Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018
17
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПЕЦИФИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТИЯ САЛОНА КРАСОТЫ В ГОСТЕВОМ ДОМЕ «ВИЛЛА НИМФЕЙ» ГОРОДА ФЕОДОСИЯ _РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)_
Фокина Елена Михайловна
Студентка ДГТУ г. Ростова-на-Дону, гр.
Осипова Юлия Валерьевна
ДГТУ, к.э.н, доцент зам. декана
АННОТАЦИЯ
Цель: изучить специфику предоставления дополнительных услуг в средствах размещения и определение роли предоставления этих услуг в гостевом доме «Вилла Нимфей» города Феодосия.
Метод: анализ учебной литературы, теоретический анализ и синтез, аналогия, классификация и обобщение, сбор и обработка данных.
Практическая значимость: работы обусловлена тем фактом, что целевым потребителем разработки рекомендаций по предоставлению дополнительной услуги «Салон Красоты» могут стать гостиничные предприятия, в частности гостевой дом «Вилла Нимфей».
Ключевые слова: дополнительные услуги, основные услуги, средства размещения, гостиничные предприятия.
ABSTRACT
Background: to study the specificity of providing additional services in accommodation facilities and determining the role of providing these services in the guest house «Villa Nymphae» in the city of Feodosia.
Methods: analysis of educational literature, theoretical analysis and synthesis, analogy, classification and generalization, data collection and processing.
Practical significance: work is due to the fact that the target consumer of the development of recommendations for the provision of an additional service «Beauty Salon» can become hotel companies, in particular, the guest house Villa Nymphae.
Keywords: additional services, basic services, accommodation facilities, hotel companies.
Современный гостиничный комплекс занимает важное место в социальной сфере страны и способствует удовлетворению первостепенных потребностей путешествующих в проживании и питании. Без гостиниц невозможно создание современной индустрии туризма.
Рассмотрев гостиничный комплекс можно говорить о том, что услуга - это любая деятельность, которую одна сторона (гостиничное предприятие) может предложить другой (клиенту). Представление услуги может быть связано с материальным продуктом. Помимо основных услуг, предоставляемых гостиницами, таких как проживание и питание, целесообразно введение дополнительных услуг, которые обеспечивают привлекательность гостиничного предприятия [4, с. 207].
В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туристского бизнеса, конкурентоспособного в мировой системе.
Не секрет, что для туриста впечатление о путешествии начинается с гостиницы. На сегодняшний день выбор гостиничных предприятий огромен. Соответственно проблема конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства резко обострилась, и ее решение требует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг.
Именно наличие дополнительных услуг выступает одним из ключевых факторов конкурентоспособности средств размещения. Особо следует отметить, что повышение конкурентоспособности - это процесс творческий, сопряженный с анализом огромного количества факторов, требующий на свою реализацию определенных средств, это введение новых элементов, закрытие старых, модернизация существующих. Иначе говоря, обновление. Но обновляя средства размещения (т.е. развивая их), важно помнить, что каждые из них самобытны, и очень важно наиболее притягательные элементы этой самобытности сохранить [1, с. 127].
Актуальность: гостиничные предприятия являются составной частью сферы услуг. Предоставления этих услуг положительно отражается на финансово-экономической деятельности и играет большую роль в повышении эффективности общественного производства.
Развитие индустрии гостеприимства в России с каждым годом набирает темпы.
Согласно современным статистическим данным одним из наиболее динамично развивающихся регионов является республика Крым. Согласно государственной статистики по Республике Крым, количество гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных средств насчитывается 3 073. Но, несмотря на весомое количество средств размещений в Крыму,
_18_
большая часть нуждается в реконструкции, модернизации.
Инфраструктура современных средств размещения включает в себя бизнес-центр, прачечные и химчистки, пункты обмена валюты, услуги междугородной и международной связи, транспортное обслуживание гостей. Не обходятся гостиницы и без магазинов и сувенирных киосков, ресторанов и баров. Современный гостиничный комплекс занимает важное место в социальной сфере страны и способствует удовлетворению первостепенных потребностей путешествующих в проживании и питании. Без средств размещения невозможно создание современной индустрии туризма.
Теоретическую и информационную базу исследований составили учебные пособия и монографическая литература по индустрии гостеприимства, таких авторов как Чудновский А.Д., Кабуш-кин Н.И., Барчуков И. С., Ляпина И.Ю., Сорокина А.В., кроме того использовались статистические справочники, а также электронные ресурсы, материалы и данные официальных сайтов.
Проанализировав специфику предоставления дополнительных услуг в средствах размещения, на примере открытия салона красоты в гостевом доме «Вилла Нимфей» города Феодосия республики Крым, были сформированы знания о понятиях и видах дополнительных услуг, рассмотрены теоретические аспекты предоставления услуг в гостевом доме «Вилла Нимфей» города Феодосия, разработаны рекомендации по открытию салон красоты «Нимфа», а также сделаны следующие выводы:
Особенности предоставления гостиничных услуг напрямую зависят от сезонного характера спроса на гостиничные услуги. Предоставление гостиничных услуг - это процедура по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Важно понимать, что гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуга размещения и питания [2 с. 69].
Выделяют такие виды как отель-люкс, гостиница (среднего класса), гостиница-апартамент (апарт-отель), гостиница экономического класса, отель-курорт, мотель и другие. Разные виды гостиниц предоставляют разный спектр услуг. В частности основные услуги представлены проживанием, питанием, дополнительные услуги представлены наличием бассейна, бизнес залов, тренажерного зала, игровых помещений и других. В связи с прямой зависимостью от сезонности и расположения гостиницы на местности есть особенности в предоставлении тех или иных услуг.
Дополнительные услуги - это услуги, предоставляемые в гостиничном предприятии потребителю за дополнительную плату, за исключением бесплатных дополнительных услуг. Отели представляют следующие дополнительные услуги: услуги питания (бара, ресторана, кафе, буфета, коктейль-бара, фитобара), продуктового и сувенирного магазинов, торговых автоматов, развлекательные
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018
услуги: дискотека, ночной клуб. Также услуги сауны, бани, массажной, бассейна (открытым, крытым и детским). Услуга салона красоты, парикмахерской, а также воспользоваться услугами медпункта, камеры хранения, сейфа в администрации и сейфа в номере, пункта обмена валюты, пункта заказа билетов (на самолет, поезд, автобус, такси и т.д.), бюро путешествий и экскурсий, пункта проката автомобилей, автостоянкой и парковкой автомобилей, гаражом, чисткой обуви и многое другое. Предоставляемые дополнительные услуги в гостиницах делятся на две категории, услуги, оказываемые непосредственно самой гостиницей (то есть собственными силами), услуги, оказываемые силами сторонних организаций. Стоит отметить, что дополнительные услуги приобретают все большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Чем больше предложений о наличии дополнительных услуг в гостиничных предприятиях, тем больше спрос на них [5, с.153].
Гостевой дом «Вилла Нимфей» располагается по адресу: республика Крым, город Феодосия, поселок Приморский, ул. Керченская 2. Гостевой дом состоит из 3-х корпусов. Номерной фонд представлен и 1-, 2-, 3- комнатными номерами (с видом на море или на поселок). В непосредственной близости от гостевого дома «Вилла Нимфей» находятся: продуктовый магазин, фирменный магазин вин «Солнечная долина», набережная, пляжные развлечения, ресторан «Лоцман», экскурсионное бюро. Вблизи гостевого дома располагается следующие гостиничные предприятия, которые являются непосредственными конкурентами: гостиница «Катюша», отель «Приморский дворик», мотель «Транзит».
Структура управления гостевого дома это директор гостиницы, менеджер службы приема и размещения, инженерная и транспортной служба, горничные, сотрудники прачки, кафе, охраны. Преимущества функциональной структуры управления в гостевом доме «Вилла Нимфей»: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, стандартизация, формализация и программирование процессов и явлений, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки: трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами, длительная процедура принятия решений.
В основные услуги гостевого дома входит проживание, использование автостоянки, детская площадка. Первый корпус гостевого дома «Вилла Нимфей» представлен 20 номерами, второй - 21 номер, третий корпус 18 номеров. К дополнительным услугам относится питание, сауна, бассейн, трансфер.
С целью закрепить за гостевым домом постоянных клиентов и привлечь новых, было организовано анкетирование, проведенное посредствам
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018 официальной группы в социальной сети «ВКон-такте», постоянных клиентов Виллы на вопрос: «Если у вас есть дополнительные пожелания или предложения в адрес гостевого дома «Вилла Нимфей», 75 % ответили ввести услуги салона красоты. Учитывая изложенное, было принято решение разработать проект «Салон Красоты».
Салон красоты - заведение, занимающееся косметическим обслуживанием, различными видами парикмахерских услуг, массажем, педикюром, маникюром обслуживающее мужчин и женщин [3, с. 211].
По данным маркетингового агентства «global reach consulting», объем рынка салонов красоты оценивается как быстрорастущий. Наибольшая концентрация салонов красоты существует в городах-миллионерах. На каждую 1000 женщин приходится по 77 салонов. Рост числа салонов красоты можно объяснить увеличением спроса на их услуги. По данным «reports and reports», количество женщин, посещающих косметические салоны и салоны красоты, за 15 лет возросло с 4% до 40%. Посещение салонов больше не ассоциируется у населения с дорогостоящими услугами для избранных, услуги стали доступны для огромного числа людей из среднего класса. Ускорение темпа жизни, а также потребность в качественных услугах заставило многих женщин вместо приведения себя в порядок в домашних условиях обращаться в салоны красоты, что гораздо проще и удобнее.
Открыть свой собственный салон красоты в гостиничном предприятии очень престижно и перспективно. Открытие салона красоты «Нимфа» в гостевом доме «Вилла Нимфей» будет ориентировано не только на отдыхающих именно в гостевом доме, но и на жителей поселка Приморский. Учитывая, что гостевой дом работает круглогодично, работа салона красоты будет не сезонной, а регулярной.
Учитывая тот факт, что гостиничные предприятия невозможно представить без дополнительных услуг, так как гости приезжают не только переночевать, но и воспользоваться различными услугами, такими как массаж, маникюр, педикюр, па-
рикмахерские и косметологические услуги. Поэтому салон красоты является немаловажной частью всех дополнительных услуг присутствующих в гостиничном комплексе. Анализ салонов красоты в поселке Приморском показал, что у всех стандартный перечь, предоставляемых услуг. Преимуществом салона красоты «Нимфа» будет полный спектр услуг, а именно: парикмахерские (в т. ч. наращивание волос), маникюр и педикюр (в т. ч. наращивание ногтей), эпиляция, косметология, в том числе аппаратная, уход за телом (обёртывания, массаж), загар в солярии, услуги инфракрасной бани, услуги массажиста, процедура фишпилинг.
Обоснованность открытия салона красота «Нимфа» выражена спросом на услуги туристов. Целевая аудитория, посещающая гостевой дом, а соответственно это и целевая аудитория салона красоты представлена людьми в возрасте 18-45 лет. При этом большая часть клиентуры это будут, конечно же, женщины 20-35 лет (около 70%), около 20% посетителей - люди 35-45 лет, остальные 10%
- пожилые люди и подростки.
Повышенный уровень обслуживания приносит дополнительный доход средствам размещения. Список литературы:
1. Апатовская, Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками: учебник / Татьяна Апатовская. - М.: Бренд-менеджмент, 2014, №3 - 168 с.
2. Башин, Ю. Б., Зайцев, А. В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев. - М.: КноРус,
2013. - 168 с.
3. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие / М. В. Виноградова и другие. - Москва: Дашков и К, 2014.
- 280 с.
4. Саак, А.Е. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учебник / А. Е. Саак. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 428 с.
5. Шамшина, Ю. О. Гостиничный сервис: конспект лекций / Ю. О. Шамшина. - М.: Феникс,
2014. - 208 с.