 2011; Наумова, 2017; Кудряшев, 2018; Савина и др., 2020; Громова, 2021; Ермолова, 2021; Сазоненко, 2021]. Последний тип работ представляет для нас отдельный интерес, так как в рамках данного исследования мы стремимся установить соответствие между тематическими центрами публикаций в детской прессе и идеологическими лейтмотивами позднего советского периода.

Особенности репрезентации различного рода общественных отношений в медиадискурсе и дискурсе СМИ являются объектом изучения в последние годы [Данкова и др., 2014; Михина, 2014; Ерофеева, 2018; Родионова и др., 2018; Комарова, 2020]. Проведенные изыскания позволяют получить более детальное представление о происходящих общественно-политических процессах, которые, возможно, скрыты от взгляда неспециалиста.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Эмпирической базой исследования стали выпуски журнала «Костер» (6 выпусков объемом от 52 до 68 страниц каждый) за 1970—1980-е годы. Номера отбирались методом простой случайной выборки.

Что касается методологии исследования, то советская детская периодика в научном сообществе изучается, в частности, с позиций историко-куль-турологического подхода с применением историко-генетического и типологического методов [Ермолова, 2021], с позиций историко-педагогического источниковедения [Кудряшёв, 2019], с помощью сравнительно-исторического метода [Суздорф, 2011]. Также проводились исследования в русле дискурс-анализа [Савина и др., 2020; Громова, 2021; Сазоненко, 2021]. Применение данных подходов и методов объяснимо и разумно, так как, с одной стороны, речь идет об изучении текстовых источников с диахронической точки зрения, с другой стороны, мы имеем дело с необходимостью исследования интегрированности этих источников в ткань реальности тех времен: социальную, идеологическую и политическую.

Особенности репрезентации общественных отношений изучаются с помощью методик контент-анализа [Михина, 2014; Родионова и др., 2018; Комарова, 2020], нейросетевых технологий [Комарова, 2020], с применением социологического подхода [Ерофеева, 2018], а также риторического анализа с выделением топосов отношений [Данкова и др., 2014].

В настоящем исследовании мы придерживаемся дискурсивного подхода к изучению языка, а также применяем риторический анализ к кон-

тенту детских журналов. Кроме того, характер эмпирического материала продиктовал необходимость использования элементов исторического анализа текстовых источников. В ходе исследования мы использовали общенаучные методы наблюдения, описания, классификации, интерпретации, а также контекстный анализ.

Алгоритм исследования состоял из следующих шагов:

— просмотр произвольно выбранных номеров журнала «Костер» за указанный период; внимательное ознакомление с текстами статей и заметок. (отметим, что в фокусе нашего внимания при этом находился только письменный модус);

— установление основных аспектов общественных отношений, нашедших воплощение в журнале;

— выделение, описание и анализ основных топосов общественных отношений.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

Общественные отношения, нашедшие отражение в выпусках журнала «Костер», включают в себя следующие аспекты:

— взаимоотношения ребенка со взрослым;

— взаимоотношения ребенка и ровесников;

— взаимоотношения ребенка и государства;

— человек и страна;

— взаимодействия человека и природы;

— человек в многонациональной стране;

— страна в мире.

В рамках каждого из перечисленных аспектов реализуется один или несколько топосов отношений, которые позволяют сделать выводы о специфике отношений, выстраиваемых государством с юными гражданами посредством детской периодики. Проанализируем каждый аспект отношений.

3.1. Взаимоотношения ребенка со взрослым

Данный аспект общественных отношений предполагает отношения ребенка как с близким и важным для него взрослым (отцом, матерью, бабушками и дедушками), так и со взрослыми, задействованными в работе общественных институтов (учителями, работниками экстренных служб и проч.). В рамках данного аспекта отношений реализуются ТОПОСЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА, ВОСПИТАНИЯ, а также ОДОБРЕНИЯ РЕБЕНКА ВЗРОСЛЫ1М.

Реализация ТОПОСА РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА в текстах детского журнала позволяет сделать вывод о характере отношений внутри семьи, о необходимости для ребенка подчиняться слову старших родствен-

8

ACCFS5

ников, которые несут полную ответственность за самого ребенка, а также за благополучие внутри семьи. Следует отметить, что такие отношения носили воспитательный характер и никак не дискредитировали личность ребенка. Топос родительского авторитета реализуется лексическими единицами с семантикой строгости, например:

Голос у папы был такой строгий, что Марина не посмела спорить <... > да и Гриша только молча кивнул головой (Костер, 1970, № 2, с. 50)

Наступила нехорошая пауза. А потом Николай Иванович грозно произнес:

— Михаил! (Костер, 1980, № 9, с. 3) [Там же].

ТОПОС ВОСПИТАНИЯ тесно связан с топосом родительского авторитета. Однако воспитанием ребенка могут заниматься не только ближайшие старшие родственники, но и другие взрослые, например, школьные учителя. Целью является формирование у ребенка нравственных ценностей и ориентиров, соответствующих нормам общественно принятой морали. Топос реализуется в форме поучительного высказывания, например:

<...> бабушка всегда говорит: нельзя быть рабами вещей (Костер, 1975, № 4, с. 46) [Там же].

Такие высказывания, будучи помещенными в контекст художественного произведения, могут оказывать влияние на юных читателей, которые соотносят себя с героями повестей и рассказов. Подобным образом формируются аксиологические установки подрастающего поколения граждан страны.

ТОПОС ОДОБРЕНИЯ РЕБЕНКА ВЗРОСЛЫМ призван продемонстрировать, что с мнением и поступками ребенка считаются в обществе взрослых. Одобрение получают общественно-значимые поступки (например, помощь попавшим в беду или продуктивный физический труд), например:

Однажды Василий Михайлович, осмотрев работу, сказал:

— Все. Молодцы. Хоть на выставку отправляй (Костер, 1975, № 12, с. 43) [Там же].

Одобрение социально значимых поступков взрослыми может мотивировать аудиторию журнала последовать примеру героев заметок, повестей и рассказов и принести пользу обществу. Кроме того, одобрение со стороны старших может помочь юным гражданам легче адаптироваться в обществе, встать на одну ступень с признанными авторитетами, почувствовать себя нужными государству.

Таким образом, в рамках актуализации взаимодействия ребенка и взрослого на страницах журнала реализуется модель внутрисемейной ие-

[АА].

8

ACCFS5

рархии с обязательным подчинением ребенка старшим родственникам. Реализуется воспитательная функция, когда взрослые транслируют важные ценностные установки. Кроме того, одобрение социально полезных действий детей позволяет интегрировать их в общественную жизнь, освоиться в мире взрослых.

3.2. Взаимоотношения ребенка и ровесников

Отношения ребенка с ровесниками на страницах журнала реализуется через единственный ТОПОС ВЗАИМОПОМОЩИ. Необходимость помощи сверстникам прослеживается во многих заметках, рассказах и повестях, посвященных школьной жизни и жизни пионерии. Школьник помогает любому, кто нуждается в этом: отстающему в учебе однокласснику, заболевшему товарищу. При этом такие отношения не тяготят автора помощи, поскольку она оказывается добровольно и всем приносит удовлетворение:

После уроков со мной занимаются Таня Королькова и Таня Шеста-кова. <...> Девочки даже хотят, чтобы я стала круглой отличницей (Костер, 1970, № 2, с. 43) [Там же].

Петя медленно в палате /Поправляется /Лучший друг к нему в халате /Направляется (Костер, 1980, № 9, с. 4) [Там же].

Отказ от помощи товарищу порицается в обществе школьников:

В классе разочарованно вздохнули: вот тебе и друг!.. Отказался помочь товарищу в трудную минуту... (Костер, 1980, № 9, с. 14) [Там же].

Таким образом, взаимовыручка манифестируется как основной элемент взаимоотношений школьников. Создание сплоченного детского коллектива представляется одним из этапов успешной интеграции юного гражданина в общественную жизнь целой страны.

3.3. Взаимоотношения ребенка и государства

Данный аспект общественных отношений является достаточно многогранным и затрагивает многие стороны жизни ребенка. Сюда входят вопросы нравственного воспитания, осуществляемого государством, идеологического и патриотического воспитания, а также вопросы заботы государства о физическом и моральном благополучии детей. Топосы, выделенные нами в этос аспекте общественных отношений, пересекаются с данными сторонами жизни ребенка в государстве: ТОПОС МОРАЛИ, ТОПОС ПАТРИОТИЗМА, ТОПОС ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ТОПОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ О ДЕТСТВЕ.

ТОПОС МОРАЛИ актуализирует главные нравственные качества, которые государство хочет видеть в юных гражданах. На страницах журнала они, как правило, вербализируются в авторской речи редакторов, авторов материалов: именно этими голосами разговаривало с детьми государство. Качества, прививаемые ребенку, концентрировались вокруг ценностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EN^i

альтруизма, героизма, ответственности, гражданственности, духовных устремлений в будущее. Топос морали реализуется с помощью аксиоло-гически нагруженных лексических единиц, которым противопоставляется лексика с семантикой нечестности, подлости:

В момент героического поступка все хорошее, что заложено воспитанием, семьей, пионерской организацией, собирается воедино (Костер, 1975, № 4, с. 52) [Там же].

Растите настоящими людьми! (Костер, 1975, № 12, с. 1) [Там же].

Я считаю, <... > что счастье может узнать каждый человек, если только он не жадный, не трус, не доносчик, не подлиза (Костер, 1970, № 2, с. 38) [Там же].

Реализация топоса патриотизма во многом строится на упоминаниях подвигов героев Великой Отечественной войны, в том числе подвигов детей, ровесников аудитории журнала. Детей просят проявлять заботу и внимание по отношению к ветеранам войны, а также стимулируют их интерес к изучению военной истории страны. Сохранение памяти о героическом прошлом советского народа представляется важным инструментом в воспитании патриотизма школьников:

В 41-м они были еще школьниками. В 42-м — партизанами. Запомни их имена: Ваня и Коля Плотниковы. Они отдали жизнь за Родину (Ко-стер, 1975, № 4, с. 12) [Там же].

ТОПОС ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ актуализируется в контексте упоминания роли В. И. Ленина и Коммунистической партии СССР в построении государства. Особенно велика роль личности В. И. Ленина, представленого национальным героем, служению идеалам которого дети должны посвятить свою жизнь:

Я всем своим сердцем и жизнью буду стремиться вступить в ряды Коммунистической партии, созданной Лениным, чтобы своими делами, совестью доказать верность партии, Ильичу (Костер, 1975, № 4, с. 3) [Там же].

ТОПОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ О ДЕТСТВЕ реализуется в статьях и заметках об организации учебы и досуга детей. Мероприятия направлены на оздоровление школьников, их моральное и физическое развитие, например:

Первой в мире наша страна начала выпускать фильмы для детей (Костер, 1975, № 12, с. 34) [Там же].

Таким образом, взаимоотношения ребенка и государства строятся на иерархических началах. Государство является для ребенка своего рода старшим наставником, цель которого — нравственное, патриотическое и идеологическое воспитание подрастающего поколения в соответствии

8

ACCFS5

с духом времени. Помимо морализаторских функций, государство выполняет и функции заботы о благополучии детей. 3.4. Человек и страна

Данный аспект общественных связей, как и аспект отношений ребенка и государства, является многогранным. Освещая отношения взрослого человека и страны, государство актуализировало образ человека, в которого должен был превратиться юный читатель журнала через несколько лет. Топосы, выделенные в данном аспекте отношений, отчасти перекликаются с топосами отношений «ребенок — государство». Это обусловлено тем, что начало формирования будущего взрослого, безусловно, начинается с детского возраста. Мы выделили ТОПОС ИДЕОЛОГИЗАЦИИ, ТОПОС ПАТРИОТИЗМА, ТОПОС ВЗАИМОВЫРУЧКИ, ТОПОС ТРУДА, а также ТОПОС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ.

ТОПОС ИДЕОЛОГИЗАЦИИ реализуется через признание роли личности В. И. Ленина в построении той страны, в которой жили все тогдашние читатели журнала. Не только дети, но и взрослые признавали В. И. Ленина безусловным авторитетом, моральным ориентиром, восхищались им: — Я иду по той дороге, которую указал мне Ленин, — ответила Умия (Костер, 1975, № 4, с. 2) [Там же].

Топос идеологизации также актуализируется через антагонистические противоречия с противниками большевиков, которые представляются первопричиной общественных бед страны. Мы встречаем их историческую номинацию, например:

Русские меньшевики и эсеры <...> с первых же дней войны превратились в контрреволюционеров (Костер, 1975, № 4, с. 4) [Там же].

Кроме того, встречается и наименование врагов посредством сниженной, бранной лексики: сволота меньшевистская и эсеровская, «пугало» — памятник царю Александру III, кулаки. Последним также приписываются антиобщественные действия:

Это кулаки хотели уничтожить портрет Ленина (Костер, 1975, № 4, с. 1) [Там же].

Все это было призвано вызвать у граждан страны, последователей заветов В. И. Ленина, непринятие иной идеологии.

ТОПОС ПАТРИОТИЗМА во многом обусловлен памятью о борьбе народов СССР с фашистскими захватчиками. Сохранение памяти о героях и их подвигах является ключом к формированию патриотического настроя как среди детей, так и среди взрослого населения:

Если враг нападет, / Встанет он, будет биться, как надо, / За советский народ, /За великих людей Ленинграда (Костер, 1970, № 2, с. 17) [Там же].

8

ACCFS5

ТОПОС ВЗАИМОВЫРУЧКИ продвигает ценности помощи тем, кто нуждается в этом. Фундамент этих ценностей закладывается еще во взаимоотношениях ребенка со сверстниками в школе. Во взрослом возрасте человек помогает тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, а также неопытным коллегам, трудовому коллективу. При этом личная выгода не является решающим фактором и не влияет на решение помочь:

Рекорды высоко оцениваются, спору нет, но еще выше ценится взаимопомощь, когда человек более опытный и умелый помог другим (Ко-стер, 1980, № 5, с. 7) [Там же].

Общественно полезный труд также является ценностью в отношениях человека и государства, что нашло отражение в ТОПОСЕ ТРУДА. Любая работа, как демонстрируют заметки и статьи журнала, достойна уважения, если она приносит пользу обществу. Общественное одобрение выражается всем, кто трудится честно и ответственно:

Восторгаться мы будем теми, кто добросовестно делает свое дело. Изо дня в день. Добросовестно и умело. Это, знаете ли, самое важное. И самое трудное (Костер, 1970, № 2, с. 26) [Там же].

Технологическое развитие страны, пятилетние планы, которые государство ставило перед трудящимися, обусловили появление ТОПОСА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ на страницах журнала. Отметим, что реализация топоса достигается через жанровое своеобразие текстов издания, в частности, в таких рубриках журнала, как «Алло! Институт? Что нового?» и «Новости науки и техники». Они должны были вызвать интерес детей к вопросам развития промышленности, науки и техники, а также способствовать профессиональной ориентации читателей.

3.5. Взаимодействие человека и природы

На страницах журнала «Костер» обсуждается и взаимодействие взрослого человека и окружающей среды. Мы склонны полагать, что модель отношений взрослых с природой перенимается детьми. Это реализуется через ТОПОС ОСВОЕНИЯ ПРИРОДЫ, ТОПОС ЗАБОТЫ и ТОПОС АД-МИРАЦИИ.

ТОПОС ОСВОЕНИЯ ПРИРОДЫ связан с описанием покорения дикой природы учеными, исследователями и всеми, кто был причастен к выполнению пятилетних планов. Вмешательство человека в природу Сибири или крайнего Севера представляется значительным достижением в научной и промышленной жизни страны. При этом в текстах рассказы о человеческой, рукотворной интервенции органично чередуются с описаниями природных пейзажей, что позволяет заретушировать негативные реалии — возможный экологический урон, нанесенный природе хозяйственной деятельностью человека:

8

ACCFS5

Над туманом — ясное белесоватое небо, и по нему — широко шагающие опоры линии электропередачи (Костер, 1970, № 2, с. 2) [Там же].

В целом топос освоения природы подчеркивает качество технологического прогресса, достигнутого в СССР.

Но вместе с этим в материалах журнала актуализируются близкие друг другу ТОПОСЫ — ЗАБОТЫ О ПРИРОДЕ и АДМИРАЦИИ (восхищения ею). Несмотря на воспевание господства человека над природой, читателю показывают, что необходимо бережно относиться к окружающей среде, а также видеть ее красоту, в частности, живописность ландшафтов страны: Во всем мире сейчас говорят об охране и защите природы. Дело это очень важное, работа предстоит большая. И не простая (Костер, 1975, № 12, с. 54) [Там же];

Вот она, Волга-река. Красавица! <...> И такая безмятежная тишина стояла над миром, такая красота и покой были кругом, что у многих бойцов сжалось сердце (Костер, 1970, № 2, с. 7) [Там же].

Таким образом, технологическое покорение дикой природы рассматривается как необходимая мера, связанная с задачами улучшения качества жизни советских граждан. При этом экологичность вмешательства, недопущение разрушения естественных природных условий обитания биологических видов находится в приоритете в данном контексте общественных отношений.

3.6. Человек в многонациональной стране

Советский Союз, как известно, представлял собой страну, где на одной территории существовали представители множества национальностей и культур. Для обеспечения внутренней стабильности государства является важным поддержание уважительных, толерантных отношений между представителями разных национальностей. В данном аспекте общественных отношений был выделен ТОПОС ПРИЯЗНИ. Представители народов севера, Сибири, Средней Азии, Кавказа представляются как оптимистичные, приветливые люди, всегда готовые прийти на помощь. Формирование такого образа представителей разных национальностей могло способствовать избеганию межэтнических и межнациональных конфликтов, демонстрировало юной аудитории журнала модель поведения в общении с представителями иной национальности:

<...> мои друзья из Бурятии <... > когда познакомились, решили, что когда-нибудь я приеду к ним в гости. <... > потому что сами по себе они отличные ребята (Костер, 1970, № 2, с. 44) [Там же];

Радость жизни и умение донести до других эту радость — вот что характерно для юных художников Армении (Костер, 1975, № 12, с. 61) [Там же].

8

АГСF S?

3.7. Страна в мире

Если принять во внимание роль СССР как одного из акторов международных отношений в XX веке, данный аспект общественных отношений представляется важным. Он получил отражение в содержании журнала и представлен двумя топосами: ТОПОСОМ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ и ТОПОСОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА.

ТОПОС ВыСОКИХ ДОСТИЖЕНИй демонстрирует ведущие позиции государства в мире во многих направлениях, от промышленности до спорта. Это может быть обусловлено стремлением государства поддержать патриотический дух граждан не только достижениями в прошлом (например, победой в Великой Отечественной войне), но и успехами в настоящем, например:

На всех мировых выставках, в которых мы принимали участие, павильоны нашей страны были в числе лучших. И для ЭКСПО-70 наши архитекторы, художники, инженеры и строители тоже постарались (Костер, 1970, № 2, с. 40) [Там же].

ТОПОС ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА демонстрирует дружбу народов СССР с народами других стран. Особый акцент делается на содружестве с народами стран социалистического блока, что указывает на идеологическую сплоченность представителей разных государств:

Редакция <... > передает <... > сердечный привет польским харцерам, юным гражданам братской Польши (Костер, 1980, № 5, с. 33) [Там же].

С помощью данного топоса читателям журнала демонстрировались союзники государства в условиях общемировой изоляции страны, в том числе на фоне международных кризисов прошлых лет.

4. Заключение = Conclusions

Модель общественных отношений СССР, нашедшую отражение в журнале «Костер» позднесоветского периода, мы представили в таблице (табл. 1).

Модель общественных отношений, конструируемая в журнале «Костер», служила ролевой моделью для детской аудитории издания. Читая статьи, заметки, рассказы и повести, публикуемые на страницах «Костра», дети учились выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, с природой, с представителями других национальностей. Читатели понимали место страны в мире, получали моральные ориентиры от государства и учились патриотизму. На страницах журнала дети видели взрослые ролевые модели, на которые могли равняться в будущем. Таким образом, детская периодика наряду с другими важными общественными институтами играла для детей роль наставника, воспитателя и проводника во взрослый мир.

EN^i

Таблица 1

Модель общественных отношений по материалам журнала «Костер»

№ п/п Аспект общественных отношений Топосы отношений

1 Взаимоотношения ребенка со взрослым Топос родительского авторитета Топос воспитания Топос одобрения ребенка взрослым

2 Взаимоотношения ребенка и ровесников Топос взаимопомощи

3 Взаимоотношения «ребенок-государство» Топос морали Топос патриотизма Топос идеологического воспитания Топос государственной заботы о детстве

4 Человек и страна Топос идеологизации Топос патриотизма Топос взаимовыручки Топос труда Топос индустриализации

5 Взаимодействие человека и природы Топос освоения природы Топос заботы Топос адмирации

6 Человек в многонациональной стране Топос приязни

7 Страна в мире Топос высоких достижений Топос интернационализма

Источники и принятые сокращения

1. АА — Архив автора.

Литература

1. Головин Ю. А. Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Знание. Понимание. Умение. — 2018а. — № 2. — С. 132—148. — DOI: 10.17805/zpu.2018.2.13.

2. Головин Ю. А. Газета «Пионерская правда» как феномен эффективной коммуникации / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Реклама и связи с общественностью : традиции и инновации. — Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2018б. — С. 13—24. — ISBN 978-5-88814-775-7.

3. Громова М. М. Трансформация образа Японии в журнале «Мурзилка» в XX в. / М. М. Громова // Stephanos. — 2021. — № 5 (49). — С. 18—24. — DOI: 10.24249/23099917-2021-49-5-18-24.

4. ДанковаН. С. Репрезентация оппозиции «судебная власть — народ» в дискурсе российских печатных СМИ / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Филология и человек. — 2014. — № 4. — С. 35—46.

■OiEN

8

ACCFS5

5. Ермолова А. И. «Саша рисует ракету, а Боря рисует конфету...» : образы космоса в журналах для детей конца 1950—1960-х годов / А. И. Ермолова // Наследие веков. — 2021. — № 2 (26). — С. 24—34. — DOI: 10.36343^В.2021.26.2.002.

6. Ерофеева П. А. «Почти каждой сплетнице есть что вспомнить» : репрезентация сексуального насилия в цифровых таблоидах / П. А. Ерофеева // Журнал исследований социальной политики. — 2018. — № 3. — С. 409—424. — DOI: 10.17323/727-06342018-16-3-409-424.

7. Капустина Г. Л. Детская периодика : исторический, функционально-типологический и содержательный аспекты / Г. Л. Капустина // Вестник Тамбовского университета. Серия : гуманитарные науки. — 2014. — № 1 (129). — С. 99—105.

8. Комарова Е. В. Репрезентация образа мигранта в современных медиа (на примере медиатекстов Великобритании) / Е. В. Комарова // Филологические науки в МГИ-МО. — 2020. — № 1 (21). — С. 12—20. — DOI: 10.24833/2410-2423-2020-1-21-12-20.

9. Коханая О. Е. Социокинетика детства : взаимодействие детских общественных объединений с детской прессой / О. Е. Коханая // Медиа. Инфоормация. Коммуникация. — 2018. — № 26. — С. 44—55.

10. Кудряшев А. В. Газета «Пионерская правда» как историко-педагогический источник / А. В. Кудряшев // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — С. 378—389.

11. Кудряшев А. В. Материалы газеты «Пионерская правда» второй половины XX века в реконструкции повседневности советских школьников / А. В. Кудряшев // Поволжский педагогический поиск. — 2018. — № 4 (26). — С. 37—46. — DOI: 10.33065/2307-1052-2018-4-26-37-46.

12. Маругина Н. И. Гносеологические задачи организации дискурса детско-юношеского журнала «Юный натуралист» / Н. И. Маругина // Язык и культура. — 2018. — № 41. — С. 169—190. — DOI: 10.17223/19996195/41/11.

13. МихинаН. В. Формирование общественного мнения по вопросам культуры через конструирование проблемных полей в СМИ / Н. В. Михина // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2014. — № 6 (45). — С. 102—107.

14. Наумова М. «Если завтра война.» Подготовка к войне как часть воспитания советских школьников 1930-х годов (по материалам журнала «Пионер») / М. Наумова // Логос. — 2017. — № 5 (120). — С. 163—186. — DOI: 10.22394/0869-5377-2017-1-163-184.

15. Поздняков А. Н. Советские детские журналы 1920—1930-х годов : переплетение политики и педагогики / А. Н. Поздняков // Образование в современном мире. — Саратов : СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2019. — С. 286—294.

16. РодионоваЕ. В. Этнический конфликт в постсоветской России в зеркале СМИ (по материалам контент-анализа прессы) / Е. В. Родионова, К. А. Балан // Мавродинские чтения. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — С. 482—485.

17. Савина А. А. Карикатура как источник по истории советского детства (по материалам газеты «Пионерская правда» второй половины 20-х годов XX в.) / А. А. Савина, К. А. Корнюшкина // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 162. — С. 194—209. — DOI: 10.26907/2541-7738.2020.6.194-209.

18. СазоненкоМ. А. Атрибуты советского детства : история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920—1990-х годов) / М. А. Са-зоненко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : история, филология. — 2021. — № 6. — С. 85—95. — DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95.

8

ACCFS5

19. Суздорф Э. А. Журналы «Еж» и «Чиж» в контексте советской детской печати 1920—1930-х гг. : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Э. А. Суздорф. — Москва, 2011. — 26 с.

20. Хамитова Ж. А. Советская журнальная периодика 1930-х гг. как источник по истории формирования детского пространства социалистического города : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Ж. А. Хамитова. — Казань, 2013. — 24 с.

Material resources

AA — The author's archive.

References

Golovin, Yu. A., Kohanaya, O. E. (2018a). Children's and youth social movements and domestic children's periodicals as factors of value self-determination of personality. Knowledge. Understanding. Ability, 2: 132—148. DOI: 10.17805/zpu.2018.2.13. (In Russ.). Golovin, Yu. A., Kohanaya, O. E. (2018b). Newspaper "Pionerskaya Pravda" as a phenomenon of effective communication. In: Advertising and public relations: traditions and innovations. Rostov-on-Don: Rostov State University of Railway Engineering. 13—24. ISBN 978-5-88814-775-7. (In Russ.). Gromova, M. M. (2021). Transformation of the image of Japan in the magazine "Murzilka" in the XX century. Stephanos, 5 (49): 18—24. DOI: 10.24249/2309-9917-2021-495-18-24. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dankova, N. S., Dubrovskaya, T. V. (2014). Representation of the opposition "judicial power — the people" in the discourse of Russian print media. Philology and Man, 4: 35—46. (In Russ.).

Ermolova, A. I. (2021). "Sasha draws a rocket, and Borya draws a candy ...": images of space in magazines for children of the late 1950s and 1960s. Heritage of Centuries, 2 (26): 24—34. DOI: 10.36343/SB.2021.26.2.002. Erofeeva, P. A. (2018). "Almost every gossip girl has something to remember": representation of sexual violence in digital tabloids. Journal of Social Policy Research, 3: 409—424. DOI: 10.17323/727-0634-2018-16-3-409-424. (In Russ.). Kapustina, G. L. (2014). Children's periodicals: historical, functional, typological and content aspects. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 1 (129): 99—105. (In Russ.).

Khamitova, Zh. A. (2013). Soviet magazine periodicals of the 1930s as a source on the history of the formation of the children's space of the socialist city. Author's abstract of PhD Diss. Kazan. 24 p. (In Russ.). Kohanaya, O. E. (2018). Sociokinetics of childhood: interaction of children's public associations with children's press. Media. Infoormation. Communication, 26: 44—55. (In Russ.).

Komarova, E. V. (2020). Representation of the migrant image in modern media (on the example of media texts of Great Britain). Philological sciences in MGIMO, 1 (21): 12—20. DOI: 10.24833/2410-2423-2020-1-21-12-20. (In Russ.). Kudryashev, A. V. (2018). Materials of the newspaper "Pionerskaya Pravda" of the second half of the XX century in the reconstruction of everyday life of Soviet schoolchildren. Volga pedagogical search, 4 (26): 37—46. DOI: 10.33065/2307-1052-2018-4-2637-46. (In Russ.).

Kudryashev, A. V. (2019). Newspaper "Pionerskaya Pravda" as a historical and pedagogical source. In: Sources of research on the pedagogical past: interpretation ofproblems and problems of interpretation. Moscow: Moscow Pedagogical State University. 378—389. (In Russ.).

Marugina, N. I. (2018). Epistemological tasks of organizing the discourse of the children's and youth magazine "Young naturalist". Language and culture, 41: 169—190. DOI: 10.17223/19996195/41/11. (In Russ.).

Mikhina, N. V. (2014). Formation of public opinion on cultural issues through the construction of problem fields in the media. Bulletin of the Volga Region Academy ofPublic Service, 6 (45): 102—107. (In Russ.).

Naumova, M. (2017). "If there is a war tomorrow..." Preparation for war as part of the education of Soviet schoolchildren of the 1930s (based on the materials of the Pioneer magazine). Logos, 5 (120): 163—186. DOI: 10.22394/0869-5377-2017-1-163-184. (In Russ.).

Pozdnyakov, A. N. (2019). Soviet children's magazines of the 1920s—1930s: the interweaving of politics and pedagogy. In: Education in the modern world. Saratov: N. G. Cher-nyshevsky SNIGU. 286—294. (In Russ.).

Rodionova, E. V., Balan, K. A. (2018). Ethnic conflict in post-Soviet Russia in the media mirror (based on the materials of content analysis of the press). In: Mavrodinsky readings. St. Petersburg: Nestor-History. 482—485. (In Russ.).

Savina, A. A., Kornyushkina, K. A. (2020). Caricature as a source on the history of Soviet childhood (based on the materials of the newspaper "Pionerskaya Pravda" of the second half of the 20s of the XX century.). Scientific notes of Kazan university. Series: Humanities, 162: 194—209. DOI: 10.26907/2541-7738.2020.6.194-209. (In Russ.).

Sazonenko, M. A. (2021). Attributes of Soviet childhood: the history of transformation (on the example of illustrative material of children's magazines of the 1920—1990s). Bulletin of Novosibirsk State University. Series: history, philology, 6: 85—95. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95. (In Russ.).

Suzdorf, E. A. (2011). Magazines "Hedgehog" and "Chizh" in the context of the Soviet children s press of the 1920s—1930s. Author's abstract of PhD Diss. Moscow. 26 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 20.04.2022, одобрена после рецензирования 20.05.2022, подготовлена к публикации 05.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.