Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» КАК ИСТОЧНИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА'

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» КАК ИСТОЧНИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2013
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАТЕКСТЫ / ЯЗЫК СМИ / ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ТОПОСЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛ «ПИОНЕР»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блохина Яна Алексеевна

Проводится изучение дискурсивных практик советского времени в детской периодике. Цель работы - выявить типичные репрезентации советского общества в детской прессе на основе тематико-ценностного анализа. Материалом для исследования послужили 13 выпусков журнала «Пионер» 1970-1980-х гг. Методологически работа основана на критическом анализе дискурса. В ходе анализа посредством общенаучных методов, таких как наблюдение, интерпретация и обобщение, выделены темы и топосы как тематико-аксиологические центры коммуникации. Темы расклассифицированы по конкретным предметным направлениям, среди которых приоритетными являются «История, экономика, политика», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа». Выявлены жанровые формы и разнообразные лексические и грамматические средства языка, задействованные в создании репрезентаций советского общества и его ценностей. К основным ценностям, транслируемым советским детям со страниц журнала, мы относим ценность исторической памяти, наследия, ценность героизма, патриотизма, ценность знаний, образования, ценность самообразования и самовоспитания, ценность дружбы, ценность оказания помощи и поддержки, ценность доброты, ценность смелости, ценность спорта, ценность природы и ее охраны. Отмечается, что выделенные топосы (топос труда, топос Родины, топос единства и топос стремления к светлому будущему) актуализируются в дискурсе при помощи лексических средств языка и создают положительные оценочные репрезентации советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC CHARACTERISTICS OF THE PIONEER MAGAZINE AS A SOURCE OF REPRESENTATIONS OF THE SOVIET SOCIETY

The paper focuses on the discursive practices of the Soviet period in children's periodicals. The article aims to identify typical representations of the Soviet society in children's press on the basis of the thematic value-based analysis. The practical research material includes 13 issues of the “Pioneer” magazine of the 1970s-1980s. The research methodology is based on the critical discourse analysis. The analysis uses some general scientific research methods, such as observation, interpretation and generalization to identify themes and topoi as thematic and axiological centers of communication. The author classifies themes into specific subject areas, among which the priorities include “History, economics, and politics”, “Education and upbringing”, “Interpersonal relations and personality traits”, “Sport”, and “Nature”. The article reveals the genre forms and various lexical and grammatical language means involved in creating representations of the Soviet society and its values. The main values translated to Soviet children from the pages of the magazine include the value of historical memory and heritage, the value of heroism and patriotism, the value of knowledge and education, the value of self-education, the value of friendship, the value of assistance and support, the value of kindness, the value of courage, the value of sports, the value of nature and its protection. It is noted that the topoi singled out by the author (the topos of labor, the topos of the Motherland, the topos of unity and the topos of striving for a brighter future) are expressed in the discourse in question with the help of the lexical language means and create positive evaluative representations of the Soviet society.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» КАК ИСТОЧНИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА»

РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА

Политическая лингвистика. 2022. № 2 (92). Political Linguistics. 2022. No 2 (92).

УДК 811.161.142:070

ББКШ141.12-51 + Ч602.471.223 ГСНТИ 16.21.27; 16.21.33 Код ВАК 10.02.19 (5.9.8)

Яна Алексеевна Блохина

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, yana.yaroslavcev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0659-2989

Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества

АННОТАЦИЯ. Проводится изучение дискурсивных практик советского времени в детской периодике. Цель работы — выявить типичные репрезентации советского общества в детской прессе на основе тематико-ценностного анализа. Материалом для исследования послужили 13 выпусков журнала «Пионер» 1970—1980-х гг. Методологически работа основана на критическом анализе дискурса. В ходе анализа посредством общенаучных методов, таких как наблюдение, интерпретация и обобщение, выделены темы и топосы как тематико-аксиологические центры коммуникации. Темы расклассифицированы по конкретным предметным направлениям, среди которых приоритетными являются «История, экономика, политика», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа». Выявлены жанровые формы и разнообразные лексические и грамматические средства языка, задействованные в создании репрезентаций советского общества и его ценностей. К основным ценностям, транслируемым советским детям со страниц журнала, мы относим ценность исторической памяти, наследия, ценность героизма, патриотизма, ценность знаний, образования, ценность самообразования и самовоспитания, ценность дружбы, ценность оказания помощи и поддержки, ценность доброты, ценность смелости, ценность спорта, ценность природы и ее охраны. Отмечается, что выделенные топосы (топос труда, топос Родины, топос единства и топос стремления к светлому будущему) актуализируются в дискурсе при помощи лексических средств языка и создают положительные оценочные репрезентации советского общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадис-курс, медиатексты, язык СМИ, детские журналы, топосы, ценностные ориентации, советское общество, журнал «Пионер»

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00775, проект «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике», https://rscf.ru/project/22-28-00775/.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Блохина Яна Алексеевна, кандидат филологических наук, исследователь, Пензенский государственный университет; 440026, Россия, Пенза, ул. Красная, 40; доцент кафедры английского языка факультета иностранных языков, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова; 432071, Россия, Ульяновск, пер. Карамзина, д. 3/2; e-mail: yana.yaroslavcev@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Блохина, Я. А. Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества / Я. А. Блохина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2022. — № 2 (92). — С. 172-182.

LANGUAGE — POLITICS — CULTURE

Yana A. Blokhina

Penza State University, Penza, Russia, yana.yaroslavcev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0659-2989

Thematic Characteristics of the Pioneer Magazine as a Source of Representations of the Soviet Society

ABSTRACT. The paper focuses on the discursive practices of the Soviet period in children's periodicals. The article aims to identify typical representations of the Soviet society in children's press on the basis of the thematic value-based analysis. The practical research material includes 13 issues of the "Pioneer" magazine of the 1970s-1980s. The research methodology is based on the critical discourse analysis. The analysis uses some general scientific research methods, such as observation, interpretation and generalization to identify themes and topoi as thematic and axiological centers of communication. The author classifies themes into specific subject areas, among which the priorities include "History, economics, and politics", "Education and upbringing", "Interpersonal relations and personality traits", "Sport", and "Nature". The article reveals the genre forms and various lexical and grammatical language means involved in creating representations of the Soviet society and its values. The main values translated to Soviet children from the pages of the magazine include the value of historical memory and heritage, the value of heroism and patriotism, the value of knowledge and education, the value of

© Блохина Я. А., 2022

self-education, the value of friendship, the value of assistance and support, the value of kindness, the value of courage, the value of sports, the value of nature and its protection. It is noted that the topoi singled out by the author (the topos of labor, the topos of the Motherland, the topos of unity and the topos of striving for a brighter future) are expressed in the discourse in question with the help of the lexical language means and create positive evaluative representations of the Soviet society.

KEYWORDS: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, children 's magazines, topoi, value-based orientations, Soviet society, the Pioneer magazine.

ACKNOWLEDGMENTS: The research was carried out with financial support of the Russian Science Foundation, project № 22-28-0075 "A Mediatized Model of the Soviet Society in Children's Periodicals", https://rscf.ru/project/22-28-00775/.

AUTHOR'S INFORMATION: Blokhina Yana Alekseevna, Candidate of Philology, Researcher, Penza State University, Penza, Russia; Associate Professor of Department of English, Faculty of Foreign Languages, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia.

FOR CITATION: Blokhina Ya. A. (2022). Thematic Characteristics of the Pioneer Magazine as a Source of Representations of the Soviet Society. In Political Linguistics. No 2 (92), pp. 172-182. (In Russ.).

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая статья является частью научного проекта, направленного на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Представляется, что детская периодика советского времени демонстрировала подрастающему поколению идеальную модель страны и ее народа, основанную на важнейших государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах. Некоторые особенности модели советского общества, дискурсивно конструируемой в детских СМИ, а также способы ее создания представлены в публикации [Мусорина, Данкова 2021].

Данная статья представляет собой изучение дискурсивного моделирования советского общества в детской периодике с акцентом на тематико-ценностный анализ эмпирического материала. Материал исследования включает выпуски журнала «Пионер» за 1970—1980-е годы. Общее количество исследованного материала составляет 13 выпусков. В качестве источника материалов был использован информационный портал magzDB@, который содержит информацию о журналах и газетах всего мира со ссылками на электронные версии номеров (http:// magzdb.org/). Выбор данного печатного издания в качестве эмпирического материала не случаен. Журнал «Пионер» являлся изданием Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина и ярким примером построения медийных практик с учетом государственной политики СССР. Н. И. Маругина пишет: «Журнал мыслился как инструмент управления обществом, как абсолютно новый тип издания для детей и юношества, в котором актуализировались идейно-воспитательные принципы комсомола и коммунистического движения в целом» [Мару-

гина 2018: 155]. Думается, что данное печатное издание являлось авторитетным источником информации и пользовалось огромной популярностью у детей и подростков того времени.

Советская детская периодика становится объектом исследования в ряде научных работ. Исследователи определяют характеристики детских печатных изданий разных лет как источников репрезентации советского детского пространства [Хамитова 2013; Харитонова 2020], выявляют их идеологическую направленность [Головин, Коханая 2018; Кудряшёв 2018; Поздняков 2019] и информационную наполненность [Суздорф 2011; Абрамова 2016; Исаков 2021]. Кроме того, авторы рассматривают основные направления деятельности детских печатных изданий как инструментов формирования и трансформации ценностей советских детей [Колесников 2012; Мухинова 2016; Ку-рилов 2019], изучают языковые средства в актуализации аксиологического содержания [Харитонова 2021а], а также выделяют особенности моделирования дискурса детского журнала как средства социализации подрастающего поколения в советское время [Маругина 2018]. Есть такие исследования, в которых акцент ставится на изучение визуальной составляющей советской детской периодики [Рыжкова 2018; Сазоненко 2021; Харитонова 2021б]. Отметим также интерес ученых к гендерному анализу детских журналов советского времени [Корнюшкина 2018; Са-зоненко 2020].

Существующие методологические подходы способствуют выявлению содержательных, идеологических и языковых особенностей советской детской прессы, однако с акцентом на анализ дискурсивных практик детские печатные издания советского времени рассматривались весьма ограниченно. Цель настоящего фрагмента исследования — выявить типичные репрезентации советского общества в детском журнале «Пионер» на

основе тематико-ценностного анализа.

Для достижения данной цели необходимо решение нескольких задач:

- сбор архива журналов «Пионер» (1970— 1980-е гг.) достаточного объема;

- выделение и классификация ключевых тем и топосов как тематико-аксиологических центров коммуникации;

- определение языковых средств, задействованных в создании репрезентаций советского государства и народа.

Методология исследования основана на критическом анализе дискурса.

Изучая дискурсивные практики советского времени с акцентом на тематико-ценностный анализ, мы исходим из идеи социальной значимости дискурса, а также признания диалектических, взаимообусловли-вающих отношений между языком и обществом [Ра1го!оидЬ 2004]. Методика анализа включает следующие шаги. Были изучены собранные выпуски журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг., посредством общенаучных методов, таких как наблюдение, интерпре-

тация и обобщение, в них были выделены темы и топосы как тематико-аксиологические центры коммуникации. Далее темы были расклассифицированы по направлениям в зависимости от их принадлежности к той или иной предметной области. В рамках выделенных тем и топосов были установлены языковые средства, которые используются для создания репрезентаций советского общества и его ценностей.

2. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ

2.1. Основные темы детского журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг.

Анализ эмпирического материала позволил нам выделить тематические и аксиологические характеристики детского журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг., которые мы представили в таблице 1. Обсудим некоторые из ключевых тем и определим языковые средства конструирования советской действительности и ее ценностей.

Направления Темы Ценности

1. История, экономика, политика - Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; - Герои Советского Союза; - советские государственные награды; - советские вожди и их исторические речи; - политические деятели СССР; - система органов государственной власти в СССР; - партия КПСС; - советская армия; - Конституция СССР 1977г.; - Всесоюзная перепись населения; - «пятилетки»; - Советский фонд мира - Ценность исторической памяти, наследия; - ценность героизма, патриотизма; - ценность заслуг перед отечеством; - ценность уважения по отношению к советским политических лидерам; - ценность доверия к руководству государства; - ценность уважения и гордости по отношению к советской армии; - ценность основного закона в СССР; - ценность проводимых экономических и политических мероприятий внутри государства; - ценность советских экономических организаций

2. Образование и воспитание - Школа; - учебная деятельность; - взаимоотношения учителя и ученика; - особенности изучения школьных предметов; - специфика работы с одаренными, талантливыми детьми; - поощрение за хорошие и отличные отметки; - успехи и достижения детей; - самообразование, самовоспитание - Ценность знаний, образования; - ценность школы; - ценность прилежности, организованности; - ценность успехов и достижений детей; - ценность воспитания; - ценность самообразования и самовоспитания

Таблица 1

Тематические и аксиологические характеристики детского журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг.

Продолжение таблицы 1

Направления Темы Ценности

3. Межличностные отношения, качества человека - Дружба; - ябедничество, эгоизм, жадность; - уважение, доброжелательность; - доброта, честность, доверие; - благородство, милосердие; - воля, терпение; - уверенность в себе; - сила и слабость - Ценность дружбы; - ценность оказания помощи, поддержки; - ценность доброты, милосердия, благородства; - ценность честности, справедливости; - ценность доверия; - ценность силы воли и терпения; - ценность проявления уверенности в своих действиях; - ценность смелости

4. Спорт - Великие спортсмены СССР; - роль зрителей в спорте; - «язык жестов» судей спортивных игр; - спортивный инвентарь; - правила спортивных игр; - роль спорта в жизни человека; - Олимпийские игры - Ценность спорта; - ценность проводимых спортивных мероприятий

5. Природа, экология, растительный и животный мир - Пейзажи природы; - природные явления; - животные пустыни; - лесные животные; - растительность; - бережное отношение к животному и растительному мирам; - охрана природы - ценность природы, ее охраны

6. Досуг, интересы, развлечения подрастающего поколения - дворовые игры; - походы; - моделирование; - стихотворчество; - шахматы; - пионерские лагеря; - конкурсы, викторины, олимпиады - Ценность активного и пассивного досуга; - ценность участия в интеллектуальных и творческих мероприятиях

7. Культура, литература и искусство - Жизнь и творчество великих русских и зарубежных писателей и поэтов; - образы героев литературных произведений; - история создания литературных произведений; - жизнь и творчество советских артистов; - музыка; - живопись; - театр; - кино - Ценность уважения по отношению к русским и зарубежным деятелям в области литературы и искусства; - ценность чтения книг; - ценность достижений в области культуры, литературы и искусства

8. Международные отношения, международные организации и мероприятия - Интернациональная дружба с детьми из других стран; - жизнь в зарубежных странах; - пионерские организации в зарубежных странах; - Всемирный фестиваль молодежи и студентов; - Совет экономической взаимопомощи - Ценность дружбы с зарубежными странами; - ценность международных организаций и мероприятий

9. Семья, быт, домоводство - О членах семьи; - кулинария и правильное питание; - шитье; - вязание; - личная гигиена; - стрижки, прически - Ценность семьи; - ценность правильного питания и здорового образа жизни; - ценности бытовых навыков и умений

Окончание таблицы 1

Направления Темы Ценности

10. Трудовая деятель- - Сельское хозяйство; - Ценность труда;

ность - промышленное производ- - ценность добросовестного от-

ство; ношения к труду

- строительство;

- судостроение;

- космонавтика

11. Профессии - Пилоты; - воспитатели; - рыбаки; - учителя; - строители - Ценность профессии

12. Детские и молодежные - Всесоюзный ленинский ком- - Ценность детских и молодежных

организации в СССР мунистический союз молодежи; - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина; - Тимуровское движение организаций в стране

13. Наука - Научные исследования и разработки; - научные изобретения и эксперименты - Ценность науки, разработок и инноваций

Одной из ключевых тем в выпусках журнала является тема Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Данной тематике посвящены рассказы, воспоминания и записки героев Советского Союза и простых советских людей, письма солдат с фронта, документальные повести, стихотворения, песни, а также выдержки из официальных документов. Приведенные жанры дают возможность юным читателям узнать о жизни людей во время войны, о многочисленных потерях и жертвах во время боевых действий, о героических подвигах советских солдат, их заслугах перед отечеством, а также о безграничной любви советского народа к Родине. Представляется, что данные жанровые формы являются языковыми способами актуализации важнейших ценностей, воспитываемых у подрастающего поколения. К таким ценностям мы относим ценность исторической памяти, наследия, ценность героизма, патриотизма, ценность заслуг перед отечеством.

Посмотрим на один из фрагментов рассказа «Горны поход поют!» писательницы Л. С. Симоновой. Автор делится воспоминаниями о IV Всесоюзном пионерском слете, на котором молодые делегаты слушали рассказы о мужестве, героизме и преданности Родине, проявленных не только взрослыми, но и детьми во время Великой Отечественной войны, и обращается к юным читателям со словами:

Мне хочется, чтобы каждый из вас, ребята, мысленно присоединился к траурному и торжественному этому дню слету. И понял, почему взрослым так важно, чтобы дети знали историю своей страны, чтобы помнили о подвигах, совершенных во славу Родины. Потому что ты, и

он, и она своей жизнью продолжаете жизнь дедов и отцов, и хочется им, вашим отцам и дедам, чтобы все, за что боролись они и о чем мечтали, свершилось в делах вашего поколения, в ваших делах, сегодняшних и завтрашних (Пионер. 1970. № 9).

В приведенном примере ценность исторической памяти, наследия актуализируется посредством лексической единицы важно с усилительной частицей так (так важно, чтобы дети знали историю своей страны, чтобы помнили о подвигах, совершенных во славу Родины). Обратим внимание на использование ряда лексических повторов (дедов и отцов, отцам и дедам, в делах вашего поколения, в ваших делах), лексему с семантикой футуральности (завтрашних), а также глагола совершенного вида (свершилось), при помощи которых дискурсивно конструируется надежда на светлое будущее. Это будущее, в котором чтится и сохраняется история страны, ее народа, и совершаются великие дела.

Приведем другой пример из рассказов о подвигах советских солдат, не вернувшихся с войны:

Сапер Саша Клещуков обезвредил тысячи вражеских мин. Он освобождал

Крым, Белоруссию, Прибалтику. Был награжден орденами Славы II и III степени, медалью «За боевые заслуги» <...> 15 марта 1945 года под сильным минометным и артиллерийским огнем фашистов Клещуков делал проходы в проволочных заграждениях, обезвреживал мины. В эти проходы шли в атаку наши воины. Вместе с ними в первых рядах был сапер Саша Клещуков. Он был убит во время атаки осколком вражеского снаряда (Пионер. 1975. № 2).

В представленном отрывке героизм советского солдата репрезентируется посредством милитарной лексики (обезвредил, мины, освобождал, шли в атаку). Мужественные, смелые и бесстрашные поступки участников войны со стороны Советского Союза дискурсивно конструируются при помощи ряда глаголов в форме прошедшего времени с семантикой активных действий (обезвредил, освобождал, делал, обезвреживал), а также субстантивного словосочетания в «первых рядах». Заслуги советского солдата перед отечеством актуализируются при помощи лексемы «награжден», выражающей благодарность за проявленные качества.

Не менее актуальной в номерах журнала является тема образования и воспитания. Н. И. Маругина пишет следующее: «Детско-юношеский журнал [«Пионер»] приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу советского общества...» [Маругина 2018: 157]. Действительно, на страницах журнала можно найти статьи выдающихся педагогов и академиков о советской школе, о роли знаний, о самообразовании и самовоспитании, а также их советы о том, как сделать учение интересным и увлекательным. Кроме того, в журнале опубликованы беседы с учащимися об учебной деятельности и об их успехах в учении, а также беседы с учителями о взаимоотношениях учителя и ученика. Думается, что представленные жанры способствуют актуализации таких значимых ценностей, как ценность знаний, образования, ценность школы, ценность прилежности, организованности, ценность успехов и достижений, ценность воспитания в целом, а также ценность самообразования и самовоспитания. Посмотрим на фрагменты размышлений академика, Героя социалистического труда Ю. А. Косыгина на тему самообразования и самовоспитания:

В конце концов перед каждым из нас стоит одна цель — стать нужным обществу, образованным, грамотным в самом широком смысле этого слова гражданином (Пионер. 1985. № 4).

Постоянное самообразование и самовоспитание — единственный путь для человека стать образованным (Пионер. 1985. № 4).

В приведенных примерах при помощи эксплицитных лексических единиц (стать образованным, грамотным) репрезентируется основная цель каждого гражданина Советского Союза, заключающаяся в приобретении знаний и становлении просвещенным человеком. Отметим также использование прилагательного в превосходной степени (в самом широком смысле), которая подчерки-

вает значимость всестороннего развития личности в СССР. Кроме того, важную роль в развитии и воспитании советских детей, по замечанию академика Ю. А. Косыгина, играют самообразование и самовоспитание. Посредством лексемы единственный, имеющей значение «только один» [Ожегов 2007: 182], данная ценность представляется как исключительный способ стать образованным, грамотным советским человеком.

Особое место в содержании журнала отводится теме межличностных отношений, в частности теме дружбы. В письмах и беседах юные читатели делятся своими размышлениями об отношениях с товарищами, о качествах настоящего и верного друга, об отрицательных качествах, влияющих на дружбу, о поступках, которые могут укрепить или, наоборот, разрушить дружбу. Анализ приведенных жанров показывает, что в них актуализируются такие ценности, как ценность дружбы, ценность доброты, милосердия, благородства, ценность честности, справедливости, ценность доверия, ценность силы воли и терпения, ценность уверенности в своих действиях, ценность смелости. Приведем пример фрагмента беседы журналиста с ребятами:

Вопрос журналиста: Какие ребята вам нравятся, а какие нет?

Хаустов Сергей: Мой любимый товарищ — Борька. Он сильный, смелый и добрый. Я приведу один пример. Мы с ребятами купались на станции «Водник». Я тогда плохо плавал. <...> ...и я решил тоже прыгнуть с моста. У меня вышло сальто-мортале, и я пошел под воду. Я уже захлебывался и думал, что утону. Борис прыгнул за мной и вытащил на берег. Я думаю, Борис — очень хороший товарищ, он не оставил меня в беде (Пионер. 1970. № 1).

В представленном примере при помощи лексических средств с семантикой положительной оценки (сильный, смелый, добрый) выражены такие значимые для советского ребенка качества, как сила, смелость и доброта. Ценность данных качеств в отношении дружбы дополняется ценностью оказания помощи, поддержки, которая выражается посредством глаголов в форме прошедшего времени с семантикой активных действий (прыгнул, вытащил), а также отрицательной конструкции (не оставил меня в беде).

Другой значимой темой в содержании журнала становится тема спорта. В журнале представлены статьи о выдающихся советских спортсменах и их размышления о роли спорта в жизни человека, статьи о роли зрителей в спорте и о главных спортивных событиях, в частности, Олимпийских играх.

В беседах с представителями советского спортивного судейства юные читатели узнают о «языке жестов» судей спортивных игр. Кроме того, на страницах данного печатного издания публикуются правила различных спортивных игр и правила использования спортивного инвентаря и оборудования, а также письма детей о пользе спорта. Представляется, что данные жанры выступают средством актуализации ценности спорта, а также ценности проводимых спортивных мероприятий. Посмотрим на фрагмент письма о пользе спорта, которое ребята прислали в редакцию журнала:

Наш старший брат Володя тренируется в спортивной секции, занимается хоккеем. Раньше он обманывал папу, грубил бабушке, обижал нас, младших. А теперь сам так не поступает и нам не разрешает. Володя стал учиться лучше, у него много друзей, и его все уважают, а для нас теперь он лучший друг. И во всем «виноват» спорт (Пионер. 1982. № 8).

В представленном примере ценность спорта в СССР выражается при помощи лексики с семантикой положительной оценки (лучше, много друзей, уважают, лучший друг). При этом посредством лексики с семантикой отрицательной оценки (обманывал, грубил, обижал) дискурсивно конструируется вред от отсутствия спорта в жизни человека. Польза спорта репрезентируется и благодаря использованию отрицательных конструкций (так не поступает, нам не разрешает).

Тема природы также занимает важное место в журнале «Пионер» за 1970—1980-е гг. Стихотворения и рассказы о природных пейзажах и явлениях, статьи о животном и растительном мирах, фельетоны о бережном отношении к ним и природе в целом — это те жанры, в которых продвигается ценность природы и ее охраны. Посмотрим на следующий фрагмент, взятый из фельетона на тему бережного отношения к флоре и фауне:

В общем, если мы уж с вами вышли полюбоваться природой, то давайте не праздно любоваться, а с умом. И вдыхая свежий воздух, и прислушиваясь к постукиваниям дятла, и чувствуя под ногами мягкий шёлк травы — раз и навсегда полюбим лес и его обитателей (Пионер. 1982. № 8).

В приведенном отрывке при помощи субстантивных словосочетаний (свежий отдых, постукивания дятла, мягкий шелк травы) дискурсивно конструируются прелести природы, значимые и ценные для любого советского человека. Используя словосочетание с умом с семантикой разумности,

рассудительности, а также лексику с семантикой положительной оценки (любоваться, полюбоваться, полюбим), автор призывает юных советских читателей быть заботливыми и внимательными по отношению к окружающей среде.

2.2. Топосы как тематико-аксиологические центры коммуникации в журнале «Пионер» за 1970—1980-е гг.

Категория топоса рассматривается в ряде работ современных исследователей [Reisigl et а1. 2001; Ёадаг 2009; Боровкова 2011; Данкова и др. 2018]. Изучение данных работ демонстрирует отсутствие единого подхода к ее пониманию. В настоящем исследовании мы трактуем топосы как «смысловые доминанты, получающие вербальное выражение в тексте и способствующие созданию репрезентаций действительности.» [Дубровская, Рева, Кожемякин и др. 2017: 107], в нашем случае советской действительности. Рассмотрим выделенные нами топосы, выступающие в качестве средства дискурсивного конструирования советского общества и его ценностей.

Труд. Представляется, что данный топос занимает центральное место в содержании журнала. Тема труда является самой обсуждаемой, всегда несущей положительный аксиологический заряд:

Надо приучить себя к мысли, что труд необходим прежде всего для самого человека, для его развития, для формирования в нем личности. Надо не просто вкладывать душу в свое, интересное тебе дело. Этого мало. Надо выработать в себе верное отношение к труду вообще, раз и навсегда уяснить, что труд — главное в жизни (Пионер. 1985. № 4).

Как видим из приведенного примера, труд является важной составляющей жизни советских людей, что выражено эксплицитно при помощи лексических средств (необходим, главное в жизни). Кроме того, отметим использование лексики с семантикой положительной оценки (для его развития, для формирования в нем личности), что свидетельствует о благоприятном влиянии труда на человека. Обратим также внимание на использование лексических повторов (надо приучить, надо не просто вкладывать душу, надо выработать), подчеркивающих важность приобщения к труду как неотъемлемой части жизни советских людей.

Родина. Как уже отмечалось нами выше, одной из значимых ценностей, воспитываемых у подрастающего советского поколения, является ценность любви к своей Отчизне. Топос Родины также занимает важное ме-

сто в содержании журнала и обладает положительным аксиологическим зарядом:

Партия вновь и вновь проявит огромную заботу о благе народа, позовет к творческому труду на благо Родины (Пионер. 1973. № 4).

Нас радует, что юная смена растет пытливой, любознательной, жизнерадостной, горячо любящей свою социалистическую отчизну (Пионер. 1982. № 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть. Не каждому доверено умирать за Родину. <...> хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что отдал жизнь (Пионер. 1970. № 2).

В представленных примерах топос Родины актуализируется эксплицитно при помощи эмотивной лексики (горячо любящей) и лексики с семантикой положительной оценки (на благо Родины), которые дискур-сивно конструируют любовь к Отчизне и желание усердно трудиться во имя Отчизны. Несмотря на то, что в последнем примере данный топос выражается посредством единиц лексико-семантического поля «умереть» (умирать за Родину, отдал жизнь) с отрицательной семантикой, он не приобретает отрицательный аксиологический заряд. В приведенном примере дискурсивно конструируется любовь к Родине как самопожертвование, готовность отдать собственную жизнь ради своей страны.

Единство. Советскому обществу присуще чувство сплоченности, солидарности. Каждый человек в СССР воспринимает себя как часть великой общины, что актуализируется в дискурсе посредством лексики с семантикой единения (в коллективах, уроки коллективизма и товарищества, вместе, всех, все) и личного местоимения (мы):

Многие поколения советских людей получили в пионерских коллективах первые уроки идейной закалки, коллективизма и товарищества, навсегда сохранили добрые воспоминания о своем пионерском отряде! (Пионер. 1982. № 8)

Вместе с партией, вместе с народом! — вот боевой лозунг пионеров всех поколений, а значит, и пионеров 70-г годов (Пионер. 1975. № 7).

Мы, коммунисты, комсомольцы, пионеры, все советские люди не можем, не умеем, не хотим жить без мечты (Пионер. 1975. № 7).

Стремление к светлому будущему. Анализ материала показал, что еще одной обсуждаемой темой в советском журнале «Пионер» является тема стремления советского общества к светлому будущему. Приведем примеры:

Когда меньше чем через год в Кремлевском Дворце съездов откроется двадцать пятый съезд нашей партии, он будет идти под знаком непобедимых идей Ленина. На съезде будут поставлены перед народом все новые и новые высокие и благородные цели. Партия вновь проявит огромную заботу о благе народа, позовет к творческому труду на благо Родины (Пионер. 1975. № 7).

Мы, коммунисты, комсомольцы, пионеры, все советские люди не можем, не умеем, не хотим жить без мечты. Мечты реальной, которая будет воплощена в планы десятой пятилетки (Пионер. 1975. № 7).

В приведенных примерах топос стремления к светлому будущему актуализируется посредством глаголов в форме будущего времени (откроется, будет идти, будут поставлены, проявит, позовет, будет воплощена) и лексики с семантикой положительной оценки (высокие и благородные цели, забота, благо). Данные языковые средства дискурсивно конструируют советское общество как оптимистическое общество, стремящееся к достижению всех своих целей и уверенное в завтрашнем дне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования выпусков журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг. нами выделен ряд тем, расклассифицированных по предметным направлениям, среди которых приоритетными представляются следующие: «История, экономика, политика», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа». Отметим, что в рамках первого направления наиболее актуальной темой является тема Великой Отечественной Войны 1941—1945 гг., в рамках второго — тема приобретения знаний и самообразования и воспитания, в рамках третьего — тема дружбы, в рамках четвертого — тема роли спорта в жизни человека, в рамках пятого — тема бережного отношения к природе. Лингвистические способы создания репрезентаций советского государства и его народа включают в себя жанровые формы и разнообразные лексические и грамматические средства языка. К типичным жанрам, используемым в журнале «Пионер», мы относим рассказы, воспоминания, записки, письма, документальные повести, песни, стихотворения, официальные документы, статьи, беседы, советы, размышления, фельетоны и др. Среди лексико-грамматических средств отметим лексику с семантикой положительной оценки, лексику с семантикой футурально-сти, милитарную лексику, лексику с семанти-

кой разумности, рассудительности, усилительные частицы, глаголы совершенного вида, глаголы в форме прошедшего времени с семантикой активных действий, отрицательные конструкции, повторы. Приведенные лингвистические средства способствуют актуализации важнейших ценностей, транслируемых советским детям со страниц журнала «Пионер» за 1970—1980-е гг., а именно ценности исторической памяти, наследия, ценности героизма, патриотизма, ценности знаний, образования, ценности самообразования и самовоспитания, ценности дружбы, ценности оказания помощи и поддержки, ценности доброты, ценности смелости, ценности спорта, ценности природы и ее охраны.

Кроме того, исследование материала позволило нам выделить некоторые топосы, используемые для дискурсивного конструирования советской действительности. К ним мы относим топос труда, топос Родины, топос единства и топос стремления к светлому будущему. Данные топосы, создающие положительные оценочные репрезентации советского общества, актуализируются в дискурсе в основном при помощи лексических средств, таких как эмотивная лексика, лексика с семантикой положительной оценки, единицы лексико-семантического поля «умереть», лексика с семантикой единения. Использование указанных топосов в журнале «Пионер» характеризует советское общество как общество единое и сплоченное, горячо любящее свою Родину, трудолюбивое, оптимистичное и стремящееся к достижению поставленных целей.

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 25-е изд., испр. и доп. — Москва : Оникс : Мир и Образование, 2007. — 976 с. — Текст : непосредственный.

ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Пионер. — 1970. — №1.

3. Пионер. — 1970. — №2.

4. Пионер. — 1970. — №9.

5. Пионер. — 1973. — №4.

6. Пионер. — 1975. — №2.

7. Пионер. — 1975. — №7.

8. Пионер. — 1982. — №8.

9. Пионер. — 1985. — №4.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

10. Абрамова, К. В. Сибирский детский журнал: темы, мотивы, редакционная тактика / К. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Сюжетология и сюжетография. — 2016. — № 2. — С. 166—176.

11. Боровкова, О. В. Методологическое оправдание топики посредством «Выявления топоса» / О. В. Боровкова. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 349. — С. 38—44.

12. Головин, Ю. А. Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая. — Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 2. — С. 132—148.

13. Данкова, Н. С. Топос справедливости/несправедливости как средство репрезентации судебной власти в дискурсе СМИ (на материале российских и английских газет) / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская. — Текст : непосредственный // Язык. Право. Общество : сборник статей V Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 22—25 мая 2018 г. / под общ. ред. О. В. Барабаш. — Пенза : Пензенский государственный университет, 2018. — С. 355—357.

14. Исаков, С. М. Особенности формирования гражданской позиции и воспитания подрастающего поколения через детские СМИ в 1920-1930 годы / С. М. Исаков. — Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 8. — С. 65—67.

15. Колесников, Н. С. Журналы «Пионер» и «Костёр» как инструменты формирования и трансформации ценностей советского пионера (1964—1987 гг.) / Н. С. Колесников. — Текст : непосредственный // Вестник экономической интеграции. — 2012. — № 4. — С. 207—212.

16. Корнюшкина, К. А. Гендерный вопрос в СССР: объективация и визуализация на страницах детской периодической печати (по материалам газеты «Пионерская правда», вторая половина 1920 — начало 1930-х гг.) / К. А. Корнюшкина. — Текст : непосредственный // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность : Материалы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 15—17 марта 2018 года) : в 2 т. / отв. ред. В. А. Веременко. — Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2018. — С. 254—257.

17. Кудряшев, А. В. Материалы газеты «Пионерская правда» второй половины ХХ века в реконструкции повседневности советских школьников / А. В. Кудряшев. — Текст : непосредственный // Поволжский педагогический поиск. — 2018. — № 4 (26). — С. 37—46.

18. Курилов, В. А. Тема атеистического воспитания и религии на страницах журнала «Пионер»: 1950—1991 гг. /

B. А. Курилов. — Текст : непосредственный // Сборник материалов XIX Свято-Троицких ежегодных междунар. акад. чтений в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, 29 мая — 1 июня 2019 г.) / отв. ред. Д. В. Шмонин. — Санкт-Петербург : Русская христианская гуманитарная академия, 2019. —

C. 110—116.

19. Маругина, Н. И. Дискурс журнала «Пионер» как средство социализации детей и юношества советского периода / Н. И. Маругина. — Текст : непосредственный // Молодежные движения и организации XX века (к столетию образования ВЛКСМ) : материалы Всерос. очно-заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием (Шадринск, 23 окт. 2018 г.) / редколлегия: О. М. Коморникова, С. А. Парфенова, Н. Ф. Чи-пинова ; Шадринский государственный педагогический университет. — Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2018. — С. 154—157.

20. Мусорина, О. А. Ценностные ориентиры советских школьников и средства их выражения в материалах журнала «Пионер» (конец 1970-х — начало 1980-х гг.) / О. А. Му-сорина, Н. С. Данкова. — Текст : непосредственный // От СССР к современной России: история страны в ретроспективе XX—XXI вв. (события, символы, образы) : материалы Междунар. науч. конф. (Саратов, 22—23 окт. 2021 г.) / Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов : Саратовский источник, 2021. — С. 153—162.

21. Мухинова, Н. А. Военно-патриотическое воспитание школьников накануне и в начальный период Великой Отечественной войны (по материалам журнала «Пионер») / Н. А. Мухинова. — Текст : непосредственный // Детское и молодежное движение: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 13—19 апр. 2016 г.) / Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова ; Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко. — Кострома : Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2016. — С. 41—43.

22. Поздняков, А. Н. Советские детские журналы 1920— 1930-х годов: переплетение политики и педагогики / А. Н. Поздняков. — Текст : непосредственный // Образование в современном мире : сб. науч. ст. — Саратов : Саратовский

национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2019. — С. 286—294.

23. Политический, юридический и массмедийный дискурс в аспекте конструирования межнациональных отношений Российской Федерации : коллективная монография / Т. В. Дубровская, Е. К. Рева, Е. А. Кожемякин [и др.]. — Москва : Флинта, 2017. — 248 с. — Текст : непосредственный.

24. Рыжкова, О. В. Визуальные образы «советскости» в детском журнале «Мурзилка» 1920—1930-х годов / О. В. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Советский проект. 1917—1930-е гг.: этапы и механизмы реализации : сб. науч. тр. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. — С. 98—103.

25. Сазоненко, М. А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920—1990-х годов) / М. А. Сазоненко. — Текст : непосредственный // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2021. — Т. 20. — № 6. — С. 85—95.

26. Сазоненко, М. А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920—1930-е гг.) / М. А. Сазоненко. — Текст : непосредственный // История советской культуры и искусства. — 2020. — № 1. — С. 393—412.

27. Суздорф, Э. А. Журналы «Ёж» и «Чиж» в контексте советской детской печати 1920—1930-х гг. : 10.01.10 «Журналистика» : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Суздорф Эльвира Александровна. — Москва, 2011. — 26 с. — Текст : непосредственный.

28. Хамитова Ж. А. Советская журнальная периодика 1930-х гг. как источник по истории формирования детского пространства социалистического города : 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Хамитова Жанна Александровна. — Казань, 2013. — 24 с. — Текст : непосредственный.

29. Харитонова, С. В. Жанрово-тематические и лексико-стилистические средства в объективации аксиологического содержания первой русскоязычной детской газеты БССР «Зорька» / С. В. Харитонова. — Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2021а. — № 3 (41). — С. 142—151.

30. Харитонова, С. В. Западнобелорусский журнал для детей «Заранка»: визуально-семантическая структура / С. В. Харитонова. — Текст : непосредственный // Коммуникация в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф. исследователей и преподавателей массовой коммуникации (20—22 мая 2021 г.) / Воронежский государственный университет. — Воронеж : [б. и.], 2021б. — С. 179—181.

31. Харитонова, С. В. Типологические свойства первых советских газет для детей (на материале гомельской газеты «Искра Ильича») / С. В. Харитонова. — Текст : непосредственный // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2020. — № 4 (121). — С. 147— 152.

32. Fairclough, N. Analysing Discourse : Textual Analysis for Social Research / N. Fairclough. — London ; New York : Routledge, 2004. — 270 p. — Text : unmediated.

33. Reisigl, M. Discourse and Discrimination. Rhetorics of Racism and Anti-Semitism / M. Reisigl, R. Wodak. — London : Routledge, 2001. — 298 p. — Text : unmediated.

34. Zagar, I. Topoi in critical discourse analysis / I. Zagar. — Text : unmediated // Solsko polje. — 2009. —Letnik XX, stevilka 5—6. — S. 5—23.

LEXICOGRAPHIC SOURCES

1. Ozhegov, S. I. (2007). Slovar' russkogo yazyka [Russian Dictionary] (Ed. Prof. L. I. Skvortsov, 25th ed.). Moscow: Oniks, Mir i Obrazovanie, 976 p. (In Russ.)

MATERIALS

2. Pioner (1970). №1. (In Russ.)

3. Pioner (1970). №2. (in Russ.)

4. Pioner (1970). №9. (In Russ.)

5. Pioner (1973). №4. (In Russ.)

6. Pioner (1975). №2. (In Russ.)

7. Pioner (1975). №7. (In Russ.)

8. Pioner (1982). №8. (In Russ.)

9. Pioner (l985). №4. (in Russ.)

REFERENCES

10. Abramova, K. V. (2016). Sibirskiy detskiy zhurnal: temy, motivy, redaktsionnaya taktika [Siberian children's magazine: themes, motives, editorial tactics]. Syuzhetologiya i syuzhe-tografiya, 2, 166—176. (In Russ.)

11. Borovkova, O. V. (2011). Metodologicheskoe opravdanie topiki posredstvom «Vyyavleniya toposa» [Methodological justification of the topic by means of "Identification of the topos"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 349, 38—44. (In Russ.)

12. Golovin, Yu. A., & Kokhanaya, O. E. (2018). Detsko-yunosheskie obshchestvennye dvizheniya i otechestvennaya detskaya periodika kak faktory tsennostnogo samoopredeleniya lichnosti [Children's and youth social movements and domestic children's periodicals as factors of value self-determination of personality]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, 132—148. (In Russ.)

13. Dankova, N. S., & Dubrovskaya, T. V. (2018). Topos spravedlivosti/nespravedlivosti kak sredstvo reprezentatsii sudebnoy vlasti v diskurse SMI (na materiale rossiyskikh i an-gliyskikh gazet) [Topos of justice/injustice as a means of representing the judiciary in the media discourse (based on Russian and English newspapers)]. In O. V. Barabash (Ed.), Yazyk. Pravo. Obshchestvo (Collection of articles of V Intern. scientific-practical Conf., Penza, pp. 355—357). Penza: Penza State University. (In Russ.)

14. Isakov, S. M. (2021). Osobennosti formirovaniya grazh-danskoy pozitsii i vospitaniya podrastayushchego pokoleniya cherez detskie SMI v 1920-1930 gody [Features of the formation of citizenship and education of the younger generation through children's media in the 1920—1930s ]. Prepodavanie istorii v shkole, 8, 65—67. (In Russ.)

15. Kolesnikov, N. S. (2021). Zhurnaly "Pioner" i "Koster" kak instrumenty formirovaniya i transformatsii tsennostey sovetskogo pionera (1964-1987 gg.) [Pioneer and Koster magazines as tools for the formation and transformation of the values of the Soviet pioneer (1964—1987)]. Vestnik ekonomicheskoy integratsii, 4, 207—212. (In Russ.)

16. Kornyushkina, K. A. (2018). Gendernyy vopros v SSSR: ob"ektivatsiya i vizualizatsiya na stranitsakh detskoy peri-odicheskoy pechati (po materialam gazety "Pionerskaya pravda", vtoraya polovina 1920 — nachalo 1930-kh gg.) [Gender issue in the USSR: objectification and visualization on the pages of children's periodicals (based on the materials of the Pionerskaya Pravda newspaper, the second half of the 1920s — early 1930s]. In V. A. Veremenko (Ed.), Chastnoe i obshchestvennoe v pov-sednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost' (Materials of the International. scientific conf., St. Petersburg, pp. 254—257). Sankt-Peterburg: Leningrad State University named after A. S. Pushkin. (In Russ.)

17. Kudryashev, A. V. (2018). Materialy gazety "Pionerskaya pravda" vtoroy poloviny XX veka v rekonstruktsii povsednev-nosti sovetskikh shkol'nikov [Materials of the Pionerskaya Pravda newspaper of the second half of the twentieth century in the reconstruction of the everyday life of Soviet schoolchildren]. Pov-olzhskiypedagogicheskiypoisk, 4(26), 37—46. (In Russ.)

18. Kurilov, V. A. (2019). Tema ateisticheskogo vospitaniya i religii na stranitsakh zhurnala "Pioner": 1950—1991 gg [The theme of atheistic education and religion on the pages of the Pioneer magazine: 1950-1991]. In D.V. Shmonin (Ed.), Sbornik materialov XIX Svyato-Troitskikh ezhegodnykh mezhdunarodnykh akademicheskikh chteniy v Sankt-Peterburge (pp. 110—116). — St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Academy. (In Russ.)

19. Marugina, N. I. (2018). Diskurs zhurnala "Pioner" kak sredstvo sotsializatsii detey i yunoshestva sovetskogo perioda [Discourse of the Pioneer magazine as a means of socialization of children and youth of the Soviet period]. In O.M. Komornikova, S.A. Parfenova, & N.F. Chipinova (Eds.), Molodezhnye dvizheni-ya i organizatsii XX veka (k stoletiyu obrazovaniya VLKSM) (Materials of the All-Russian scientific-practical conf. with international participation, Shadrinsk, pp. 154—157). Shadrinsk: Shadrinsk State Pedagogical University. (In Russ.)

20. Musorina, O. A., & Dankova, N. S. (2021). Tsennostnye

orientiry sovetskikh shkol'nikov i sredstva ikh vyrazheniya v materialakh zhurnala «Pioner» (konets 1970-kh—nachalo 1980-kh gg.) [Value orientations of Soviet schoolchildren and the means of their expression in the materials of the Pioneer magazine (late 1970s — early 1980s)]. In Ot SSSR k sovremennoy Rossii: istori-ya strany v retrospektive XX-XXI vv. (sobytiya, simvoly, obrazy) (Materials of the Intern. scientific conf., Saratov, pp. 153—162). Saratov : Saratovskiy istochnik. (In Russ.)

21. Mukhinova, N. A. (2016). Voenno-patrioticheskoe vospita-nie shkol'nikov nakanune i v nachal'nyy period Velikoy Ote-chestvennoy voyny (po materialam zhurnala "Pioner") [Military-patriotic education of schoolchildren on the eve and in the initial period of the Great Patriotic War (based on the materials of the Pioneer magazine)]. In Detskoe i molodezhnoe dvizhenie: istoriya i sovremennost' (Materials of the Intern. scientific-practical conf., Kostroma, pp. 41—43). Kostroma: N. A. Nekrasov Kostroma State University. (In Russ.)

22. Pozdnyakov, A. N. (2019). Sovetskie detskie zhurnaly 1920-1930-kh godov: perepletenie politiki i pedagogiki [Soviet children's magazines of the 1920-1930s: the interweaving of politics and pedagogy]. In Obrazovanie v sovremennom mire (collected articles, pp. 286—294). Saratov : Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. (In Russ.)

23. Dubrovskaya, T. V., Reva, E. K., Kozhemyakin, E. A. (et al.). (2017). Politicheskiy, yuridicheskiy i massmediynyy diskurs v aspekte konstruirovaniya mezhnatsional'nykh otnosheniy Rossiyskoy Federatsii [Political, legal and mass media discourse in the aspect of constructing interethnic relations of the Russian Federation]. [Collective monograph]. Moscow: Flinta, 248 p.

24. Ryzhkova, O. V. (2018). Vizual'nye obrazy "sovetskosti" v detskom zhurnale "Murzilka" 1920—1930-kh godov [Visual images of "Sovietness" in the children's magazine "Murzilka" 1920-1930s]. In Sovetskiy proekt. 1917-1930-e gg.: etapy i me-khanizmy realizatsii (Collecttion of scientific articles, pp. 98— 103). Ekaterinburg: Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. (In Russ.)

25. Sazonenko, M. A. (2021). Atributy sovetskogo detstva: istoriya transformatsii (na primere illyustrativnogo materiala detskikh zhurnalov 1920-1990-kh godov) [Attributes of Soviet childhood: a history of transformation (on the example of illustrative material in children's magazines of the 1920s—1990s)]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya, 20(6), 85—95. (In Russ.)

26. Sazonenko, M. A. (2020). Gendernyy aspekt v detskoy igrovoy kul'ture sovetskoy epokhi na primere detskikh zhurnalov (1920—1930-e gg.) [Gender aspect in the children's play culture of the Soviet era on the example of children's magazines (1920-1930s)]. Istoriya sovetskoy kul'tury i iskusstva, 1, 393—412. (In Russ.)

27. Suzdorf, E. A. (2011). Zhurnaly "Ezh" i "Chizh" v kon-tekste sovetskoy detskoy pechati 1920—1930-kh gg [The magazines "Hedgehog" and "Chizh" in the context of the Soviet children's press in the 1920s-1930s.] [Abstract of Dissertation of Cand. of Philol. Sciences]. Moscow, 26 p. (In Russ.)

28. Khamitova, Zh. A. (2013). Sovetskaya zhurnal'naya periodika 1930-kh gg. kak istochnik po istorii formirovaniya detskogo prostranstva sotsialisticheskogo goroda [Soviet periodical press of the 1930s. as a source on the history of the formation of the children's space of a socialist city] [Abstract of Dissertation of Cand. of Hist. Sciences]. Kazan', 24 p. (In Russ.)

29. Kharitonova, S. V. (2021a). Zhanrovo-tematicheskie i leksi-ko-stilisticheskie sredstva v ob"ektivatsii aksiologicheskogo soderzhaniya pervoy russkoyazychnoy detskoy gazety BSSR "Zor'ka" [Genre-thematic and lexical-stylistic means in the objec-tification of the axiological content of the first Russian-language children's newspaper of the BSSR "Zorka"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 3(41),142—151. (In Russ.)

30. Kharitonova, S. V. (2021b). Zapadnobelorusskiy zhurnal dlya detey «Zaranka»: vizual'no-semanticheskaya struktura [Western Belarusian magazine for children "Zaranka": visual-semantic structure]. In Kommunikatsiya v sovremennom mire (Materials of the Intern. scientific-practical conf. of researchers and teachers of mass communication, pp. 179—181). Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet. (In Russ.)

31. Kharitonova, S. V. (2020). Tipologicheskie svoystva pervykh sovetskikh gazet dlya detey (na materiale Gomel'skoy gazety "Iskra Il'icha") [Typological properties of the first Soviet newspapers for children (on the material of the Gomel newspaper "Iskra Ilyicha")]. Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta imeni F. Skoriny, 4(121), 147—152. (In Russ.)

32. Fairclough, N. (2004). Analysing Discourse : Textual Analysis for Social Research. London, New York: Routledge, 270 p.

33. Reisigl, M., & Wodak, R. (2001). Discourse and Discrimination. Rhetorics of Racism and Anti-Semitism. London: Routledge, 298 p.

34. Zagar, I. (2009). Topoi in critical discourse analysis. Solsko polje, XX(5—6), 5—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.