Научная статья на тему 'Социологическая интерпретация социальной рефлексии'

Социологическая интерпретация социальной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
627
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анистренко Татьяна Григорьевна

Данная статья посвящена систематизации представлений о социальной рефлексии в социологической науке к контексте авторского подхода к исследованию рефлексивности, к оценке достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснованию необходимости более общей методологической матрицы трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности. В статье представлены интерпретации этого термина ведущими зарубежными и отечественными социологами, которые получили дальнейшее развитие в современной социо-логии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая интерпретация социальной рефлексии»

УДК 316

Анистренко Татьяна Григорьевна

кандидат политических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета tanis63@list.ru

Tatyana G. Anistrenko

candidate of political sciences, professor Department of regional science and Eurasian Research Institute of sociology and regional studies Southern Federal University tanis63@list.ru

Социологическая

интерпретация социальной рефлексии

Аннотация. Данная статья посвящена систематизации представлений о социальной рефлексии в социологической науке к контексте авторского подхода к исследованию рефлексивности, к оценке достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснованию необходимости более общей методологической матрицы - трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности. В статье представлены интерпретации этого термина ведущими зарубежными и отечественными социологами, которые получили дальнейшее развитие в современной социологии.

Ключевые слова: социальная рефлексия, личность, объективная действительность, социальная деятельность, социальный порядок.

The sociological

interpretation of social reflection

Annotation. This article focuses on systematizing the ideas about social reflection in sociological science in the context of the author's approach to Research Yu reflexivity, to evaluations (e) advantages and limitations of disciplinary methodologies and rationale Yu need more general methodological matrix-transdisciplinary research methodology social reflexivity. The article presents the interpretation of the term leading foreign and domestic sociologists, which were further developed in modern sociology.

Keywords: social reflection, identity, objective reality, social activities, social order.

Анализ исследовательской литературы по

теме социальной рефлексивности дает

,

проходит в следующих направлениях: в основных фундаментальных направлениях таких, как в философском, психологическом, социологическом и педагогическом, а также в конкретных прикладных направлениях таких, как рефлексивность управления, рефлексивность жизни, рефлексивность творчества. Естественно, что все они характеризуются с точки зрения критериев социальности, но собственно социальная рефлексивность трактуется в характеристиках самосознания личности как субъекта социального действия и социального творчества.

В этом контексте социальную рефлексию можно представить в качестве особого способа осмысления и осознания как окружающей личность объективной действительности, так и осознание, оценку и самооценку личностью самой себя в этой действительности. Как отмечает Е.М. Ков-шов, социальная рефлексия выражается в доминировании ценностных, аксиологических представлений над познавательными, гносеологическими представлениями. В этом плане социальная рефлексивность представляет собой

осознание и оценку мотивов, целей и результатов рациональной социальной деятельности [1].

Социальная рефлексия выражает, в первую очередь, специфику ведущих форм человеческой деятельности и жизнедеятельности. Она

представляет собой активность, целесообраз-,

миру, к другим людям и к себе в этом мире. При таком подходе социальная рефлексивность рассматривается как многогранные взаимоотношения человека и мира: это и познание мира, и его оценка, и одновременно - познание и оценка .

понятие социальной философии наполнено многими смыслами: саморегуляцией, самоценкой, самопознанием, самореференцией, самоидентичностью, рефлектирующим сознанием и познанием, и т.п.

- , -

гранное отношение субъекта, личности к действительности, к другим субъектам и к самому се,

в ее изучении, в частности, самые разные научно-теоретические и практически значимые направления и дисциплины имеют своим предметом рефлексию.

Понятие «рефлексия» в самом широком смысле означает размышление, самонаблюдение, самопознание, самооценку, а также специфическую форму познавательной теоретической практической деятельности индивида, которая направлена на осознание и переосмысление, и оценку своих собственных действий [2].

Социологический дисциплинарный подход к осмыслению рефлексии как базисного понятия в социологической теории связан с концепциями социального порядка и рассматривается в контексте поиска ответов на вопросы: Есть ли вообще единый социальный порядок? Какова его природа, принципы и основные особенности?

Как социальный порядок представлен в совре-? -

просов, как отмечает МЛ. Соболевская, не слу-.

выражение самосознания общества, так и самосознание социальной теории [3].

Действительно, что есть социальный порядок, как не противопоставление рациональной урегулированное™ социальных отношений, их стабильности и организованности беспорядку, хаосу ?

Тема социального порядка имплицитно содержит в себе проблемы, имеющие непосредственное отношение к социальной рефлексии:

- об осмыслении этого порядка;

- об осмыслении социальных изменений и со-

.

На разных этапах развития социологической мысли они решались по-разному. В классической социологической теории социальный порядок (суть - социальная рефлексия) рассматривался как противоположность случайности, хаотичности, неустойчивости и нестабильности развития общества и всех общественных отношений. В частности, с позиций О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, стабильность развития общества представляет собой рациональное позитивное воспроизводство социальных ,

отношений [4; 5; 6].

Современные социологические теории имеют предметом своих исследований общество, которое находится в состоянии постоянных трансформаций и изменений. Соответственно, осмысление этих изменений и выражает предмет социальной рефлексии под углом зрения социоло-.

Само понятие «социальный порядок» в современной социологической теории трактуется по-разному. С одной стороны, социальный порядок подвергается осмыслению с точки зрения существующих в обществе ограничений, социального контроля, запретов, запретительных норм и

санкций. Другая грань исследования социально, ,

рефлексии связана с существованием в обществе разных форм социальных взаимодействий, которые форматируются не случайным, а зако-

номерным образом. Собственно говоря, социальный порядок с точки зрения такого подхода представляют собой форму социальной взаимности и социальной дополнительности. Соответ-

, , -

ренная под таким ракурсом, есть рассмотрение форм корреспонденции различных социальных взаимодействий, которые укладываются в формы приемлемого социального поведения. Третья грань социального порядка связана с параметрами предсказуемости и повторяемости в обще. -вовать друг с другом в обществе, если они знают, что можно ожидать друг от друга и от обще.

- -

ности социальных действий и взаимодействий, их адекватности, обоснованности, оправданности и непротиворечивости. Соответственно этому, социальная рефлексия, рассмотренная та,

такой согласованности социальных действий. Наконец, социальный порядок может рассматриваться и с позиций социальной устойчивости, ..

и эффективного существования тех или иных форматов социальных отношений.

Новейшее время формулирует новые грани социального порядка и соответственно, новые грани социальной рефлексии. В их числе можно назвать глобальный характер мирового порядка, универсальность его форм, всеобщую глобальную обусловленность социальной динамики функционирования, развития, стагнации и кризисов.

Понятие глобального социального порядка не , -

цифическими формами регионального и национального социального порядка и, соответствен,

.

Рассмотрение в социологической теории проблем социального порядка и имплицитно связанных с ними проблем социальной рефлексии, как подчеркивает В. Городяненко, приводит к необходимости переформатирования социологического знания и к сознанию новых социологи, -

логия [7, с. 175]. Это связано с выделением двух аспектов анализа современного социума. Один из них дает социально-онтологическое знание (знание о социальном бытии, о социальной реальности, о социальных отношениях и взаимо).

Другая грань социологического знания - социальная гносеология - знание о методах, процедурах и технологиях производства самого соци-.

социологического знания, как отмечает Г В. Осипов, называют метасоциологией [8]. Именно с нею связывается такое направление социологии, как рефлексивная социология. Известно, что само понятие рефлексии вошло в социологию, благодаря трудам сторонников Франкфуртской школы, которые, критически трансформируя марксистскую парадигму обществознания, пришли к выводу, что убеждения людей зависят не

только от материальных условий их бытия, но и от социальной рефлексии, те. от опыта отражения общественного бытия в общественном сознании. Так, один из представителей Франкфуртской школы немецкий философ и социолог Макс , -

гического знания не способствует его интеграции. В своих работах он поставил вопрос о необходимой социальной обусловленности и крити-, -

го. В этом смысле речь, конечно, шла о социальной рефлексии его «критической теории»[9].

В настоящее время понятие «рефлексия» широко применяется в различных социологических теориях: в теории структурации Э. Гидденса [10; 11], в структурном конструктивизме П. Бур-дье [12], в структурно-деятельностной социологии П. Штомпки [13; 14; 15].

В современных социологических теориях поня-« »

распространено. Так, американский социолог Алвин Гоулднер в своей книге «Грядущий кризис

западной социологии» характеризует «рефлек-» -

, -

да. Он заключается в том, чтобы не только объяснить специфику научно-исследовательской , -

фику социологического знания и особенности [16]. -циальная рефлексия дает экспозицию установок и ценностей социологов как членов общества, в чьем сознании находят свое отражение социальные отношения и социальные взаимосвязи.

В социологии понятие «рефлексивность» стало широко использоваться в анализе структурно-

функциональных моделей общества. Так, А. Го, -

ские теории уже не могут вернуться к традиционным моделям общества, к объективистскому

исследованию; они обязательно должны учиты-« »

мир, а это под силу только рефлексивной социологии [17, с. 44]. И далее, что касается целей

,

такую модель социологического исследования, в которой субъект не противопоставлен объекту, а вовлечен в него, является его составным элементом, более того, активно трансформирует объект [17, с. 44]. Такой методологический подход позволяет заметить, что в данном случае социология, в какой-то степени, теряет статус бесстрастной и объективной научной дисциплины и трансформируется в идеологическую и метафизическую доктрину.

Как мы видим, в социологической теории выявляется достаточно много граней социальной рефлексивности, но тем не менее, все они, выявленные при помощи данного дисциплинарного подхода, не дают общего представления о том, что есть социальная рефлексивность.

Иной дисциплинарный подход имеет место при рассмотрении рефлексии в культурно-исто. -

ется от рефлексии как базисного основания философского знания и научного познания, который представлен в работах ГЛ. Щедровицкого [18], В.М. Розина [19; 20], В.А. Бажанова [21; 22],

В.А. Лекторского [23], ЭТ. Юдина [24]. Так, Г.П Ще-

,

культурно-исторического подхода, а именно, он вычленяет культурный смысл рефлексии, который определяется конкретными социокультур-.

в исследовании рефлексии: философское направление в рамках решения проблемы соотношения объективного и субъективного; психоло-, -

нием психических механизмов рефлексии [25].

В.М. Розин делает акцент на философской рефлексии, характеризуя ее как форму самообоснования философского знания, его специфику. Философствование он связывает исключительно с философской рефлексией, те. с самообоснованием начал философствования, ее первооснов, с обоснованием философского дискурса [19; 20].

Другое направление исследования историко-культурной рефлексии, как пишет ВТ. Аникина, связан с такой отраслью научного знания, как наукоучение [26, с. 87]. В рамках данного направления рефлексивность трактуется как имманентное свойство научного знания. Так, В.А. Баженов определяет рефлексивность научного

знания как самообращенность на себя [21; 22]. « » -

чие норм осознанного контроля и самоконтроля развития науки и ее экспоненциального роста, наличие механизмов функционирования, осмысления целей и задач развития науки. На этом как на реальном механизме функционирования науки акцентируют свое внимание такие исследователи, как Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов [27]. Это свойство развития науки и научного знания, как они отмечают, выражается в формировании таких дисциплинарных направлений научного исследования, как науковедение, наукометрия, социология науки, философия науки.

По мнению ЭТ. Юдина, исторически к основным формам внутринаучной рефлексивности нужно отнести философскую онтологию, философский гносеологизм и методологизм [24]. В связи с этим, исследователи выделяют различные уровни и виды рефлексивности: внутритеоретиче-скую, метатеоретическую, междисциплинарную, общенаучную и философско-методологическую рефлексию.

В результате выше сказанного можно сделать вывод о том, что развитие социологического знания характеризуется разными уровнями рефлексивности. Это обусловлено и самим развитием науки и философии, и социокультурными особенностями каждой конкретной исторической эпохи. В частности, это связано с конкретно-исторической ролью науки и философии в обществе в ту или иную эпоху, с особенностями орга-,

научного и философского знания, с их конкрет-, -

ровоззренческими функциями.

Литература:

1. Ков шов ЕМ. Социальная рефлексия : авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 1999.

2. Болдырева И.Н. Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности. URL: http://www.teoria-practica.ru/-6-2011/sociolo-gy/boldyreva.pdf

3. Соболевская МЛ. Проблема социального

порядка в современной социологической теории:

// -

дой ученый. 2013. № 12. С. 794-798; Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. . .. . . : - - , 2010.

4. . /

с французского И.А. Шапиро; под ред. Э.Л. Рад-лова. 2-е. изд. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

5. Спенсер Г. Основания социологии (§§ 212236) // Западно-европейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М. : Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.

6. . . , , предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М. : Канон, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. . : рефлексивная социология или отрасль знания? // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001.

2.

8. . . -. . : « », 2002.

9. . . . -ние Франкфуртской школы социальных исследований. М., 2008. Ч. 1. 1914-1939 гг.

10. Гидденс Э. Новые правила социологического

/ . . . . // -

тическая социология: антология : в 2 ч. / Пер. с

., ., ., .; . . . .. -

. . : « », 2002.

. 2.

11. Giddens A. Studies in Social and Political Theory. London : Hutchinson, 1977.

12. Bourdieu P. Raisons pratiques: sur la théorie de l'action. P. : Éd. du Seuil, 1994.

13. Sztompka P. Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York : Academic Press, 1979.

14. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001.

1.

15. Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социологические исследования. 1991.

2.

16. Gouldner A.W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.-Y., 1970.

Literature:

1. Kovshov E.M. Social reflexion : abstract of the thesis ... doctors of philosophy. Saratov, 1999.

2. Boldyrev I.N. Specificity of social reflection in reformist activities//access mode. URL: http:// www.teoria-practica.ru/-6-2011/sociology/boldyre-va.pdf.

3. Sobolevskaya M.A. social order Problem in contemporary sociological theory: from discourse to order order of discourse // Young scientist. 2013. № 12. C. 794-798; Weber M. Economy and society / With it. under scientific. ed. L.G. loannina. M. : IZD-vo HSE, 2010.

4. Comte O. General review of positivism / Translated from french I.A. Shapiro; ed. E.l. Radlova. 2-nd. ed.. M. : Book House «LIBROKOM», 2011.

5. Spencer G. Founding sociology (§§ 212-236) // Western European sociology of the 19th century: texts / Edited by V.I. Dobren'kova. M. : International University of business and management, 1996.

6. Durkheim E. Sociology. Its object, method, destination / Translation from French, drafting, afterword and notes by A.B. Hoffman. M. : Canon, 1995.

7. Gorodânenko B. historiography of reflexive Sociology: Sociology of knowledge or industry? // Sociology: theory, methods, marketing. 2001. № 2.

8. Osipov V. Sociology and social mythology. M. : Publishing House «Norm», 2002.

9. Mikhailov A.I. Max Horkheimer. The formation of the Frankfurt School of social research. M., 2008. H. 1. 1914-1939 years.

10. Giddens E. New rules of sociological method / With engl. S.P. Ban'kovskoj // Theoretical Sociology: an anthology : in 2 parts / With English, French, German, it.; compl. and agg. ed. S.P. Ban'kovskoj. M. : Book House «University», 2002. H. 2.

11. Giddens A. Studies in Social and Political Theory. London : Hutchinson, 1977.

12. Bourdieu P. Raisons pratiques: sur la théorie de l'action. P. : Éd. du Seuil, 1994.

13. Sztompka P. Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York : Academic Press, 1979.

14. Stompka P. social change as trauma // Sociological researches. 2001. № 1.

15. Stompka P. sociologij a lot for one world // Sociological researches. 1991. № 2.

1б. Gouldner A.W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.-Y., 1970.

17. Гоулднер /4. Наступающий кризис западной социологии. СПб. : Наука, 2003.

18. Щедроеицкий ГЛ. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. 2001. Т. 1. № 1.

19. Розин В.М. О необходимости различения по-

« », « -

», « » //

процессы и управление. 2001. Т. 1. № 1.

20. . . : : . . . : : - , 2005.

21. Бажанов В.А. Рефлексия в современном нау-

// -. 2002. . 2. 2.

22. . . -тема. Казань, 1991.

23. . . . ., 2009.

24. .. . . Деятельность. М., 1997.

25. . . . -ка. Культурология / Из архива ГЛ. Щедровицко-го. М., 2007. Т. 10.

26. . . -

но-исторической теории Л.С.Выготского в кон// -

. 2009. . 30. 2.

27. . .

/ . . , . . . . : , 2007.

17. Gouldner A. Coming crisis of Western sociology. SPb. : Nauka, 2003.

18. Schedrovitsky G.P. Reflection and its problems // Reflexive processes and control. 2001. Vol. 1. № 1.

19. Rosin V.M. On the need to distinguish between the concepts of «reflection» scheme, the «reflective», «reflection» context // Reflexive processes and management. 2001. Vol. 1. № 1.

20. Rosin V.M. Psychology: science and practice : stud. allowance. M. : RSUH PUBL: Omega-l, 2005.

21. Bazhanov V.A. Reflection in contemporary nau-kovedenii // Reflexive processes and management. 2002. Vol. 2. 2.

22. Bazhanov V.A. Science as a self-reflexive system. Kazan, 1991.

23. Lektorskij V.A. Philosophy in the context of culture. M., 2009.

24. Yudin E.G. methodology of science. Consistency. Activity. M., 1997.

25. Schedrovitsky G.P. Culture. Kul'turotehnika. Cultural Studies / Archive of G.P. Schedrovitsky. M., 2007. Vol. 10.

26. Anikina V.G. Problem awareness in cultural-historical L.S. Vygotsky theory in the context of the study of reflection // Psychological journal. 2009. Vol. 30. 2.

27. Kornilova T. V. Methodological bases of psychology / T.V. Kornilova, S.D. Smirnov. Spb. : Piter, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.