Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕЩАТЕЛЬНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ'

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕЩАТЕЛЬНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / этика / этические нормы / совещательноконсультативные органы / правовая культура / Society / Ethics / Ethical Norms / Consultative and Advisory Organizations (Policy Advisory Systems) / Legal Culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.А. Игнатенко

Предметом исследования данной статьи является практика реализации этических норм в деятельности членов совещательно-консультативных органов. В статье проанализирована специфика реализации этических норм в деятельности указанных субъектов. Автором делается ряд выводов, в том числе, о способности указанных субъектов гражданского общества, влиять своей правовой активностью не только на его правовую культуру, но и участвовать в формировании культуры российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF ETHICAL STANDARDS IN THE ACTIVITIES OF MEMBERS OF CONSULTATIVE AND ADVISORY ORGANIZATIONS (POLICY ADVISORY SYSTEMS)

The subject of this article is the practice of implementing Ethical Standards in the activities of Members of Consultative and Advisory Organizations (Policy Advisory Systems). The article analyzes the specifics of the implementation of Ethical Standards in the activities of these Subjects. The author draws a number of conclusions, including the ability of these Subjects of Civil Society to influence their Legal Activity not only on its Legal Culture, but also to participate in the formation of the Culture of Russian Society.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕЩАТЕЛЬНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ»

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕЩАТЕЛЬНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ

В.А. Игнатенко, преподаватель

Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва (Россия, г. Красноярск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1133

Аннотация. Предметом исследования данной статьи является практика реализации этических норм в деятельности членов совещательно-консультативных органов. В статье проанализирована специфика реализации этических норм в деятельности указанных субъектов. Автором делается ряд выводов, в том числе, о способности указанных субъектов гражданского общества, влиять своей правовой активностью не только на его правовую культуру, но и участвовать в формировании культуры российского общества.

Ключевые слова: общество, этика, этические нормы, совещательно-консультативные органы, правовая культура.

В современном российском обществе возрастает интерес к нормам морали в системе социальных регуляторов общественной жизни. При этом усиливается аксиологическое значение этических норм и их роли в интеграции общества и отдельных общественных групп, объединившихся в профессиональные сообщества.

В связи с этим, на данном историческом этапе развития российского общества, особый интерес научного мира, вызывает изучение особенностей регуляции этическими нормами деятельности отдельных профессиональных сообществ как элементов всего социума.

Так, Э.Е. Гордова отмечает, что этические или, так называемые, нравственные нормы, формируются в процессе взаимного общения индивидуумов, «и являются отражением жизненно-практического и исторического опыта». В свою очередь, «моральная регуляция в профессиональном сообществе связана с системой этических норм и правил, выражающих этическую особенность взаимоотношений людей в процессе их профессиональной деятельности» [1].

Интересно отметить, что, с точки зрения этимологии, понятия «обычай», «мораль», «нравственность» и «этика» имеют общее происхождение.

Так, само понятие слова «этика» берет свое начало в греческом языке. Его этимо-

ном, по-видимому, является греческое слово ethos, что можно перевести как «обычай». Современная трактовка понятия «этики» имеет два значения:

- во-первых, это «философское учение о морали, ее... роли в обществе»;

- во-вторых, это «совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы» [2].

В рамках настоящего исследования наш научный интерес представляет понятие «этика» в его втором значении, в связи с тем, что предметом исследования является практическая реализация этических норм в деятельности членов совещательно-консультативных органов.

В свою очередь совещательно-консультативный орган может быть рассмотрен как обособленная общественная группа, выполняющая социально значимые функции в определенной сфере, в том числе, и в профессиональной.

Здесь особый научный интерес вызывает процесс нормотворчества, отражаемый в кодексах профессиональной этики.

Так, В.А. Гуреев отмечает: «Факт наличия этических кодексов. свидетельствует о зрелости общества» [3].

А.А. Малиновский подчеркивает, что большинство кодексов профессиональной этики содержат в себе «нравственно-этические нормы», основной задачей которых «является формирования и внедре-

ния в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики», посредством установления запретов и обязывания.

Причинами, принятия кодексов профессиональной этики, являются:

- неспособность действующего законодательства охватить все нюансы профессиональной деятельности;

- стремление общества к упорядочению процессов, протекающих в нем, посредством создания саморегулятивных механизмов;

- тенденции к формалистике определенных нравственных идеалов, служащих основанием для той или иной профессиональной деятельности;

- создание дополнительного препятствия «на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений» [4].

Общая тенденция к созданию кодексов профессиональной этики обусловлена влиянием практики создания подобных документов в зарубежных странах и принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Именно в данном нормативно-правовом акте впервые был указан ряд моральных принципов для представителей государственной власти [5].

Новым толчком к практике создания кодексов профессиональной этики послужил Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [6].

Таким образом, определенные этические стандарты поведения стали устанавливаться в различных профессиональных сообществах, например, в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятым на I Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 года, в Кодексе судейской этики, утвержденным на VI Всероссийском съезде судей 2 декабря 2004 года, в Кодексе этики аудиторов России, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 года (протокол № 56), в Кодексе профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от

24.12.2008 №1138 и в ряде других ведомственных документах.

Более того, в указанный период предпринимались попытки нормотворчества, и в различных субъектах Российской Федерации. При этом следует отметить, что предлагаемые проекты этических кодексов, предусматривающие «различные программы административной этики» обладали низким качеством юридической грамотности, а подчас, и вовсе содержали абсурдные требования этического поведения государственных служащих.

К примеру, пунктом 6.3. проекта Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области рекомендовалось «воздержаться от посторонних дел в ходе приема граждан» [7].

Отсюда вытекают как минимум два резонных вопроса: Следует ли государственному служащему выполнять эту рекомендацию, если отсутствует прямой запрет на занятия посторонними делами в ходе приема граждан? И, допустимо ли указанным должностным лицам заниматься посторонними делами в остальное рабочее время, когда они не заняты приемом граждан?

Видимо, в том числе, и под влиянием обоснованной критики со стороны научного сообщества и практических работников на практику разработки подобных проектов, назрел вопрос о разработке и принятии типового кодекса профессиональной этики.

Так, 23 декабря 2010 года Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, был одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол № 21) [8].

На основании указанного типового нормативного акта многими профессиональными сообществами, включая и совещательно-консультативные органы, впоследствии были разработаны и приняты кодекса профессиональной этики, интегрировавшие в себе специфику, характерную для определенных сфер деятельности.

И, переходя к непосредственному предмету данного исследования - особенностям этических норм, регулирующих деятельность членов совещательно-консультативных органов, следует отметить, что сами совещательно-консультативные органы при органах власти «представляют собой социокультурный феномен, являющийся не только институтом общественного контроля», но и органом, выполняющим функции стабилизирующего элемента для всей существующей власти [9].

В настоящее время проблему правового статуса и деятельности совещательно-консультативных органов наиболее глубоко и основательно исследуют Е.Г. Дьякова и А.Д. Трахтенберг [10, 11].

Здесь же важно отметить, что в современной России вся совокупность совещательно-консультативные органы при органах власти представляет собой сложную систему. При этом, указанные правовые институты могут принимать различные правовые формы: от Общественной палаты Российской Федерации и советников при Президенте Российской Федерации до системы общественных советов при различных министерствах и ведомствах субъектов РФ [12].

Первым нормативным актом, содержащим в себе совокупность этических норм членов совещательно-консультативных органов, явился Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации, принятый на втором пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации 14 апреля 2006 года (далее -Кодекс).

Указанным Кодексом предусмотрено, что каждый член данного совещательно-консультативного органа в процессе своей деятельности должен:

- содействовать претворению в жизнь идеалов демократии, добра, нравственности и справедливости;

- способствовать реализации и защите прав и свобод человека и гражданина;

- содействовать обеспечению демократических принципов развития государства и общества» (из преамбулы к Кодексу).

Кроме этого, данным Кодексом для членов указанного совещательно-консультативного органа предусмотрен ряд правил «при осуществлении ими своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам» (Статья 1).

Способом осуществление своей деятельности членами данного совещательно-консультативного органа является объективный и беспристрастный общественный контроль и проведение других общественно значимых функций. (Статья 2)

При осуществлении своей деятельности каждый член данного совещательно-консультативного органа «обязан соблюдать» действующее законодательство и «руководствоваться общепринятыми морально-нравственными нормами» (Статья

3).

Каждый член указанного совещательно-консультативного органа «при осуществлении возложенных на него полномочий должен:

1. Руководствоваться высокими общественными интересами.

2. Исходить из честного, разумного, добросовестного исполнения своих обязанностей, относится к коллегам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества.

3. Руководствоваться принципами законности, беспристрастности и справедливости...

4. Проявлять уважение к убеждениям, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию» (Статья 4).

Кроме этого, на членов указанного совещательно-консультативного органа возлагаются и другие обязанности, которые можно отнести к «общегражданским» обязанностям и к требованиям процедурного характера.

Также следует отметить, что указанный Кодекс не является строгой догмой из совокупности обязанностей и запретов, а представляет собой «живой» инструмент, дающий членам указанного совещательно-консультативного органа определенную

свободу выбора, в возможности изменить положения действующего Кодекса и «руководствоваться морально-нравственными принципами» при решении вопросов «не урегулированных настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации» [13].

Анализ действующих кодексов этики членов других совещательно-

консультативных органов наглядно демонстрирует, что они взяли за основу указанный Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации, с учетом некоторой специфики, характерной для деятельности конкретного совещательно-консультативного органа при органе государственной власти, осуществляющего регулятивные или правоисполнительные функции в какой-либо сфере деятельности.

К примеру, можно рассмотреть Кодекс этики членов Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, принятый на заседании указанного совещательно-консультативного органа и утвержденный председателем данного Общественного совета 28 октября 2016 года [14].

Также следует обратить внимание на правовые основания для принятия и утверждения Кодекса этики членов какого-либо совещательно-консультативного органа. Обычно, таковым правовым основанием является Положение о правовом статусе этого совещательно-консультативного органа.

Например, в соответствии с пунктом 3.21. Положения об Общественном совете при министерстве социальной политики Красноярского края, «Общественный совет вправе утвердить Кодекс этики членов Общественного совета...» [15].

Таким образом, анализируя специфику реализации этических норм в деятельности членов совещательно-консультативных органов, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, специфика реализации этических норм указанной категории субъектов, обусловлена уникальностью функций совещательно-консультативных органов, являющихся связующими звеньями между

органами государственной власти и обществом [16].

Во-вторых, члены совещательно-консультативных органов осуществляют свои полномочия во взаимодействии с органами государственной власти. В связи с этим, сама специфика этих этических норм зависит от характера деятельности конкретного органа государственной власти и в строгих границах соответствующего правового поля.

Например, как разница между реализацией этических норм в деятельности членов общественных советов при министерствах культуры и внутренних дел Российской Федерации.

В-третьих, члены совещательно-консультативного органа сами могут осуществлять нормотворческую деятельность в вопросах инициации и воплощения в жизнь этических норм.

Например, деятельность совещательно-консультативного органа - Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции при утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих 23 декабря 2010 года.

В-четвертых, специфика реализации этических норм указанной категории субъектов, несет в себе аксиологическую составляющую, так как «результаты деятельности человека в области этики,. в конечном счете, воплощаются в ценностях культуры» и составляют его духовные ценности [17].

И, в-пятых, деятельность членов совещательно-консультативных органов при реализации этических норм, осуществляется в традициях, характерных для современной правовой культуры российского общества.

Однако, члены совещательно-консультативных органов, как действующие субъекты гражданского общества, сами способны влиять своей правовой активностью не только на его правовую культуру, но и участвовать в формировании культуры всего российского общества.

Библиографический список

1. Гордова, Э.Е. Философская этика о роли и значении этических кодексов в организации деятельности профессиональных сообществ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №6-2 (12). - С. 33-36.

2. Крысин, Л П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2009. С. 504, 933.

3. Гуреев, В.А. Кодекс профессиональной этики судебного пристава: перспективы принятия // Современное право. - 2010. - №11. - С. 59-61.

4. Малиновский, А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. - 2008. - №4 (136). - С. 39-44.

5. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1995 №119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

6. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

7. Ганс Е.С., Малаканова О.А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. - 2007. - №3. - С. 97-100.

8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 04.01.2021).

9. Игнатенко, В.А. Анализ системы совещательно-консультативных органов в структуре МЧС России: теоретико-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. -2020. - № 6 (186). - С. 49-51.

10. Дьякова, Е.Г. «Честная сбалансированность» или самостоятельность: проблемати-зация дискурса совещательно-консультативных органов в отечественной и американской административных традициях // Вестник Томского государственного университета. -2019. - № 438. - С. 97-105. DOI: 10.17223/15617793/438/13.

11. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Роль совещательно-консультативных органов в борьбе с коррупцией: американская и российская административные традиции // В сборнике: Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сборник трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2019. С. 689-705. DOI: 10.17506/artides.anticorruption.2018.689705.

12. Игнатенко, В.А. Вклад совещательно-консультативных органов при органах власти субъектов Российской Федерации в формирование социального государства (на примере Общественного совета при министерстве социальной политики Красноярского края) // В сборнике: Проблемы формирования правового социального государства в современной России. Материалы XVI всероссийской национальной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня основания Новосибирского ГАУ. 2020. С. 77-82.

13. Общественная палата Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oprf.ru (дата обращения: 04.01.2021).

14. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// culture.gov.ru (дата обращения: 04.01.2021).

15. Министерство социальной политики Красноярского края. Официальный сайт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// szn24.ru (дата обращения: 04.01.2021).

16. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 48. Ст. 6718.

17. Аверин, А.В., Гобозов, И.А., Гузнов, А.Г. и др. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 552 с.

SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF ETHICAL STANDARDS IN THE ACTIVITIES OF MEMBERS OF CONSULTATIVE AND ADVISORY ORGANIZATIONS (POLICY ADVISORY SYSTEMS)

V.A. Ignatenko, Lecturer

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The subject of this article is the practice of implementing Ethical Standards in the activities of Members of Consultative and Advisory Organizations (Policy Advisory Systems). The article analyzes the specifics of the implementation of Ethical Standards in the activities of these Subjects. The author draws a number of conclusions, including the ability of these Subjects of Civil Society to influence their Legal Activity not only on its Legal Culture, but also to participate in the formation of the Culture of Russian Society.

Keywords: Society, Ethics, Ethical Norms, Consultative and Advisory Organizations (Policy Advisory Systems), Legal Culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.