Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕЖИССЕРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА'

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕЖИССЕРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
962
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ / РЕЖИССЁР ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА / АКТЁР-ЛЮБИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рашина Т.О., Плёхова В.В., Медведева Н.М.

В данной статье представлена попытка рассмотреть педагогическую составляющую работы режиссёра любительского театра. Авторы приходят к выводу, что режиссёр любительского театрального коллектива не только художественный руководитель, реализующий идеи и замысел спектакля и организующий репетиционный процесс, но, прежде всего, он - педагог, постоянно воспитывающий актёра-любителя, формирующий его творческую индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE WORK OF AN AMATEUR THEATER DIRECTOR

This article presents an attempt to consider the pedagogical component of the work of an amateur theater director. The authors come to the conclusion that the director of an amateur theater group is not only an artistic director who implements the ideas and intent of the performance and organizes the rehearsal process. First of all, he is a teacher who constantly educates an amateur actor, forms his creative personality.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕЖИССЕРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА»

УДК 792.077

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕЖИССЕРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА

Т.О. Рашина1), В.В. Плёхова2), Н.М. Медведева3)

1,2,3) Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: 27luna@rambler.ru 2)e-mail: veronika-nika76@mail.ru 3)e-mail: N5303102@yandex.ru

В данной статье представлена попытка рассмотреть педагогическую составляющую работы режиссёра любительского театра.

Авторы приходят к выводу, что режиссёр любительского театрального коллектива не только художественный руководитель, реализующий идеи и замысел спектакля и организующий репетиционный процесс, но, прежде всего, он - педагог, постоянно воспитывающий актёра-любителя, формирующий его творческую индивидуальность.

Ключевые слова: театральная педагогика, задачи, принципы и методы, режиссёр любительского театра, актёр-любитель, педагогическое мастерство.

Искусство режиссёра неразрывно связано с умением донести режиссёрский замысел до каждого участника сценического действия. Реализация этих ключевых режиссёрских обязанностей предполагает обучение и воспитание актёра и, соответственно, обуславливает применение педагогических методов в режиссёрской практике. Очевидно, что режиссура педагогична по своей природе.

Это одинаково справедливо, как для профессионального, так и для любительского театра. Однако руководителю любительского театрального коллектива неминуемо приходится учитывать тот факт, что, в большинстве своем, актёры-любители не подготовлены изначально, не имеют актёрских навыков сценического перевоплощения. Весь процесс подготовки спектакля в любительском театральном коллективе, по существу, становится своеобразной актёрской школой. Соответственно, роль режиссёра любительского театра как педагога существенно возрастает, что, несомненно, подчёркивает актуальность данной темы.

Значимость педагогической направленности работы режиссёра любительского театра обусловлена ещё и тем, что педагогический

момент режиссёрской работы не заканчивается этапом становления коллектива, напротив, педагогическая составляющая работы режиссера пронизывает весь творческий процесс любительского театрального коллектива. Необходимость продолжать процесс воспитания актёра, следить за тем, чтобы каждый новый спектакль и весь процесс работы над ним становился бы своеобразной школой, раскрывал индивидуальность актёра - это долг режиссёра. В этой работе, оттачивая грани актёрского мастерства, исполнитель-любитель под руководством опытного режиссёра, владеющего методами театральной педагогики, каждый раз чему-то учится, что-то открывает, от чего-то отказывается. Таким образом, на всём протяжении жизни любительскому коллективу нужна умелая рука режиссёра-педагога.

Именно поэтому любительский театральный коллектив нуждается в профессиональной подготовленности режиссёра, владеющего методологией театральной педагогики. Следовательно, мы можем уверенно утверждать, что утрата режиссёром любительского театра роли педагога недопустима.

Умелое применение методов театральной педагогики в режиссёрской практике руководителя любительского театрального коллектива оказывает на участника коллектива значительное педагогическое воздействие, расширяет возможности актёра-любителя на всех этапах перевоплощения.

На этом основании целью данного исследования является обоснование значимости применения театральной педагогики в работе режиссёра любительского театра.

Соответственно, задачами исследования, поставленными для достижения заявленной цели, являются: определить понятие, принципы, цели, задачи и методы театральной педагогики, особенности их применения в любительском театре; выявить педагогические методы воспитания актёра-любителя в процессе создания спектакля; рассмотреть педагогическую направленность режиссёрской практики руководителя любительского театра.

Теоретические основы театральной педагогики изложены в трудах К.С. Станиславского. Осмысление системы К.С. Станиславского с позиции педагогического воздействия на актёра представлено в работах Н.А. Абалкина, Н.М. Горчакова. К вопросам педагогики в режиссуре в

разной степени обращались такие режиссёры и театральные деятели, как: П. Брук, А. Гончаров, Е. Гротовский, П. Ершов, А. Кацман, М. Кнебель,

A. Попов, Г. Товстоногов, П. Фоменко, М. Чехов, А. Эфрос, Е. Вахтангов,

B. Мейерхольд.

Специфика театра как вида искусства заключается в том, что каждая постановка спектакля является новой мистерией, новой действительностью, в которой каждый раз происходит преобразование всех её участников - исполнителей ролей. И здесь режиссёрская практика не ограничивается только разработкой замысла и решением только постановочных задач, участие в спектакле обязательно предполагает ещё и формирование личности и творческой индивидуальности актёра на всех этапах творческого сценического процесса.

Подтверждением этой мысли может служить известное в истории режиссуры утверждение В.И. Немировича-Данченко о режиссёре. Он говорил о том, что «...режиссёр - существо трехликое:

1) режиссёр-толкователь; он же - показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссёром-актёром или режиссёром-педагогом;

2) режиссёр - зеркало, отражающее индивидуальные качества актёра, и

3) режиссёр - организатор всего спектакля» [1, с. 256].

Как мы видим из цитаты, природу режиссёра-педагога В.И. Немирович-Данченко поставил на первое место, определив театральной педагогике главенствующую роль в практике режиссёра.

В современной научной практике под театральной педагогикой понимают практическое применение современной психологии и педагогики искусства, выраженной в формировании индивидуальности актёра, развитии его личностного дарования.

Педагог (греч. - ведущий мальчика, воспитатель) - это лицо, занимающееся профессионально воспитательной и преподавательской деятельностью, работой. Работа артиста над ролью всегда нова и всегда является обучением и воспитанием, обеспечивающим некий общекультурный, духовный рост личности [2, с. 186].

Педагогикой в режиссуре является не столько «автоматическое» обучение исполнителя приёмам актёрского мастерства, сколько вовлечение его в многомерный мир театрального искусства, ориентированность режиссёра на личность актёра, что, согласно

утверждениям В.И. Немировича-Данченко, и выражается в том, что «режиссёр-зеркало». Важнейшей способностью режиссера В.И. Немирович-Данченко называет умение точно чувствовать индивидуальность актёра. Он должен уметь и чутко «следовать за волей актёра», и в то же время умело, осторожно, не навязывая свою волю, «направлять её» [1, с. 257].

К.С. Станиславский - выразитель идеи превосходства индивидуальности актёра над драматургией, дал очень точную характеристику педагогической сущности режиссёрского мастерства. Он называет режиссера учителем, психологом и физиологом, знающим и понимающим психологию актёра: «Когда нужно, он умеет прятать и показывать себя...». По мысли К.С. Станиславского, именно переживания артистов оказывают наибольшее влияние на зрителя, волнуют его, глубоко проникают в душу: «Не режиссёрская постановка, а они вскрывают сердечные глубины артистов и зрителей для их взаимного слияния» [3, с. 502-503].

Современная театральная педагогика, зародившаяся на рубеже XX-XXI вв. как следствие коренных перемен в театральном искусстве, а именно замены актёрского театра режиссёрским, - относительно молодая прикладная наука, ставшая выражением идеи новой режиссуры.

Тем не менее, базис современной театральной педагогики зиждется на законах театрального искусства, открытых реформатором театра, режиссёром-педагогом К.С. Станиславским, сутью которых является анализ и понимание психофизических процессов актёра и его творчества и воспитание актёра в соответствии с этими законами. Современная школа педагогических знаний о театре, пополняясь методологическим опытом последователей К.С. Станиславского (Е. Гротовский, П.М. Ершов, Г.А. Товстоногов и др.), приоритетным оставляет положение о необходимости соблюдения педагогических принципов воспитания актёра.

Современный режиссёр, перестав быть просто постановщиком и став автором спектакля, неминуемо нуждается в актёрах, не «читающих текст» со сцены, а живущих на сцене подлинно и правдиво. Великих режиссёров XX в., сумевших создать педагогическую модель воспитания нового актёра (К.С. Станиславский) и претворить её в жизнь (он и его

последователи), сегодня по праву называют выдающимися театральными педагогами.

Став, практическим выражением новых идей и представляя собой логически выстроенный процесс воспитания и обучения актёра, театральная педагогика провозгласила ряд принципов: событийности, проживания, личного творческого действия, импровизации -определивших основные методы воспитания актёра, которые, в свою очередь, распадаются на соответствующие приёмы и упражнения. Комплекс этих методов и упражнений являет собой богатейший кладезь знаний о природе физических действий, о единстве физического и психологического начала, работе с ассоциациями и развитии восприятия, импровизационного самочувствия, актёрской индивидуальности и т. д., -всё, без чего невозможна сегодня актёрская деятельность, как профессиональная, так и любительская.

Результатом применения основополагающих принципов театральной педагогики в режиссёрской практике становятся объединение чувственного, эмоционального и интеллектуального восприятия актёра-любителя, раскрытие и совершенствование его внутреннего природного потенциала, управление им в соответствии с законами сценического искусства [7].

Каждый из педагогических методов имеет в своей структуре ряд педагогических приёмов.

Педагогическая направленность режиссёрской практики руководителя любительского театра выражается в необходимости обучать и воспитывать неподготовленных участников театрального любительского коллектива, что повышает ответственность руководителя не только за успешность постановки конкретных спектаклей, но и за существование коллектива как такового [4].

От того, насколько квалифицирована педагогическая составляющая режиссёрской деятельности, напрямую зависит успешность постановки и качество самой режиссуры, поскольку интересные, неожиданные, правдивые образные и действенные решения спектакля возможны лишь при гармоничном существовании на сцене актёров, тонко чувствующих режиссёрский замысел. Отсюда, качество театральной педагогики обуславливает нравственное содержание режиссёрской работы в театральном коллективе. В этом отношении М.О. Кнебель в своих

воспоминаниях говорит о педагогическом мастерстве В.И. Немировича-Данченко, который прежде всего говорил о моральном, нравственном аспекте театральной педагогики. Главенствующей задачей режиссера он видел неустанное стремление «облагораживать вкус, бороться с дурными привычками, самолюбием, а также в умении простить, наставить и требовать, неустанно следить за взращиванием живого и подлинного существования у актёра, того, что приближает актёра к сценической правде» [6, с. 9].

На этом основании задачи современной театральной педагогики возможно сформулировать следующим образом: формирование творческого коллектива как команды единомышленников; развитие личного творческого потенциала актёра; развитие у актёра партнерских качеств, навыков взаимодействия на сцене.

Следует отметить, что принципы театральной педагогики одинаково справедливы как для профессиональной, так и для любительской сцены. При этом педагогические задачи, стоящие перед руководителем любительского театра, в целом, идентичны вышеперечисленным, однако, дополняются и варьируются в зависимости от уровня подготовленности (чаще неподготовленности) актёров-любителей, их возрастной категории, от цели и идеи создания любительского коллектива. Профессиональная неподготовленность актёров любительского театра, прежде всего, требует от руководителя дополнительных педагогических усилий в режиссёрской практике и постоянного совершенствования методов и приёмов театральной педагогики. Очень правильную мысль о процессах преподавания и обучения выразил преподаватель из университета Коста-Рики Джоннатан Салас Альварадо в своей статье «Использование театральных и драматических приёмов для развития навыков разговорной речи в классе английского языка», которую можно применить к театральной педагогике, и которая подтверждает предыдущее наше высказывание. Он высказал мысль о том, что учителю необходимо постоянно пробовать новые методы и приёмы, чтобы добываться нужного эффекта, чтобы учащиеся могли лучше понимать изучаемый предмет. В статье он утверждает, что «идеальный метод» ещё не найден и, вероятнее всего, не будет найден никогда. А причина этого кроется в том, что каждый человек индивидуален, и метод, работающий для одного, не работает для

другого, и есть несколько аспектов, влияющих на это: смена поколений, культурные различия, возрастные особенности и так далее [9].

Сложность и многообразие педагогических задач, стоящих перед руководителем любительского театра, обуславливают необходимость выполнения ещё одного принципа театральной педагогики - обладание необходимыми профессиональными и личностными качествами, такими как: знание законов сценического перевоплощения; понимание психофизической природы актёрского искусства; высокие организаторские навыки; лидерские качества; сочетание качеств постановщика, педагога, духовного наставника, старшего друга, ведущего и направляющего сплоченный им коллектив [8].

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, элементами которой являются гуманистическая направленность деятельность, педагогические способности и владение педагогической техникой (методами и приемами театральной педагогики) [2, с. 211].

Театральная педагогика в практике любительского театрального коллектива ориентирована как на обучение исполнителей азам актёрского мастерства, так и на эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, она неотделима от нравственности. Процесс сценической работы в любительском театре подразумевает становление актёра-любителя, его духовное, гражданское, созревание. Учась проживанию в сценическом образе, участник любительского коллектива обогащает свой жизненный опыт, сверяет свою жизненную позицию с позицией персонажа, изображаемого им на сцене - арене конфликта, борьбы добра и зла.

Обучаясь навыку погружённости в драматургический материал, импровизационному поиску точной характерности персонажа, актёр любительского театра неминуемо становится в центре мировоззренческих, идеологических, психологических,

социокультурных, нравственных конфликтов, решая которые в сценическом образе, изменяет и свою внутреннюю природу, открывает в себе новые грани личности, что и определяет театральную педагогику как обучение актёрскому мастерству в неразрывной связи с воспитанием личностной индивидуальности [5].

Согласно педагогическому принципу проживания, нравственный выбор воплощаемого на сцене персонажа обуславливается усилиями

актёра-любителя, его способностью «вживаться в образ», обучить которой - задача руководителя любительского театра.

Таким образом, режиссёр любительского театрального коллектива не ограничивается только реализацией идеи и замысла спектакля, он организует постоянный педагогический процесс воспитания актёра-любителя, формирования его творческой индивидуальности в процессе педагогического воздействия режиссёра.

Современный режиссёр любительского театра сегодня не только определяет художественный, репертуарный и идейный, этический стиль работы своего коллектива, но и, прежде всего, является выразителем педагогических принципов, на основе которых проводится вся организаторская, репетиционная, сценическая деятельность.

Список литературы

1. Немирович-Данченко, В. И. Творческое наследие: Письма. Из прошлого : в 4 т. / сост., ред., коммент. И. Н. Соловьева. - Москва : Моск. Худож. театр, 2003. - 328 с.

2. Педагогический терминологический словарь / сост. Г. М. Коджаспирова. - Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2017. - 427 с.

3. Станиславский, К. С. Статьи, речи, беседы, письма / К. С. Станиславский. -Москва : Искусство, 2014. - 783 с.

4. Строева, М. Н. Режиссерские искания Станиславского / М. Н. Строева. - Москва, 2017. - 233 с.

5. Чехов М. Литературное наследие. Об искусстве актера / И. И. Абросина. - Москва, 2002. - 559 с.

6. Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли. - URL: http://teatr-lib.ru/Library/Knebel/Analis/ (дата обращения: 17.08.2020).

7. Кристи, Г. Воспитание актёра школы Станиславского / Кафедра актерского искусства Школы-студии (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького - URL: https://www.bookol.ru/prochee/teatr/207499.htm (дата обращения: 01.10.2020).

8. Юрий Любимов. Тернистый путь настоящего мастера // Актёрское мастерство. -URL:

https://web.archive.org/web/20161107223648/http://www.nashfilm.ru/teatrstars/1637.html (дата обращения: 16.08.2020).

9. Alvarado, J. S. The Use of Theater and Drama Techniques to Foster Speaking Skills in the English Class // Revistade Lenguas ModeRnas. - 2017. - № 26. - Pp. 305-317. - ISSN: 1659-1933. - URL: https://revistas.ucr.ac.cr/index.php/rlm/article/view/29975/29976 (дата обращения: 12.03.2021).

THE SPECIFICS OF THE WORK OF AN AMATEUR THEATER DIRECTOR

T O. Rashina1), V.V. Plekhova2), N.M. Medvedeva3)

1 2

' ' )Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: 27luna@rambler.ru 2)e-mail: veronika-nika76@mail.ru 3)e-mail: N5303102@yandex.ru

This article presents an attempt to consider the pedagogical component of the work of an amateur theater director.

The authors come to the conclusion that the director of an amateur theater group is not only an artistic director who implements the ideas and intent of the performance and organizes the rehearsal process. First of all, he is a teacher who constantly educates an amateur actor, forms his creative personality.

Keywords: theater pedagogy, tasks, principles and methods, amateur theater director, amateur actor, pedagogical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.