Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО'

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОД СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ФОРТЕПИАНО / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Елена Леонидовна

В статье подтверждается необходимость обращения к опыту театральной педагогики для совершенствования профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза на уроках фортепиано, с целью развития их эмоциональной культуры, овладения средствами выразительного исполнения, навыками саморегуляции для воздействия на аудиторию, а также развития таких навыков, как произвольное внимание и интуиция. Что особенно важно в современной педагогической практике, так это теоретическая и практическая проработка современных вопросов подготовки студентов. В статье дается определение понятия «театральная педагогика», а также ее целей и задач. Автор перечисляет современные социальные и культурные факторы, определяющие интерес к театральному образованию, а также основные принципы достижения целей и задач театрального образования. Автором сделаны выводы о потенциале театральной педагогики в профессиональной подготовке специалистов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF USING THE MEANS OF THEATRICAL PEDAGOGY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE HUMANITIES UNIVERSITY IN THE PIANO CLASS

The article confirms the need to turn to the experience of theater pedagogy to improve the professional training of students of the humanities college in piano lessons, in order to develop their emotional culture, mastering the means of expressive performance, mastering skills and self-regulation skills to influence the audience, as well as the development of skills such as voluntary attention and intuition. What is especially important in modern pedagogical practice is the theoretical and practical study of modern issues of student training. The article gives the author's definition of the concept of "theater pedagogy", as well as its goals and objectives. The author lists modern social and cultural factors that determine interest in theater education, as well as the basic principles of achieving the goals and objectives of theater education. The author drew some conclusions about the potential of theater pedagogy in the professional training of specialists in the future.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Веселова Елена Леонидовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО

Аннотация. В статье подтверждается необходимость обращения к опыту театральной педагогики для совершенствования профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза на уроках фортепиано, с целью развития их эмоциональной культуры, овладения средствами выразительного исполнения, навыками саморегуляции для воздействия на аудиторию, а также развития таких навыков, как произвольное внимание и интуиция. Что особенно важно в современной педагогической практике, так это теоретическая и практическая проработка современных вопросов подготовки студентов. В статье дается определение понятия «театральная педагогика», а также ее целей и задач. Автор перечисляет современные социальные и культурные факторы, определяющие интерес к театральному образованию, а также основные принципы достижения целей и задач театрального образования. Автором сделаны выводы о потенциале театральной педагогики в профессиональной подготовке специалистов в будущем.

Ключевые слова: профессиональные способности, метод системной деятельности, обучение фортепиано, студенты.

Annotation. The article confirms the need to turn to the experience of theater pedagogy to improve the professional training of students of the humanities college in piano lessons, in order to develop their emotional culture, mastering the means of expressive performance, mastering skills and self-regulation skills to influence the audience, as well as the development of skills such as voluntary attention and intuition. What is especially important in modern pedagogical practice is the theoretical and practical study of modern issues of student training. The article gives the author's definition of the concept of "theater pedagogy", as well as its goals and objectives. The author lists modern social and cultural factors that determine interest in theater education, as well as the basic principles of achieving the goals and objectives of theater education. The author drew some conclusions about the potential of theater pedagogy in the professional training of specialists in the future.

Keywords: professional abilities, method of systematic activity, piano teaching, students.

Введение. Динамика современной жизни выдвигает высокие требования к развитию профессиональных способностей будущих выпускников вузов и формированию у них значимых личностных и социальных качеств в процессе обучения.

Участие студентов в активном творческом процессе основано на их эмоциональном и интеллектуальном познании реальности: интересное и увлекательное коллективное творчество, личность, которая влияет на эмоциональную и творческую сферу, самовыражение и эффективное участие обеих сторон, а также интерес к познавательному и эмпатическому процессу студентов с разным опытом, интересами и способностями.

Принципы театральной педагогики, определяющие характеристики музыкального образования: артистизм, образность, воображение, вариативность и импровизация, эмпатия, жизненная сила и драматизм. Эти принципы обновляют содержание образовательного процесса посредством образной и эмоциональной оценки стандартов педагогической деятельности: сочувствие к происходящим событиям, свобода передвижения, деятельность и инициатива в процессе творческого взаимодействия.

Потенциал театральной педагогики - это совокупность средств воздействия на эмоции и воображение обучающихся, которые заставляют их реагировать мгновенно и в полной мере, стимулируют внутренний художественный и творческий потенциал аудитории, расширяют сферу профессиональных способностей педагогов, обогащает его художественные и педагогические методы и навыки, а также развивает личные способности обучающихся.

Методы драматической педагогики влияют на формирование личности, ее деятельность и всю ее активно-творческую, художественно-интеллектуальную сферу. Движущая сила любого процесса должна быть не только логической и теоретической, но и художественной, интеллектуальной, динамичной, содержательной и выразительной.

Изложение основного материала статьи. В процессе, который мы рассматриваем, мы установили стандарты оценки показателей педагогической деятельности и методов самовыражения для профессионального роста студентов гуманитарного вуза в классе фортепиано, а именно:

а) проявление интереса к учебной деятельности;

б) умение общаться вербально и невербально;

в) умение действовать в образе произведения искусства;

г) самооценка эффективности ввода образов в соответствии с уровнем и этапом: низкий (визуально-зрелищный), средний (музыкально-ассоциативный) и высокий (метафорически-семантический) [1].

В то же время было установлено, что компоненты театральной педагогики помогают пробудить энтузиазм и интерес к познавательному процессу, пробуждают эмоции и творческую свободу, повышают активность педагогов и развивают способности обучающихся на основе выбора изучаемых произведений искусства.

Яркий и законченный художественный образ содержит различные эстетические принципы: художественно-драматические, развлекательные, лирико-драматические, с заговором. Это стимулирует многомерное восприятие музыкальных образов.

Образное и художественное содержание учебных материалов основано на конкретных деталях произведений искусства и отображается в сознании как общий образ динамичного, драматичного, визуально зрелищного и слухового развития. Такой художественный образ может вызвать интерес, привлечь и побудить будущих педагогов испытать эмоциональную и творческую свободу. Результатом является эмоциональное усиление, яркие эстетические впечатления и удовольствие от общения с произведениями искусства.

При выборе используемых учебных материалов для студентов гуманитарного вуза в классе фортепиано учитываются следующие факторы:

- содержание образования подчеркивает выбор высокохудожественных материалов, которые должны учитывать зависимость от образовательных целей: воспитание компетентности, свободы, раскрепощения, принятия, понимания и немедленного реагирования личности будущих педагогов; анализ содержания образования является важным процессом, и выбор репертуара проявляется в гедонизме, педагогике, коммуникации, информации, моральной эстетике и психотерапии;

- внедрение нетрадиционных методов и приемов преподавания.

Нетрадиционные, свободные и гибкие формы, построенные в соответствии с законами театрального искусства, по существу, пространственны, изменчивы и основаны на времени. Привлекающая суть этой формы обучения заключается в создании необходимых условий для совершенствования режиссуры, искусства, художественных способностей и развития творческой инициативы [4].

Педагогика театральной деятельности является всеобъемлющей и может усилить процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, поскольку она использует театрально-ролевое содержание учебных сюжетов, переосмысливает данные художественные тексты, реализует собственные идеи и в полной мере воплощает способность художественного образа с помощью различных театральных выражений.

В настоящее время понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и навыков, определяющих эффективность работы; сочетание личностных качеств и активов; совокупность личностных качеств, обладающих большими знаниями и профессиональной значимостью; профессионализм; объединение теоретической и практической подготовки к работе; способность выполнять сложные культурные виды действий и т.д. Педагогические условия для формирования профессиональных способностей включают создание образовательной среды для студентов путем внедрения театральной деятельности, использования комплексных рефлексивных методов в образовательной деятельности и развития сотворчества преподавателей и студентов путем реализации модели субъект-субъектного взаимодействия в образовательной деятельности.

Вопрос мотивации к обучению студентов гуманитарного вуза в классе фортепиано сегодня является одним из центральных вопросов, который напрямую связан с персонализацией образования и развитием личностного творческого потенциала. Роль педагогов при этом сегодня значительно возросла. Студенту нужен живой, чувствующий, желающий знать, сопереживающий и радостный собеседник.

Педагог должен уметь заинтересовать обучающегося, иначе с ним не будет контакта, и культурные знания, которые педагог передает обучающемуся как будущему специалисту, последнему будут не интересны. Однако педагог к такой деятельности не будет готов, если система формирования профессиональных способностей не изменится. Здесь особое место занимает пропедевтическая учебная программа «Театральная педагогика». Эффективность театральной педагогики в профессиональной подготовке специалистов обусловлена тем, что интерес к театральной деятельности всегда был связан с межличностными отношениями. Театр исследует взаимодействие между людьми и миром в целом.

Творческие образовательные учреждения обладают потенциальными возможностями для формирования профессиональных способностей студентов. Это обусловлено спецификой профессиональной подготовки специалистов (особенно объединением теории и практики в единый общий процесс, системным и коллективным характером профессиональной деятельности, возможностью поэтапного выполнения поставленных задач с учетом психофизических особенностей студентов) и смысловой направленностью профессиональной деятельности, в основном ориентированной на направление личных идеалов, ценностей и духовных потребностей.

Театральная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь, и проявляется в различных видах деятельности (речевой, спортивной, музыкальной, изобразительной). Идеальным результатом современного образования должен быть компетентный специалист, а реальным результатом должно быть создание условий для достижения поставленных целей в образовательных учреждениях.

Театральная педагогика является всеобъемлющей и может усилить процесс формирования профессиональных способностей будущих специалистов. Способность в полной мере отражать художественный образ с помощью различных выразительных средств способствует этому процессу. Этот метод включает в себя: интонацию, имитацию, пантомиму, упражнения и пение. Когда речь заходит о театральной педагогике, это обычно означает игру с образами, которые позволяют формировать профессиональные способности специалистов в формате новых образовательных стандартов. Кроме того, театральная педагогика в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства, создает экспертную компетентностную модель, основанную на различных художественных возможностях, учитывающих индивидуальность обучающихся.

В ходе перехода на новые федеральные национальные образовательные стандарты цели и задачи обучения тщательно пересматриваются и корректируются с точки зрения приоритетов, ожидаемых результатов и методов достижения этих целей. Эти стандарты основаны на методах систематической деятельности и рассматривают образовательные результаты как системный компонент федеральных стандартов. Развитие личности обучающихся на основе общих и профессиональных способностей является целью и главным результатом образования. Художественно-творческая среда - это образовательное пространство, в котором возможно активное формирование, развитие и применение способностей.

Практический опыт показывает, что процесс формирования творческого потенциала обучающегося является достаточно сложным и трудоемким. Если он будет сформирован с помощью пропедевтических курсов, то эффективность процесса будет достигнута за более короткий промежуток времени. В рамках такого курса возможна подготовительная работа, и тогда формирование базовых и профессиональных способностей будет мотивированным процессом. Не каждая дисциплина может решить указанную задачу. По нашему мнению, согласно педагогическим исследованиям последних лет, таким проектом по продвижению педагогики может быть проект по формированию профессиональных качеств студентов гуманитарного вуза в классе фортепьяно.

Театральная педагогика располагает ресурсами для активного развития вышеперечисленных профессиональных способностей в процессе коллективной творческой деятельности. Этот вид деятельности создает условия для социальной и культурной адаптации личности, что является первым и важным шагом на пути к профессии, личностному самоопределению и дальнейшей самореализации.

Характеристики театральной педагогики включают продуктивные действия, партнерские обмены, событийное выражение образовательных процессов, принцип игровой импровизации, принцип содержательного разнообразия в образовательной деятельности, основной принцип невербальных средств выражения, принцип изменения ролей обучающихся и педагогов и принцип предоставления важных ролей образовательному процессу (носитель информации, носитель мысли).

При реализации плана театральной педагогики в гуманитарном университете по классу фортепиано можно выделить, по крайней мере, две основные проблемы, которые часто возникают в процессе реализации:

1. Первая проблема связана с тем, что характер взаимодействия субъектов системы образования часто не соответствует индивидуализированному характеру социально-психологических отношений в современном обществе. В течение длительного времени профессиональные школы характеризовались взаимодействием в стиле монолога между преподавателями и студентами. Интерактивный диалог обучения в первую очередь предполагает принятие равного статуса взрослых и обучающихся, сотрудничества.

2. Вторая проблема - это мотивация учебной деятельности. Это один из центральных вопросов, который напрямую связан с персонализацией образования.

В современной практике профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза в классе фортепиано недостаточное внимание уделяется исследованию и овладению современными методиками преподавания, что позволяет существенно изменить методику организации учебного процесса в рамках театральной педагогики. Педагог должен уметь заинтересовать обучающегося, иначе контакт с ним никогда не будет полноценным диалогом.

Потенциал театральной педагогики - это набор методов эмоционального и образного воздействия, который позволяет обучающимся реагировать мгновенно и в полной мере, способствует раскрытию внутреннего художественного и творческого потенциала обучающихся, расширяет спектр профессиональных возможностей, на которые влияет педагог, обогащает художественные и педагогические методы, навыки педагогов, развивает личностные способности обучающихся [10].

Выводы. Таким образом, содержание образования, основанное на художественных средствах театральной педагогики, значительно активизировало процесс подготовки студентов гуманитарного вуза в классе фортепиано при соблюдении следующих условий:

- педагог использует не только академические, но и гибкие, свободные, вариативные и синтетические формы работы;

- использование нетрадиционных приемов и методов для определенных образных ассоциаций в эмоциональной памяти обучающихся, внимание к восприятию смысловых подтекстов, развитие воображения, эмпатии и навыков рефлексии.

Модель обучения «эмпатия и действие в образе» достигается за счет профессионально-ориентированного обучения и даёт новые возможности во взаимодействии между преподавателями и студентами, а именно:

- на основе театральной педагогики возможно усилить командную подготовку обучающихся и использовать в учебной деятельности компоненты художественной мотивации, эмоционального общения, оценки театрального образа и отражения, методов самовыражения и показателей методов художественной коммуникации;

- деятельность преподавателей и студентов активизируется на основе обновленного содержания работы. При этом определяется последовательность применения трех уровней-этапов: визуально-зрелищного, музыкально-ассоциативного и образно-смыслового, характеристики которых используются для оценки эффективности вхождения в образ, тем самым оценивая профессиональный рост будущих специалистов.

Литература:

1. Басина, Н.Э. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования // Н.Э. Басина, Е.З. Крайзель, Н.Н. Санина. -Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005. - 160 с.

2. Бетретдинова, А.В. Повышение интереса учащихся на уроках литературы приёмами театральной педагогики [Электрон. ресурс] / А.В. Бетретдинова // Интернет-журнал СахГУ «Наука, образование, общество». - 2004. - №6. - Режим доступа: http://joumal.sakhgu.ru/archive2.php?div=1

3. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя // П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Московский психологосоциальный институт, Флинта, 1998. - 366 с.

4. Зинченко, В.П. Современные проблемы образования и воспитания / В.П. Зинченко // Вопросы философии. - 1973.

- № 11. - С. 10-16

5. Ильев, В.А. Когда урок волнует: (театральная технология в педагогическом творчестве): учебное пособие /

B.А. Ильев. - 3-е изд., (доп.). - Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2008. - 376 с.

6. Косинец, Е.И. Театральная педагогика для школы / Е.И. Косинец // Народное образование. - 2010. - № 6. -

C. 262-266

7. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

8. Михалёва, О.А. Театрализация в школьном образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / О.А. Михалёва / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов.

- М., 2006. - 177 с.

9. Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе / С.Ф. Шатилов. -СПб.: Образование, 1991. - 156 с.

10. Яковлюк, С.М. Педагогическая система формирования педагогического артистизма современного учителя: монография / С.М. Яковлюк. - М.: ИИУ МГ0У, 2016. - 278 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Полякова Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ФИНАНСОВО-

СТРАХОВОГО СЕКТОРА

Аннотация. В статье представлено исследование по проблеме создания и функционирования образовательного кластера, связанного с подготовкой квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, профессионально мобильных, готовых к проектированию и реализации жизненного и профессионального самоопределения. Авторами выявлены ключевые причины несоответствия результатов обучения с требованиями рынка труда, представлены основные направления подготовки кадров в контексте тесного сотрудничества между системой образования и производственно-финансовым сектором. Таким образом, делается вывод, что обучение будет более эффективным, если это взаимодействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.