Научная статья на тему 'Специфика проявления эмпатии специалистов в области информационных технологий'

Специфика проявления эмпатии специалистов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / эмпатийный потенциал личности / компонент / субъект / общение / программист / эмоциональный интеллект / структура эмпатии / empathy / empathic potential of personality / component / subject / communication / programmer / emotional intelligence / structure of empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Людмила Николаевна Кулешова, Валерий Сергеевич Агапов

Рассмотрена психологическая специфика проявления эмпатии у специалистов в области информационных технологий. Выявлен недостаточный уровень развития эмпатии. Установлено преобладание у программистов когнитивного компонента эмпатии, по сравнению с менее развитым эмоциональным. Проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие эмпатии у программистов. Установлено, что реализация психокоррекционной программы способствует позитивной динамике когнитивного компонента эмпатии. Обнаружено при этом, что эмоциональный компонент изучаемого феномена менее изменчив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Людмила Николаевна Кулешова, Валерий Сергеевич Агапов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the manifestation of empathy of specialists in the field of information technology

The psychological specificity of empathy manifestation in specialists in the field of information technologies is considered. Insufficient level of empathy development has been revealed in the analyzed sample. The predominance of the cognitive component of empathy in programmers in comparison with the less developed emotional one has been established. The forming experiment aimed at the development of empathy in programmers was conducted. It was found that the implementation of the psychocorrective program promotes positive dynamics of the cognitive component of empathy. It was found that the emotional component of the studied phenomenon is less changeable.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления эмпатии специалистов в области информационных технологий»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-265-270 EDN: https://elibrary.ru/umzzay NIION: 2003-0059-1/24-982 MOSURED: 77/27-003-2024-01-181

Специфика проявления эмпатии специалистов в области информационных технологий

Людмила Николаевна Кулешова1, Валерий Сергеевич Агапов2

1 Российскийновыйуниверситет, Москва, Россия, Kuleshovaln48@mail.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, agapov.vs@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена психологическая специфика проявления эмпатии у специалистов в области информационных технологий. Выявлен недостаточный уровень развития эмпатии. Установлено преобладание у программистов когнитивного компонента эмпатии, по сравнению с менее развитым эмоциональным. Проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие эмпатии у программистов. Установлено, что реализация психокоррекционной программы способствует позитивной динамике когнитивного компонента эмпатии. Обнаружено при этом, что эмоциональный компонент изучаемого феномена менее изменчив.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийный потенциал личности, компонент, субъект, общение, программист, эмоциональный интеллект, структура эмпатии

Для цитирования: Кулешова Л. Н., Агапов В. С. Специфика проявления эмпатии специалистов в области информационных технологий //Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 265-270. Ьйрв:// doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-265-270. ЕБ№ ИМггАУ.

Original article

Specifics of the manifestation of empathy of specialists in the field of information technology

Lyudmila N. Kuleshova1, Valery S. Agapov2

1 Russian New University, Moscow, Russia, Kuleshovaln48@mail.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, agapov. vs@mail.ru

Abstract. The psychological specificity of empathy manifestation in specialists in the field of information technologies is considered. Insufficient level of empathy development has been revealed in the analyzed sample. The predominance of the cognitive component of empathy in programmers in comparison with the less developed emotional one has been established. The forming experiment aimed at the development of empathy in programmers was conducted. It was found that the implementation of the psychocorrective program promotes positive dynamics of the cognitive component of empathy. It was found that the emotional component ofthe studied phenomenon is less changeable.

Keywords: empathy, empathie potential of personality, component, subject, communication, programmer, emotional intelligence, structure of empathy

For citation: Kuleshova L. N., Agapov V. S. Specifics ofthe manifestation of empathy of specialists in the field of information technology. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1):265-270. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-265-270. EDN: UMZZAY.

В современный период развития психологической науки феномен эмпатии привлекает внимание многих исследователей, в связи с тем, что эмпатия занимает важное место в характеристике эмоционального интеллекта [1; 17]. Как установлено в ряде психоло-

гических исследований, эмпатия, связанная со способностью личности воспринимать эмоциональные состояния, адекватно откликаться на переживания других людей, сорадоваться или сопечалиться, имеет важную роль в жизни и деятельности субъекта на всех

© Кулешова Л. Н., Агапов В. С., 2024

этапах его онтогенеза (В. А. Лабунская, Т. П. Гаври-лова, Т. Д. Карягина, Л. А. Петровская, И. М. Юсупов и др.). Эмпатия играет важную роль в общении, проявляясь в сочувствии и сопереживании субъекта [3; 7; 8]. Эмпатия, как регулятор общения, связана с «чувствованием» в переживания другого человека, способствуя распознаванию его эмоциональных состояний [2; 4; 9].

В исследованиях эмпатии находит реализацию принцип взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов, принятый в психологии. В связи с этим выделяются следующие компоненты структуры эмпатии:

• эмоциональный, связанный с сопереживаниями субъекта и с его сочувствием;

• когнитивный, обусловленный доминированием информативных составляющих, анали-тико-синтетического подхода к пониманию переживаний других людей и себя;

• поведенческий, проявляющийся в действиях субъекта, связанных с возможностями оказания помощи и поддержки другим людям [10; 12; 14].

Т. П. Гаврилова подчеркивает необходимость учитывать возрастные этапы в становлении и развитии эмпатии субъекта [4]. Детский период является благоприятным для становления способности воспринимать переживания другого, рассматривать их как обособленные от собственных. В дошкольном и младшем школьном периодах развивается способность воспринимать эмоциональные переживания другого, сочувствовать ему и сопереживать.

Однако недостаточное внимание обращается в имеющихся исследованиях на развитие эмпатии у специалистов, получивших профессиональную подготовку по специальностям, связанным с математическим обеспечением и администрированием информационных систем, с трудовой деятельностью в области информационных систем и сетей [13; 18; 19]. Прогресс в области компьютерной техники предъявляет высокие требования к трудовой деятельности и личности программистов, осваивающих новые информационные технологии иприемыработы [6; 11; 19].

Как подчеркивает В. А. Плешаков, современный мир имеет выраженную информационно-коммуникативную специфику [13]. Поэтому модель программиста может быть построена с учетом особенностей киберпространства, в котором его коммуникация осуществляется. «Киберкоммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемых посредством современных информационно-коммуникативных технологий, включающих в себя обмен информацией, ее смысловое и экспрессивное восприятие, а также попытку влияния

друг на друга», имеет специфику, обусловленную различиями реальной среды и киберпространства [13, с. 33]. Программисты проявляют погруженность во внутренние образы и конструкции, концентрируя внимание на объектах, находящихся в поле их восприятия. Поэтому они предпочитают конкретную, формализованную постановку профессиональных задач, которые им необходимо выполнить. В интернет-среде основное внимание программистов привлекает статичная визуальная информация, восприятие которой связано с участием образно-знакового мышления. В их трудовой деятельности важную роль имеет установление причинно-следственных связей воспринимаемых объектов. Трудовая деятельность программистов способствует развитию мышления, восприятия, воображения, памяти и речи. Однако, трудовая деятельность многих программистов имеет низкий уровень социального взаимодействия, что может препятствовать проявлению ими эмпатии в общении с другими людьми.

В связи с этим в качестве объекта исследования выступает феномен эмпатии программистов. Предмет исследования: психологическая специфика проявления эмпатии у специалистов в области информационных технологий — программистов.

Выборка эмпирического исследования: 37 программистов-специалистов в области информационных технологий, получивших профессиональную подготовку по специальностям, связанным с математическим обеспечением и администрированием информационных систем, с трудовой деятельностью в области информационных систем и сетей. Их возраст от 22 до 34 лет.

Методы эмпирического исследования: анализ и обобщение, систематизация, классификация, синтез, тестирование. Применялись психодиагностические методики исследования: «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан, Н. Эпштейн), «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В. А. Лабунская), «Диагностика уровня эмпатиче-ских способностей» (В. В. Бойко) [16]. Проводился формирующий эксперимент [5]. Определены особенности влияния психокоррекционной работы на развитие эмоционального, когнитивного и эмоционального компонентов структуры эмпатии программистов.

На основе методики «Шкала эмоционального отклика» установлено, что высокий уровень развития эмпатии характерен для 12 программистов, средний уровень — у 18, низкий уровень — у 20 программистов.

Высокий уровень развития эмпатии связан с осознанием и пониманием программистами эмоциональных переживаний других людей, стремлением

поддержать их в трудной ситуации. Программистов с этим уровнем эмпатии отличает склонность к проявлениям альтруизма, готовность помогать одиноким, больным людям. Они ориентированы на моральные оценки окружающих и ценят их позитивные социальные проявления, дорожат семейными связями и надежными отношениями с друзьями. Как показал анализ результатов, высокий уровень развития эмпатии способствует пониманию эмоциональных состояний других людей, что обусловливает выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия с окружающими.

Средний уровень развития эмпатии выявлен у программистов, которые неадекватно воспринимают эмоциональные переживания других людей, не стремятся к их поддержке в сложных ситуациях. В деятельности данных программистов преобладает ориентация на рациональное восприятие информации. В общении они проявляют склонность к анализу отношений и переживаемых окружающими эмоций. У некоторых программистов данной группы, как показало исследование, отсутствуют доверительные отношения с друзьями, и они предпочитают реальному взаимодействию виртуальное. В беседе высказывались суждения о том, что окружающие нередко «излишне эмоциональны» и очень ориентированы на оценки окружающих.

Низкий уровень развития эмпатии выявлен у программистов, которые часто неадекватно воспринимают эмоциональные переживания окружающих. Они нередко подчеркивали, что им «не нравится открытое проявление переживаний», поэтому стремятся перевести разговор на другие темы, особенно, если знакомые пытаются советоваться с ними по личным проблемам. Замкнутые, самоуверенные, упрямые — эти качества затрудняют установление дружеских контактов. Многие программисты данной группы имеют виртуальных друзей и испытывают затруднения в установлении и поддержании контактов даже с ними; не имеют друзей в реальной действительности. Низкий уровень развития эмпатии затрудняет установление доверительных отношений с другими людьми.

Для определения эмпатийного потенциала личности, связанного с преобладающим каналом информации, нами использовалась методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко). Как показало исследование, у программистов, имеющих высокий уровень развития эмпатии, преобладающую роль имеет эмоциональный компонент информации. Им присуща способность понимать эмоциональное состояние собеседников и прогнозировать их поведение. Эмоциональная отзывчивость программистов способствует установлению деловых и межличностных контактов. Соучастие и сопереживание являют-

ся теми проявлениями, которые позволяют создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении. Также программисты готовы оказать помощь близкому человеку в случае необходимости. Готовность к оказанию помощи особо подчеркивалась и высоко оценивалась многими из них.

У программистов, имеющих средний уровень развития эмпатии, преобладающую роль имеет рациональный компонент информации. Это проявилось в их направленности на понимание эмоциональных проявлений другого человека и причин, способствовавших этому. Чувственное и логическое познание имеют преимущественное значение в познании другого человека. Они подчеркивали, что склонны более доверять доводам своего рассудка, а не эмоциям, возникающим в данной ситуации. Также многие признавали наличие у себя привычки внимательно наблюдать за поведением людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. Внимание, память, мышление, воображение лежат в основе понимания ими другого человека и установления отношений с ним.

У программистов, имеющих низкий уровень развития эмпатии, выявлен и низкий уровень развития эмоционального и когнитивного компонентов изучаемой структуры. Они стремятся избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство, спокойно относятся к переживаниям других, что нередко воспринимается окружающими как проявление безразличия, незаинтересованности в общении. Поэтому многие проблемы они предпочитают обсуждать с виртуальными друзьями, анес реальными.

Нами учитывалось, что эмпатийный потенциал личности подвержен произвольной регуляции путем специально организованных тренингов. Поэтому были созданы три группы программистов, отличающихся по уровню развития эмпатии. Основными формами и методами коррекционной работы, направленной на развитие эмпатии явились тренинг, дискуссии, моделирование социально-ролевых ситуаций. Психокоррекция была направлена на работу, связанную с развитием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов изучаемой структуры эмпатии. Психокоррекция предполагала обучение программистов умениям и навыкам адекватно воспринимать собственные эмоциональные, когнитивные и поведенческие проявления эмпатии, а также откликаться на переживания других людей.

В программу тренинга включены упражнения по развитию умения общаться, выражению чувства с помощью слов, невербально выражать эмоции, моделированию межличностного и делового общения, способам разрешения конфликтов, возникающих в трудовой деятельности.

После окончания тренинга было проведено ис-

следование параметров, изученных ранее. Выявлено преобладание у программистов когнитивного компонента эмпатии, по сравнению с эмоциональным. Установлено, что наибольшая позитивная динамика возможна по когнитивному компоненту эмпатии. Меньше изменений связано с эмоциональным и поведенческим компонентами структуры эмпатии. У программистов, имеющих высокий уровень эмпатии, проявилась интегрированность используемых ими способов понимания эмоциональных проявлений других, влияющих на эффективность взаимодействия с друзьями, близкими и окружающими людьми. Особую ценность имели признания многих программистов данной группы о том, что тренинг способствовал осознанию теплоты взаимодействия с ними, поэтому искреннее и глубокое уважение к другим людям является главным фактором, связанным с проявлением эмпатии.

У программистов, имеющих средний уровень развития эмпатии, изменения связаны с восприятием информации, доставляемой рациональным каналом, прежде всего, — с процессом когнитивной обработки получаемой информации. Многие проявили склонность разделять деловое общение и межличностное. В деловом общении, прежде всего, они отмечали умение понять цели и характер делового взаимодействия в трудовой деятельности. Также высокую оценку получили способы сообщения задания, прежде всего четкость и конкретность. Получаемый результат и время, затраченное на его получение, для многих являются главными показателями эффективного делового общения. Эмоциональные компоненты общения и эмпатия в общении с коллегами не воспринимаются многими программистами как показатели успешного делового общения. Эмпатийное понимание другой личности и желание ее поддержать, по мнению многих, имеют значение в установлении межличностных отношений, прежде всего с близкими людьми. Поэтому психокоррекция эмпатийных проявлений личности включает в себя нравственную готовность к психологической поддержке именно таких людей.

У программистов, имеющих низкий уровень развития эмпатии, значительные изменения произошли в ее эмоциональном, когнитивном и поведенческом компонентах. У многих программистов данной группы выявлена амбивалентная тенденция. С одной стороны у многих появилось стремление к построению близких отношений с коллегами. А с другой, — возникло желание оградить свое Я от вмешательства окружающих. Это могло приводить к избеганию межличностных отношений, к излишней поглощенности собой, способствующим возникновению чувства одиночества, социальной изоляции. Поэтому особую ценность приобрели представления многих программистов о

том, что проявление эмпатии может быть связано с их выбором, связанным с пониманием нравственно значимых норм поведения, готовности в критической ситуации поступать в соответствии с о своими убеждениями, основу которых определяют соучастие и сопереживание личности другого человека.

Таким образом, в результате осуществлённого исследования выявлено следующее. У многих программистов-специалистов в области информационных технологий проявляется низкий уровень развития эмпатии, влияющий на их отношения в ходе трудовой деятельности.

Высокий уровень развития эмпатии, выявленный у отдельных программистов, связан с преобладающей ролью эмоциональной составляющей. Средний уровень развития эмпатии, характеризующий многих программистов, связан с преобладающей ролью рациональной составляющей.

Развитию эмпатии способствует программа пси-хокоррекционной работы, заключающейся в развитии умений и навыков адекватно воспринимать информацию об эмоциях других людей. Установлена наибольшая позитивная динамика по когнитивному компоненту структуры эмпатии. Наименьшие изменения связаны с эмоциональным компонентом изучаемой структуры. Программа психокоррекции способствует качественным позитивным изменениям, которые могут повлиять на коммуникацию программистов.

Изменения выявлены в выборке программистов, имеющих низкий уровень развития эмпатии. Эти изменения проявились в развитии умения адекватно воспринимать другого человека и реагировать не только на когнитивную, но и на эмоциональную информацию.

Дальнейшее исследование предполагает: выявление места эмпатии в структуре эмоционального интеллекта программистов; определение роли эмпатии в трудовой деятельности и в межличностных отношениях программистов.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980.

2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.,1983.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.

4. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

5. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. М. : Прогресс, 2000.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

6. Забара И. В., Твердоступ К. Г. Взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов с различным эмоционально-ценностным отношением к профессиональной деятельности // Психологические науки. 2020. Часть 2. № 11 (101).

7. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии, автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2013.

8. Кулешова Л. Н., Саванович В. В. Человек как субъект воспитания в истории психологии: монограф. М. : МГОУ, 2011.

9. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М. : Академия, 2001.

10. Моделирование и оптимизация поведения человека: монограф. М. : Изд. «Спутник+», 2019.

11. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М. : Тривола, 1994.

12. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. : Академия, 1989.

13. Плешаков В. А. Теория гиперсоциализации человека: монограф. М. : Изд-во МПГУ, 2011.

14. Селиванова Л. И. Эмоциональная поддержка пользователя в процессе компьютерного обучения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Кострома, 1999.

15. Сопиков А. П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.

16. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

17. Ферапонтова М. В. Мотивационно-ценност-ные детерминанты нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте: автореф. канд. дис. ... психол. наук. М., 2020.

18. Хахалин А. В. Мотивация персонала компьютерных проектных организаций: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.

19. Шнейдерман Б. Н. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М. : Радио, 1984.

20. Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1995.

Bibliographic list

1. Abulkhanova-Slavskaya К. A. Activity and personality psychology. M. : Nauka, 1980.

2. Bodalev A. A. Personality and communication: selected works. M., 1983.

3. Boyko V. V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others. M., 1996.

4. Gavrilova T. P. Analysis of empathie experiences of younger schoolchildren and younger adolescents // Psychology of interpersonal cognition / Ed. by A. A. Bodalev. M., 1981.

5. Johnson D. W. Training of communication and development. M. : Progress, 2000.

6. Zabara I. V., Tverdostup K. G. Relationship between personality traits and emotional burnout in programmers with different emotional-value attitude to professional activity // Psychological Sciences. 2020. Part 2.№11 (101).

7. Karyagina T. D. Evolution of the concept of «empathy» in psychology, autoref. dis.... cand. psych, sciences. M., 2013.

8. Kuleshova L. N., Savanovich V. V. Man as a subject of education in the history of psychology: monograph. M. : Moscow State University, 2011.

9. Labunskaya V. A. Psychology of difficult communication: Theory. Methods. Diagnosis. Correction. M. : Academy, 2001.

10. Modeling and Optimization of Human Behavior: monograph. M. : «Sputnik+» Publishing House, 2019.

11. Morgunov E. B. Human factors in computer systems. M. : Trivola, 1994.

12. Petrovskaya L. A. Competence in communication. Socio-psychological training. M. : Academy, 1989.

13. PleshakovV.A. Theoryofhumanhypersocialization: monograph. M. : MPGU Publishing House, 2011.

14. Selivanova L. I. Emotional support of the user in the process of computer training: autoref. diss. ... cand. ofpsych. sciences. Kostroma, 1999.

15. Sopikov A. P. Mechanism of empathy // Issues of psychology of cognition of people to each other and self-knowledge. Krasnodar, 1977.

16. Stolyarenko L. D. Fundamentals of psychology: a practicum. Rostov n/D. : Phoenix, 2006.

17. Ferapontova M. V. Motivational and value determinants of moral choice of personality in adolescence and young man's age: autoref. dis. ... cand. ofpsych. sciences. M., 2020.

18. Khakhalin A. V. Motivation of the personnel of computer project organizations: autoref. diss. ... cand. ofpsych. sciences. M., 2005.

19. Shneiderman B. N. Psychology of Programming: Human Factors in Computing and Information Systems. M. : Radio, 1984.

20. Yusupov I. M. Psychology of empathy (theoretical

and applied aspects): autoref. diss..... doct. of

psych, sciences. M., 1995.

Информация об авторах

Л. Н. Кулешова — профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образоваВ. С. Агапов — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД имени В.Я Кикотя, доктор психологических наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

L. N. Kuleshova — Professor of the Department of General Psychology and Labor Psychology of the Russian New University, Doctor ofPsychological Sciences, Professor, Honorary Worker ofHigher Professional Education;

V. S. Agapov — Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of the Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofPsychological Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 09.02.2024.

Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.

Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Информационные технологии в юридической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.