Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИСУТСТВИЯ НОВОСТНЫХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ НА ПЛАТФОРМЕ VK КЛИПЫ'

СПЕЦИФИКА ПРИСУТСТВИЯ НОВОСТНЫХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ НА ПЛАТФОРМЕ VK КЛИПЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные медиа / вертикальные видео / телевизионные каналы / медиапотребление / видеоконтент / social media / vertical video / television channels / media consumption / video content

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Торопов Кирилл Петрович, Круглова Людмила Алексеевна

Анализ деятельности российских телевизионных каналов на площадке VK Клипы — один из этапов комплексного исследования трансформации аудиовизуального контента в цифровом пространстве, которое проводит кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Период турбулентности вызвал тектонические изменения в российском медийном ландшафте, и со стороны медиапотребления, и со стороны распространения контента. Платформа VK стала претендовать на место главной медийной площадки в России, в том числе среди сервисов коротких вертикальных видео. В связи с этим были проанализированы контент-стратегии телеканалов «большой тройки» на платформе VK Клипы за три месяца (июль-сентябрь) 2023 года. Задачей исследования было выявить в том числе тип контента, производимый каналами Первый, Россия 1, НТВ для платформы, периодичность, аудиторный отклик. В результате исследования установлено, что все три главные телеканала страны представлены на платформе VK Клипы. Однако производством оригинального контента, который наиболее востребован аудиторией, готов заниматься только канал Россия 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Торопов Кирилл Петрович, Круглова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the activities of Russian television channels on the VK-clips platform is one of the stages of a comprehensive study of the transformation of audiovisual content in the digital space, which is carried out by the Department of Television and Radio Broadcasting, Faculty of Journalism, Moscow State University named after M.V. Lomonosov. The period of turbulence caused tectonic changes in the Russian media landscape, both in terms of media consumption and content distribution. The VK platform has begun to claim its place as the main media platform in Russia, including among short vertical video services. In this regard, the content strategies of the Big Three TV channels on the VK-clips platform for three months of the summer (July-September) of 2023 were analyzed. The objective of the study was to identify, among other things, the type of content produced by Channel One, Russia 1, NTV for the platform, frequency, and audience response. As a result of the study, it was found that all three main TV channels of the country are represented on the VK-clips platform. However, only Russia 1 channel is ready to produce original content, which is most in demand by the audience.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИСУТСТВИЯ НОВОСТНЫХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ НА ПЛАТФОРМЕ VK КЛИПЫ»

аксиологии культуры / НИ. Докучаев. - СПб.: Наука, 2009. - 595 с.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

6. Кутырев, В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 240 с.

7. Лазарев, Ф.В. Вселенная культуры: стратегемы и ценности / Ф.В. Лазарев, Л.А. Брюс. - Симферополь: СОНАТ, 2005. - 192 с.

8. Лихачев, Д.С. Экология культуры / Д.С. Лихачев // Русская культура: сборник. -М.: Искусство, 2000. - С. 91-102

9. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума / Н.Н. Моисеев. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.

10. Моисеев, Н.Н. Экология, нравственность, политика / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1989. - № 5,- С. 3-25

11. Сухина, И.Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры: монография / И.Г. Сухина. - Донецк: ГО ВПО ДонНУЭТ, 2016. - 444 с.

12. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

13. Crapo, R.H. Cultural Anthropology / R.H. Crapo. - McGraw-Hill, 1999. - 549 p.

УДК 070:004.738.5

СПЕЦИФИКА ПРИСУТСТВИЯ НОВОСТНЫХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

НА ПЛАТФОРМЕ VK КЛИПЫ

Торопов Кирилл Петрович,

магистрант кафедры телевидения и радиовещания Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва);

Круглова Людмила Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва)

Аннотация. Анализ деятельности российских телевизионных каналов на площадке VK Клипы — один из этапов комплексного исследования трансформации аудиовизуального контента в цифровом пространстве, которое проводит кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Период турбулентности вызвал тектонические изменения в российском медийном ландшафте, и со стороны медиапотребления, и со стороны распространения контента. Платформа VK стала претендовать на место главной медийной площадки в России, в том числе среди сервисов коротких вертикальных видео. В связи с этим были проанализированы контент-стратегии телеканалов «большой тройки» на платформе VK Клипы за три месяца (июль-сентябрь) 2023 года. Задачей исследования было выявить в том числе тип контента, производимый каналами Первый, Россия 1, НТВ для платформы, периодичность, аудиторный отклик. В результате исследования установлено, что все три главные телеканала страны представлены на платформе VK Клипы. Однако производством оригинального контента, который наиболее востребован аудиторией, готов заниматься только канал Россия 1.

Ключевые слова: социальные медиа, вертикальные видео, телевизионные каналы, медиапотребление, видеоконтент.

Annotation. Analysis of the activities of Russian television channels on the VK-clips platform is one of the stages of a comprehensive study of the transformation of audiovisual content in the digital space, which is carried out by the Department of Television and Radio Broadcasting, Faculty of Journalism, Moscow State University named after M.V. Lomonosov.

The period of turbulence caused tectonic changes in the Russian media landscape, both in terms of media consumption and content distribution. The VK platform has begun to claim its place as the main media platform in Russia, including among short vertical video services. In this regard, the content strategies of the Big Three TV channels on the VK-clips platform for three months of the summer (July-September) of 2023 were analyzed. The objective of the study was to identify, among other things, the type of content produced by Channel One, Russia 1, NTV for the platform, frequency, and audience response. As a result of the study, it was found that all three main TV channels of the country are represented on the VK-clips platform. However, only Russia 1 channel is ready to produce original content, which is most in demand by the audience.

Key words: social media, vertical video, television channels, media consumption, video content.

Постановка проблемы. В 2022 году произошли значительные изменения в российском медиаландшафте. Перемены коснулись всех сфер - и дистрибуции, и медиапотребления, и политики транслирования контента самих площадок. Тенденция к снижению телесмотрения, по данным Mediascope, практически не изменилось в сравнении с 2021 годом. В возрастной группе от 55 лет количество зрителей выросло, а в остальных немного снизилось. То есть российское телевидение, неподдающееся законодательным ограничениям или давлению других стран, осталось на тех же позициях.

В поле российского интернет-медиапотребления в 2022 году ситуация начала меняться в пользу отечественных или независимых от влияния западных сервисов. Согласно социологическим исследованиям, к октябрю 2022 года люди не только не отвернулись от телесмотрения с ожидаемым поворотом в пользу цифровых изданий, но и по сравнении с сентябрём 2021 года, (когда был наименьший показатель просмотра новостей на телевидении за новую историю), произошёл рост на 4%. Наибольший рост получили русскоязычные Telegram-каналы - от 5% до 19%. Одновременно с этим потребление новостей из социальных медиа в тот же период не получил взрывного роста - оно колебался в районе 40%. Это может указывать на доверие к подобным источникам вне зависимости от мировой турбулентности. С другой стороны, стабильность может быть показателем периода стагнации, за которым может следовать рецессия. В целом количество потребителей новостей в социальных медиа не изменилось, но в отдельных случаях происходят сильные перемены.

В период перераспределения социальных медиа в России VK предпринимает попытки занять место главной медийной российской площадки. Довольно долго сохранялось безусловное доминирование зарубежных сервисов на всех направлениях. Отечественная социальная сеть воспринималась в большей степени как возможность обмена личными сообщения. В то же время не все зарубежные сервисы имели тотальный успех. К примеру, у Meta*(признанная е России экстремистской) только Instagram* смог занять нишу как для индивидуального пользования, так и для ведения бизнеса. По данным Mediascope, среднесуточное количество пользователей Instagram* в феврале 2022 составляло 38,5 млн человек, а к сентябрю 2022 упало до 10 млн. И тенденция к уменьшению сохраняется, при этом 70% россиян пользующихся сервисами VPN подключают его именно для входа в Instagram*.

Пресс-служба ВКонтакте привела статистику за 4-й квартал 2022 года, согласно которой ленту пользователи стали листать в 1,5 раза больше (по сравнению с 2021 годом), просмотры VK Видео выросли на 36%, а ежедневные просмотры VK Клипов в 2,5 раза. К концу 2022 году VK видео лидирует по количеству просмотров: 1,96 млрд против 836 млн. - увеличение с 2021 годом в 2,3 раза. Разница ощутима, а при сохранении тенденции ВК Клипы в течение нескольких лет должны догнать классический видеоформат. Стоит учитывать и то, что после 2022 года компания по продвижению обновлённых сервисов социальной сети стала более агрессивной.

«Ученые отмечают рост влияния новых платформ, но также говорят о том, что не всегда традиционные медиа оптимально используют новые возможности» [5, С. 352]. В.П. Коломиец отмечает, что потребление медиа в России имеет свои индивидуальные особенности и черты [4]. Трансформацию медиа-контента в цифровую эпоху и изменение медиапотребления с учетом поколенческих особенностей тщательно изучают сегодня как

зарубежные [11], так и российские [1, 2, 3, 9] ученые. Кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова проводит комплексное исследование трансформации аудиовизуального контента на новых технологических площадках [6, 7, 10]. На данном локальном этапе были поставлены следующие цели: понять, насколько традиционные телевизионные каналы понимают механику сервиса коротких видео, как осваивают новую площадку и как пытаются адаптировать привычные методы работы с контентом. А также как аудитория взаимодействует с подобным контентом традиционных СМИ.

Изложение основного материала. Для решения задач исследования нами были проанализированы контент-стратегии каналов так называемой «большой тройки»: «Россия 1», «Первый канал» и «НТВ» на сервисе VK Клипы. Следует отметить, что практически все российские телеканалы присутствуют либо в виде сообществ, либо групп, либо коллективов на различных цифровых ресурсах, и имеют штат людей, отвечающих только за ведение цифровых площадок. В их обязанности входят следование трендам для максимального охвата аудитории, написание текстов, создание роликов и в том числе создание клипов VK. Однако выбранные три каналы - «Россия 1», «Первый канал» и «НТВ» - представляют наибольший интерес, так как является лидерами рынка и имеют много схожих черт: новостные, информационные форматы, утренние программы, ток-шоу, сериалы, фильмы. Во многом темы передач пересекаются, часто даже спикеры переходят с одного канала на другой. Все три телеканала имеют свои сообщества в VK, и выпускают клипы разного типа. «С приходом ТикТок началось победное шествие формата коротких видео. Аналогичные форматы появились на большинстве платформ: ВКонтакте - Клипы, в Instagram* - Reels, в Facebook* - Watch, на YouTube - Shorts» [8, С. 82]. Несмотря на то, что VK Клипы возник как продукт мирового тренда, подразумевается, что контент-мейкеры создают оригинальный контент или делают качественную переработку, получая доход от интегрированной рекламы. В России данный формат, функционирующий обособленно от зарубежных приложений, ещё только набирает обороты.

Исследование проводилось в течении трех месяцев, с июля по сентябрь, 2023 года. Контент выбранных каналов анализировался по следующим критериям: периодичность, тип контента, аудиторный отклик etc.

Мы классифицировали короткий контент вертикального сервиса по трем типам: промо-ролик, «фрагменты» и оригинальный контент. Под оригинальным контентом подразумевается материал созданный не как продукт переработки материала этапа постпродкшна или любого другого контента, уже вышедшего в эфире, а уникального, произведённого специально для площадок коротких видео, начиная с этапа преподакшна. Под промо-роликами мы понимали ролики, созданные для продвижения телевизионного продукта. К «фрагментам» были отнесены ролики, представляющие нарезки вышедших программ с минимальной постобработкой.

Таблица 1

Типы контента н аудиторный о 1км и к в VK-аккаунтах российских

телеввгвовных каналов

Категор Первый канал Россия 1 НТВ

роликов

Кол-во вышедших роликов Кол-во просмотров Кол-во вышедших роликов Кол-во просмотр» Кол-во вышедшн* [-'pTl-.VJ, Кол-во просмотров

Промо-ролпки 6 2.100 8 10.220 отсутств ует

«Фрагме нга» 26 3.330 19 11.400 8 5350

Оригана льный контент отсутств ует 60 30.500 отсутств ует

Данные авторского исследования июль-сентябрь 2023 года

В результате исследования, все три типа контента были представлены только Россией 1, и в целом Россия опередила своих коллег и по количеству произведённого контента, и по количеству просмотров. Приведём цифры для сравнения у НТВ - 8 роликов, у Первого

- 32, а у России практически в три раза больше - 87. Если говорить про соотношение контента, то фрагменты передач служат основным наполнением всех платформ, Россия 1

- 73%, Первый - 81% и НТВ - 100%. Это основной тип контента телеканалов в том числе и на других цифровых платформах таких, как ТикТок, и YouTube Shorts.

Отдельно стоит упомянуть НТВ, который хоть обладает большим количеством просмотров в сравнении с Первым каналом, но при этом не обладает на сегодня конкретной стратегией распространения коротких видеороликов. Все 8 роликов, рассмотренные в ходе исследования, были выпущены в сентябре, а остальные выходят за период исследования. При этом контент представляет 100% фрагментов, но отличительная черта в том, что в нём не происходит перенаправление трафика на другие платформы. И на Первом, и на России 1, как минимум, в комментариях есть ссылки на полные выпуски, названия передач в виде графических элементов, логотипы и другие отличительные элементы контента. На НТВ распознать программу можно только по косвенным признакам - ведущим, плашкам, закадровому голосу, героям и т.д.

Выводы. Оригинальный контент ожидаемо в среднем набирает намного больше просмотров, но количественно его меньше. Россия 1, в отличии от своих коллег, начинает производить короткие видеоролики не на этапе монтажа, а ещё до съёмки. Одновременно с написанием сценария шоу, пишутся сценарии вертикальных видео для цифровых платформ. Производители передачи «Ну-ка все вместе!» снимают интервью судей в вертикальном формате, тем самым за счёт Баскова, Макарова и других медийных лиц привлекают внимание вне контекста телеэфира.

Россия 1 уверена в перспективности ВК Клипов и видит их как важный инструмент привлечения аудитории и как платформу для уникального контента, который помогает привлечь и удержать аудиторию, а также предоставляет дополнительное взаимодействие с аудиторией.

Ситуация с оригинальным контентом в ВК клипах в настоящее время вызывает определенные проблемы. Имеется недостаток оригинальных видеороликов из-за очевидной дороговизны и непонятной их окупаемости. Вместо этого, преобладают нарезки, то есть фрагменты или сокращенные версии. При этом оригинальный контент, когда он присутствует, показывает значительно более высокие показатели просмотров. Это свидетельствует о том, что пользователи заинтересованы в уникальных видеоматериалах, но последних пока недостаточно. Анализ контента показал, что подавляющее большинство роликов представляет собой фрагменты эфирного продукта. Можно предположить, что это является следствием нерентабельности создания уникального материала, а также непонимание работы с аудиторией ВКонтакте. При этом встаёт вопрос о целесообразности размещения коротких видеороликов именно на этой площадке.

Алгоритмы отечественной социальной сети, как и любой другой, находятся в тайне, но мы имеем возможность сравнить с функционированием платформ со схожим функционалом. Например, отдельный аккаунт в ТикТоке проекта России 1 «Ну-ка, все вместе!» имеет на данный момент более 570 тыс. подписчиков, а ролики набирают до 10 млн. просмотров. Ролики того же формата, выложенные в VK Клипах, не могут приблизиться даже к 50 тыс. просмотров. Встаёт вопрос о работе алгоритмов двух площадок. Либо ТикТок переоценил популярность проекта, либо ВК недооценил. Показательным было бы взять третью стороннюю площадку и посмотреть, какие показатели он получил на ней. Но «ВайТ Медиа», производящая этот проект, и чей канал на YouTube не был заблокирован, в отличии от России 1, выпускает только полноформатные передачи.

Имея возможность выпускать контент успешный в ТикТок на другой популярной платформе, «ВайТ Медиа» отдала предпочтение в плане короткого вертикального формата VK Клипам. Очевидной причиной является договорённость компанией с ВГТРК. 5 мая 2023 года Минфин выделил из фонда национального благосостояния почти 60 млрд. рублей на покупку облигаций ООО «ВКонтакте». Спустя неделю компания выпускает отдельное приложение «УК Клипы», а к концу мая представили «УК видео».

Годовые затраты на маркетинг за 2022 год превысили прошлый более, чем в полтора раза и составили почти 14 млрд. рублей. А за период октябрь-декабрь 2022 выросли на 98,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года. За 2023 год цифра, вероятно, будет ещё больше, что связано не только с рядом эксклюзивных видеопроектов, но и продвижение обновлённых и новых сервисов. А тенденция вынесения сервисов основного приложения VK в независимые возникла достаточно давно. В 2016 году появился стриминговый сервис «Boom», который в будущем превратился в «VK Музыку», в 2022 году «VK Play», представляющий комбинированную платформу, включающую онлайн-магазин, торговую площадку, видеостриминговый сервис и издательство компьютерных игр. Сейчас компания пытается развивать все направления одновременно. В мае на площадке «VK Видео» вышло 6 эксклюзивных шоу «Контакты», «Ошуительное Хоу», «Я тебя знаю!», «Неигры», «Громкий вопрос», Концерты комиков, «ТейблТайм» с командой «Импровизации». Все они имели большой коммерческий успех, набирая миллионы просмотров, и продолжают выходить и по сей день.

В Клипах ситуация сложилась похожим образом, одновременно с полнометражными проектами подключились и блогеры, сделавшие своё имя коротких видео, так и «титаны» российской блогосферы: Влад A4, Антон Шастун, Станислав Васильев, Настя Ивлеева, Артемий Лебедев, Ида Галич и многие другие. Все они выпускают эксклюзивный контент в разных форматах. При этом «большая тройка» российского телевидения осталась не у дел. Каналы, имея преимущественно новостной формат, не могут продвигать его ни в формате полноценных роликов, ни в коротких видеороликах, так как не представляют интереса для аудитории, требующей развлекательного подхода.

Список литературы:

1. Вартанов, С.А. Телевизионные измерения в 3noxyBig Data: концепции и примеры / С.А. Вартанов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2017. -No3.-C. 37-58

2. Вартанова, Е.Л. Пересборка медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2023. - № 3(116). - С. 8-17

3. Вьюгина, Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России / Д.М. Вьюгина // Медиаскоп. - 2018. - Вып. 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2475 (датаобращения: 26.09.2023).

4. Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социология коммуникаций. - 2010. - No 1. - С. 58-66

5. Круглова, Л.А. Российские телевизионные каналы на платформе YouTube / Л.А. Круглова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2020. - Т. 25. - №2. - С. 351-359. -DOI: 10.22363/2312-9220-2020-25-2-351-359.

6. Круглова, Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением / Л.А. Круглова // Медиаскоп. - 2019. - Вып. 2. - DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.2.

7. Круглова, Л.А. Аудиовизуальное медиапотребление цифрового поколения: тренд на глубокое прослушивание в условиях пандемии / Л.А. Круглова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2022. - № 77. - С. 242-251

8. Круглова, Л.А. Русскоязычный youtube: тренды пятой власти 2021 года/ Л.А. Круглова // Вестник Новосибирского государственного университета Серия: История, филология. - 2023. - Т. 22, № 6. - С. 81-91

9. Швыченкова, Ю.А. Мобильное медиапотребление видеоконтента поколением альфа / Ю.А. Швыченкова // Медиаскоп (электронный журнал). - 2022. -№ 1.

10. Щепилова, Г.Г. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия/ Г.Г. Щепилова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2018. -№3.-С. 3-16

11. Barker, M. Mathijs Е. Editorial Introduction: Participations Mk 2 / M. Barker // Participations. - 2014. - No. 11 (1). - URL: https://www.participations.org/Volume%2011/Issue% 201/contents.htm%20 (дата обращения: 26.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.