Научная статья на тему 'К вопросу разработки программ профилактики интернет-зависимости'

К вопросу разработки программ профилактики интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1691
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / EDUCATIONAL INSTITUTION / ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION / INTERNET ADDICTION / JUNIOR SCHOOLCHILD / FORMS OF PREVENTIVE WORK / PRINCIPLES OF PREVENTION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчикова Марина Ивановна

в статье рассматривается проблема эффективности профилактики интернет-зависимости и анализируются возможные варианты профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Автор предлагает подходить к решению проблемы комплексно, разрабатывая социально-педагогические программы профилактики с использованием потенциала образовательной среды и учитывая особенности интересов и потребностей конкретных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пальчикова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article examines the problem of the effectiveness of preventing Internet addiction and analyzes possible options for preventing Internet addiction among younger schoolchildren. The author suggests addressing the problem in a comprehensive manner, developing social and pedagogical prevention programs using the potential of the educational environment and taking into account the specific interests and needs of specific students.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки программ профилактики интернет-зависимости»

УДК 37

DOI 10.21661/Г-462733

М.И. Пальчикова

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема эффективности профилактики интернет-зависимости и анализируются возможные варианты профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Автор предлагает подходить к решению проблемы комплексно, разрабатывая социально-педагогические программы профилактики с использованием потенциала образовательной среды и учитывая особенности интересов и потребностей конкретных учащихся.

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, интернет-зависимость, младший школьник, формы профилактической работы, принципы организации профилактики, образовательное учреждение.

M.I. Palchikova

TO THE QUESTION OF CREATING PROGRAMS FOR THE PREVENTION

OF INTERNET ADDICTION

Abstract: the article examines the problem of the effectiveness of preventing Internet addiction and analyzes possible options for preventing Internet addiction among younger schoolchildren. The author suggests addressing the problem in a comprehensive manner, developing social and pedagogical prevention programs using the potential of the educational environment and taking into account the specific interests and needs of specific students.

Keywords: social and pedagogical prevention, Internet addiction, junior school-child, forms of preventive work, principles of prevention organization, educational institution.

Сегодня дети с самого раннего возраста окружены технологиями, поэтому осваивать просторы Интернета они начинают уже с 6-7 лет. Интернет представляет собой новое «социокультурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать. Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов» [4], это пространство не только формирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Для родителей и педагогов очевидно, что появился новый вид психического расстройства детей - Интернет - зависимость. По мнению психологов, «проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...» [1].

Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы зависимости к другой, с сохранением основных аддик-тивных механизмов. Соответственно, зависимость от Интернета позднее может повлечь за собой и другие, не менее опасные, для ребенка формы зависимости. Ученые подчеркивают, что достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. А. Холл и Д. Парсонс отмечали, что избыточное использование Интернета может навредить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то есть повлиять на состояние здоровья человека [5].

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье, наличием различных форм девиации родительских функций: гипоопека и отсутствие родительского контроля, гиперопека, завышенные требования и «комплекс неудачника», внутрисемейные конфронтации и др.

Как следствие нарушения детско-родительских отношений в семье возникают проблемы поведения у детей: замкнутость и неумение общаться, предпочтение виртуальной реальности реальным отношениям со сверстниками, разрыв семейных взаимоотношений и неуправляемость, изоляция и т. д. Таким образом,

неокрепшая и беззащитная психика ребенка становится легкой добычей кибер-преступников. Недостаток или отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний об особенностях возрастной психики делают невозможным предотвращение конфликтов с детьми. Часто родители пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от компьютера и Интернета. Некоторые считают эту проблему нереша-емой. Многие работают над решением проблемы Интернет-зависимости, не учитывая достижения педагогики и возрастной психологии.

Профилактических программ, разработанных педагогами образовательных учреждений для детей разного возраста огромное количество. Хотелось бы определить основные теоретико-методологические ориентиры в организации профилактической работы в этом направлении.

Исходя из теоретических исследований и опыта работы с детьми, мы считаем, что интернет-зависимость можно предотвратить или минимизировать негативные последствия уже возникших предпочтений, если:

- придать этой увлеченности более рациональный характер;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы в процессе организации реального социального опыта;

- сделать внеурочную деятельность детей более насыщенной, разнообразной, эмоциональной;

- опираться на закономерности процесса воспитания (единство обучения и воспитания, системность, воспитание возможно только в процессе деятельности, опора на положительное в процессе воспитания и др.);

- создавать в образовательном учреждении комфортную среду, основанную на отношениях дружбы, доверия, сотрудничества и сотворчества.

Интересна в этой связи авторская программа А.А Салихова и Г.Л. Юнусо-вой «Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность на 2013-2015 годы» [4]. Осо-

бенностью программы можно считать отсутствие запрета и ограничений на работу в интернете, т.е. организацию жизнедеятельности детей при свободном владении интернет-ресурсами. Соответственно, отсутствие прямого запрета, основанное на учете возрастных особенностей школьников, в сочетании с учетом эффективности ненавязчивого воспитания как закономерности, может повысить эффективность профилактической работы.

На основе идей данной программы мы попытались предложить и реализовать свой вариант программы профилактики интернет-зависимости.

Цель программы: реализация системного комплексного социально-психолого-педагогического и психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучия обучающихся, развитие и стабилизацию факторов устойчивости к интернет-зависимости в условиях ситуации успеха и комфортной образовательной среды.

Задачи программы:

- выявить с помощью комплекса социально-психолого-педагогических методик обучающихся, подверженных склонности к интернет-зависимости, нивелировать негативные личностные особенности младших школьников, способствующие развитию интернет - зависимости;

- обеспечить наличие у младших школьников компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети Интернет;

- способствовать изменению ценностного отношения детей и родителей к сети Интернет и пониманию причин проблемы Интернет-зависимости;

- сдерживать развитие интернет-аддикций несовершеннолетних за счёт пропаганды здорового образа жизни, личной ответственности за свое поведение, формирования «антизависимых» установок, включая, при крайней необходимости, отказ от интернета;

- формировать интерес к различным сферам современного досуга, альтернативного компьютерному, развивать у обучающихся социально-личностные, личностно-адаптивные, психологические и иные способности живого общения с

окружающими людьми через вовлечение в различные виды социально-значимой и интересной для ребенка деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная и исследовательская деятельность с использованием компьютерных технологий, большое внимание уделяется формированию образовательной среды, четко определена целевая группа учащихся и предполагается вариативность в применении стратегий воздействия и форм работы. В основе воздействия на обучаюшихся лежат несколько стратегий: отвлечение внимания, вовлечение в альтернативную деятельность, повышение информированности, убеждение, формирование позитивных навыков работы в интернете, формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, организация комфортной образовательной среды.

Независимо от того, в каком сочетании и последовательности применяются эти стратегии, результирующий вектор всех стратегий воздействия направлен на изменение отношения, мотивации и поведения.

Программа ориентирована на школьников 4-5 классов в возрасте 10-11 лет, склонных к девиантному поведению, различным видам аддикций, имеющих конфликтные семейные или школьные отношения, не имеющих никаких серьезных увлечений, которые находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети самоутверждением.

Основные причины выбора целевой группы:

1) психолого-возрастные особенности, предполагающие слабое представление последствий пользования Интернетом;

2) отсутствие критического мышления, интеллектуальная незащищенность;

3) отсутствие культуры пользования Интернетом;

4) легкодоступность Интернета, отсутствие контроля со стороны родителей;

5) отсутствие возрастного ценза к входу в Интернет;

6) отсутствие временного контроля пребывания в Интернете и мн. др.

В данном возрасте мы чаще всего имеем дело со становлением Интернет-зависимости, поскольку дети только начинают привыкать к самостоятельности и делают «первые шаги» в планировании своего времени.

Поэтому программа профилактики ориентирована на превентивные профилактические меры по двум направлениям:

- социально-педагогическая превенция (диагностика, информирование, предупреждение, психопрофилактика, организация образовательной среды);

- социально-психоло-педагогическая интервенция (обучение социально-важным навыкам, организация исследовательской и проектной деятельности, альтернативной зависимому поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов).

Эффективность программы может быть ориентирована на следующие критерии:

- самочувствие ребенка в образовательном учреждении (критерий отношений);

- адекватное отношение к Интернету (критерий независимости);

- культура взаимодействия родителей и детей в отношении Интернета (критерий компромисса);

- содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

В рамках программы обучающиеся активно привлекаются к участию в масштабных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении, муниципальных конкурсах, тематических неделях, месячниках, Днях Здоровья, спортивных соревнованиях, ролевых играх, дискуссиях, олимпиадах предметных и творческих, анкетировании, тренингах, фестивалях, конкурсах, выставках и др. Индивидуальная и групповая рефлексия в процессе участия в деятельности являются важным принципом реализации программы. Коллективные просмотры выступлений, выполненных работ, их анализ, дают возможность обучающимся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

6 www.interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Одной из форм подведения итогов работы по программе является итоговая выставка буклетов, рисунков, плакатов, листовок для других учащихся на тему «Подросток и Интернет. Для нас опасной грани - Нет!». А также это может быть конкурс памяток и эссе по данной теме. Итоговое мероприятие служит показателем освоения обучающимися программы, а также способствует сплочению детского коллектива, формированию актива из ребят, которые заинтересовались организацией социально-значимой деятельности. Лучшие работы учащихся стоит отметить поощрительными призами. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, каждый рассказывает о том, как изменилась его жизнь, что он хочет пожелать новым друзьям.

Лучшие работы детей и подростков могут быть размещены на сайте лицея, обязательно проводится награждение.

Программу вполне может реализовать социальный педагог совместно со школьным психологом и заинтересованными классными руководителями и учителями-предметниками.

Список литературы

1. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Екатеринбург, 2000. - С. 291-292.

2. Неценко О.В. Среда как объект изучения и средство профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики / О.В. Неценко, М.В. Шакурова // Социальная педагогика в России. - 2016. - №1. - С. 54 - 61.

3. Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. - 2012. - №3. - С. 152-154.

4. Салихов А.А. Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность на 20132015 годы / А.А. Салихов, Г.Л. Юнусова // Сайт школы Баймакский лицей-интернат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

7

http://baimaklicei.ucoz.ru/obrasov_prog/programma_po_profilaktike.docx (дата обращения: 22.05.2017).

5. Холл А. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии / А. Холл, Д. Парсонс // Журнал консультации психического здоровья. - 2001. - Т. 23. - №4 - С. 312-327.

Пальчикова Марина Ивановна - социальный педагог МБОУ лицей №7, Россия, Воронеж.

Palchikova Marina Ivanovna - social teacher at the Lyceum №7, Russia, Voronezh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.