Научная статья на тему 'Политизация «Цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях'

Политизация «Цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4098
1215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ИНТЕРНЕТ / ГЕРМАНИЯ / ИРАН / США / РОССИЯ / PUBLIC DIPLOMACY / DIGITAL DIPLOMACY / INTERNET / GERMANY / IRAN / THE UNITED STATES / RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цветкова Наталья Александровна, Ярыгин Григорий Олегович

Статья рассматривает проекты публичной дипломатии Германии, Ирана, США и России в сети Интернет. Данный вид публичной дипломатии получил обозначение «цифровая дипломатия» во внешнеполитическом дискурсе изучаемых стран. Сегодня эти государства являются лидерами в сфере распространения информации в социальных сетях. Анализ информационной деятельности Германии, Ирана, США и России в сети Интернет показывает, что содержание распространяемой информации имеет пропагандисткий и политизированный характер в отличие от традиционных программ публичной дипломатии в виде культурных, образовательных или спортивных обменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politicization of Digital Diplomacy: German, Iranian, American, and Russian Public Diplomacy in Social Networks

The article reviews digital diplomacy of the United States, Russia, Germany, and Iran in social networks. These countries turned out to be the leaders in the field of digital diplomacy. The study concludes that all these countries exploit the Internet to pursue their national interests and political goals. Moreover, digital diplomacy is more politically motivated than traditional public diplomacy in terms of cultural, educational, and sport exchanges.

Текст научной работы на тему «Политизация «Цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях»

УДК 327.8

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 1

Н. А. Цветкова, Г. О. Ярыгин

ПОЛИТИЗАЦИЯ «ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ»:

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ, ИРАНА, США И РОССИИ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Государства, которые развивают традиционную публичную дипломатию или культурную дипломатию в виде программ культуры, образования, информации, спорта или экологических проектов [1], демонстрируют всему миру, что данный инструмент дипломатии не является политическим, а указанные программы публичной дипломатии устанавливают взаимопонимание между странами, развивают двухсторонний обмен или продвигают положительный имидж нации [2]. Китайские центры Конфуция, американские информационные центры, иранские культурные центры, немецкие центры образования или российские центры культуры и науки, разбросанные во многих странах мира, оказываются основными акторами внешней культурной политики [3]. В традиционной публичной дипломатии составляющая культуры доминирует над политической пропагандой, которая сегодня стала транслироваться при помощи другого вида дипломатии, известного под названием цифровая дипломатия (digital diplomacy). Впервые этот термин появился во внешнеполитическом дискурсе США в 2010-2011 гг. В российской внешней политике данный дипломатический инструмент был обозначен летом 2012 г., когда президент В. Путин поручил МИД и российским дипломатам освоить социальные сети, создать свои аккаунты и развивать диалог с зарубежной аудиторией.

Цифровая дипломатия является частью публичной дипломатии, поскольку призвана оказывать влияние на зарубежной общественное мнение. Однако вместо традиционных программ обмена или мероприятий культурных центров, цифровая дипломатия распространяет информацию политического характера в сети Интернет или в социальных сетях [4]. Государства, которые используют данный инструмент в своей дипломатической практике, не скрывают его характера: например, правительство США неоднократно заявляло, что цифровая дипломатия создана для установления диалога между Вашингтоном и оппозиционными группами в зарубежных странах [5].

Цель нашей статьи — показать особенности цифровой дипломатии государств, которые официально заявили о развитии этого внешнеполитического инструмента и являются лидерами на международной арене в данной области. Такие страны, как Германия, Иран, США и Россия, активно развивают инструменты цифровой дипломатии: создают различные сайты, открывают правительственные аккаунты на порталах Twitter и Facebook, занимаются мониторингом зарубежной блогосферы. Особенность, которая объединяет цифровую дипломатию указанных стран, — это транслирование

Цветкова Наталья Александровна — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: [email protected]

Ярыгин Григорий Олегович — канд. полит. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: [email protected] © Н. А. Цветкова, Г. О. Ярыгин, 2013

119

информации в области политики на английском языке. Именно этот язык оказался наиболее эффективным средством для «завоевания» глобальной аудитории. Содержание передаваемой информации, масштабы и политические цели кардинально различаются от страны к стране.

Цифровая дипломатия Германии: от продвижения культуры к развитию политического диалога

Германия — это страна, которая занимает ведущую позицию в мире по масштабам распространения своей национальной культуры и языка при помощи традиционной дипломатии в области культуры. Культурное наследие Германии, а также новый мес-седж о Германии как «привлекательной стране для бизнесменов, студентов и ученых» стали основами традиционной публичной дипломатии Германии [6]. Сотни культурных центров, образовательных программ, музыкальных мероприятий и кинофестивалей являются инструментами традиционной публичной дипломатии. Более того, немецкая публичная дипломатия заявляет о себе как об аполитичном инструменте, который не занимается продвижением демократии или поддержкой диссидентов. Выполняет ли цифровая дипломатия Германии функцию распространения своей национальной культуры в мире?

Цифровая дипломатия Германии реализует стратегическую задачу формирования диалога между Берлином и арабским миром на Ближнем Востоке. В этом состоит главная отличительная особенность современной немецкой публичной дипломатии в сети Интернет. В 2006-2007 гг. немецкое правительство разработало концепцию диалога, что подразумевает построение новых миролюбивых и дружественных отношений с арабским миром посредством программ публичной дипломатии. В этой новой публичной дипломатии проецирование (пропаганда) немецких ценностей в странах Ближнего Востока является основой для установления дружественного диалога. Концепция диалога утверждает, что современная Интернет-дипломатия не может развиваться в одностороннем порядке. Диалог как форма дискуссии между странами становится более эффективной [6].

Основными инструментами реализации данной стратегии стали сайты немецких культурных центров, открытых в странах Ближнего Востока. Основной из них — Немецкий информационный центр в Каире. Он был открыт осенью 2009 г. и сразу же привлек внимание мусульман, поскольку все информация распространялась на арабском языке, что было новым и необычным [7]. Сайт привлекает арабскую молодежь, давая ей возможность публиковать новости и анонсировать события на платформе Facebook. За 2012 г. около 2000 представителей арабского мира опубликовали заметки политического характера на сайте центра.

Вторым по силе влияния и значимости в цифровой дипломатии Германии является предназначенный для исламского мира сайт-форум под названием <^ап1ага», что в переводе с арабского языка означает «мост». Диалог с арабским миром выстраивается на этом сайте при помощи публикации статей на политические темы и продуцировании дальнейшей дискуссии. Например, немецкий сайт поднимает вопрос об эмансипации женщин в странах Ближнего Востока посредством постановки следующего провокационного вопроса: «Почему я, мусульманка, не ношу платок?». Однако наибольшую популярность сайт и его страница на платформе Facebook приобрели после начала сирийских событий 2011-2012 гг. Немецкие модераторы стали мобилизовать оппозицию режиму Б. Ассада при помощи проведения дискуссий и конференций. Одна из последних — это

120

обсуждение с сирийской оппозицией проблем развития Сирии после ухода президента Б. Ассада под названием «На следующей день» [8]. Кроме того, внимание к сайту привлекают публикации интервью с известными политиками из стран Ближнего Востока. Сегодня новости сайта читают более 23 000 человек в странах Ближнего Востока. Обсуждение политических новостей сделало сайт одним из самых популярных в этом регионе наряду с такими проектами, как сайт американского посла в Сирии на портале Facebook или аккаунт правительства США в Twitter на арабском языке. Аккаунт данного немецкого проекта в твиттере демонстрирует двоякий подход немецкой публичной дипломатии к реализации концепции диалога с арабским миром. С одной стороны, Германия пытается оставаться аполитичной и развивать дискуссии об арабской музыке, литературе и т. п. С другой — Германия стала активно участвовать в политических событиях, происходящих в странах региона, посредством Интернет-дипломатии [9].

Цифровая дипломатия Ирана: пропаганда против Запада

Публичная дипломатия Ирана становится одной из ведущих на мировой арене. Здесь, в отличие от других стран, она основана на концепции продвижения наследия персидской культуры, языка и религии как инструмента борьбы против западных ценностей. Противостояние американским и европейским информационным потокам внутри страны, а также борьба с иранофобией в глобальном масштабе и, наконец, формирование имиджа Ирана как региональной державы в близлежащих странах — вот основные цели цифровой дипломатии правительства Ирана. Верховный лидер Ирана А. Хаменеи неоднократно заявлял, что Иран находится в состоянии идеологической войны с Западом. В 2011 г. в одном из выступлений, посвященных внешней культурной политике Ирана, он заявил, что «масштаб культурной атаки империалистического фронта простирается на все страны мира, однако в этом наступлении важнейшей целью является Исламская Республика Иран, потому что исламский режим противостоит натиску господствующих мировых сил и имеет силы для противостояния» [10]. Цифровая дипломатия Ирана представляет собой уникальное явление в силу поставленных перед ней политических задач. Международные теле- и радиоканалы, а также собственный иранский интернет (Иранет) — основные инструменты продвижения политической позиции Ирана и его имиджа в сети Интернет.

Международное вещание Исламской Республики Иран отвечает за Интернет-программы правительства Ирана. Она включает в себя около десятка каналов, которые вещают на весь мир или в региональном масштабе [11]. Среди телевизионных каналов международного вещания в сети Интернет выделяется телеканал Press TV, который вещает на английском языке с 2007 г. Сегодня — это центр иранского информационного противостояния странам Запада. Лозунг канала — «новости с другой точки зрения» — подчеркивает намерение иранского правительства репрезентировать себя мировому сообществу как противовес Америке, а данный телеканал — как альтернативный источник информации. Иранский интернет-канал наполнен новостями из США с акцентом на негативный характер внешней политики США [12]. Более того, основная линия противостояния между США и Ираном проходит на портале Twitter, где Иранское правительство создало аккаунт данного международного телевидения еще в 2007 г. За 2011-2012 гг. число подписчиков выросло с 3000 до 19 000 [13]. Это меньше, чем у его американского конкурента [14], однако частота публикации информации превышает

121

частоту распространения информации американским аккаунтом в несколько раз, что привлекает пользователей.

Другим направлением цифровой дипломатии Ирана является закрытие доступа к западным сайтам, их «обрушение» и создание собственного Интернета на языке фарси. Как только США стали использовать Twitter для привлечения иранской аудитории к США, правительство Ахмадинежада создало так называемые дружины виртуальных полицейских. Иранские хакеры «обрушивают» сайты американских радио и телеканалов, вещающих на Иран [15]. Последний проект правительства Ирана — создание Интернета на языке фарси под названием «Законный Интернет». Провозглашая создание персидской сети в апреле 2011 г., президент Ахмадинежад заявил, что контент сайтов будет совпадать с принципами ислама и впоследствии так называемый Иранет заменит существующий западный интернет в мусульманском мире [15].

Интернет-дипломатия Ирана — это способ продвижения собственной политической позиции при помощи масштабного «вброса» информации в социальные сети на английском языке и ограничения доступа иранцев к западным сайтам.

Цифровая дипломатия США: мобилизация социального активизма в зарубежных странах

Цифровая дипломатия как средство установления контактов и диалога между правительством США и представителями зарубежного общества является эффективным инструментом внешней политики Вашингтона с 2006-2009 гг. Цифровая дипломатия США более политизирована, чем в других странах. Распространение американской политической культуры, поддержка оппозиционных движений и борьба против антиамериканизма в мире — основные задачи этого вида дипломатии. Еще в период администрации Дж. Буша-мл. были созданы специальные отделы в Госдепартаменте, которые выполняют две важных функции. Первая функция — это мгновенная реакция на негативную информацию, появляющуюся в сети Интернет; вторая — мониторинг зарубежной блогосферы. В период администрации Б. Обамы значение, функции и масштабы цифровой дипломатии были значительно расширены. Появились проекты, направленные на создание, обучение и поддержание диалога с зарубежными оппозиционерами из Ирана, Китая, России и других стран. Были созданы особые виртуальные и реальные проекты по обучению представителей неправительственных организаций методам использования социальных сетей и Интернета в своей деятельности.

Сегодня цифровая дипломатия США переживает бурный рост. Правительство США четко обозначало цели и задачи проектов публичной дипломатии США в сети Интернет. Госсекртарь Х. Клинтон неоднократно заявляла, что США будут бороться за доступ зарубежных граждан к сети, а также осуществлять прямой диалог между правительством и молодыми активными гражданами зарубежных стран. США не скрывают, что при помощи порталов Facebook и Twitter будет проходит поддержка оппозиции и диссидентов в разных странах.

Для реализации подобных стратегических целей США мобилизовали ресурсы дипломатического корпуса. Сегодня каждый американский дипломат обязан вести свой «дневник» в социальных сетях и информировать общественность страны аккредитации о политике США. Для этого каждое посольство США имеет свою страничку и аккаунт на Facebook и Twitter, и количество аккаунтов исчисляется сотнями. Наиболее популярны

122

твиттер-аккаунты американского посла в России и «виртуального» американского посла в Сирии. Они имеют наибольшее количество подписчиков (более 20 000) и сумели установить диалог с различными группами в стране аккредитации.

Приносит политические дивиденды и другой проект: запущенная в 2010 г. программа обучения лидеров зарубежных некоммерческих организаций методам работы в социальных сетях. Известный проект под названием «TechCamp» представляет собой двухдневную интерактивную конференцию, на которой представители зарубежных неправительственных организаций и американские IT-специалисты из таких компаний, как Google, Facebook и Twitter, проводятся мозговые штурмы. Специалисты проводят обучение по использованию цифровых инноваций в осуществлении политической борьбы и социальной работы неправительственных организаций. Ежегодно в проекте участвуют более двух тысяч представителей неправительственных организаций, которые отбираются правительством США по критерию активности в социальных сетях [16].

Кроме того, правительство США создало сотни блогов в социальных сетях, ориентированных на определенную зарубежную аудиторию. Примером могут послужить такие твиттер-ленты, как @USAUrdu, @USAdarFarsi, @USApoRusski, дублирующие сообщения от Госдепартамента на языках урду, фарси и русском. Наши наблюдения показывают, что Госдепартамент распространяет информацию на тех языках, на которых общаются самые активные блоггеры в определенных странах. Самыми популярными среди зарубежных граждан являются твиттер-ленты на арабском языке, который имеет более тридцати трех тысяч подписчиков [17], причем число подписчиков увеличивается довольно быстро. Второе место в глобальных сетях занимает информация, передаваемая правительством США тем пользователям, которые говорят на языке фарси (более 12 000 подписчиков) [14], а третье место занимает испанская лента, имеющая около 8 000 подписчиков [18]. Русскоязычный Твиттер Госдепартамента большой популярностью среди российских блоггеров не пользуется: около 2000 подписчиков читают информацию правительства США [19]. Однако, как было отмечено выше, информационная деятельность американского посла популярна у российских пользователей социальных сетей. Главная задача этих аккаун-тов — информирование пользователей, распространение альтернативной информации, реакция на негативную или неверную информацию о США и, самое главное, цитирование информации о протестных движениях в регионе.

Цифровая дипломатия России: политические новости с другой стороны

Российская цифровая дипломатия была официально провозглашена в июле 2012 г., когда МИД РФ официально объявило о запуске своего первого аккаунта на русском языке на портале Youtube. Россия следует за практикой цифровой дипломатии, которую активно развивает госсекретарь США Х. Клинтон. Однако в то время, когда правительство США имеет более 230 аккаунтов на портале Facebook, более 80 — на Twitter, 55 официальных каналов на портале Youtube и т. д., что объединяет более 44 миллионов пользователей в мире, в арсенале российской публичной дипломатии несколько десятков аккаунтов в Twitter, которые привлекают внимание около 2,6 млн человек в мире. Англоязычный аккаунт МИД России в твиттере имеет 8500 подписчиков, это незначительное число для глобальной аудитории (для сравнения, аккаунт Госдепартамента США имеет около 315 000 «фолловеров»).

Однако цифровая дипломатии России не измеряется только правительственными страничками в социальных сетях. Российские международные теле- и радиоканалы активно

123

направляют информационные потоки в сеть Интернет. В этом состоит особенность Интернет-дипломатии России. Наиболее активную позицию занимает телеканал «Russia Today». Аккаунт данного телеканала на платформе Twitter имеет наибольшее количество подписчиков среди многих иностранных каналов. Около 400 000 иностранных пользователей читает ленту новостей российского канала на английском языке [20]. Популярность данного телеканала в Twitter связана с уникальным подходом к цифровой дипломатии. Уникальность этого направления российской публичной дипломатии состоит в том, что ее проекты «продают» информацию, которая либо слабо освещается западными СМИ, либо носит провокационный характер и часто касается событий внутренней жизни стран Запада. Особую популярность телеканал «Russia Today» приобрел после освещения акций протестного движения в США и Европе, известных по названием «OccupyWallStreet», «OccupyChicago» и др.

Подобный подход позволяет России занять свою нишу в потоке новостей, привлечь иностранную аудиторию и использовать ее для продвижения своего имиджа и политических интересов.

Литература

1. Ярыгин Г. О. Экологическое измерение безопасности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Международные отношения. 2007. № 3.

2. Фокин В. И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в междуародной деятельности современных государств // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2003. № 2.

4. Цветкова Н. А. Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, Политика, Культура. 2011. № 3.

5. Цветкова Н. А. Социальные сети в публичнои" дипломатии США // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Международные отношения. 2011. № 2.

6. Zöllner O. German Public Diplomacy. The Dialogue of Cultures // Routledge Handbook of Public Diplomacy / ed. Nancy Snow, Philip M. Taylor. New York; London: Routledge, 2009.

9. Аккаунт немецкого проекта. URL: http://twitter.com/#!/Qantara (дата обращения: 02.09.2012).

17. Аккаунт правительства США на арабском языке на портале Twitter. URL: https://twitter.com/#!/ USAbilAraby (дата обращения: 02.09.2012).

18. Аккаунт правительства США на испанском языке на портале Twitter. URL: https://twitter.com/#!/ USAenEspanol (дата обращения: 02.09.2012).

19. Аккаунт правительства США на русском языке на портале Twitter. URL: https://twitter.com/#!/ USApoRusski (дата обращения: 02.09.2012).

14. Аккаунт правительства США на языке фарси на портале Twitter. URL: @USAdarFarsi (дата обращения: 02.09.2012).

20. Аккаунт российского телеканала Russia Today на портале Twitter. URL: https://twitter.com/RT_com (дата обращения: 02.09.2012).

3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Роль зарубежных культурных центров в развитии современного межкультурного сотрудничества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012. № 6-2.

10. Официальный сайт Верховного Лидера Ирана А. Хаменеи. URL: http://www.leader.ir/ (дата обращения: 02.09.2012).

11. Сайт Международного вещания Ирана. URL: http://www.irib.ir/English/ (дата обращения: 02.09.2012).

8. Сайт немецкого проекта. URL: http://www.facebook.com/en.qantara.de (дата обращения: 02.09.2012).

7. Сайт немецкого центра. URL: www.almania.diplo.de (дата обращения: 02.09.2012).

16. Сайт проекта Госдепартамента США: URL: http://techcampglobal.org/ (дата обращения: 02.09.2012).

12. Сайт телеканала PressTV. URL: http://www.presstv.ir/ Раздел «US Desk» (дата обращения: 02.09.2012).

13. Сайт телеканала PressTV на платформе Twitter: URL :@PressTVchannel (дата обращения: 02.09.2012).

15. Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4.

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2012 г.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.