Специфика развития производственного потенциала и возможности совершенствования рыночного механизма сельскохозяйственной кооперации в Кыргызской Республике
да
о
см
№ О!
О Ш
т х
<
т о х
X
Сомов Евгений Николаевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Кыргызско-Российский Славянский университет, [email protected]
Брусиловский Денис Александрович,
кандидат философских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий, Кыргызско-Российский Славянский университет, [email protected]
Абдылдаева Айкумуш Бакытбековна,
аспирант кафедры экономической теории, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, [email protected],
Тема статьи приобрела актуальность в условиях глобализации, так как не только Россия, но и Китай рассматривают Кыргызстан как один из ценных каналов для внешней торговли в Центральной Азии. В связи с этим авторы дают сравнение индексов объема сельскохозяйственной продукции и индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции (в % к предыдущему году), сравнение индексов физического объема продукции животноводства с индексами цен реализации животноводства в Кыргызской Республике, в %, сравнение индексов физического объема продукции растениеводства с индексами цен реализации растениеводства в Кыргызской Республике, в %, сравнение индикаторов ВВП (млн. долл. США) и ВВП по видам экономической деятельности в процентах к итогу.
В предлагаемой статье обоснована ведущая роль аграрного сектора как одной из ведущих отраслей экономики страны, показаны результаты земельной и аграрной реформ в Кыргызстане. Определены проблемы транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства, обосновано дальнейшее повышение конкурентоспособности рынка продукции аграрного сектора, показана необходимость организации производственного процесса с учетом современных принципов научной организации труда (НОТ), дальнейшей модернизации материально-технической базы и повышения технического уровня оснащенности предприятий аграрного сектора, внедрения оптимальных форм хозяйствования, развития кооперативного движения и совершенствования механизма сельскохозяйственной кооперации.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, аграрный сектор, производственный потенциал, сельскохозяйственная кооперация, рыночный механизм, технический уровень оснащенности, государственное управление, «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий».
Радикальная реформа прошлых лет в аграрном секторе Кыргызской Республики привела к значительному снижению объемов сельскохозяйственного производства и жизненного уровня населения. Этому способствовало бессистемное регулирование аграрного сектора и проведение реформ без учета соблюдения экономических законов развития в условиях глобализации. Неслучайно кыргызский философ Ч. Т. Айтматов писал: «глобализированный мир, являющийся нашей эволюционной судьбой, не может быть жизнеспособен до тех пор, пока он не поддерживает насущные элементы разнообразия, которыми отмечены человеческие сообщества с тех времен, когда наши предки впервые спустились с деревьев. Это означает разнообразие культур, верований и религий, экономических, социальных и политических устройств, а также всех способов жизни сосуществующих в гармонии с взаимоуважением и непоколебимой доброжелательностью (курсив наш - авторы)» [3, с. 51-59]. Культивируемое разнообразие не означает изоляции людей или экономических систем друг от друга: оно призывает к международному и экономическому контакту и общению с должным взаимным уважением к отличиям, воззрениям, жизненным стилям и устремлениям каждого.
Это особенно актуально сегодня, так как не только Россия, но и Китай рассматривают Кыргызстан как один из ценных каналов в Центральной Азии для внешней торговли. Китай в последние десять лет резко увеличил выдачу кредитов развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. В СМИ появилась информация, что половина таких займов засекречена. В список 50 крупнейших получателей прямых китайских кредитов вошли Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Кыргызская Республика задолжала КНР 30% своего ВВП [11]. Профессор Института мировой экономики в Киле Кристоф Требеш уверен, что Кыргыз-
стан стал весьма зависимым от экономического развития в КНР [10]. Если в Поднебесной разразится кризис и она не сможет или не захочет продлевать выданные ранее займы, правительство в Бишкеке окажется в сложной ситуации. У Беларуси задолженность перед Пекином составляет 13% ВВП. Таджикистан должен Китаю примерно 15% своего ВВП. У Туркменистана доля долгов предположительно несколько выше белорусской, у Узбекистана превышает 5%. У Армении и Казахстана эта доля меньше 5%. Несмотря на это в Казахстане прошли антикитайские митинги-2019 с призывами о прекращении реализации проектов Поднебесной в сфере сельского хозяйства и промышленности [9]. На данный момент ситуация стабилизировалась, но центрально-азиатский регион задумался о важности развития производственного потенциала. Появление в СМИ вышеуказанной информации о китайских кредитах и дисбалансе китайско-российских отношений не без причины и отражает геополитическую обстановку в мире. Одним из новых знаковых факторов, которые могут поставить окончательную точку в наметившихся процессах постепенного «выдавливания» США из евразийского геополитического пространства, станет полная реализация амбициозного проекта евразийского Нового шелкового пути или экономического пояса Нового шелкового пути, соединяющего Китай с Западной Европой. Реализация данного проекта способна кардинально изменить экономическую карту мира. Предполагается соединение китайского Нового шелкового пути и ЕАЭС. Дополнением к ним может стать Проект Североморского пути. Идет сопряжение инициативы «Один пояс - один путь» с программами развития и сотрудничества ООН, ЕС, АСЕАН, АС и иных международных и региональных организаций, а также с национальными стратегиями развития разных стран [6, с. 889900]. Эта идея нашла отражение во многих междисциплинарных исследованиях [1; 2; 3; 4; 5; 17; 20; 21]. В правительстве Кыргызстана понимают целесообразность сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (китайская инициатива «Один пояс - один путь») как стержня Большого Евразийского партнерства.
В Кыргызской Республике вопросы повышения эффективности аграрного сектора требуют полного использования накопленного производственного потенциала и создания новых оптимальных рыночных структур, внедрения современных достижений научно-технического прогресса, прогрессивных технологий и высокопроизводительного оборудования и техники, инновационных продуктов. Острой является проблема интенсификации производства. Результаты производства необходимо рассматривать как действительно конечные только тогда, когда заканчивается цикл «производитель - потребитель»
[16; 18; 19]. Интенсификация напрямую зависит от сокращения и устранения производственных затрат и издержек предприятий в процессе производства и воспроизводства продукции. В условиях трансформирующейся экономики присутствует разрыв между темпами роста ресурсов производства и темпами роста объемов производства и поэтому необходима разработка и внедрение научно обоснованных принципов повышения эффективности производства, которые бы имели место в государственных программах развития отраслей аграрного сектора. Необходимы развернутый анализ и оценка состояния сельскохозяйственного производства, выявления недостатков и преимуществ, реальная оценка дальнейших направлений и резервов развития. Требуется принятие специальной программы технического перевооружения и модернизации сельскохозяйственного производства и здесь решающим фактором должно выступать усиление государственного регулирование экономики [13; 14; 15]. В прошедшие десятилетия самоустранение государства от регулирования рыночных процессов в аграрном секторе привело к диспаритету цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, иначе говоря, в аграрном секторе наблюдаются кризисные тенденции и необходимо принятие кардинальных мер со стороны государства для ликвидации негативных последствий проведенных реформ.
Рис 1. Индексы объема сельскохозяйственной продукции и индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, в % к предыдущему году (по данным НСК КР [12]).
Динамика на Рис. 1, Рис. 2 и Рис. 3 показывает относительно стабильное увеличение индексов объемов сельскохозяйственного производства, физического объема продукции животноводства и растениеводства при относительно стабильном уменьшении индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции и индексов цен реализации животноводства и растениеводства. Аг-
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю
М О
а>
о
es
№ Ol
О Ш
m х
<
m о х
X
рарныи сектор является одной из ведущих отраслей экономики Кыргызской Республики и создает около 12 % ВВП, произведенного в стране. Сохраняется тенденция прироста сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Более ярко это проявляется по тем субъектам аграрного сектора, где проводится работа по изысканию резервов и возможностей для повышения объемов и развития производства.
Рис 2. Индексы физического объема продукции животноводства и индексы цен реализации продукции животноводства в Кыргызской Республике, в % (по данным НСК КР [12]).
нлж 1
Г
II \ - v^UilillilUii^lliiJ l il 11 гПТГПТП i Гп 1 гГГТП
il
1991 1992 1 №1994 № 1996 1997 1998 1999 2000 2001 ХСй 2003 2Û04 ЙХК JOÛ6 2007 20QG ЛХ» 2010 2011 Ю12 1013 »14 20» 2016 2017 2018
600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100000 о
-14%— 13% ш % В %
1 — - - - »
Гч о m rv f4-
О) О Q) 00 09 1Л о m m H г* m о 00 Ci
g ■ го ■ rv ■ m m ■ tn ■
16% 14% 12% 10% 8К 6% 4% 2% №
2014
2015
2016
2017
2018
1НВБП по евдзм экономической деятельности, мяк. сомов
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, млн. сомов
—*- Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовоство в структуре ВВП, в процентах
Рис 4. Индикаторы ВВП по видам экономической деятельности в процентах к итогу и индикаторы сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в структуре ВВП, в процентах и в млн. сомов (по данным НСК КР).
2014
2015
2016
2017
2019
Рис 3. Индексы физического объема продукции растениеводства с индексами цен реализации продукии растениеводства в Кыргызской Республике, в % (по данным НСК КР [12]).
Позитивные изменения происходят в ряде регионов в части определенных институциональных преобразований, продолжается процесс создания рыночных структур самого различного типа, которые охватывают широкий круг сельскохозяйственных производителей, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, сферу и каналы сбыта сельскохозяйственной и продовольственной продукции.
Рис 5. Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (в процентах к общему объему оборота розничной торговли - по данным НСК Кр «Кыргызстан в цифрах 2019» [12])
На рис. 5 видно, что продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках занимает значительную долю в общем объеме оборота розничной торговли.
В Кыргызской Республике практически завершены работы по приватизации и разгосударствлению хозяйствующих субъектов аграрного сектора, созданы новые формации аграрных предприятий, такие как сельскохозяйственные и производственные кооперативы, акционерные общества, различные ассоциации и объединения коллективно-крестьянские хозяйства, производственные сельскохозяйственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства. В Кыргызстане хозяйствующие субъекты сельского хозяйства, занятые производством продукции, подразделяются на следующие категории: государственные хозяйства, коллективные хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели.
2018
1,60»
■ крестьянские
(ферме рс кие) хо зя й стеа
■ личные подсобные хозяйства
■ государственные и
коллективные хозяйства
Рис 6. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, в процентах к итогу (по данным НСК КР «Кыргызстан в цифрах 2019» [12])
Все это требует применения современных методов управления и координации хозяйственной деятельности субъектов аграрного сектора. В результате проведенных земельной и аграрной реформ заложены фундаментальные основы для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, приняты соответствующие законы, определяющие правовые аспекты субъектов аграрного сектора, а также регулирующие хозяйственные отношения между государством и субъектами аграрного сектора. Были подготовлены и изданы указы президента и постановления правительства Кыргызской Республики, направленные на дальнейшее углубление и реализацию земельной и аграрной реформ.
Таблица 1
Основные нормативно-правовые акты, направленные на развитие сельского хозяйства в Кыргызской Республике (по состоянию на 2016 год)
Проекты 1. Проект «Улучшение управлением пастбищами»; 2. Реализация проекта «Финансирование проектов в сельскохозяйственном секторе и развитие сельских регионов в Кыргызской Республике»; 3. Реализация «Регионального проекта по здоровью животных»
НПА 1. Закон о развитии сельского хозяйства. 2. Программа продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 20152017 гг. 3. Положение о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности Кыргызской Республики.
Все эти меры создали определенные условия для подъема и дальнейшего развития аграрного сектора. Необходимо отметить, что в настоящее время имеет место сокращение государственных, коллективных, крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная отрицательная тенденция требует тщательного анализа и оценки со стороны государства и принятия действенных мер по созданию эффективных предприятий и формирования сельскохозяйственного производства.
Развитие инфраструктуры - одна из крупных проблем экономической политики повышения
конкурентоспособности аграрного рынка. В условиях трансформирующейся экономики требуют незамедлительного решения вопросы хозяйственной политики, которые предполагают создание и ускоренное развитие инфраструктурных подразделений аграрного сектора, а именно: транспортировку и хранение сельскохозяйственной продукции, организацию и развитие складского хозяйства, оснащенного современным оборудованием, обеспечивающим соответствующие условия для хранения продукции. Авторы статьи считают, что необходимы разработка и принятие определенных мер по продвижению транспортных услуг для предприятий аграрного сектора, разработку проектов и введение в эксплуатацию современных и технически оснащенных складских комплексов, обеспечивающих сохранность произведенной сельскохозяйственной продукции, внедрения оптимальных подходов и методов торговли и реализации сельскохозяйственной продукции. Транспортные услуги и своевременный вывоз с полей выращенной сельскохозяйственной продукции имеет огромное значение для аграрных предприятий. Следует отметить, что, несмотря на определенные позитивные тенденции в аграрном секторе, прошедшие за период реформирования, в целом технический уровень оснащения автотранспортных хозяйств предприятий аграрного сектора остается крайне низким. Существенные проблемы транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства обуславливаются следующим:
1. Низкими технико-экономическим показателями грузового и иного автотранспорта: на 100 крестьянских (фермерских) хозяйств примерно приходится 28 единиц автотранспорта;
2. Высокими затратами на транспортные услуги (цена перевозки 1 т перевозимого груза за период 2004 - 2010 гг. возросла на 96 %);
3. Отсутствием необходимой производственной базы автотранспорта (ремонт, обслуживание и т.п.).
В Кыргызской Республике субсидируется 10% тарифа на внутриреспубликанскую транспортировку сахарной свеклы от пункта ее проема до сахарного завода (по данным ЕЭК).
Дальнейшее повышение конкурентоспособности рынка продукции аграрного сектора невозможно без увеличения объемов транспортных грузоперевозок и совершенствования предоставления транспортных услуг субъектам аграрного сектора. Немаловажным в этом вопросе является состояние и неразвитая сеть автомобильных дорог, особенно в сельской местности, где, в основном, и производится сельскохозяйственная продукция. От отсутствия развитой сети автомобильных дорог и их фактического состояния можно выделить следующие группы экономических потерь: в транспортной сфере и нетранспортной
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
М О
to
а>
о
см
№ О!
О Ш
т х
<
т о х
X
сфере. Можно привести следующие данные по экономическим потерям: в транспортной сфере для крестьянских (фермерских) хозяйств различных регионов Кыргызской Республики, не имеющих хороших дорог, потери составляют за счет разницы себестоимости грузоперевозок - 30 - 40 %, за счет ГСМ - 40 - 50 %. Эти потери приводят к значительному увеличению себестоимости произведенной сельскохозяйственной продукции и резко снижают ее конкурентноспособность на рынках сбыта.
На конкурентноспособность рынка аграрного сектора существенное влияние оказывает также техническое состояние и оснащенность элеваторов, хранилищ, складов, производственных холодильников, тары и др. По этим причинам имеет место значительные потери выращенного урожая зерновых культур, овощей, фруктов, продуктов животноводства и др. Общая обеспеченность овоще- и картофелехранилищами в крестьянских (фермерских) хозяйствах составляет около 50 %, фруктохранилищами - 56 - 60 %. Здесь необходим комплексный подход к организации хранения выращенного урожая, анализ и оценка путей уменьшения капитальных затрат на строительство и ввод в эксплуатацию дорогостоящих складских помещений и хранилищ. Можно выделить следующие направления:
1. Развитие тепличного и парникового хозяйства для производства ранних овощей, фруктов, ягод с эффективными каналами поставки и сбыта продукции;
2. Производство овощей, фруктов, ягод, животноводческой продукции в специализированных кооперативных формированиях аграрного сектора и создание материально-технической базы для их хранения на местах, оптимальное районирование для возделывания и производства сельскохозяйственной продукции;
3. Снижение производства продуктов с применением химических ингридиентов (консерванты и другие материалы).
Таблица 2
Складские мощности по хранению в 2016 г., тыс. тонн (по
Сахар Сахар-сырей Свекловичный жом Меласса
36 62 - 11
Актуальным является и рациональное использование имеющегося производственного потенциала субъектов аграрного сектора. Необходима организация производственных процессов с учетом современных принципов научной организации труда и агротехнических инновационных технологий, принципов рациональности производства, максимального использования производственных мощностей, повышения технического уровня состояния используемого оборудования и
техники, их своевременного технического обслуживания и ремонта, оснащения сельскохозяйственной техники необходимым навесным оборудованием для производства необходимых агротехнических процессов подготовки почвы и дальнейшего возделывания, развития и дальнейшая модернизация материально-технической базы и повышение технического уровня оснащенности предприятий аграрного сектора, внедрения оптимальных форм хозяйствования. Это требует самого пристального внимания, детальной проработки, разработки соответствующих программ развития и поддержки со стороны государства. Развитый и технически оснащенный аграрный сектор позволит решить многие проблемы социально-экономического развития и укрепления экономики Кыргызской Республики.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и внедрения современных агротехнических технологий огромное значение придается научному обеспечению аграрного сектора. Аграрной наукой в стране занимаются порядка 500 научных сотрудников, в т.ч. 146 профессоров, докторов и кандидатов наук. Научный потенциал аграрной науки используется крайне неэффективно - 12,3% научных разработок внедрены в аграрном секторе и доля наукоемкой продукции в сельском хозяйстве Кыргызской Республики составляет 5,3%. Для сравнения этот же показатель в Российской Федерации составляет 12,6%, в США этот показатель превышает 50 %. В аграрном секторе отсутствует система опытной апробации и внедрения современных научных разработок в сельскохозяйственное производство, существующая система и принципы внедрения не адаптированы к реальным условиям рыночной экономики. Накопленные знания и передовой агротехнический опыт, а также конкретные результаты научных разработок должны стать конкурентным товаром, на который должен быть соответствующий спрос. Важнейшим аспектом повышения конкурентоспособности аграрного сектора выступает комплексная система управления аграрным сектором и развитие различных информационно-консультативных служб, которые бы сочетали в себе функции образования, распределения знаний и достижений научно-технического прогресса, консультирования по различным направлениям сельскохозяйственного производства. Субъекты аграрного сектора в самых различных направлениях не могут развиваться в одиночку, необходима активизация деятельность предприятий, объединение их финансовых, производственных, технических и людских ресурсов на основе интеграции и кооперации. В себестоимости конечной продукции и ее отпускной цене доля производителя сельскохозяйственной продукции составляет около 30 - 35 %, остальная часть стоимости 60 - 70 % формирует-
ся в процессе переработки, хранения, расфасовки, транспортировки, торговли и т.п., т.е. эти структуры получают большую часть прибыли, нежели чем сами непосредственные товаропроизводители.
Необходима эффективная государственная программа интеграции и кооперации предприятий и организаций аграрного сектора, создания новых формаций кооперативных формирований для дальнейшего повышения эффективности аграрного сектора и обеспечения продовольственной безопасности государства. Значительного перелома и изменений в экономическом положении сельскохозяйственного производства не произошло, остается острым вопросом диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, оказываемые услуги, работу. Практически многие субъекты аграрного сектора испытывают острую нужду в финансовых ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности и дальнейшего развития. Следует отметить низкую доходность и оплату сельскохозяйственного труда, социальная сфера на селе развивается очень медленными темпами, материально-техническая база аграрного сектора находится на низком техническом уровне, присутствует сильный отток рабочей силы из села и усиление миграционных процессов. Все эти факторы снижают подъем и дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства. Процессы аграрных реформ характеризуются снижением эффективности производства практически во всех сферах и направлениях аграрного сектора Кыргызской Республики. В настоящее время возникает острая потребность рассмотрения аспектов об оптимальных и рациональных размерах сельскохозяйственного производства и сочетания крупных, средних и мелких кооперативных формирований в условиях повышения эффективности и конкурентоспособности рынка аграрного сектора. На основе анализа состояния дел в аграрном секторе размеры структуры аграрного производства должны определяться на основе основных факторов и показателей:
1. Размер площадей используемых сельскохозяйственных земель;
2. Численность персонала предприятия;
3. Капитальные вложения;
4. Объем произведенной валовой продукции.
Создание в аграрном секторе кооперативных формирований будет способствовать усилению, объединению и мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов для дальнейшего повышения и развития сельскохозяйственного производства.
Современная наука и практика в последнее время серьезное внимание уделяет проблемам теории и методологии оценки эффективности де-
ятельности и функционирования субъектов сельскохозяйственной кооперации. В современных условиях весьма актуальным является развитие и совершенствование рыночного механизма сельскохозяйственной кооперации, развитие межхозяйственной кооперации хозяйствующих субъектов по объединению своих ресурсов и возможностей для совместного сельскохозяйственного производства и иной деятельности. Предполагается, что перспективным направлением также будет дальнейшее развитие должно получить кооперирование с другими сельскохозяйственными субъектами и ЛПХ, сельского населения в сфере совместного производства сельскохозяйственной продукции и оказания различных услуг. Развитие кооперативного движения в аграрном секторе должно основываться на принципах интеграции и объединения ресурсов других хозяйствующих субъектах аграрного сектора, а также использования на кооперативной основе созданных и функционирующих ранее, но в настоящее время не полностью использующие свои ресурсы предприятий, специализирующихся на оказании агро-техсервисных и других услуг.
На долю России приходится 88,7% общего объема промышленного производства государств - членов ЕАЭС, Казахстана - 6,3%, Беларуси -4,4%, Армении - 0,3% и Кыргызстана - 0,3%. При этом производительность труда в промышленном секторе ЕАЭС в 1,4 раза превышает средний показатель по экономике [17]. В ЕАЭС малые и средние предприятия зачастую выступают в роли контракторов и организуют собственное производство, не вкладывая средства в приобретение оборудования и аренду значительных площадей. Взамен используются временно свободные мощности и технологии крупных предприятий на договорной основе. Существенными объемами кооперационных поставок в рамках ЕАЭС характеризуются 3 страны - Беларусь, Казахстан и Россия. При этом Россия преимущественно поставляет кооперационную продукцию партнерам по ЕАЭС. Беларусь получает практически столько же кооперационной продукции, сколько отдает партнерам по ЕАЭС. Казахстан преимущественно получает промежуточные товары от партнеров по ЕАЭС, а Армения и Кыргызстан в основном получают промежуточные товары от партнеров по ЕАЭС, только начиная развивать экспорт кооперационной продукции в рамках Союза [8]. Взаимная торговля промежуточными товарами существенно ориентирована на Россию, другие государства-члены в основном торгуют с Россией, в то время как кооперационные поставки между ними находятся на низком уровне. Данная тенденция свидетельствует о недостаточной вовлеченности государств-членов в кооперационные поставки, что связано с отсутствием достаточной осведомленности хозяйствующих субъектов о
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю
М О
да
о
см
№ О!
О Ш
т х
<
т о х
X
потребностях и производственных возможностях производителей промышленной продукции из стран-партнеров по ЕАЭС. Основной фокус стран-членов ЕАЭС в настоящее время нацелен на создание информационных систем субконтрактации, организацию четкой системы поиска заказчиков и поставщиков, создание глобальных производственных цепочек. Взаимные кооперационные поставки государств-членов в основном сосредоточены не в высокотехнологичных отраслях и представлены продукцией с невысоким уровнем передела - продукцией металлургии, химической промышленности, резиновыми и пластмассовыми изделиями, а также неметаллической минеральной продукцией. Исключение составляют только кооперационные поставки электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Остальные отрасли машиностроения в кооперационных поставках практически не задействованы, что, с одной стороны, объясняется слабым развитием машиностроения в Армении, Казахстане и Кыргызстане, а, с другой стороны, связано с тем, что машиностроительные предприятия преимущественно ориентированы на поставки высококачественных комплектующих из Китая, стран Европейского Союза, США, Японии [13, с. 539-546]. Кроме того, развитие кооперации в отраслях машиностроения затруднено в силу того, что в Беларуси и России взаимодействие между поставщиками комплектующих и производителями готовой продукции базируется на исторически сложившихся схемах, зачастую действующих еще с советских времен. В то же время новые производства, что особенно характерно для Казахстана, Армении и Кыргызстана, создаются в рамках инвестиционных проектов с участием инвесторов из третьих стран, в результате чего по организационным, технологическим и политическим причинам ориентированы на поставки комплектующих от конкретных иностранных производителей.
Итак, совершенствование рыночного механизма сельскохозяйственной кооперации должно включать в себя взаимодействие сельскохозяйственных кооперативов с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации программ социально-экономического развития аграрного сектора, создания производственной, рыночной и социальной инфраструктуры села, систем финансового, технологического, агротехсервисного и информационно-консультативного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственная кооперация должна стать генеральным направлением развития аграрного сектора экономики. В соответствии с программными документами увеличение темпов роста и объемов промышленного производства в государствах -членах ЕАЭС в немалой степени будет зависеть
от эффективной работы Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации - механизма построения кооперационных связей между предприятиями промышленности государств - членов ЕАЭС, вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки. Евразийская сеть субконтрактации как сетевая структура объединяет Евразийскую экономическую комиссию, уполномоченные органы, центры субконтрактации, контракторов, субконтракторов государств - членов.
Литература
1. Ажыбекова К.А., Тогусаков О.А., Бруси-ловский Д.А., Акматова Н.С., Смутко А.Н. Соотношение различных уровней организации взаимоадаптации цивилизаций в стратегии их выживания // Социально-политические науки. 2019. № 1. С. 141-145.
2. Бегалиева А.С., Брусиловский Д.А. Религиозный туризм в Кыргызской Республике. Бишкек: Нео Принт, 2011. 612 с.
3. Брусиловский Д.А. Философия Чингиза Айтматова как новая сущность межкультурного и межрелигиозного диалога в едино-цельной социально-планетарной системе: в 2-х ч. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. -№ 11(73). Ч. 2. С. 51-59.
4. Брусиловский Д.А., Есипов И.И. Два мира - две интеграции: специфика соприкосновения цивилизаций с исламофобией // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 6 (46). С. 1282-1294.
5. Брусиловский Д.А., Есипов И.И. Специфика воздействия «мягкой силы» России, Китая и США на Центральную Азию в условиях глобализации // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 8 (48). С. 1779-1798.
6. Брусиловский Д.А., Есипов И.И. Стратегия мира: глобальная интеграция между исламофо-бией и «столкновением цивилизаций» // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 6 (51). С. 889-900.
7. Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего («Коллекция Изборского клуба»). М.: Книжный мир, 2017. 352 с.
8. Доклад о результатах ежегодного мониторинга и анализа реализации основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия - Департамент промышленной политики. 2017. ЫРЬ: www.eurasiancommission.org.
9. Как Китай и Россия борются за влияние в Центральной Азии и на Кавказе // https://www.gazeta.ru/business/2019/09/20/1265418
10. Китай выдает засекреченные кредиты, в том числе и Кыргызстану. Об этом сообщает Информационно-аналитический центр со ссылкой на Deutsche Welle // https://24.kg/obschestvo/123309_kitay_vyidaet_zase krechennyie_kredityi_vtom_chisle_ikyirgyizstanu/
11. Китай наступает: Россию выдавливают из Центральной Азии // https://knews.kg/2019/09/20/kitaj-nastupaet-rossiyu-vydavlivayut-iz-tsentralnoj-azii/
12. Кыргызстан в цифрах: статистический сборник. Б.: Нацстатком КР, 2019. 334 c.
13. Международные экономические отношения: реалии, вызов и перспективы: монография / [Л.С. Ревенко, В.В. Перская, А.В. Холопов и др.]; под общ. ред. и с предисл. Л.С. Ревенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. междунар. экон. отношений и внешнеэкон. связей им. Н.Н. Ливенцева. М.: МГИМО-Университет, 2019. 750 с.
14. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита: монография. М.: Проспект, 2018. 448 с.
15. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Меры торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные, специальные: монография. М.: Проспект, 2019. 344 с.
16. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н., Сулеева Д.А. Подходы к выбору направлений реиндустриали-зации промышленности Кыргызской Республики // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 4. С. 513523.
17. Промышленность государств - членов Евразийского экономического союза, январь-декабрь 2017 г. // Евразийская экономическая комиссия - Департамент промышленной политики. 2018. URL: www.eurasiancommision.org (accessed: 16.09.2019).
18. Сомов Е.Н. Теоретические основы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 8. С. 145149.
19. Сомов Е.Н. Условия повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Кыргызской Республике // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Т. 13. № 7. С. 180-182.
20. Сомов Е.Н., Брусиловский Д.А. Обеспечение продовольственной безопасности Кыргызстана // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: сб. мат-лов междунар. науч.-исслед. конф. / под общ. ред. А.В. Пономарева. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та 2017. 893 с. С. 621-627.
21. Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве: монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. 200 с.
The specifics of the development of production potential and the possibility of improving the market mechanism of agricultural cooperation in the Kyrgyz Republic Somov E.N., Brusilovskii D.A., Abdyldaeva A.B.
Kyrgyz-Russian Slavic University, Russian University of
Economics G.V. Plekhanova The topic of the article has become relevant in the context of globalization, as not only Russia but also China consider Kyrgyzstan as one of the valuable channels for foreign trade in Central Asia. In this regard, the authors provide a comparison of indices of agricultural production and price indices of agricultural producers (in % to the previous year), comparison of indices of physical volume of livestock production with indices of prices of livestock sales in the Kyrgyz Republic, in%, comparison of indices of physical volume of crop production with indices of prices of crop sales in the Kyrgyz Republic, in%, comparison of indicators of GDP (million dollars). US) and GDP by economic activity as a percentage of total. The article substantiates the leading role of the agricultural sector as one of the leading sectors of the country's economy, shows the results of land and agrarian reforms in Kyrgyzstan. The problems of transport service of agricultural production, justifies further enhancing the market competitiveness of the agricultural sector, the necessity of the production process taking into account modern principles of scientific organization of work (MUSIC), further modernization of material-technical base and improve the technical level of equipment of agricultural enterprises, the implementation of the optimal forms of management, development of cooperative movement and strengthening of agricultural cooperatives. Keywords: agro-industrial complex, agricultural sector, production potential, agricultural cooperation, market mechanism, technical level of equipment, public administration, "Eurasian network of industrial cooperation, subcontracting and technology transfer".
References
1. Azhybekova K.A., Togusakov O.A., Brusilovsky D.A., Akmatova
N.S., Smutko A.N. Correlation of various levels of organization of mutual adaptation of civilizations in the strategy of their survival // Socio-political sciences. 2019. No. 1. P. 141-145.
2. Begaliev A.S., Brusilovsky D.A. Religious tourism in the Kyrgyz
Republic. Bishkek: Neo Print, 2011.612 s.
3. Brusilovsky D.A. The philosophy of Chingiz Aitmatov as a new
essence of intercultural and interreligious dialogue in a singleintegral social planetary system: in 2 hours // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016. -№ 11 (73). Part 2. C. 51-59.
4. Brusilovsky D.A., Esipov I.I. Two worlds - two integrations: the
specificity of the contact of civilizations with Islamophobia // Questions of Political Science. 2019.Vol. 9. No. 6 (46). S. 1282-1294.
5. Brusilovsky D.A., Esipov I.I. The specifics of the impact of the
"soft power" of Russia, China and the United States on Central Asia in the context of globalization // Political Science Issues. 2019.Vol. 9. No. 8 (48). S. 1779-1798.
6. Brusilovsky D.A., Esipov I.I. Peace strategy: global integration
between Islamophobia and the "clash of civilizations" // Questions of national and federal relations. 2019.Vol. 9. No. 6 (51). S. 889-900.
7. Glazyev S.Yu. The battle for leadership in the 21st century.
Russia-USA-China. Seven options for the foreseeable future ("Izborsk Club Collection"). M.: Book World, 2017.352 s.
8. Report on the results of the annual monitoring and analysis of
the implementation of the main areas of industrial cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union // Eurasian Economic Commission - Department of Industrial Policy. 2017. URL: www.eurasiancommission.org.
9. How China and Russia are fighting for influence in Central Asia
and the Caucasus //
https://www.gazeta.ru/business/2019/09/20/12654181.shtml
10. China grants classified loans, including to Kyrgyzstan. This was reported by the Information and Analytical Center with reference to Deutsche Welle //
X X О го А С.
X
го m
о
ю
М О
to
https://24.kg/obschestvo/123309_kitay_vyidaet_zasekrechenn yie_kredityi_vtom_chisle_ikyirgyizstanu/
11. China is advancing: Russia is being squeezed out of Central Asia // https://knews.kg/2019/09/20/kitaj-nastupaet-rossiyu-vydavlivayut-iz-tsentralnoj-azii/
12. Kyrgyzstan in numbers: a statistical compilation. B .: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2019.334 s.
13. International economic relations: realities, challenges and prospects: monograph / [L.S. Revenko, V.V. Perskaya, A.V. Kholopov et al.]; under the general. ed. and with the foreword. L.S. Revenko; Mosk. state Institute of International relations (un-t) M-va foreign. affairs Ros. Federation, cafe Int. econ. relations and external economy. connections to them. N.N. Liventseva. M .: MGIMO-University, 2019.750 s.
14. Mokrov G.G. Eurasian Economic Union. Common market: formation, regulation, protection: monograph. M .: Prospect, 2018.448 s.
15. Mokrov G.G. Eurasian Economic Union. Trade protection measures: anti-dumping, countervailing, special: monograph. M .: Prospect, 2019.344 s.
16. Naaber Yu.R., Somov E.N., Suleeva D.A. Approaches to the selection of areas of reindustrialization of industry of the Kyrgyz Republic // Creative Economy. 2018.V. 12. No. 4. P. 513-523.
17. Industry of the Member States of the Eurasian Economic Union, January - December 2017 // Eurasian Economic Commission - Department of Industrial Policy. 2018. URL: www.eurasiancommision.org (accessed: 09/16/2019).
18. Somov E.N. Theoretical foundations of the development of agricultural consumer cooperation // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2014.V. 14. No. 8. P. 145-149.
19. Somov E.N. Conditions for increasing the efficiency of agricultural production in the Kyrgyz Republic // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2013.Vol. 13. No. 7. P. 180-182.
20. Somov E.N., Brusilovsky D.A. Ensuring food security in Kyrgyzstan // Innovative potential of youth: information, social and economic security: Sat. materials international scientific researcher conf. / under total. ed. A.V. Ponomareva. Ekaterinburg: Publishing House Ural. Univ. 2017.893 s. S. 621-627.
21. Khalevinskaya E.D. Integration, cooperation and development in the post-Soviet space: a monograph. M .: Master: INFRA-M, 2019.200 p.
a>
o
CN
№ Ol
O m m x
3
<
m o x
X