Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / исполнение законов / прокурорская проверка / оперативноразыскная деятельность / уполномоченный прокурор / проверочные мероприятия / procuratorial supervision / enforcement of laws / procurator’s check / operational-search activity / authorized procurator / verification activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Львович Никитин

В статье определяется понятие и подчеркивается специфика прокурорской проверки исполнения законов в оперативно-разыскной деятельности, указываются ее отличия от проверки исполнения законов и законности правовых актов. Анализируются законодательные и ведомственные нормативные источники, на основе которых автор рассматривает цель и задачи, субъект и объект проверки, раскрывает поводы и основания, периодичность и сроки ее проведения, исследует предмет и указывает содержание проверочных действий и мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгений Львович Никитин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE PROCURATORIAL CHECK OF THE CRIME DETECTION OPERATIONS COMPLIANCE WITH THE LAW

The article defines the concept and emphasizes the specifics of the procurator’s verification of the compliance with the law in operational-search activity pointing out its differences from checking out law enforcement implementation and the legality of legal acts. The paper analyzes legislative and departmental normative sources, drawing on which the author considers the purpose and objectives, the subject and object of the inspection, identifies the reasons and grounds, the frequency and timing of its conduct, explores the subject and specifies the content of verification actions and activities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2023. № 4 (45). С. 133-140 • CRIMINALIST. 2023;4(45):133-140

Научная статья УДК 343

СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Львович НИКИТИН

Санкт-Петербургский юридический института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, nikitin.el@inbox.ru

Аннотация. В статье определяется понятие и подчеркивается специфика прокурорской проверки исполнения законов в оперативно-разыскной деятельности, указываются ее отличия от проверки исполнения законов и законности правовых актов. Анализируются законодательные и ведомственные нормативные источники, на основе которых автор рассматривает цель и задачи, субъект и объект проверки, раскрывает поводы и основания, периодичность и сроки ее проведения, исследует предмет и указывает содержание проверочных действий и мероприятий.

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение законов, прокурорская проверка, оперативно-разыскная деятельность, уполномоченный прокурор, проверочные мероприятия

Для цитирования: Никитин Е. Л. Специфика прокурорской проверки исполнения законов в оперативно-разыскной деятельности // Криминалистъ. 2023. № 4 (45). С. 133 — 140.

Original article

SPECIFICITY OF THE PROCURATORIAL CHECK OF THE CRIME DETECTION OPERATIONS COMPLIANCE WITH THE LAW

Evgenii L. NIKITIN

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, nikitin.el@inbox.ru

Abstract. The article defines the concept and emphasizes the specifics of the procurator's verification of the compliance with the law in operational-search activity pointing out its differences from checking out law enforcement implementation and the legality of legal acts. The paper analyzes legislative and departmental normative sources, drawing on which the author considers the purpose and objectives, the subject and object of the inspection, identifies the reasons and grounds, the frequency and timing of its conduct, explores the subject and specifies the content of verification actions and activities.

Keywords: procuratorial supervision, enforcement of laws, procurator's check, operational-search activity, authorized procurator, verification activities

For citation: Nikitin E. L. Specificity of the procuratorial check of the crime detection operations compliance with the law. Criminalist. 2023;4(45):133-140. (In Russ.).

Прокурорская проверка представляет собой основной способ достижения целей и решения задач прокурорского надзора и прокурорской деятельности. Теоретические проблемы и прикладные аспекты

определения ее сущности и содержания, а также организации и проведения уже давно находятся в фокусе внимания теоретиков и практических работников [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Авторами предлагаются различные опреде-

© Никитин Е. Л., 2023

ления понятия «прокурорская проверка», поскольку на законодательном уровне оно не сформулировано. В статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 24 июля 2023 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) используется термин «проверка исполнения законов», но не раскрывается его содержание, указывается только на обязанность проведения проверки при наличии соответствующей информации о нарушениях законов. Иные нормы Закона о прокуратуре не содержат положений о проведении «прокурорской проверки», упоминается только право прокурора «проверять» (ст. 22, 27, 33), в связи с чем возникает потребность определиться с этим понятием на доктринальном уровне и раскрыть сущность прокурорской проверки. Это представляется важным, поскольку особенности прокурорской проверки исполнения законов в оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) должны уясняться с учетом ее общей сущности и содержания во всех сферах прокурорского надзора и прокурорской деятельности. В теории прокурорская проверка рассматривается в качестве: юридической формы и правового инструмента выявления прокурором нарушений законов и установления лиц, их совершивших [1, с. 63]; правового средства прокурорского надзора, связанного с выявлением любых правонарушений [2, с. 89]; основного способа выявления прокурором нарушений законов [3, с. 6]; процедуры, состоящей из урегулированных Законом о прокуратуре действий [5, с. 11]. Приведенные определения не противоречат друг другу и являются достаточно схожими. Они подчеркивают, что прокурорская проверка — это некий инструмент, средство, способ, применяемые в рамках установленной процедуры, реализуемой в правовой форме путем совершения конкретных действий и мероприятий, направленных на выявление нарушений законов и лиц, их допустивших. Полагаем, что по своей сущности прокурорская проверка исполнения законов в ОРД, как и любая иная проверка, представляет собой отдельный виц расследования (прокурорского), осуществляемого

специальным должностным лицом (прокурором) в соответствии с установленными полномочиями в предусмотренной законом форме путем системного применения правовых средств, направленных на установление наличия (отсутствия) нарушений законов и лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Прокурорская проверка может проводиться в рамках реализации как функции надзора, так и ненадзорных функций, некоторые из них могут носить смешанный характер [6, с. 12 — 15]. При этом с учетом законодательного выделения отраслей прокурорского надзора (раздел III Закона о прокуратуре) специфика подготовки и проведения прокурорской проверки зависит от задач, предмета и объектов прокурорского надзора, полномочий прокурора в конкретной отрасли.

Следует констатировать, что в настоящее время процедура прокурорской проверки в целом и в ОРД в частности урегулирована менее подробно и четко, нежели процедура административного или уголовно-процессуального расследования. Некоторое усиление процессуализации прокурорских проверок в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор) и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина произошло с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П1. Это решение повлекло

1 По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр „Мемориал"», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал"», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и

уточнение и некоторое увеличение объема законодательных норм, регламентирующих вопросы проведения проверок, в части цели и задач, предмета, оснований, сроков прокурорской проверки, прав и обязанностей ее участников. Однако указанные изменения не затронули проведение проверок в специальных отраслях прокурорского надзора (главы 3 и 4 раздела III Закона о прокуратуре), поскольку изменения были внесены исключительно в содержание ст. 21 и 22 Закона о прокуратуре, а согласно его ст. 6 установленные в Законе сроки представления информации, документов и материалов или их копий распространяются только на случаи проведения проверок исполнения законов и законности правовых актов (общий надзор) [4, с. 35].

В этой связи следует констатировать наличие как общих, универсальных основ, подходов и принципов проверочной деятельности, так и существенных отличий при ее организации и осуществлении в специальных отраслях прокурорского надзора. С учетом необходимости выделения и рассмотрения общих категорий любой прокурорской проверки — цель и задачи, субъект и объект, поводы и основания, предмет, периодичность и сроки, а также этапы и проверочные мероприятия — определим сущность и установим особенности проведения прокурорской проверки исполнения законов в ОРД.

Своеобразие прокурорской проверки в рассматриваемой отрасли прокурорского надзора во многом задается сущностью и принципами ОРД. В частности, ОРД как разведывательно-поисковая работа предполагает ее особую организацию и использование специальной тактики, включает применение специальных методов и средств, засекречивание источников и значительного объема получаемой оперативной информации, осуществление особого делопроизводства по документам ОРД, а к специально-отраслевым

гражданки С. А. Ганнушкиной : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

принципам ОРД относятся конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств.

Следует оговориться, что цель и задачи прокурорской проверки не тождественны цели и задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. По содержанию они носят более узкий характер. Вместе с тем цель прокурорской проверки исполнения законов в ОРД определяется с учетом общих целей деятельности органов прокуратуры, регламентированных в ст. 1 Закона о прокуратуре. Целью является выявление нарушений (либо их отсутствия) прав и свобод граждан, чьи права затрагиваются либо ограничиваются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ), интересов юридических лиц, охраняемых законом интересов общества и государства, установление лиц, виновных в допущенных нарушениях. Для достижения указанной цели в ходе проверки ставятся и решаются задачи, определенные в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующем вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-разыскнои деятельности1, и иных нормативно-правовых актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. С доктринальной точки зрения к основным задачам проверки можно отнести: своевременное и полное изучение дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов и материалов, книг и журналов учета и регистрации, иных номенклатурных дел; анализ объяснений и показаний должностных и физических лиц; оценка решения оперативно-разыскными службами задач ОРД (ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД)) с точки зрения их действий или бездействия; оценка своевременности и полноты мер, принимаемых оперативно-разыскными службами и

1 Приказ является документом ограниченного доступа с отметкой «для служебного пользования».

выполнения ими своих обязанностей (ст. 14 Закона об ОРД); оценка законности проведения и документирования ОРМ, в том числе ограничивающих права и свободы человека и гражданина (ст. 6 — 10, 12 Закона об ОРД); оценка законности решений, принимаемых должностными лицами оперативно-разыскных органов (ст. 10 Закона об ОРД).

Прокурорские проверки исполнения законов в ОРД могут проводиться только специальным субъектом — уполномоченным прокурором (ст. 21 Закона об ОРД). Для обретения статуса уполномоченного прокурора должностное лицо органов прокуратуры должно пройти процедуру допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и быть назначенным в качестве такового специальным приказом вышестоящего прокурора регионального или федерального уровня. Возможность проведения прокурорских проверок исполнения законов в ОРД предоставляется только должностным лицам, получившим допуск по форме № 2 (№ 1), и только при наличии предписания на ее проведение по форме № 5, подписанного вышестоящим прокурором1. Это создает определенные сложности в организации работы, заключающейся в проведении проверок, в прокуратурах районного звена с небольшой штатной численностью, поскольку в их составе таким статусом, как правило, обладает только прокурор — руководитель (в лучшем случае — еще и заместитель прокурора). Иные сотрудники, в том числе надзирающие (за следствием и дознанием) прокуроры, не имеющие соответствующего допуска, проводить проверки в сфере ОРД не имеют права. При этом на практике нередко возникают ситуации, требующие проведения комплексной проверки законности как уголовно-процессуальной, так и оперативно-разыскной деятельности, например связанные с установлением фактов совмещения ОРД и процессуальной

1 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 : текст с изм. и доп. на 29 окт. 2022 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

деятельности или подмены следственных действий оперативно-разыскными мероприятиями [8, с. 51 — 53]. Для оптимизации организации проверочной деятельности в рассматриваемой сфере считаем целесообразным расширить круг уполномоченных прокуроров за счет более широкого назначения в качестве таковых помощников прокуроров районного (городского) уровня.

Объектами прокурорских проверок исполнения законов в ОРД по общему правилу выступают специальные оперативные подразделения правоохранительных органов, перечисленных в ст. 13 Закона об ОРД. Их перечень определяется ведомственными нормативно-правовыми актами открытого и закрытого характера 2. Наличие отдельных правоохранительных органов и различных по направленности деятельности подразделений вызывает необходимость установления их компетенции, которая влияет на содержание проверок. Например, в органах внутренних дел правом осуществления ОРД и проведения ОРМ наделены подразделения уголовного розыска (выявление и раскрытие преступлений против личности, собственности, розыск лиц различных категорий и т. д.), экономической безопасности и противодействия коррупции (выявление и раскрытие экономических и коррупционных преступлений), по контролю за оборотом наркотиков (выявление и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств), специальных технических мероприятий (проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан)

2 Об утверждении перечня оперативных

подразделений органов внутренних дел Россий-

ской Федерации, правомочных осуществлять

оперативно-разыскную деятельность : Приказ МВД России от 31 марта 2023 г. № 199. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ;

Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности : Приказ ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715 : текст с изм. и доп. на 11 июля 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» и др.

и др. Вместе с тем, как показывает практика, имеют место случаи организации и проведения ОРМ сотрудниками иных подразделений, не наделенных правом осуществления ОРД. Например, сотрудником ДПС ГИБДД УМВД района по поручению руководства было организовано и посредством личного участия в качестве «покупателя» проведено ОРМ «проверочная закупка» наркотического средства амфетамин. Аналогичные случаи имели место и в практике деятельности участковых уполномоченных полиции1. При этом указанные подразделения органов внутренних дел не относятся к оперативным и не наделяются правом проведения ОРМ. Поэтому в ряде случаев существует необходимость проведения проверок и в иных подразделениях правоохранительных органов, чья деятельность должна находиться в фокусе внимания не только надзирающих, но и уполномоченных прокуроров.

Прокурорская проверка по общему правилу должна проводиться на основании поступивших в органы прокуратуры сведений о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без ее проведения (ст. 21 Закона о прокуратуре). Наличие информации о нарушениях законов, по сути, образует фактическое основание проведения проверки, в то время как юридические основания (поводы) в Законе о прокуратуре не названы. Однако такое указание не содержится в положениях ст. 29 и 30 этого же Закона, что вызывает необходимость уяснить, что является поводом и основанием проведения проверки исполнения законов в ОРД. К формальным основаниям (поводам) прокурорской проверки в рассматриваемой области в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации относятся: обращения граждан, юридических и должностных лиц; материалы уголовных дел о нераскрытых

1 Архив кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

преступлениях; информация о ненадлежащем исполнении «следственных» поручений по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях; планы работы соответствующей прокуратуры и др. Формальным основанием проведения проверки можно признать и ходатайство руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному уголовному делу2. Безусловно, указанные поводы должны свидетельствовать о возможном наличии соответствующих нарушений законов. Вместе с тем в специальных отраслях надзора в отношении отдельных поднадзорных объектов сложилась практика проведения прокурорских проверок на постоянной основе в силу прямого нормативного предписания, даже при отсутствии конкретизированных сведений о нарушениях законов, наличие которых фактически презюмируются в силу их распространенности. Например, проверки исполнения законов в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел с учетом требований Генерального прокурора Российской Федерации проводятся ежедневно, законность содержания под стражей в следственных изоляторах проверяется регулярно, проверки обоснованности содержания лиц в камерах административно-задержанных проводятся систематически3. Прокурорскую

2 Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации : Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 2. П. 1.23. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов) : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 237 : текст с изм. и доп. на 22 февр. 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопро-

проверку, проведенную в силу прямых ведомственных нормативных предписаний, вряд ли можно рассматривать как проверку по «надуманным мотивам» [9, с. 237], поскольку в этом случае достаточным для ее законности будет являться наличие юридического основания. Соответственно, в этом случае вопрос оснований проведения проверки непосредственно связан с обязательностью и периодичностью ее проведения. Не определяя периодичность проведения проверок исполнения законов в ОРД в целом, ведомственные нормативно-правовые акты устанавливают ее в отношении отдельных сфер оперативно-разыскной деятельности. Например, проверки исполнения законов о выявлении и раскрытии коррупционных преступлений предписывается проводить ежеквартально1, о противодействии экстремистской деятельности, о противодействии терроризму, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма — не реже одного раза в полугодие2, о розыске без

изводстве : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 189 : текст с изм. и доп. на 19 авг. 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 581. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

2 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 марта 2018 г. № 156 : текст с изм. и доп. на 24 марта 2023 г. ; Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 295 : текст с изм. и доп. на 24 марта 2023 г. ; Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма : Приказ Генерального прокурора

Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 87. (Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».)

вести пропавших лиц — не позднее 10 суток после заведения дела оперативного учета, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал3 и др.

Сроки проведения проверки исполнения законов в ОРД законодательно также не установлены. Однако можно сделать вывод, что хотя этот вопрос отдан на усмотрение уполномоченного прокурора — руководителя, тем не менее для плановых проверок срок определяется планом работы прокуратуры, для проверок по поступившим обращениям — сроками рассмотрения и разрешения обращений граждан и должностных лиц. С учетом требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации о необходимости изучения всех (100 %) дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, которые составляют весьма значительный массив, неустановление временных лимитов представляется правильным решением.

Предмет прокурорской проверки задается предметом прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД и всегда уже его по содержанию. В число элементов предмета прокурорской проверки в зависимости от вида проверки (специальная, целевая, комплексная) будут включаться: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение установленного порядка проведения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, в лице их руководителей. Следует отметить, что целый ряд ОРМ (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации и др.), ограничивающих конституционные права граждан, предполагают

3 Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц : утв. Приказом МВД России № 38, Генерального прокурора Российской Федерации № 14, Следственного комитета Российской Федерации № 5 от 16 января 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

их проведение исключительно при наличии разрешающего судебного решения. То есть судебное решение, допускающее проведение такого ОРМ, является неотъемлемой частью его правомерности и законности. Несмотря на то обстоятельство, что исполнение законов при осуществлении судебной деятельности (судебного контроля) и законность судебных актов (принятых в порядке судебного контроля) в предмет прокурорского надзора не входят, тем не менее оценка порядка проведения ОРМ предполагает изучение такого судебного решения на предмет его законности, обоснованности и мотивированности. В зависимости от оценки в рамках прокурорской надзорной проверки делается вывод о законности или незаконности проведения того или иного ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан.

Содержание проверочных действий в рамках прокурорской проверки исполнения законов в ОРД зависит от предоставленных уполномоченным прокурорам правовых средств, применяемых с учетом имеющихся полномочий. При наличии сложившейся правоприменительной практики теоретический вопрос об используемых уполномоченным прокурором средствах является проблемным, поскольку фактически ст. 30 Закона о прокуратуре, будучи бланкетной, полномочия уполномоченного прокурора, а следовательно, и применяемые им средства, не предусматривает, да и нормы иных законодательных актов, на которые идет отсылка, таких положений не содержат. Поэтому в связи с правовой неопределенностью полномочий уполномоченного прокурора в сфере надзора за исполнением законов в ОРД им

применяются средства прокурорского надзора за исполнением законов (общий надзор) и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с учетом особенностей рассматриваемой сферы.

Так, уполномоченный прокурор истребует у руководителей оперативно-разыскных служб и изучает оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию) и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий; получает письменные объяснения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений законов, а при необходимости — также объяснения граждан, представителей юридических лиц; знакомится в судах с журналами учета вынесенных судебных решений (с разрешения председателя суда либо и. о. председателя суда), производит их сверку и изучает в подразделениях специальных технических мероприятий сведения об ОРМ данной категории, проведенных как по судебному решению, так и без него.

С учетом вышесказанного полагаем необходимым осуществить правовую регламентацию полномочий уполномоченных прокуроров и определить применяемые при проведении прокурорской проверки правовые средства на законодательном уровне путем включения соответствующей статьи в главу 3 раздела III Закона о прокуратуре или дополнения содержания ст. 30 этого Закона.

Список источников

1. Амирбеков К. И. Прокурорская проверка исполнения законов: понятие и содержание, поводы и основания, предмет и пределы (теоретический подход) // Российский следователь. 2020. № 2. С. 63 — 68.

2. Ломовский В. Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1988. № 5. С. 89 — 93.

3. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения : учеб. пособие / О. Н. Коршунова, Е. А. Бурмистрова, И. И. Головко [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Коршуновой. Санкт-Петербург : Юрид. центр, 2017. 428 с. (Учебники и учебные пособия).

4. Плугарь Д. М. Вопросы процедурных условий проведения прокурорских проверок // Законность. 2019. № 8. С. 33-37.

5. Проверка прокурором исполнения законов : пособие / Л. И. Александрова, С. В. Борисов, Н. Д. Бут [и др.] ; под ред. Н. В. Субановой. Москва : Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. 124 с.

6. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения : учеб. пособие / О. Н. Коршунова, Е. А. Бурмистрова, И. И. Головко [и др] ; под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юстиция, 2019. 408 с.

7. Теоретические и организационные основы прокурорской проверки : монография / В. К. Арте-менков, С. В. Борисов, Н. В. Буланова [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Субановой. Москва : Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. 321 с.

8. Лошкарев В. В. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные проверки: недопущение совмещения // Законность. 2018. № 5. С. 51 — 53.

9. Иванов П. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: поводы и основания // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (93). С. 236—248.

Информация об авторе

Е. Л. Никитин - доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

E. L. Nikitin - Associate Professor of the Department of criminal procedure and criminalistics of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, Candidate of Science (Law), Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.