Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

СПЕЦИФИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефименко Антон Эдуардович

Цель и задачи. Осмысление коррупции и коррупционных преступлений началось в отечественной науке относительно недавно, в связи с чем дискуссионными остаются многие терминологические аспекты, квалификационные признаки данных явлений. В российском законодательстве также отсутствует единообразный подход к их трактовке. Цель и задачи данной статьи заключаются в уточнении специфики преступлений коррупционной направленности в контексте таких аспектов, как типология, структура и опасность проявлений разного типа деяний, механизм их совершения. Выводы. В ходе проведенного исследования коррупционные преступления определены как многомерный феномен со сложной структурой и вариативными проявлениями. На основе анализа нормативных подходов и изучения научных источников систематизированы и содержательно раскрыты основные квалифицирующие признаки коррупционных преступлений, изучена их распространенность в российском обществе в текущих условиях. Особое внимание уделяется такому типу преступлений, как взяточничество. Выделены специфические черты личности преступника, совершающего коррупционные преступления в РФ. Практическое значение и социальные последствия. Настоящая статья вносит вклад в уточнение специфических черт и признаков коррупционных преступлений (латентность, личностные характеристики субъектного состава и др.), повышающих сложность и вариативность преступных деяний и способов ухода от уголовной ответственности. Их учет на практике способствует повышению эффективности производства по подобным делам, выявлению и раскрытию ситуаций коррупции. В ходе проведенного анализа также выделены ряд существующих в области правового регулирования пробелов, устранение которых может способствовать более результативному определению мер профилактики и противодействия коррупции как негативного явления. Оригинальность. Автор аргументирует нецелесообразность применения ограничительного подхода к трактовке коррупционных преступлений и их классификации, а также необходимость проявления системного подхода к их регулированию и определению специфики в контексте множественных элементов, начиная с внесения уточнений в УК РФ, затем гармонизируя содержание на уровне федеральных актов, ведомственных документов и рекомендаций. Автором выдвинуто предложение об установлении исчерпывающего перечня коррупционных преступлений и их классификации с опорой на систему УК РФ и его разделы. Обосновывается необходимость ухода от крайне сложных формулировок и перечней к более простым (дифференциация на преступления в социальной, экономической и политической сферах), что, по мнению автора, упростит процесс квалификации коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CRIMES OF CORRUPTION ORIENTATION

Purpose and tasks. Judgment of corruption and corruption crimes began in Russian science relatively recently, leaving until now debatable many terminological aspects, qualification signs of these phenomena. The Russian legislation also does not show uniform approach to their treatment. The purpose and tasks of this article consist in specification of specifics of crimes of corruption orientation in the context of such aspects as typology, structure and dangers of manifestation of different types of acts, the mechanism of realization of corruption crime. Conclusions. The conducted research allowed to define corruption crimes as the multidimensional phenomenon having complex structure and variable manifestations. On the basis of the analysis of standard approaches and studying of scientific sources the main qualifying signs of corruption crimes are systematized and substantially disclosed, their prevalence in the Russian society in the current conditions is studied. Special attention in article is paid to such type of crimes as bribery. Peculiar features of the identity of the criminal committing corruption crimes in the Russian Federation are marked out. Practical value and social consequences. The present article makes a contribution to specification of peculiar features and signs of the corruption crimes (latency, personal characteristics of subject structure, etc.) increasing in the current conditions complexity and variability of criminal actions and ways of leaving from criminal liability. Their accounting in practice will allow to increase production efficiency on similar affairs, identification and disclosure of situations of corruption. The analysis which is carried out by the author also allowed to allocate a number of the gaps existing in the field of legal regulation which elimination will promote further more effective definition of measures of anti-corruption and prevention of this negative phenomenon. Originality. The author reasons inexpediency of use of restrictive approach to interpretation of corruption crimes and their classification and also need of manifestation of system approach to their regulation and determination of specifics in the context of multiple elements, since entering of specifications into the Criminal Code of the Russian Federation, then harmonizing contents at the level of federal acts, departmental documents and recommendations. The author made the proposal on establishment of the exhaustive list of corruption crimes and their classification with a support on the Criminal Code of the Russian Federation system and its sections. Need of leaving from extremely difficult formulations and lists to simpler is proved (differentiation on crimes in social, economic and political spheres) that, according to the author, will allow to simplify process of qualification of corruption crimes.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

5.25. СПЕЦИФИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ефименко Антон Эдуардович. Место работы: Краснодарская краевая коллегия адвокатов. E-mail: an-ton.yefimenko.e@gmail.com

Аннотация

Цель и задачи. Осмысление коррупции и коррупционных преступлений началось в отечественной науке относительно недавно, в связи с чем дискуссионными остаются многие терминологические аспекты, квалификационные признаки данных явлений. В российском законодательстве также отсутствует единообразный подход к их трактовке. Цель и задачи данной статьи заключаются в уточнении специфики преступлений коррупционной направленности в контексте таких аспектов, как типология, структура и опасность проявлений разного типа деяний, механизм их совершения.

Выводы. В ходе проведенного исследования коррупционные преступления определены как многомерный феномен со сложной структурой и вариативными проявлениями. На основе анализа нормативных подходов и изучения научных источников систематизированы и содержательно раскрыты основные квалифицирующие признаки коррупционных преступлений, изучена их распространенность в российском обществе в текущих условиях. Особое внимание уделяется такому типу преступлений, как взяточничество. Выделены специфические черты личности преступника, совершающего коррупционные преступления в РФ.

Практическое значение и социальные последствия. Настоящая статья вносит вклад в уточнение специфических черт и признаков коррупционных преступлений (латентность, личностные характеристики субъектного состава и др.), повышающих сложность и вариативность преступных деяний и способов ухода от уголовной ответственности. Их учет на практике способствует повышению эффективности производства по подобным делам, выявлению и раскрытию ситуаций коррупции. В ходе проведенного анализа также выделены ряд существующих в области правового регулирования пробелов, устранение которых может способствовать более результативному определению мер профилактики и противодействия коррупции как негативного явления.

Оригинальность. Автор аргументирует нецелесообразность применения ограничительного подхода к трактовке коррупционных преступлений и их классификации, а также необходимость проявления системного подхода к их регулированию и определению специфики в контексте множественных элементов, начиная с внесения уточнений в УК РФ, затем гармонизируя содержание на уровне федеральных актов, ведомственных документов и рекомендаций. Автором выдвинуто предложение об установлении исчерпывающего перечня коррупционных преступлений и их классификации с опорой на систему УК РФ и его разделы. Обосновывается необходимость ухода от крайне сложных формулировок и перечней к более простым (дифференциация на преступления в соци-

альной, экономической и политической сферах), что, по мнению автора, упростит процесс квалификации коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, субъект преступления, классификация коррупционных преступлений.

SPECIFICS OF CRIMES OF CORRUPTION ORIENTATION

Efimenko Anton Eduardovich. Place of employment: Krasnodar Regional Bar Association. E-mail: an-ton.yefimenko.e@gmail.com

Annotation

Purpose and tasks. Judgment of corruption and corruption crimes began in Russian science relatively recently, leaving until now debatable many terminological aspects, qualification signs of these phenomena. The Russian legislation also does not show uniform approach to their treatment. The purpose and tasks of this article consist in specification of specifics of crimes of corruption orientation in the context of such aspects as typology, structure and dangers of manifestation of different types of acts, the mechanism of realization of corruption crime.

Conclusions. The conducted research allowed to define corruption crimes as the multidimensional phenomenon having complex structure and variable manifestations. On the basis of the analysis of standard approaches and studying of scientific sources the main qualifying signs of corruption crimes are systematized and substantially disclosed, their prevalence in the Russian society in the current conditions is studied. Special attention in article is paid to such type of crimes as bribery. Peculiar features of the identity of the criminal committing corruption crimes in the Russian Federation are marked out.

Practical value and social consequences. The present article makes a contribution to specification of peculiar features and signs of the corruption crimes (latency, personal characteristics of subject structure, etc.) increasing in the current conditions complexity and variability of criminal actions and ways of leaving from criminal liability. Their accounting in practice will allow to increase production efficiency on similar affairs, identification and disclosure of situations of corruption. The analysis which is carried out by the author also allowed to allocate a number of the gaps existing in the field of legal regulation which elimination will promote further more effective definition of measures of anti-corruption and prevention of this negative phenomenon.

Originality. The author reasons inexpediency of use of restrictive approach to interpretation of corruption crimes and their classification and also need of manifestation of system approach to their regulation and determination of specifics in the context of multiple elements, since entering of specifications into the Criminal Code of the Russian Federation, then harmonizing contents at the level of federal acts, departmental documents and recommendations. The author made the proposal on establishment of the exhaustive list of corruption crimes and their classification with a support on the Criminal Code of the Russian Federation system and its sections. Need of leaving from extremely difficult formulations and lists to simpler is proved (differentiation on crimes in social, economic and political spheres) that, according to the author, will allow to simplify process of qualification of corruption crimes. Keywords: corruption, corruption crimes, subject of crime, classification of corruption crimes.

Коррупция представляет собой одно из самых разрушительных явлений в обществе, носящее интернациональный характер. Указанное явление существо-

вало на всех этапах развития человечества и сегодня наблюдается во всех правовых системах, государствах, независимо от общественного и политического строя. Коррупция препятствует оперативному и динамичному развитию государственного аппарата, снижает уровень правосознания граждан, подрывает авторитет государственной власти, а также может привести к общему росту преступности в остальных сферах, негативно отражаясь на уровне и качестве жизни населения в целом и развитии государства. Коррупция выступает следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. В частности, как известно, рост уровня коррупции коррелирует с периодами трансформации политических, экономических, социальных и культурных устоев в государстве, что имеет особую актуальность для российских реалий.

В современном российском государстве коррупция характеризуется серьезными масштабами. Однако несмотря на многочисленные задачи и мероприятия, определенные в программных документах на федеральном уровне, принятие правоохранительными органами мер, направленных на борьбу с преступлениями коррупционной направленности, степень эффективности предпринимаемых усилий на настоящий момент недостаточна. Этот тезис обоснованно подтверждается статистическими данными. Так, например, по данным опроса ФОМ, проведенного в 2019 г. [12], 42% опрошенных россиян, опираясь на личный опыт, считают, что в нашей стране коррупция распространена более широко, чем в европейских странах. Среди наиболее коррумпированных структур гражданами названы таможенные органы и ГИБДД, полиция, органы федеральной, региональной и местной власти, судебной системы, правоохранительные органы, представительства Вооруженных сил РФ. При этом 56% респондентов убеждены в невозможности полного искоренения коррупции в России, обратного мнения придерживаются только 36% опрошенных. Мировой опыт также свидетельствует, что полностью искоренить коррупцию как негативное явление невозможно, однако при этом реально снижение ее уровня до минимальных размеров с помощью эффективных рычагов воздействия, мер и механизмов.

Необходимо отметить, что коррупция как социальное и научное явление стало предметом изучения российской общественности и науки относительно недавно. Разработка данного феномена в российской науке ведется в последние 20-30 лет, получив новый импульс в 2010-е гг. (О.Р.Абрамовская, В.А.Авдеев, Т.В.Атишина, А.Н.Варыгин, А.И.Долгова, А.А.Зеленцов, С.К.Илий,

A.П.Калинин, Е.А.Киршина, А.М.Кустов, К.С.Кучанина,

B.Д.Ларичев, В.Н.Омелин, И.С.Паршин, Е.А.Пластинина, Н.В.Сторчилова, Р.Г.Тляумбетов, А.Р.Хамадьярова, И.А.Цоколов и др.) на фоне развивающихся рыночных отношений, политических трансформаций, реформирования деятельности государственных органов и служб, возникших и развивающихся на их фоне коррупционных схем в различных сегментах жизнедеятельности общества. В некоторых из них число коррупционных преступлений достигло гигантских масштабов, превратив коррупцию в проблему национального масштаба, требующую немедленного и результативного реагирования. Данная ситуация актуализирует необходимость глубокого изучения и научной интерпретации специфики коррупционных преступлений для определения мер профилактики и про-

тиводействия этому явлению, определив выбор темы настоящей статьи.

Остроту и необходимость исследования указанной проблемы подчеркивает и тот факт, что в действующей редакции Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [10] до сих пор отсутствует понятие коррупционного преступления. Следует подчеркнуть тот факт, что содержание понятий «коррупция», «коррупционное преступление» исторически не было зафиксировано в положениях Уголовного Кодекса страны, если обратиться к анализу данных документов, начиная с редакции 1960 года. Ратификация нашей страной в 2006 г. Конвенции ООН против коррупции [4] способствовала введению в легальный оборот понятия коррупционных преступлений. Хотя при этом существенным недостатком принятого акта было отсутствие указания на конкретные статьи УК РФ, подпадающие под действия положений статей Конвенции ООН (на момент ратификации к ним, по мнению специалистов [Tlyaumbetov, Hamadiarova, 2016], «с рядом допущений можно было отнести ст. 160, 174, 175, 201, 204, 285, 290-291, 296, 302, 303, 309»).

Впервые правовое закрепление на законодательном уровне содержание феномена коррупции получило в РФ лишь в 2008 г. связи с принятием Федерального закона № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» [13] (далее Закон № 273-ФЭ), который на данный момент является базовым законодательным актом в исследуемой нами сфере. Интерпретируя содержание ст.1 Закона № 273-ФЭ, очевидно проявление законодателем структурного подхода к определению феномена коррупции через перечень следующих преступлений, совершаемых от имени и в интересах физического или юридического лица: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [13]. Тем не менее, следует констатировать, что законодателем дается лишь общее понятие о коррупционных преступлениях, без закрепления их детального и конкретного перечня, что было бы закономерно для базового нормативно-правового акта. [Киршина, 2017: 33] Этот пробел в определенной степени компенсируется разработками, ведущимися в современной правовой науке.

Необходимо отметить, что к настоящему моменту единый, однозначный и комплексный подход к толкованию как явления коррупции, так и коррупционных преступлений отсутствует как на законодательном, так и научном уровнях, вызывая многочисленные дискуссии о природе этого феномена, его типологии, структуре и опасности проявления различных видов, механизме реализации и других аспектах, определяющих в совокупности специфику коррупционных действий. Это определило внимание к обоснованию данных составляющих в контексте решаемых задач в настоящей статье.

Проведенный анализ показывает, что российское научное сообщество демонстрирует как широкий, так и достаточно узкий подход к трактовке анализируемого явления. Так, например, В.М.Кустовым преступления коррупционной направленности определяются как

«родовое понятие», позволяющее объединить достаточно разнообразный «спектр преступных деяний, которые совершаются должностными лицами с использованием своего служебного, социального положения, личных связей в целях получения материальных или нематериальных выгод для себя или иных лиц, в судьбе и благополучии которых они заинтересованы» [Кустов, 2011: 23]. В данной трактовке дифференцируются ряд квалифицирующих признаков, характеризующих коррупционное преступление: это специальный субъект, использование должностного положения, социального статуса, связей, корыстная мотивация действий, - которые будут систематизированы нами далее. В свою очередь, на взгляд А.И. Долговой, к трактовке коррупционных преступлений целесообразно применение ограничительного подхода, определяя их как: «акты подкупа, в которых задействованы две стороны: подкупающая и подкупаемая, безотносительно к нарушениям коррумпированным лицом его правовых обязанностей» [Долгова, 2013: 61]. Как считает исследователь, «коррупционными преступлениями следует признать лишь получение и дачу взятки», в то время как злоупотребление должностным положением, превышение должностных полномочий в их состав А.И.Долговой не включаются [Долгова, 2013: 61]. Однако мы исходим из убеждения, что подобная узкая точка зрения в отношении достаточно комплексного феномена не оправдана, так как коррупционная составляющая исчерпывается не только перечисленными исследователем составами преступлений.

Это лишь ряд примеров, демонстрирующих сложившийся достаточно разносторонний подход в науке к интерпретации коррупционных преступлений и неоднократные попытки их определения, как и дифференциации квалифицирующих их признаков. При этом нужно заметить, что перечень и широта охвата коррупционных преступлений при трактовке их содержания и структуры в большинстве случаев в науке достаточно произвольны. В зависимости от позиции того или иного исследователя в целом число составов таких преступлений в отечественной науке достигает 40 видов.

На основании проведенного анализа научных и правовых источников [Долгова, 2013; Илий, 2007; Кирши-на, 2017; Кустов, 2011; Омелин 2018 и др.] можно выделить характерные признаки коррупционных преступлений:

специфический субъектный состав: субъектами преступлений выступают должностные лица государственных или муниципальных органов власти, а также лица, занимающие управленческие должности в коммерческих и другого рода структурах (согласно примечаниям к ст. 201, 285 УК РФ [10]); субъектами преступлений при даче или получении взятки могут выступать и иностранные граждане - должностные лица государственных организаций иностранного государства, а также публичных международных организаций;

- совершение деяния при выполнении должностных (служебных) полномочий и благодаря занимаемому положению, социальному статусу, должностным связям, отступление от нормативно определенных прав и обязанностей;

- наличие корыстного мотива (в отношении имущественных прав или каких-либо выгод для себя или третьих лиц); совершение преступления вопреки интересам службы;

- наличие прямого умысла.

- посягательство на нормальную и эффективную деятельность соответствующих органов (в первую очередь государственных) и подрыв их авторитета;

- существенное нарушение охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан.

Следует отметить, что действующие сегодня в России нормативно-правовые, ведомственные документы, в том числе инструктивного, методического, разъяснительного характера, в дополнение к базовому акту определяют различные аспекты, касающиеся дифференциации коррупционных преступлений, их квалифицирующих признаков и мер ответственности за их совершение. Касаясь проблемы уточнения классификации коррупционных преступлений как одной из ключевых среди указанных аспектов, следует отметить неоднократные попытки ее решения (в частности, в Указании Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 29.12.2008 г. № 7/224 , Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 26.12.2013 г. и т.д.). В Федеральном законе № 273-ФЭ [13], как уже подчеркивалось нами выше, также не установлена единая классификация указанных преступлений, хотя при этом перечислен ряд деяний, относимых к коррупционным. Однако практика и растущее число коррупционных преступлений, их вариативности указывает на недостаточность данного перечня.

В 2016 г. Перечнем № 23 Указания Генеральной Прокуратуры РФ 65/11 и МВД России № 1 [11] была предпринята попытка объединения предшествующих разработок. В результате этого исследуемая нами категория преступлений разделилась на две основные группы: безусловные преступления коррупционной направленности и преступления, которые причисляются к данной категории при соблюдении ряда конкретных условий (корыстный мотив, использование служебного положения и т.д.). К первому типу при этом были отнесены составы, закрепленные ст. 141.1, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст.ст. 289-291, 291.1 УК РФ. В свою очередь, во вторую группу вошли более 60 составов преступлений. Исследование состава и содержания указанных групп типологии свидетельствует о приоритетном положении в утвержденном перечне безусловных преступлений коррупционной направленности, регламентируемых соответственно в гл. 19, 22-25, 30 УК РФ. Расценивая данную попытку как безусловный шаг вперед в уточнении специфики коррупционных преступлений, в том числе их признаков, в то же время нельзя не признать противоречивость и сложную структуру представленного в документе многостраничного перечня преступлений. В нем присутствуют и недоработки и неоднозначности, так терминологического, так и методологического порядка, например, нет ссылки на «иностранное должностное лицо», «должностное лицо публичной международной организации» как субъектов преступления (прим.2 к ст.290 УК РФ), «представителя власти» (ст.318 УК РФ). Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что к разработке документа привлекались не все заинтересованные ведомства, занимающиеся преступлениями в сфере коррупции (например, не привлекалось ФСБ России), что ведет к рассогласованию позиций и общей уголовной политики в противодействии такого рода преступлениям [Киршина, 2017: 33].

Таким образом, появление проанализированного документа также не поставило точки в дискуссии о типологии преступлений коррупционной направленности, проясняющей специфику данной категории. Отметим,

что в попытке решения данной проблемы ряд исследователей обращают внимание на необходимость усмотрения источника классификации изучаемых нами преступлений в УК РФ и его структуре. Данный подход представляется нам наиболее обоснованным. Так, в частности, С.К.Илий структурирует должностные преступления по трем категориям, дифференцируя при этом общие (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ и т.д.), специальные (отказ в предоставлении гражданину информации - ст. 140 УК РФ и др.) и альтернативно-должностные (торговля людьми - ч. 2 ст. 1271; использование рабского труда - ч. 2 ст. 1272 УК РФ и пр.) преступления [Илий, 2007: 29]. По мнению ученого, в УК РФ также необходим акцент на ряде статей, имеющих схожесть с категорией общих должностных преступлений, но совершаемых при этом не должностными лицами (гл. 23).

И.С. Паршин, опираясь на систему УК РФ, апеллирует к необходимости классификации преступлений коррупционной направленности по определенным признакам. В категории преступлений общего характера исследователем выделяются деяния, которые нарушают нормальное функционирование экономики РФ (раздел VIII УК РФ) и нормальное функционирование государственной власти страны [Паршин, 2013: 66]. Помимо этого он полагает целесообразным дифференциацию коррупционных преступлений на основании такого признака, как субъект посягательства, выделяя в их числе совершаемые должностными лицами; лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или другого рода структуре. Отдельной категорией И.С.Паршин считает преступления, предусмотренные гл.30 УК РФ, выделяя в их составе следующие: собственно коррупционные преступления; коррупционные преступления в форме подкупа; деяния, создающие условия для совершения коррупционных преступлений (гл. 30 УК РФ); иные должностные «околокоррупционные» преступления [Паршин, 2013: 67]. Приведенная научная классификация имеет право на существование, однако нужно обратить внимание, что и в ней не наблюдается охвата достаточно широкого и разнообразного круга субъектов в исследуемой области.

Таким образом, решение проблемы классификации преступлений коррупционной направленности остается открытой как на законодательном, так и научном уровне. Существующие в данной области попытки до сих пор не носят системного характера и так и не вылились в единообразную трактовку на уровне федерального законодательного акта. Такая ситуация, на наш взгляд, закономерно обусловлена тем, что специфика этого комплексного феномена определяется значительным числом элементов - структурой, типологией, многоэтапным механизмом преступлений, широким субъектно-объектным составом, множеством влияющих факторов различного порядка и т.д. И в определении единого мнения на типологию и специфику данных преступлений, прежде всего, необходимо исходить из уточнения и приведения к единообразию именно данных элементов как составляющих комплексного, сложного явления.

По оценкам исследователей [Кустов, 2011; Кучапина, 2011; Омелин, Астишина, 2018], на специфику совершения преступлений коррупционной направленности в современных условиях оказывают влияние различные факторы внутреннего и внешнего порядка: недостатки в подборе и расстановке кадров в государственных и другого рода органах, воспитательной работе с со-

трудниками; деформация правосознания отдельных служащих; недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в преступлениях коррупционной направленности; деятельность криминальных группировок, имеющих коррупционные связи с сотрудниками государственных и другого рода органов.

Исследования специалистов в области правовых наук [Кустов, 2011; Кучапина, 2011] также позволяют охарактеризовать структуру коррупционных преступлений, в состав которой входят следующие элементы: способ совершения и сокрытия преступления; характеристика личности преступника; влияние преступника на обстановку совершения коррупционного преступления. При этом способ совершения - это основообразующее звено при реализации преступного деяния. Обратимся далее к анализу и интерпретации выделенных элементов через призму ряда типов преступлений исследуемой категории.

Время, место и способ совершения коррупционного преступления зависит от индивидуального выбора совершающего его субъекта или группы субъектов. В то же время этот выбор ограничивается обстановкой, позволяющей совершить преступление, или же осложняющей и делающей невозможным противоправное поведение. Актуальные исследования свидетельствуют, что чаще всего местом совершения коррупционного преступления сегодня становятся служебные кабинеты чиновников или других должностных лиц [14].

Анализируя механизм коррупционных преступлений, имеющий начальный, основной и завершающий этапы, в его составе можно выделить такие составляющие, как «деятельность или отдельные действия и движения субъекта (субъектов, группы) преступного события; комплекс действий, поступков и иных движений потерпевшего; комплекс действий, поступков и иных движений лиц, оказавшихся косвенно связанными с событием; элементы обстановки, используемые участниками преступления, и предмет преступного посягательства» [Кустов, 2011: 28].

Необходимо отметить, что главная задача сокрытия преступлений коррупционного характера, в первую очередь, - это сокрытие преступного характера служебных действий, осуществляемых должностным лицом. С этой целью используются пробелы и недостатки в законодательных и нормативных актах (которые на данный момент многочисленны), что является итогом создания благоприятной обстановки для коррупционных деяний. Кроме этого могут использоваться, оформляться и применяться фальсифицированные документы. Некоторые действия со стороны правонарушителей по сокрытию преступления совершаются за пределами способа совершения коррупционного преступления.

По оценкам исследователей [Кустов, 2011; Т1ауитЬек^, Hamadiarova, 2016] «ядром» коррупционных преступлений и наиболее частотными категориями в их составе в настоящее время являются преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ). В Постановлении Пленума Верховного Суда (ВС) РФ № 24 от 09.07.2013 г. [9], в свою очередь, в качестве наиболее распространенного и опасного среди коррупционных преступлений в нашей стране выделено взяточничество. При дифференциации специфики взяточничества как коррупционного деяния важно обратить внимание на тот факт, что оно «относится к тем преступлениям, у кото-

рых часто нет потерпевшей стороны (лиц, напрямую заинтересованных в установлении истины, наказании виновных и инициации определенных действий для начала разбирательства)» [Омелин, Астишина, 2018: 27].

Кроме того, очень часто коррупционные преступления, например, то же взяточничество, совершаются в отношении слабо защищенных категорий населения, например, молодежи, пожилых граждан, больных и инвалидов, малоимущих семей, матерей-одиночек, детей-сирот и их усыновителей, опекунов, представителей, предпочитающих не вступать в противодействие с государственной системой или не верящих в социальную справедливость, реальность и возможность наказания для государственных чиновников. Часто такие преступления совершаются и в отношении лиц, нарушивших закон (на счету которых преступления, административные правонарушения). Опасаясь собственной ответственности, они предпочитают сокрытие фактов коррупции, иниициированных со стороны тех или иных государственных служащих. Поэтому риск возможного разоблачения коррумпированных сотрудников тех или иных органов в данном случае достаточно невелик. Именно эти и другие обстоятельства приводят к тому, что взяточничество обладает одним из самых высоких уровней латентности среди других коррупционных деяний, как и сами коррупционные деяния в системе других преступлений.

На сегодняшний день большинство коррупционных преступлений в целом остаются скрытыми, вероятность поимки с поличным и наказания (как лица предлагающего взятку, так и государственного служащего, получающего взятку), достаточно низка. Данные Генеральной Прокуратуры РФ свидетельствуют, что преступления коррупционной направленности сегодня совершаются зачастую людьми с высшим специальным образованием с высоким уровнем экономико-правовых знаний, занимающими ведущие должности, обладающими высоким интеллектом, развитыми коммуникативными навыками [14]. Значительная часть коррупционеров при этом крайне наблюдательна, имеет возможность психологического воздействия, что способствует привлечению ими в коррупционную деятельность и других участников. Наличие у должностных лиц таких качеств обуславливает сложность выполняемой преступной деятельности и наличие разных способов ухода от уголовной ответственности. Данный факт существенно осложняет производство по таким делам, так как субъекты коррупционных преступлений помимо того имеют широкие возможности и для сокрытия следов преступления. Возрастная характеристика субъектов коррупционных преступлений, позволяет сделать вывод о криминалистической активности в сегодняшних условиях разных возрастных групп. В основном, возраст коррупционеров, составляет от 35 до 50 лет [14].

Таким образом, завершая анализ, можно сделать вывод о том, что специфика коррупционных преступлений в сегодняшних условиях во многом заключается в их латентности и отличительных личностных характеристика субъектов преступной деятельности, что повышает сложность и вариативность преступных деяний и способов ухода от уголовной ответственности, осложняя производство по подобного рода делам, их выявление и раскрытие. Решение проблемы снижения уровня коррупционных преступлений в нашей стране в контексте исследуемой проблемы видится, прежде всего, в необходимости проявления системного под-

хода к их регулированию и определению их специфики в контексте множественных элементов. В первую очередь, в УК РФ и действующих федеральных актах, а затем ведомственных документах и рекомендациях должны быть приведены к единообразному виду термины коррупции (в настоящее время его трактовка слишком размыта и формально охватывает почти все деяния с квалифицирующим признаком «совершение лицом, с использованием своего служебного положения»), преступлений коррупционной направленности, установлен на уровне федерального закона исчерпывающий перечень коррупционных преступлений (правонарушений) и их классификация по принятым единым признакам. Требуется согласованный подход к их применению во всех министерствах и ведомствах, в чьи полномочия входит противодействие коррупции и ее предотвращение. Системный характер регулирования содержания феномена преступлений коррупционной направленности определяет дальнейшую результативность разработки основ регулирования его пресечения и профилактики. При этом подчеркнем, что ввиду того, что специфика коррупционных преступлений также характеризуется высоким разнообразием, посягательством на обширный спектр общественных правоотношений, проблему их многоплановой классификации и определения, по нашему мнению, следует решать путем ухода от сложных формулировок и перечней к более простым. Например, возможна их дифференциация с опорой на разделы УК РФ на преступления в социальной, экономической и политической сферах, что усовершенствует процесс квалификации таких преступлений.

Следует также подчеркнуть тот факт, что единый критерий признания тех или иных преступлений коррупционными, выработанный в содействии науки и практики, должен оставаться актуальным на современном этапе развития государства, но в то же время необходимо его уточнение в соответствии с изменяющимися реалиями. А разработка перечней таких преступлений должна учитывать проблематику, с которой сталкиваются в своей деятельности различные ведомственные органы.

Список литературы:

1. Долгова А.И. Проблемы криминологический обусловленности уголовного законодательства о коррупционных преступлениях // Уголовное право. 2013. № 5. С.61-62

2. Илий С.К. Должностная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. 92 с.

3. Киршина Е.А. Проблемы определения преступлений коррупционной направленности в законодательных и нормативных правовых источниках // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 4 (38). С. 32-37.

4. Конвенция ООН против коррупции (Принята Ген. Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.) [Электронный источник] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 20.06.2019)

5. Кустов A.M. Особенности механизма преступлений коррупционной направленности // КриминалистЪ. 2011. № 2. С.22-28

6. Кучапина К. С. Коррупция в органах внутренних дел: причины, последствия, организация противодействия // Правовая культура. 2011. № 1 (10). C.219-222.

7. Омелин В.Н., Астишина Т.В. Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел// Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3. С.25-31.

8. Паршин И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дисс... канд.юрид. наук. Н. Новгород, 2013. 200 с.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (в ред. от 03.12.2013 г.) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный источник] // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/ 70410688/ (дата обращения: 15.06.2019)

10. Уголовный Кодекс РФ (в ред. изм. на 16.07.2019 г.). М.: Лабиринт, 2019. 352 с.

11. Указание Генеральной Прокуратуры РФ 65/11 и МВД России № 1 от 01.02.2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС «Гарант». URL:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71231728/ #ixzz4FlIDs87e (дата обращения: 15.06.2019)

12. Уровень коррупции в России: Статистические данные по состоянию на 2010-2018 гг. [Электронный источник]// Фонд общественного мнения. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/ 13984 (дата обращения: 15.06.2019)

13. Федеральный закон № 273-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

14. Филипенок А. В Генпрокуратуре составили портрет коррупционера // PBK.ru. Вып. от 06.12.2018 г. [Электронный источник]. URL: https://www.rbc.ru/soci-ety/06/12/2018/5c09061d9a794760a277db66 (дата обращения: 15.06.2019)

15. Tlyaumbetov R.G., Hamadiarova A.R. Concept of corruption and types of corruption crimes // European science. 2016. № 12 (22). Pp. 57-61.

Статья прошла внешнее рецензирование.

Рецензент - канд. психол. наук МХ.Машекуашева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат». оригинальность текста 83,56%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.