Научная статья на тему 'Специфика политико-административного управления в субъектах Российской Федерации'

Специфика политико-административного управления в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
593
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ГОСУДАРСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / POLITICAL AND ADMINISTRATIVE MANAGEMENT / TRANSBAIKAL REGION / STATE / EXECUTIVE POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анна Владимировна

В статье предпринимается попытка дать оценку административно-политическому управлению в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attempt to assess administrative-political management in the Russian Federation regions is done in the article.

Текст научной работы на тему «Специфика политико-административного управления в субъектах Российской Федерации»

Анна НОВИКОВА

СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКОАДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье предпринимается попытка дать оценку административно-политического управления в субъектах РФ.

The attempt to assess administratve-political management in the Russian Federation regions is made in the article.

Ключевые слова:

политико-административное управление, Забайкальский край, государство, исполнительная власть; political and administrative management, Transbaikal region, state, executive power.

НОВИКОВА

Анна

Владимировна —

к.полит.н., доцент;

доцент кафедры

государственного,

муниципального

управления

и политики

Забайкальского

государственного

университета

аnnа_novikovа2010@

mail.ru

В связи с усилением государства на современной арене ставка делается на административно -политическое управление и на контрольные функции государства в процессе взаимо -действия его с обществом. Система политико - административного управления имеет следующую структуру: (1) публичные институты управления федерального, регионального и муниципального уров -ней; (2) межсекторные отношения; (3) политико - административное взаимодействие органов исполнительной власти с обществом. Главный критерий, по которому можно судить об эффективности политико -административного управления, — это степень его со -ответствия внешней среде. Административный стержень форми -ровался с развитием российского государства и ориентирован на взаимодействие государства и общества по европейским стандар там. Появляются новые формы взаимодействия, ибо «практика свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к оценке состояния институтов гражданского общества в субъектах РФ»1. Так, Общественная палата Забайкальского края предложила новую форму диалога чиновников и общества — Гражданское послание, которое будет оформлено снизу, от лица общества. Усиливает уро -вень взаимодействия государства с обществом относительная само -стоятельность территориальных образований РФ. Политическая сущность этого взаимодействия связана с коммуникацией и с ее организацией и выходит на проблему эффективности политики. К факторам эффективности политики можно отнести: во - первых, организационно функциональные отношения внутри системы го сударственного управления (слабая реакция государственной поли тики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разде ление властных полномочий между различными государственными органами и организациями); во вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями2. Очевидно, что показателями оценки эффективности государственной регио нальной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищ ные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика

— т.е. общее социально - экономическое и политическое развитие.

Политико -административное управление, безусловно, соотносится с государственным управлением, но оно гораздо шире и

1 Гегедюш Н.С. К вопросу об оценке состояния гражданского общества в субъ -ектах Российской Федерации // Власть, 2012, № 11, с. 64.

2 Процесс реализации государственной политики // http://read.aif.ru/pages/ read_book_onlme?page=10&art=178875&fontsize=18

включает институты федерального и ре гионального уровней, муниципалитеты, взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом, техно логии политического управления, посред ством которых осуществляется приобре тение и удержание властных полномочий. Управление в государственных органах, политический менеджмент, политико административное управление, корпора тивное управление, общественное управ ление являются видами политического управления и конкурируют друг с другом, создавая особенности управления в субъ ектах РФ. К таким особенностям управ ления относятся:

1) двухуровневый характер субъектов управления — федеральный и региональ -ный уровни;

2) самостоятельность управленческого регионального воздействия с точки зре ния высшего должностного лица субъекта РФ, функционирование органов законо дательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ;

3) исторические, конкурирующие усло -вия субъектов РФ.

Можно отметить следующие направле -ния деятельности государства в политико административном управлении.

• Организация функционирования эффективной исполнительной власти. Результаты имеют количественные и ка чественные параметры.

• Создание эффективной простран ственной организации политической вла сти, характеризующейся многообразием, публичностью, легитимностью, которая может снижаться с развитием общества. Как показали исследования, простран ственное разнообразие организации по литической власти усиливает региональ ные характеристики.

• Государственное регулирование по литической сферы. Необходимо создать систему оценки эффективности вмеша тельства государства в сферу гражданского общества. Количественные показатели существуют, но нет качественных крите риев.

• Результативные формы взаимодей ствия государства и общества через органы государственного управления.

Регулирование политической сферы в Забайкальском крае показывает, что региональные власти не очень заинте ресованы в том, чтобы услышать обще

ство. Существует определенная «зарегу -лированность» действий органов власти по введению государственных услуг. Очевидно, что сочетание политического и административного идет в пользу адми нистративного. Стабильность в субъек тах РФ поддерживается авторитарными методами. В этой связи Е.Б. Григорьева отмечает: «Основными компонентами

авторитарного синдрома являются: жела ние жесткого политического управления, иерархизация социального пространства, патерналистское восприятие государства, склонность к ксенофобии и национа лизму, специфическое представление о величии страны и недоверии к другим»1.

Усложнение социально экономических и политических отношений в период про ведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использова ния всей совокупности ресурсов, обе спечивающих модернизацию политико управленческой деятельности2.

В этих условиях одна из главных задач состоит в создании постоянно действую щей системы информационного диалога власти и населения. Эта система должна обеспечивать оперативное и полное ин формирование населения о положении дел в органах власти и осуществлять по стоянное изучение общественного мне ния с целью повышения эффективности работы органов власти.

В контексте модернизации исполни тельной власти в настоящее время ста новятся актуальными такие проекты, как «Концепция снижения администра тивных барьеров и повышения доступ ности государственных услуг на 2011— 2013 гг.», «Обретение будущего. Стратегия 2012», государственная программа РФ «Информационное общество (2011— 2020 гг.)», «Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика». В работу пресс служб внедряются новации отечественной и зарубежной практики управления, усовершенствуются схемы

1 Григорьева Е.Б. Влияние авторитарного син -дрома на политические процессы в современной России // Материалы VI Всероссийского конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимо действия». Москва, 22—24 ноября 2012 г. — М. : Российская ассоциация политической науки, 2012, с. 134.

2 Батанина И.А. Политическая типология регионов современной России. — М. : Мысль, 2004, с. 46.

взаимодействия органов управления с на селением. Постепенно улучшается работа Управления по связям с общественностью Забайкальского края, к функциям кото рого относится: проведение опросов среди населения, учет общественного мнения, осуществление PR-акций, формирова -ние имиджа региона и должностных лиц. Таким образом, политика развивается и трансформируется в сложную коммуни кационную систему. Процесс развития является повсеместным и связан с форми рованием публичных институтов и син хронизацией устойчивости государства, прежде всего в субъектах РФ. Устойчивость в депрессивных субъектах РФ поддержи вается с помощью авторитарной модели политико административного управле ния. Необходимо отметить, что в регио нах с низким социально экономическим развитием, к которым относится Забай кальский край, авторитарная модель более эффективна и связана с сырьевой направленностью экономики, суровыми природно -климатическими условиями и транспортной удаленностью от центра.

Авторитарная модель регионального развития, связанная с персоной «хозяина региона», имеет исторические корни. Ключевыми фигурами в управлении Забайкальем являлись военные губер наторы. Вклад военных губернаторов в развитие Забайкальского края в XIX — на -чале XX вв. отражен в архивных данных1. Их правление долгое время оставалось главенствующим и во многом опреде ляло условия жизни местных жителей. Военные губернаторы объединяли в своих руках военную, административную и даже судебную власть, что существенно усили -вало их ответственность перед населением и государством. Впоследствии, сохранив за собой всю основную власть в области, именно они заложили блистательные традиции губернаторского управления, направленного на повышение роли руко -водителя в регионе, развитие и усиление исполнительной власти, а также на фор мирование чувства ответственности за судьбу своего народа.

В настоящий период существуют свои особенности в реализации института гу бернаторства в России. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ, принятой 12

1 ГАЗК, ф. 1 общ., оп. 1, д. 346, л. 186-187; ГАЗК, ф. 1 общ., оп. 1, д. 1339, л.16-19; ГАЗК, ф. 13, оп. 1, за 1851-1917 гг., л. 1; ГАЗК, ф. 13, оп. 2, д. 60, л. 5.

декабря 1993 г., основным законом обла -сти, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа является Устав, который вторым после Конституции РФ определяет статус дан ных субъектов.

В Забайкальском регионе основным законом является Устав Забайкальского края, обладающий высшей юридической силой по отношению к правовым актам края и имеющий прямое действие на всей его территории. Именно Уставом края за креплены полномочия главы региона. В соответствии с Уставом Забайкальского края высшим должностным лицом и руководителем высшего исполнитель ного органа государственной власти Забайкальского края является губернатор. Моноцентризм губернаторской власти включает в себя различные аспекты дея тельности: правовой, политический, эко номический, социальный, культурный и психологический.

Таким образом, в современной России роль губернатора очень велика, ведь это высшее должностное лицо, которое воз главляет систему органов исполнительной власти, определяет основные направления развития вверенной ему территории, спо собствует защите прав и свобод человека и гражданина. Именно губернатор как клю чевое звено в политико административ ном управлении несет главную ответ ственность за управление субъектом РФ и взаимодействие с обществом.

В политико -административном управ -лении реализуется возрастающая роль исполнительной власти. Данная связь носит линейный характер, т.к. политико -административное управление формиру ется в процессе функционирования госу дарственной власти. Тип политического взаимодействия органов власти субъектов РФ определяется следующими индикато рами: 1) статусом высшего должностного лица; 2) порядком формирования и от ставки правительства; 3) степенью пар тийного идеологического плюрализма депутатского корпуса; 4) политическим статусом органов законодательной власти в субъектах РФ.

Исполнительная власть в регионах ха рактеризуется высокой концентрацией полномочий, и в большинстве случаев губернатор как высшее должностное лицо возглавляет администрацию.

Из всего вышесказанного можно сде

лать вывод, что Забайкальский край от -носится к регионам с низким социально -экономическим развитием. Его показатели весьма отстают от среднероссийских, что, безусловно, сказывается на уровне, каче -стве жизни населения, демографической ситуации1. Предстоит решить серьезные задачи, чтобы в регионе начались про грессивные изменения. К задаче долго -срочного экономического и социального развития Забайкалья относятся:

— сохранение постоянного населения, повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала;

— опережающее и комплексное развитие инфраструктуры;

— развитие энергетики и диверсифика -ция топливного баланса;

— развитие ресурсного сектора как основы специализации региона и маши ностроения как основы индустриального и инновационного развития;

— диверсификация экономики;

— привлечение инвестиций националь -ного бизнеса и государственное финанси рование перспективного развития.

Так, например, Т.Е. Бейдина и Д.А. Федотов отмечают: «Результатом

реализации совместных проектов может стать развитие деловой и финансовой ак тивности в экономике... создание новых

1 Постановление Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 г. № 265 (ред. от 10.08.2012) «Об утверждении краевой долгосрочной целевой про -граммы «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009—2015годы)» // http:// минтруд.забайкальскийкрай.рф/demograficheskaya_ politika/normativnye_pravovye_akty.html (дата обращения 10.08.2012).

рабочих мест, повышение инвестицион ной привлекательности региона»2.

Самой главной угрозой стабильности практически всех регионов следует при знать недопустимо высокий уровень без работицы, убыточность предприятий и смертность населения. Эти угрозы яв -ляются основным тормозом социально экономического развития страны и регио нов и преградой на пути осуществления реформ. Поэтому в существующих усло -виях приоритетным направлением дея тельности всех органов государственной власти как в центре, так и на местах должно стать обеспечение внутренней безопасности. Это реальный путь преодо ления кризисных явлений и ускорения развития страны.

Таким образом, спецификой политико административного управления объеди ненного субъекта РФ - Забайкальского края - являются: невысокий уровень взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной властями региона; приграничность субъекта РФ, которая имеет существенное значение для российского государства; авторитарная модель регионального развития, отме ченная моноцентризмом губернаторской власти.

2 Бейдина Т.Е., Федотов Д.А. Объединительные процессы в Забайкальском крае: обеспече

ние социально политической безопасности // Известия Иркутского государственного ун та, 2009, № 1(3), с. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.