Научная статья на тему 'Специфика профилактики эскапизма в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы'

Специфика профилактики эскапизма в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
832
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСКАПИЗМ / ПРИЧИНЫ ЭСКАПИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА ЭСКАПИЗМА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММА / ESCAPISM / THE CAUSES OF ESCAPISM / THE PREVENTION OF ESCAPISM / ADOLESCENCE / THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина И.Р., Глухов Д.Н.

Цель исследования, предлагаемого в статье, заключалась в изучении причин развития эскапизма в молодежной среде и выявлении особенности профилактики этого явления в условиях современной школы. Теоретический анализ психологопедагогической литературы показал, что среди причин, влияющих на распространение эскапизма среди подростков, можно выделить следующие: информатизация и медиатизация; индивидуализация; сложности адаптации в коллективе; нарушения детско-родительских отношений; отсутствие дружеских взаимоотношений и взаимопонимания в реальной жизни; одиночество. В основу исследования была положена следующая гипотеза: профилактика эскапизма будет наиболее эффективна, если проводить её через снижение уровня интернет-зависимости в условиях общеобразовательной школы. Проведённое первичное исследование показало, что у половины учащихся (выборка состояла из 40 человек) есть склонность или наличие интернет-зависимости и высокий уровень эскапизма. После реализации профилактической программы, результаты вторичной диагностики показали, что стремление к эскапизму и уровень интернет-зависимости снизился в экспериментальной группе. Специфика профилактики эскапизма в среде подростков на базе общеобразовательной школы заключается, в организации работы социального педагога с подростками по программе в сочетании, с проведением классных часов воспитательного характера и просветительской работы с родителями.The purpose of the research proposed in the article was to study the causes of the development of escapism in the youth environment and to identify the specifics of the prevention of this phenomenon in a modern school. A theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature showed that among the reasons affecting the spread of escapism among adolescents, the following can be distinguished: informatization and mediatization; individualization; difficulties of adaptation in the team; violations of parent-child relationships; lack of friendships and mutual understanding in real life; loneliness. The following hypothesis was the basis of the study: the prevention of escapism will be most effective if it is carried out through a decrease in the level of Internet addiction in a comprehensive school. The initial study showed that half of the students (the sample consisted of 40 people) have an addiction or Internet addiction and a high level of escapism. After the implementation of the preventive program, the results of secondary diagnostics showed that the desire for escapism and the level of Internet addiction decreased in the experimental group. Specificity the prevention of escapism among adolescents on the basis of a comprehensive school consists in organizing the work of a social educator with adolescents according to the program in combination with conducting classroom hours of an educational nature and educational work with parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профилактики эскапизма в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Специфика профилактики эскапизма в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы

Сорокина Ирина Радиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии, Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г. Столетовых E-mail: sociolog1966@yandex.ru

Глухов Дмитрий Николаевич,

старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии, Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г. Столетовых, E-mail: 020083@mail.ru

Цель исследования, предлагаемого в статье, заключалась в изучении причин развития эскапизма в молодежной среде и выявлении особенности профилактики этого явления в условиях современной школы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди причин, влияющих на распространение эскапизма среди подростков, можно выделить следующие: информатизация и медиатизация; индивидуализация; сложности адаптации в коллективе; нарушения детско-родительских отношений; отсутствие дружеских взаимоотношений и взаимопонимания в реальной жизни; одиночество. В основу исследования была положена следующая гипотеза: профилактика эскапизма будет наиболее эффективна, если проводить её через снижение уровня интернет-зависимости в условиях общеобразовательной школы. Проведённое первичное исследование показало, что у половины учащихся (выборка состояла из 40 человек) есть склонность или наличие интернет-зависимости и высокий уровень эскапизма.

После реализации профилактической программы, результаты вторичной диагностики показали, что стремление к эскапизму и уровень интернет-зависимости снизился в экспериментальной группе. Специфика

профилактики эскапизма в среде подростков на базе общеобразовательной школы заключается, в организации работы социального педагога с подростками по программе в сочетании, с проведением классных часов воспитательного характера и просветительской работы с родителями.

Ключевые слова: эскапизм, причины эскапизма, профилактика эскапизма, подростковый возраст, программа.

о с

CJ

сэ см о см

Эскапизм (от англ. еscape - бежать, спастись) рассматривается в отечественной литературе как пассивная стратегия, обращённая на прерывание коммуникативных связей с социумом, как стремление личности в ситуации кризиса уйти от действительности в мир иллюзий [2, с. 2].

Эскапизм - это неконструктивный способ поведения, неосознанное возражение подростков против общепринятых норм и ценностей, которое проявляется в уходе от существующей социальной действительности в свою собственную реальность посредством отторжения или изоляции. Ф.Е. Ва-силюк ставит данное понятие в один в ряд с агрессией и регрессией и называет эскапизм «пусковым механизмом девиантного поведения» [10]. Девиантное поведение в данном случае выступает как следствие неконструктивного переживания проблемной ситуации.

Природа эскапизма очень многогранна - от погружённости в виртуальное пространство, закрытости, до его крайних протестных форм - отшельничества, изолированности, голодовок, вплоть до ухода из жизни, и вызывает устойчивый интерес у исследователей [3, с. 23].

Подростки являются наиболее уязвимой категорией населения в силу того, что сами не до конца понимают своих внутренних устремлений, страшатся их и подавляют [7, с. 46]. Если они дают волю желаниям, то зачастую сталкиваются с неприятием и противодействием со стороны окружающих. Не имея ещё достаточной мотивации, уверенности в себе и терпения, они устают бороться за «свою правду». Результат - чувство неудовлетворённости жизнью и отсутствие желания что-либо предпринимать, менять. Распространение эскапизма, который особенно сильно проявляется в подростковой среде, является одной из основных причин данных процессов. Подростки наделены и обладают значимой ролью, которая заключается в воспроизводстве и обновлении общественного строя. Именно в период молодости человек определяется в профессиональной сфере и формирует свой круг общения.

В современном информационном социуме, в котором на первый план вышли средства массовой информации, а рекламы всячески поддерживают стремление человека к удовольствиям, в картине мира современных подростков преобладают материальные ценности, которые связы-

ваются с ощущением свободы (в основном от обязательств) и интересным времяпрепровождением. Предиктором эскапизма может стать отчуждённость и непопулярность в среде сверстников [1, с. 37]. В ситуациях коммуникативных затруднений подростки отстраняются от ровесников и замыкаются в себе.

Ощущая острую потребность в самоутверждении, средой подростка для самореализации становится Интернет-пространство: компьютерные игры, социальные сети. Виртуальное пространство выступает платформой для самопрезентации и демонстрации своего протеста. Хакерство придаёт подростку временное ощущение всемогущества и возвращает самоутверждение за счёт анонимности «пользователя». Это скрытное агрессивное проявление эскапизма обнаруживает некую тождественность с граффити и вандализмом.

Генезис данного феномена позволяет рассматривать эскапизм как форму протестной активности личности, поскольку эскапизм является показательным симптомом неблагополучия во взаимоотношениях человека с социумом.

Некоторыми авторами в качестве главной из причин распространения эскапизма отмечается индивидуализация общества. Ж. Липовецки в своей работе «Эра пустоты» описал состояние современного общества, в котором индивиды так заинтересованы собой, что не в состоянии выполнять социальные роли, свойственные им [11, с. 100].

Другой причиной распространения эскапизма может выступать информатизация. Американский литератор Р.С. Вурмен ввиду этого ввёл такой термин, как «информационное беспокойство» [12, с. 719], т.е. при избытке информации и, не имея опыта принятия решения в нужную минуту, современный подросток находит множество способов отвлечься на другие дела, другие интересы

Ещё одной причиной является широкая популяризация массовой культуры и эскапистской литературы [4, с. 104]. Одним из самых популярных произведений в среде современных молодых эскапистов является работа Толкина «Властелин колец». Современная литература представлена разнопланово: не только в виде книг, но и как фильмы, события, видеоигры. И именно это может являться главной причиной ухода из реальности в виртуальную жизнь.

Л.В. Козырева выделяет три вида причин становления эскапизма: психологические (излишняя индивидуализация, стресс, неуверенность в будущем), социальные (давление социальности, неопределённость мира) и познавательные (ограниченность знания, относительность истины). Массовый эскапизм, эпоха «человека в футляре», по её мнению, возникает вследствие трансформации социальной, политической и экономической структуры общества [2, с. 32].

Проведённое нами исследование позволило получить новую информацию о ценностях и жизненных установках современных подростков. Большая часть учащихся показала низкий уровень

адаптивных способностей - 56%. У них отчётливо прослеживается стремление к доминированию и отсутствие желания к сотрудничеству в классном коллективе. Основной причиной социальной дезадаптации учащейся молодёжи являются проблемы в микросреде: отсутствие доверительных отношений в семье, непонимание со стороны родителей (76%), вследствие чего подростки находятся в постоянном поиске альтернативы, сопровождающимся уходом от реальности.

Из 17 школьников 10 продемонстрировали высокую степень склонности к виртуальному эскапизму. Среди причин ухода от реальности выделились следующие: возможность самовыражения, поиск понимания и поддержки, одиночество.

Было установлено, что между виртуальным эскапизмом и адаптацией подростков существует прямая связь. Высокий уровень склонности к смене реальной действительности виртуальной в большей степени зависит от неумения приспособиться к условиям и требованиям социальной среды. К принятию тех законов и нормативов, которые существуют в обществе.

Профилактика является необходимой мерой в предупреждении феномена эскапизма и возможных негативных последствий.

С точки зрения Р.В. Овчаровой, психологическая профилактика представляет собой целенаправленную систематическую совместную работу специалистов, направленную на: предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, установление правил школы [5, с. 212].

В настоящее время не существует чёткого алгоритма предупреждения феномена. О.П. Степанова предполагает, что основа профилактики эскапизма, главным образом, заключается в формировании чувства реальности (присутствие «здесь и сейчас»), осмыслении психологического времени личности [8, с. 90]; формировании навыков взаимодействия с действительностью, навыков совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях [9, с. 283].

Чтобы помочь подростку найти верное решение в проблемной ситуации, необходима серьёзная, целенаправленная, кропотливая работа социального педагога, психолога, родителей по формированию личностных качеств, поведенческих моделей, обеспечивающих подростку плавную социализацию «без срывов». По мнению Е.А. Левановой, у подростка необходимо развивать психопластику личности, обеспечивающую возможность социально-психологической адаптации [6, с. 76].

Основное содержание работы социального педагога в процессе организации профилактики эскапизма в условиях общеобразовательной школы - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнёрства в отношениях с подростками.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Принято считать, что социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности. Самой распространенной технологией работы социального педагога с подростками является программа. Цель профилактической программы по предотвращению явления эскапизма среди подростков, как примерная, может заключаться в предупреждении формирования эскапизма посредством снижения уровня интернет-зависимости. Среди задач программы можно рассматривать: создание благоприятной психологической атмосферы для предстоящей работы; формирование навыка самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях; организация условий для развития коммуникативных навыков.

Используемая нами программа включала в себя 10 занятий. Большая часть занятий была представлена в тренинговой форме, поэтому структура занятий включала следующие этапы: ритуал приветствия, разминка, ведущий метод работы, рефлексия, ритуал прощания. Каждое занятие представляло собой взаимодействие, включающее комплекс упражнений, игр, мини-лекций, совместный просмотр кинофильма, прочтение по предложению по очереди рассказа по предупреждению формирования склонности к эскапизму через снижение уровня интернет-зависимости у подростков.

В результате реализации программы у подростков снизилась склонность к эскапизму и уровень интернет-зависимости у подростков. Подростки развили в себе такие качества, как: открытость, доброжелательность, уважительность. Подростки начали проявлять интерес и способность к самостоятельному принятию решений в спорных или проблемных ситуациях.

Таким образом, в ходе анализа современной литературы были определены некоторые направления профилактики в рамках социально-педагогического сопровождения подростков.

Существенные дополнения в процессе изучения степени теоретической разработанности проблемы внесло ознакомление с практикой воспитательной деятельности образовательного учреждения. Этот факт позволил отметить, что эффективной формой взаимодействия является внеклассная работа.

Необходимым условием успешности профилактической работы с подростками с высоким уровнем эскапизма и интернет-зависимостью является организация взаимодействия, как с классным руководителем, так и с психологом и/или социальным педагогом. Немаловажное значение в жизни подрост-5 ка имеет семья и ближайшее окружение (сверстни-§ ки). В различных проблемных ситуациях формы профилактики эскапизма подбираются индивиду-еЗ ально и могут последовательно сменять друг друга, ав дополняться или вовсе исключаться. Как показыва-

ет практика, эскапизм не выступает необратимой реакцией. Человек, склонный к эскапизму, всегда открыт к альтернативным путям решения своих проблем. Именно поэтому в ранней профилактике эскапизма важно уделять внимание различным проблемам в развитии личности подростка.

Литература

1. Гуревич, П.С. Философское толкование человека [Текст] / П.С. Гуревич // Философия и культура. - М. - 2012. - С. 37.

2. Гусейнов, А.Ш. Специфика эскапизма в контексте протестной активности личности [Текст] /

A.Ш. Гусейнов // Человек. Сообщество. Управление. - КубГУ. - 2013. - № 3. - С. 20-33.

3. Знаков, В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания [Текст] / В.В. Знаков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. -№ 3. - С. 18-29.

4. Ислямова, М.И. Взаимосвязь эскапизма и эмоциональной сферы личности в юношеском возрасте [Текст] / М.И. Ислямова // Молодёжный научный вестник. - 2018. - № 5 (30). - С. 103-106.

5. Олькина, О.И. Проблема эскапизма: междисциплинарный анализ теоретических подходов и пути исследования в психологии [Текст] / О.И. Олькина // Современная психология: теория и практика. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». -2015.- С. 220-225.

6. Плешаков, В.А. О психопластике киберсоци-ализации человека [Текст] / В.А. Плешаков // Народное образование. Педагогика. - 2016. -С.71-77.

7. Рябов, В.Б. Эскапизм и субъективное качество жизни [Текст] / В.Б. Рябов // Социальная психология. - 2017. - № 1. - С. 45-47.

8. Рябов, В.Б. Теоретические и эмпирические основания типологии субъективного качества управленческого взаимодействия [Текст] /

B.Б. Рябов // Прикладная юридическая психология. - 2015. - № 4. - С. 85-94.

9. Рябов, В.Б. Подход к построению нормативной модели субъективного качества жизни [Текст] / В.Б. Рябов // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2015. - С. 268-287.

10. Смолева, Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Е.О. Смолева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 9. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/09/7741 (11.03.2020).

11. Труфанова, Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий [Текст] / Е.О. Труфанова // Философия и культура. -2012. - № 3. - С. 96-107.

12. Юревич, А.В. Счастье как научная категория [Текст] / А.В. Юревич, А.Л. Журавлёв // Вестник РАН. - 2014. - № 8. - С. 715-723.

THE SPECIFICS OF THE PREVENTION OF ESCAPISM IN ADOLESCENTS IN A SECONDARY SCHOOL

Sorokina I.R., Glukhov D.N.

Vladimir State University name of A.G and N.G. Stoletov

The purpose of the research proposed in the article was to study the causes of the development of escapism in the youth environment and to identify the specifics of the prevention of this phenomenon in a modern school. A theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature showed that among the reasons affecting the spread of escapism among adolescents, the following can be distinguished: informatization and mediatization; individualiza-tion; difficulties of adaptation in the team; violations of parent-child relationships; lack of friendships and mutual understanding in real life; loneliness. The following hypothesis was the basis of the study: the prevention of escapism will be most effective if it is carried out through a decrease in the level of Internet addiction in a comprehensive school. The initial study showed that half of the students (the sample consisted of 40 people) have an addiction or Internet addiction and a high level of escapism.

After the implementation of the preventive program, the results of secondary diagnostics showed that the desire for escapism and the level of Internet addiction decreased in the experimental group. Specificity the prevention of escapism among adolescents on the basis of a comprehensive school consists in organizing the work of a social educator with adolescents according to the program in combination with conducting classroom hours of an educational nature and educational work with parents.

Keywords: escapism, the causes of escapism, the prevention of escapism, adolescence, the program.

References

1. Gurevich, P.S. Philosophical interpretation of man [Text] / P.S. Gurevich // Philosophy and Culture. - M. - 2012. - P. 37.

2. Huseynov, A. Sh. The specifics of escapism in the context of the protest activity of the person [Text] / A. Sh. Huseynov // Man. Community. Control. - KubSU. - 2013. - No. 3. - P. 20-33.

3. Signs, V.V. The multidimensional world of man: types of reality, understanding and social knowledge [Text] / V.V. Znakov // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. - 2012. -No. 3. - P. 18-29.

4. Islyamova, M.I. The relationship of escapism and the emotional sphere of personality in adolescence [Text] / M.I. Islyamova // Youth Scientific Bulletin. - 2018. - No. 5 (30). - P. 103-106.

5. Olkina, O.I. The problem of escapism: an interdisciplinary analysis of theoretical approaches and research paths in psychology [Text] / O.I. Olkina // Modern Psychology: Theory and Practice. Materials of the XVI international scientific and practical conference. Scientific and Informational Publishing Center "Institute for Strategic Studies". - 2015. - P. 220-225.

6. Pleshakov, V.A. About the psychoplastics of human cyber socialization [Text] / V.A. Pleshakov // Public Education. Pedagogy. - 2016. - P. 71-77.

7. Ryabov, V.B. Escapism and the subjective quality of life [Text] / VB Ryabov // Social Psychology. - 2017. - No. 1. - P. 45-47.

8. Ryabov, V.B. Theoretical and empirical foundations of the typology of subjective quality of managerial interaction [Text] / VB Ryabov // Applied Legal Psychology. - 2015. - No. 4. - P. 8594.

9. Ryabov, V.B. An approach to building a normative model of subjective quality of life [Text] / VB Ryabov // Actual problems

1. labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Issue 7. - M .: Publishing House "Institute of Psychology RAS". -2015. - P. 268-287.

10. Smolev, E.O. Formation of deviant behavior of minors [Electronic resource] / E.O. Smolev // Humanitarian scientific research. - 2014. - No. 9. Access mode: http://human.snauka. ru/2014/09/7741 (03/11/2020).

11. Trufanova, E.O. Escapism and escapist consciousness: to the definition of concepts [Text] / E.O. Trufanova // Philosophy and Culture. - 2012. - No. 3. - P. 96-107.

12. Yurevich, A.V. Happiness as a scientific category [Text] / A.V. Yurevich, A.L. Zhuravlev // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 8. - P. 715-723.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.