Научная статья на тему 'Специфика привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц России в новейший период'

Специфика привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц России в новейший период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц России в новейший период»

Роман Силантьев

СПЕЦИФИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКИХ ДУХОВНЫХ ЛИЦ РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД

За последние 15 лет в России участились случаи привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц за нарушения антиэкстремистского и антитеррористического законодательства, а также за тяжкие преступления. Это объясняется, с одной стороны, высокой степенью вовлечённости духовных лидеров в радикальные организации, а с другой - некритичным отношением ряда мусульманских структур к моральному облику и послужному списку людей, желающими стать имамами или муфтиями.

По имеющимся у автора данным, количество муфтиев, имамов и наиб-имамов, привлечённых в новейший период к ответственности по преступлениям вышеуказанного типа, составляет 22 человека. При этом рекордным по возбуждению уголовных дел в отношении мусульманского духовенства стал 2013 год - 8 случаев, из них - семь по 282 статье УК РФ.

В данном обзоре учитываются только официальные духовные лица - например, террорист Саид Бурятский, который закончил исламский колледж «Расуль-Акрам», работал в Совете муфтиев России, читал проповеди в московской мечети «Даруль-Аркам» и претендовал на духовное лидерство, под вышеприведённые критерии не подпадает. Также не рассматриваются малозначительные случаи, подобные истории читинского представителя ДУМ Азиатской части России имам-хатыба Розумбая Сопыева (в 2004 году принадлежавший Сопыеву конь сильно покусал маленькую девочку, в результате чего владелец коня по решению суда выплатил пострадавшей 26 тысяч рублей).

По всей видимости, отсчёт хронологии привлечения имамов к уголовной ответственности за тяжкие и резонансные преступления начинается 4 июля 2000 года, когда сотрудниками УФСБ по Сверд-

ловской области был задержан преподаватель медресе при мечети деревни Нижние Ари Ачитского района (юрисдикции ДУМ Азиатской части России - ДУМАЧР) Мах-мутжан Сатимов. За месяц до этого генеральный прокурор Узбекистана официально обратился в Генеральную прокуратуру России с ходатайством о задержании и выдаче Сатимова, подозреваемого в совершении преступлений по статье 159 УК Республики Узбекистан «Посягательство на конституционный строй». В постановлении указывалось, что Сатимов является приверженцем идеологии ваххабизма и с 1990 года активно занимался её пропагандой среди населения Ферганской долины, а также принимал участие в массовых беспорядках, организованных религиозными

249

экстремистами .

Имам ишимской общины ДУМАЧР Хаджи Худжаев был объявлен в международный розыск за преступления, направленные на насильственный захват власти в Узбекистане. Примечательно, что его задержание было произведено во время проходившего в Омске II курултая ДУМАЧР (18-19 августа 2000 года) и фактически привело к срыву этого мероприятия. В свою очередь, имам омской мечети ДУ-МАЧР «Хаир-Ихсан» таджик Мохаммад Шоймуродов был арестован в декабре 2000 года за сбыт героина. При этом Управление ФСБ по Омской области отметило, что мечеть «Хаир-Ихсан» является местом притяжения для «экстремистки настроенных «прихожан» из других регионов страны и даже из-за границы», и что Шой-муродов является уже вторым её имамом, задержанным за оборот наркотиков250.

249 Сообщение ИА «Регион-Информ» от 4 июля 2000 года

250 Намерение доброе, а слава дурная // «Версты»,

23 декабря 2000 года

В июле 2001 года имам-хатыб пермской Соборной мечети (юрисдикции ДУМ Европейской части России Совета муфтиев России) Аббос Мирахмедов был задержан в московском аэропорту Шере-метьево-1 за нарушение паспортного режима. При обыске в принадлежащем ему Коране был обнаружен тайник с героином. 21 марта 2002 года заведённое на Мирах-медова уголовное дело поступило в суд. Имам-хатыбу были выдвинуты обвинения в незаконном пересечении государственной границы, а также разжигании национальной и религиозной розни. Вскоре Ми-рахмедов был вынужден оставить свой пост и вернуться в Таджикистан251. Но на этом его история не завершилась:

17 ноября 2005 года ИТАР-ТАСС передало следующую новость: «На севере Таджикистана по обвинению в террористической деятельности и других крупных государственных преступлениях арестован бывший священнослужитель одной из мечетей в российском городе Перми, таджикский гражданин Аббос Мирахмедов. Об этом сообщил корр. ИТАР-ТАСС начальник ОВД города Худжанда, полковник милиции Муллохи Рузиев. По его словам, расследование ведёт городская прокуратура и арестованному уже предъявлено обвинение по четырем статьям Уголовного кодекса страны - терроризм, публичные призывы к захвату власти, участию в преступном сообществе и незаконном хранении оружия. В момент задержания у Аббо-са Мирахмедова был изъят автомат Калашникова с обоймой, экстремистская литература и другие улики, указывающие на его активное участие в международной террористической организации - Исламском движении Узбекистана. Два последних года арестованный проживал в Таджикистане, занимаясь вербовкой сторонников ИДУ и распространением идей экстремистов среди своих земляков. Аббос Мирах-медов входил в организованную террористическую группировку, которая была раскрыта правоохранительными органами Таджикистана в городе Худжанде в сентябре нынешнего года. В ходе спецопера-

251 Викулов А. С героином в Коране // «Российская газета», 9 ноября 2001 года

ции было задержано более 20 экстремистов, которые на допросах назвали имена ещё нескольких участников преступного сообщества, в том числе Аббоса Мирахме-дова». В итоге Мирахмедов по совокупности вышеперечисленных преступлений был осужден на 17,5 лет252.

В конце июня 2004 года был задержан имам села Сингуль Татарский (юрисдикция ДУМ Тюменской области Совета муфтиев России) Юсуф-Дмитрий Петриченко, которому предъявили обвинения в распространении экстремистской литературы и подготовке террористических атак. 4 октября 2005 года он был приговорён к заключению в исправительной колонии

253

общего режима сроком на шесть лет .

30 мая 2007 года городской суд Пятигорска признал виновным по 282 статье УК РФ имама местной мечети Абдуллу-Антона Степаненко (юрисдикция ДУМ Карачаево-Черкесской Республики и Ставрополья) и приговорил к 1,5 годам условно с испытательным сроком в один год. Муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев отмежевался от своего подчинённого и не восстановил его на работе, зато Степанен-ко получил личную поддержку председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина, который принял его для беседы под приветственные крики прихожан московской Соборной мечети. «В ходе пятничного намаза глава Совета муфтиев России Равиль Гай-нутдин поздравил Абдуллу Степаненко с освобождением, выразив солидарность с ним. Он назвал обвинения против пятигорского имама надуманными и сфабрикованными, отметив, что в течение всего времени содержания Степаненко под стражей вместе со всей уммой сопереживал узнику совести и молился за его благополучие. Р.Гайнутдин также выразил благодарность А.Степаненко за его вклад в развитие российской уммы», - писали об этом событии СМИ254

252 Шпак все-таки имеет отношение к Совету муфтиев России // «Moslem.py», 6 мая 2011 года. URL: http://www.moslem.ru/index.php?name=News&op=art icle&sid=509

253 Яблонский Н., Рычкова Л. Ячейкой за решетку // «Коммерсант», 5 октября 2005 года

254 В Соборной мечети Москвы бывшего имама Пятигорска Степаненко встречали криками «Алла-

Настоятель казанской мечети «Аль-Ихлас» Рустам Сафин в 2009 году получил условный срок за организацию ячейки террористической организации «Хизбут-Тахрир», а 24 сентября 2013 года за аналогичное преступление (ст.282.2 УК РФ) был приговорён к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима. При этом сам Сафин находился в оппозиции к руководству ДУМ Республики Татарстан и считал, что его мечеть «Аль-Ихлас» является автономной. В 2013 году приход «Аль-Ихласа» был ликвидирован по предложению представителей ДУМ республики Татарстан, изначально выступавших с резкой

255

критикой деятельности Сафина255.

16 апреля 2008 года Орджоникид-зевский суд Уфы признал имама Саида Байбурина (ДУМ Республики Башкортостан в составе Совета муфтиев России) виновным в публичных призывах к экстремистской деятельности (ч.1 ст. 280 УК РФ) и приговорил его к полутора годам лишения свободы в колонии общего режима256.

15 ноября 2008 года УФСБ по Бурятии был арестован имам города Улан-Удэ Бахтияр Умаров (юрисдикция ДУМ Азиатской части России), который в том же году был объявлен в международный розыск властями Узбекистана за посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан, изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и порядку, а также участие в деятельности террористической организации «Хизбут-Тахрир» с 1999 по 2002 год. По итогам закрытого судебного заседания в декабре 2008 году было принято решение экстрадировать Бах-

257

тиярова на родину .

ху Акбар» // «Патриархия.ру», 1 октября 2007 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/301267.html

255 Закрыли за экстремизм // ИА «Интерфакс», 16 мая 2013 года. URL: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=401690

256 Имам Саид Байбурин осужден за призывы к экстремизму // Информационно-аналитический центр «Сова», 7 июня 2008 года. URL: http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2008/06/d13536/

257 Экстрадированный из России имам Бахтияр

Умаров подвергается пыткам в тюрьме в Узбекистане // Международное общество правозащитников «Правозащитник», 2 января 2010 года. URL: http://pravozashitnik.at.ua/news/2010-01-03-670

Имам из города Читы (юрисдикция ДУМ Азиатской части России) Муса Ка-мурзоев 26 октября 2010 года был приговорён к трём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима по ст.222 УК РФ (незаконное при-

258

обретение взрывных устройств)258.

13 апреля 2011 года прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа государственный советник юстиции 3 класса А.В. Герасименко обратился в суд с заявлением о ликвидации местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России. В заявлении, в частности, говорилось: «...согласно сведениям правоохранительных органов Республики Узбекистан и Регионального Управления Федеральной службы безопасности РФ, а также Центра по противодействию экстремизму УВД по Ямало-Ненецкому автономному округу Имам мечети «Нур Ислама» Акбаров Исо-митдин Салохитдинович был причастен к ячейке МТО «Исламская партия Туркестан», деятельность которой решением Верховного Суда РФ признана террористической и запрещена на территории России. имам мечети - Акбаров И.С. и его заместитель - Нурматов О.Т. разыскивались правоохранительными органами Республики Узбекистан за совершение преступлений экстремистской направленности и объявлены в международный розыск. В отношении Акбарова И.С. СО ОВД Уй-чинского района Наманганской области 30.03.1999 года было возбуждено уголовное дело № 993950 по ч. 1 ст. 159 УК Республики Узбекистан (Посягательства на конституционный строй) при этом имелась санкция на арест (не выдан, поскольку является гражданином РФ). В октябре 2010 года Акбаров И.С. был убит в Тюмени. Бывший заместитель Акбарова И.С. Нур-матов Одил Тогаевич на территории Республики Узбекистан признан виновным в совершении преступлений экстремистской направленности и торговли людьми, при-

258 Лидера читинских мусульман посадили за хранение гранаты // «Антитеррор.kz», 27 октября 2010 года. URL:

http://www.antiterror.kz/oruzhie/news_2010-10-27-13-23-36-517.html

говорён к длительному сроку тюремного

259

заключения

В сентябре 2013 года казанскому имам-хатыбу мечети «Аль-Иман» Азату Зарипову (юрисдикция ДУМ Республики Татарстан) было предъявлено обвинение в организации банды - ОПГ «Новотатарка», занимавшейся грабежами и убийствами260.

3 октября 2011 года судья Советского районного суда приговорил имама владикавказской Соборной мечети лезгина Кувата Исмаилова (юрисдикция ДУМ Республики Северная Осетия-Алания в составе Совета муфтиев России) к полутора годам колонии-поселения по части 1 статьи

222 УК РФ (незаконное хранение ору-

261

жия .

27 июля 2012 года к 14 годам колонии строгого режима был приговорён имам мечети села Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области (Центральное ДУМ Ульяновской области юрисдикции Совета муфтиев России) Озод Кушматов, который до этого был объявлен в международный розыск и пойман в Киргизии. Суд признал О.Кушматова виновным по ч.2 ст.209, ч.5 ст.33, п."а" ч.3 ст.126, п."а", "б" ч.3 ст.163, ч.5, ст.33, п."к" ч.2 ст.105 (бандитизм, пособничество в похищении человека, вымогательство с применением насилия, пособничество в убийстве с целью скрыть другое преступление) Уголовного кодекса РФ262.

27 мая 2013 года в Новосибирске суд приговорил двух имамов ДУМ Азиат-

259 Заявление прокурора ЯНАО // «За правовое государство!» URL: http://www.lawfulstate.ru/index.php/zashitaprav/2010-03-28-13 -27-47/the-court-found-the-prosecutor-claims-to-be-unfounded/statement-by-the-prosecutor-on-the-elimination-of-the-religious-organization.html

260 Имаму нашли бездуховное дело // «Коммерсант-Казань», 13 сентября 2013 года

261 Судебный процесс по делу Исмаилова Кувата Шахисмаиловича // Сайт Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия - Алания, 15 сентября 2011 года. URL: http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/172-2011-09-15-13-52-06.html

262 В Ульяновске похитителя бизнесмена, потребо-

вавшего выкуп, приговорили к 14 годам колонии //

«РБК», 23 июля 2012 года. URL:

http ://www. rbc. ru/rbcfreenews/20120723183703. shtml

ской части России Ильхома Меражова и Камила Одилова по 282 статье УК РФ к году условно за пропаганду идей экстремистской организации «Нурджулар»263.

25 июня 2013 года с поезда «Пенза-Москва» правоохранителями был снят имам-хатыб Али Якупов из села Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области, который незадолго до ареста перевел свою мечеть из юрисдикции ЦДУМ в Совет муфтиев России. Бдительные прихожане мечети сообщили в органы, что Якупов в своих проповедях активно разжигал межрелигиозную рознь и призывал к истреблению евреев. В МВД отнеслись к сигналу серьёзно, возбудили уголовное дело по 282 статье УК РФ и посадили Якупова под домашний арест264.

23 июля 2013 года в алтайском поселке Кош-Агач начался суд над двумя имамами Совета муфтиев (ДУМ Республики Алтай в юрисдикции ДУМАЧР) -Сержаном Сватовым и Хайдаром-Али Бу-гусыновым. Они обвиняются в организации ячейки международной экстремистской организации «Таблиги джамаат», эмиссары которой активно "обрабатывают" мусульман Горного Алтая. Перспективы для подсудимых вырисовываются неблагоприятные - ведь раньше Сватов открыто заявлял, что является одним из первых эмиссаров «Таблига» на Алтае265.

9 июля 2013 года Главное управление МВД России по Приволжскому федеральному округу возбудило уголовное дело по ст.282.2 ч.2 (участие в деятельности экстремистской организации) в отношении муфтия Мухаммада Байбикова, возглавляющего Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области в составе Совета муфтиев России. Муфтия об-

263 Новосибирские имамы, осужденные за причастность к "Нурджулару", не смогли добиться отмены приговора // ИА «Интерфакс-Религия», 15 августа 2013 года. URL: http://www.interfax-religion. ru/?act=news&div=52348

264 Мулла мечети пензенского села, подозреваемый в экстремизме, заключен под домашний арест // ИА «Интерфакс-Религия», 26 июня 2013 года. URL: http ://www. interfax-religion. ru/?act=news&div=51707

265 Силантьев Р.А. Августовская война в муфтиятах // «Независимая газета - Религии», 21 августа 2013 года

винили в том, что он принимал активное участие в деятельности тюремной ячейки (т.н. "тюремного джамата") террористической организации "Имарат Кавказ", созданной на территории исправительной колонии №2 региона266.

Выводы:

1) Вышеописанные люди нарушали законодательство трех стран - России, Узбекистана и Таджикистана, причём в случае двух последних стран совершали только особо тяжкие преступления, связанные с терроризмом и насильственным изменением конституционного строя.

2) Из привлечённых к уголовной ответственности семеро оказались членами террористических организаций, преимущественно «Хизбут-Тахрира» и Исламского движения Узбекистана. В России имамы и муфтии чаще всего привлекались по 282 статье УК РФ - за разжигание религиозной розни.

3) Все подсудимые за исключением казанского имам-хатыба Азата Зарипова характеризуются как приверженцы радикальных направлений ислама, преимущественно ваххабизма-салафизма.

4) Среди преступников преобладают выходцы из Средней Азии. Обращает на себя внимание повышенный процент новообращенных мусульман, и пониженный - татар и кавказцев. Примечательно, что среди осужденных нет ни одного уроженца Чечни или жителя Дагестана.

5) Известно только о двух случаях, когда руководство осужденных имамов поддержало решение суда и приняло меры к недопущению осужденных к дальнейшей религиозной деятельности. Это истории пятигорского имама Абдуллы-Антона Степаненко и казанского имама Рустама Сафина. В остальных эпизодах выражалось либо публичное несогласие с решением суда, либо отсутствовала какая-либо реакция.

6) Из 22 рассмотренных случаев 19 имеют непосредственное отношение к одной мусульманской централизованной ор-

266 Титов С. Муфтия заподозрили в проникновении в колонию // «Коммерсант», 7 октября 2013 года

ганизации - Совету муфтиев России, которая сейчас занимает четвёртое место по числу контролируемых мусульманских общин, объединяя около 700 мечетей. При этом 11 случаев приходятся на ДУМ Азиатской части России в составе Совета муфтиев, которое объединяет не более 100 организаций. Таким образом, около 10% духовных лидеров ДУМАЧР привлекались к уголовной ответственности за серьёзные преступления.

7) Представители Совета муфтиев России в духовном звании нарушали антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России, Узбекистана и Таджикистана чаще, чем духовные лица суммы всех остальных религиозных организаций нашей страны. Кроме того, два лидера СМР (муфтии Равиль Гайнутдин и Нафигулла Аширов) имеют прокурорские предостережения о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства, а сочинения еще трёх (муфтии Аши-ров и Абдулла Ишмухаммедов, а также имам-хатыб Шамиль Аляутдинов) фигурируют в Федеральном списке экстремистских материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.