Научная статья на тему 'Специфика понимания транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде'

Специфика понимания транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРНЕТ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / SOCIAL PHILOSOPHY / BUSINESS INTERACTIONS / INTERNET / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов Александр Владимирович

Проанализированы теоретические подходы к транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде. Предложен комплексный подход к пониманию современной транспарентности с позиции социальной философии и новая модель деловых взаимодействий в интернете «динамическая организационная транспарентность». Дан сравнительный анализ зарубежных источников по проблеме транспарентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING SPECIFICITY OF BUSINESS INTERACTON TRANSPARENCY IN THE INTERNET ENVIRONMENT

Theoretical approaches to the transparency of business interactions in the Internet environment are analyzed. The article proposes a complex approach to the understanding of contemporary transparency from the position of social philosophy and a new model of business interactions in the Internet a dynamic organizational transparency. A comparative analysis of foreign sources on the problem of transparency is given.

Текст научной работы на тему «Специфика понимания транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде»

УДК316.422

СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ДЕЛОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

А.В. Попов1

Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Проанализированы теоретические подходы к транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде. Предложен комплексный подход к пониманию современной транспарентности с позиции социальной философии и новая модель деловых взаимодействий в интернете - «динамическая организационная транспарентность». Дан сравнительный анализ зарубежных источников по проблеме транспарентности. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: социальная философия; деловые взаимодействия; интернет; транспарентность.

UNDERSTANDING SPECIFICITY OF BUSINESS INTERACTON TRANSPARENCY IN THE INTERNET

ENVIRONMENT

A.V. Popov

Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.

Theoretical approaches to the transparency of business interactions in the Internet environment are analyzed. The article proposes a complex approach to the understanding of contemporary transparency from the position of social philosophy and a new model of business interactions in the Internet - a "dynamic organizational transparency". A comparative analysis of foreign sources on the problem of transparency is given. 8 sources.

Key words: social philosophy; business interactions; Internet; transparency.

Интерес к транспарентности экономики и деловой сферы проявляется в исследовании кризисных явлений, а также конфликтов в капиталистической системе. По мнению зарубежных учёных Дж. Форссбэка и Л. Оксэлхайма, «"Транспарентность" стала каким-то модным словом в экономико-политических дискуссиях в последние годы. Причины разнообразны, но ряд "больших событий" и общих тенденций имеет большое значение в обеспечении роли транспарентности в бизнесе, экономике и, на переднем плане, политике. В деловом мире серии корпоративных скандалов породили интерес и внимание к корпоративному управлению, конфликтам интересов между различными группами акционеров в фирме и важности корпоративной финансовой прозрачности» [4, р. 1].

Можно констатировать, что скандалы в корпоративном секторе, конфликты интересов среди различных акционеров поспособствовали определённому стремлению к исследованию феномена транспарентности как возможной модели преодоления подобных препятствий развития экономической, политической и общественной жизни.

В социальной философии понятие транспарентности неразрывно связано с теориями информационного общества (Р. Барбрук и Э. Кэмерон, Д. Лайон и др.), постмодернистскими концепциями (Ж. Бодрийяр, П. Вирильо), а также социологией надзора (Р. Вайте-кер). Ж. Бодрийяр, к примеру, выдвигает транспарентность в качестве характеристики новой реальности, применительно к «прозрачности зла». По мнению учё-

ных А.А. Грицанова и Н.Л. Кацука, «Бодрийяр интерпретировал прозрачность как непристойность и гиперрепрезентацию абсолютно всех (даже мельчайших, но все еще сокрытых) деталей. Вслед за ним ряд западных исследователей (например, А. Крокер) усмотрел в прозрачности репрессивный механизм исключения того, что сопротивляется быть прозрачным» [2, с. 240].

В продолжение идей Ж. Бодрийяра определённый потенциал развития набирают идеи тотального контроля и надзора, осуществляемых с помощью информационных технологий. В рамках социологии надзора Р. Вайтекер выдвигает идею о контроле над обществом на уровнях микробиологии, изменений в ДНК и т.д. Также можно выделить и литературное творчество XX века, которое касалось проблемных аспектов свободы и развития общества: Е. Замятин «Мы», 1920 г. (жёсткий контроль над личностью); Дж. Оруэлл «1984», 1948 г. («Большой брат смотрит за тобой»); Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», 1953 г. (тоталитарное общество и массовая культура). Таким образом, в направлении понимания транспарентности вопросы вездесущего подчинения общества государству занимали главенствующее положение как в науке, так и в искусстве, что не могло не сказаться на развитии подходов к данному явлению.

Со стороны теоретиков информационного общества можно встретить именно конструктивное понимание природы транспарентности. Так, в анализе Д.В. Галкина «Современные исследования цифровой культуры» приводится следующий факт о разработках

1Попов Александр Владимирович, преподаватель кафедры социальной работы, тел.: 89148951061, e-mail: 900320@mail.ru Popov Alexander, Lecturer of the Department of Social Work, tel.: 89148951061, e-mail: 900320@mail.ru

учёного Д. Лайона: «...электронные средства коммуникации лишь усиливают возможности социального конструирования надзора в различных сферах - национальная безопасность, полиция, производство и потребление. Лайон стремится предостеречь от «постмодерной паранойи» - стремления видеть в новейших формах контроля тотальный/фатальный механизм контроля и подавления - считая, что надзор многолик и может выполнять позитивные социальные функции, способен обернуться заботой и защитой» [1]. Таким образом, с точки зрения некоторых представителей теорий информационного общества, делается попытка к пониманию транспарентности как сложной системы взаимосвязей культуры, общества и технологий. Детерминированность постмодернистских воззрений «тотального контроля» и «конца приватности» (в понимании транспарентности) начинает уступать место конструктивным моделям управления и функционирования транспарентности, учитывая многоаспектность этого явления и междисциплинарный характер его исследования.

На современном этапе исследования транспарентности новый «импульс» получили такие науки, как политика и экономика. Переходным моментом в понимании транспарентности, на наш взгляд, выступает научный интерес к проблемам, связанным с влиянием общества на социальные процессы как в государственной системе, так и в бизнес среде. Из исследователей транспарентности государственной власти можно выделить работы А. Шедлера, Д. Фокса, Д. Лассена, Д. Торнтона, Д.Л. Броза и др. Отечественными учёными, изучающими транспарентность власти, являются Г.В. Пызина, А.М. Литовских, И.А. Бегинина, Н.В. Власова и др. В общем и целом транспарентность в политической сфере, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают исследователи Б.И. Финел и К.М. Лорд: «.прозрачность в политической сфере является состоянием, при котором информация о правительственных предпочтениях, намерениях и возможностях становится доступной либо общественности, либо сторонним наблюдателям. Это условие открытости, которое усиливается любым механизмом, который приводит к публичному раскрытию информации, таким, как свободная пресса, открытые слушания правительства, Интернет, и требования к отчетности международных режимов» [7, р. 3]. Возможно, что разработки в области транспарентности государственной власти и политической системы в целом поспособствуют переоценке «тоталитарного» вектора развития современного общества. В дополнение к этому транспарентность власти оказывает воздействие и на деловые взаимодействия, роль «сторонних наблюдателей» среди представителей бизнеса способствует новому пониманию социально-экономических взаимоотношений. Данная проблематика является актуальной для научных исследований в этой области.

По мнению нобелевского лауреата по экономике Дж. Стиглица, «недавний глобальный кризис также выдвинул на первый план вопросы относительно транспарентности - другое название для информации» [8, р. 1466]. Далее учёный рассматривает вопро-

сы открытости и прозрачности в рамках корпоративного управления. Дополнительным моментом, по мнению автора, выступает изучение информации как таковой. В анализе транспарентности деловых взаимодействий, на наш взгляд, важными в работе Дж. Стиглица являются следующие выводы: «...из динамики ключевым вопросом является один: как экономика адаптируется к новой информации, создает новые знания и как это знание распространяется, поглощается и используется во всех отраслях экономики. Есть много подходов к знаниям и информации, за дефицитом - знания о новых продуктах и процессах; разных ценных бумагах. Информация, которая имеет отношение к экономическим акторам, передается не только ценами, но и множеством других переменных -в том числе действиями индивида и фирмы, и величинами (например, запасы)» [8, р. 1469]. Таким образом, процесс адаптации экономики к информации (под которой мы подразумеваем транспарентность), а также относительно неэкономические переменные, такие как действия индивида и фирмы, являются, своего рода, социально-философской областью понимания данных явлений. То есть на передний план при изучении транспарентности могут быть выдвинуты вопросы деловых взаимодействий, олицетворяющих собой деятельность индивидов и компаний. А интернет-среда в подобных взаимодействиях может выступить в качестве технологии, способствующей реализации транспарентности. В подтверждение этого тезиса можно привести разработки зарубежного исследователя транспарентности Р.В. Оливера: «В сегодняшнем более широком публичном контексте, тем не менее, прозрачность приобретает совершенно новый смысл: активное раскрытие. Несколько факторов привели к этим изменениям: пристальное внимание средств массовой информации; наличие доступных, повсеместных информационных технологий в руках практически каждого человека и растущей глобальной верой в то, что «общество имеет право знать». Старое понимание транспарентности (открытости и прямолинейности, произойдёт с любым, чтобы быть необходимым) уступило путь новой транспарентности, более активной в привлечении внимания к действиям, как преднамеренным, так и непреднамеренным» [6, р. 34]. Таким образом, «новая транспарентность» неразрывно связана с идеей «общество имеет право знать», так как информационные технологии, в том числе и доступ в интернет, делают информацию доступной и открытой, что, в свою очередь, оказывает влияние на действия индивидов и организаций. Транспарентность становится требованием, некоторым стандартом, который способствуют раскрытию исходных намерений, выдвигаемых со стороны общества к деятельности внешних акторов.

На наш взгляд, транспарентность деловых взаимодействий находится в прямой зависимости от особенностей природы информации. В данном случае информация рассматривается с точки зрения не атри-бутивистского, а исключительно функционалистского подхода. «Именно обмен информацией, - анализирует подобное явление зарубежный исследователь

В.Г. Керф, - вот что является влиятельным. Сокрытие информации может сделать вас таким же сильным, как и эта информация. Обмен информацией делает нас более влиятельными в отношениях, что мы можем лишь приблизительно понимать, как доступ к интернету и информации, которой он обладает, способствует усилению» [3, р. 30].

Транспарентность деловых взаимодействий в интернет-среде, с одной стороны, соотносится с влиянием общества на организационные процессы, с другой стороны, именно обмен информацией приводит к определённому усилению сторон в подобных взаимодействиях. В последнее время выдвигаются различные модели деловых взаимодействий в интернете, определяющие дальнейшую транспарентность социально-экономических процессов. На наш взгляд, исследование учёных А. Вакаро и П. Медсена, изучающих информационную этику, публичную политику и корпоративную социальную ответственность (КСО), способствует пониманию специфики транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде. Так, проанализировав процессы в области информационной открытости, учёные приходят к следующим выводам:

1. Компаниям необходимо создавать динамический набор информационных посредников, которые будут адаптировать и переделывать информацию для определённых стейкхолдеров. Например, если у группы влияния существует потребность получать информацию на интернет-форуме, в социальной сети, а не на официальном сайте компании, то необходимо использовать те электронные площадки, которые выбирают стейкхолдеры.

2. После первого этапа с помощью информационных посредников можно создать рыночную площадку, где компания будет делиться со стейкхолдерами своей коммерческой информацией (в целях продажи своих товаров и услуг), а также вести такие направления, как экологическая инициатива, социальные вопросы развития и т.д.

3. Первый и второй этапы способствуют модификации деловой практики компании, создавая прозрачность, подотчётность и социальную ответственность. Обмен информацией позволяет компаниям быть этичными в их процессах ведения бизнеса, а также формирует корпоративную социальную ответственность.

«Эти три средства, - пишут учёные, - позволяют компании быть эффективной в гарантировании стейк-холдерам свободы информации и, полагая, КСО. Можно утверждать, любой вид инициативы эффектив-

Библиографический список

ного участия стейкхолдеров требует, что стейкхолде-ры получают всю информацию, которую они имеют право получать» [5, р. 118].

Таким образом, А. Вакаро и П. Медсен предлагают модель динамической корпоративной транспарентности в сети интернет. Особенностью подобной модели является возможность делового взаимодействия в интернет-среде коммерческих акторов и акторов внешней среды, которые оказывают воздействие на деятельность организации (акционеры, инвесторы, потребители, некоммерческие организации, ассоциации и союзы, государственные органы и т.д.). Основу подобных взаимодействий учёные видят в создании «ин-фопосредников» - динамического набора взаимодействий с представителями различных групп влияния в сети интернет. Учитывая частоту и интерактивность взаимодействий, создание специальных форумов, электронных площадок и т.д., организация приобретает динамическую транспарентность, что служит эффективной моделью взаимодействия, открытости внешней среде, урегулированию конфликтов, пониманию социальных ожиданий, корректировке деятельности с учётом требований и просьб стейкхолдеров.

На наш взгляд, для понимания специфики транспарентности деловых взаимодействий в интернет-среде наиболее универсальной моделью может выступить динамическая организационная транспарентность (ДОТ), т.к. корпорация подразумевает акционерное общество, большой штат персонала и масштаб деятельности. Организация - более универсальный термин, который подходит как к малому, среднему, так и крупному бизнесу. Интернет даёт возможность модифицировать интересы групп влияния на организацию с помощью взаимодействия с ними, используя интернет-технологии. Тем самым организация трансформирует свои деловые взаимодействия в направлении сетевой структуры. Интересы различных сторон могут обсуждаться на форуме организации, где стейкхолдеры смогут выражать своё мнение, рекомендации и критику. Акторы внешней среды модифицируются в «инфопосредников», если организация налаживает с ними взаимодействие в интернет-среде. ДОТ может поспособствовать выравниванию информационной асимметрии, прозрачности деловых взаимодействий и экономико-социальной системы в целом. В информационном обществе, на наш взгляд, данная модель может быть успешно принята и адаптирована в построении транспарентной системы деловых взаимодействий в интернет-среде.

1. Галкин Д.В. Современные исследования цифровой культуры. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/2/galkin2.htm

2. Грицанов А.А., Кацук. Н.Л. Жан Бодрийяр. Минск: Книжный Дом, 2QQB. (Мыслители XX столетия).

3. Cerf V.G. Innovation and the Internet // Research Technology Management. Vol. 51. Is. 1. 2GG8.

4. Corporate and institutional transparency for economic growth in Europe // International Business & Management. V. 19. 2GG6.

5. Corporate dynamic transparency: the new ICT-driven ethics? by Antonino Vaccaro, Peter Madsen Springer Science+Business

Media B.V. 2009.

6. Oliver R.W. What is transparency? 1 st ed. McGraw-Hill, New York, 2004.

7. Power and conflict in the age of transparency. Edited by Bernard I. Finel and Kristin M. Lord. NEW YORK: PALGRAVE, 2000.

8. Stiglitz J.E. The Contribution of the Economics of Information to Twentieth Century Economics. Quarterly Journal of Economics, 2010.

36G

ВЕСТНИК ИрГТУ №11 (58) 2Q11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.