Научная статья на тему 'Специфика регионализма в литературе США: реалии Юга в автобиографической трилогии М. Твена'

Специфика регионализма в литературе США: реалии Юга в автобиографической трилогии М. Твена Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
988
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.ТВЕН / РЕГИОНАЛИЗМ / ОБРАЗ РЕКИ / ОБРАЗ РЕБЕНКА / MARK TWAIN / REGIONALISM / THE IMAGE OF A RIVER / THE IMAGE OF A TEEN-AGER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Груздева Елена Александровна

В статье рассматриваются три книги М.Твена с точки зрения отражения в них реалий Юга США XIX века. Основная концепция состоит в том, что автор преподносит факты реальности в свете столкновения таких противостоящих друг другу категорий, как свобода / несвобода, естественное / цивилизационное, нравственность / практицизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF REGIONALISM IN THE USA LITERATURE: SOUTHERN REALITIES IN MARK TWAIN ’S AUTOBIOGRAPHICAL TRILOGY

The paper is based on three Twain’s books connected by the setting, the Mississippi river, and the realities of the American South in the XIX century. The main idea is that by depicting the clash of opposing categories: freedom – no freedom, wildlife – civilization, morality – practicality, the author presents the facts of reality.

Текст научной работы на тему «Специфика регионализма в литературе США: реалии Юга в автобиографической трилогии М. Твена»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 821

СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ США: РЕАЛИИ ЮГА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ М.ТВЕНА

© Е.А.Груздева

В статье рассматриваются три книги М.Твена с точки зрения отражения в них реалий Юга США XIX века. Основная концепция состоит в том, что автор преподносит факты реальности в свете столкновения таких противостоящих друг другу категорий, как свобода / несвобода, естественное / цивилизационное, нравственность / практицизм.

Ключевые слова: М.Твен, регионализм, образ реки, образ ребенка.

Мировую славу Марку Твену принесла его автобиографическая трилогия: «Приключения

Тома Сойера» (The Adventures of Tom Sawyer, 1876), «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississippi, 1883), «Приключения Гекльберри Финна» (Adventures of Huckleberry Finn, 1884). На первый взгляд, романы о Томе Сойере и Геке Финне в сюжетно-тематическом плане образуют дилогию. Таковой она воспринимается широким кругом читателей, вместе с тем в общем замысле Твена книга о Миссисипи оказывается срединным звеном трилогии.

Литература США третьей четверти XIX века была регионалистской, поскольку в Новом свете происходило неравномерное региональное развитие. Если восточные штаты Америки (Новая Англия) XIX века представляли собой цивилизованное общество, близкое к европейским нормам жизни, то южные и, в особенности, западные штаты являлись истоками формирования самобытной американской культуры. Иногда художественные открытия, сделанные в регионах, позволяли авторам преодолевать границы местного колорита и выходить на «всеамериканский» уровень. В данной работе мы обращаемся к южному опыту жизни писателя, который нашел свое художественное воплощение в произведениях, признанных вершинами американской литературы, значимыми в процессе развития реализма в США и формирования национального характера американской литературы.

Важную роль в автобиографической трилогии Твена играет образ великой реки Миссисипи. В предисловии к книге «Жизнь на Миссисипи» Твен подчеркнул значимость выбранной тематики: «Все же бассейн Миссисипи - это остов нации» [1: 229]. Многие американские современники были согласны с Твеном в оценке Миссисипи, так, историк Альберт Бушнел Харт писал: «Долина реки Миссисипи не уступит ни одному региону мира по вызываемому ею интересу, романтике и перспективе будущего. Если где-то и

есть настоящая Америка, то она находится именно здесь - это поле действия, театр и основа цивилизации западного мира. История Долины -это и есть история Соединенных Штатов; ее будущее - это будущее одной из наиболее мощных современных стран» [2: 156].

Образ реки имеет многофункциональный характер: во-первых, это сюжетный стержень произведений; во-вторых, река является традиционным символическим образом течения жизни, изменчивости бытия; в-третьих, Миссисипи предстает как национальный символ Америки.

Река и прилегающие к ней берега являются местом действия всех трех книг. История приключений главных героев Твена начинается в городке Санкт-Петербурге, расположенном на западном берегу, в образе которого легко угадывается Ганнибал - родной город писателя. В XIX веке в США было принято называть захолустные города такими же названиями, как известные города Старого Света или имена известных личностей (Лондон, Париж, Европа, Каир, Троя, Одесса; Гайдн, Джеферсон, Котулл, Лафайет, Линкольн, Сенека, Франклин), так же как и город Ганнибал. Твен иронически обыгрывает эту традицию и называет город, в котором берет начало история приключений главных героев - Санкт-Петербургом. Твен реалистически описывает американскую действительность середины 1840х гг., в образе Санкт-Петербурга он отразил типичные черты любого провинциального американского городка того периода.

Образ Ганнибала оставил глубокий след в памяти Твена, об этом свидетельствует его «Автобиография» (1924). Прототипы персонажей из романного Санкт-Петербурга можно обнаружить в реальном Ганнибале. В тете Полли проявляются черты матери Твена - Джейн Клеменс. Джим

- «дядюшка Дэн» на ферме его дяди. Сид Сойер, воплотивший собой образ Хорошего мальчика из нравоучительных книжек для детей, - Генри Клеменс, младший брат Марка Твена, трагически

погибший в юности. В Бекки Тэчер угадываются черты знакомой Твена по школьным годам - Лоры Хокинс (этим именем названа одна из героинь романа «Позолоченный век»). Геком Финном автор назвал Тома Блэнкеншипа - младшего сына городского пьяницы Бена. Индеец Джо, по мнению большинства исследователей, - это Джо Дуглас - скотовод, который никаких злодейств не совершал, однако наружность у него была зловещая.

Главный герой - Том Сойер - наделен детскими чертами самого писателя. Твен пишет от лица мальчика, который смотрит на мир наивными, широко открытыми глазами. Все события пропущены через восприятие Тома, его детское сознание, благодаря которому реальность пока еще окрашена в радостные тона.

Гек - воплощает дух свободы, он оказывается мечтателем и бунтарем. В одном из эпизодов он излагает свою жизненную философию: «Да ведь все же так живут, Гек. - Ах, Том, какое мне до этого дело! Я - не все...» [1: 223]. Гек - это «невинный дикарь» просветителей, философ-«простак» с ясным взглядом на жизнь. Как отметил известный специалист по творчеству Марка Твена П.В.Балдицын, в этом герое можно увидеть «сочетание практицизма и человечности, в нем уживаются <...> уважение к правам других людей и стремление самостоятельно строить свою судьбу. Если искать связи этого героя с американской философией, то можно сказать, что он исповедует одновременно идеи "доверия к себе" и прагматизма» [3: 171].

В третьей книге трилогии Гек отправляется в бегство, где к нему присоединяется негр Джим. Выбор маршрута путешествия героев объясняется географическими и политическими реалиями США. По своему географическому расположению штат Миссури не относится и никогда не относился к Югу: он принадлежит региону северо-западных центральных штатов (так называемый «кукурузный пояс»), но граничит с южным штатом Арканзас, населялся преимущественно выходцами с Юга и перенял южную рабовладельческую культуру. Но главное противоречие с географией заключалось в том, что Миссури был рабовладельческим штатом. Положение чернокожего населения было осложнено законом о беглых рабах, который был принят Вторым континентальным конгрессом в 1793-м г. Согласно этому закону, хозяевам разрешалось возвращать рабов даже с территории штатов, где рабство было отменено; запрещалось укрывать беглецов или препятствовать их аресту. В 1820-м г. закон был пересмотрен: по 36-му градусу северной широты проложили условную границу,

разделяющую рабовладельческую и «свободную» области; пересекая черту, беглец был спасен. Миссури находился на границе: соседний штат Иллинойс, расположенный на другом берегу Миссисипи, был свободным. Именно мечта о свободе увлекает героев вниз по течению Миссисипи, чтобы затем вверх по Огайо попасть в северные штаты. Однако герои сбиваются с пути и попадают на настоящий Юг - в городишко Пайксвилл, на ферму Фелпса. Твену очень хорошо были известны реалии жизни фермы - в детстве он проводил лето на ферме своего дяди -Куэрлса (1843 - 1848 гг.). У писателя сохранились очень теплые воспоминания об этом времени. Ферма сильнее, чем Ганнибал, напоминала настоящий Юг: изящная мебель, роскошная южная кухня, рабы по вечерам рассказывают истории, поют спиричуэлс, отношения между белыми и черными были «домашние», фамильярные, хотя каждый прекрасно осознавал свое место. Тем не менее автор романа не идеализирует условия жизни на ферме, он описывает их реалистически.

Следующий этап жизненной школы Твена отражен в книге «Жизнь на Миссисипи», которую условно можно разделить на две части. В первой - автор в воспоминаниях обращается к поре своей молодости, когда он был лоцманом на Миссисипи, эти главы близки роману о Томе Сойере общей светлой атмосферой. Вторая часть книги создана под впечатлением от путешествия по Миссисипи, которое Твен предпринял в 1882 г., спустя более двадцати лет. Писатель сравнивает жизнь на реке в период его молодости, и в 1880-е гг. он отмечает, что прежний дух романтики исчез. Во второй части книги Твен критикует южные нравы, по своей тональности она близка роману о Геке Финне.

Особое внимание во второй книге о Миссисипи Твен уделяет образу Гораса Биксби, который сыграл для него важную роль - он обучал будущего писателя лоцманскому делу. Твен вспоминает о том, что эта профессия была его заветной мечтой с детства: «Когда я был мальчиком, у моих товарищей, в нашем городишке на западном берегу Миссисипи, была одна неизменная честолюбивая мечта - поступить на пароход» [1: 258]. Это объяснялось реалиями того времени: с одной стороны, до развития железнодорожного сообщения профессия лоцмана была престижной и высокооплачиваемой, с другой стороны, она позволяла воплощать мечты о свободе, независимости, проявлять самые достойные человеческие качества -сообразительность, решительность, физическую силу, которыми в полной мере обладал Твен.

В третьей части трилогии (в романе о Геке Финне) Твен наиболее критичен в оценке амери-

СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

канского Юга. Так, афроамериканский писатель Лэнгстон Хьюз отметил, что эта книга «разрушила иллюзии о старом добром Юге» [4: 216].

Прежде всего Твен развеял миф, созданный литературой Юга, о том, что негр - это «не совсем человек»: он не обладают разумом и чувствами, как белый, а потому нуждается в управлении хозяевами, таким образом, рабство для него

- благо. Оригинальность подхода писателя связана с тем, что обличение рабства Твен показывает через душевные переживания своего юного героя. Вначале Гек находится под влиянием тех истин, которые ему внушило «цивилизованное» общество, но постепенно у этого простака, «естественного человека», появляются сомнения, основанные на здравом смысле, т.е. сама реальность вынуждает его взглянуть на проблему рабства по-другому. Очевидный перелом в сознании Гека происходит в сцене, когда он решил разыграть Джима и спрятался. В результате он был потрясен ответной реакцией своего чернокожего компаньона - Джим переживает, обижается. Геку становится стыдно: «Япочувствовал себя таким подлецом, что готов был целовать ему ноги, лишь бы он взял свои слова обратно. Прошло, должно быть, минут пятнадцать, прежде чем я переломил себя и пошел унижаться перед негром; однако я пошел и даже ничуть об этом не жалею и никогда не жалел» [5: 95].

При встрече с Джимом перед Геком встает проблема морального выбора - выдать беглого раба или нет. В соответствии с юридическими и религиозными нормами того времени пособничество в укрывательстве беглого раба считалось величайшим преступлением и грехом: «Совесть у меня была нечиста, и я никак не мог успокоиться. Я так замучился, что не находил себе покоя, не мог даже усидеть на месте. До сих пор я не понимал, что я такое делаю. А теперь вот понял и не мог ни на минуту забыть - меня жгло, как огнем. Я старался себе внушить, что не виноват; ведь не я увел Джима от его законной хозяйки» [5: 97]. Действительно, по законодательству США того времени рабы считались частной собственностью, а она - неприкосновенна. Автор романа не дает оценок своим героям, однако читатель понимает, что совесть у Гека как раз не дремлет, он совестливый по своей природе, моральные мучения юного героя Твен объясняет тем, что общественная мораль внушает ему ложное представление о совести.

Продвигаясь все дальше к Югу, Гек и Джим попадают в самую глубину штата Арканзас. Твен реалистично описывает жизнь одного из захудалых городишек этого штата - он грязный, необу-строенный, везде бродят свиньи и бездомные со-

баки. Общей атмосфере городка соответствуют и нравы жителей, которым свойственны невежество, безделье, пьянство, они - дебоширы, хвастуны и одновременно трусы (сцена неудавшегося линчевания Шерборна).

В книгах о Томе Сойере и Геке Финне чрезвычайно много жестокости, преступлений,

убийств (особенно впечатляющей в этом отношении является инсценировка Геком собственной смерти). Это не выдумка и не преувеличение писателя. В 40-е гг. XIX века в штатах Миссури и Арканзас еще был жив вольный и буйный дух фронтира, граница которого еще не так давно продвинулась на Запад. Наиболее ярко это проявляется в эпизоде убийства старика Богса полковником Шерборном. Они воплощают собой два типа культуры фронтира. Богс - фольклорный дурак, хвастун, задира. Шерборн - воплощает собой жесткость, грубость, уверенность в себе, власть силы. Именно такой тип был почитаем в культуре фронтира, Дальнего Запада. Первой реакцией жителей городка на убийство стад призыв линчевать Шерборна. Однако, когда они примчались к дому Шерборна, он без единого выстрела охладил их пыл и заставил отступить. Мало того, Шерборн выносит им приговор: «Яродился и вырос на Юге, жил на Севере, так что среднего человека я знаю наизусть. Средний человек всегда трус... Средний человек не любит хлопот и опасности... Теперь вам остается только поджать хвост, идти домой и забиться в угол» [5: 157].

В следующей части романа Гек становится свидетелем вражды двух южных семейств -фермеров Грэнжерфордов и Шепердсонов. Здесь Твен высмеивает романтические представления об аристократах Юга. Они лишены не только благородства, но и чувства здравого смысла -убивают друг друга из-за кровной мести, для Твена это было высшим воплощением средневековых предрассудков. Вот как Бак Грэнжерфорд объясняет причину вражды: «Лет тридцать или около того. Была какая-то ссора, а потом из-за нее судились; и тот, который проиграл процесс, пошел и застрелил того, который выиграл, - да так оно и следовало, конечно. Всякий на его месте сделал бы то же» [5: 117].

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что воспоминания Марка Твена стали документальной основой его автобиографической трилогии, реалии Юга обрели прямое отражение в художественных образах. В своей автобиографической трилогии писатель выходит за пределы местного колорита - американской жизни по берегам Миссисипи, он размышляет об Америке в целом и поднимает общечеловеческие проблемы.

1. Твен М. Собрание сочинений. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - Т. 4. - 680 с.

2. Тёрнер Фредерик Дж. Фронтир в американской истории / пер. с анг. - М.: Издательство «Весь Мир», 2009. - 304 с.

3. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. -М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.

4. Чертанов М. Марк Твен. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 470 с.

5. Твен М. Собрание сочинений. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - Т. 6. - 654 с.

PECULIARITIES OF REGIONALISM IN THE USA LITERATURE: SOUTHERN REALITIES IN MARK TWAIN’S AUTOBIOGRAPHICAL TRILOGY

E.A.Gruzdeva

The paper is based on three Twain’s books connected by the setting, the Mississippi river, and the realities of the American South in the XIX century. The main idea is that by depicting the clash of opposing categories: freedom - no freedom, wildlife - civilization, morality - practicality, the author presents the facts of reality.

Key words: Mark Twain, regionalism, the image of a river, the image of a teen-ager.

Груздева Елена Александровна - ассистент кафедры зарубежной литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.