Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИС ТА НАД ТЕКСТОМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИС ТА НАД ТЕКСТОМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРВЬЮ / СОБЕСЕДНИК / КОММУНИКАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / НАВЫКИ / МАКСИМЫ ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АУДИТОРИЯ / МЕДИАТЕКСТ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева И. А.

В статье рассматриваются основные способы и приемы в работе спортивного журналиста над своим медиатекстом. Стратегия журналиста заключается в использовании индивидуального профес-сионального поведения с опорой на классические знания и собственных наработок журналиста. В статье ууделяется внимание вопросам популяризации спорта и здорового образа жизни в Краснодарском крае среди школьников и людей пенсионного возраста. Автор исследует различные факторы, необходимые для успешного продукта своей деятельности - качественного спортивного медиатекста. Также аанализируются максимы общения. Внимание к развитию спорта и физическому воспитанию здоровой нации составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений государственной политики в России. На протяжении уже нескольких лет успешно реализуется множество программ по поддержке массового спорта среди населения, пропаганда его среди школьников и молодежи. Существуют также программы по вовлечению в ряды физкультурников лиц пенсионного возраста. Спортивные медиатексты часто не соответствуют тем задачам, которые ставит общество перед спортивной журналистикой. Отдельно автор останавливается на перспективах в работе спортивного журналиста над медиатекстом. К каждому материалу надо подходить индивидуально, принимая журналисту самому решение, какой жанр выбрать, как лучше осветить спортивную информацию, какие факты необходимо еще добавить и т.д. Такой точечный подход позволит сделать максимально выгодный с точки зрения восприятия материал. Необходимо искать новые темы для своих материалов, для популяризации здорового образа жизни искать новые приемы и применять их, писать о необычных увлечениях местных жителей, тем более, если они направлены на активный отдых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мальцева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE WORK OF A SPORTS JOURNALIST ON A TEXT: MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS (REGIONAL ASPECT)

The article discusses the main methods and techniques in the work of a sports journalist on his media text. The strategy of a journalist is to use individual professional behavior based on classical knowledge and the journalist's own developments. The article pays attention to the issues of popularization of sports and a healthy lifestyle in the Krasnodar Territory among schoolchildren and people of retirement age. The author explores various factors necessary for a successful product of his activity - a high-quality sports media text. The maxims of communication are also analyzed. Attention to the development of sports and physical education of a healthy nation is currently one of the priorities of state policy in Russia. For several years now, many programs have been successfully implemented to support mass sports among the population, its promotion among schoolchildren and youth. There are also programs to involve people of retirement age in the ranks of physical education. Sports media texts often do not correspond to the tasks that society sets for sports journalism. Separately, the author dwells on the prospects in the work of a sports journalist on a media text. It is necessary to approach each material individually, making a decision for the journalist himself, which genre to choose, how best to cover sports information, what facts need to be added, etc. Such a point approach will make it possible to make the most profitable material from the point of view of perception. It is necessary to look for new topics for your materials, to popularize a healthy lifestyle, to look for new techniques and apply them, to write about unusual hobbies of local residents, especially if they are aimed at active recreation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИС ТА НАД ТЕКСТОМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

УДК: 82; 659.44; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_209

Мальцева И.А.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИС ТА НАД ТЕКСТОМ:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Maltseva I.A.

THE SPECIFICS OF THE WORK OF A SPORTS JOURNALIST ON A TEXT: MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS (REGIONAL ASPECT)

Ключевые слова: спортивная журналистика, интервью, собеседник, коммуникация, активность журналиста, навыки, максимы общения, психологическое воздействие, аудитория, медиатекст, популяризация спорта и здорового образа жжизни.

Keywords: sports journalism, interview, interlocutor, communication, journalist activity, skills, communication maxims, psychological impact, audience, media text, popularization of sports and healthy lifestyle.

Аннотация: В статье рассматриваются основные способы и приемы в работе спортивного журналиста над своим медиатекстом.

Стратегия журналиста заключается в использовании индивидуального профессионального поведения с опорой на классические знания и собственных наработок журналиста. В статье ууделяется внимание вопросам популяризации спорта и здорового образа жизни в Краснодарском крае среди школьников и людей пенсионного возраста. Автор исследует различные факторы, необходимые для успешного продукта своей деятельности -качественного спортивного медиатекста. Также аанализируются максимы общения. Внимание к развитию спорта и физическому воспитанию здоровой нации составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений государственной политики в России. На протяжении уже нескольких лет успешно реализуется множество программ по поддержке массового спорта среди населения, пропаганда его среди школьников и молодежи. Существуют также программы по вовлечению в ряды физкультурников лиц пенсионного возраста.

Спортивные медиатексты часто не соответствуют тем задачам, которые ставит общество перед спортивной журналистикой. Отдельно автор останавливается на перспективах в работе спортивного журналиста над медиатекстом. К каждому материалу надо подходить индивидуально, принимая журналисту самому решение, какой жанр выбрать, как лучше осветить спортивную информацию, какие факты необходимо еще добавить и т.д. Такой точечный подход позволит сделать максимально выгодный с точки зрения восприятия материал. Необходимо искать новые темы для своих материалов, для популяризации здорового образа жизни искать новые приемы и применять их, писать о необыч-ныхувлечениях местных жителей, тем более, если они направлены на активный отдых.

Abstract: The article discusses the main methods and techniques in the work of a sports journalist on his media text.

The strategy of a journalist is to use individual professional behavior based on classical knowledge and the journalist's own developments. The article pays attention to the issues of popularization of sports and a healthy lifestyle in the Krasnodar Territory among schoolchildren and people of retirement age. The author explores various factors necessary for a successful product of his activity - a high-quality sports media text. The maxims of communication are also analyzed. Attention to the development of sports and physical education of a healthy nation is currently one of the priorities of state policy in Russia. For several years now, many programs have been successfully implemented to support mass sports among the population, its promotion among schoolchil-

dren and youth. There are also programs to involve people of retirement age in the ranks ofphysi-cal education.

Sports media texts often do not correspond to the tasks that society sets for sports journalism. Separately, the author dwells on the prospects in the work of a sports journalist on a media text. It is necessary to approach each material individually, making a decision for the journalist himself, which genre to choose, how best to cover sports information, what facts need to be added, etc. Such a point approach will make it possible to make the most profitable material from the point of view ofperception. It is necessary to look for new topics for your materials, to popularize a healthy lifestyle, to look for new techniques and apply them, to write about unusual hobbies of local residents, especially if they are aimed at active recreation.

В наши дни спорт является важной составляющей жизни почти любого человека. Спортивные репортажи приобрели серьезное значение в информировании населения и пропаганде здорового образа жизни. Количество спортивной информации в эфире неуклонно растет, что говорит о том, что данная сфера востребована широкой аудиторией, которая с каждым годом только увели-чивается1.

Спортивная журналистика сегодня занимает особое место в иерархии журналистики в целом. В последние годы в нашей стране состоялось большое количество серьезных спортивных состязаний, таких как XXVII Всемирная летняя Универсиада -2013, Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году, который проходил сразу в нескольких городах России, Кубок «Первого канала» по хоккею в 2021 году, Кубок «Первого канала» по фигурному катанию в январе 2022 года, где участниками были многие зарубежные команды.

Спартакиада пенсионеров России - это одно из масштабных и значимых событий в отечественном спорте, которое проводится с целью привлечения пенсионеров к регулярным занятиям физической культурой и спортом в субъектах России. Наблюдается активизация деятельности региональных отделений Союза пенсионеров России, других общественных организаций по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с людьми старшего возраста. Практически каждый регион России принимает в ней уча-

1 Мальцева И.А. О взаимодействии корреляции «адресант-адресат» в радиодискурсе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1. том 1. 2022. С. 77-88. Б01: 10.51965/20767919_2022

1 1 77

стие. Организаторами спортивного мероприятия выступают Союз пенсионеров России, Министерство спорта России, Министерство труда и социальной защиты РФ.

Спартакиада проводится в три этапа: отборочные соревнования в муниципальных образованиях, в субъектах Российской Федерации и финальные соревнования, которые проходят в одном из крупных городов России. В Спартакиаде принимают участие до 70 субъектов Российской Федерации с общим количеством участников 600 и более спортсменов-любителей. Традиционно она проводится по нескольким видам спорта: настольный теннис, плавание, легкая атлетика, комбинированная эстафета, стрельба, шахматы, дартс, прием нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Кубанские пенсионеры активно принимают участие в данных состязаниях и занимают призовые места. Краснодарский край всегда формирует команду на Всероссийскую спартакиаду среди пенсионеров. Участвуют команды из 22 муниципальных образований. Организаторы Спартакиады -Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края и Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Краснодарскому краю.

По частым публикациям в прессе, причем не только спортивной, как, например, журнал «Стадион для любителей и профессионалов» или газета «Советский спорт», но и в общественно-политической, например, «Вольная Кубань», «Кубанские новости», «Комсомольская правда. Кубань», наибольший интерес у зрителей вызывают соревнования по легкой атлетике, шахматам и настольному теннису.

Пристальное внимание к сфере спорта, в том числе и к спортивной журналистике со стороны государства, способствует тому, что в последнее время еще больше внимания уделяется укреплению материальной базы, в большом количестве проводятся различные турниры и состязания. Все это находит отражение во многих спортивных проектах как федерального значения, так и регионального, активно освещается в средствах массовой информации1. Именно поэтому рассмотрение спорта как инструмента для формирования общественного мнения сейчас как никогда актуально.

Спорт - это зрелище, которое всегда привлекало на стадионы миллионы людей. И когда у этих «миллионов» появилась возможность получить любимое зрелище «с доставкой на дом», спортивное телевидение превратилось в один из основных вещательных продуктов. Спортивное телевидение -одно из старейших и востребованных жанров вещания. Как только появилась возможность прямого эфира, трансляции важнейших спортивных событий заняли прочное место на голубых экранах2.

Поддержка и развитие массового спорта уже давно стали нормой для большинства властных структур во всех уголках Краснодарского края. И это еще раз подтвердили Сельские спортивные игры Кубани, которые в этом году на Кубани прошли в двадцатый раз.

В Краснодарском крае существует своя Федерация городошного спорта. Ее возглавляет Заслуженный мастер спорта России, четырехкратный чемпион мира и восьмикратный Европы городошному спорту Василий Михайлович Духанин3. Здесь очень сильны традиции и, к сожалению, мало кому известен тот факт, что совместно с Москов-

1 Войтик Е.А. Коммуникативные технологии активизации аудитории на местных телеканалах // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всероссийской научно-прак-тической конференции с международным участием, Екатеринбург, 19 мая 2017 года. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 102-105.

2 Скорятин В.И. «Техника спортивного интервью» // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Сол-ганик. М., 1989. С. 98.

3 Банников А.М., Кескинов Г.К. Олимпийская ле-

топись Кубани. Краснодар. 2000. - 422 с.

ской федерацией городошного спорта, краевой федерацией и местным детским садом № 1 была разработана программа занятий городками для дошкольных учреждений в

4 4

этом районе . А ведь это повод сделать отдельный материал на эту тему или использовать данный факт в других статьях или сюжетах, посвященных Ленинградскому району Краснодарского края.

Станица Ленинградская уже давно получила статус городошной столицы Краснодарского края, но журналисты, готовящие и публикующие в своих СМИ материалы о спортивной базе Ленинградского района, не спешат говорить об успехах местных жителей в городошном спорте. Видимо, журналисты просто об этом не знают.

В спортивной журналистике получение важных и интересных фактов о том или ином районе позволило бы журналисту сделать интересный материал, эксклюзивный, имеющий важное значение не только в плане информационной поддержки района, но и важное стратегическое значение с учетом патриотической составляющей и популяризации спорта. Упоминание об определенных дисциплинах, популярных в районе или имеющих для местных жителей важное значение, ни в коем случае нельзя обходить стороной.

На наш взгляд, их нужно выносить на первый план, больше уделять им внимание со стороны журналиста, пестовать, рекламировать. Местные жители, читая материал о своем районе и видя, что журналист упомянул о спорте, культивирующемся на их малой родине, пусть это будет даже несколько строк, все равно обязательно порадуются, испытают положительные эмоции, дадут прочитать другим своим знакомым, расширяя тем самым аудиторию.

Приведем пример публикации в журнале «Стадион для любителей и профессионалов», которая, мы полагаем, написана качественно и грамотно с точки зрения спортивной и практической журналистики5. Тема данного материала - проведение в станице

4 Несут в массы культуру и физкультуру // Журнал «Стадион для любителей и профессионалов», № 44. Краснодар. 2013. С. 21-23.

5. Сделано с душой // Стадион для любителей и профессионалов. № 52. Краснодар. 2016. С. 44-47.

Ленинградской соревнований по мотокроссу. Этот вид спорта здесь тоже любят наравне с городками, и даже была построена трасса для мотокросса очень высокого качества, позволяющая проводить соревнования не только краевого уровня, но и российского. Главный информационный повод для поездки в станицу Ленинградскую было проведение сразу нескольких соревнований -III этапа первенства и IV этапа чемпионата Краснодарского края по мотокроссу, третий этап первенства и чемпионата Южного Федерального округа и Кубок Мотоциклетной федерации Краснодарского края.

Заголовок материала «Сделано с душой» продуман и четко отражает основную мысль автора - построенная трасса - качественная и сделана с любовью к своим станичникам, к будущим чемпионам и активным болельщикам. Не зная еще имени главного вдохновителя спортивного «подарка», автор, начиная с заголовка, настраивает читателя на приятное прочтение материала и выражает свое личное мнение к герою мате-риала1.

В лиде можно прочитать историю появления мотоцикла, что позволит освежить в памяти давно забытую информацию самим спортсменам и активным болельщикам и узнать новое впервые «попавшим» на соревнования по мотокроссу читателям журнала «Стадион»:

Прадед современного гоночного мотоцикла появился на свет в конце девятнадцатого века в образе деревянной машины для верховой езды. Она была снабжена ременной передачей и одноцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом в 264 см . Масса агрегата равнялась 50 килограммам, которые «неслись» со скоростью аж 12 км/ч! Современные байки совсем не похожи на своего предшественника - ни видом, ни весом, ни поведением. Одно их только роднит - непреодолимое стремление хозяев покорять все новые и новые скорости...

1 Мальцева И.А. Манипулятивные способы воздействия на аудиторию в контексте спортивного ме-диадискурса (на примере федерального телеканала «Матч-ТВ») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 8 (74). № 1. Симферополь. 2022. С. 177-187.

Материал разбит на подзаголовки, которые направлены на привлечение читателя, запоминаются ему и расставляют акценты на отдельную историю из спортивной жизни Ленинградского района. «Какой русский не любит быстрой езды?», «Спасибо за подарок», «Обогнал президента», «Отметили корректность».

В первом подзаголовке идет речь об истории становления мотокросса в нашей стране, подается информация в легкой и доступной форме, приводятся интересные факты. Во втором подзаголовке читатель знакомится с руководителем местного предприятия «Век» Владимиром Евсигнеевым, который построил здесь великолепную трассу для мотокросса. В отличие от многих шаблонных текстов, когда делается материал о каком-то спонсоре или благотворителе и журналисты чаще пишут тексты в хвалебной форме, цитируя эпитеты и сравнения из других подобных материалов. «Вы такой щедрый человек!», «Потратили столько денег», «Присутствие спонсора на празднике вызвало бурю аплодисментов» и т.д.

Мы хотим подчеркнуть, что очень много людей, действительно, вкладывающих средства в строительство спортобъектов, очень скромные и не любят, когда им поют дифирамбы. Это вызывает у них отрицательную установку на того или иного журналиста. Поэтому с восхвалением благотворителя надо быть аккуратным и очень дози-рованно использовать слова, подчеркивающие важность его поступка для общества. Можно, например, выразить точку зрения на строительство объекта компетентного человека, мнение которого важно и авторитетно. В нашем случае это комиссар проводимых соревнований Борис Суслонов.

С помощью комментария главного судьи состязаний автор публикации «Сделано с душой» подчеркнула сопричастность события с помощью заголовка материала, но также дала подробности, как «выросла» из мусорной свалки спортивная трасса, отвечающая всем требованиям. И все это написано, повторимся, в мягкой манере, чтобы создавать у читателя атмосферу душевного тепла и сопричастности к событию. Таким образом, формируется положительный образ

руководителя местного предприятия «Век» Владимира Евсигнеева.

«...человек делал ее с душой. Старался. Когда-то это была мусорная свалка, он ее вычистил и привел в порядок. Всю трасу сначала просыпал землей, потом хорошим уровнем песка. А это большие капиталовложения. Но из-за такого «винегрета» трасса получилась прекрасная. Владимир Алексеевич человек широкой души, он делает большое благородное дело. Я бы очень хотел, чтобы его база развивалась, и на ней часто слышался гул моторов и крики болельщиков».

Такой текст, мы уверены, не останется без внимания со стороны читателей, особенно из числа местной аудитории. В подзаголовке «Обогнал президента» автор повествует о результатах состязаний, а в последнем, завершающем подзаголовке «Отметили корректность» идет небольшое лирическое отступление самого автора материала и небольшое интервью с комиссаром соревнований Борисом Суслоновым. Задано всего два вопроса, но они оба интересные, ни в коем случае не избитые, дающие возможность получить развернутый ответ. Поэтому всегда необходимо следить за грамотностью речи со стороны журналиста и выстраивать диалог с учетом правил русского языка1.

Мы считаем, что, делая материал о соревнованиях, не стоит задавать однотипные вопросы: «Кто победил?», «Кто отличился?» и т.д. Всегда можно иначе сформулировать вопрос, расширить его, добавить авторскую позицию, приветствуется и юмор, если он уместен в конкретном случае.

Лишний раз упоминание и подчеркивание важности малой родины в воспитании будущих чемпионов только станет стимулом для внедрения патриотизма в умы подрастающего поколения. Юные спортсмены, как читатели (а они обязательно прочтут этот текст, в районах отношение к прессе особое, особенно спортивной - Прим. автора), непременно ощутят гордость за свой район,

1 Лебединская В.Г. К вопросу поиска языковых универсалий в условиях поликультурного региона. // Учитель в системе современного антропологического знания. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2016. С. 477-481.

о котором пишут журналисты краевых изданий. Использование наблюдения помогло автору выстроить материал максимально эффективно с точки зрения воздействия на адресата.

Мы считаем важным и упоминание в спортивном тексте информации об именах и фамилиях из числа спортсменов, особенно для подрастающего поколения. Так как это будет иметь еще стратегическое значение: таким образом происходит усиление эффекта воздействия на аудиторию2. По нашему мнению, воздействие от такого материала удваивается. Гордость самого ребенка или подростка, потому что о нем написали в газете или журнале, его показали по телевизору в сюжете, чаще всего такая реакция выступает стимулом для новых свершений в области спорта.

По нашим наблюдениям, такие дети увеличивают свои способности в спорте, становятся дисциплинированными и стремятся достичь новых высот. К тому же не двигаться вперед такие адресаты уже не могут, они чувствуют себя «видимыми» для прессы, а значит, будут стараться улучшать свои показатели.

Спортивная журналистика в крае не так развита, как должна быть, на наш взгляд. Практически отсутствует конкуренция между спортивными печатными СМИ. Газета «Советский спорт» много лет имела региональную вкладку, на страницах которой печатались материалы, касающиеся спорта нашего региона. Сейчас такого вкладыша уже нет. Из спортивных газет стоит отметить еще «Независимую спортивную газету».

Из журнальной прессы можно выделить журнал «Стадион для любителей и профессионалов», который в достаточной мере уделял вниманию спорту и физической культуре, их пропаганде среди населения. На страницах краевых общественно-политических газет «Вольная Кубань», «Краснодарские известия», «Кубанские но-

2 Мальцева И.А. Популяризация киберспорта как спортивной дисциплины: медийный аспект // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1. том 1. Тольяти. 2022. С. 89-97. Б01: 10.51965/ 20767919 2022 1 1 89.

вости» выходят отдельные спортивные материалы или новости короткой строкой.

На «Кубань 24» много лет существует программа «Факты спорт». На ГТРК «Кубань» тоже выделяют эфирное время спортивным новостям и сюжетам. Среди интернет-СМИ, мы считаем, выделяется интернет-портал «Кубанский спорт»1. Каждое из перечисленных СМИ занимает свою нишу в спортивной сфере. Есть примеры, когда журналисты старались отобразить факты с помощью разных выразительных средств, чтобы материал был интересен широкому кругу читателей. Несмотря на то, что спортом интересуется определенная часть населения, задача журнала - приблизить спортивную тематику максимально близко к своему адресату, пропуская текст через свое личное восприятие. То есть делать акцент на определенных моментах.

Сегодня в спортивной журналистике представлен еще один художественно-публицистический способ отражения спортивной жизни - коломнистика. Авторская колонка в журнале или в газете - одна из форм проявления мастерства спортивного журналиста. Свои колонки имели Елена Вайцеховская и Александр Беленький в газете «Спорт - Экспресс», Юрий Цыбанев - в «Советском спорте»2. У региональных СМИ таких колонок, связанных именно со спортом, к сожалению, нет.

Использование различных художественно-публицистических жанров позволит максимально интересно, разнообразно представить спортивную информацию адресату любого средства массовой информации.

Н.Н. Кохтев в статье «Эффективность языка спортивных материалов» пишет: «Характерное использование языковых средств, манера выбора и употребление слов и конструкций выделяют произведения многих замечательных публицистов. Их работы демонстрируют богатейший арсенал стилисти-

1 Бурмистрова И.А., Абрамова Г.А. Печатные СМИ в эпоху социальных сетей и интернета // Традиции и инновации в массовой коммуникации. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 158-161.

2 Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная жур-

налистика. М.: Юрайт, 2014. - 427 с.

ческих приемов, которые позволяют живым слово воздействовать на читателя»3.

Социальная значимость спорта, интерес к нему, вызванный непредсказуемостью результатов, постоянной интригой, присущей соревнованиям и привлекающей внимание болельщиков, делают спорт привлекательным для освещения его проблем журналистами различных изданий, для репортажей о наиболее значимых соревнованиях. Особенно если речь идет об освещении Олимпийских игр.

О паралимпийцах и о спортивном движении инвалидов необходимо, на наш взгляд, рассказывать в СМИ, максимально подчеркнув при этом мужество этих людей и значимость для всей страны их победы. Эта тема очень актуальна, особенно в наши дни, после того, как российская паралимпийская сборная в этом году не смогла выступить на Олимпиаде в Пекине. Мы считаем, что на страницах краевых и федеральных СМИ должны быть регулярными статьи о спортсменах с ограниченными возможностями, чтобы у общества формировать правильную позицию по отношению к ним.

С каждым годом увеличивается количество спортивных каналов, а это значит, что телевизионное искусство продолжает совершенствоваться и искать новые подходы к спортивной телережиссуре, журналистике. Тема диалогового характера спортивных передач как мотивация массовой аудитории очень востребована среди журналистов, специализирующихся на спортивной тематике. Для повышения диалогизации собственных текстов спортивные журналисты стремятся подготовить материал с учетом фактора двойного адресата.

Спортивные репортажи вызывают столь высокий интерес многочисленной аудитории, что становятся важными объектами. Действительно, перед экраном собираются сотни тысяч болельщиков, и переданная информация сразу доходит до многочисленной целевой аудитории.

Телерынок города Краснодара представляет собой развитый рынок с большим количеством федеральных телекомпаний. В

3 Кохтев, Н. Н. Эффективность языка спортивных материалов // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Солганик. - М., 1989. С. 192.

большинстве населенных пунктов Краснодарского края можно увидеть следующие телекомпании: ГТРК «Кубань» («Россия 1» и «Россия 24»), «Кубань 24», МТРК «Краснодар»1.

На «Кубань 24» можно посмотреть передачи, касающиеся истории края, они могут носить как информационный, так и рекламный характер, чего не хватает, на наш взгляд, ГТРК «Кубань». Помимо вышеперечисленных телевизионных проектов, «Кубань 24» предлагает сразу несколько отдельных спортивных программ. Ни один телеканал в крае не может перечислить столько телепродукта, сколько делают местные журналисты. Это «Край спортивный», «Спорт. Итоги», «Факты. Спорт», «Спорт. Личность». Нехватки в спортивной информации кубанский зритель здесь не наблюдает.

Если мы зайдем в Интернете на новостную ленту сайта «Кубань 24» (https://kuban24.tv/news/sport), то можно прочитать спортивную информацию, которая постоянно обновляется по несколько раз в день2. Перечислим телевизионные спецпроекты ГТРК «Кубань»: «Одним днем», «Вести. Интервью», «Вести. Финансы», «Всем миром», «Жить в южной столице», «История человека», «Краснодар City», «Специальный репортаж», «Территория культуры»3. На страничке канала в Интернете в спортивном разделе (https://kubantv.ru/sport) тоже можно

1 Сомова Е.Г. Новые речевые процессы в современных массмедиа // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С.33-37.

2 kuban24.tv [Электронный ресурс] https://www. kuban24.tv (дата обращения 10.01.2022).

3 kubantv.ru [Электронный ресурс] https://www. irecommend.ru (дата обращения 10.01.2022).

прочитать спортивную информацию, но отдельных программ, посвященных спорту, мы наблюдать не можем.

Социокультурная роль спорта формирует серьезную ответственность со стороны журналистов. Победители состязаний становятся известными всему миру, многие из них превращаются в кумиров, в образцы для подражания. Поэтому крайне важно как можно чаще освещать спортивные события, готовить интервью со спортсменами, делать очерки, прибегая к смешению разных жанров для улучшения освещения материала и для повышения вопросов диалогичности в тексте.

По нашему убеждению, к каждому материалу надо подходить индивидуально, принимая самому решение, какой жанр выбрать, как лучше осветить спортивную информацию, какие факты необходимо еще добавить и т.д. Такой точечный подход позволит сделать максимально выгодный с точки зрения восприятия материал. Необходимо искать новые темы для своих материалов, для популяризации здорового образа жизни искать новые приемы и применять их, писать о необычных увлечениях местных жителей, тем более, если они направлены на активный отдых.

Как, например, в станице Марьянской, местные любители хоккея решили создать команду из любителей этого вида спорта и проводить турниры, даже не имея льда. Журналист должен быть разносторонним и стараться знать о своем районе максимально все из разных сфер: социальной, аграрной, политической, экономической и т.д. Только тогда можно быть самому востребованным спортивным журналистом среди спортсменов и быть специалистом в своем деле.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, К.А., Ильченко, С.Н. Спортивная журналистика. М.: Юрайт, 2014. - 427 с.

2. Банников, А.М., Кескинов, Г.К. Олимпийская летопись Кубани. Краснодар. 2000. -

422 с.

3. Бурмистрова, И.А., Абрамова, Г.А. Печатные СМИ в эпоху социальных сетей и интернета // Традиции и инновации в массовой коммуникации. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2021.

4. Войтик, Е.А. Коммуникативные технологии активизации аудитории на местных телеканалах // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всерос-

сийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 19 мая 2017 года. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.

5. Кохтев, Н.Н. Эффективность языка спортивных материалов // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г. Я. Солганик. - М., 1989.

6. Лебединская, В.Г. К вопросу поиска языковых универсалий в условиях поликультурного региона. // Учитель в системе современного антропологического знания. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобры-шова, Е.Г. Пономарева. 2016.

7. Мальцева, И.А. Манипулятивные способы воздействия на аудиторию в контексте спортивного медиадискурса (на примере федерального телеканала «Матч-ТВ») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 8 (74). № 1. Симферополь. 2022.

8. Мальцева И.А. О взаимодействии корреляции «адресант-адресат» в радиодискурсе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1. том 1. 2022. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_77.

9. Мальцева, И.А. Популяризация киберспорта как спортивной дисциплины: медийный аспект // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1. том 1. Тольяти. 2022. С.89-97. D0I: 10.51965/20767919_2022_1_1_89.

10. Несут в массы культуру и физкультуру // Журнал «Стадион для любителей и профессионалов». № 44. Краснодар. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сделано с душой // Стадион для любителей и профессионалов. № 52. Краснодар.

2016.

12. Сомова, Е.Г. Новые речевые процессы в современных массмедиа // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2021.

13. Скорятин, В.И. «Техника спортивного интервью» // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Солганик. М., 1989.

14. kubantv.ru [Электронный ресурс] - https://www. irecommend.ru (дата обращения 10.01.2022).

15. киЬап24^у [Электронный ресурс] - https://www. киЬап24^у (дата обращения 10.01.2022).

Дата поступления: 24.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.