Научная статья на тему 'Особенности познавательной деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната'

Особенности познавательной деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2349
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чистякова Ю. В., Жданова Л. А.

Исследованы особенности познавательной сферы детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната. Проведен анализ структурных характеристик их интеллекта. Выявлены более высокие интеллектуальные показатели и их положительная динамика в процессе обучения у воспитанников интерната. Отмечены также случаи расхождения клинического диагноза и данных психометрического исследования. Даны рекомендации по улучшению медико-психолого-педагогического обеспечения и реабилитации детей с легкой умственной отсталостью в условиях вспомогательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чистякова Ю. В., Жданова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности познавательной деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната»

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ИНТЕРНАТА

Чистякова Ю.В., Жданова Л.А.

ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава

Кафедра пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и поликлинической педиатрии

РЕЗЮМЕ Исследованы особенности познавательной сферы детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната. Проведен анализ структурных характеристик их интеллекта. Выявлены более высокие интеллектуальные показатели и их положительная динамика в процессе обучения у воспитанников интерната. Отмечены также случаи расхождения клинического диагноза и данных пси-

В структуре общего психического недоразвития при умственной отсталости ведущая роль принадлежит недоразвитию познавательной сферы и особенно ее высших форм - абстрактного мышления.

В современной литературе (Власова Т.А., Певзнер М.С.,1973; Рубинштейн С.Я.,1979; Ковалев В.В.,1985; 1995) особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью освещены достаточно широко. При этом научных исследований, которые касались бы изучения этого вопроса у данного контингента детей в зависимости от условий воспитания и обучения, не проводилось. Следует отметить, что наряду с биологическими факторами, микросоциальные условия воспитания и обучения оказывают значимое влияние на развитие ребенка с умственной отсталостью и в первую очередь его познавательных способностей, степень развития которых является важным фактором, определяющим их адаптационные возможности.

Цель настоящего исследования — изучение особенностей познавательной сферы и динамики интеллектуальных показателей младших школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На протяжении 3 лет в динамике обследовано 70 детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 7-12 лет, обучающихся в 1-3 классах коррекционной школы-интерната №45 и вспомогательной школы №46 г. Иваново. Из числа исследуемых были сформированы две основные группы. Первую составили 40 детей-сирот (26 мальчиков и 14 девочек) —

хометрического исследования. Даны рекомендации по улучшению медико-психолого-педа-гогического обеспечения и реабилитации детей с легкой умственной отсталостью в условиях вспомогательных учреждений.

Ключевые слова: легкая умственная от-

сталость, познавательная сфера, интеллектуальные показатели, структурный анализ интеллекта, возрастная динамика, социальная адаптация.

воспитанников интерната, вторую — 30 детей (13 мальчиков и 17 девочек) - учащихся вспомогательной школы. Обследование проводилось на базе данных учреждений. Возраст детей к началу наблюдения был равен 7-9 годам.

Обследуемые обеих групп имели диагноз легкой умственной отсталости. В соответствии с МКБ-10 психические нарушения испытуемых относились к разделу Б70.

Интеллектуальное развитие оценивали дважды - в 1 и 3 классах, с помощью методики Д. Векслера (Ш8С), адаптированной А.Ю. Па-насюком (1973). Об уровне умственного развития судили по результатам выполнения отдельных субтестов, показателям общего, вербального и невербального интеллекта.

Результаты обработаны статистически с использованием критерия X Стъюдента. Результаты представлены как средняя + стандартная ошибка средней. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование интеллектуальной деятельности младших школьников с помощью теста Векслера выявило значительные нарушения в их психическом развитии. Все показатели интеллекта были ниже возрастной нормы и имели качественное своеобразие. Согласно полученным результатам обследуемые экспериментальных групп обладали общими признаками, свойственными легкой умственной отсталости. Их интеллектуальная деятельность проявлялась в значительной конкретности, инертности и поверхности мышления, в недостаточной сформированности основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции. Обследуемые дети отличались бедностью кругозора, малым запасом знаний и представле-

ний об окружающем, что свидетельствует о низком уровне их общей осведомленности и наблюдательности. Имели место признаки общего речевого недоразвития, низкий уровень сформи-рованности основных учебных навыков, обнаруживались слабость активного внимания и недостаточность смысловой памяти. Согласно результатам психометрического исследования среднее значение коэффициента интеллектуального развития обследуемых детей находилось в диапазоне 60-79, что соответствует (по МКБ-10) уровню легкой умственной отсталости.

Однако несмотря на сходную общую клиническую картину, исследование интеллектуальной деятельности детей выявило некоторые отличия в исследуемых группах. Сравнение средних показателей по тесту Векслера в 1 классе (табл.1, 2) показало достоверно лучшие результаты у воспитанников интерната. Более высокие оценки получены по двум его субтестам: «Кубики Косса», «Складывание фигур», а также показателям общего и невербального интеллекта. В процессе обучения отмечено значительное увеличение результатов и по другим субтестам («Сходство», «Недостающие детали», «Последовательные картинки») в отличие от уча-

щихся вспомогательной школы, у которых многие показатели имели тенденцию к снижению, а по некоторым субтестам («Словарный» и «Повторение чисел») достоверно снижались. Несмотря на постоянное пребывание в изолированных условиях, материнскую, эмоциональную депривацию, при повторном обследовании в 3 классе дети-сироты показали достоверно более высокие результаты по большинству вербальных, всем невербальным субтестам и по трем интегральным его показателям.

На рис. отражена доля (%) детей, у которых наблюдалось снижение показателей по отдельным субтестам теста Векслера к 3 классу. Мы видим, что в группе «домашние дети» несколько чаще встречались испытуемые со снижением результатов по субтестам «Осведомленность», «Арифметический», «Сходство», «Недостающие детали», «Кубики Косса» и достоверно чаще - со снижением результатов по субтесту «Повторение чисел», а также показателям вербального, невербального и общего интеллекта. Превышение числа воспитанников интерната со снижением интеллектуальных показателей выявлено только по четырем субтестам («Понятливость», «Словарный», «Последо-

Таблица 1

Динамика интеллектуальных показателей (в баллах) младших школьников

с легкой умственной отсталостью при разных условиях воспитания

Интеллектуальные показатели по субтестам Класс Дети-сироты с легкой умственной отсталостью Домашние дети с легкой умственной отсталостью

1 .Осведомленность 1 3 5,1 +0,2 4,6+0,2 СО со о~ сГ +1 + со ю

2. Понятливость 1 3 6,2±0,3 5,7±0,4* 5,2±0,5 4,5+0,4

З.Арифметический 1 3 сл , 8 о 1+ 1+ о о 2 3 о~ сТ +1 +1 1П 10

4. Сходство 1 3 6,0±0,3 8,0±0,4*# 6,0+0,4 5,5±0,3

5.Словарный 1 3 5,5±0,2 5,7±0,3 ^ СО о~ сТ +1 + О ч-СО 1П

6. Повторение чисел 1 3 6,3±0,3 5,9+0,2* 5,9±0,4 3,3±0,2*

7. Недостающие детали 1 3 6,5±0,3 9,5±0,3** 0~ сТ +1 +1 I4- СО со со

8.Последовательные картинки 1 3 5,3±0,2 8,1 +0,3** 5,6±0,4 5,1 ±0,4

9. Кубики Косса 1 3 9,4±0,3* 8,7±0,3* о~ сТ +1 +1 СО Ю СО~

10.Складывание фигур 1 3 7,4±0,4* 6,8±0,4* 3,8+0,5 3,3+0,2

Примечание. Статистически значимые различия (р<0,05): * — с группой «домашние дети», # с показателем той же группы в 3 классе.

Таблица 2

Динамика показателей интеллекта по тесту Векслера (в баллах) у детей с легкой умственной отсталостью в зависимости от условий воспитания

Интеллектуальные показатели Класс Дети-с и роты с легкой умственной отсталостью Домашние дети с легкой умственной отсталостью

Общий 1 74,3±1,2* 68,5+1,7

интеллект 3 77,9±1,2*" 62,7±1,2#

Вербальный 1 74,3±1,1 73,0+1,8

интеллект 3 74,5±1,1 * 66,8±1, 1"

Невербальный 1 80,5±1,4* 69,2±1,8

интеллект 3 88,0±1,4*" 65,8±1,2

Примечание. Статистически значимые различия (р<0,05): с группой «домашние дети», # - с показа-

телем той же группы в 3 классе.

вательные картинки», «Складывание фигур») и было очень незначительным.

Проведенный нами индивидуальный анализ интеллектуальных показателей по тесту Векслера позволил выделить в пределах каждой диагностической группы несколько подгрупп детей согласно уровню их умственного развития, распределение по которым у воспитанников интерната и «домашних детей» было неоднозначным. Согласно критериям МКБ-9, половину случаев в группе детей-сирот составляли испытуемые с интеллектуальной недостаточностью, соответствующей степени легкой дебильности, 22,5% приходилось на долю умеренной и тяжелой дебильности. Среди учащихся вспомогательной школы соотношение было иным: 20,7% в первом и 48,3% во втором случае соответственно (р<0,05). Кроме того, в ходе исследования была выявлена группа детей, данные психометрического обследования которых не соответство-

вали клиническому диагнозу «легкая умственная отсталость». Показатели их интеллектуального развития попадали в диапазон 80-89, соответствующий по МКБ-9 пограничному уровню психического развития (25% в первой и 10,3% во второй диагностических группах), или находились в пределах 59-45, указывающих на умеренную умственную отсталость (5% и 20,7% соответственно).

На подобное несовпадение клинического диагноза и данных психометрического обследования указывали исследования и других авторов (Мамайчук ИМ.., Трошихина Е.Г., 1997). Занимаясь изучением особенностей психического развития учащихся вспомогательных школ-интернатов, они пришли к выводу, что уровень интеллектуального развития 40,7% обследованных детей не соответствовал диагнозу легкой умственной отсталости (олигофрении в степени дебильности по МКБ-9), а находился в диапа-

1 ст 2 ст Зет 4 ст 5 ст бет 7 ст 8 ст 9 ст 10 ст ВИ НИ ОИ

• Дети-сироты с легкой умственной отсталостью Домашние дети с легкой умственной отсталостью

Рис. Число детей со снижением интеллектуальных показателей по отдельным субтестам теста Векслера к 3 классу (%): 1 ст. - «осведомленность», 2 ст. - «понятливость», 3 ст. - «арифметический», 4 ст. - «сходство», 5 ст. - «словарный», 6 ст. — «повторение цифр», 7 ст. — «недостающие детали», 8 ст. — «последовательные картинки», 9 ст. - «кубики Косса», 10 ст. - «складывание фигур», ВИ - коэффициент вербального интеллекта, НИ - коэффициент невербального интеллекта, ОИ - общий интеллектуальный показатель.

зоне слабовыраженной и тяжелой задержки психического развития.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что среди воспитанников интерната, по сравнению с учащимися вспомогательной школы, значительно чаще встречались дети, имеющие более легкую степень интеллектуального недоразвития, что, возможно, явилось одной из главных причин значительного улучшения их интеллектуальных показателей в процессе обучения. Глубина интеллектуального и общего психического дефекта является важным моментом, определяющим благоприятную динамику при психическом недоразвитии. При более легких степенях умственной отсталости компенсаторные возможности значительно выше, более активно протекает возрастная динамика, что в сочетании с адекватными условиями жизни, воспитания и обучения детей обеспечивает более высокий уровень их адаптационных возможностей (Мелехов Д.Е., 1970; Ковалев В.В.,1995).

Кроме того, по мнению И.В. Дубровиной (1990), при анализе интеллектуальных показателей целесообразно также специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий зависит не столько от наличия у ребенка определенного запаса знаний, сколько от его умения, психомоторных, сенсо-моторных и перцептивных характеристик и свидетельствует о «зоне его ближайшего развития», «потенциальных возможностей интеллекта». В структуре интеллекта невербальные показатели играют определяющую роль. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение с начала обучения ребенка в школе.

Структурный анализ интеллекта обследованных (табл. 2) показал превышение показателя невербального интеллекта над вербальным у воспитанников интерната в отличие от «домашних детей», у которых данное соотношение было противоположным. Преобладание коэффициента невербального интеллекта над вербальным у де-тей-сирот свидетельствует об относительной сохранности их перцептивных функций в познавательной деятельности и является прогностически более благоприятным фактором в отношении их развития (Панасюк А.Ю., 1976; Шаумаров Г.Б., 1980; Калинина Л.А., 1980).

Анализ данных социального анамнеза в экспериментальных группах показал, что большинство домашних детей с легкой умственной отсталостью воспитывались в неполных (65%) и малообеспеченных (67%) семьях. При этом у 23% детей в семьях зарегистрирована хроническая алкоголизация родителей. В экспериментальной группе, воспитанников школы-интерната, 91% испытуемых являлись «социальными сиротами».

До поступления в государственные учреждения 70% детей жили в неполных, а 83% - в малообеспеченных семьях. В 22% случаев выявлена хроническая алкоголизация родителей. 87% обследованных поступили в государственные учреждения из семей в возрасте 7-9 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что до поступления в школу дети изучаемых групп воспитывались в приблизительно одинаковых социальных условиях, а с начала обучения на интеллектуальное развитие младших школьников оказывали влияние различные условия воспитания и обучения.

Очевидно, одной из причин улучшения интеллектуальных показателей воспитанников интерната в процессе обучения является также их меньшая подверженность воздействию асоциальной среды, что в сочетании с правильной организацией учебно-воспитательного процесса, медикаментозной терапией, лечебно-педагогической коррекцией в условиях учреждения создает благоприятную почву для реализации их интеллектуального потенциала.

Что касается учащихся вспомогательной школы, то большинство этих детей воспитывалось в семьях так называемого социального риска—с хронической алкоголизацией, асоциальным поведением родителей, гипоопекой в отношении детей, что негативно сказывается на развитии их познавательной сферы и нередко приводит к усугублению задержки когнитивного развития.

Учитывая данные исследования, необходимо:

1. Обратить внимание на значительное расхождение клинического диагноза и результатов психометрического исследования, что требует более дифференцированного подхода к отбору детей во вспомогательные учреждения.

2. Необходимо активизировать реабилитационные программы в условиях коррекционных учреждений.

3. Обеспечить правильную организацию учебно-воспитательного процесса, а именно, приведение воспитательного, образовательного процессов в соответствие с функциональными возможностями таких детей, внедрение оптимальной системы медицинского и психологического сопровождения образовательного процесса, разработку вариантов индивидуальной учебной нагрузки для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, а также введение дополнительных коррекционных часов по развитию речи, памяти, внимания, тренировки умственной работоспособности.

4. Большое внимание уделить организации досуга детей в условиях учреждения, особенно во вспомогательных школах, через создание творческих кружков и спортивных секций, ко-

торые могли бы обеспечить занятость детей, увеличить время пребывания в условиях учебного заведения, отвлечь от улицы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова ТА, Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. -М., 2000.

3. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М., 1985.

4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.

5. Ковалев В.В., Маринчева Г.С. Задачи совершенствования системы обучения детей с раз-

ными формами интеллектуальной недостаточности // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1989. - №3.

6. Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - №3.

7. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. — М., 1973.

8. Панасюк А.Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей: Автореф. дис. ... канд. психолог, наук. — Л., 1976.

9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

Поступила 10.03.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.