Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 10 (2016) 22-30 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов
ISSN 2073-4484 (Print)
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ БЛАГ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Александр Викторович СИГАРЕВа,\ Михаил Евгеньевич КОСОВь
а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
alexsigarev@mail.ru
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация kosovme@mail.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 25.01.2016 Одобрена 09.02.2016
УДК 338.516.44 JEL: D49, D52, D82, L81
Ключевые слова:
ценообразование, ценовая дискриминация, дифференцированное ценообразование, электронная торговля
Аннотация
Предмет. Активное развитие электронной торговли, наблюдаемое с начала XXI в., оказывает существенное влияние на традиционные представления об экономических процессах, в том числе на способы и принципы ценообразования. В частности, при реализации информационных благ с помощью сети Интернет применение стратегий ценовой дискриминации имеет ряд особенностей, которые в значительной мере влияют как на продавцов, так и на покупателей.
Цель. Выявить специфические особенности ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли, которые оказывают влияние на поведение продавцов и покупателей.
Методология. В работе проанализирована возможность использования традиционных стратегий ценовой дискриминации в условиях реализации информационных благ посредством электронной торговли.
Результаты. Рассмотрены возможности использования стратегий ценовой дискриминации, кастомизации, самоотбора и версионирования при реализации информационных благ через каналы электронной торговли.
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что в случае реализации информационных благ через каналы электронной торговли у продавцов открываются более широкие возможности для дифференцированного ценообразования и более полного изымания потребительского излишка. Это становится возможным потому, что развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет более подробно изучить вкусы и предпочтения покупателей, предсказать их поведение, персонализировать предлагаемое благо. В то же время со стороны потребителя также существуют положительные эффекты от приобретения благ через Интернет в виде снижения асимметрии информации в отношении цен и качества благ, а также более широких возможностей для сравнения рыночных предложений.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Развитие Интернета и появление электронных рынков рождает целый ряд новых областей исследований, таких как становление рынка электронной коммерции [1], оценка эффективности электронной коммерции в разных сферах бизнеса [2], проблемы собственности [3] и ценообразования в сети [4], регулирование международной электронной торговли [5], проблема глобализации электронной коммерции, влияние электронной торговли на глобальные экономические процессы [6].
Особо следует отметить проблемы ценообразования компаний, так как с развитием электронной торговли стандартные модели должны быть преобразованы и доработаны с учетом возникающих особенностей и изменений1
[7, 8].
1 Стрелец И.А. Сетевая экономика. М.: Эксмо, 2006. 208 с.
Вопросы ценообразования в Интернете неоднократно обсуждались в публикациях зарубежных исследователей как с позиций теоретического моделирования, так и в виде анализа массивов эмпирических данных [9-11].
Интернет меняет представления о стандартных ценовых стратегиях, делая рынки более конкурентными, предоставляя покупателям возможность сравнения предложений продавцов по всему миру и информацию в немедленном доступе. Результат этих особенностей сети может привести к серьезной ценовой конкуренции, сокращению и дифференциации продуктов, исчезновению «преданности бренду». Все это делает рынки все более и более эффективными.
Возможности интернет-каналов продаж теоретически позволяют ожидать, что
местоположение продавца не имеет значения, покупатели будут полностью осведомлены о цене и предложении, а все продавцы будут иметь нулевую экономическую прибыль. Уникальные характеристики Интернета приближают рынки к модели совершенной конкуренции, но не делают их полностью совершенно конкурентными.
Применение ценовой дискриминации означает назначение разных цен разным
потребителям/группам потребителей. Стратегии ценовой дискриминации компаний, продающих информационные блага и реализующие их посредством сети Интернет, имеют определенную специфику.
Стратегии установления дифференцированных цен являются особо привлекательными для продавцов любых видов благ. Методы ценовой дискриминации применимы в условиях невозможности арбитража (то есть перепродажи благ от одних покупателей/групп покупателей другим) и информированности продавца о готовности покупателя платить. Таким образом, главная проблема применения ценовой дискриминации заключается в том, как продавцу дифференцировать покупателей по покупательной способности и присвоить себе максимально возможную часть потребительского излишка (а в идеале и всю величину полностью).
Электронная торговля является динамично развивающейся сферой предпринимательской деятельности. Этот вид бизнеса формирует новый виртуальный канал сбыта, который существенно сокращает чистые торговые издержки. При помощи электронной торговли многие виды продукции могут быть доставлены через Интернет в цифровой форме, а процесс купли-продажи, в том числе оплата, может быть осуществлен в режиме онлайн. Еще несколько лет назад лишь немногие имели опыт покупок через Интернет, а количество компаний, предлагающих свои товары и услуги на электронном рынке, было крайне незначительным [12]. В настоящее время количество онлайновых операций растет бурными темпами, а большинство компаний на любом рынке, наряду с традиционными схемами сбыта, активно начинают осваивать и использовать преимущества электронной торговли. Все это можно довольно легко объяснить: электронная торговля дает возможность компаниям расширить ассортимент предлагаемой продукции, а также в большей степени удовлетворить потребности покупателей при меньших затратах.
Развитие электронной торговли существенно упрощает использование методов ценовой дискриминации продавцами информационных благ. Интернет позволяет продавцам получить больший объем информации о потребителе, нежели традиционная продажа товаров и услуг. При коммуникации покупателя и продавца через всемирную паутину у последнего появляется возможность более тщательно изучить своего клиента и предложить ему индивидуальную цену, так как данное взаимодействие не видно другим пользователям и похоже на ситуацию на обычном вещевом рынке, когда на вещи нет ценника, а продавец называет цену исходя из своих субъективных представлений о состоятельности контрагента. При сохранении временных файлов (cookies) у интернет-магазина появляется возможность составить представление о запросах пользователя и предлагать потенциальные варианты покупок с учетом полученной информации. К примеру, если пользователь набрал на сайте-поисковике запрос «авиабилет Москва -Париж», то почти со стопроцентной вероятностью, в дальнейшем, при открытии разных сайтов (например при проверке электронной почты), контекстная реклама будет содержать ссылки на сайты авиакомпаний или турагентства, которые предлагают перелеты по данному маршруту.
Другим преимуществом электронной торговли, позволяющим продавцам осуществлять стратегию ценовой дискриминации, является упрощение процесса сбора данных о клиентах путем заполнения опросных форм и анализа совершенных покупок в прошлом. Например, Apple Store2, проанализировав приложения, установленные на устройстве пользователя, а также историю покупок, произведенных пользователем с помощью этих приложений, на основе полученных данных сможет составить портрет конкретного потребителя и оценить его заинтересованность в приобретении
определенного вида благ, а также потенциальную готовность заплатить за это благо. Помимо скрытого анализа, который производится на основе пользовательских приобретений, возможна и дифференциация в соответствии с анкетными данными. В настоящее время абсолютное большинство сайтов, предлагающих приобрести купоны на скидку (kuponator.ru, biglion.ru и др.), заставляют пользователя пройти процедуру регистрации. В ходе этой процедуры о
2 Электронный магазин для потребителей продукции компании Apple, предлагающий установить/приобрести программное обеспечение для смартфонов, планшетов, компьютеров и т.д.
пользователе собирается необходимая
информация, однако из-за интерактивного взаимодействия она не может быть проверена администрацией сайта. Поэтому продвинутый пользователь, который знает те параметры-характеристики клиента, которому может быть предоставлена скидка, рассчитывает на потребительский выигрыш.
Таким образом, в условиях развития Интернета продавцы информационных благ имеют большие возможности для реализации совершенной ценовой дискриминации, изымая весь потребительский излишек.
Использование ценовой дискриминации первой степени в условиях электронной торговли изучали Д. Улф и Н. Вулкан [13]. В своей работе авторы описали два эффекта, связанных с использованием подобной стратегии. Первый эффект под названием «эффект увеличивающегося желания присвоить потребительский излишек» (the enhanced surplus extraction effect) связан с традиционным желанием компании продать продукцию по индивидуальным ценам в условиях облегчения сбора информации о потребителе. Второй эффект авторы называют «эффектом нарастающей конкуренции» (intensified competition effect). Его суть заключается в том, что для продажи дополнительной копии блага необходимо заинтересовать потребителя снижением цены, что в конечном счете приведет к снижению цены до уровня предельных издержек (аналогия с моделью Бертрана).
Авторы работы [13] пришли к выводу, что в зависимости от степени различия потребительских предпочтений один из эффектов превалирует над другим, что в конечном итоге приводит к необходимости использования фирмой разных ценовых стратегий.
В случае если предпочтения потребителей схожи, то превалирует «эффект нарастающей конкуренции». В этом случае происходит постепенное снижение отпускной цены блага, прибыль фирмы снижается. Такая ситуация положительно влияет на благосостояние потребителей, так как у них появляется возможность приобретения дифференцированной продукции по сниженным ценам.
Если предпочтения потребителей существенно различаются, то большее значение получает «эффект увеличивающегося желания присвоить потребительский излишек», а фирмы получают возможность увеличить свою прибыль путем
продажи продукции по высоким ценам потребителям с высокой готовностью платить. В этом случае фирме необходимо сравнить прирост прибыли от продажи продукции по высоким ценам лояльным потребителям со снижением, связанным с потерей доли рынка, состоящей из менее обеспеченных индивидов. В случае потенциального выигрыша использование стратегии ценовой дискриминации первой степени имеет смысл. Однако, как отмечают Д. Улф и Н. Вулкан, во многих случаях компании отказываются от ценовой дискриминации первой степени.
Помимо более широких возможностей по применению стратегии ценовой дискриминации первой степени, в условиях развития Интернета у фирм появляется возможность массовой кастомизации. В этом случае фирма может предложить потребителю множество разных вариантов блага, произведенного с одинаковыми предельными издержками, для более полного удовлетворения его потребностей и, соответственно, извлечения выгоды от подобной дифференциации. Специфика реализации информационных благ в условиях развития электронной торговли и широкие возможности по изучению потребительских предпочтений позволяют провести кастомизацию с низкими постоянными предельными издержками. Например, новостная лента может быть сформирована и актуализирована в соответствии с интересами пользователя, так же как и подборки музыкальных файлов могут быть составлены в соответствии с его вкусом. Все это существенно упрощает поиск необходимой информации, снижает временные издержки потребителя, увеличивая его готовность платить за подобный сервис.
Возможности одновременного использования ценовой дискриминации первой степени и массовой кастомизации в условиях развития электронной коммерции исследовали уже упомянутые выше Д. Улф и Н. Вулкан [14].
Путем моделирования дуополии они сделали вывод о том, что компания, которая осуществляет политику ценовой дискриминации первой степени, выиграет, если одновременно начнет реализовывать стратегию массовой кастомизации выпускаемой продукции вне зависимости действий конкурентов. Ведь в этом случае компания буде т пр о давать
индивидуализированный продукт по
индивидуальным ценам, что должно привести к
максимально возможному присвоению
потребительского излишка.
Однако исследователи делают вывод о том, что если зависимость потребителей от конкретной торговой марки низка, то перспективы увеличения прибыли за счет использования ценовой дискриминации первой степени и массовой кастомизации снижаются. В данной ситуации компаниям имеет смысл вообще отказаться от использования этих стратегий, но тем не менее равновесным исходом является продолжение их использования и снижение получаемой прибыли.
Установление индивидуальных цен и осуществление совершенной ценовой
дискриминации возможно не всегда. При этом может оставаться возможность использования ценовой дискриминации второй и третьей степеней, стратегий самоотбора и продаж благ наборами.
Основной смысл использования стратегии самоотбора заключается в том, что продавец информационного блага не напрямую устанавливает разные цены для разных потребителей, а, имея представления о потребительских группах, существующих на рынке, выпускает разные версии продукта, предоставляя потребителям возможность самим сделать выбор в зависимости от чувствительности к цене. Использование этой стратегии относится к ценовой дискриминации второй степени, когда производитель знает о существовании нескольких потребительских групп с разной готовностью платить, но не может их отличить.
Исследователи К. Шапиро и Х. Вэриан в условиях электронной торговли и продажи
информационных благ назвали данную стратегию версионированием [15]. Они выделили ряд факторов, согласно которым информационные блага могут быть дифференцированы на разные версии.
1. Время предоставления. Информация имеет свойство очень быстро устаревать. Например, информация о биржевых котировках, которая может предоставляться в режиме онлайн или же с 15-минутным лагом, имеет разную ценность.
2. Гибкость в использовании. Этот фактор относится к способности информации быть сохраненной, распечатанной на бумаге, скопированной на другой носитель.
3. Производительность. Программы могут обеспечивать разную степень доступа к данным. Например, электронные словари с разным количеством доступных языков, слов.
4. Пользовательский интерфейс. Через разный дизайн можно также заинтересовать разные группы пользователей в покупке блага. Продвинутым пользователям программного обеспечения зачастую необходим полный набор функциональности, что делает его интерфейс загруженным. Малоопытным пользователям более важны простота использования и наличие прямого доступа к наиболее часто используемым функциям.
5. Разрешение (качество). Возможен выпуск приложений, программ, музыкальных файлов с разным разрешением (качеством) картинки, звука.
6. Скорость работы. Скорость работы является одним из наиболее важных показателей информационного продукта. Возможен выпуск разных версий программ, приложений, работающих с разной скоростью.
7. Полнота и целостность. Разным категориям потребителей требуется разная полнота и целостность информационного блага. Например, биржевому брокеру необходим непрерывный поток данных об изменении котировок ценных бумаг за период, в то время как акционеру нужна информация о конкретной компании на момент открытия и закрытия торгов.
8. Поддержка и обновления. В целях снижения количества ошибок в программах и приложениях существует пользовательская поддержка, с помощью которой осуществляется обратная связь о работоспособности продукта. Возможность загрузки и установления обновлений может быть включена или не включена в стоимость блага.
9. Удобство в использовании. Для более дешевых версий могут быть созданы искусственные неудобства, такие как всплывающие рекламные окна, ссылки на другие продукты и пр.
Безусловно, этот список не является полным, а лишь указывает на возможные факторы, в соответствии с которыми могут быть созданы разные версии информационного блага. Каждая компания определяет для себя свою стратегию и дифференцирует выпускаемый продукт в зависимости от рыночных условий.
Одной из главных проблем, которая должна быть решена для осуществления удачной стратегии версионирования, является возможность конкурирования версий между собой. Выпуск худшей и лучшей версий продукта должен привести к тому, что среди покупателей произойдет самоотбор: индивиды с высокой покупательной способностью приобретут лучшую версию блага, а малобюджетные потребители остановят свой выбор на худшей. Если же при формировании стратегии допущена ошибка, то возможна ситуация, когда высокобюджетные потребители также купят худшую версию, что приведет к снижению прибыли и лишит смысла использование версионирования.
Ценовая дискриминация второй степени может осуществляться не только путем самоотбора -продавец вправе самостоятельно выделять потребительские группы и назначать им разные цены. В условиях электронной торговли подобное деление чаще всего происходит по географическому принципу - цена на одно и то же благо для потребителей устанавливается в зависимости от средней покупательной способности жителей региона, принадлежность к которому определяется на основе почтового индекса в анкете потребителя.
Информационные блага могут быть с легкостью объединены в наборы. Продажа благ наборами в широком смысле может рассматриваться как ценовая дискриминация второй степени: потребитель может выбрать, купить ли ему отдельное благо или набор, включающий его и несколько других. В качестве примера можно привести пакет Microsoft Office. Большинство потребителей, устанавливая этот пакет, пользуются только программами Word, Excel, Outlook, реже Power Point, Access, OneNote, которые также входят в пакет.
Главным преимуществом использования стратегии продажи наборами в условиях электронной торговли является снижение издержек в результате экономии на масштабе производства [16]. Само по себе добавление дополнительного блага в набор связано с минимальными издержками [17].
Работу этой стратегии можно рассмотреть на следующем примере. Первый потребитель заинтересован в спортивных новостях и готов заплатить за доступ к ним 10 долл. США. За доступ к новостям политики данный потребитель готов заплатить только 6 долл. Интересы второго потребителя строго противоположны. За доступ к
новостям спорта он готов отдать 6 долл., а за новости политики - 10 долл. Если продавец не может четко определить вкусы конкретного потребителя и продает доступ к каждому информационному ресурсу по отдельности, то оптимальная цена установится на уровне 6 долл., а выручка составит 24 долл. В то же время объединение двух информационных продуктов в набор и продажа доступа одновременно к новостям спорта и новостям политики увеличит выручку продавца до 32 долл., поскольку оптимальной ценой каждого набора будет являться 16 долл. Таким образом, в результате использования стратегии продажи благ наборами, снижается дисперсия готовности платить.
Также возможна продажа наборами путем предоставления потребителю возможности самому сформировать интересующий его набор. Например, выбрать несколько музыкальных треков для закачки и записи на компакт-диск. В этом случае добавление первого информационного блага в набор будет стоить дороже, чем добавление последующих.
Теоретическим исследованием данной стратегии занимались Я. Бэйкос и Э. Бриньолфссон [18, 19]. Они высказали идею о том, что дисперсия потребительской ценности набора
информационных благ ниже, чем дисперсия ценности каждого блага по отдельности. Поэтому снижение разнообразия благ в результате объединения их в наборы приведет к увеличению прибыли продавца.
При продаже информационных благ наборами повышаются барьеры входа в отрасль. Объединяя блага в набор, продавец увеличивает потенциальный рынок сбыта за счет завоевания тех групп потребителей, для которых ценность благ, входящих в набор, выше, а также тех, кто ценит выше хотя бы одно из благ. В результате увеличившейся доли рынка рыночная власть фирмы также увеличивается, а остаточный спрос, на который может рассчитывать конкурент, уменьшается.
В условиях реализации информационных благ через каналы электронной торговли существуют широкие возможности по использованию ценовой дискриминации третьей степени. В частности, отдельного внимания заслуживает стратегия установления групповых цен. Многие информационные блага (электронные версии редких научных журналов, базы данных и пр.) используются потребителями нерегулярно, а
зачастую всего лишь пару раз. И за это редкое пользование большая часть потребителей не готова заплатить рыночную цену. В таких условиях актуально совместное использование благ, когда институциональный покупатель приобретает доступ к большому количеству информационных ресурсов, предоставляя возможность отдельным потребителям точечного использования данных благ. При этом выгода производителя не только не снижается по причине переключения потребителей на использование благ через институционального посредника, но и может вырасти по причине достаточно высокой готовности последнего платить.
Компаниям, приобретающим программное обеспечение, как правило, выгоднее приобрести его сразу для всех сотрудников. Ценовая политика компании-производителя напрямую зависит от того, сколько лицензионных копий продукта будет
Список литературы
приобретено - как и в традиционной торговле, когда на больший объем может быть предоставлена скидка. Однако в отличие от традиционной торговли, когда скидка предоставляется за объем, а увеличение объема сопряжено с возрастанием затрат, в условиях продажи информационных благ увеличение прибыли в результате реализации подобной стратегии более существенное.
На этом особенности дифференцированного ценообразования при реализации
информационных благ в условиях электронной торговли не заканчиваются. Скорость изменения информационных технологий и развитие Интернета настолько велики, что новые тенденции и характеристики электронной торговли требуют глубокого изучения, а ускоряющаяся динамика ценообразования - теоретического осмысления.
1. Рудакова И.Е., Никифоров А.А. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика. М.: Дело и Сервис, 2013. 208 с.
2. Особенности и тенденции развития интернет-торговли (на примере рынка бытовой техники и электроники) / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2010. 87 с.
3. Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы: предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист. 2000. № 3. С. 43-45.
4. Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. М.: ТЕИС, 2009. 284 с.
5. Савинов Ю.А. Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 3. C. 3-12.
6. Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 287 с.
7. Антипина О.Н. Теоретические основы ценообразования на рынках информационных благ и технологий // Вопросы новой экономики. 2009. № 4. С. 12-22.
8. Сигарев А.В. Электронная коммерция: вызовы и перспективы в условиях экономической нестабильности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 170-175.
9. Tang Z., Montgomery A., Smith M.D. The Impact of Shopbot Use on Prices and Price Dispersion: Evidence from Online Book Retailing // Carnegie Mellon University, 2008. № 12.
10. Brown J.R., Goolsbee A. Does the Internet Make Markets More Competitive? Evidence from the Life Insurance Industry // Journal of Political Economy. 2002. Vol. 110. Р. 481-507.
11. Lynch J.G., Ariely D. Wine Online: Search Costs Affect Competition on Price, Quality, and Distribution // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1, Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 83-103.
12. Бондаренко Н.Е., Комарова И.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник международного института экономики и права. 2013. № 1. С. 78-83.
13. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce and Competitive First-Degree Price Discrimination. London, University College, 2000. URL: http://else.econ.ucl.ac.uk/papers/vulkan.pdf.
14. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce, Price Discrimination and Mass Customisation. London, University College, 2001.
15. Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy // Harvard Business Review Press. 1998. 368 p.
16. Пшеницына Е.И. Особенности ценообразования сетевых структур // Приоритетные направления развития науки и образования: матер. науч.-практич. конф. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2. С. 444-447.
17. Харакоз Ю.К., Косое М.Е. Стратегическое управление затратами как метод увеличения конкурентоспособности // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 156-159.
18. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling Information Goods: Pricing, Profits and Efficiency // Management Science. 1999. Vol. 45. Iss. 12. P. 1613-1630.
19. Bakos Y, Brynjolfsson E. Bundling and Competition on the Internet // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1. Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 63-82.
ISSN 2311-8768 (Online) Monitoring of Economic Processes
ISSN 2073-4484 (Print)
SPECIFICS OF USING PRICE DISCRIMINATION IN SALE OF INFORMATION PRODUCTS THROUGH E-COMMERCE
Aleksandr V. SIGAREV^, Mikhail E. KOSOVb
a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation alexsigarev@mail.ru
b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation kosovme@mail.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 25 January 2016 Accepted 9 February 2016
JEL classification: D49, D52, D82, L81
Keywords: pricing, price discrimination, differential pricing, e-commerce
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Abstract
Importance As e-commerce has been actively developing since the early 21st century, it significantly influences conventional views of economic processes, including pricing methods and principles.
Objectives The research identifies the specifics of price discrimination when selling information products through e-commerce, thus influencing the behavior of buyers and sellers. Methods We analyzed whether it would be possible to use conventional price discrimination strategies when selling information products through e-commerce.
Results The article presents possibilities of using strategies of price discrimination, customization, self-selection and versioning when selling information products via electronic commerce channels. Conclusions and Relevance When selling information production via e-commerce channels, sellers get broader opportunities for differential pricing and extracting consumer surplus more completely. It becomes feasible because the ICT development allows studying preferences of buyers, predicting their behavior, personalize the offered goods. In the mean time, consumers also derive benefit from online-shopping as it reduces the asymmetry of information on prices and quality of goods, and helps better compare market supply options.
References
1. Rudakova I.E., Nikiforov A.A. Makroekonomicheskaya teoriya: problemy, versii, polemika [Macroeconomic theory: problems, versions, discussions]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2013, 208 p.
2. Osobennosti i tendentsii razvitiya internet-torgovli (na primere rynka bytovoi tekhniki i elektroniki) [Specifics and trends of e-commerce development: Evidence from household appliances and electronics]. Moscow, HSE Publ., 2010, 87 p.
3. Alekseev I.Yu. Elektronnaya torgovlya: pravovye problemy predprinimatel'skoi deyatel'nosti v Internete [E-commerce: legal issues of business over the Internet]. Yurist = Jurist, 2000, no. 3, pp. 43-45.
4. Antipina O.N. Informatsionnaya ekonomika: sovremennye tekhnologii i tsenoobrazovanie [Information economics: modern technologies and pricing]. Moscow, TEIS Publ., 2009, 284 p.
5. Savinov Yu.A. Problemy ispol'zovaniya seti Internet dlya mezhdunarodnoi elektronnoi torgovli [Issues of using the Internet for global e-commerce]. Vneshneekonomicheskii byulleten ' = Russian Foreign Economic Bulletin, 2005, no. 3, pp. 3-12.
6. Vliyanie transgranichnoi torgovli na roznichnye rynki Rossii [The influence of cross-border trade on the Russian retailing]. Moscow, HSE Publ., 2013, 287 p.
7. Antipina O.N. Teoreticheskie osnovy tsenoobrazovaniya na rynkakh informatsionnykh blag i tekhnologii [The theoretical basis for pricing in markets of information goods and technologies]. Voprosy novoi ekonomiki = Issues of New Economy, 2009, no. 4, pp. 12-22.
8. Sigarev A.V. Elektronnaya kommertsiya: vyzovy i perspektivy v usloviyakh ekonomicheskoi nestabil'nosti [E-commerce: challenges and prospects during economic instability]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Interior of Russian Federation, 2013, no. 2, pp.170-175.
9. Tang Z., Montgomery A., Smith M.D. The Impact of Shopbot Use on Prices and Price Dispersion: Evidence from Online Book Retailing. Carnegie Mellon University, 2008.
10. Brown J.R., Goolsbee A. Does the Internet Make Markets More Competitive? Evidence from the Life Insurance Industry. Journal of Political Economy, 2002, vol. 110, no. 3, pp. 481-507.
11. Lynch J.G., Ariely D. Wine Online: Search Costs Affect Competition on Price, Quality, and Distribution.
Marketing Science, 2000, vol. 19, no. 1, pp. 83-103.
12. Bondarenko N.E., Komarova I.P. Gosudarstvennaya innovatsionnaya politika: osnovnye printsipy i prioritety [State innovation policies: key principles and priorities]. Vestnik mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava = Bulletin of International Institute of Economics and Law, 2013, no. 1, pp. 78-83.
13. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce and Competitive First-Degree Price Discrimination. London, University College, 2000. Available at: http://else.econ.ucl.ac.uk/papers/vulkan.pdf.
14. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce, Price Discrimination and Mass Customisation. London, University College, 2001.
15. Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Harvard Business Review Press, 1998, 368 p.
16. Pshenitsyna E.I. [Specifics of pricing in network structures]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Priority Areas for Development of Science and Education]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, pp. 444-447.
17. Kharakoz Yu.K., Kosov M.E. Strategicheskoe upravlenie zatratami kak metod uvelicheniya konkurentosposobnosti [Strategic cost management as a competitiveness enhancement method].
Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Scientific Staff, 2014, no. 1, pp. 156-159.
18. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling Information Goods: Pricing, Profits and Efficiency. Management Science, 1999, vol. 45, iss. 12, pp. 1613-1630.
19. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling and Competition on the Internet. Marketing Science, 2000, vol. 19, no. 1, pp. 63-82.