язы1кознание
Как видно, эти ряды содержат разнообразные по семантике единицы, отражающие разное, даже противоположное отношение к поэзии, дающие ей противоречивую, эмоционально насыщенную характеристику.
Таким образом, тема поэта и поэзии, отталкиваясь от отечественной традиции, находит в творчестве Николая Колычева логическое продолжение и получает яркое, своеобразное воплощение, осмысление человеком, болеющим душой за родину и русскую словесность.
Список литературы
1. Гайворонская Л.В. 'Поэт' как характерологический текст русской литературы XIX в. (некоторые аспекты) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 10. С. 101-104.
2. Колычев Н.В. Поэты выпадают в небо...: стихотворения. Мурманск, 2000.
3. Колычев Н.В. Гармония противоречий: стихотворения. Мурманск, 2007.
4. Колычев Николай. Я выживу. Новые стихотворения. Мурманск, 2012.
5. Колычев Николай. Стихи [Электронный ресурс] // Стихи.ру. URL: http://www.stihi.ru/avtor/ni ckolkol24 (дата обращения: 24.12.2018).
6. Лаппо М.А. Номинации писатель, поэт в автореферентном дискурсе среднелитературной и элитарной языковой личности (по материалам толковых словарей) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3. С. 117-119.
7. Розонова Ю.А. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой 1909-1921 годов // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 1. № 3. С. 7-16.
8. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус.яз; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1985-1988. Т. III.
* * *
1. Gajvoronskaya L.V. 'Poet' kak harakterolo-gicheskij tekst russkoj literatury XIX v. (nekotorye as-pekty) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. № 10. S. 101-104.
2. Kolychev N.V. Poety vypadayut v nebo...: sti-hotvoreniya. Murmansk, 2000.
3. Kolychev N.V. Garmoniya protivorechij: stiho-tvoreniya. Murmansk, 2007.
4. Kolychev Nikolaj. YA vyzhivu. Novye stiho-tvoreniya. Murmansk, 2012.
5. Kolychev Nikolaj. Stihi [Elektronnyj resurs] // Stihi.ru. URL: http://www.stihi.ru/avtor/nickolkol24 (data obrashcheniya: 24.12.2018).
6. Lappo M.A. Nominacii pisatel', poet v avtorefe-rentnom diskurse sredneliteraturnoj i elitarnoj yazyko-voj lichnosti (po materialam tolkovyh slovarej) // Prob-lemy istorii, filologii, kul'tury. 2014. № 3. S. 117-119.
О Зубкова Я.В., Калюжная И.А., 2019
7. Rozonova Yu.A. Tema poeta i poezii v lirike Ahmatovoj 1909-1921 godov // Vesta. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2015. T. 1. № 3. S. 7-16.
8. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. / AN SSSR, In-t rus.yaz; pod red. A.P. Evgen'evoj. M.: Rus. yaz., 19851988. T. III.
The theme of the poet and poetry and its lexical representation in the verses of the Murmansk poet N.V. Kolychev
The article explores the themes "poet" and "poetry" in the works of the famous Murmansk poet N.V. Kolychev. The lexical means of representation of the image of the poet and the semantic field "poetry" are analyzed.
Key words: poetry N.V. Kolychev, the theme of the poet and poetry, the artistic image of the poet, the semantic field "Poetry".
(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)
Я.В. ЗУБКОВА (Москва)
ИА. КАЛЮЖНАЯ (Волжский)
СПЕЦИФИКА ПРОПОВЕДИ КАК ЖАНРА РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА (на материале немецкого языка)
Рассматривается специфика проповеди как одного из жанров религиозного дискурса на материале немецкого языка. Проповедь относится к числу вторичных жанровых образцов религиозного дискурса, она может иметь как устную, так и письменную форму фиксации. С точки зрения построения, развития и функционирования проповедь представляет собой специфический образец коммуникации.
Ключевые слова: религиозный дискурс, институциональный дискурс, вторичный жанр, проповедь, персуазивность, дидактическая направленность.
Согласно социопрагматической классификации типов дискурса В.И. Карасика, религиозный дискурс можно отнести к институциональной разновидности статусно-ориентиро-
ванного общения [5, с. 28]. Базовыми понятиями для описания специфики коммуникации в рамках институционального дискурса являются статус (положение субъекта в социальной иерархии) и социальная роль (нормы поведения в соответствии с принятыми в данной социальной группе стандартами). Институциональный дискурс применим к образцам вербального поведения, сформированным в обществе применительно к закрепленным сферам общения [Там же].
Религиозный дискурс - это особый тип институциональной коммуникации в рамках общественного института церкви. Он обусловлен социальными функциями коммуникантов, регламентирован по содержанию и по форме, предлагает механизм фиксации священного сакрального знания в корпусе текстов и коммуникативных актах, а также набор определенных действий, направленных на приобщение человека к вере [4, с. 5-6].
Содержанием религиозного дискурса являются различные сакральные тексты и их религиозная интерпретация, а также религиозные ритуалы [6]. Анализ данного вида дискурса позволяет понять глубинные характеристики религиозной коммуникации и религиозной модели мира, а также представляет интерес для лингвистического изучения структуры дискурса и построения его типологии. Религиозный дискурс представляет собой некий ритуал и строится как строгое следование определенным ритуальным нормам.
Е.В. Бобырева в своей работе «Религиозный дискурс: ценности и жанры» (2008) подчеркивает, что выделение жанров в религиозном дискурсе является сложным с той точки зрения, что невозможно выбрать единое основание для подобного выделения. сложность выделения жанров религиозного дискурса определяется следующими факторами: а) особым характером коммуникации, т. к. осуществляется общение человека с Богом или Бога с человеком; при этом любое высказывание перерастает свои границы и становится событием; б) сложным характером совокупности интенций, обнаруживающих довольно сложные конфигурации [2, с. 166-167].
традиционно в рамках религиозного дискурса к числу первичных жанров относятся жанры молитвы, псалма и притчи. Именно эти жанровые образцы составляют первооснову религиозной деятельности. тогда как вторичные жанры религиозного дискурса можно определить как «разговоры о религии и вере» - они
представляют собой комментирование, обсуждение, интерпретацию первичных образцов религиозного дискурса. К сфере вторичных жанров религиозного дискурса, помимо бытовых разговоров о религии и бесед на религиозные темы, относятся такие жанры, как проповедь, исповедь, пасторские беседы и т. д. [2, с. 166167]. Проповедь представляет собой особый жанр, в котором сконцентрированы дидактическая направленность и персуазивность [3]. Это выделяет ее из ряда других жанров, относящихся к религиозному дискурсу.
Церковная проповедь представляет собой специфический жанр, на который проецируются основные признаки институциональности, свойственные религиозному дискурсу, такие как нормативность, регламентированность, ри-туализированность, клишированность [7].
Исследователями отмечается, что специфика проповеди состоит в том, что она не сообщает слушателям (пастве) новой информации. Проповедник лишь передает смыслы, закрепленные в учении. Упоминаемые в проповеди события уже были, имели место и зафиксированы в прецедентных источниках [Там же].
Необходимо отметить, что от любого другого жанрового образца религиозного дискурса проповедь отличается относительной свободой выбора содержания презентуемого материала и формы построения [Там же].
Е.В. Бобырева приводит следующие виды проповеди, которые можно выделить с точки зрения центральной интенции:
- нравоучительная (объясняющая основные моменты этики, а также нормы и правила поведения человека в той или иной ситуации в соответствии с канонами религиозного учения и нормами морали);
- изъяснительная (объясняющая, трактующая какой-либо вопрос или проблему);
- догматическая (объясняющая основные положения учения и веры);
- апологетическая (защищающая истины божественного учения от лжеучений и заблуждений человеческого разума);
- нравообличительная (разъясняющая правила и нормы поведения, которые должны быть присущи истинно верующему) [1, с. 279].
Исследователи отмечают, что проповедь может получать как устную, так и письменную форму. В реальности, как правило, преобладает устная форма проповеди, потому что непосредственный контакт с партнером по коммуникации, возникающий при устном общении проповедника с паствой, позволяет многократно усилить степень воздействия сообщения на слушающих.
языкознание
В структурном плане проповедь содержит ряд противоречий, кроме того, проповедник выступает в данном случае в функции посредника, при этом основными характеристиками его речи являются естественность, злободневность, практичность.
введение может содержать эпиграф, приветствие и собственно введение. Пример:
Es gibt wenige Themen, über die das Volk Gottes mehr in die Irre geführt ist, als über das Thema des Gebens («Существует не так много вопросов, по поводу которых народ пребывает в заблуждении, как в вопросе пожертвования» (перевод здесь и далее наш. - И.К.)) [9].
Начальные фрагменты проповеди почти всегда стандартны, клишированы. В православной проповеди, как отмечает Е.В. Бобырева, можно встретить следующие клишированные фразы: Вспомним сегодня...; Поговорим о...; Мы знаем / слышали притчу.; Хочу обратить ваше внимание на... [1, с. 284]. В немецкоязычных религиозных текстах соответствующими оборотами служат выражения: Der Herr ruft ein Volk auf.; Seit Beginn des christlichen Glaubens.; Es gibt wenige Themen.; ...Mit dieser Aussage trifft einer.; Ich möchte euch ein Zeugnis von etw. geben; Ich möchte versuchen, Sie davon zu überzeugen.
Типичным для исследуемого жанра является использование риторических вопросов: Will Gott Erweckung geben oder nicht? Was müssen wir tun und was muss Gott tun? («Даст Господь пробуждение или нет? Что мы должны делать и что должен делать Бог?») [11].
Часто проповедник может сам предлагать ответ на вопрос или интерпретировать проблему применительно к себе, как в следующем примере: Wenn Sie meine vier Söhne fragen würden: «Was ist das Wichtigste für deinen Vater?» und sie würden sagen: «Ich weiß es nicht», dann wäre ich sehr enttäuscht («Если бы вы спросили моих четверых сыновей: "Что является самым важным для вашего отца?" и они бы сказали: "Мы не знаем", - тогда я был бы очень разочарован») [10].
Высокая частотность и полифункциональность вопросов позволяют рассматривать их как персуазивную доминанту многих религиозных текстов, в частности текстов проповеди: Was ist der Impuls, der den Allmächtigen treibt? Was verfolgt er in all seinen Plänen? («Что за импульс, который дает Всевышний? Что он вкладывает в свои намерения?») [11]. Таким образом, персуазивность можно считать прагматически обусловленным признаком проповеди [3].
Дидактическая направленность текста проповеди формируется благодаря корпусу сакральной и церковно-религиозной лексики, также характерна высокая частотность использования императивных форм.
Экспрессивность религиозного изложения создается благодаря использованию лексикона, имеющего книжную и эмоционально-экспрессивную окраску, использованию церковнославянизмов, архаизмов, устаревших синтаксических конструкций [8]. В качестве примера можно привести следующее: an j-m Wohlgefallen haben (благоволить), Demut suchen (взыскать смиренномудрие), aufmerken (внемлить), der Allerhöchste (Всевышний), die Seele hinreißen (исторгнуть душу).
Таким образом, жанр проповеди является неотъемлемым компонентом религиозного дискурса. Основным назначением проповеди является необходимость раскрыть, объяснить и донести смысл слова Бога до человека. Именно в этом жанре религиозного дискурса наиболее ярко проявляются дидактическая направленность и персуазивность.
Изучение данного жанра религиозного дискурса с точки зрения лингвистики представляется очень важным, т. к. проповедь является особым типом взаимоотношений коммуникантов, что, в свою очередь, находит отражение в ее внутренней структуре, внутриязыковом и экстралингвистическом содержании, а также влияет на выбор и механизмы использования различных языковых средств.
Список литературы
1. Бобырева Е.В. Жанровое пространство религиозного дискурса. Структурирование жанров // Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики: моногр. Волгоград: Перемена, 2007.
2. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 162-167.
3. Бобырева Е.В. Интертекстуальность проповеди как жанра религиозного дискурса [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2015. № 5(39). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1438437186.pdf (дата обращения: 05.02.2019).
4. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 5-19.
5. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов. унта, 2000. С. 25-33.
6. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998.
7. Футкарадзе Н.Д. Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса [Электронный ресурс] // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. A.C. Пушкина, 2010. URL: https:// cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-leningradskogo-gosu darstvennogo-universiteta-im-a-s-pushkina (дата обращения: 10.01.2019).
8. Шафеева O.A. Проповедь как дидактический жанр [Электронный ресурс]. URL: https://pglu.ru/ upload/iblock/f29/uch_2008_v_00045.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
9. Das Gebendes Zehnten [Electronic resource]. URL: http://www.fcg-zwickau.de/Texte_und_Themen. 11.0.html (дата обращения: 10.01.2019).
10. Ist Gott für uns oder für sich? [Electronic resource]. URL: https://www.desiringgod.org/messa-ges/is-god-for-us-or-for-himself--2?lang=de (дата обращения: 10.01.2019).
11. Vorbereitung für Erweckung [Electronic resource]. URL: https://www.gebetskreistelfs.com (дата
обращения: 10.01.2019).
* * *
1. Bobyreva E.V. Zhanrovoe prostranstvo reli-gioznogo diskursa. Strukturirovanie zhanrov // Religi-oznyj diskurs: cennosti, zhanry, yazykovye harak-teristiki: monogr. Volgograd: Peremena, 2007.
2. Bobyreva E.V. Religioznyj diskurs: cennosti i zhanry // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. № 1. S. 162-167.
3. Bobyreva E.V. Intertekstual'nost' propovedi kak zhanra religioznogo diskursa [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2015. № 5(39). URL: http://grani.vspu.ru/files/publi cs/1438437186.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2019).
4. Karasik V.I. Religioznyj diskurs // Yazykovaya lichnost': problemy lingvokul'turologii i funkcional'noj semantiki: sb. nauch. tr. Volgograd: Peremena, 1999. S. 5-19.
5. Karasik V.I. Struktura institucional'nogo dis-kursa // Problemy rechevoj kommunikacii: mezhvuz. sb. nauch. tr. Saratov: Izd-vo Saratov. un-ta, 2000. S. 25-33.
6. Mechkovskaya N.B. Yazyk i religiya. M.: FAIR, 1998.
7. Futkaradze N.D. Obshchie harakteristiki cer-kovnoj propovedi kak zhanra religioznogo diskur-sa [Elektronnyj resurs] // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina, 2010. URL: https://cyberleninka. ru/journal/n/vestnik-leningradskogo-gosudarstvenno go-universiteta-im-a-s-pushkina (data obrashcheniya: 10.01.2019).
8. Shafeeva O.A. Propoved' kak didakticheskij zhanr [Elektronnyj resurs]. URL: https://pglu.ru/up-load/iblock/f29/uch_2008_v_00045.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2019).
The specifics of the sermon
as a genre of the religious discourse
(as applied to the texts in German)
The article deals with the specificity of preaching as one of the genres of the religious discourse. The authors show that the sermon is one of the secondary genres of the religious discourse; it can be represented both orally and in written form. It is concluded that, from the point of view of its construction, development and functioning, the sermon is a specific pattern of communication.
Key words: religious discourse, institutional discourse, secondary genre, sermon, persuasiveness, didactic orientation.
(Статья поступила в редакцию 11.02.2019)
Е.Н. ГОРБАЧЕВА (Астрахань)
ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ VS
ТРАДИЦИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ
С ПОЗИЦИЙ ДИСКУРСИВНОЙ
ПЕРФОРМАТИВНОСТИ
(на материале
англо- и русскоязычных
дипломатических заявлений)
Рассматриваются способы манифестации пер-формативности как коммуникативной фактуа-лизации явлений и языкового осуществления поступка применительно к традиционной дипломатии и ее разновидности - цифровой дипломатии, появление которой обусловлено тем, что процесс дигитализации в настоящее время начал активно охватывать разные сферы коммуникации. Исследование проводится на материале дипломатических заявлений, размещенных в соцсе-тях и на официальных сайтах МИД РФ и Госдепартамента США.
Ключевые слова: цифровая /традиционная дипломатия, дискурсивная перформативность, коммуникативный поступок, дипломатическое заявление.
Процесс дигитализации, охвативший в настоящее время многие сферы деятельности человека, предоставил субъектам дипломатического дискурса новый и не свойственный для
О Горбачева Е.Н., 2019