Научная статья на тему 'Специфика постклассического дипломатического дискурса в социальных сетях'

Специфика постклассического дипломатического дискурса в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POSTCLASSICAL DIPLOMATIC DISCOURSE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORK / КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ / COMMUNICATIONAL GOAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Друцэ Анна Юрьевна

В сОциАЛЬныХ сетЯХ становление интернета как главного источника информации, безусловно, повлияло на многие сферы жизни людей разного возраста, национальности и социального статуса. в конце 1990-х начале 2000-х годов общество во многом пересмотрело свои взгляды на привычные технические средства, и интернет-ресурсы прочно закрепили свои позиции. Появление социальных сетей можно считать новой платформой для общения, самовыражения, а также манипуляции общественным сознанием. Безусловно, все это не могло не найти отражения в различных видах дискурса, таких как бытовой, медицинский, политический и дипломатический дискурс, специфику которого мы исследуем в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postclassical diplomatic discourse specificity in social nets

The fact that the internet had transformed as a main source of information exerted influence upon vital activity of different people. In the late nineties and at the beginning of twenty first century the society reconsidered there views about technical hardware and the internet consolidated its position in everyday life. Appearance of social networks can be considered as a new platform for communication, self-expression and manipulating of social opinion. This tendency reverberated through mediсal, political and diplomatic discourse, which we investigate in this paper.

Текст научной работы на тему «Специфика постклассического дипломатического дискурса в социальных сетях»

Друцэ А.Ю.

УДк 81'23.

специфика постклассического дипломатического дискурса в социальных сетях

Становление Интернета как главного источника информации, безусловно, повлияло на многие сферы жизни людей разного возраста, национальности и социального статуса. В конце 1990-х - начале 2000-х годов общество во многом пересмотрело свои взгляды на привычные технические средства, и интернет-ресурсы прочно закрепили свои позиции. Появление социальных сетей можно считать новой платформой для общения, самовыражения, а также манипуляции общественным сознанием. Безусловно, все это не могло не найти отражения в различных видах дискурса, таких как бытовой, медицинский, политический и дипломатический дискурс, специфику которого мы исследуем в данной работе.

Ключевые слова: постклассический дипломатический дискурс, социальные сети, коммуникативная цель.

Drutse АЛ^.

postclassical diplomatic discourse specificity

in social nets

The fact that the internet had transformed as a main source of information exerted influence upon vital activity of different people. In the late nineties and at the beginning of twenty first century the society reconsidered there views about technical hardware and the internet consolidated its position in everyday life. Appearance of social networks can be considered as a new platform for communication, self-expression and manipulating of social opinion. This tendency reverberated through medical, political and diplomatic discourse, which we investigate in this paper.

Keywords: postclassical diplomatic discourse, social network, communicational goal.

Н ачало формирования постклассического дипломатического дискурса пришлось на конец двадцатого-начало двадцать первого века. Новыми способами реализации постклассического дипломатического дискурса в основном послужили онлайн-ресурсы, официальные страницы дипломатического представительства, а также социальные сети, о которых говорилось выше. Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время [Электронный ресурс: http://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/]. Неофициальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace, Facebook и Twitter. И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Мас-лоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение [Малоу 2003: 292]. Социальные сети стали своего рода интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Социальные сети быстро нашли применение у общественных деятелей, виртуальные друзья и подписчики которых могут насчитывать многотысячную аудиторию. Личные страницы дипломатических деятелей в социальных сетях, как правило, делятся на два типа. Первый представляет собой

более официальный тип и состоит из фотографии, краткой биографии и далее информации по тому или иному актуальному для деятельности данного дипломата вопросу. Второй тип - личная страница дипломатического деятеля, которая мало отличается по контенту от страниц других пользователей, за исключением реализации профессиональной деятельности. Фотографии, сведения о любимых фильмах, книгах, музыкальных предпочтениях во многих случаях благотворно влияют на достижение своих профессиональных интересов. Все это создает впечатление личного знакомства, дает сведения о разных сторонах жизни, виртуально стирает грань между официальным лицом и любым пользователем социальной сети, что психологически формирует заведомо благоприятное мнение и, соответственно, дальнейшая информация и заявления данного лица во многих случаях встречают поддержку пользователей.

следует отметить то, что коммуникация в социальных сетях всегда ведется в более неформальной обстановке, как правило, отсутствуют принятые в деловой переписке нормы, даже если сообщение направлено к незнакомому адресату, старшему по возрасту и имеющему другой социальный статус. Дипломатический дискурс в социальных сетях также имеет свою специфику. Как говорилось выше, онлайн-ресурсы представляют собой, с одной стороны, хорошую платформу для реализации профессиональных целей, с другой стороны, любое необдуманное или агрессивное высказывание моментально вызывает общественный резонанс, что, безусловно, может нанести урон репутации дипломатического деятеля. В качестве примера можно привести недавнее противостояние в социальной сети Twitter дипломатических сторон Канады и Российской Федерации. По данным многих СМИ, среди которых BBC и ИТАР-ТАСС, «история началась ещё 26 августа, когда Министерство обороны РФ выступило с заявлением о пересечении российских войск границы с Украиной. По словам источника в Минобороны,

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

российские военнослужащие сделали это "вероятно, случайно, на необорудованном, немаркированном участке"» [Электронный ресурс: http://tjoumal.ru/paper/canada-russia-пМо-шащ].

На следующий день на заявление Минобороны отреагировали в канадской миссии в НАТО. Официальный Твиттер-аккаунт опубликовал карту Европы с надписью «Не Россия» на месте Украины вместе с территориями Крыма и Севастополя.

.л1 Ьа-и-ст Мнч с isida ts

Р^.ч-лЧ- hWin rrflf- ц —II Li—T j - il i

lHidnafi ifOMvif |Ццн

За двое суток твит набрал свыше 30 тысяч ретвитов, став образцом неожиданно резкой реакции официальных представителей Канады, обычно сдержанных в политических заявлениях.

Спустя сутки после твита делегации Канады на него ответили российские дипломаты. В своём официальном Твиттер-аккаунте они опубликовали карту Черномо-рья, где Крым помечен как часть России, а Абхазия и Южная Осетия - как территории, отделившиеся от Грузии.

«Помогаем нашим канадским коллегам сориентироваться в современной географии Европы», — заочно ответили коллегам в российской миссии при НАТО.

^ ■|ли|>ч «I h-TO о atauh

Helping ilUI CdruJiUn iiulltdyut!! lu tdidl

up wilh ionrtmpofary oi

■^игчм ■ СапавэНАГО

Территориальный спор дипломатических представителей канадской и российской стороны был освещен во многих СМИ. «Канада и Россия делят мир в Твиттере», «Канада и Россия схлестнулись в поединке карт», «Битва в Твиттере» — под такими заго-

ловками вышли многие онлайн-публикации на следующий день после прецедента [http:// belive.ru/2014/08/kanada-i-rossiya-delyat-mir-v-twitter/]. Внимание специалистов, журналистов и широкой аудитории было обращено в основном не на позиции дипломатических сторон по данному вопросу, что, по всей видимости, было основной целью канадских и российских дипломатов, а на форму подачи информации. Многие пользователи отмечали заявление канадских дипломатов, как «самое агрессивное со времен 1812 года», в то время как заявление российской стороны, также полное сарказма, рассматривалось как ответный выпад на обвинение и обычная ирония, а не официальное мнение дипломатического представительства. Таким образом, цели дипломатических представительств Канады и России в данном случае не были достигнуты, но о противостоянии в Твиттере написано по меньшей мере десять статей. Как указывает онлайн-издание Pravda.ru: «Россия и страны Запада не впервые вступают в конфликт в соцсетях. С начала украинского кризиса МИД РФ и Госдеп все более активно используют популярные сервисы для продвижения своих установок и обличения друг друга — от Twitter и Facebook до YouTube и LiveJournal. США берут системностью и массовостью. Россия же, как правило, делает ставку на изобретательность. По словам эксперта ПИР-Центра Олега Демидова, «противостояние по Украине в соцсетях и Интернете в целом пример информационного противоборства, которое сочетает в себе работу на внешнюю и внутреннюю аудиторию». Эксперт называет две причины, почему именно украинский кризис вызвал острое «цифровое» противоборство: «Позиция самого украинского общества, как и мирового сообщества, динамично меняется и очень зависит от убедительной интерпретации происходящих событий. Кроме того, с ухудшением двусторонних отношений у МИДа и госдепа оказались в большей степени развязаны руки для взаимных пикировок в Интернете» [электронный ресурс: http://www.pravda.ru/news/politics/29-

48 Вестник МИЛ

08-20М/1223727-ЫЦет-0/].

По нашему мнению, еще одной причиной активного противостояния в социальных сетях в наше время можно считать то, что, сейчас данные платформы находятся на пике популярности среди населения и представляют собой наиболее действенные орудия формирования и манипулирования общественным сознанием. Безусловно, социальные сети открывают для дипломатического деятеля новые возможности реализации своих профессиональных интересов. Еще 15-20 лет назад спрогнозировать реакцию аудитории на то или иное заявление в интервью или пресс-конференции было, безусловно, сложнее, чем в наши дни. Требовалось время также для корректировки своей позиции при необходимости. Многократные официальные заявления, как не были приняты в то время, так и не приняты сейчас, с оговоркой на то, что в социальной сети дипломатический деятель или его представитель может сделать несколько публикаций единожды или в течение дня, дать комментарии в реальном времени по поводу того или иного события и при необходимости просмотреть комментарии своих подписчиков по данному заявлению. Дать официальное опровержение или направить внимание аудитории на какой-либо факт, к которому в интервью или пресс-конференции приходится приводить искусственно, направив разговор в нужное русло, что не всегда представляется возможным, в двадцать первом веке представляется намного более простой для дипломата процедурой. Численность

пользователей социальных сетей превалирует над численностью аудитории, которая пользуется другими источниками информации, таким образом, возможно, в скором времени деятельность дипломатов на официальных сайтах и в социальных сетях будет еще более активной.

Безусловно, правильное использование новых технологий благоприятно сказывается на деятельности дипломатического деятеля, с другой стороны, в некоторых случаях, как в вышеуказанном примере, официальные лица невольно акцентируют внимание общества не на нужном для своих целей тезисе, а на способе подачи информации. Социальные сети, мессенджеры, реализация деятельности в любых других онлайн-ресурсах оказывает влияние на многие виды дискурса, среди которых оказался дипломатический дискурс. Использование сленга в официальных заявлениях, сарказма в ответах на вопросы, нарушение субординации в некоторых случаях и отступление от принятого дипломатического протокола -все эти факторы негативно сказываются на дипломатической карьере и отвлекают внимание аудитории от принятой позиции представительства. таким образом, при обдуманной подаче информации социальные сети в двадцать первом веке представляют собой одну из самых действенных платформ для реализации постклассического дипломатического дискурса, о чем свидетельствует моментальное распространение информации, возможность привлечения большего количества пользователей на свою страницу.

Литература

МаслоуА.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 392 с. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ Электронный ресурс: http://tjoumal.ru/paper/canada-russia-nato-maps Электронный ресурс: http://belive.ru/2014/08/kanada-i-rossiya-delyat-mir-v-twitter/ Электронный ресурс: http://www.pravda.ru/news/politics/29-08-2014/1223727-twitter-0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.