Научная статья на тему 'Специфика проведения мониторинговых исследований в системе образования'

Специфика проведения мониторинговых исследований в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенко Е.В.

Статья посвящена описанию ключевых особенностей организации и проведения мониторинговых исследований, позволяющих своевременно собирать достоверную и объективную информацию о системе образования. Представлены основные принципы, в соответствии с которыми должно строиться исследование. Предложен алгоритм проведения мониторинга с описанием последовательных действий на каждом из предложенных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проведения мониторинговых исследований в системе образования»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.012

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Бенко

Статья посвящена описанию ключевых особенностей организации и проведения мониторинговых исследований, позволяющих своевременно собирать достоверную и объективную информацию о системе образования. Представлены основные принципы, в соответствии с которыми должно строиться исследование. Предложен алгоритм проведения мониторинга с описанием последовательных действий на каждом из предложенных этапов.

Ключевые слова: система образования, мониторинговые исследования, алгоритм проведения исследования, принципы проведения исследования.

Приоритетной целью российской системы образования на сегодняшний день становится успешная реализация национального проекта «Образование», главными задачами которого являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности [6]. Такая глобальная задача становится возможной только благодаря решению локальных задач, отраженных в индикативных показателях федеральных проектов, действующих в рамках нацпроекта.

Одним из важнейших управленческих механизмов достижения показателей развития системы образования становится мониторинг, который «позволяет оценить точность и надежность прогнозных оценок индикативных планов» [2].

Сам по себе мониторинг представляет собой «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированной на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющей

судить о ее состоянии в любой момент времени и дающей возможность прогнозирования ее развития [3, с. 12]. Основная цель мониторинга в системе образования - это «обеспечение органов управления образования, предприятий, граждан полной, своевременной и достоверной информацией о состоянии системы образования» [8, с. 45].

Своевременное обеспечение достоверной информации о системе образования в целом и о достижении отдельных индикативных показателей в частности становится возможным только в случае грамотно выстроенного и тщательно спланированного мониторингового исследования. В этом аспекте мониторинговые исследования во многом схожи с научными.

Основными компонентами, объединяющими научные и мониторинговые исследования, выступают: постановка задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса, теоретический анализ, планирование и организация измерения, проведение измерения, анализ и обобщение полученных данных, окончательная формулировка данных, выявление закономерностей и фактов [3, с. 85-90]. Главными их отличиями являются отсутствие в мониторинге гипотез и его, в большей мере, наблюдательный характер. Кроме того, обычно целью мониторинга является уточнение уже известных данных, нежели получение нового знания.

Как и любое научное исследование, исследование в системе образование должно быть построено в соответствии с основными научными принципами:

- принцип детерминизма, подразумевающий наличие причинно-следственных связей в каждом из изучаемых явлений;

- принцип системности, требующий

исследовать явления как компоненты единого связанного целого;

- принцип развития, констатирующий наличие постоянного изменения и развития всех явлений [7].

Помимо общих научных принципов, в ходе мониторинговых исследований в системе образования целесообразно также руководствоваться основными принципами психодиагностики. Это обусловлено тем, что в большинстве мониторингов собираются и хранятся сведения как о непосредственных участниках исследования, так и о других участниках образовательных отношений, что подразумевает необходимость соблюдение социально-этических норм [1].

Р. С. Немов выделяет пять основных принципов психодиагностики [5, с. 19-20]. Рассмотрим их в применении к мониторинговым исследованиям в системе образования:

- принцип соблюдения тайны, подразумевающий неразглашение персональных данных и конфиденциальных сведений об участниках образовательных отношений;

- принцип научной обоснованности, предполагающий использование надёжных и валидных методов сбора и обработки данных;

- принцип ненанесения ущерба, согласно которому недопустимо использовать результаты исследования в иных целях, способных причинить вред участникам образовательных отношений, а также подразумевающий обязательность быть вежливым и дружелюбным по отношению ко всем участникам исследования;

- принцип объективности выводов, требующий предоставления объективных данных о системе образования;

- принцип эффективности предлагаемых рекомендаций, предполагающий формулировку эффективных управленческих решений, направленных на улучшение образовательных условий, по результатам проведенных исследований.

Организация мониторинговых исследований непосредственно в системе образования характеризуется своей спецификой, в связи с чем является целесообразным соблюдать также следующие принципы сбора данных:

- принцип нормативности - оценка состояния отдельных объектов системы образования в соответствии с нормативно заданными параметрами;

- принцип ответственности - презумпция ответственности руководителя образовательной организации за достоверность данных, предоставляемых в ходе самооценки;

- принцип целевого назначения - получение необходимой и достаточной информации, исходя из цели и задач мониторинга;

- принцип сравнимости данных - отслеживание единообразных результатов оценки состояния отдельных объектов системы образования, а также изучение изменений в этих результатах;

- принцип применимости результатов для оценки других показателей качества образования - возможность использования результатов мониторинга как индикаторов эффективности управления качеством общего образования на региональном, муниципальном и институциональном уровне [4, 9].

Алгоритм проведения мониторингового исследования в системе образования, как и любое научное исследование, включает в себя три последовательных этапа: проектирования, реализации и этап обработки и анализа результатов.

Этап проектирования. Один из самых главных этапов, в ходе которого определяются (выясняются) цели исследования, сроки проведения исследования и предоставления отчётных материалов, планируемый конечный результат, методы сбора и систематизации данных и форма предоставления отчёта. Это каркас будущего исследования, от прочности и проработанности которого зависит все последующие этапы и результаты исследования. Ошибки на данном этапе подчас становится невозможно исправить на последующих, в результате чего всё дальнейшее исследование ставится под угрозу.

В ходе данного этапа важно последовательно выполнить следующие действия:

- определить объект и предмет исследования и в соответствии с ними назначить участников исследования;

- определить сроки проведения исследова- пользователей.

ния и, желательно, спланировать их с запасом на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы вовремя предоставить отчётные материалы;

- выбрать средство сбора необходимой информации (информационные системы, ручной сбор электронных форм, защищенные каналы связи);

- уточнить методику сбора информации (разработка опросных форм и/или уточнение вопросов в предложенном инструментарии);

- подготовить методические рекомендации в случае их отсутствия или разослать (указать месторасположение) уже имеющиеся;

- спланировать форму отчётности, если она не предусмотрена, и методы сведения и анализа полученных данных;

- назначить ответственных за выполнение тех или иных работ на этапе проведения исследования и обработки результатов.

Реализация данных действий в вышеуказанной последовательности обусловлена выбором наиболее оптимальных способов сбора информации. Так, определив объект и предмет исследования, можно сделать вывод о необходимой выборке исследования, - будут ли это все образовательные организации региона, или только некоторые из них, или же данные будут предоставлять органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Определение выборки и уточнение сроков мониторинга имеют первостепенное значение для выбора средств сбора информации.

Информационные системы позволяют собрать данные чрезвычайно быстро, что крайне важно в случаях, когда сроки предоставления информация составляют менее 3 дней или же информацию требуется актуализировать ежедневно. Однако существующие на сегодняшний день системы не позволяют оперативно собирать все виды данных, а также сопровождаются рядом внезапно возникающих ограничений, таких как перебои с Интернет-соединением, чрезмерные нагрузки и сбои в системе в случае одновременного входа незапланированно большого количества

Передача информации через защищенные каналы связи необходима в случае наличия персональных данных. Ручной же сбор, несмотря на свою устарелость, иногда крайне необходим для сбора большого объема разной информации (текстовой, числовой, табличной) в сжатые сроки с небольшого количества респондентов.

Особое внимание следует обратить на изучение или разработку инструктивных и методических материалов, поскольку без детального понимания предмета исследования как респондентами, так и организаторами мониторинга, невозможно в принципе собрать достоверные и объективные данные. В случае отсутствия методических материалов и невозможности их написать в силу сжатых сроков, даже написание небольшой инструкции способно значительно повысить качество будущих результатов исследования.

Но даже в случае наличия методических рекомендаций немаловажную роль играет формулировка вопросов, поскольку двусмысленность и нечеткость формулировок также негативно сказываются на полученных результатах, а также значительно увеличивают количество необходимых консультаций. В случае наличия отдельных неоднозначных и малопонятных вопросов имеет смысл добавить разъяснения непосредственно внутри самого вопроса.

Этап реализации. На этом этапе важно своевременно запустить исследование, тщательно перепроверять все поступающие данные, определить возможные часто задаваемые вопросы и спланировать на них ответы, которые будут использовать все ответственные за проведение мониторинга лица с целью превенции расхождений в данных.

К сожалению, не всегда возможно предугадать все затруднения и вопросы, возникающие в ходе проведения мониторинговых исследований, особенно если данное исследование было запущено впервые. В таком случае методические рекомендации могут не охватить всех нюансов заполнения той или иной формы. В связи с этим главными принципами становятся

сотрудничество и согласованность на разных тор, координатор, участник исследования)

уровнях: на уровне организатора, координато- пониманию каждого неоднозначного показате-

ра и участника мониторинга. Единое понима- ля;

ние всех существующих нюансов может - напоминать участникам о сроках проведе-

полностью нивелировать риски неправильной ния мониторинга;

интерпретации участниками двусмысленных и - вести непрерывный учёт всех поступаю-

неоднозначных показателей. щих данных, вопросов и затруднений;

С целью проверки правильности понимания - перепроверять сразу же все поступающие

форм отчётности, отдельных показателей и, в данные.

связи с этим, правильности их заполнения, Этап обработки и анализа результатов. К

следует сразу же после предоставления данных сожалению, очень часто в ходе обработки

просматривать их на предмет ошибок. Вовремя результатов становятся видимыми ошибки,

выявленные ошибки позволят повысить допущенные на первых двух этапах. В связи с

достоверность и объективность собираемых этим, до завершающего анализа результатов

данных, а также соблюсти сроки проведения должен быть предусмотрен запас времени на

исследования. пролонгирование и завершение этапа реализа-

На этом этапе одним из обязательных ции исследования. После окончательного

механизмов сопровождения и контроля прове- вычисления и исправления всех ошибок

дения исследования становится реестр звон- формируется итоговый свод в соответствии с

ков. В реестре отмечается количество поступа- установленной формой, которая, в случае

ющих звонков, контакты участников, а также необходимости, претерпевает незначительные

различные комментарии с целью определения, изменения, формируются аналитические

на каком этапе находится сбор данных, с материалы по результатам проведенного

какими затруднениями сталкиваются и кому исследования.

следует оказать консультационную помощь по Таким образом, на этом этапе необходимо

определенным вопросам. В реестре звонков последовательно выполнить перечень

также удобно вести учёт сданных материалов и действий:

пометки о необходимости внести исправления в ходе первоначальной обработки данных

тому или иному участнику исследования. проанализировать все собранные данные на

Реестр звонков также позволяет своевре- наличие ошибок и, в случае их обнаружения,

менно выявлять участников, не приступивших пролонгировать этап реализации; к мониторингу. Особенно это важно, когда подготовить сводную статистическую

сроки проведения чрезвычайно ограничены по информацию;

времени (например, 2 дня). В таком случае подобрать адекватные методы математичес-

сразу после направления официального запро- кой статистики в случае необходимости анали-

са на сбор данных имеет первостепенное за сдвигов или сопоставления результатов

значение сразу же обзвонить всех непосре- исследований;

дственных участников или же кураторов проанализировать полученные данные и

исследования на муниципальном уровне, если подготовить аналитические материалы. количество участников охватывает большое Поскольку все этапы мониторинга связаны

количество образовательных организаций, между собой, наиболее качественный и полно-

чтобы удостовериться, что официальный ценный анализ возможен только при знании

запрос получен, и работа начата. всех ошибок, неточностей и особенностей

Таким образом, всё вышеперечисленное проводимого исследования. В связи с этим

можно свести к четырём обязательным на желательно, чтобы специалист, готовящий

этапе реализации циклическим действиям: аналитический отчёт также принимал участие

- определить часто задаваемые вопросы и в планировании, проведении исследования и

прийти к единому на всех уровнях (организа- обработке полученных данных. 10 № 1 (9) 2020

Соблюдение ключевых принципов научного исследования и последовательное выполнение всех этапов мониторинга позволят получить достоверные объективные статистические сведения об изучаемых аспектах системы образования и своевременно подготовить соответствующие аналитические материалы, на основе которых станет возможно принятие оперативных управленческих решений для достижения показателей развития системы образования.

Список литературы

1. Бенко Е.В. Психодиагностические аспекты внутренней системы оценки качества образования в учреждениях дополнительного профессионального образования / Е.В. Бенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017 - № 3 (32). -С.44-51.

2. Кравцов С.С. Индикативный фактор управления развитием образования: методологический аспект / С.С. Кравцов, Н.К. Карпова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012 - № 4. - С. 1526.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - 3-е изд. - Москва : Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мониторинг качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, М.Ю. Школьни-кова [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2019. -118 с.

5. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. / Р.С. Немов. - 4-е изд. -Москва : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

6. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - URL :

https://base.garant.ru/72192486/ - (дата обращения: 16.04.2020).

7. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. - Москва, 1998. - 528 с.

8. Танеева Е.Ш. Опыт организации мониторинга системы образования, в том числе дополнительного профессионального образования в России / Е.Ш. Танеева // Сервис PLUS.

- 2008. - № 3. - С. 45-49.

9. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методическое издание. [В 2-х ч.]. Ч.2 / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С. Боровых. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. -74 с. - ISBN 978-5-906934-40-6

References

1. Benko E.V. Psikhodiagnosticheskie aspekty vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E.V. Benko // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - 2017 - № 3 (32). - S. 44-51.

2. Kravtsov S.S. Indikativnyy faktor upravleniya razvitiem obrazovaniya: metodologicheskiy aspekt / S.S. Kravtsov, N.K. Karpova // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2012 - N° 4.

- S.15-26.

3. Mayorov A.N. Monitoring v obrazovanii / A.N. Mayorov. - 3-e izd. - Moskva : Intellekt-Tsentr, 2005. - 424 s.

4. Monitoring kachestva usloviy realizatsii osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, M.Yu. Shkol'nikova [i dr.] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 118 s.

5. Nemov R.S. Psikhologiya : ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. V 3 kn. Kn. 3: Psikhodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psikhologicheskoe issledovanie s elementami matematicheskoy statistiki. / R.S. Nemov. - 4-e izd. - Moskva : VLADOS, 2001. - 640 s.

6. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16). - URL : https://base.garant.ru/72192486/ -(data obrashcheniya: 16.04.2020).

7. Petrovskiy A.V. Osnovy teoreticheskoy psikhologii / A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. - Moskva, 1998. - 528 s.

8. Taneeva E.Sh. Opyt organizatsii monitoringa sistemy obrazovaniya, v tom chisle dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii / E.Sh. Taneeva // Servis PLUS. - 2008. -№ 3. - S. 45-49.

9. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-

metodicheskoe izdanie. [V 2-kh ch.]. Ch.2 / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.S. Borovykh. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 74 s. - ISBN 9785-906934-40-6

Сведения об авторе

Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37:004

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова

Представлены направления по совершенствованию цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации и элементы процесса цифровой трансформации образования. В статье обращено внимание на согласованность направлений цифровой трансформации образования с компонентами информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной системы образования.

Показаны результаты первого этапа реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области и дана характеристика Модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики. Определены факторы, влияющие на реализацию информационной политики в региональной системе образования.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровая образовательная среда, информационная политика в системе образования, информационно-

коммуникационная инфраструктура, Модель компетенций.

Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация отрасли образования, которая должна затрагивать широкий круг вопросов, включая цифровизацию управляющих и операционных процессов, создание новых процедур, регламентов работы и совершенствование уже существующих, внедрение в образовательных организациях подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения [7]. Такая цифровая трансформация должна соответствовать целям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.