Научная статья на тему 'Специфика развития моральных ценностей в юности'

Специфика развития моральных ценностей в юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3613
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / MORALITY / VALUES / MORAL VALUES / DEVELOPMENT / MORAL VALUES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко Е. А.

В статье подается определение моральных ценностей, указывается их роль в развитии личности, также рассматривается понятие развития моральных ценностей и выделяются особенности этого развития в юношеском возрастном периоде, что позволит эффективно развивать моральные ценности у студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика развития моральных ценностей в юности»

Иващенко Е.А. ©

Аспирант кафедры теоритической и консультативной психологии Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, г. Киев

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОСТИ

Аннотация

В статье подается определение моральных ценностей, указывается их роль в развитии личности, также рассматривается понятие развития моральных ценностей и выделяются особенности этого развития в юношеском возрастном периоде, что позволит эффективно развивать моральные ценности у студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: мораль, ценности, моральные ценности, развитие, развитие моральных ценностей.

Keywords: morality, values, moral values, development, moral values development.

Развитие моральных ценностей являлось актуальной проблемой во все периоды существования человеческого общества, так как ни одно общество не способно формироваться и развиваться без определенных норм и правил, в том числе моральных.

Развитие моральных ценностей в юности является не менее актуальной проблемой, так как юность есть тем сенситивным периодом усвоения и продуцирования моральных норм и ценностей (именно на этом будет сделан акцент в данной статье).

Развитие общества зависит от тех ценностей, которые усвоили его члены в ранней юности. Установленным историческим фактом есть то, что аморальность в конечном итоге ведет к экономическому, политическому, культурному и даже физическому уничтожению.

Моральное развитие было предметом исследований таких выдающихся психологов, как В.И.Бакштановский, И.Д. Бех, И.С. Булах, Д.М. Гришин, А.А. Гусейнов, С.Д.Дерябо, В.О.Татенко, Г.А.Цукерман; К.Гиллиган, Л.Кольберг, А.Маслоу, Ж.Пиаже, К.Роджерс, Ж.-П. Сартр, Е. Фромм, К.Юнг и другие.

Нашей задачей является рассмотрение единиц морального развития - моральных ценностей (вернее, уточнение этого понятия), их роли в развитии личности, а также выделение особенностей развития моральных ценностей в юности.

Начнем с рассмотрения понятия развития.

Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приходящий к возникновению количественных, качественных и структурных переобразований психики и поведения человека [14; с.21]. На основании этого мы можем утверждать, что развитие моральных ценностей предполагает необратимые направленные и закономерные изменения в моральной сфере человека, в частности количественные, качественные и структурные изменения в системе моральных ценностей, формирование четкой иерархии этих ценностей, а также формирование направлености на их реализацию в поведении и деятельности. Теперь нам нужно определить, какие ценности являються моральними. Для этого мы рассмотрим понятие морали и ценностей.

Мораль (лат. moralitas) походит от:

- лат. mores: обычаи, мода, поведение;

- грец. ethika - етика от ethos: привычка, норов.

Существуют такие варианты определения понятия морали:

1. Предмет изучения етики - науки про идеалы, нормы поведения, смысл жизни человека (за Аристотелем).

© Иващенко Е.А., 2013 г.

2. Форма общественного сознания и вид общественных отношений, которые направлены на утверждение самоценности личности и равенства всех людей в праве на счастливую жизнь, а также на отображение идеала человечности, гуманности.

Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность. Они обобщенные и отображают глубинные пласты бытия человека, его природные потребности.

Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, поддерживая определенные формы ее устройства или требуя их изменения. На основании моральных норм делается оценка не только практической деятельности людей, но также их мотивов, намерений, через которые мораль связана с самооценкой, саморегуляцией, самовоспитанием.

В моральних нормах отображается отношение людей к себе, другим, к родине, труду, к государству, к формам собственности, к своему народу и к другим народам, а также представления о добре, долге, справедливости и других ценностях. Мораль - это форма ценностного сознания группы людей или всего общества. Она регулирует поведение через общепринятый смысл вещей и явлений, закрепляя желательные для большей части общества стандарты поведения. Кроме того, для морали Добро выступает как главная цель.

Обобщая все сказанное, можем определить мораль как форму общественного сознания и регулятор общественных отношений на основании общепринятых в данном обществе ценностей.

Дальше мы рассмотрим значение термина «ценность».

Ценности - специфические социальные определения объектов, которые выявляют их позитивное или негативное значение для человека и общества (указывают на наличие блага, добра, прекрасного в жизни).

Ценностями могут быть качества любого объекта бытия, интересы личности, продукты материальной и духовной культуры, а также поступки. Понятие «ценность» неоднозначное, потому существует много классификаций ценностей.

В зависимости от сферы функционировання ценностей их делят на: общечеловеческие (абсолютне, вечные, универсальные), национальные, общественные, семейные, личностные.

Общечеловеческие ценности создаются людьми в процессе развития цивилизации, они общие для всех наций. В то же время каждая нация создает на основе общечеловеческих ценностей национальные святыни, традиции, моральные принципы и нормы, идеалы).

Особенностью общечеловеческих ценностей есть то, что они духовные и включают в себя моральные ценности.

В духовных ценностях отображены в большей мере не материальные (телесные), а психические (связанные с психическими состояниями и процессами) потребности. Духовные ценности влияют на психическое развитие человека, его познание и самопознание, самоопределение и самореализацию. Кроме того, духовные ценности есть абсолютными, признаются желанными и необходимыми. Со временем они не утрачивают своего значения, поэтому считаются вечными.

Духовность воплощает потребность жить и действовать «для другого» (для его блага). Реализоваться эта потребность может с помощью морали (с помощью норм поведения, которые ведут к достижению общего блага).

Моральные ценности - это ценности, которые конкретно выражают вкусы и особенности определенной эпохи или социальной группы. Их желанность и необходимость не являются такими очевидными, как духовных ценностей. Однако, среди функций моральных ценностей мы можем выделить довольно-таки важные функции для развития личности:

1. Экспрессивная (связанная с самоутверждением и самовыражением).

2. Адаптивная (состоит в приобретении умений удовлетворять потребности допустимыми в обществе методами и средствами).

3. Защитная («фильтры» моральных ценностей пропускают только ту информацию, которая не угрожает разрушением структуры личности).

4. Познавательная (направлена на стимулирование процесса усвоения моральних ценностей).

5. Координаторная (моральные ценности исполняют роль ориентира и регулятора деятельности, а также способствуют реализации человеком своих сил)

6. Гармонизаторная (нахождение гармонии с миром).

Возвращаясь к развитию моральных ценностей, мы не можем не указать, что этот процесс имеет свои особенности в разные возрастные периоды. Развитие в юности тоже отличается своей спецификой.

В юношеском возрасте оканчивается подростковый «бунт» против общепринятых правил и норм. В какой-то мере этому способствует окончание физического созревания, укрепление нервной системы, исчезновение чрезмерного нервного возбуждения и неуровновешенности. На ряду с возрастанием физической силы растет и творческая энергия, желание внести свой вклад в культуру общества. На данном этапе своего развития юноша способен не только усваивать духовные и моральные ценности, но и создавать свои собственные ценности, интегрируя их в общество в процессе профессионального становления во время учебной деятельности и прохождения профессиональной практики.

Профессиональное становление включает в себя не только усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, но также формирование и развитие профессиональной этики, профессиональных моральных ценностей.

Однако следует отметить, что в юношеском возрасте потребность в самоутверждении и самовыражении удовлетворяется чаще не в профессиональной деятельности, а в учебной деятельности и в общении. Что касается общения, то в этом возрасте оно становится более глубоким и интимным, а значит требует от личности не только эрудиции (важное качество для учебы и профессиональной деятельности), но и наличия моральных ценностей, которые проявляются в поведении как моральные качества, например, уважение, вежливость, понимание, альтруизм, совестность, ответственность и другии. Это не означает, что эрудиция и интелект не играют роли в развитии моральных ценностей. Личность с высоким уровнем развития моральных ценностей выбирает моральное поведение и деятельность сознательно, с помощью интелектуальных операций: делая моральный выбор, личность должна объяснить себе возникшую ситуацию, критически оценить свое поведение и поведение других. Для юной личности решение морально-этических проблем является актуальным процессом, и это снова связано с развитием интелектуальной сферы, с развитием абстрактного мышления и операции обобщения. Потребность найти «правильное» универсальное решение моральных проблем связана с другими актуальними потребностями юности, например, с потребностью найти свое место в мире, познать себя. Мир, в котором юная личность желает самореализовываться, должен отвечать ее моральным идеалам. Но в юношеском возрасте человек уже способен осознать разницу между идеальным и реальным (по нашому мнению, именно в юности это осознание самое глубокое). Избежать разочарований помогут моральные ценности: их развитие в конечном итоге поможет осознать, что не только мир должен быть идеальным, человек тоже должен стремиться к идеалу.

Мы считаем, что юность является сенситивным периодом для развития моральных ценностей, потому что окончание периода физического усовершенствования служит мощной основой для морального развития. Особенностью его в этот период является способность человека самостоятельно контролировать этот процесс и создавать собственные ценности, а кроме того интегрировать их в общество в процессе своей деятельности. Поэтому перспективной задачей, по нашему мнению, есть изучение механизмов развития моральных ценностей в юности.

Литература

1. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм / Ю.Г. Волков, - М.: Пресс-аспект, 1999. - 226 с.

2. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Сенс, 2002. - 167 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон, - М.: Академия, 1999. - 226с.

4. Олпорт Г. Становление личности/ Гордон Олпорт, - М.: Сенс, 2002. - 462 с.

5. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реан А.А., - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2002.

- 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.