Научная статья на тему 'Социологическое исследование основных функций детской периодической печати в XXI в'

Социологическое исследование основных функций детской периодической печати в XXI в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
764
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S PERIODICAL PRESS / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY / ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ "КОСТЕР" / CHILDREN'S MAGAZINE "KOSTER" / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / IDENTITY / ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пуринова Галина Константиновна, Задорнова Евгения Витальевна

В статье рассматриваются основные функции детской периодической печати. Учитывая возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой, определены четыре типа детских изданий. Проанализированы теоретические работы авторитетных авторов относительно детской периодики. Особое внимание в статье уделяется истории возникновения и становления детского журнала «Костер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social research of the main functions of the nursery periodicals in the XXIth century

The main functions of children's periodicals are considered in the article. Considering age features of young audience and an originality of work with each age group, four types of children's editions are defined. Theoretical works of authoritative authors of rather children's periodical press are analyzed. The special attention in article is paid to history of emergence and formation of the children's magazine “Koster”.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование основных функций детской периодической печати в XXI в»

4. Карпова Е. А. Управление конфликтами: теория и практика. СПб.: Астерион, 2015. 68 с.

5. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001.

6. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.

7. Tajfel H. Instrumentality, identity and social comparisons // H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. Р. 483-507.

8. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of inter-group behavior // S. worchel and L. W. Austin (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chigago: Nelson-Hall, 1986. Р. 7-24.

9. Turner J. C. A self-categorization theory // Turner J. C. [et al.] (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Black-well, 1987.

10. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 380 с.

11. Карпова Е. А., Воронина М. Ф. Социальная компетентность и ее роль в современном образовательном пространстве // Социология и право. 2015. № 3. С. 25-55.

12.Дрынкина Т. И. Основные научные школы социальной психологии в историческом аспекте: учеб. пособие. СПб., 2011. 124 с.

13. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.

14. Marcia J. E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980.

15. Воронина М. Ф., Карпова Е. А. Ресурсные факторы жизнестойкости // Социология и право. 2013.№ 3. С. 5-11.

УДК 655.05

Г. К. Пуринова, Е. В. Задорнова

Социологическое исследование основных функций детской периодической печати в XXI в.

G. K. Purinova, E. V. Zadornova. Social research of the main functions of the nursery periodicals in the XXIth century

В статье рассматриваются основные функции детской периодической печати. Учитывая возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой, определены четыре типа детских изданий. Проанализированы теоретические работы авторитетных авторов относительно детской периодики. Особое внимание в статье уделяется истории возникновения и становления детского журнала «Костер».

The main functions of children's periodicals are considered in the article. considering age features of young audience and an originality of work with each age group, four types of children's editions are defined. Theoretical works of authoritative authors of rather children's periodical press are analyzed. The special attention in article is paid to history of emergence and formation of the children's magazine "Koster".

Галина Константиновна Пуринова — доцент кафедры маркетинга и социальных коммуникаций Санкт-Петербургского академического университета, кандидат социологических наук, доцент.

Евгения Витальевна Задорнова — студентка Санкт-Петербургского академического университета.

© Г. К. Пуринова, Е. В. Задорнова, 2016

Ключевые слова: детская периодика; просвещение; воспитание; социализация личности; детский журнал «Костер»; индивидуальность.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 575-02-78; gsn@spbume.ru.

Keywords: children's periodical press; education; education; socialization of the personality; children's magazine "Koster"; identity.

Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A; St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 575-02-78; gsn@spbume.ru.

Изменения, происшедшие в общественном устройстве страны на рубеже ХХ и XXI вв., затронули абсолютно все сферы жизнедеятельности российского общества. Множество факторов социального и демографического характера оказали влияние на формирование новой структуры периодической печати, в том числе изданий для детей и юношества. Содержание детских журналов на современном этапе достаточно разнообразно. Особый интерес вызывает у читательской аудитории периодика местных издательств. Не остаются без внимания и публикации, рассчитанные на совместное чтение всей семьей. Это не может не радовать, поскольку таким образом происходит сближение детей и взрослых, что значительно укрепляет внутрисемейные связи. Практически вся детская периодика прекрасно иллюстрирована и хорошего качества. В последнее время все чаще дети отдают предпочтение журналу, а не книге. Журнал привлекает юных читателей разнообразным жанровым содержанием и доступной подачей информации, что вполне способствует удовлетворению их вкусов и интересов.

С каждым годом ассортимент и количество различных журналов для детей и юношества возрастает, и игнорировать этот факт невозможно. Увеличение количества выпускаемых периодических изданий дает возможность детской читательской аудитории выбирать те издания, которые вызывают у них наибольший интерес и помогают определиться на пути к своей цели в жизни. Следовательно, на первый план необходимо выводить качество предлагаемой информации, а отнюдь не количество.

Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, представляет собой особый социальный институт, выполняющий по отношению к социуму специфические функции. Русская журналистика не существует вне общества, а является частью самого общества и поэтому исторические и социальные изменения, происходящие в масштабах государства, определяют ее тематическую и жанровую направленность. По сути, в ней, как в зеркале, отражается все, что существенно влияет на общественную и политическую жизнь страны.

Поскольку детская журналистика представляет собой особый социальный институт, то это предопределяет ее тесное взаимодействие с различными социальными институтами — образованием, наукой, культурой, религией [3, с. 120].

Таким образом, три кита, составляющие основание, на котором держится детская журналистика уже не одну сотню лет, — это воспитание, обучение и развлечение.

В последнее время детская периодическая печать стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков. Это вызвано стремлением издателей повысить интерес аудитории к своей продукции, что, соответственно, отражается на тиражах периодики и сказывается на прибыли.

В жизни и развитии детей пресса играет особую роль. Понятно, что дети и подростки в силу своих возрастных особенностей еще не принимают участие во многих видах деятельности, оказывающих влияние на формирование их как лич-

ности, и, соответственно, чтение прессы является для них источником косвенного жизненного опыта.

Учитывая возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой, можно условно определить четырех типа детских изданий:

• пресса для дошкольников;

• периодические издания для младших школьников;

• издания для подростков;

• выпуски для старшеклассников.

В условиях современного рынка, стремясь повысить свою конкурентоспособность, большинство изданий для детей все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам, что позволяет привлечь внимание более широкой читательской аудитории.

Уже с детства человек подвергается влиянию различных информационных источников. При этом индивид еще не обладает умением анализировать полученную информацию и сортировать ее на полезную и вредную, т. е. наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики ребенок более других подвержен негативному воздействию информационных потоков.

В связи с этим специализированные периодические издания, предназначенные для подрастающего поколения, должны быть, в первую очередь, социально ответственными, так как именно на них возлагается функция осуществления первичной социализации личности.

В качестве основных функций детской периодики можно выделить следующие:

1. Информационно-познавательная функция, т. е. пресса, предоставляет ребенку информацию о прошлом и настоящем мироустройстве, в котором он живет в максимально доступной для его возраста интерпретации.

2. Просветительская функция. Детской аудитории характерно активное стремление к познанию, поэтому необходимо развивать способности правильно воспринимать и оценивать не только события, происходящие в социуме, но и продукты человеческого труда. Понимая важность и значимость просветительской функции, С. П. Суворова считает, что задача печатных изданий заключается не только в том, чтобы оповестить юных читателей о значимых событиях, происходящих в различных областях общества, но и предложить информацию о возможностях применения полученных знаний с практической точки зрения [7, с. 21].

3. Воспитательная функция. Детская пресса — ценный и уникальный носитель нравственных и эстетических ориентиров для детей разных возрастов. Например, на страницах периодических изданий находят отражение такие эстетические и нравственные категории, как прекрасное и ужасное, трагическое и комическое, доброе и злое.

4. Образовательная функция. На страницах журналов происходит обучение детской и юношеской аудитории определенным навыкам и умениям, необходимым для жизни в медиатизированном обществе.

5. Функция социализации выступает в качестве одной из главных, поскольку основное назначение детских и юношеских печатных периодических изданий — первичная социализация личности. Приведем высказывание С. В. Фроловой: «Концепция детской прессы представляет собой следующее: транслируя максимум публицистической, научной информации..., адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные периоды детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содейство-

вать развитию и становлению личности, социализации юных граждан» [8, с. 108].

6. Культурно-образовательная функция. Обогащает внутренний мир ребенка, делает его вполне самодостаточной личностью.

7. Рекреативные функции, т. е. развлечение, расслабление и наслаждение. Детская периодика является своего рода средством и способом заполнения свободного времени. Однако развлечения представляют собой, с одной стороны, огромный запас положительных установок, а с другой — инструмент негативного воздействия на личность. Поэтому важно уметь создавать и использовать развлекательные ресурсы для целевой аудитории и преподносить такой вид информации в определенных пропорциях.

8. Коммуникативная функция, цель которой — создание информационного пространства для ведения диалога между представителями юной аудитории. В последнее время функция общения, реализуемая в основном юнкоровской прессой, приобретает все большее значение. По мнению, М. Е. Аникиной, коммуникативная функция — одна из важнейших в молодежных изданиях, ее основное предназначение заключается в организации и поддержании общественного диалога [1, с. 178].

Современные периодические печатные издания для подрастающего поколения стараются максимально учитывать возрастные, психологические особенности своей аудитории, их тематические, целевые предпочтения. Поскольку границы каждого возраста очень подвижны, а при переходе от одной возрастной стадии к другой отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, детская периодика адресуется одновременно нескольким возрастным группам, тем самым не причиняя вреда психике ребенка в переходный период.

Самая популярная форма печатных периодических изданий для детско-юношеской аудитории — это журнал. Журналы, издаваемые для детской аудитории, имеют свою историю создания, свои традиции и индивидуальные особенности. По своей тематике детские журналы можно разделить на:

• издания с исторической и духовно-нравственной тематикой;

• общеразвивающие;

• издания о природе;

• издания, направленные на развитие технического творчества детей;

• издания энциклопедического типа;

• издания художественной направленности.

Психологи и педагоги, учитывая возрастные особенности и социально-психологические характеристики читательской аудитории, определяют следующие параметры для оценки детской периодики:

• журнал для детей должен быть интересным, полезным, развивающим, иллюстрации и текст должны соответствовать возрасту ребенка и вызывать позитивный настрой; полиграфическое исполнение должно быть на высоком уровне;

• журнал для подростков должен быть ориентирован на развитие личности; необходимо давать в нем информацию о жизни современной молодежи, а также практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров и модельеров, он должен быть содержательным и информативным. Журнал по своему содержанию, структуре и объему должен соответствовать возрастным потребностям и интересам той части читательской аудитории, для которой непосредственно предназначен.

Детство является периодом формирования личности, но в то же время это абсолютно самостоятельная часть жизни человека. Это время, полное впечат-

лений, ярких красочных событий, когда подрастающий человек открывает для себя мир. И от того, каким будет этот мир, во многом зависит внутреннее содержание личности. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Детство — это необыкновенная страна, в которой живет очень доверчивый и искренний народ — дети. И детский журнал призван стать своего рода ориентиром для этого народа [6, с. 115].

Интересно, что детские журналы издавались в нашей стране и до 1917 г. Например, «Жаворонок», «Детский мир», «Труд и забава», «Мирок», «Детский отдых», «Журнал для детского чтения», «Юная Россия».

Суждения многих авторитетных авторов относительно детской периодики были достаточно полярны и критичны. На наш взгляд, следует рассмотреть наиболее показательные критико-теоретические работы некоторых авторов ХХ в.: М. Н. Васильевского («Нужен ли детям детский журнал?»), К. И. Чуковского («Матерям о детских журналах»), В. Зеленко («Нужны ли детские журналы?»).

Идеальный журнал для детского чтения М. Н. Васильевский представлял следующим образом: «В журнале для детей недостаточно давать занимательный литературный материал, недостаточно помещать статьи крупных и известных писателей, недостаточно, наконец, являться отзывчивым на все вопросы. Журнал для детей должен непременно служить помощником школе и родителям; должен рядом статей вызывать в своих читателях осмысленное отношение к окружающей их жизни, развивать в них эстетический вкус и любознательность, направлять живые способности ребенка на верный путь доброй нравственности и полезного труда, воспитывать в детях любовь к родине и ко всему человечеству, наглядными примерами из истории и жизни замечательных людей подготовить детей и юношей к полезной деятельности и разумной семейной жизни, а научно-популярными сведениями расширять их умственный кругозор» [2, с. 9].

М. Н. Васильевский был твердо убежден, что детские журналы представляют собой совершенно самостоятельный и особый тип периодики. «Их никак нельзя сравнивать с типом журнала для взрослых. В детском журнале... нельзя гнаться за злободневностью. Но в то же время нельзя смотреть на детский журнал и как на простой сборник случайных статей или хрестоматию» [2, с. 11]. По мнению М. Н. Васильевского, важнейшая общественная функция детского журнала — социализация.

Другой участник полемики о детской периодике ХХ в., известный критик и сотрудник журнала «Новости детской литературы» В. Зеленко, печатал в журналах статьи о руководстве детским чтением, работы по теории критики детской литературы, рецензии на книги и журналы для детей. В 1912 г. в журнале «Новости детской литературы» он напечатал ключевую статью по проблемам периодики для детей — «Нужны ли детские журналы?».

Критик считал, что детская книга не может заменить журнал. Он «обеспечивает постоянный приток в детские головы свежего материала, необходимого для усиленной работы мысли, для формирования личности, для осуществления социализации ребенка — включения его в сложный современный мир, тесную сеть невидимых нитей, которыми мы связаны с другими людьми. И в высокой степени не важно, в каком виде поднесен этот материал — в сыром или талантливо обработанном. Динамизм информации искупает ее не слишком высокий художественный уровень» [4, с. 2].

Совершенно по-особому смотрит на ребенка и его мир К. И. Чуковский. Это отношение объясняет его довольно оригинальный взгляд на журнал для детско-

го чтения. К. И. Чуковский считает, что ребенок «создает свой мир, свою логику и свою астрономию, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть туда и поселиться там, дети живут в четвертом измерении, они в своем роде сумасшедшие, ибо твердые и устойчивые явления для них шатки, и зыбки, и текучи. Мир для них воистину — творимая легенда» [9, с. 17].

Таким образом, К. И. Чуковский, в отличие от М. Н. Васильевского и В. Зе-ленко, придерживается точки зрения, что взрослый не должен «лепить» личность ребенка по собственному образу и подобию. Функция взрослых заключается в том, чтобы помогать развитию индивидуальности ребенка, так как индивидуальность является высшей ценностью. Взрослые не должны давить на ребенка своим авторитетом, так как это вполне можно расценивать как духовное насилие над ребенком. К. И. Чуковский, много внимания уделявший изучению детской психологии, вполне обоснованно считал, что «задача детского журнала вовсе не в том, чтобы лечить детей от детского безумия — они вылечатся в свое время и без нас, — а в том, чтобы войти в это безумие, как это в последнее время хорошо уловили в Европе» [9, с. 26].

Осознание детства как особого периода формирования личности служит мощным толчком для дальнейшего развития и совершенствования детской периодики. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия.

Это наблюдение позволяет определить важную сторону предметной области периодических изданий для детей. Они должны быть оптимистичны. Это должно выражаться не только в их содержании, но и в оформлении.

Цветовая гамма журнала должна радовать, сложные и слишком темные цвета будут непонятны детям и вызовут неприятные ассоциации, и, как следствие, интерес к такому журналу будет отсутствовать.

По характеру информации периодические издания сегодня делятся на две категории: универсально-тематические и монотематические. Универсально-тематические издания стараются отражать все сферы жизни общества. Монотематические издания отдают предпочтение отдельным темам, например только науке, образованию, искусству, досугу и т. п.

В России выпускается множество детских периодических изданий, и практически все они преследует одну цель — приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах журналов поднимаются вопросы морали, образования и разумного проведения досуга. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации. Издания для юношества и самих маленьких читателей в подавляющей части отличаются друг от друга и по содержанию, и по направленности. Они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления и, несмотря порой на общую тематику, каждое из них старается сохранить свою неповторимость и оригинальность.

Немало издательских коллективов на протяжении многих лет трудились и продолжают трудиться над воспитанием молодого поколения. Одним из самых ярких представителей детской периодики, на наш взгляд, является журнал «Костер», который издается в Санкт-Петербурге. Трудно даже сосчитать, сколько поколений выросло, читая этот журнал.

«Костер» — журнал для хорошего чтения во всех смыслах. Он выходит раз в месяц, но увлекательных материалов для чтения в нем хватит на каждый день!

Рассказы и повести, интеллектуальные игры, познавательные викторины и конкурсы — всего просто невозможно перечислить!

История журнала началась в далеком 1936 г. в издательстве «Детская литература». Придумал его замечательный детский поэт и блестящий переводчик Самуил Яковлевич Маршак. Его еще называли «редактором замысла», потому что он обладал безошибочным чутьем и мгновенно мог распознать в рукописи задатки интересной, нужной детской книги. За свою историю этот журнал-долгожитель помнит как периоды взлета популярности, так и время, когда он был под запретом.

С первого номера в журнале печатались народные и литературные сказки, рассказы о знаменитых сказочниках, отмечались крупные литературные даты. На страницах журнала состоялось первое знакомство российских читателей с известными зарубежными писателями для детей Дж. Родари и А. Линдгрен. В «Костре» регулярно печатались лучшие стихи и рассказы самих детей, критически анализировались произведения начинающих авторов. Новой и удачной формой обратной связи с читателем было образование клуба «У костра». На вопросы и письма ребят отвечали «бывалые люди»: полковник Караев, инженер-конструктор Домрачев, «рыболов» Ян Ларри и другие. К началу 1940-х гг. «Костер» превратился в настоящий объемный и разноплановый пионерский журнал, пользующийся успехом у юношества.

Довоенный период в жизни «Костра» стал периодом поисков собственного пути. В журнал пришли и новые авторы: К. Паустовский, Л. Успенский, Ю. Герман, В. Беляев, И. Всеволожский, Д. Бродский, В. Каверин (здесь он публиковал главы из «Двух капитанов»), Я. Ларри (он печатал «Приключения Карика и Вали»).

Несмотря на сложную историю, журнал запечатлел на своих страницах много произведений замечательных авторов. В нем печатались С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, О. Ф. Берггольц, Ю. П. Герман, Л. В. Успенский, К. Г. Паустовский, М. М. Зощенко и многие другие. В «Костре» увидела свет первая публикация в советской печати И. Бродского (1962, № 11 — «Баллада о маленьком буксире»).

В XXI в. журнал не утратил своих традиций высоконравственной, качественной литературы, заложенных еще С. Я. Маршаком, и реализует важнейшие социальные функции современной детской периодики. В нем публикуются литературные произведения, статьи по истории Санкт-Петербурга, очерки по искусству, юмористические стихи и рассказы, проводятся викторины и конкурсы с читателями. На протяжении многих лет журнал ведет активный диалог с читателями, публикуя письма и давая подробные ответы на все интересующие вопросы. На наш взгляд, подобное общение не утратило своей актуальности в наш космический век. Дети — довольно любознательный народ, который любит не только задавать всевозможные каверзные вопросы, но и получать на них подробные ответы. Думаем, что такой диалог способствует повышению рейтинга данного издания.

Анализируя современное состояние журнала, важно понимать, что «Костер» — это издание не развлекательного характера. Оно требует от читателя определенных усилий: нужно вдумчиво прочитать материал, обсудить с друзьями, родителями, разгадать содержательную часть заданий, решить занимательные, развивающие эрудицию кроссворды и многое другое.

Владислав Крапивин, Эдуард Успенский, Александр Курляндский, Григорий Остер, Валерий Воскобойников, Валерий Попов, Николай Внуков, Сергей Махо-тин и многие другие корифеи современной детской литературы — верные друзья журнала и частые гости на его страницах.

Всегда в журнале были широко представлены проза и поэзия, всегда была захватывающая научно-популярная, научно-художественная литература, всегда исследовалась тема природы. Всегда был юмор... На протяжении многих лет работы журнала появлялись новые интересные рубрики: пионерская, «Морская газета», «Веселый звонок», «Живая вода», «Школьная жизнь» и др. Причем одни рубрики отрабатывали свое и уходили, на смену им приходили новые. А некоторые служили постоянно, являлись украшением журнала, его гордостью. Рубрики были настолько самобытны и уникальны, что у других журналов не было возможности их повторить, например: «Морская газета», «Живая вода», «Клуб Шерлока Холмса». За 80 лет своего существования, а именно столько исполняется журналу в 2016 г., принципиальные изменения его не коснулись.

В 1986 г. тираж журнала «Костер» приблизился к рекорду — 1 300 000 млн экземпляров! Теперь даже трудно себе представить детский журнал такого масштаба. Журнал «Костер» был очень популярен во второй половине ХХ в. Это был профессиональный журнал, в нем работали известные писатели, поэты, художники и журналисты.

Владислав Крапивин в своем интервью «Литературной газете» на вопрос: «Какое впечатление на вас производят современные детские журналы?» ответил: «Они на меня не производят никакого впечатления. Чтобы производить впечатление, нужно как минимум существовать. Единственным исключением на общем фоне отсутствия представляется журнал "Костер". Он не приседает перед читателями, не подлаживается под подростковый сленг, под псевдоинтересы, не притворяется: "Ах, ребята, мы такие же, как вы!" Хранит прежние, интеллигентные традиции "толстых" детских журналов, каким был когда-то и журнал "Пионер"» [5, с. 8].

В 2009 г. журнал стал лауреатом Всероссийского конкурса СМИ на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России. Кредо журнала остается неизменным — это приобщение читателей к общечеловеческим духовным ценностям, формирование у детей и подростков основ нравственности, гуманизма и гражданственности; средствами художественной и научно-популярной литературы, публицистики и изобразительного искусства содействовать всестороннему развитию творческих способностей юных читателей; защищать права детей и подростков, принимать участие в процессе утверждения в обществе идеалов гуманизма, толерантности, социальной справедливости и демократии.

Детский журнал «Костер» награжден медалью «Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». Из рук юного миротворца и поклонника детского журнала Юрия Сивицкого общественную награду получил редактор «Костра» Николай Борисович Харлампиев.

Николай Борисович Харлампиев убежден: «Самуил Яковлевич был первым редактором "Костра" и заложил те основные принципы детского журнала, которых мы придерживаемся и поныне, даря детям радость открытий, стараясь быть их чуткими собеседниками» [10, с. 11].

«Костер» — это определенная традиция, петербургская школа. «Костер» сохраняет традиции вот уже на протяжении 80 лет. Эти традиции и принципы должны определять функционирование и новых изданий на рынке детской периодики. Интересен тот факт, что за журналом закрепилось еще одно, рабочее название — «Журнал для веселых и любознательных». Ведь именно таким детям и помогает готовиться к взрослой жизни рассматриваемое издание.

Сегодня детская периодика вынуждена существовать в условиях жесткой конкуренции, и поэтому вполне понятно ее стремление завоевать популярность читательской аудитории. Ведь именно читатели определяют судьбу того или иного издания. Как правило, вызывают интерес те журналы, которые помогают сориентироваться в сложных проблемах современности и выбрать свою дорогу в жизни.

Проблемы чтения и использования детской и подростковой периодики являются важными и требуют детального изучения. В заключение хотелось бы привести русскую народную пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». На наш взгляд, она наиболее точно определяет задачи детской периодики.

литература

1. Аникина М. Е., Баранов В. В., Шкондин М. В., Реснянская Л. Л., Воронова О. А. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АспектПресс., 2009. 236 с.

2. Васильевский М. Н. Нужен ли детям детский журнал. М.: Наука, 1911. 185 с.

3. Вологина Е. В. Становление детской периодики России: трансформация издательской модели: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кубань, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зеленко В. Нужны ли детские журналы? // Новости детской литературы. 1912-1913. № 3. С. 2-4.

5. Кердан А. Визит к командору // Литературная газета. 2002. № 10. С. 10.

6. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект-пресс, 2009. 351 с.

7. Суворова С. П. Реализация просветительной функции журналистики в современных общероссийских газетах: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 232 с.

8. Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С. 108-113.

9. Чуковский К. Матерям о детских журналах. СПб.: Наука, 1911.

10. Вестник детской литературы: информационно-аналитическое издание. Вып. 2. СПб.: ИД «Петрополис», 2011. 150 с.

УДК 316.722

И. С. Андронов

ислам в россии и Европе: стратегии межкультурного взаимодействия

I. S. Andronov. Islam in Russia and Europe: intercultural communication strategies

Геополитические события, происходящие в мире, приковывают внимание мировой общественности к Ближневосточному региону — колыбели исламской цивилизации. Текущие процессы поднимают вопросы религии, экстремизма, межкультурного диа-

Recent geopolitical events in the world riveting the world's attention to the Middle East region — the cradle of Islamic civilization. Current processes raise questions of religion, extremism, intercultural dialogue, civiliza-tional conflicts that have recently seemed

Илья Сергеевич Андронов — младший научный сотрудник Института гуманитарных и социальных наук Санкт-Петербургского академического университета. © И. С. Андронов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.