Научная статья на тему 'Оценка политической власти и политической системы в субъекте РФ (на примере Забайкальского края)'

Оценка политической власти и политической системы в субъекте РФ (на примере Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
697
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / МОНОЦЕНТРИЗМ / СЕГМЕНТИРОВАННОСТЬ ВЛАСТИ / POLITICAL POWER / POLITICAL SYSTEM / TRANSBAIKAL REGION / MONOCENTRISM / FRAGMENTED POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

В статье дается оценка региональной модели политической власти и выделены такие пути ее улучшения, как законодательное регулирование, преодоление факторов отрицательной динамики развития, совершенствование властной вертикали на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional model of political power is evaluated in the article. Such ways of its improvement as legislative regulation, elimination of negative development dynamics factors, and improvement of vertical power structure both on federal and local level are pointed out.

Текст научной работы на тему «Оценка политической власти и политической системы в субъекте РФ (на примере Забайкальского края)»

Татьяна БЕЙДИНА

ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СУБЪЕКТЕ РФ (на примере Забайкальского края)

В статье дается оценка региональной модели политической власти и выделены такие пути ее улучшения, как законодательное регулирование, преодоление факторов отрицательной динамики развития, совершенствование властной вертикали на федеральном и региональном уровнях.

Regional model of political power is evaluated in the article. Such ways of its improvement as legislative regulation, elimination of negative development dynamics factors, and improvement of vertical power structure both on federal and local level are pointed out.

Ключевые слова:

политическая власть, политическая система, Забайкальский край, моноцентризм, сегментированность власти; political power, political system, Transbaikal region, monocentrism, fragmented power.

БЕИДИНА Татьяна Евгеньевна — д.полит.н., профессор; заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и политики ЗабГУ, г. Чита

beydina@inbox.ru

В Забайкальском крае развитие региональной модели полити -ческой власти ухудшают сложные социально - экономические процессы. Одной из самых острых демографических проблем остается высокий уровень смертности населения. За 5 лет, начиная с 2001 г., уровень смертности увеличился на 12,4%, в 2005 г. этот показатель достиг 17,2%с. В 2008 г. наблюдалось снижение числа умерших на 16,9% по отношению к уровню 2005 г. Как особо нега -тивный фактор выступает высокая смертность трудоспособного населения, в основном мужчин.

Одним из факторов, ежегодно определяющих численные потери населения края, является устойчивая миграционная убыль. Основную часть выбывших из края составляют мигранты трудоспо -собного возраста.

В государственных учреждениях службы занятости населения на конец марта 2010 г. зарегистрированы 22,3 тыс. чел., из них 20,0 тыс. чел. имели статус безработных. Напряженность на рынке труда снижается. Денежные доходы в расчете на душу населения в марте 2010 г. составили 12 814,7 руб., потребительские расходы в расчете на душу населения — 8 524,3 руб. Среднемесячная заработная плата в январе-марте 2010 г. составила 17 303,4 руб., существенно ниже среднероссийского показателя1.

«Стратегические направления развития Забайкальского края — важнейшие направления социально - экономического развития, реализация которых должна быть осуществлена исполнитель ными органами государственной власти Забайкальского края»2. Стратегически важным для улучшения экономики Забайкальского края является создание горнопромышленного комплекса на севере края (зона БАМа). В настоящее время ведутся работы по разработке технико экономического обоснования строительства горно -металлургического комплекса по освоению Чинейского месторождения ванадийсодержащих, титаномагнетитовых и

1 Программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010—2012 годы // http://www.ruvek.ru/media/docs/Zabaikale_ programma.doc

2 Бейдина Т.Е., Новикова А.В. Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и северо-востока КНР на период 2009— 2013 гг.: преимущества и угрозы реализации // Вестник Читинского государственного университета, 2011, № 5(72), с. 80.

медно - сульфидных руд мощностью до 10 млн т руды в год, а также первой очереди горно - обогатительного комбината на базе Катугинского редкометалльного место -рождения1.

Минимально необходимые среднегодо -вые темпы прироста ВРП должны состав -лять примерно 7,7% в год (против 6,7% по российскому сценарию). Только в этом случае регион получит преимущество в росте (260% против 230% по России в сред -нем) и сможет реализовать генеральную экономическую цель: «отыграть» сложив -шееся отставание от среднероссийских параметров по росту ВВП в 24%; получить некоторое преимущество (6—8%) в про -изводстве ВРП на душу населения за счет более высокой производительности; обе спечить реализацию социальных задач. В итоге будет создана минимально необхо -димая база для дальнейшего устойчивого и динамичного развития Дальнего Востока и Забайкалья и повышения роли России в Азиатско - Тихоокеанском регионе.

Региональная политическая система во многом копирует современную политиче скую систему России и должна быть резуль -тативной в условиях политических реформ и системного кризиса. Особенности современного российского кризиса отме чены президентом Центра политических технологий М.М. Буниным2. Это систем -ный и циклический характер усиления протестного голосования, трансформи рующегося в коллективные действия, рост авторитарных тенденций с повышением изоляционизма. Все эти факторы кризиса опасны и свидетельствуют об отсутствии эффективной политической структуры в субъектах РФ. Остановимся на региональ -ной модели Забайкальского края.

Одной из главных задач трансформа -ции исполнительной власти является не только поиск эффективной модели отно -шения центра и регионов, но и поиск оптимальной модели развития региональ -ных политических процессов, что воз можно только при наличии органических взаимоотношений между различными

1 Программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, про -живающих за рубежом на 2010—2012 годы // http:// www.ruvek.ru/media/docs/Zabaikale_programma.doc

2 Бунин М.М. Кризис в современной России:

социально-политические измерения // Вопросы местного самоуправления, 2009, № 4(26),

с. 51-54.

уровнями региональной государственной власти Забайкальского края. Подобные обстоятельства обусловили ориентировку региональных политических сил на моно -центричность для выполнения своих прагматических целей. Отсюда сочета -ние в политической системе субъектов РФ модернизационных и традиционных элементов, таких как централизованная власть, территориальный лидер, равно мерность распределения власти по кор поративным структурам, прагматизм. Данное сочетание позволяет прийти к выводу, что в условиях применения подобных традиций «происходит консо -лидация элитных групп, легитимизиру ется лидерство и в результате эффективно используются социально экономические ресурсы в целях динамичного развития территории»3.

Другая ситуация складывается в объе диненном субъекте РФ — Забайкальском крае, где корпоративный элитизм под крепляется угрозами безопасности при граничного субъекта РФ. Современная политика совершенствования исполни -тельной власти основана на формирова нии качественно нового государственного управления, взаимодействия государства и населения на паритетных основах (доступ -ность государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономиче -скую деятельность субъектов предприни мательства, прекращение избыточного государственного регулирования, функ ционирование электронного правитель ства, создание открытого правительства, предоставление государственных и муни ципальных услуг по принципу «одного окна»). По мнению Л.В. Сморгунова, «основанием выработки политических и организационно управленческих реше ний становится стремление к достижению общего блага, общего интереса, которые определяются и государством и обще -ственными участниками процесса»4.

Основными путями совершенство-

3 Дагбаев Э.Д. Институциональный дизайн политических процессов в Байкальской Азии. // Тезисы докладов V Всероссийского конкурса политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, факторы». Москва, 20—22 ноября 2009 г. — М. : Российская академия политических наук, 2009, с. 120.

4 Сморгунов Л.В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012, с. 4.

вания работы исполнительных орга -нов государственной работы власти Забайкальского края являются укрепле -ние законности, развитие открытости и доступности информации об их деятель ности, что позволит в условиях выстраи вания вертикали власти создать основы эффективного взаимодействия органов власти края с органами местного само управления и населением.

В условиях, когда жители Забайкальс кого края плохо информированы о дея тельности региональных и местных орга нов власти, работа пресс служб и отделов по связям с общественностью должна отличаться особой эффективностью. Возникла необходимость в новых фор мах, методах работы с населением, в т.ч. посредством РЯ-технологий, в условиях возрастания роли губернаторов в субъек тах РФ.

Согласно опросу, проведенному одним из рейтинговых агентств1, в сентябре 2012 г. самым популярным губернатором в России являлся Аман Тулеев (Кемеровская обл.), а в тройку самых непопулярных губернаторов входили: Олег Богомолов (Курганская обл.), Александр Михайлов (Курская обл.) и Александр Козлов (Орловская обл.). Наиболее выражена тенденция к падению индекса избираемо сти у Александра Карлина (Алтайский край). Тенденция понижения индекса была выявлена у глав следующих субъ ектов РФ (в алфавитном порядке): Алтайский край, Калининградская обл., Камчатский край, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Республика Коми, Хабаровский край, Челябинская обл., Ярославская обл. Улучшили пози -ции губернаторы следующих регионов (в алфавитном порядке): Волгоградская обл., г. Москва, Иркутская обл., Красноярский край, Липецкая обл., Омская обл., Пермский край, Приморский край, Псковская обл., Республика Мордовия, Ростовская обл., Смоленская обл. Наибольший рост индекса избираемости отмечен у мэра г. Москвы Сергея Собянина. Губернатор Забайкальского края имеет вероятность избрания, стремящуюся к нулю, что дает

1 http://www.kommersant.ru/Doc/1904168

http://www.rifey.ru/wall/words/show_id_7875/04-

09- 2012- indeks_izbiraemosti_glav_subyektov_ rossiyskoy_federatsii (дата обращения 27.01.2013).

большое поле для активной РЯ - кампании и улучшения региональной политиче -ской системы.

В связи с трансформацией политической системы как сетевой структуры происходит переход государства к функциям коорди -нации. Концепция «координирующего го -сударства» в ракурсе политической управ -ляемости, выдвинутая Л.В. Сморгуновым, является новой с точки зрения совре менных тенденций управления в госу -дарственных органах (появление обще ственной экспертизы, общественных форумов, различного рода комиссий). По свидетельству Л.В. Сморгунова, для коор -динирующего государства «главная цель — доверие к политике и государству и осно -ванное на нем сотрудничество государства и общества»2.

Специфика управления в субъектах РФ обусловлена разнообразием форм орга -низации исполнительной власти и ее доминированием в субъектах России, где исполнительная власть сильна и не всегда ограничивается исполнительными функ циями, но и выходит на уровень принятия законодательных актов.

Проблема обновления политической системы России, безусловно, деклара -тивна и политизирована. Партия «Единая Россия» под обновлением подразумевает стратегию политической модернизации или политику исторического реванша; для «Справедливой России» модерни -зация — это реформирование всех сфер жизнедеятельности. ЛДПР под модерни зацией понимает конкретные политиче ские предложения. Четкого ресурса про -странства обновления, как мы видим, нет. Бренд обновления меняется, и основой его изменения являются власть, лидеры, элита и политико технологическое управ ление как инструмент формирования задач развития региона. Содержательное наполнение бренда зависит от устрем -лений политической власти и имеет два вектора: внешний — «Забайкальский край — ворота в Китай» и внутренний — техно -логии развития. В сложившихся условиях депрессивности внутренний вектор для Забайкалья является приоритетным. По свидетельству А.В. Новиковой, «состоя -ние государственного аппарата, каче ство его деятельности, уровень доверия населения к власти — не менее важный

2 Сморгунов Л.В. Указ. соч., с. 8.

комплекс факторов, непосредственно влияющих на решение проблемы эффек тивности государственного управления»1. Но важна поддержка и развитие внутрен него, въездного, социального и само деятельного туризма — тех направлений, которые решают вопросы экономиче ского и социального характера. Кроме того, прослеживается четкая взаимосвязь этих двух направлений — высокий уро -вень спроса на внутренний туризм создает основу для развития въездного туризма, а неразвитость внутреннего туризма авто матически ведет к ограничению возмож ности приема зарубежных гостей. На территории Забайкальского края туропе раторскую деятельность осуществляет 31 туристская организация, турагентскую — около 20 туристских организаций, заре гистрированных в налоговых органах.

Отношения, связанные с разви тием туризма и туристской деятельности в Забайкальском крае, регулирует Закон Забайкальского края от 27 апреля 2009 г. № 159 - ЗЗК «О туризме и турист -ской деятельности в Забайкальском крае». Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июня 2010 г. № 238 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011—2013 годы)», целью которой является формирование современного эффективного конкурен тоспособного туристского рынка, обе спечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услу гах, повышение занятости и уровня жизни населения Забайкальского края.

Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных природ

1 Новикова А.В. Проблемы государственного управления в России // Известия Иркутского го сударственного университета, 2012, № 1(8), с. 16.

ных ресурсах, ландшафтном и биологиче ском разнообразии территории, ресурсах познавательного, научного, орнитологи ческого туризма, геологической и пале онтологической истории края, сохранив шихся памятниках археологии, культуры. Необходимо использовать все это для раз вития и обновления депрессивного реги она.

Анализ института региональной власти предполагает описание взаимодействия ветвей власти, тенденций его изменения. Власть имеет линейную динамическую направленность к лучшему состоянию. Транзит власти означает перемену отдель ных лидеров, менталитета, поведения граждан, их готовность к смене лидирую щей фигуры региональной политической власти. Выбор организационных форм го сударственных органов связан с внутрен ней и внешней структурами и задачами, стоящими перед региональной политиче ской системой.

Целесообразно также учитывать сле -дующие изменения соотношения поли тических сил в Забайкальском крае. Во первых, сокращение сегмента лидер ства «Единой России». Во вторых, из за социально экономического кризиса в стране снизился авторитет власти в целом. В третьих, усилилась зависимость от цен тра в условиях доминирования губернатора как главы региона. В четвертых, появля ются конкуренты, которые полемизируют с «Единой Россией», — это КПРФ, ЛДПР.

Следовательно, можно отметить сле -дующие пути совершенствования регио -нальной модели политической власти и политической системы: 1) законодатель ное регулирование; 2) преодоление фак торов отрицательной динамики развития субъекта РФ; 3) совершенствование власт ной вертикали и управления как на феде ральном, так и на региональном уровнях; 4) демократизация лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.