I
SCIENCE TIME
I
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Герасимова Алина Олеговна, Волгоградский государственный медицинский
университет, г. Волгоград
E-mail: tsiganovaalina@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам влияния уровня интеллекта у лиц с умственной отсталостью на социальный интеллект.
Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, умственная отсталость, психоневрологический интернат.
Проблема социального интеллекта в последнее время привлекает все большее внимание ученых и исследователей.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации й декодификации [1].
Объект исследования. Особенности социального интеллекта у лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью в возрасте от 18 до 35 лет проживающих в ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» и у здоровых лиц в возрасте от 18 до 35 лет.
Предмет исследования. Особенности взаимосвязи интеллекта и социального интеллекта у лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью и у здоровых лиц.
Гипотеза исследования. Интеллект умственно отсталых с легкой и умеренной степенью влияет на уровень социального интеллекта при различных нарушениях работы мозговых структур в соотношении с соответствующим уровнем социального интеллекта здоровых лиц.
Умственная отсталость, ранее - малоумие, олигофрения - врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в
1 SCIENCE TIME 1
отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики [2].
Согласно МКБ-10, умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей [2].
Таблица 1
Вероятностные особенности умственной отсталости
Рубрика Степень умственной отсталости Особенности
F70 Умственная отсталость легкой степени Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество
F71 Умственная отсталость умеренная Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе
F72 Умственная отсталость тяжелая Вероятна необходимость постоянной поддержки
F73 Умственная отсталость глубокая Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность
Социальный интеллект как индивидуально-психологическая особенность личности оказывает непосредственное влияние на эффективность межличностного взаимодействия [3]. На современном этапе человеку приходится очень быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и самосовершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным [4]. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций [5].
Для оценки уровня социального интеллекта использовались методики тест Гилфорда «Социальный интеллект» и тест Равена «Прогрессивные матрицы».
В ходе эмпирического исследования был произведен анализ данных для выявления различий социального интеллекта у умственно отсталых и здоровых лиц. Анализ строился с помощью метода математической обработки, а именно при помощи ^ критерий Стьюдента.
25
I
SCIENCE TIME
I
На основании ^критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что различия меду показателями по субтестам, так по субтесту № 1 t=5,272 при р<0,05, по субтесту № 2 t=6,063 при р<0,05, по субтетсу № 3 t=4,784 при р<0,05,по субтесту №4 t=4,834 при р<0,05, общий уровень социального интеллекта t=7,121 при р<0,05.
На основании полученных можно сделать вывод, что уровень социального интеллекта у здоровых лиц, превышает уровень социального интеллекта у умственно отсталых, по всем субтестам (рис. 1). Так по субтесту №1 «Истории с завершением» уровень социального интеллекта у здоровых лиц выше в 2,37 раза, чем у умственно отсталых, и составил в среднем 3,06 (средние способности к ориентировке в невербальных реакциях и знание нормо-ролевых моделей и правил), а умственно отсталых средний показатель по группе по данному субтесту - 1, 29 (низкие способности к познанию поведения). На основании субтеста № 2 «Группы экспрессии» у группы умственно отсталых средний показатель составил 1,29, это означает что у умственно отсталых низкие способности к групповой эксперсии, у группы здоровых лиц данный показатель составил - 3, средние способности к групповой эксперсии. Субтест № 3 «Вербальная экспрессия» показал, что группа умственно отсталых плохо Ф распознают раз-личные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, т.к. их показатель в среднем по группе составил 1,06. Согласно субтесту № 4 «Истории с дополнением» средний показатель по группе умственно отсталых составил 1,29, а это значит, что умственно отсталые испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми, средний показатель здоровых лиц составил по данному субтесту 2,53. По результатам общего уровня социального интеллекта видно, что группа умственно отсталых испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности их социальной адаптации.
3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
J J J J J
Ж
J?
Умственно отсталые |Здоровые
"V
^ У
9Г ^
О
Рис. 1 Средние показатели умственно отсталых и здоровых лиц по тесту Гилфорда «Социальный интеллект»
I
SCIENCE TIME
I
По результатам ^критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что существуют различия между показателями ^ Равена у умственно отсталых и здравых лиц (4=4,784 при р<0,05).
На основании рис. 2 можно сделать выводы о том, что у группы умственно отсталых интеллект в среднем составил 59,29, это означает легкая степень слабоумия, низкий уровень внимательности, статистического представления, воображения и визуального различия, слабая способность линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей, не способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая невнимательность, количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) нарушены. Показатель ^ Равен у здоровых лиц составил в среднем 123,12 - высокий уровень интеллекта.
Рис. 2 Средние показатели умственно отсталых и здоровых лиц по тесту Равена «Прогрессивные матрицы»
На основании предположения о том, что интеллект влияет на уровень социального интеллекта легкой и умеренной умственной отсталости при различных нарушениях работы мозговых структур в соотношении с соответствующим уровнем социального интеллекта здоровых лиц был произведен корреляционный анализ.
Между показателями существует следующая связь: Равен «Прогрессивные матрицы» и субтест № 1 «Истории с завершением» корреляция оставила 0,765 при р<0,05 - сильная связь; Равен «Прогрессивные матрицы» и субтест № 2 «Группы экспрессии» корреляция оставила 0,81 при р<0,05 - сильная связь; Равен «Прогрессивные матрицы» и субтест № 3 «Вербальная экспрессия» корреляция оставила 0,733 при р<0,05 - сильная связь; Равен «Прогрессивные матрицы» и субтест № 4 «Вербальная экспрессия» корреляция оставила 0,75 при р<0,05 -сильная связь.
Таким образом, основываясь на анализе и интерпретации исходных данных полученных в ходе эмпирических исследований умственно отсталых с легкой и умеренной степенью в возрасте от 18 до 35 лет проживающих в ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» и здоровым лицам в возрасте от 18 до
27
1 SCIENCE TIME 1
35 лет, можно сделать вывод о том, что уровень интеллекта влияет на социальный интеллект умственной отсталости при различных нарушениях работы мозговых структур.
Литература:
1. Исаев Д.Н. Наиболее важные направления в изучении проблемы умственной отсталости / Д. Н. Исаев // Вестник СПбГУ - 2009. - № 4. - С. 236-241.
2. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. Руководство по психиатрии. -М.: Медицина, 1999. - 783 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. -239 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления / Л.Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 78-81.
5. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Детская патопсихология. - М.: Комто-Центр, 2001. - 248 с.
28