Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 159-163.
Ю. В. Сунцов
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ 'РЕФЛЕКСИЯ' В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Материал подготовлен в рамках проекта № 023-Ф Программы стратегического развития ПГПУ
Дается трактовка понятия 'рефлексия' в современном социологическом знании, приведены основные сходства и отличия философской рефлексии и социологической рефлексии. Также рассмотрены отличительные черты рефлексии и самосознания. Уделено внимание различным взглядам классиков социологии в понимании рефлексии. В конце статьи затронута проблема рефлексивной самоидентичности.
Ключевые слова: рефлексия; социология; самосознание; идентичность; самоидентичность; социологическая рефлексия; философская рефлексия; осмысление; рефлексивный выход; мышление; осознание.
Социологическое сознание - это главный инструмент социологического познания, имеющий собственную структуру и особенные функции. Это понятие включает социологический рассудок, социологический разум, социологическое воображение и интеллектуальную социологическую интуицию.
Конкретной формой рационально-разумного мышления является социологическая рефлексия как способность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной, и в том числе с социально-правовой реальностью. Субъекту рефлексии свойственно интересоваться не столько социальной практикой самой по себе, сколько тем, как она отражается и какой вид принимает в структурах его собственного социологического сознания, какие порождает в нем состояния и противоречия.
В современной социологической теории и методологии рефлексия является неотъемлемым элементом. За два столетия существования социология прошла огромный путь от простого наблюдения к эмпирическому обоснованию фактов действительности и процессов, протекающих в обществе, а также анализа и критики интеллектуальных достижений. Рефлексия играет роль показателя зрелости науки.
Возникновение рефлексивной области в структуре социологического знания становится важнейшей характеристикой социологии второй половины ХХ столетия. Рефлексия, по мнению историка социологии Ю. Н. Давыдова, помогает в осмыслении понятийно-категориального аппарата социо-
логии, а также осознании того, что «понятия науки оказываются зависимыми от самого общества или отдельных этапов его исторического развития. Наука потому и называется наукой, что она прежде преджде все предпо-логает научение, т. е. освоение опыта теоретических предшествеников, призывая оградить нас от ошибок, желание использовать из этого опыта то, что было удостоверено (в соответствии с их критериями научности) в качестве заслуживающего дальнейшего осмысления и практического учета. Это - первейшее условие всякой научности»1.
Огромное количество интерпретаций термина 'рефлексия' показывает нам разнообразие значений его употребления в социологии, философии и иных гуманитарных дисциплинах. Если рассматривать понятие в рамках теоретической социологии, то можно заметить, что рефлексия влияет на направленность научного познания на понимание структуры теоретического и эмпирического социологического знания.
Социологическая рефлексия как возможность и способность сознания к исследованию своих отношений с социальной реальностью позволяет субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших, опосредованных многими практическими и духовными факторами содержательно-смысловых зависимостей. Чем развитее социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше оно способно обнаружить смысловых, ценностных и нормативных аспектов в социальных
феноменах. В результате его активности действительные социальные противоречия обретают вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению проблем социального бытия.
В социологическом контексте рефлексия -это не только самопонимание, самопознание. Социологическая рефлексия включает в себя такие процессы, как понимание и оценка другого индивида. С ее помощью достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Данный процесс очень важен для социологического знания.
Философская и социологическая рефлексия достаточно тесно и плотно взаимосвязаны, социологическая рефлексия - это рефлексия, которая имеет широкую практическую значимость и осуществляется во взаимодействии между социальными группами и субъектами, реализуется в системе общественных отношений, и этим самым позволяет регулировать социальные процессы. Также она позволяет выявить элементы общественных отношений и роль материального производства в экономической и духовной сфере.
Отличие социологической рефлексии от философской заключается в присутствии субъективности, т. е. субъект - субъективный диалог. В естественных науках субъект и объект одинаково взаимодействуют через эмпа-тию либо через манипулирование друг другом.
Рефлексия любого социального процесса и элемента социальной системы осуществляется как рефлексия отдельного социального организма с учетом его динамики и направленности.
Философская социальная рефлексия изучает и создает теоретическую базу цивилизации, является основой методологии процесса познания разума и социума но основе представления практической значимости социологической рефлексии и взаимодействия между субъектами, социальными группами, реализующимися в системе современных общественных отношений.
'Рефлексия' как термин часто употребляемый совпадает с термином 'самосознание'. Различие в таких понятиях заключается в обозначении состояния сознания. Можно добавить, что не всякое осознание личностью содержания собственного сознания является рефлексией.
Т. П. Матяш отметила, что самосознание, в отличие от рефлексии, есть порождение единства «Я» в его индивидуально-личностном контексте, оно не разворачивается в форму понятия и «поэтому оно арефлексив-но». Рефлексия появляется лишь тогда, когда индивид стремится обосновать свои мысли, придать им общезначимость, вывести на уровень теоретического мышления, когда содержание его мышления выносится за пределы личностного «Я» и становится объективированным знанием. Как справедливо полагает Т. П. Матяш, субъект рефлексии «конституируется на основе предметного категориально оформленного содержания», он «не имеет иного содержания, кроме предметно-логиче-ского»2.
В самосознании отражается человек как целое и единство субъективного, объективного, материального, идеального начала.
Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, исследующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения3.
В европейских странах это слово со значением отражения приобрело значение рассуждения, обдумывания, соображения, и имелась в виду мысль, которая оборачивается и направляется на самого себя, отражается в самом себе.
Начиная с XVII в. в английском и французском словоупотреблении термин 'рефлексия' употребляется в следующих смыслах: 'размышление', 'соображение', 'рассмотрение'. Характерно, что и сегодня в английском языке одно из его значений - 'to bring back' -может означать как 'приносить обратно, возвращать', так и 'вспоминать', фиксируя древний пласт значений, включающий, с одной стороны, процедуру самонаблюдения и припоминания, а с другой - слитные с ним значения зеркального отображения луча света.
Традиционно, рефлексия рассматривается как «понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия - есть осознание практики, мира культуры и ее модусов - на-
уки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия -рефлексия разума». Рефлексия - это одновременно понятие о деятельности осмысления и деятельность самопознания. При этом нужно отличать рефлексию как понятие об осмыслении от деятельности осмысления, а также то и другое от деятельности самопознания. Теоретическому осмыслению, понятие о котором есть рефлексия, подвергаются в первую очередь собственные действия. Далее объектом теоретического осмысления становится культура. Следующая ступень - осмысление оснований культуры. Однако последнее не всегда возможно в контексте данной культуры.
Стоит остановиться поле подробно на подходе Г. П. Щедровицкого, который предлагает анализ с точки зрения теории деятельности. В качестве системообразующей деятельности предлагается идея кооперации, но, чтобы ее использовать, необходимо разработать схему «рефлексивного выхода». Осуществить рефлексивный выход - значит занять новую позицию, «внешнюю» как по отношению к выполненным, так и по отношению к проектируемым деятельностям. Деятельность индивида в рефлексивной позиции «поглощает» прежние и будущие деятельности, первые становятся материалом анализа, вторые - объектом проектирования, таким образом деятельности кооперируются. Подобная кооперация может осуществляться на уровне сознания или на уровне логически нормированного знания4.
Наиболее точно отражает сущность рефлексии следующее определение: рефлексия -это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок, установок.
Рефлексия как момент мышления внутренне связана со способностью человека к разрешению противоречий и является одним из существенных показателей достаточно высокого уровня умственного развития.
Проблему и важность рефлексии отмечали и классики социологии.
Немецкий философ и социолог Юрген Ха-бермас, которому принадлежит главная роль в развитии критической теории общества, в своей философии связывает понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции. Рефлексию рассматривает как универсальное сомнение. Понятие разума опирается
на теорию речевых актов. Эта теория описывается в двухтомном труде ученного - «Теория коммуникативного действия»5.
Ориентацией на свойственные речи, универсальные значимые претензии объясняется способность использовать язык, изменяя его семантику. Субъективным условием для этого является рефлективное отношение субъекта к тому, что он полагает, делает и говорит. По мнению Хабермаса, на уровне рефлексии структуры коммуникации, знания и деятельности как рациональные структуры, «частичные рациональности», образуют единый синдром. Поскольку любая рефлексия может быть реконструирована как внутренний дискурс, следовательно, в рефлексии разумной, дистанцированной от самой себя личности отражается рациональность, которая сущ-ностно присуща структуре и процессу аргу-ментации6.
Американский социолог Алвин Уорд Го-улднер призывал социологов к самокритичности и самосознанию как основным целям рефлексивной социологии. Гоулднер является сторонником концепции «критически-рефлексивной» социологии. По мнению социолога, общество находится в кризисном состоянии. Выявить причины этого кризиса и определить пути выхода из кризисного состояния поможет «критическая рефлексия». Гоулднер определил несколько причин кризиса общества.
Первая причина - деперсонализации человека, т. е. расстройство самовосприятия.
Вторая причина - разрушение целостного взгляда на мир.
Третья причина - противоречивые отношения между знанием и властью.
Одной из основных задач рефлексивной социологии является рассмотрение и анализ факторов, с помощью которых можно определить социальную ситуацию, в дальнейшем выявить тенденции ее движения и дать прогноз, насколько ее последствия будут отрицательными или положительными для человека. Гоулднер видит задачу социологии в помощи всем людям преодолевать исторически и социально обусловленные напряжения, не пассивно приспосабливаясь к ним, а превосходить их в процессе активной познавательной деятельности. Также социолог видел важность участия в общественной жизни и вовлеченности в реализацию собственных проектов7.
Французский философ и социолог Пьер Бурдье отмечал, что именно рефлексия способна ослабить давление «символического насилия», направленного против субъектов исследовательской деятельности.
Бурдьё пытается решить две важные задачи, которые противоречат друг другу.
Первая задача - разработка такого метод, который позволил бы оградить научный дискурс от повседневных конструктов. Задача ориентируется на социологическую объективацию структур социального.
Вторая задача - проблематизировать социологическое познание так, чтобы оно могло открывать для себя нечто новое в эмпирическом исследовании. Задача имеет цель уяснить то содержание, которое проживается субъектом действия или высказывания.
Анализируя эти две задачи, Бурдье дает такое понятие, как 'практический смысл', состоящий из индивидуального замысла и отражения структурного генезиса. Практика, по мнению Бурдье, это носитель собственной логики, противоречащей всякой логической логике и не предполагающей никакой сознательной рефлексии8.
Английский социолог Энтони Гидденс определяет рефлексивность как одну из важнейших характеристик современности. Гидденс является автором концепции «рефлексивного проекта самости». Основой концепции является то, что личностные идентичности более не основываются на одних лишь внешних факторах, а конструируются индивидом в ходе осуществляемой им постоянной рефлексии по поводу своей биографии и работы над ней. Рефлексия имеет огромное значение в этнометодологии, где социальный порядок не навязывается индивидам извне, а создается самими людьми в ходе рефлексии и разговоров о социальном мире.
Согласно Э. Гидденсу, Новое время определяется четырьмя институциональными комплексами: капитализмом, индустриализмом, военной мощью и надзором. Модерность характеризуется интенсивной системной интеграцией, производством упорядоченного массива знания об обществе, доступного рефлексивному освоению, созданием механизмов деятельности, свободных от локальных условий. В этих условиях реализуется процесс обретения социальной идентичности и рефлексивной самоидентичности личности9.
Проблемы рефлексивной самоидентичности в последние годы все больше и больше привлекают внимание как социологов, так и социальных философов. В своей работе социальный философ К. В. Ануфриева поставила проблему таким образом: «Оказываясь в глобальном социокультурном пространстве, личность призвана обрести в процессе поиска собственную социальную идентичность и абрис рефлексивно конструируемой самоидентичности. Констатация этого обстоятельства объединяет представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, которые сходятся во мнении относительно необходимости применения новых средств построения картины личностного "Я". Анализ этой проблемы призван продемонстрировать возможность альянса герменевтической и лингво-аналитической методологии для постижения различных граней конституирования личности в глобальном социокультурном пространстве, имеющем сегодня также виртуальное измерение. Личность должна предстать как рефлексивный проект, апеллирующий к многообразию контекстов ее существования и предполагающий неоднозначность возможных сценариев присвоения ею мозаики свойств и векторов развития. При этом личностный мир, отмеченный печатью рефлексивности, поиска субъектом собственных оснований, играет огромное значение и в обнаружении новых перспектив общественного целого, культуры»10.
Примечания
1 Давыдов, Ю. Н. Введение // История теоретической социологии : в 5 т. Т. 1. От Платона до Канта. Предыстория социологии и первые программы науки об обществе. М. : Наука, 1995. С. 5-26.
2 Матяш, Т. П. Индивидуальное и общественное сознание // Основы философии в вопросах и ответах. Разд. IV. Ростов н/Д, 1997. С. 22.
3 Бажанов, В. А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002. № 2, т. 2. С. 64-68.
4 Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 800 с.
5 Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 4.
6 Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2000. 380 с.
7 Alvin Ward Gouldner. Dialectics Of Ideology And Technology. N.-Y., 1976.
8 Бурдьё, П. Практический смысл. СПб. : Але-тейя, 2001.
9 Гидденс, Э. Модерн и самоидентичность / реф. Е. В. Якимовой // Современная теоре-
тическая социология : Энтони Гидденс : ре-фератив. сб. / под ред. Ю. А. Кимелева. Сер. «Социология». М. : ИНИОН РАН, 1995. 10 Ануфриева, К. В. Рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 21 с.