УДК 004.9:159.922.7
DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-172-178
Сорокоумова Елена Александровна
доктор психологических наук, профессор
Московский педагогический государственный университет; Московский государственный областной университет, Москва, Россия
Агеева Антонина Александровна
педагог-психолог
Средняя общеобразовательная школа № 4, Мытищи, Россия
старший преподаватель
Московский государственный областной университет, РФ, Москва, Россия
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ
Elena A. Sorokoumova
Doctor of Psychological Sciences, Professor
Moscow State Pedagogical University; Moscow State Regional University, Moscow, Russia
Antonina A. Ageeva
Teacher-Psychologist
Secondary General education school No. 4, Mytishchi, Russia
Senior Lecturer
Moscow State Regional University, Moscow, Russia
THE SPECIFICS OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES, TAKING INTO ACCOUNT THE AGE-SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE AND PERSONAL SPHERE
OF STUDENTS
Аннотация. В статье рассмотрены результаты рандомизированного исследования развития когнитивной и личностной сфер младших школьников при применении цифровых технологий в образовательном процессе. Обозначены риски и угрозы применения цифровых образовательных технологий для гармоничного развития младших школьников. Названы условия, которые
© Сорокоумова Е.А., Агеева А.А., 2021
должны учитываться при разработке психолого-педагогических основ стандартизации цифровых образовательных технологий и продуктов.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, цифровые компетенции, младшие школьники, риски и угрозы применения цифровых образовательных продуктов, условия применения цифровых образовательных технологий, психолого-педагогические основы стандартизации цифровых образовательных технологий.
Abstract. The article considers the results of a longitudinal study of the dynamics of the development of the cognitive and personal spheres of younger schoolchildren when using digital technologies in the educational process. The risks and threats of using digital educational technologies for the harmonious development of younger schoolchildren are identified. The conditions that should be taken into account when developing the psychological and pedagogical foundations for the standardization of digital educational technologies and products are named.
Key words: digital educational technologies, digital competencies, primary school students, risks and threats of using digital educational products, conditions for using digital educational technologies, psychological and pedagogical foundations of standardization of digital educational technologies.
Двадцать первый век дал толчок к цифровому развитию общества. Цифровые технологии быстро распространяются во всех сферах жизни человека и предоставляют неограниченные возможности для доступа к цифровым материалам, продуктам, инструментам и сервисам. Не обошло это явление и сферу образования. Образовательные учреждения всех уровней (дошкольные учреждения, школы, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего и послевузовского образования) все больше применяют цифровые технологии в процессе обучения.
При обсуждении вопросов цифровизации образования чаще всего используется термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). Под информационными технологиями в образовании принято понимать прежде всего использование электронно-вычислительной техники и цифровых устройств для организации процесса обучения. И.Г. Захарова определяет понятие информационные технологии обучения как педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [2].
Для эффективного использования цифровых технологий при решении учебных и организационных задач в настоящий момент образовательные организации имеют доступ к разнообразным программным средствам. Среди них обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, инструменты компьютерного тестирования, цифровые справочники, энциклопедии и словари, учебные пособия и учебники. Уже давно используются электронные библиотеки, электронные журналы и дневники.
Растет количество и расширяются масштабы образовательных онлайн-сервисов, где обучающимся предлагаются интерактивные задания, которые
соответствуют школьной программе. В целом применение информационных технологий призвано облегчить организацию образовательного процесса на всех уровнях и повысить его качественные характеристики, а также способствовать развитию обучающихся.
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования среди прочих компетенций значится «.. .развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся.» [3].
Идея о развивающей направленности обучения принадлежит отечественному психологу Л.С. Выготскому. Важными понятиями его концепции являются зона актуального развития и зона ближайшего развития ребенка. Зона актуального развития характеризуется тем набором умений, которые доступны ребенку в данный момент времени, это то, что он сможет сделать самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Зона ближайшего развития представляет собой процессы, находящиеся в стадии созревания, и умения, которые сегодня доступны ребенку при поддержке взрослого, а завтра станут его самостоятельными умениями [1].
Основная мысль Л.С. Выготского состоит в том, что обучение должно строиться таким образом, чтобы ориентироваться не на зону актуального развития ребенка, то есть развитие вчерашнего дня, а на его будущее, на зону ближайшего развития. Этот принцип, по его мнению, и определяет успешность обучения. Обучение должно происходить в зоне ближайшего развития, при определенном взаимодействии ребенка со взрослым, в котором происходит естественный процесс преодоления возникающих трудностей. Если разрешение трудности выходит за рамки зоны ближайшего развития ребенка и взаимодействие со взрослым построено неправильно, развитие останавливается или искажается.
Уже упомянутые выше ФГОС предполагают формирование у обучающихся предметных и метапредметных (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных) компетенций. Это те компетенции, которые обеспечивают самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствуют его самореализации в определенной сфере деятельности. Введение в образовательный процесс цифровых технологий предъявляет определенные требования к уровню развития так называемых цифровых компетенций всех его участников. Под цифровыми компетенциями понимается общая цифровая грамотность, включающая культурный, социальный, критический, творческий, конструктивный, коммуникативный, когнитивный аспекты, а также уверенность при использовании цифровых технологий [6]. То есть, для использования цифровых
технологий, нужно чтобы участники образовательного процесса, в том числе и обучающиеся, владели цифровой культурой, знали нормы и правила цифрового этикета, понимали назначение компьютерных сетей и коммуникаций, владели способами работы с информацией, практическими инструментами, понимали, как использовать имеющиеся цифровые инструменты и источники, умели анализировать и трезво оценивать собственную цифровую компетентность. Только в этом случае мы можем говорить о развивающем потенциале цифровых технологий.
В случае несоответствия цифровых компетенций должному уровню развития, участник образовательного процесса не может в полной мере воспользоваться цифровыми технологиями и усвоить заложенный в них учебный материал. Неоднократное повторение подобных ситуаций может привести к искажению когнитивно-личностного развития обучающегося.
Если соотнести перечисленные выше цифровые компетенции с этапами возрастного развития школьников, то можно увидеть, что овладеть ими могут дети, у которых в достаточной степени развиты такие характеристики как самостоятельность, ответственность, способность к регуляции и рефлексии своей деятельности. Перечисленные способности формируются тогда, когда созревают отвечающие за их работу мозговые структуры, то есть примерно к 1012 годам [4]. Соответственно применение цифровых технологий в обучении на более раннем возрастном этапе может привести к рискам нарушения развития когнитивно-личностной сферы обучающихся.
Иллюстрацией ко всему вышесказанному могут быть результаты пилотажного исследования, которое было разработано и проведено в мае 2021 г. на базе МБОУ СОШ №2 4 г.о. Мытищи Московской области в рамках реализации Московским педагогическим государственным университетом научного исследования «Разработка психолого-педагогических основ стандартизации цифровых образовательных продуктов/ технологий» в 2021 г. за счет средств федерального бюджета. Исследование представляет собой сравнительный эксперимент на рандомизированной выборке с целью изучения особенностей развития когнитивной и личностной сферы обучающихся начальных классов при использовании цифровых технологий в обучении. В нем приняли участие 170 обучающихся, среди которых 85 обучающихся 2-х классов в возрасте 8-9 лет и 85 обучающихся 4-х классов в возрасте 10-11 лет. Процесс обучения для этих детей был организован в традиционном классно-урочном формате по одной учебной программе. Объем цифровых технологий, применяемых в процессе обучения, постепенно увеличивается от второго класса к четвертому.
Для исследования личностной сферы применялась проективная методика «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко, когнитивную сферу исследовали с применением методики «Простые аналогии».
Сравнительную характеристику развития когнитивных способностей обучающихся можно проследить на рис. 1.
Сравнительная характеристика развития когнитивных способностей обучающихся во 2-х и 4-х классах
50% 40% 30% 20% 10%
Г II
Высокий уровень развития когнитивных
Средний уровень развития когнитивных
Уровень Низкий
развития уровень когнитивных развития
способностей когнитивных
способностей способностей ниже среднего способностей
'2 класс 4 класс
Рис. 1. Сравнительная характеристика развития когнитивных способностей обучающихся во 2-х и 4-х классах
Сравнивая изучаемые показатели учащихся 2-х и 4-х классов, следует отметить, что в 4-х классах значительно больше обучающихся с низким уровнем развития когнитивных способностей (5 %) и меньше обучающихся с уровнем развития когнитивных способностей ниже среднего (15 %). Обучающихся с высоким уровнем развития когнитивных способностей больше во 2-х классах (40 %), обучающихся со средним уровнем развития когнитивных способностей больше в 4-х классах (47 %).
С целью статистического анализа нами был использован /-критерий Стьюдента для несвязных выборок. Значимые различия на уровне значимости р < 0.05 были выявлены среди обучающихся с уровнем развития когнитивных способностей ниже среднего и низким уровнем.
Таблица 1
Значимые различия развития когнитивной сферы во 2-х и 4-х классах
Наименование шкалы ^Эмп
Высокий уровень развития когнитивных способностей 0,9 /кр - 1,97 р < 0.05
Средний уровень развития когнитивных способностей 1,2
Уровень развития когнитивных способностей ниже среднего 2
Низкий уровень развития когнитивных способностей 2,1
В личностной сфере обучающихся также можно проследить изменения (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительная характеристика развития личностной сферы обучающихся во 2-х и 4-х классах
Так по сравнению со 2-ми классами (25 %) в 4-х заметно меньше обучающихся, претендующих на лидерские позиции (16 %), при этом больше обучающихся, желающих добиваться успехов без усилий со своей стороны (34 %). Чуть менее заметно снижение количества обучающихся с нормальной адаптацией и обучающихся, готовых преодолевать препятствия в процессе обучения. Все эти характеристики говорят о снижении уровня социальной уверенности младших школьников при использовании цифровых технологий [5].
В результате проведенного анализа с применением /-критерия Стьюдента для несвязных выборок по шкалам «установка на лидерство» и «желание добиваться успехов, не прилагая усилий» были выявлены значимые различия на уровне значимостир < 0.05.
Таблица 2
Значимые различия развития личностной сферы во 2-х и 4-х классах
Наименование шкалы /Эмп
Установка на лидерство 2,2
Нормальная адаптация 1,4
Общительность, дружеская поддержка 0 /кр = 1,97
Желание достигать успехов, не прилагая усилий 3,2 р < 0.05
Отстраненность 0
Установка на преодоление препятствий 0,3
Мотивация на развлечение 0
Полученные данные говорят о снижении личностных характеристик, обеспечивающих успешность усвоения программного материала и общего развития обучающихся.
Исходя из результатов исследования можно сделать выводы о том, что цифровые технологии в обучении для данной категории обучающихся были использованы преждевременно, что привело к возникновению рисков нарушения развития. Следовательно, одним из условий применения цифровых технологий в образовании должен быть учет этапов возрастного развития.
Учитывая, что в зоне риска оказались обучающиеся с уровнем развития когнитивных способностей ниже среднего, то можно предположить, что наиболее уязвимой категорией обучающихся будут дети с особыми возможностями здоровья и нарушениями в развитии. Применение цифровых технологий в обучении для них становится возможным только с учетом их зоны ближайшего развития по Выготскому.
Таким образом, говоря о рисках использования цифровых технологий и продуктов в образовательном процессе, мы должны иметь в виду риски нарушения когнитивной и личностной сфер обучающихся. А при разработке психолого-педагогических основ стандартизации цифровых образовательных технологий и продуктов должны учитываться как минимум два условия - учет этапов возрастного развития обучающихся и учет их зоны ближайшего развития.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).
4. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие для акад. бакалавриата. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2021.
5. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Чердымова Е.И. Социальная уверенность младших школьников в условиях онлайн-обучения в период пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 2: гуманитарные науки. -2020. - № 5. - С. 63-71.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: ИД Высш. шк. экономики, 2019.